«Севморпуть» - единственный в мире атомный лихтеровоз

«Севморпуть» - единственный в мире атомный лихтеровоз Арктика, Интересное, Мирный атом, Длиннопост, Северный морской путь

Выкладываю с разрешения автора.


Совершенно случайно наткнулась на статью норвежского журналиста о каком-то чрезвычайно опасном русском корабле «загруженном рыбой и ядерным реактором». Мне стало любопытно, и я немного покопалась в сети в поисках информации об очередном детище сумрачного советского гения. Итак, знакомьтесь, контейнеровоз с ядерной энергетической установкой «Севморпуть».


Атомный лихтеровоз-контейнеровоз - единственное в мире гражданское транспортное судно с ядерным реактором на борту. Атомоход, по старой советской традиции, сдан в эксплуатацию 31 декабря 1988 года. Лихтеровоз способен самостоятельно проходить сплошные ледяные поля толщиной до метра со скоростью около двух узлов.


Благодаря атомной энергетической установке дальность плавания судна ограничена лишь запасами провизии и выносливостью экипажа. Однако, в случае выхода из строя реактора, вспомогательная дизельная установка может обеспечить до 6000 миль похода. Обводы и прочность корпуса позволяют использовать «Севморпуть» в арктических водах как в обеспечении ледокола, так и в самостоятельном плавании. Правда, без ледокольной проводки, толщина льда должна быть не более метра, но это не так мало, особенно в сезон активного судоходства.

«Севморпуть» - единственный в мире атомный лихтеровоз Арктика, Интересное, Мирный атом, Длиннопост, Северный морской путь

Судно предназначено для доставки грузов в труднодоступные регионы и районы со сложной ледовой обстановкой и гидрометеоусловиями. Проект предусматривает размещение в трюмах и на верхней палубе около 70 лихтеров или 1300 контейнеров международного стандарта ИСО, что, в общей сложности, дает более 36 000 тонн полезного груза.


Изначально, лихтеровоз обеспечивал доставку грузов на международных рейсах далеко не арктических водах. Основными направлениями были Одесса-Вьетнам-Владивосток и Владивосток-КНДР. Позднее, с развалом Советского союза, прекратились рейсы в Одессу, а потом, на фоне политического кризиса в Северной Корее, и в порты Пхеньяна. Здесь-то кораблю и пригодился его скромный, но не бесполезный, ледокольный класс. Вплоть до 2007 года «Севморпуть» постоянно курсировал по маршруту Мурманск-Дудинка-Мурманск и обеспечивал полярный порт необходимым количеством промышленно-продовольственных товаров.


Трудные времена пришли с наступлением необходимости очередного среднего ремонта. Внезапно, судно оказалось нерентабельным и чересчур дорогим в обслуживании. В конце 2012 года после длительного периода простоя, в связи с отсутствием востребованности лихтеровоза по прямому назначению, судно начали готовить к списанию.


Однако, уже в следующем году, бурный старт развития российской Арктики и, в частности Павловского месторождения на Новой Земле, выявил острую нехватку в транспортных судах большого тоннажа и «Севморпути» дали второй шанс. Deus ex machina в реальной жизни.

«Севморпуть» - единственный в мире атомный лихтеровоз Арктика, Интересное, Мирный атом, Длиннопост, Северный морской путь

В течение двух лет на корабле был проведен немалый перечень ремонтно-восстановительных мероприятий, в том числе:

- восстановление и освидетельствование подводной части корпуса;

- ремонт и модернизация вспомогательных механизмов и общекорабельных систем;

- продление срока службы ядерной энергетической установки и устранение проблем радиационной безопасности, в соответствии с современной нормативной базой;

- поставка и загрузка активной зоны, физический пуск и вывод реакторной установки судна на энергетический уровень мощности.


Итогом проделанной работы явилось решение о продлении времени эксплуатации реакторной установки до 150 тысяч часов и срока службы корабля до 35 лет. Лихтеровоз оснастили современным навигационным оборудованием, обновленной системой борьбы за живучесть и более производительным погрузочным оборудованием.


Уже в мае 2016 года атомный контейнеровоз вышел из порта Мурманск в направлении острова Котельный, в свой первый рейс после длительного простоя. В бухте Темп состоялась выгрузка на припайный лед 5 806 тонн груза. «Севморпуть» в очередной раз доказал свою профпригодность и в последующие годы объемы эксплуатации судна только росли.

«Севморпуть» - единственный в мире атомный лихтеровоз Арктика, Интересное, Мирный атом, Длиннопост, Северный морской путь

На текущий момент атомный лихтеровоз принимает участие в амбициозном проекте по оценке возможности создания регулярной каботажной контейнерной линии между Дальним Востоком и Северо-Западом России по Северному морскому пути.


В свой первый рейс, в рамках эксперимента, «Севморпуть» вышел из Петропавловска-Камчатского в конце августа текущего года, трехнедельный арктический поход завершится в Санкт-Петербурге, куда корабль доставит около 8 500 тонн груза. По оценкам экспертов, на первых порах основу грузового потока перспективного грузопотока составит рыбная продукция. Организаторы рейса предполагают, что инициатива будет способствовать повышению уровня продовольственной безопасности России.


С момента подъема флага и начала эксплуатации атомный лихтеровоз «Севморпуть» прошел более 300 000 миль и перевез более 1,5 миллионов тонн грузов. Для сравнения, другим судам, работающим на Дудинской линии, пришлось бы выполнить сотню рейсов, чтобы перевести такое же количество груза, израсходовав при этом почти 100000 тонн топлива


«Севморпуть» – одновинтовой, однопалубный атомоход с избыточным надводным бортом, баком, носовым расположением жилой надстройки, промежуточным расположением машинного отделения и реакторного отсека, с наклонным форштевнем ледокольного типа, крейсерской кормой, срезанной в надводной части по форме транца. Длина 260 метров, ширина 32 метра, водоизмещение 61 000 тонн.


По материалам официального сайта «Росатомфлота». Спасибо за внимание.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
Там пиздец фонит или как дома?
раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку