Съемки Гран-при Монако 1962 года - разбор ролика.
Я думаю что многие видели вот этот пост и потрясающее видео в нем, а кто не видел на Пикабу, наверняка видел где-то еще. Причем многие, даже авторитетные сайты, типа этого, писали про некие 70мм объективы! Ну и я, не подумав, в комментах пообещал провести "разбор" видео с Гран-при Монако 1962.
Да, сразу скажу - это действительно шедевр, и оспаривать его крутизну я нисколько не собираюсь. Особенно, если учесть что в те годы спортивные события обычно освещали так:
Гран-при Бельгии, тоже кстати1962й год.
Как говорится, "почувствуйте разницу"!
Так что - ролик это шедевр, а мы давайте попробуем разобраться, насколько он таковым является.
Почему же именно Гран-при Монако имеет такое качество, а другие, мягко говоря "не очень"? Ну в первую очередь это конечно же 70мм кинопленка, вообще в те годы было принято что "кино это 35мм", "крутое кино 70мм", а всякие документалки, хроника и тд снимали вообще на 16мм кинопленку, спросите почему?
Для ответа придется немного углубиться в историю, вообще идея "расширить" пленку возникла довольно давно, но вовсе ни для "улучшения качества изображения", а для звука. В кино пришел звук, и его дорожку тоже надо было где-то размещать, иначе она "отъедало место" у изображения, получалось как-то так
Кстати, на современных пленках под звук занято вообще ВСЕ свободное пространство, даже между перфорациями!
Ну это мы немного отвлеклись, итак первый звуковой фильм вышел в 1927м, а 70мм кинопроцесс начал приживаться только в 1955м году. Причем вариантов его было не мало, малоизвестных, и до всем известного IMAX. Почему так долго и неспешно, отчасти вот поэтому, тадам... Посмотрите на камеру, что будет если ЭТО поставить на болид Ф1?
Думаете современные камеры намного меньше, ну меньше конечно, но вот Арри Алекса под 70мм пленку
Тогда как 16мм кинокамера имела вот такой вид
Согласитесь: быстрее, проще, дешевле, удобнее снимать именно 16мм.
Ну а мы вроде о качестве говорили, и есть достаточно много комментариев типа "Вау это же как 4k видео!"
Так какое же разрешение у кинопленки? Да его не измеряют в пикселях, но тем не менее количество зерен (аналоговых пикселей) подсчитать вполне можно и у хорошей 35мм кинопленки оно сопоставимо с 4k видео. Но это именно у самой пленки, которую потом надо печатать на позитив, затем позитив еще раз печатать на негативы, а с тех негативов уже печатать много-много копий для кинопрокатов (да это чтоб множеством копирований не "убить" тот самый первый исходный материал), и тут качество изображения упадет, примерно до 2k. Но, у нас же 70мм да? А 70мм пленка, по разрешению, даже немного круче чем 8k видео! Кроме того, матрица современных трансляционных ТВ камер, в большинстве своем, обычные 2/3 дюйма, куда ей до огромного 70мм кадра! Оптика работает немного иначе, свет проходит иначе, и да смотрится лучше.
Ну и давайте разберемся с роликом, проезды:
Их много, они красивые, в них как мне кажется, применяют некие системы стабилизации, но это не точно, может просто дорога ровная. В кино это все работает, а вот передать такую картинку в трансляцию, в те годы было практически невозможно, даже сейчас радиокамеры установленные в болидах регулярно "рвутся" и могут использоваться не по всей трассе, а только там где стоят приемники. Ну и сами камеры стоят статично, а значит операторов за ними нет.
Второе что можно заметить - проезды машин по улицам, они смотрятся очень здорово и органично, композиция выбрана великолепно, есть нижние точки и ракурсы, но что их отличает от современных трансляций? Статика! 95% этих панов абсолютно неподвижны! И я расскажу ниже почему так. Еще важный момент - в те годы никто так не заморачивался с безопасностью как сейчас. Отсюда и люди в шаге от трассы, и камеры стоят в тех местах откуда снимать красиво, а не там где безопасно. И это правильно, рассказывал же тут как мне на гонке бетонным блоком чуть ноги не перешибло, и при мне же, тоже на гонках, автомобиль сбил работника автодрома, насмерть.
Далее собственно пролеты, они тоже замечательные, но когда вертолет маневрирует - кадр "заваливается" вместе с ним, сейчас же системы стабилизации умеют держать горизонт ровным, когда вертолет маневрирует. Сейчас "где хочу" уже камеру не поставить.
Итак вернемся к статике, для ролика это здорово, но смотреть такое всю гонку было бы неинтересно и малоинформативно, так почему-же камеры не "следят" за болидами? Вернитесь к ЧБ фотке огромной камеры, и посмотрите что у оператора под рукой небольшой "штурвальчик", ну ручка такая. Ну так вот, в те годы еще не изобрели современные штативные головы, в которых масло оказывает сопротивление оператору и делает движения камеры мягкими и плавными. Головы, для тяжелых камер, были механическими штурвальными, и чтоб повернуть камеру по горизонту, или опустить/поднять по вертикали, нужно было крутить вот такие штурвальчики. Ну и, а вам слабо проследить за болидом Ф1, вращая сразу два штурвала и приводя в движение 60ти киллограмовую камеру? Вот и им слабо, причем абсолютно обоснованно слабо. Более легкие камеры ставили на фрикционные или "гиро" головы, где сопротивление движению достигается за счет раскручивающегося маховика, но этим, в любом случае тяжело работать. Ровно то-же касается и зума, кратности у зум-объективов было не много 3-4 крата, против 100х у современных, моторов небыло вообще, зум вращал специально обученный ассистент.
В самом конце видео на 6.43 есть момент когда камера сопровождает болид, и там видно что оператор с трудом держит авто в кадре, едва не теряет его, да и движения камеры далеки от идеала. А представите таким бы был весь ролик? Так что статика - это очень хорошо найденное художественное решение, которое замечательно скрыло недостатки техники тех лет.
Итак, еще раз, ролик шедеврален, но именно как ролик, в котором умело раскрыты сильные стороны техники, и еще более умело скрыты слабые. С техникой тех лет, сделать трансляцию, или аналог современной трансляции, снимая на пленку сразу несколькими (десятками) камер было бы невозможно.
Дочитали до конца!? Ай молодцы! А вот вам бонус тогда...
в 1966м году вышел фильм "Гран При" режиссер John Frankenheimer (фильм кстати взял три премии Оскар), но его кто хочет найдет сам, вот небольшой кусочек, на который ругается баянометр
а я же вам предлагаю "фильм о фильме", и это как раз Монако, и как раз съемки на 70мм пленку.
Ну и на этом вроде бы все, спасибо за внимание.