Съемки Гран-при Монако 1962 года - разбор ролика.

Я думаю что многие видели вот этот пост и потрясающее видео в нем, а кто не видел на Пикабу, наверняка видел где-то еще. Причем многие, даже авторитетные сайты, типа этого, писали про некие 70мм объективы! Ну и я, не подумав, в комментах пообещал провести "разбор" видео с Гран-при Монако 1962.

Да, сразу скажу - это действительно шедевр, и оспаривать его крутизну я нисколько не собираюсь. Особенно, если учесть что в те годы спортивные события обычно освещали так:

Гран-при Бельгии, тоже кстати1962й год.

Как говорится, "почувствуйте разницу"!

Так что - ролик это шедевр, а мы давайте попробуем разобраться, насколько он таковым является.

Почему же именно Гран-при Монако имеет такое качество, а другие, мягко говоря "не очень"? Ну в первую очередь это конечно же 70мм кинопленка, вообще в те годы было принято что "кино это 35мм", "крутое кино 70мм", а всякие документалки, хроника и тд снимали вообще на 16мм кинопленку, спросите почему?

Для ответа придется немного углубиться в историю, вообще идея "расширить" пленку возникла довольно давно, но вовсе ни для "улучшения качества изображения", а для звука. В кино пришел звук, и его дорожку тоже надо было где-то размещать, иначе она "отъедало место" у изображения, получалось как-то так 

Съемки Гран-при Монако 1962 года - разбор ролика. Формула 1, Съемки, Видео, Фильмы, Длиннопост, Гран-при

Кстати, на современных пленках под звук занято вообще ВСЕ свободное пространство, даже между перфорациями!

Съемки Гран-при Монако 1962 года - разбор ролика. Формула 1, Съемки, Видео, Фильмы, Длиннопост, Гран-при

Ну это мы немного отвлеклись, итак первый звуковой фильм вышел в 1927м, а 70мм кинопроцесс начал приживаться только в 1955м году. Причем вариантов его было не  мало, малоизвестных, и до всем известного IMAX. Почему так долго и неспешно, отчасти вот поэтому, тадам... Посмотрите на камеру, что будет если ЭТО поставить на болид Ф1?

Съемки Гран-при Монако 1962 года - разбор ролика. Формула 1, Съемки, Видео, Фильмы, Длиннопост, Гран-при

Думаете современные камеры намного меньше, ну меньше конечно, но вот Арри Алекса под 70мм пленку

Съемки Гран-при Монако 1962 года - разбор ролика. Формула 1, Съемки, Видео, Фильмы, Длиннопост, Гран-при

Тогда как 16мм кинокамера имела вот такой вид

Съемки Гран-при Монако 1962 года - разбор ролика. Формула 1, Съемки, Видео, Фильмы, Длиннопост, Гран-при

Согласитесь: быстрее, проще, дешевле, удобнее снимать именно 16мм.

Ну а мы вроде о качестве говорили, и есть достаточно много комментариев типа "Вау это же как 4k видео!"

Так какое же разрешение у кинопленки? Да его не измеряют в пикселях, но тем не менее количество зерен (аналоговых пикселей) подсчитать вполне можно и у хорошей 35мм кинопленки оно сопоставимо с 4k видео. Но это именно у самой пленки, которую потом надо печатать на позитив, затем позитив еще раз печатать на негативы, а с тех негативов уже печатать много-много копий для кинопрокатов (да это чтоб множеством копирований не "убить" тот самый первый исходный материал), и тут качество изображения упадет, примерно до 2k. Но, у нас же 70мм да? А 70мм пленка, по разрешению, даже немного круче чем 8k видео!  Кроме того, матрица современных трансляционных ТВ камер, в большинстве своем, обычные 2/3 дюйма, куда ей до огромного 70мм кадра! Оптика работает немного иначе, свет проходит иначе, и да смотрится лучше.

Ну и давайте разберемся с роликом, проезды:

Их много, они красивые, в них как мне кажется, применяют некие системы стабилизации, но это не точно, может просто дорога ровная. В кино это все работает, а вот передать такую картинку в трансляцию, в те годы было практически невозможно, даже сейчас радиокамеры установленные в болидах регулярно "рвутся" и могут использоваться не по всей трассе, а только там где стоят приемники. Ну и сами камеры стоят статично, а значит операторов за ними нет.

Второе что можно заметить - проезды машин по улицам, они смотрятся очень здорово и органично, композиция выбрана великолепно, есть нижние точки и ракурсы, но что их отличает от современных трансляций? Статика! 95% этих панов абсолютно неподвижны! И я расскажу ниже почему так.  Еще важный момент - в те годы никто так не заморачивался с безопасностью как сейчас. Отсюда и люди в шаге от трассы, и камеры стоят в тех местах откуда снимать красиво, а не там где безопасно. И это правильно, рассказывал же тут как мне на гонке бетонным блоком чуть ноги не перешибло, и при мне же, тоже на гонках, автомобиль сбил работника автодрома, насмерть.

Далее собственно пролеты, они тоже замечательные, но когда вертолет маневрирует - кадр "заваливается" вместе с ним, сейчас же системы стабилизации умеют держать горизонт ровным, когда вертолет маневрирует. Сейчас "где хочу" уже камеру не поставить.

Итак вернемся к статике, для ролика это здорово, но смотреть такое всю гонку было бы неинтересно и малоинформативно, так почему-же камеры не "следят" за болидами? Вернитесь к ЧБ фотке огромной камеры, и посмотрите что у оператора под рукой небольшой "штурвальчик", ну ручка такая. Ну так вот, в  те годы еще не изобрели современные штативные головы, в которых масло оказывает сопротивление оператору и делает движения камеры мягкими и плавными. Головы, для тяжелых камер, были механическими штурвальными, и чтоб повернуть камеру по горизонту, или опустить/поднять по вертикали, нужно было крутить вот такие штурвальчики. Ну и, а вам слабо проследить за болидом Ф1, вращая сразу два штурвала и приводя в движение 60ти киллограмовую камеру? Вот и им слабо, причем абсолютно обоснованно слабо. Более легкие камеры ставили на фрикционные или "гиро" головы, где сопротивление движению достигается за счет раскручивающегося маховика, но этим, в любом случае тяжело работать.  Ровно то-же касается и зума, кратности у зум-объективов было не много 3-4 крата, против 100х у современных, моторов небыло вообще, зум вращал специально обученный ассистент.

В самом конце видео на 6.43 есть момент когда камера сопровождает болид, и там видно что оператор с трудом держит авто в кадре, едва не теряет его, да и движения камеры далеки от идеала. А представите таким бы был весь ролик?  Так что статика - это очень хорошо найденное художественное решение, которое замечательно скрыло недостатки техники тех лет.

Итак, еще раз, ролик шедеврален, но именно как ролик, в котором умело раскрыты сильные стороны техники, и еще более умело скрыты слабые. С техникой тех лет, сделать трансляцию, или аналог современной трансляции, снимая на пленку сразу несколькими (десятками) камер было бы невозможно.

Дочитали до конца!? Ай молодцы! А вот вам бонус тогда...

в 1966м году вышел фильм "Гран При" режиссер John Frankenheimer (фильм кстати взял три премии Оскар), но его кто хочет найдет сам, вот небольшой кусочек, на который ругается баянометр

а я же вам предлагаю "фильм о фильме", и это как раз Монако, и как раз съемки на 70мм пленку.

Ну и на этом вроде бы все, спасибо за внимание.