3257

Северный Морской Путь. 06.01.20241

Самое время поговорить об Арктике.
Особенно учитывая погоду, установившуюся на Русской равнине в последние дни.

Главное:
Северный Морской Путь (СМП) проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому). Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему составляет чуть более 14 тыс. км. Для сравнения, тот же путь через Суэцкий канал - свыше 23 тыс. км. Расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль. 1 морская миля = 1,852 км.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Северный_морской_путь

<!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/severnyiy_morskoy_put_06012024_10996596?u=https%3A%2F%2Ftriptonkosti.ru%2F10-foto%2Fsevernyj-morskoj-put-rossii-karta-86-foto.html&t=https%3A%2F%2Ftriptonkosti.ru%2F10-foto%2Fsevernyj-morskoj-put-rossii-...&h=66d889533a907a3b1b8d4dab554b0be0b2e091a6" title="https://triptonkosti.ru/10-foto/severnyj-morskoj-put-rossii-karta-86-foto.html" target="_blank" rel="nofollow noopener">https://triptonkosti.ru/10-foto/severnyj-morskoj-put-rossii-...</a><!--/noindex-->

https://triptonkosti.ru/10-foto/severnyj-morskoj-put-rossii-...

Путь из главного порта Европы (Роттердам) в Йокогаму также значительно короче. 7300 морских миль по СМП против 11200 морских миль через Суэцкий канал.

История.
https://icebreakers.tass.ru/dolgij-put-na-sever/
1525. Первый проект Северо-Восточного прохода и первая в мире карта Арктики составлены со слов Дмитрия Герасимова во время его посольской миссии в Риме.
1648. Семён Дежнёв открывает пролив, отделяющий Чукотку от Аляски.
1724. Начало Первой Камчатской экспедиции, которая подтвердила наличие пролива между Азией и Америкой.
1878. Шведская экспедиция на шхуне «Вега» впервые проложила путь через Северный Ледовитый океан в Тихий океан.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Экспедиция_Норденшёльда_(1878—...
1893. Вторыми по Северному морскому пути в попытке достичь Северного полюса прошли норвежцы во главе с Фритьофом Нансеном.
1897. Начало строительства первого в мире ледокола арктического класса «Ермак» в Ньюкасле.
1900. Русские исследователи на шхуне «Заря» под руководством Эдуарда Толля в третий раз в истории прошли по СМП.
1932. Создано Главное управление СМП — в его ведение переданы вся инфраструктура и ледокольный флот.
1933. Экспедиция на пароходе "Челюскин",
https://tass.ru/arktika-segodnya/18412601
1935. Первая транспортная операция на Северном морском пути — грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток.
1941. В годы Великой Отечественной войны СМП стал важнейшей трассой советского Севера. Через Мурманск и Архангельск проходило плавание союзных конвоев из США и Англии, а через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси шло снабжение углем, никелем, медью, лесом.
1959. Ввод в эксплуатацию атомного ледокола «Ленин», построенного на верфи Адмиралтейского завода в Ленинграде.
1977. Атомный ледокол «Арктика» стал первым в истории надводным судном, которое достигло Северного полюса.
1978. Весной этого года атомный ледокол «Сибирь» впервые прошел по линии Мурманск — Дудинка. Так он доказал возможность круглогодичной навигации в Арктике.
1987. Рекорд СССР по транспортировке грузов по СМП — 6,58 млн тонн.
1991. После распада СССР грузоперевозки сократились до 2 млн тонн в год, инфраструктура обслуживания СМП постепенно разрушалась.
2008. Атомный ледокольный флот передали в ведение Росатома. База судов расположена в Мурманске.
2010. Росатомфлот впервые подтвердил возможность прямых поставок углеводородов по СМП в Азиатско-Тихоокеанский регион.
2012. Принят закон о Северном морском пути, который определил границы акватории и разграничил полномочия в этой зоне.
2016. Грузооборот по СМП впервые превысил советские показатели, достигнув 7,26 млн тонн.

Современность.
https://lenta.ru/articles/2023/12/13/zapolyarnym/
https://www.kommersant.ru/doc/6413261
1.В 2022 году при целевом показателе в 31 миллион тонн объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути превысил 34 миллиона тонн. За 11 месяцев 2023 года объем перевозок уже достиг показателя в 33,1 миллиона тонн. По соглашениям, которые на сегодняшний день подписаны с основными грузоотправителями, планы на 2030 год — 150 миллионов тонн. В 2035 году этот показатель должен превысить 220 миллионов тонн.
// А это - почти 20% от объема перевозок через Суэцкий канал. Впрочем, транзитное использование СМП, на мой взгляд, не так чтобы выгодно для России.
2. Развитие СМП в первую очередь выгодно российским транспортным и добывающим компаниям. Немаловажно, что круглогодичная навигация также позволит улучшить ситуацию с северным завозом, в рамках которого ежегодно доставляется 3,2 миллиона тонн грузов в 25 регионов России.
3. «Росатом» уже обсуждает переориентацию части добываемой в Арктике нефти с западных маршрутов на Севморпуть, предлагая использовать обычные танкеры с гарантированной безопасностью и ледоколы в летне-осеннюю навигацию. Также «Росатом» предлагает направить на Севморпуть экспорт российской нефти, осуществлявшийся ранее из портов Балтики на Запад.
4. Еще одним направлением увеличения грузопотока через СМП могут стать экспортные перевозки угля, пиломатериалов, зерновой продукции по речным транспортным коридорам (Обь-Иртышский и Енисейский бассейны) через акваторию Севморпути в страны Юго-Восточной Азии. Таким образом, СМП может взять на себя часть грузов Восточного полигона железных дорог.

Ледоколы.
Для роста грузооборота по СМП строятся новые ледоколы и суда ледового класса. Так, к 2035 году маршрут будет обслуживать 18 ледоколов, что обеспечит непрерывность и круглогодичность ледовой проводки. К 2030 году в акватории будут работать семь ледоколов серии 22220, из них уже работают три, еще четыре строятся. Эта новая серия 60-мегаваттных (75 тысяч лошадиных сил!) судов атомного флота в настоящее время является самой большой и мощной в мире. Длина корабля составляет 173,3 метра. Это почти два футбольных поля, минимальная длина которого по правилам не должна быть меньше 90 метров. Ширина судна — 34 метра, а его водоизмещение — 33,5 тысячи тонн. Корабль с экипажем 54 человека имеет двухреакторную энергетическую установку с основным источником пара от реакторной установки нового поколения РИТМ-200. Максимальная скорость судна составляет 22 узла (40,74 километра в час), а срок службы — 40 лет. По проекту, который реализуется с 2012 года, уже построены три атомохода — «Арктика» (головной), а также «Сибирь» и «Урал», которые уже вошли в состав атомного ледокольного флота России. Третий и четвертый серийные универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Якутия» и «Чукотка» строятся, их планируется сдать в 2024 и 2026 годах соответственно. Пятый и шестой серийные ледоколы готовятся к закладке.

<!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/severnyiy_morskoy_put_06012024_10996596?u=https%3A%2F%2Frussiangiant.ru%2F2023%2F09%2F22%2F22-sentjabrja-2017-goda-spuska-na-vodu-pervogo-atomnogo-ledokola-proekta-22220-sibir%2F&t=https%3A%2F%2Frussiangiant.ru%2F2023%2F09%2F22%2F22-sentjabrja-2017-goda-s...&h=4bb97376ee57dd48c9003ec0931b8a51fbbfe877" title="https://russiangiant.ru/2023/09/22/22-sentjabrja-2017-goda-spuska-na-vodu-pervogo-atomnogo-ledokola-..." target="_blank" rel="nofollow noopener">https://russiangiant.ru/2023/09/22/22-sentjabrja-2017-goda-s...</a><!--/noindex-->

https://russiangiant.ru/2023/09/22/22-sentjabrja-2017-goda-s...

Порты.
https://arctic-russia.ru/article/vekhi-bolshogo-puti/
1. Мурманск - незамерзающий порт. В состав мурманского перевалочного узла входят собственно порт Мурманск (до 20 млн.т. грузов в год) и новый порт Лавна (до 18 млн.т. в год). Общий планируемый грузооборот мурманского портового района - 110 млн.т. в год. В декабре порт Лавна подключен к транспортной сети РЖД.
https://rg.ru/2023/12/24/reg-szfo/lavna-zarabotal.html
https://tass.ru/ekonomika/19669439
https://ria.ru/20231215/putin-1916058836.html
2. Порт Сабетта — арктический морской порт на западном берегу Обской губы Карского моря. Находится на восточном берегу полуострова Ямал в районе посёлка Сабетта. Предназначен для транспортировки сжиженного природного газа и обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Строительство началось в 2012 году. Первые грузовые суда порт принял в 2013 году.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сабетта_(порт)
https://morvesti.ru/analitika/1688/94393/
3. Архангельск. Порт в значительной степени устаревший, относительно мелководный. Однако потенциал у порта есть. Порт располагает значительными резервами портовых и подъездных железнодорожных мощностей, в отличие от других действующих портовых площадок.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Архангельск_(порт)#%D0%93%D1%8...
// Обычно я не пишу о планах, но из любого правила есть исключения.
В Двинском заливе Белого моря, севернее острова Мудьюг, в пяти километрах от деревни Куя, будет создан глубоководный морской район. Планируется, что ориентировочная мощность нового терминала к 2040 году составит 25 млн тонн в год.
https://pravdasevera.ru/2023/10/02/651a8f684a4d245a1d61a732....
https://29.ru/text/politics/2023/10/02/72766931/
// Уверен - построят. У России достаточно компетенций в области строительства портов. Порт - это не айфон, и не легковой автомобиль среднего класса (делать эти вещи мы не умеем). А вот порт - построим. В него нам автомобили и айфоны и привезут.

