235

«Севморпуть» - единственный в мире атомный лихтеровоз

«Севморпуть» - единственный в мире атомный лихтеровоз Арктика, Интересное, Мирный атом, Длиннопост, Северный морской путь

Выкладываю с разрешения автора.


Совершенно случайно наткнулась на статью норвежского журналиста о каком-то чрезвычайно опасном русском корабле «загруженном рыбой и ядерным реактором». Мне стало любопытно, и я немного покопалась в сети в поисках информации об очередном детище сумрачного советского гения. Итак, знакомьтесь, контейнеровоз с ядерной энергетической установкой «Севморпуть».


Атомный лихтеровоз-контейнеровоз - единственное в мире гражданское транспортное судно с ядерным реактором на борту. Атомоход, по старой советской традиции, сдан в эксплуатацию 31 декабря 1988 года. Лихтеровоз способен самостоятельно проходить сплошные ледяные поля толщиной до метра со скоростью около двух узлов.


Благодаря атомной энергетической установке дальность плавания судна ограничена лишь запасами провизии и выносливостью экипажа. Однако, в случае выхода из строя реактора, вспомогательная дизельная установка может обеспечить до 6000 миль похода. Обводы и прочность корпуса позволяют использовать «Севморпуть» в арктических водах как в обеспечении ледокола, так и в самостоятельном плавании. Правда, без ледокольной проводки, толщина льда должна быть не более метра, но это не так мало, особенно в сезон активного судоходства.

«Севморпуть» - единственный в мире атомный лихтеровоз Арктика, Интересное, Мирный атом, Длиннопост, Северный морской путь

Судно предназначено для доставки грузов в труднодоступные регионы и районы со сложной ледовой обстановкой и гидрометеоусловиями. Проект предусматривает размещение в трюмах и на верхней палубе около 70 лихтеров или 1300 контейнеров международного стандарта ИСО, что, в общей сложности, дает более 36 000 тонн полезного груза.


Изначально, лихтеровоз обеспечивал доставку грузов на международных рейсах далеко не арктических водах. Основными направлениями были Одесса-Вьетнам-Владивосток и Владивосток-КНДР. Позднее, с развалом Советского союза, прекратились рейсы в Одессу, а потом, на фоне политического кризиса в Северной Корее, и в порты Пхеньяна. Здесь-то кораблю и пригодился его скромный, но не бесполезный, ледокольный класс. Вплоть до 2007 года «Севморпуть» постоянно курсировал по маршруту Мурманск-Дудинка-Мурманск и обеспечивал полярный порт необходимым количеством промышленно-продовольственных товаров.


Трудные времена пришли с наступлением необходимости очередного среднего ремонта. Внезапно, судно оказалось нерентабельным и чересчур дорогим в обслуживании. В конце 2012 года после длительного периода простоя, в связи с отсутствием востребованности лихтеровоза по прямому назначению, судно начали готовить к списанию.


Однако, уже в следующем году, бурный старт развития российской Арктики и, в частности Павловского месторождения на Новой Земле, выявил острую нехватку в транспортных судах большого тоннажа и «Севморпути» дали второй шанс. Deus ex machina в реальной жизни.

«Севморпуть» - единственный в мире атомный лихтеровоз Арктика, Интересное, Мирный атом, Длиннопост, Северный морской путь

В течение двух лет на корабле был проведен немалый перечень ремонтно-восстановительных мероприятий, в том числе:

- восстановление и освидетельствование подводной части корпуса;

- ремонт и модернизация вспомогательных механизмов и общекорабельных систем;

- продление срока службы ядерной энергетической установки и устранение проблем радиационной безопасности, в соответствии с современной нормативной базой;

- поставка и загрузка активной зоны, физический пуск и вывод реакторной установки судна на энергетический уровень мощности.


Итогом проделанной работы явилось решение о продлении времени эксплуатации реакторной установки до 150 тысяч часов и срока службы корабля до 35 лет. Лихтеровоз оснастили современным навигационным оборудованием, обновленной системой борьбы за живучесть и более производительным погрузочным оборудованием.


Уже в мае 2016 года атомный контейнеровоз вышел из порта Мурманск в направлении острова Котельный, в свой первый рейс после длительного простоя. В бухте Темп состоялась выгрузка на припайный лед 5 806 тонн груза. «Севморпуть» в очередной раз доказал свою профпригодность и в последующие годы объемы эксплуатации судна только росли.

«Севморпуть» - единственный в мире атомный лихтеровоз Арктика, Интересное, Мирный атом, Длиннопост, Северный морской путь

На текущий момент атомный лихтеровоз принимает участие в амбициозном проекте по оценке возможности создания регулярной каботажной контейнерной линии между Дальним Востоком и Северо-Западом России по Северному морскому пути.


В свой первый рейс, в рамках эксперимента, «Севморпуть» вышел из Петропавловска-Камчатского в конце августа текущего года, трехнедельный арктический поход завершится в Санкт-Петербурге, куда корабль доставит около 8 500 тонн груза. По оценкам экспертов, на первых порах основу грузового потока перспективного грузопотока составит рыбная продукция. Организаторы рейса предполагают, что инициатива будет способствовать повышению уровня продовольственной безопасности России.


С момента подъема флага и начала эксплуатации атомный лихтеровоз «Севморпуть» прошел более 300 000 миль и перевез более 1,5 миллионов тонн грузов. Для сравнения, другим судам, работающим на Дудинской линии, пришлось бы выполнить сотню рейсов, чтобы перевести такое же количество груза, израсходовав при этом почти 100000 тонн топлива


«Севморпуть» – одновинтовой, однопалубный атомоход с избыточным надводным бортом, баком, носовым расположением жилой надстройки, промежуточным расположением машинного отделения и реакторного отсека, с наклонным форштевнем ледокольного типа, крейсерской кормой, срезанной в надводной части по форме транца. Длина 260 метров, ширина 32 метра, водоизмещение 61 000 тонн.


По материалам официального сайта «Росатомфлота». Спасибо за внимание.

Дубликаты не найдены

+11

Спасибо. Очень интересно.

раскрыть ветку 1
+3

Очень. Мне знакома эта штука, но всеравно интересно.

Иллюстрация к комментарию
+7

Часть агрегатов на этом судне, а именно теплообменники 2 го контура проектировались в КБ Таврия, в Севастополе. И моя мама принимала участие в этом, даже фотка есть где то с готовым теплообменником

+4

Реактор это тоже геморрой конечно, но уж лучше, чем перделка мазутно-гудроновая. Читал где то то 6 самых крупных контейнеровозов, которые плавают хуй знает на чём, на ссаных тряпках с отработанным маслом или типа того, пердят в атмосферу больше, чем все автомобили на планете...

+3

Еще в журнале для моделистов, приложение к "Юному технику" были его чертежи для сборки. Из бумаги.

раскрыть ветку 1
0
Хорошо что уточнил.
+3
Как там наверное тихо внутри 😁
Только счётчик потрескивает😆

Первое время работы в море подолгу не мог уснуть от работы главного двигателя.
раскрыть ветку 3
+10
Работал я на нём, на дозиметрическом посту, что над реактором, почти природный фон.
раскрыть ветку 2
0

А большая разница в кол-ве обслуживающего персонал в сравнении с обычным дизелем?

раскрыть ветку 1
+1

Построен в Керчи, завод "Залив" им. Бутомы.

UPD: Во, блин вверху комментарий про Керчь был. Сорри.

0

В середине девяностых учился в дудинском клубе юных моряков. Нас водили на экскурсию на "Севморпуть". Впечатляющая махина.

0
На 3 фото Дудинка, 15 долгих прекрасных лет в этом чудном северном городе
-1

Интересно а как он в одессу ходил, учитывая безъядерный статус черного моря?

раскрыть ветку 6
+10

Так безъядерный статус говорит о невозможности размещения ядерного оружия и средств его доставки, нет?

раскрыть ветку 4
-2

Да вроде и атомоходам нельзя.

раскрыть ветку 3
+2
А ничего, что он вообще-то в Керчи построен?
-3
Там пиздец фонит или как дома?
раскрыть ветку 1
0
-4

Насколько я слышал корпус судна разрабатывается от условий использования

Плотность, соленость воды и др, суда Северного флота, нельзя использовать в южных

Морях из- за повышенной коррозии метала,хочется надеяться что еще не все

Опытные корабелы союза ушли на пенсию

раскрыть ветку 1
+3

Если это так то можно разработать специальные краски для Севера и для Юга, а не для каждой среды сплав металла просчитывать.

-11
Почему он так и остался один ? Потому что нахер никому не был нужен. Евоные лихтера никуда не лезли - лихтерные технологии никто не знал, не умел ими управлять, работать, обрабатывать. И никто не умел. И не было ресурсов чтоб учиться и уметь. Моооожет быть, если бы Крайний Север развивался как Москва, такие технологии в перспективе бы и прижились. Но увы. Предназначение сего лихтеровоза - именно амбициозные проекты и не более. Проще говоря: воротилы судостроения и судовладения тупо мереются письками ..... В те времена сильно мерились, ну а сейчас уже как бы тенью тех писек....
раскрыть ветку 6
+1
Когда его строили, в евонных лихтерах должна была быть военная техника с возможностью высадки на необорудованный берег.
раскрыть ветку 5
0
Живой лихтер видели хоть ? Ну или хотя бы неживой ? Рекомендую поучить матчасть и инструкции по эксплуатации.... можете в лихтер напихать что угодно - а потом пытаться засаживать в необорудованный берег. И понакупать легион буксиров по 10 мильенов долларов каждый, дабы пихать их к берегу, но сначала понакупать офигенных тягачей и кранов, и срочно доставить их и установить на обозначенный необорудованный берег... На этом необорудованном берегу перед высадкой завести семейку умелых и обученных людишек, которые ловкими руками будут обрабатывать эти тягачи, краны, буксиры, лихтера....
раскрыть ветку 4
-11
Если чуть сжать содержание: и это чуть было не просрали. Но одумались.
Интересно, как скоро РФ сможет самостоятельно строить такие суда?
раскрыть ветку 41
+7

Уже строит.

ещё комментарии
ещё комментарии
Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: