Сборник учебников советской средней школы.

Многие люди недовольны нынешними программами обучения, но достать советские учебники, в которых многие вопросы разъясняются полнее, логичней и легче для восприятия, становится всё сложнее. Имеется архив с советскими учебниками по многим предметам. Почти все файлы в формате DJVU. Пользуйтесь на здоровье, успехов в учёбе!

https://yadi.sk/d/M49IztshxsEaqw

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
58
Автор поста оценил этот комментарий

А в чем прикол учиться по учебникам тридцатилетней давности?

Не знаю как в школе, но в универе не рекомендуют использовать литературу старше 5 лет.

раскрыть ветку (71)
84
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Прикол в том, что некоторые вещи, типа закона Архимеда или аксиом геометрии, с годами не меняются. И бывает так, что в старых учебниках они объясняются лучше, чем в рекомендованных нынешним школьникам.

Да и в универе какой-нибудь Ландау-Лившиц до сих пор котируется.

раскрыть ветку (30)
10
Автор поста оценил этот комментарий

По геометрии мне в свое время начать ее понимать помог учебник Киселева. Еще дореволюционный. Он выглядит пресным по сравнению с современными, но уж очень там все строго и логично.

раскрыть ветку (11)
19
Автор поста оценил этот комментарий

Не знаком с Киселевым, но этот (Погорелова) помню до сих пор, более винрарного учебника я не видел. Да еще и на 4 года! У меня был совсем новенький (купили), а в библиотеке они были самые потрепанные.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (10)
8
Автор поста оценил этот комментарий

О да, крутейший учебник, как там доходчиво и детально описано! У нас его точно переиздавали до середины нулевых, и даже перевели на украинский. Кто заканчивал позже/заканчивает, отпишитесь, учатся ещё по нему?

2
Автор поста оценил этот комментарий

воо..  да. шикарный учебник.

4
Автор поста оценил этот комментарий

У меня был этот учебник, по мне он просто ужасен.

раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Гуманитарий детектед)

раскрыть ветку (6)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Я выигрывал олимпиады по математике и физике, вплоть до областной. А потом преподавал в университете матанализ. Работаю в финтехе. Так что да,  типичный гуманитарий.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Про Погорелова же - он просто серый и навевает тоску у школьника , не даёт вкуса к геометрии. В нем нет строгости и логичности учебника Киселева, ощущения красоты и разнообразия геометрии как у Шарыгина, стремления быть максимально понятным как у современных учебников. Это не только мое мнение - многие ученые высказывались что он просто калечит школьников. Но вы продолжайте минусовать, не бойтесь.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

После фееричного провала Колмогоровских учебников, когда в учебники натолкали разной жести, по которой детям было совершенно невозможно учиться с нуля были спешно написаны учебники Погорелова, призванные скрыть провал. Хотя если бы Колмогоров и Ко честно сказали "мы обосрались, возвращаемся к Киселёвским учебникам" было бы гораздо лучше. Погорелову колмогоровцы фактически дали задачу смягчения условий своей капитуляции, учебник писался как калька с дореформенных учебников. Естественно, интересно написать школьный учебник человек, занимающийся совсем жёсткой математической заумью и ни дня не проработавшим в школе человек не мог, ещё и фактически поставленный в условия, когда пришлось писать учебник "для тупых", не имея никакой возможности использовать какой-то свой опыт, ибо заумь академиков, которым зря дали писать детям школьные учебники за 15 лет всех достала. О произошедшем пиздеце в советском образовании при Брежневе можно почитать тут

http://mat.univie.ac.at/~neretin/misc/reform/reforma1965.htm...

Ещё более загадочен тот факт, что подобная национальная катастрофа оказалась мало замеченной большинством населения.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, интересная статья. По поводу же понижения уровня математической грамотности - это, конечно, печально, но большинство людей слишком тупы чтобы что-то заметить здесь.