Зачем?
Под одним из моих постов был комментарий примерно с таким текстом:
"... А зачем нам ледоколы? Посмотреть красивые картинки? Испытать гордость за то, что мы можем - а другие нет? ..."
Текст привожу по памяти, поэтому в формулировке могут быть неточности. Однако именно этот комментарий вызвал желание написать этот пост.
Дело в том, что некоторые масштабные проекты воспринимаются частью граждан как "проекты ради проектов", потому, что они не улучшают жизнь этих "простых граждан" немедленно. Но давайте попробуем посмотреть чуть дальше.

Что даёт СМП экономике России в целом:
1. Главное - независимость транспортного коридора. СМП - это ПРЯМОЙ выход в мировой океан. Минуя турецкие и датские проливы. И платить за прохождение проливов не надо.
2. Скорость поставок. Когда ледокольный флот достигнет проектного количества судов, а проводка по СМП станет круглогодичной, скорость прохождения грузов увеличится в 1,5 - 2 раза. А время - деньги.
3. Потенциальный транзит. СМП - российский "Суэцкий канал". Рано или поздно события, начавшиеся 24.02.2022 закончатся, санкции будут ослаблены, а экономика ЕС начнёт искать новые варианты развития. И СМП, как кратчайший путь из северной Европы в Азию вполне может оказаться востребованным.
4. ВВП, рабочие места, развитие региона. Тут - всё очевидно. Порты, железные дороги, собственно ледокольный флот, флот судов ледового класса и т.д. и т.п. Любое развитие - это развитие. Рост.
Важный комментарий. Развитие СМП - сложный и проблемный процесс. Я уже вижу комментарии типа "Ну вот теперь заживём!", и заранее улыбаюсь. Проблемы - есть. В том числе, созданные санкциями. Особенно в части производства и перевозки СПГ. Но у каждой проблемы есть решение. Комментарии специалистов по СПГ, иногда появляющиеся под моими постами, вселяют надежду на успех.

Что даёт СМП "простым гражданам":
1. В данный момент - возможность получить хорошую работу с хорошей оплатой на строительстве портов, ледоколов, судов ледового класса, железных дорог и другой инфраструктуры СМП, рабочие места собственно на ледоколах, и т.д. Зарплаты там вполне достойные.
https://rekamore.su/job/inpro-dlya-raboty-na-atomnom-ledokol...
Приключение длиной в Арктику или как я попала в Росатом
https://strana-rosatom.ru/2023/07/24/do-2030-goda-atomflot-p...
2. Чуть позже - сокращение времени доставки товаров из Азии. И (возможно), некоторое удешевление этих товаров, т.к. стоимость доставки зависит от её скорости.
3. Главное - СМП даёт "простому гражданину" уверенность в том, что никто и никогда не сможет заблокировать поставки в Россию тех товаров, которые наша страна не производит. Тех же смартфонов и качественных автомобилей, бытовой электроники и т.д.

Резюме: Северный Морской путь России необходим. С портами, железными дорогами, и, конечно, ледоколами.

С Вами - AlexRadio. На связи!
С Новым Годом и наступающим Рождеством!

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
113
Автор поста оценил этот комментарий

// А это - почти 20% от объема перевозок через Суэцкий канал


Пока это - красивые мечты о будущем. А реально имеем 2.5% от суэцкого канала с довольно невнятными перспективами. Европу и Суэцкий канал в целом устраивает (когда там нет пиратов и обстрелов от хуситов).


> Главное - СМП даёт "простому гражданину" уверенность в том, что никто и никогда не сможет заблокировать поставки в Россию тех товаров, которые наша страна не производит.


Ну вообще-то физически их и сейчас не блокируют - поставки и напрямую из Китая, и транзит через третьи страны. Санкции чаще влияют на на транспортные пути, а скорее на поведение производителей и экспортеров в других странах. И на них СМП не влияет.


> Чуть позже - сокращение времени доставки товаров из Азии. И (возможно), некоторое удешевление этих товаров, т.к. стоимость доставки зависит от её скорости.


По стоимости - вопрос открытый. Сопровождение ледоколами все же явно не бесплатное.

По расстоянию - дорога из Китая в Мурманск сравнима по расстоянию с дорогой в черноморский порты (при условии, что прекратились проблемы с хуситами). И что-то мне подсказывает, что железнодорожное и автотранспортное сообщение от Новороссийска лучше, чем от Мурманска.


> В данный момент - возможность получить хорошую работу с хорошей оплатой на строительстве портов, ледоколов, судов ледового класса, железных дорог и другой инфраструктуры СМП, рабочие места собственно на ледоколах, и т.д. Зарплаты там вполне достойные.


Я не сомневаюсь, что работы в условиях крайнего севера хорошо оплачиваются. Но мне кажется, что большинство предпочло бы создание высокооплачиваемых рабочих мест в несколько более удобном климате и менее экстремальных условиях.


Итого основной плюс России от СМП - это путь для экспорта ресурсов с северных месторождений. Для этого он вполне выгоден, хотя и развивает экспорт полезных ископаемых вместо продуктов их переработки (а переработка в условиях крайнего севера малореальна, кроме разве что сжижения газа)

раскрыть ветку (31)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Подытожу: путь ради пути.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

У самурая нет цели, только путь...

14
Автор поста оценил этот комментарий

> Я не сомневаюсь, что работы в условиях крайнего севера хорошо оплачиваются.

Лет 10 назад сравнивал зп жд.путейцев(как правильно называется профессия не помню, те кто занимается ремонтом и обслуживанием жд.путей).Для сравнения были взяты Мурманск(да, тот самый север, хоть и не такой экстрим по сравнению с Сибирью) и Волгоград.ЗП были взяты с сайта РЖД, разница была рублей 100-200.Сейчас может что и поменялось, хотя мне кажется вряд-ли. По тем временам кстати, 13-14 года приятель рассказывал как его, железнодорожника, перевели в питерский филиал РЖД,. То есть по сути получается стал оформлен в Питере, а по факту работал там же в Мурманске, соответственно никаких северных льгот,ни отпуска 52 дня, ни северного стажа.

13
Автор поста оценил этот комментарий

когда там нет пиратов и обстрелов от хуситов

Так и запишем: наша задача спонсировать хуситов и создать для Европы потребность в севморпути)

18
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Но все же европейские компании пользуются смп и будут пользоваться пока это выгодно, экономия денег и времени.
Людям не обязательно жить на крайнем севере, что бы работать там, есть вахтовый метод.

В основном так гоняют газовозы и танкера, но и контейнеры тоже бегают.
Не обязательно сопровождать каждое судно ледоколом, можно просто поддерживать фарватер, а многие суда обладают своим ледовым классом, которые могут ломать тонкий лёд.

Я не знаю какие перспективы у смп в будущем, но определённо спрос будет.
Суэцкий канал это конечно хорошо, но не забываем что он платный, сумма прохода может быть до 200к$, плюс пиратская зона, а это расходы на обязательную страховку, охрану, бонус экипажу. А ещё есть варик что судно захватят, ограбят и угонят экипаж в плен, а потом выплачивай за них выкуп, последний что я слышал 2 ляма$ заплатила компания, отправив к пиратам своего представителя.

Я уже писал что в смп есть смысл и польза, перспективы с пруфами и ссылками, лень мне искать, все есть в интернете.
Инфраструктура для морского трафика активно развивается на маршруте следования, надеюсь так и будет продолжаться ибо это новые рабочие места. И может для моряков рф наконец будут хорошие условия труда.

Я, как моряк, вижу в этом только плюсы
раскрыть ветку (23)
19
Автор поста оценил этот комментарий

А смп будет бесплатным, я правильно понимаю?

Ну и апокалптичный сценарий : нельзя же исключать, что и там пираты появятся. В случае чего.

раскрыть ветку (5)
39
Автор поста оценил этот комментарий
На чем, на ледоколах?
раскрыть ветку (3)
20
Автор поста оценил этот комментарий

Ходоки придут.

7
Автор поста оценил этот комментарий

Ага, на шлюпках с ледоколов, и вместо реакторов у них будут РИТЭГи без оболочки

2
Автор поста оценил этот комментарий
Чукчи на оленях
19
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Пока он бесплатный, но для его прохода штурманам необходимо получать сертификат о его прохождение, цена вроде 35к₽, действует 5 лет, но это не точно я сам из нормального департамента.

А потом можно поставить ворота на форваторе и пропускать только с наличием транподера который стоит как смартфон, а рядом сделать небольшой фарватер, где будет сидеть бабка и вечная пробка.

Вот кстати да. Можно послать апокалипсис и действовать сразу. Открыть школу пиратов и начать развивать это уже сейчас.
Вы представляете как ахуеет капитан торгового судна когда его начнут пиратить на атомном ледоколе!?
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
А вы моряк по какой специальности?
раскрыть ветку (16)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Старший механик
раскрыть ветку (15)
12
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Скажите товарищ старший механик вы знаете как ходят контейнеровозы? Это трамвай который ходит по расписанию. И если контейнеровоз вместимостью 10000 TEU должен быть например в Лондоне условно 1 февраля, то опоздание на одни сутки это такие неустойки...СМП не может обеспечить стабильности перехода. Газ и углеводороды таскать можно (кстати у корейцев заказывали газавозы в арктическом исполнении специально). Остальное сомнительно. СМП не обеспечивает стабильность грузопотока.
раскрыть ветку (14)
25
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Контейнера разные бывают😀
Советую зайти тогда на маринтрафик и т.п и посмотреть что контейнера там ходят. А это значит что компании учитывают риски.

Логика просто огонь конечно, никто и ни что не может обеспечить приход судна в назначенный день и час. Факторов просто тьма:
- погода, сколько раз с ней ошибались
- состояния пропульсивки, которая не вечная, а зная крупные компания типа мск и какая у них снабжуха, то да
- качество топлива, которая может убить топливную аппаратуру
- ошибки в навигации
- человеческий фактор в конце концов.

То есть вот весь мир может обеспечить графика прихода в порт, а вот смп один не может😀
Особенно суэцкий, где контейнер перекрыл движуху или боевые действия вблизи.

Я в целом не понимаю столь жёсткой критики смп, проект развивается, инфраструктура севера растёт, появилось много рабочих мест. Чем все так недовольны то?))
раскрыть ветку (13)
12
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Маринтрафик на данный момент.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (12)
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
И? Результат то какой или один день - показатель?
Какая у тебя цель то? Доказать что смп херня и там никто ходить не будет? Дак ты уже сам себе доказал что это не так.
Никто не обещал что они весь трафик отобьют. И начало положено, осталось развивать.
А то что там не будут ходить крупные контейнера, я сомневаюсь, какой-то трафик там будет.
раскрыть ветку (11)
20
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Моя цель - объяснить что СМП в силу гидрометеологических особенностей не сможет заменить южные пути. Раздражает когда чиновники шапкозакидательством занимаются. Развивать надо безусловно и я с этим не спорю.
раскрыть ветку (10)
13
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Ну никто вроде и не писал что это будет замена, это и так очевидно, но как альтернатива некоторым маршрутам, вполне себе хорошее решение.
Бегло прочитал новости по смп, вроде СМИ не кричат про захват всего трафика, а планируют увеличить его до 10% от суэца.
Ещё вычитал что навигация идёт 6 месяцев из-за отсутствия нужного количества ледоколов, что обуславливает низкий трафик на сегодня. Но обещают сделать навигацию круглогодичной за счёт новых ледоколов.

Кста, у меня коллега месяцев 5 назад проходил смп на multipurpose vessel, немецкой компании.

Как говорится, деньги не пахнут.
А я только рад что начали развивать это. А то на торговый флот рф больно смотреть было(
раскрыть ветку (9)
7
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
У РФ к моему глубокому сожалению нет торгового флота. Ваш коллега был там как раз под конец навигации. С праздником вас.
раскрыть ветку (2)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Но обещают сделать навигацию круглогодичной за счёт новых ледоколов.

Весь вопрос, за чей счет банкет. Точнее, каков мультипликативный эффект. Транзит за 23 год всего 2,1 млн. т. Не впечатляет. Демография севера стремительно снижается. Что будут перевозить в размере 150 млн т в 2030 году?
и ещё ТС вот такую фразу написал. Я никак не могу её переварить, если честно

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Ну посмотрим. Главное что бы на распилы все не ушло как обычно.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вообще-то физически их и сейчас не блокируют - поставки и напрямую из Китая, и транзит через третьи страны

раньше много чего возилось из европы на фурах. именно китайского. потому что дешевле было снарядить большой контейнеровоз в европейский порт и развозить по всей европе, в том числе маленькая часть для россии была. теперь вот начались поставки напрямую из китая, но это сделали достаточно недавно

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку