151

Секретная "Заря"

Тридцать пять лет назад, 27 января 1985 года, вышло секретное правительственное постановление, в котором Научно-производственному объединению «Энергия» предписывалось сконструировать и построить орбитальный корабль нового типа, получивший обозначение 14Ф70 и красивое имя «Заря». Заложенные в проект требования к кораблю были словно взяты из фантастических романов: он мог стать настоящим чудом техники, закрепив космическое лидерство СССР на десятилетия вперёд.

Секретная "Заря" Космос, Заря, Ркк Энергия, Станция мир, Союз, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост

Комплекс «Мир»


На последнем этапе развития советской космонавтики приоритетным направлением стало строительство долговременных орбитальных станций (ДОС). Чтобы расширить возможности эксплуатации, их предлагалось собирать из блоков, доставляемых один за другим.

Секретная "Заря" Космос, Заря, Ркк Энергия, Станция мир, Союз, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост
Базовый блок комплекса «Мир» с модулем «Квант» и кораблём «Союз ТМ-4» в полёте; декабрь 1987 года. РКК «Энергия»

В начале 70-х годов на этом принципе под руководством Василия Павловича Мишина прорабатывался Многоцелевой орбитальный комплекс 19К (МОК). Его основным элементом должна была стать 70-тонная база, которую собирались выводить на солнечно-синхронную орбиту наклонением 97,5° сверхтяжёлой ракетой-носителем Н-1 (11А52). Затем на близкие орбиты стартовали бы «самоходные» модули, сконструированные на основе кораблей «Союз». Они могли причаливать к базе для решения тех или иных задач. К сожалению, программа создания ракеты провалилась, и в мае 1974 года Валентин Петрович Глушко, назначенный руководителем Научно-производственного объединения (НПО) «Энергия», закрыл проекты Н-1 и МОК.


В качестве альтернативы рассматривалась станция, состоящая из блоков типа 17К («Салют»). В начале 1976 года НПО «Энергия» выпустило Техническое предложение по созданию ДОС №7 и №8. Основами должны были стать базовые блоки 17КС №12701 и 17КС №12801. На них планировалось установить по два осевых стыковочных узла для кораблей «Союз-Т» и «Прогресс», а на малом диаметре рабочего отсека — два боковых стыковочных узла для целевых модулей, взятых из проекта МОК. Обе станции планировали собирать на орбитах наклонением 65° с обзором территории СССР, что потребовало разработки более грузоподъёмной ракеты «Союз-У2» и модификации пассажирского корабля до варианта «Союз ТМ».


В 1979 году НПО «Энергия» было перегружено выполнением большого количества заказов, поэтому пришлось призвать на помощь специалистов Конструкторского бюро «Салют», которые значительно пересмотрели проект ДОС. После длительного периода согласований началась непосредственная проработка модульной станции, однако она постоянно пробуксовывала, ведь в то же время деятельность по созданию ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран» входила в наиболее напряжённый период. В начале 1984 года выяснилось, что уложиться в директивные сроки по «Бурану» невозможно, поэтому правительство приняло решение: срочно доделать ДОС №7 и запустить её к дню открытия XXVII съезда КПСС.


В ночь с 19 на 20 февраля 1986 года ракета-носитель «Протон-К» вывела на орбиту базовый блок комплекса, который получил официальное название «Мир». 15 марта к нему пристыковался первый корабль — «Союз Т-15» с космонавтами Леонидом Денисовичем Кизимом и Владимиром Алексеевичем Соловьёвым на борту. Многолетняя орбитальная эпопея началась.


Универсальный корабль


Базовый блок 17КС №12801 предполагали использовать в качестве «дублёра», если бы произошла авария при запуске в феврале. Но специалисты рассчитывали на лучшее, поэтому ещё в 1984 году приступили к проработке на его основе проекта Орбитального сборочно-эксплуатационного центра (ОСЭЦ).


Задачами ОСЭЦ были определены монтаж и развёртывание крупногабаритных конструкций, а, кроме того, обслуживание спутников, включая их ремонт! Орбитальный центр должен был обладать разветвлённой инфраструктурой: заправочными станциями, стапелями, буксирами. В качестве первого этапа предлагалось, начиная с августа 1993 года, собрать в космосе комплекс 180ГК («Мир-2»).

Секретная "Заря" Космос, Заря, Ркк Энергия, Станция мир, Союз, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост
Один из вариантов орбитального комплекса «Мир-2». РКК «Энергия»

Возможности кораблей «Союз» и «Прогресс» явно не соответствовали столь амбициозным планам. Применение корабля «Буран» для сборки орбитальных станций оставалось под вопросом. Поэтому сотрудники НПО «Энергия» пришли к выводу: необходимо создать принципиально новый транспортный корабль, способный решать весь спектр задач, которые возникнут при строительстве ОСЭЦ.


Идея универсального многоразового корабля обсуждалась ещё во времена Мишина. Теперь она получила одобрение в рамках постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 января 1985 года.


Корабль «Заря» (7К-СМ, 14Ф70) разрабатывался в 178-м отделе под руководством опытнейшего ветерана предприятия — лётчика-космонавта Константина Петровича Феоктистова. Процесс проектирования лично контролировал Генеральный конструктор НПО «Энергия» Валентин Петрович Глушко.


С самого начала проектанты взялись создать пилотируемый корабль, а затем модификациями приспособить его для выполнения специальных миссий в автономном или совместном с другими космическими аппаратами режимах. Эскизный проект был выпущен в первом квартале 1987 года и защищён на Научно-техническом совете Министерства общего машиностроения. В целом предложенный вариант одобрили, но с замечаниями, которые разработчики учли к маю 1988 года. После этого Главное управление космических средств (ГУКОС) Министерства обороны поддержало проект.


Размерность корабля выбиралась в соответствии с габаритами и энергетикой перспективной ракеты «Зенит-2» (11К77), которая должна была стать штатным носителем «Зари». Кроме того, корабль мог размещаться в грузовом отсеке «Бурана».


В начале разработки корабль массой около 13 т задумывался полностью многоразовым и был одномодульным, то есть строился в виде большого спускаемого аппарата с вертикальной посадкой. В верхней части находились выдвижной стыковочный узел и приборные отсеки, в средней — кабина экипажа, в нижней — тяжёлые агрегаты и посадочные двигатели с топливными баками. Для выхода реактивных струй в лобовом щите располагался открывающийся люк. К тому времени это решение было отработано на возвращаемых аппаратах Транспортного корабля снабжения, но имело ряд недостатков. Для того чтобы при посадке не повредить корабль собственным выхлопом, требовались довольно длинные посадочные опоры. Кроме того, размещение точки приложения тяги ниже центра масс требовало создания мощных органов системы управления. Поэтому был принят иной вариант компоновки. Проектанты убрали двигательный отсек из нижней части и расположили по периферии спускаемого аппарата, получившего название «возвращаемый корабль» (ВК). Связку двигателей разместили вдоль корпуса, обеспечив пересечение векторов тяги выше центра масс и тем самым повысив устойчивость. В верхнем днище отсека, противоположном лобовому щиту, сделали тоннель с люком и иллюминаторы с оптическими визирами для ориентации. Орбитальное маневрирование возложили на отдельную двигательную установку (ДУ), которую с подсистемами вывели в одноразовый навесной отсек (НО), отделяемый перед входом в атмосферу.


Корабль оснащался перспективным андрогинно-периферийным агрегатом АПАС-89, который можно было использовать для стыковки с орбитальным комплексом «Мир» и кораблём «Буран».

Секретная "Заря" Космос, Заря, Ркк Энергия, Станция мир, Союз, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост
Многоразовый пилотируемый космический корабль «Заря» (7К-СМ, 14Ф70): 1 — возвращаемый корабль, 2 — транспортируемые грузы, 3 — посадочный двигатель, 4 — рабочий отсек, 5 — аэродинамический щиток, 6 — иллюминатор, 7 — звёздный датчик, 8 — катапультное кресло, 9 — пульт управления, 10 — антенна аппаратуры сближения, 11 — агрегатный отсек, 12 — бортовая аппаратура, 13 — двигатели причаливания и ориентации, 14 — лобовой теплозащитный экран-амортизатор, 15 — допплеровский измеритель скорости, 16 — система дозаправки и двигательная установка, 17 — навесной отсек, 18 — система электропитания с электрохимическим генератором, 19 — навесной холодный радиатор. РКК «Энергия»

Габариты корабля в новом варианте составляли: диаметр — 4,1 м, длина — 5 м, масса — 15 т. «Заря» позаимствовала у предшественников ряд технических решений и систем. В частности, возвращаемый корабль по форме выглядел как масштабно увеличенный спускаемый аппарат «Союза». Теплозащитное покрытие боковой поверхности корабля было «плиточным» — того же типа, что и на «Буране».


Наиболее оригинальной частью проекта стала схема приземления. Во время снижения в атмосфере выпускался стабилизирующий парашют относительно небольшой площади. На километровой высоте начинали работать двадцать четыре двигателя. Их сопла располагались под небольшим углом к продольной оси корабля так, чтобы истекающие струи не повредили обшивку. В качестве компонентов топлива применялись высококонцентрированная перекись водорода и керосин. При этом управление спуском осуществляли ещё шестнадцать однокомпонентных (на перекиси) двигателей. Они должны были обеспечивать точность приземления не хуже 2,5 км и перегрузку не более 10 g.

Секретная "Заря" Космос, Заря, Ркк Энергия, Станция мир, Союз, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост
Посадка возвращаемой части корабля «Заря». РКК «Энергия»

Для повышения безопасности экипажа до набора необходимой статистики полётов нового корабля предусматривалась программа использования проверенных систем аварийного спасения. К примеру, на «Заре» начального этапа собирались установить катапультные кресла, хотя их размещение ограничивало численность экипажа до четырёх человек.


Согласно проекту, возвращаемый корабль мог использоваться до пятидесяти раз (!), что достигалось применением многоразовой теплозащиты и реактивной посадкой, гасившей скорость приземления почти до нуля.


Мечты и реальность


К 1989 году НПО «Энергия» выпустило полный комплект конструкторской документации, после чего на Заводе экспериментального машиностроения (ЗЭМ) можно было начинать изготовление материальной части. В то же время на пусковой установке стартового комплекса «Зенит» космодрома Байконур смонтировали агрегат обслуживания для «Зари».


Круг задач, которые собирались решать с помощью нового многоразового корабля, был вчерне определён. «Заря» могла доставлять экипажи численностью от двух до четырёх (в перспективе — до восьми) человек на орбитальные комплексы «Мир» и «Мир-2», работать в составе комплексов не менее 195 суток (в перспективе — до 270 суток), возить грузы в беспилотном варианте, выполнять операции по спасению экипажей других кораблей, а также совершать автономные полёты в интересах Министерства обороны и Академии наук.


В целом «Заря» представлялась более рациональным вариантом многоразового корабля, ведь доставка сменных экипажей и расходных материалов на орбитальную станцию вовсе не требовала 30-тонной грузоподъёмности «Бурана». Кроме того, «Заря» выводилась на орбиту носителем «Зенит-2», запуск которого был в десятки раз дешевле сверхтяжёлой «Энергии».

Секретная "Заря" Космос, Заря, Ркк Энергия, Станция мир, Союз, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост
Старт ракеты «Зенит-2» на космодроме Байконур, 9 сентября 1998 года

Несмотря на очевидные достоинства корабля, в 1989 году все работы по нему были свернуты. Официальной причиной такого решения называют «дефицит финансирования», который начал ощущаться в конце 80-х годов: основная часть средств, выделяемых советской космонавтике, уходила на программу «Энергия-Буран». Впрочем, причины закрытия могли быть и другими. Например, известно, что военные заказчики весьма скептически относились к идее реактивного приземления. Оригинальная схема вызывала закономерные вопросы со стороны тех, кто привык к отработанным средствам: парашютам и двигателям мягкой посадки. Работник НПО «Энергия» Сергей Щербак рассказывал, что в числе претензий фигурировала невозможность дублировать работу посадочного устройства «Зари».


Свою роль сыграл и «человеческий фактор». Ветераны предприятия свидетельствуют, что Константин Петрович Феоктистов вступил в серьёзный конфликт с Юрием Павловичем Семёновым, который в 1989 году стал Генеральным конструктором НПО «Энергия». В результате главный идеолог проекта был вынужден уйти на пенсию, что пагубно отразилось на судьбе корабля.


И всё же некоторые технические решения, придуманные для «Зари», пытались использовать в более поздних программах. Например, в 1995 году обсуждался российско-американский проект восьмиместного корабля-спасателя, доставляемого шаттлом на Международную космическую станцию и находящегося в её составе пять лет в постоянной готовности к спуску. Отдельные элементы «Зари» можно найти в российских многоразовых кораблях «Клипер» и «Федерация» (недавно переименованной в «Орла»). Проблема в том, что все эти разработки до сих пор остаются проектами, которые пока не добрались до космоса.

Секретная "Заря" Космос, Заря, Ркк Энергия, Станция мир, Союз, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост
Агрегат обслуживания пилотируемых космических кораблей «Заря» и ракета-носитель «Зенит-3Ф» на космодроме Байконур
Источник

Найдены возможные дубликаты

+11

Звездолёт Аннигиляционный Релятивистский Ядерный.

раскрыть ветку 3
0

Всегда озадачивал И.О.О. и его фокусы

раскрыть ветку 2
+1

Явно старый чекист.

0
Это G-Man из Half-Life, все просто.
+14
Я был командир отделения специалистов оптико-электронных систем наведения ракет. В/Ч 49566. Площадка 43. 1 группа. Годы службы 94-96г.г. Участвовал в трёх запусках изделия 11К77. То бишь ракетоносителя зенит.
раскрыть ветку 7
0
Кос? Привет с "тамань-базы" 29471)
0

Расскажите плиз,почему на ваш взгляд Зенит не стала массовой ракетой,ведь у нее одни из лучших характеристик среди одноклассников и компановка очень хорошая?))Может даже пост сделаете?))

раскрыть ветку 1
+3
Мое мнение что она не пошла это- развал СССР. Ракета была предназначена для военных нужд. В случае войны заполонить космос нашими спутниками. Или ещё чем-то. Запуск ракет в военное время осуществлялся бы каждые четыре часа. С двух стартовых столов. Должны были построить хранилище на 54 ракеты не далеко от старого комплекса. Но все это осталось в проекте. Один стартовый стол выведен из строя взрывом ракеты. Так же пилотируемые запуски зарубили. В 95 году даже США признали, что "Зенит" и стартовый комплекс на двадцать лет впереди. Циклограмма в США в то время занимала три месяца. У нас уходило три часа на полную проверку всех систем перед запуском. Есть фильм на Ютубе, некогда секретный про стартовый комплекс и сам Зенит. https://youtu.be/GHAPdRctcUY
0
Ракета-носитель.
-5

Разве такую инфу можно постить ? Тогда ж это было секретно

раскрыть ветку 2
+5
Все те секреты давно уже всем известны)
раскрыть ветку 1
ещё комментарии
+5
Н1 слишком сложная ракета. Слишком много движков.
слишком большая вероятность что что-то пойдёт не так.
раскрыть ветку 10
+5

Ещё и на стендовые испытания с доработкой забили с очевидным результатом.

раскрыть ветку 6
+2
А на луну на постоянку хорошо было бы что бы обосновался кто то , тогда и остальные потянутся ) и будет сдвиг .... а то так и загнемся в сартире но телефоном. ))) .

но вот про нейрокомп или нейросеть ( еве) было бы полезно.
раскрыть ветку 5
0

Так вариантов не было, РД180 появились позднее, а то что было, было ещё сырее кучи движков, которые в принципе уже довели до ума, но вот потерю пусковой площадки проект ракеты уже не пережил.

раскрыть ветку 2
+1

РД-170 может быть?

0
Он не пережил смену руководства. Н-1 доделывал Мишин, а закрывал Глушко.
+5

Каждый раз когда читаю о перспективных космических разработках позднего СССР становится очень горько, учитывая насколько сжалась до простого эксплуатирования старой техники современная космическая программа России. Каждая задача, озвучиваемая руководством страны, вроде лунной программы, уже воспринимается с долей скепсиса. Все задачи из года в год сдвигаются по срокам, а потом устаревают и закрываются. Финансирование с каждым годом все меньше. Мы в одном десятилетии от состояния космической отрасли в Украине.

раскрыть ветку 1
0
с долей скепсиса
:D
+3

Я видел проект МИР-2 как раз один в один МКС.

Фраза что ЗАРЯ обсуждалась с США наводит на мысль что их текущие разработки имеют советские корни.

Мне конечно МИР-4 проект порадовал, там уже кольцо искусственной гравитации должно быть.

раскрыть ветку 5
0

Мир 4 интересно, есть информация о разработках???

раскрыть ветку 1
0

Выглядело примерно вот так. Были пристыкованы два Бурана.

Надо понимать что это картинка (именно картинка ещё тогда), и до полноценной разработки там далеко. Такая станция планировалась после МИР-2 а то и третьей версии. В самых смелых перспективах как глубокий апгрейд МИР-2. Но и это было в самых смелых планах на 2020-е годы, а планировалось это аж в 90-х. Идея была в том, чтобы вывести на орбиту части кольца, там собрать и раскрутить. Как решать проблему того что вся станция вращается не очень понятно.

Иллюстрация к комментарию
0
Какие именно разработки?
раскрыть ветку 2
-3

Ну как какие? Все конечно, ведь всем известно что мериканцы тупые, и высадку на луну нарисовали, и человека вон в космос запустить не могут. Ну и далее по тексту.

раскрыть ветку 1
+3
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
+1

А ведь идея Зари неплоха для транспортника, там дублирование систем посадки не особо нужно. Что касается экипажа, то он вполне мог летать на старой капсуле Союза.

Заря же могла стартовать как транспорт, а потом с орбитальной станции лететь например к Луне с экипажем, там для посадки большая мощность тормозов не нужна и можно держать резервные двигатели

раскрыть ветку 3
-1
Как по мне, если посмотреть на "космическую логистику" (на орбиту всегда поток намного больше, чем обратно), то транспорт вообще можно было сделать в виде одноразового контейнера, сгорающего в атмосфере. Результаты "экспериментов" можно возвращать в мелких капсулах, как на фоторазведчиках в свое время, экипаж в союзах.
раскрыть ветку 2
+1

Всегда есть большие грузы, поэтому тяжелая капсула лишней не будет. Например доставить руду с астероида или Луны, спустить с орбиты телескоп


Заря имеет возможность быть универсальной гораздо дешевле, чем Шаттл, при этом она может летать к Луне и астероидам, и садиться где угодно

0

Ты только что Прогресс с Радугой.

Иллюстрация к комментарию
0
А где самое интересное про подводную группу?
0
Отличный пост. Спасибо. Жду ещё!
0
в 1995 году обсуждался российско-американский проект восьмиместного корабля-спасателя, доставляемого шаттлом на Международную космическую станцию

Он как раз на первой картинке.

-2
Перепись того что проебали.....зато Рогозин научился твиты писать
-4

Готовый же ведь, доработанный проект. Ну бери, да строй, блядь, нет - мы пойдем другим путем. рука-лицо.

-7
Никто еще не глушил рыбу, так как это делали русские. В Тихом океане космической станцией.
ещё комментарий
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: