Серьезно о советском кино. Джентльмены удачи. История пяти несчастных людей

Я видел в интернете 9000 постов с фактами о советском кино, но никогда посты о САМОМ кино и решил это исправить своими скромными силами. Каждый или почти каждый знает, что всеми любимые, вечно цитируемые, “новогодние” фильмы - шедевры кинематографического искусства. Здесь я хочу поделиться своими мыслями почему. Мы настолько привыкли к этим фильмам, выучили их наизусть, и даже не задумываемся о чем они. “Глаз замылился”. А они очень даже о многом. Все далее - чисто мои размышления на тему, на истину не претендую, но постараюсь. Извините - ОЧЕНЬ длиннопост.


Сегодня гость нашей программы - Джентльмены удачи. 1971 год. Режиссер: Александр Серый. Сценарий: Александр Серый, Георгий Данелия.

Серьезно о советском кино. Джентльмены удачи. История пяти несчастных людей Советское кино, Советую посмотреть, Кинематограф, Культура, Шедевр, Длиннопост, Фильмы, Комедия, Джентльмены удачи

Тема фильма


Сюжет фильма пересказывать не буду, его все и так знают. Фильм об уголовном мире СССР, разумеется гротескном, комедийном, но в то же время и очень близком к историческим реалиям. Режиссер Серый сам получил 8 лет за драку и вышел через 4 за хорошее поведение. Завязка фильма шаблонно-комедийная, даже ситкомовая: два человека из разных миров случайно оказываются похожи внешне. Однако, чем дальше, тем меньше от фильма остается комедии. Пока половина СССР гордилась, что “Советский суд - самый гуманный суд в мире”, а другая половина причитала, что преступники распоясались и “Сталина на них нет”, Серый делится своим взглядом на саму суть криминального мира. Эту суть Парфенов в передаче “Намедни” назвал “История трех несчастных людей”, а я назову “История пяти несчастных людей”


Несчастный человек № 1. Фёдор Петрович Ермаков (Косой)

Серьезно о советском кино. Джентльмены удачи. История пяти несчастных людей Советское кино, Советую посмотреть, Кинематограф, Культура, Шедевр, Длиннопост, Фильмы, Комедия, Джентльмены удачи

Удивительно, как много фильм рассказывает о персонажах фильма и как реально мало мы о них знаем. Потому что это не Голливуд, здесь не будут не показывать флэшбеки из биографии. Здесь покажут живых людей. От зрителя же требуется немного внимательности. Мы помним, что Федя детдомовский. Простая арифметика: в 1971 ему плюс-минус 40, я думаю даже меньше. По сюжету он вроде-как младше всех кроме Васи Алибабы. Значит, скорее всего, сирота войны, полуграмотный беспризорник из глубинки. Людей с тремя классами образования полушутя-полусерьезно называет учеными, значит и обязательную 8-летку в детдоме не получил, а значит либо сбегал, либо сидел по малолетке. А за что сидел? Лично мне он не кажется агрессивным “гопником”, его статьи, скорее, мелкие кражи и хулиганство. Человек он ведомый, придурковатый, несмелый, великовозрастный неуклюжий подросток. Вот и понеслась, к тридцати с гаком он в глазах милиции и общества он закоренелый уголовник, а зрители видят дурачка, который когда-то по глупости, по неудачному стечению обстоятельств или под дурным влиянием пропустил несколько жизненно важных уроков. Теперь он не знает как жить эту жизнь, делать ничего не умеет, заполняет свободное время питьем одеколона-шампуня и мечтами о костюме с отливом. В душе же ему стыдно за себя, он хочет одного - нормальной человеческой жизни, работы, любви, семьи, друзей, как у однокашника Мишки. И плачет, понимая, что этого не будет никогда.


Несчастный человек №2. Гаврила Петрович Шереметьев (Хмырь)

Серьезно о советском кино. Джентльмены удачи. История пяти несчастных людей Советское кино, Советую посмотреть, Кинематограф, Культура, Шедевр, Длиннопост, Фильмы, Комедия, Джентльмены удачи

Образ Хмыря - гениальная режиссерская находка и еще более гениальная актерская игра Вицина. Одного взгляда достаточно, чтобы понять главную проблему Гаврилы Петровича. Он - алкоголик. Причем, в фильме персонаж ни разу не появляется пьяным и даже не пьет в кадре, максимум сидит рядом со стаканом. Но его выражение лица, щетина и прическа, панамка из носового платка, хрипота от многих ночевок под забором не оставляют сомнений. О Шереметьеве мы знаем, что он Бывший Интеллигентный Человек, когда-то образованный (хорошо играет в шахматы, например), когда-то работящий, когда-то женатый и с ребенком. Мы не знаем, из-за чего он запил, но все понимаем - такое случается. А дальше как по нотам: запои, потерянные деньги, потеря работы, ухудшение отношений с семьей, бессмысленная клептомания, новые “друзья”. В какой-то момент ему просто стало стыдно возвращаться домой. Как попросить прощения за годы несчастья, что ты принес любимым людям? Гаврила Петрович - образец депрессии алкоголика, выраженной в простой и страшной фразе “Я умер”. Ему все равно как он будет жить, ему все равно что делать и кого слушаться, он хочет лишь пить и забыть о том, что когда-то он был жив.