Например, реформы последних лет ( в частности введение ЕГЭ) довольно заметно повысили уровень школьного математического образования в России. Это показывают множество международных независимых исследований. Да я и сам это вижу как преподаватель.

Но в массовом сознании - что? Ага, ЕГЭ это корень всех зол, и уничтожение образования. Любой гопник сидя в подъезде за бутылкой пива, который не может даже квадратное уравнение решить - он считает, что он прекрасно знает как ЕГЭ повлияло на образование, и что нынешние дети "жертвы ЕГЭ и вообще тупые".

Автор поста оценил этот комментарий

Сорри, ошибся, бывает. Тогда поясните пожалуйста, чем сей учебник так вас расстроил?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

upd, уже увидел. Не знаю, мне он тоску не навевал, был очень понятный и толковый.

2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Советский математик, прекрасный педагог,

В дифференциальных уравнениях он - бог,

Отец- собиратель белорусского фольклора,

Мать - Олимпиада, - все клево, нету спора!

Был аспирантом самого Колмогорова -

Вот это я понимаю, вот это вот так здорово.

Вся страна читает его клевые книжки,

Скажем его имя, девчонки и мальчишки!


Припев:

Деми-деми-демидович, Борис Палыч,

Деми-деми-демидович навсегда

Деми-деми-демидович, Борис Палыч,

Деми-деми-демидович навсегда


Задачник Борис Палыча - это просто хит,

Кто не решал сам - тому позор и стыд!

Профессора серьезные, научные тузы

По этим же примерам постигали азы.

Я проклял эту книгу, лишь только год прошел,

Но теперь я шарю, и шарю хорошо!

Мы миллион решили этих чертовых примеров.

Да, есть железо в яйцах советских инженеров!


Припев


Читайте классику, снова и снова,

Пушкина, Демидовича, Толстого.

Если минут 5 в день задачник листать,

Мозг до курса третьего будет пахать.

Решайте за завтраком, решайте перед сном,

Когда вас положат после сессии в дурдом,

По необходимости решайте и всуе,

Решайте задачи, дети! Аллилуйя!

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

я помню его. а еще у нас был антидемидович.

21
Автор поста оценил этот комментарий

Ну как бы зачастую это проблема учителей, которые выросли на советских учебниках и не могут объяснять материал по новым

По крайней мере у нас учителя старшего поколения дрочили на советские учебники, а молодые учителя могли все доступно объяснить и по новым

раскрыть ветку (9)
ещё комментарии
Автор поста оценил этот комментарий

у нас было наоборот, по крайней мере, с языками

Молодые были дуболомами, заграницей не были, ничего сказать толком не могли

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А старые были за границей и практиковали там английский? Хер там

Венгрия, Болгария да Чехословакия вот и вся заграница

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Англия у нас была. Это была инициатива англичан, насколько я понял

3
Автор поста оценил этот комментарий
Фихтенгольц forever!
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

И Зильберберг, но это алгебра и не советский)))

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

О, этот чувак у меня вел пару недель алгебру. Очень даже познавательно было.

Автор поста оценил этот комментарий

Котируется не Ландау-Лившиц, а кто их асилил)

И вообще блин проблема совершенно не в учебниках.

Автор поста оценил этот комментарий

сильно сомневаюсь что Сканави и Бонк когда нибудь устареют в ближайшие 3 десятилетия

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен полностью!!!

8
Автор поста оценил этот комментарий

Учусь в энергетическом. Часть книг до сих пор годов 70-х.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ага. Люто плюсую. До сих пор храню Равича, нормативные методы расчета, даже h-s диаграмма где-то валяется.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Просто есть вещи реальные, а есть придуманная хуйня. Так вот с придуманной хуйней надо новые. А вот например по вышке можно и 50 летней давности учебник взять. И по электротехнике, по физике.

А вот по пиздоболике нет, новый надо.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ага. Представляю удивление электромонтера, учившегося по 50летнему учебнику электротехники. Микроконтроллер, импульсный источник питания? Где мои лампы и трансформатор?
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

никуда трансформатор не делся. я хз как эл.монтеров учат, но учебник по ТОЭ для вузов пойдет и старый. там вообще теория цепей . как рассчитывать. и тд. и таблица проводимостей тоже пойдет старая. патамучта медь она медь.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну придуманной хуйней можно назвать и Высшую математику и физику и электротехнику и даже тебя. По твоему наука остановилась в 1969 году и после этого ничего нового не придумали? Раз ты хочешь использовать эти учебники

Ну вот тебе учебник географии из того сборника. Пусть дети изучают границы Югославии, да Чехословакии

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Не надо нести хуйню. Никто в школе не занимается наукой. Физику и математику хуйней назвать нельзя. И абсолютно похуй что там с 69 года в матиматеке открыли. В рамках школы это НЕ ВАЖНО. и  это не учебник по географии, а детский атлас. Это пример хреновый .

Я посмотрел по алгебре, химии, геометрии, физике. ВСЕ там нормально. И похуй что в таблице добавилось несколько элементов.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну а так нахуя учиться по старым выцветшим учебникам, когда есть новые? Дроч на совковые учебники?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Нет не дроч на совок. Причем здесь выцветшие. Речь о материале в них. Есть хорошие учебники, а есть говно. И я неоднократно с этим сталкивался. Читаешь новый белый и лащеный и нихуя не понимаешь. А берешь советский желтый и все понятно. Так было и с геометрией и с физикой и с химией и сопроматом и с электротехникой. И там где не надо, там не надо изобретать велосипед. И ебанутая практика из 90х-00х годов, когда ты свой новый учебник продать следующему классу не можешь потому что поменялся учебник это полная хуйня и наебалово. И в универе преподаватель рассказывал как учебники пишут. Один пишет трех других в соавторы потому что без них твой учебник не выпустят.

12
Автор поста оценил этот комментарий
Потому как зарабатывают на издании литературы не старше 5 лет. У нас такого не было. Нас просто заставили купить учебник по ТОЭ за 400 рублей (я неделю на 500 жил), в библиотеке их было штук 10 на поток из 200+ студентов.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

какой конкретно учебник?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
ISBN 5-88449-061-5
2
Автор поста оценил этот комментарий
Потому что последние 5-10 лет - это современные исследования в области. Но, когда пишите диплом, магистерскую или просто статью, то никто не запрещает пользоваться концепцией или идеей прошлого века
18
Автор поста оценил этот комментарий

Прикол в том, что тут люди не учиться хотят, а помастурбировать на винтажные книжки. И перед другими этим повыебыватсья.

раскрыть ветку (3)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Ну не скажите, химия и физика советские сколько переизданий выдержали. Люди хоть откроют память освежат.
Случай был, лет 12 назад в универе целая группа не могла вспомнить как складывать дроби. Технари, причём.
Русский язык, запамятовал автора, переодически приходится открывать смотреть правила.
Пс.Современные учебники и толще и красочнее, но лаконичности нет местами.
раскрыть ветку (2)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Я не так давно читал Фейнмана, курс лекций по физике. Откровенных ошибок там не было, но было полно гипотез, не имеющих на тот год доказательств или объяснений. Были и неточности. Для человека с проблемами в критической оценке(например подростка), такие книги могут принести больше вреда, чем пользы. Например когда он на уроке повторит прочитанное "Если когда нибудь человек полетит на Луну..."

Современные учебники можно найти на любой вкус, было бы желание.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Согласен. Учебники за 60-70е года это сборники научной фантастики по части гипотез)))
5
Автор поста оценил этот комментарий

Прикол в том, что в современной программе не дают времени на закрепление материала, если, образно в старых учебниках на закрепление темы было 200 примеров, то в современных всего 20.

раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Ну например по Алгебре, было два учебника Мордковича, один полностью с теорией, а второй полностью с примерами (их было реально очень много)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну не так много. Катаясь со школы по часу на трамвае, к новому году я учебник за текущий год уже заканчивал решать.

6
Автор поста оценил этот комментарий

В школе дают фундаментальные знания, а они мало поменялись

1
Автор поста оценил этот комментарий

По какой специальности?

1
Автор поста оценил этот комментарий

Как будто в учебниках о 2014 года пишут, что земля круглая, единицы измерения - аршины

1
Автор поста оценил этот комментарий

тот же сборник задач Рымкевича 81г. по физике - до сих пор актуален

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну да или Таблицы Брадиса

Автор поста оценил этот комментарий

А что принципиально лучше в новых учебниках по той же математике и физике? Да и вообще по фундаментальным естественнонаучным дисциплинам, в которых не было существенных революций?

Фихтенгольц, Ландау...  Там разве что-то устарело? Может,  Фейнмановский курс общей физики уже не котируется?

Чем вообще мотивировали преподаватели использовать книги не старше 5 лет?

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ну если используются какие то старые фундаментальные труды, то их объём не должен превышать более 30% (в разных вузах по разному).

Сейчас и в системе антиплагиат указывается год источника и написано старше он пяти лет или нет.

Все таки в дипломной работе или в ВКР, студент должен провести какое то исследование вопроса и предложить какие то решения, привнести что то новое, а для этого литература должна быть посвежее

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Если же речь идёт про исследования, то понятно, что новизна должна быть, хотя с этим непросто почти везде.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ок, у меня не техническая специальность. У технарей какие примерное темы дипломов? И разве Выпускная работа не предполагает исследование какого либо вопроса?

Автор поста оценил этот комментарий

Объясняю. В советских учебниках по органической химии можно было узнать формулу получения тротила :3

ещё комментарии
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ага.. А в современных лечебных учреждениях рекомендуют противогриппин, голованеболин, афобазол, арбидол..
ещё комментарии
2
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас, попробую подобрать слова...


Ну, скажем так, из того объема знаний, что полагается знать школьнику, в современной науке не поменялось.


Допустим, физика - законы Ньютона не поменялись и никуда не пропали. Да, за эти ~30-40 далеко зашла квантовая физика и другие разделы физики, но, это изучается уже в вузах.

Или же математика - по сути, тоже ничего не изменилось.

Астрономия - основные законы движения небесных тел уже давно известны, а про темную материю, открытия новых типов звезд можно изучить уже самостоятельно.


Логика. Хороший предмет. И нужный. Но, правительство осознало, что умные люди не только неудобны для режима, но и опасны. Они начинают задавать неудобные вопросы. Поэтому с некоторого момента логику в школах отменили и начали насаждать так называемые "авторитеты" - "Учитель всегда прав лишь только потому, что он учитель", и не важно, что дело касается не научных вопросов, а бытовых. "Старший всегда прав лишь только потому, что он старше". А дальше "Власть всегда права".

раскрыть ветку (2)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Ну нихуя себе.

А что в СССР школьники могли изучать что то, что отличается от политического курса, типа коммунизм - заебись, капитализм - хуйня? По твоему не было навязывания социалистической идеологии? Ленинская комната, октябрята, комсомольцы, пионеры? Детям с ранних лет навязывали коммунистическую идеологию и убеждали в правоте советских лидеров. Мог школьник не согласится с учением Ленина? Чтобы добиться каких то достижений нужно было вступать в ком партию, другие тупо были запрещены

Логика - хороший предмет, когда не противоречит линии партии

раскрыть ветку (1)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

- Марь Иванна, а разве школьники - не граждане СССР?

- Ну что ты, Вовочка. Конечно, граждане.

- А вот в учебнике логики написано, что каждый гражданин СССР имеет один голос. Я ходил с родителями на выборы, а у меня голоса не было - только у мамы и папы. Следовательно, я не гражданин СССР.

Иллюстрация к комментарию
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку