Сериал «Клан Сопрано»

Новая глава мифологии об итало-американской мафии начинается в комнате ожидания при кабинете психоаналитика в Нью-Джерси. Здесь, тревожно взирая на статую обнаженной женщины, сидит Тони Сопрано, не в меру упитанный, сорока лет, американский муж и отец итальянского происхождения, страдающий от внезапных и неконтролируемых приступов паники.


Лишь страх и замешательство могли привести в подобное место человека, чей род деятельности несовместим с понятием «психологическая помощь». Кодекс омерты не подразумевает, что дела семейные будут обсуждаться с кем-либо, будь то судебный следователь или дипломированный мозгоправ, коим является сексапильная доктор Мелфи, чьи предки, как и прародители Сопрано, также «понаехали» в обетованную американскую землю из Италии.


Что же заставило мафиозного босса искать спасения в сладких речах своей соотечественницы?

Сериал «Клан Сопрано» Клан Сопрано, Сериалы, Джеймс Гандольфини, Длиннопост

У нашего героя две семьи: одна — дома, другая — на работе. И еще неизвестно, от какой семьи проблем больше. Разрываемый страстями между своей своенравной матушкой Ливией, женой-домохозяйкой Кармелой и двумя отбившимися от рук отпрысками, дочерью Мэдоу и сыном Эй Джеем (Энтони мл.), Тони умудряется вести свой бизнес в качестве капо (одна из высших должностей в мафии, непосредственное подчинение дону — прим. авт.) в Нью-Джерси. Его брак трещит по швам, в основном благодаря чрезмерной увлеченности Тони связями с многочисленными «gumads», или по-простому, любовницами.


Тони спит и видит, когда ему удастся пристроить свою истеричную и взбалмошную мамашу в приличный дом престарелых. Его родной дядя, желчный и нетерпеливый старик, Коррадо «Джуниор» Сопрано, вознамерился свести счеты со своим конкурентом прямо в ресторанчике, которым управляет старый друг Тони, Арти. А тут еще бандиты из бывших стран соцлагеря решили испортить монополию Энтони-старшего на вывоз мусора в северном Джерси. Именно так он и представился доктору Мелфи — Тони Сопрано, консультант по управлению отходами, прошу любить и жаловать.


Считаете этого недостаточно, чтобы тронуться умом? Что ж, помимо этого, у Тони наблюдается банальный кризис среднего возраста: он чувствует, что всё лучшее уже позади, а впереди лишь мрак и тоска зеленая.

Сериал «Клан Сопрано» Клан Сопрано, Сериалы, Джеймс Гандольфини, Длиннопост

Именно такая ситуация развернулась перед зрителями первого получасового пилотного эпизода сериала «Клан Сопрано», вышедшего в воскресный телеэфир 10 января 1999 года на канале одной из ведущих кабельных сетей Америки, Home Box Office (HBO) (позднее подарившей миру «Игру престолов»).


Новому телесериалу было чем похвалиться. Сценарий, к которому приложил руку ветеран телевидения, сценарист и продюсер Дэвид Чейз, был весьма остроумен, многослоен, груб и непристоен настолько, насколько это возможно на телеканале такого уровня. Преимущественно итало-американский актерский состав, возглавляемый неповторимым Джеймсом Гандольфини, которому до этого приходилось довольствоваться лишь ролями второго плана, воплотил на экране ярких и запоминающихся персонажей. Оператор Алик Сахаров применил в телепостановке манеру киносъемки, а само шоу снималось на кинокамеру вместо привычного видео, поэтому картинка выглядит для телевидения необычно и кинематографично.


Сериал, по словам критика The New York Times Стивена Холдена, «привносит эпические мотивы „Крестного отца“ в современность, превращая трагедию в комедию, и наоборот». Дэвид Чейз также продолжает, вслед за создателями «Крестного отца», изображать организованную преступность как одну из наиболее эпатирующих сторон капитализма двадцать первого века, где мафия и ее семейные дела — это всего лишь винтик в общей системе коррупции.


Но сам Дэвид Чейз отнюдь не хотел повторять наработки своих коллег по цеху; он мечтал создать нечто свое, особенное и оригинальное. Мечтал с тех пор, как с отцом они жадно просматривали по телевизору сериалы типа «Неприкасаемых» и классические ленты 30−40 годов о «врагах общества».

Сериал «Клан Сопрано» Клан Сопрано, Сериалы, Джеймс Гандольфини, Длиннопост

После долгих поисков вдохновения Чейз решил отклониться от заданного курса и перенести повествование «Клана Сопрано» из типичных, традиционных для жанра городских пейзажей в неторопливую гладь загородной жизни.


Он решил вторгнуться на ранее неисследованную территорию — показать жизнь мафии с точки зрения семьи. Семьи не как клана, а в ее обычном понятии. Так сказать, копнуть изнутри, с позиции домашних тапочек, семейных конфликтов и прочих общечеловеческих нюансов, которые, само собой, гангстерам не чужды.


Ежедневная, рутинная жизнь преступников в «Клане Сопрано» тоже не обделена вниманием. Мы видим, как Тони и его подручные крутят всевозможные аферы, вымогают деньги, грабят грузовики, жульничают со страховками и ценными бумагами, проводят подставные игры в покер, торгуют наркотиками и подкупают коррумпированных чиновников. Мы видим, как во имя бизнеса совершаются убийства и прочие преступления. Тем не менее основная часть экранного времени сериала посвящена не «делам», а личной жизни мафиози, их взаимоотношениям между собой, со своими родственниками, близкими и прочим миром, далеким от криминала.


Сыновья и внуки бедных выходцев из Кампании, гангстеры двадцать первого века сталкиваются с теми же самыми проблемами современного мира, что и обычные, среднестатистические жители: экономическая нестабильность, непослушные дети, высокий проходной балл в колледж, проблемы со старшим поколением и пр.

Сериал «Клан Сопрано» Клан Сопрано, Сериалы, Джеймс Гандольфини, Длиннопост

Тони, выросший в пятидесятые, уже слабо понимает процессы, протекающие в головах его внезапно повзрослевших детей. Когда его дочь, Мэдоу, пытается завести за ужином откровенный разговор на тему сексуальных отношений, ссылаясь, дескать, что за бортом уже двадцать первый век, Тони резко обрывает ее: «В этом доме по-прежнему 1953 год!»


Итальянская диаспора в Америке не менее тяжело восприняла расовые волнения и перемены, начавшиеся в 60-х годах прошлого века. Тони и его племянник Кристофер по-прежнему воспринимают всех чернокожих и прочих «цветных и не очень» иммигрантов как угрозу для себя лично. Сопрано открыто, не скрывая своих расистских убеждений, конфликтует с темнокожим избранником своей дочери и очевидно наслаждается процессом, издеваясь над афроамериканским представителем дорожной полиции. Впрочем, если дело касается бизнеса или постели, Тони готов пойти на уступки самому себе и своим взглядам. Потому что деньги не пахнут, а темнокожие проститутки ничем не хуже своих белых подруг.


Формат телевизионного шоу приблизил суровые будни мафиозного босса как никогда близко к зрителю. Шесть лет зритель наблюдал за личной, преступной и семейной жизнью Тони Сопрано, и никакие эпические трехчасовые саги типа «Крестного отца» не смогут создать подобной близости. Мы знаем о Тони, его друзьях, любовницах, переживаниях, снах, мечтах и тревогах намного больше, чем о жизни семьи Корлеоне. И походы Сопрано к психоаналитику лишь усиливают эту «интимную связь», а зрители, словно мухи на стенах, становятся невольными участниками приватного разговора.


В декабре 2001 г. Американская Ассоциация Психоаналитиков вручила телешоу награду «За художественное изображение психоанализа и психотерапии». Там же наградили и исполнительницу роли доктора Мелфи, Лоррейн Бракко, «За создание самого доверительного и убедительного образа психоаналитика на телевидении и в кино».


Тони Сопрано может сколько угодно быть забавным, очаровательным и даже полным сочувствия. В то же время он убивает людей. Иногда собственными руками. Он зарабатывает этим на жизнь.

Сериал «Клан Сопрано» Клан Сопрано, Сериалы, Джеймс Гандольфини, Длиннопост

Наверное, самым показательным в этом плане можно считать пятый эпизод первого сезона под названием «Колледж», в котором Тони отправляется вместе с дочерью в путешествие по различным учебным заведениям штата Мэн. Там на заправке он случайно замечает некого Фабиана Петрулио, бывшего мафиози и предателя, укрываемого здесь по программе защиты свидетелей. Тони отвозит дочь на интервью, затем возвращается, выслеживает стукача и хладнокровно душит при помощи проволоки.


Исполнив акт мести, Тони снова возвращается к своему статусу «послушного папы», забирая Мэдоу и расспрашивая о том, как у нее прошло собеседование. Между прочим, Тони Сирико согласился сыграть роль Поли Гуатьери только на том условии, что его персонаж не станет по сюжету «крысой», осведомителем.


Дэвид Чейз отметил, что столь наглое отношение к главному герою, которого зрители успели за прошедшие эпизоды полюбить, не вызвало воодушевления у руководства канала НВО. Разве антигерой, который внешне похож на «нас», но при этом творит кошмарные вещи, может стать звездой прайм-тайма? Тем не менее сам создатель сериала прекрасно понимал, что зритель будет склонен воспринимать персонажа Джеймса Гандольфини излишне сентиментально, поэтому настаивал на том, чтобы разъяснить аудитории, какой Тони Сопрано на самом деле.


Сам Сопрано своему поведению находит безусловное оправдание, ведь он поступает согласно кодексу омерты. Эти традиции и ценности перешли к нему по наследству от отца. И, конечно же, не обошлось без «Крестного отца». Подражая Майклу Корлеоне, Тони чтит неписанные правила, хотя с годами они всё больше утрачивают свое привычное значение. Любому члену семьи Корлеоне, в худшем случае, грозило максимум до пяти лет лишения свободы, ибо кроме азартных игр, уклонения от налогов и трудно доказуемого рэкета им предъявить было нечего.

Сериал «Клан Сопрано» Клан Сопрано, Сериалы, Джеймс Гандольфини, Длиннопост

В подобных условиях хранить молчание в рамках омерты было относительно просто. Теперь же, с появлением в 1970 году федерального закона РИКО (RICO — The Racketeer Influenced and Corrupt Organization Act) федеральным агентам стало намного проще усаживать за решетку целые мафиозные семьи. И не на пару лет, а на десятилетия. Поэтому теперь парням из мафии иногда проще обменять свою причастность к кодексу молчания на значительное снижение сроков отсидки.


Корлеоне — это аристократы преступного мира, Сопрано — зрители с последних рядов, gavones — так итало-американцы характеризуют людей невоспитанных и вульгарных.


Трагедия об идеалистически настроенном юноше, ставшем впоследствии жестоким боссом и убийцей, постепенно превратилась в комедию о том, как упитанный и развратный житель пригорода пытается изо всех сил сохранить мир в семье и на работе.


Его мама — это не мама Корлеоне, любящая, неразговорчивая кормилица. Это желчная, грубая и сварливая женщина, которая присылает к своему родному сыну наемных убийц в отместку за то, что тот упек ее в дом престарелых.


Кармела — вовсе не Кей Адамс Корлеоне, которая имела лишь расплывчатые знания о бизнесе своего благоверного. Синьора Сопрано выросла в тех же местах, что и ее Тони, поэтому прекрасно знала, за кого выходит замуж. При случае, она сама не прочь продемонстрировать свое непосредственное отношение к мафии.

Сериал «Клан Сопрано» Клан Сопрано, Сериалы, Джеймс Гандольфини, Длиннопост

«Клан Сопрано» нужно рассматривать прежде всего не как развлекательное шоу или хорошо выписанную телесагу, а как культурный феномен. Благодаря этому шоу канал НВО значительно расширил свою аудиторию за счет тысяч новых подписчиков. Книжная индустрия моментально наводнила рынок всевозможными публикациями и изданиями под названиями типа «Клан Сопрано: Кулинарные рецепты», «Дао Сопрано», «Психология Сопрано», «Посиделки с Сопрано» и даже «Сопрано и философия: Я убиваю, следовательно живу». Не говоря уже о том, что появилась отдельная линейка мужской одежды, автобусные туры по памятным местам в Джерси и компакт-диски с саундтреком к фильму.


Трансляции «Клана Сопрано» побили всевозможные рейтинги, за финалом четвертого сезона угнаться не удалось никому, а последней серии пятого сезона не получилось взобраться на вершину хит-парада только из-за плей-офф игр Национальной Баскетбольной Ассоциации.


За период трансляции сериала его создатели и исполнители главных и второстепенных ролей были только на Эмми номинированы 110(!) раз — результат беспрецедентный в телевизионном бизнесе. В результате победителями этой премии успели стать и Джеймс Гандольфини (трижды), и Эдди Фалько (Кармела, тоже трижды), а также Майкл Империоли (Кристофер Молтисанти), Дреа де Маттео (Адриана ля Черва) и Джо Пантолиано (Ральф Чифаретто).


Самого Дэвида Чейза дважды наградила очень весомая в Америке Гильдия режиссеров, плюс за ним числится несколько «Эмми» за сценарий и «Лучший драматический сериал» в 2004 году. Своими наградами «Клан Сопрано» не обошла ни одна престижная организация в мире шоу-бизнеса. Были и «Золотые глобусы», и призы от актерской гильдии, и от гильдии сценаристов, от всевозможных ассоциаций кинокритиков и телевизионщиков. Даже саундтрек к сериалу дважды попадал в список номинантов «Грэмми», правда, ни разу не выиграл.


Автор рецензии: Евгений Жарков

https://shkolazhizni.ru/culture/articles/98175/

https://shkolazhizni.ru/culture/articles/98176/

https://shkolazhizni.ru/culture/articles/98177/

https://shkolazhizni.ru/culture/articles/98178/

(с.) сайт ШколаЖизни.ру