Несчастный человек №3. Василий Алибабаевич Алибаба (Вася как верблюда)

Серьезно о советском кино. Джентльмены удачи. История пяти несчастных людей Советское кино, Советую посмотреть, Кинематограф, Культура, Шедевр, Длиннопост, Фильмы, Комедия, Джентльмены удачи

В двух предыдущих случаях нам показывают людей, окончательно упавших в яму безысходности. Вася же показывает нам как это случается. Подался молодой селянин из Джамбула за городской деньгой работать на бензоколонке. Разбавлял там бензин ослиной мочой и сел вроде-как на год. От жадности разбавлял? Не думаю. Он, скорее всего, так и не понял, что он сделал не так. Кому от этого плохо? Вася из Джамбула не понимает двигатели внутреннего сгорания, расхищение социалистической собственности, трудовой кодекс или материальную ответственность. Он хотел немного заработать и поехать с деньгами домой, где тепло и мама, а попал в тюрьму. Затем побежал, потому что все побежали, потому что тоже не знал, не понял, не подумал, что побег это так уж плохо. Стал слушаться главаря банды, потому он страшный человек и все его слушаются. Тут постоял на шухере, там разгрузил радиаторы, вроде ничего плохого и не сделал. Однако сначала был 1 год, за побег 3, за детский сад и квартиру еще 10, всего получается 14. Василий Алибабаевич сам не понял, как превратился в бандита-рецидивиста, который до старости проведет в тюрьме или в бегах. И выхода нет. Он и порывается пойти в милицию, сдать себя и подельников. Но и в тюрьму идти страшно, и против Доцента пойти страшно, а оставаться с ними значит закапывать себя все глубже.


Несчастный человек № 4. Евгений Иванович Трошкин (Заведующий)

Серьезно о советском кино. Джентльмены удачи. История пяти несчастных людей Советское кино, Советую посмотреть, Кинематограф, Культура, Шедевр, Длиннопост, Фильмы, Комедия, Джентльмены удачи

Да-да, Евгений Иванович, с первого взгляда образец советского человека, тоже несчастен. Ветеран, кавалер Ордена Отечественной Войны, хорошее образование, хорошая любимая работа, уважение друзей и соседей. Но он в свои далеко за сорок живет с мамой, а в комнате, в которой он вырос, портреты чужих детей. Своих у него не было и уже не будет. Может поэтому он так хорошо понял несчастных людей № 1, 2 и 3, он знает, что в жизни не все сбывается даже у хороших людей. Попав в окружение уголовников, Евгений Иванович преодолевает изначальные страх и предрассудки, перестает изображать монстра, выкалывающего моргалы, и действительно видит в своих новых подопечных людей. Для них он становится смесью старшины и воспитателя. Для Косого и Алибабы - забота, внимание и дисциплина, как детям-хулиганам. Помните, как профессор выдал Трошкину дорогую шубу в личное пользование, а тот отдал ее Косому, который вечно жалуется на насморк? К Гавриле Петровичу он выбрал более взрослый подход, показал уважение, поддержку и предоставил помощь. Но главное, ко всем и каждому он отнесся не по-административному, а по-человечески. Даже изображая Доцента он сподвиг их переосмыслить свою жизнь, показал выход из их ямы, придал смелости пойти против того, кто держал их в страхе всю их жизнь.


Несчастный человек № 5. Александр Александрович Белый (Доцент)

Серьезно о советском кино. Джентльмены удачи. История пяти несчастных людей Советское кино, Советую посмотреть, Кинематограф, Культура, Шедевр, Длиннопост, Фильмы, Комедия, Джентльмены удачи

Уже сейчас понятно мнение Серого по вопросу о том, как нужно обращаться с “бандитами”. Большинство из них несчастные, потерянные люди, которые хотят нормальной жизни. С ними нужно цацкаться, брать на поруки, перевоспитывать. Из них можно и нужно попытаться сделать нормальных граждан. Но не всех можно спасти, некоторые полностью потеряны. В формуле Серого таких неисправимых один из четырех. Доценту помочь уже нельзя. Вообще Доцент - самый загадочный персонаж. Понятно, что он “пиратствует” все жизнь, у него большие связи и он никогда не завяжет. Но как с ним это получилось? Ответ на этот вопрос в биографии трех других преступников, скорее всего он сам пережил нечто подобное. Но теперь в нем не узнать человека. Загнанный зверь, у которого нет друзей, который никому не доверяет, для которого “хорошо” и “плохо” отошли на второй план перед сиюминутным выживанием. Он чувствует врагов везде и всегда. Глядя на него трудно поверить, что он когда-то был маленьким, что у него были мама и папа. Возможно 10 или 20 лет назад кто-то вроде Трошкина мог его перевоспитать. Но сейчас он из тех, кого “исправит расстрел”. Автор картины не хиппи-идеалист, который верит, что все преступники невинные жертвы системы. Он, отсидевший, не считает и себя таковым. Все, что он утверждает своей работой, так это необходимость пытаться помочь тем, кто однажды свернул не туда, иначе в мире станет больше Доцентов и меньше добрых и всеми любимых фильмов.


P.S. Пока идут новогодние праздники, пересмотрите фильм с этой позиции, и вы увидите его совсем по-новому, заметите много деталей и поймете его лучше, чем в предыдущие 100500 раз. Советское кино - не просто веселые новогодние фильмы, а шедевры, достойные Достоевского. Именно поэтому мы их так долго помним и любим.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
79
Автор поста оценил этот комментарий

Недавно пересмотрел фильм "Афоня". Раньше по малолетству как-то всерьез не воспринимал эту картину, а там-то совсем не комедия, а скорее трагедия с элементами юмора (сирота поехал в город на заработки, плохая компания, неустроенная личная жизнь, отсутствие перспектив и планов, тоска по малой родине). А с виду лихой и бесшабашный Афанасий Борщев, который за словом в карман не лезет, знает жизнь и доволен всем, нужно только, чтобы "пиво бесплатно" давали.

раскрыть ветку (9)
47
Автор поста оценил этот комментарий

Иногда мы видим глубокий смысл там, где режиссер изначально его не закладывал, мне вот всегда подсознательно было жаль эту девушку которая в Афоню влюбилась, вроде ведь хорошо все закончилось, а потом прочитала это и поняла, и ведь случайно все вышло.  это воспоминания режиссера.

В Ярославле снимали выноску окна к сцене “Афоня просыпается в комнате Кати” (фильм “Афоня”).. Снимать надо было в пять утра. (Утренний режим — солнце еще не взошло, но уже светает.) По задумке там, за окном, должны были возвращаться со свадьбы молодожены. Но в половине пятого выяснилось, что свадебное платье невесты забыли в Москве. Я уже хотел снимать просто пейзаж, но тут оператор Сергей Вронский показал мне на лошадь, которая тащила телегу с бочкой...


— Пусть эта телега проедет, — сказал он.


Сняли лошадь.


Первой на этот кадр обратила внимание жена художника Левана Шенгелия Рита.


— Как ты это потрясающе придумал, — сказала она мне после просмотра на “Мосфильме”. — Как это точно!


— Что точно? — осторожно спросил я.


— Лошадь! Он делает предложение — а потом лошадь. Вот и Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь! Ведь так?


Я скромно кивнул.


Через год “Афоню” показывали в Лос-Анджелесе в большом кинотеатре. Рядом со мной сидел классик американского и мирового кино, тбилисский армянин Рубен Мамулян. Когда на экране появилась лошадь с бочкой, раздались аплодисменты. После просмотра я его спросил:


— Рубен, а почему аплодировали, когда появилась лошадь?


Он усмехнулся:


— Не думай, что американцы такие тупые, как пишут ваши газеты. Что тут понимать? Он спрашивает: “Ты замуж за меня пойдешь?” И сразу — лошадь с повозкой. Замужем за ним она и будет, как эта лошадь. Я угадал?


И я опять не стал уточнять. Кому интересны лишние подробности?

раскрыть ветку (3)
14
Автор поста оценил этот комментарий

А зачем вам искать замысел режиссёра или художника? Вынесите свой урок, найдите свою мысль) а уж потом можно и разбор найти,так для интереса. Главное же не то, что автор хотел сказать "синими занавесками", а что у вас в голове появилось при их обдумывании

3
Автор поста оценил этот комментарий
Как то Высоцкого на концерте благодарили за одну из его песен. Типа:вы так все четко изобразили , столько смыслов вложили и бла бла бла ...
Он выслушал и сказал: ничего такого я туда не вкладывал, текст вполне буквальный, вы это просто там увидили.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо! Не знал... Фильм потрясающий! Один из любимых.

6
Автор поста оценил этот комментарий
На википедии так и написано "трагикомедия"
12
Автор поста оценил этот комментарий

ну не знаю, я Афоню посмотрел уже в сознательном возрасте 1 раз, больше не надо. Для меня его образ - карикатура на советского лоботряса, который не имеет цели в жизни и всегда раб обстоятельств, образ жизни коего характеризуется одним ёмким словом "жлоб". Понятно дело, в реальности столько ништяков на такого завалящего человека не падает - а тут на тебе и работа хорошая и девушка умница-красавица и собутыльники всегда рядом..

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Я вас умоляю. В жизни столько всего происходит. И таких афонь хватает

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

безусловно, но я кино смотрю не для того чтобы увидеть подобное

6
Автор поста оценил этот комментарий
Раньше по малолетству как-то всерьез не воспринимал эту картину, а там-то совсем не комедия, а скорее трагедия

Вы по малолетству фильм до конца ни разу не досматривали? С виду лихой и бесшабашный Афанасий Борщев заканчивается уже к середине фильма, как можно было не понять трагедии Афони даже по малолетству?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку