893

Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге: что на самом деле изображено на картине

Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, Передвижники, История России, Длиннопост

Картина Константина Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге" очень проста. На железной дороге в интенсивном темпе ведутся какие–то земляные работы. Техника примитивна: лопата, тачка (катаемая по специальной доске), кирка, так что рабочим приходится тяжко; на наиболее крутых подъемах им помогают мальчики–подручные, зацепляющие тачку крюком. На пригорке стоит подрядчик, чей курьезный наряд с кумачовой рубахой навыпуск контрастирует с грязными одеждами рабочих. Вокруг типичный среднерусский пейзаж. Вот и всё, что мы можем увидеть на картине.


Теперь перейдем к более внимательному наблюдению. Для начала разберемся, чем именно заняты рабочие. Собственно железнодорожные пути работами не затронуты, так что рабочие, по всей видимости, исправляют откосы или углубляют водоотводные канавы. Можно предположить, что этот участок дороги то ли подвержен оползням, то ли заливается водой, так что такие меры должны помочь.


Железная дорога выглядит, на наш взгляд, весьма жалко. И немудрено: рельсы на тот период весили 33 кг на метр (современные — 75 кг) и укладывались на шпалы, представлявшие распиленный напополам обрезок бревна, с двумя засечками — площадками под крепление рельса (шпалы не антисептировали, и их приходилось менять каждые 3–4 года); балластировался такой путь песком (современный — расклинивающимся щебнем). В общем, под современным поездом такой путь просто бы развалился. Но старинный поезд тоже был не особенно впечатляющим: грузоподъемность вагона составляла около 10 тонн (сегодня как минимум 65–70), а вагонов в нем было 20–25.


Сами рабочие — обычные крестьяне в повседневной одежде (не совсем, усатый мужик в центре похож на опустившегося барина). Можно было бы предположить, что их наняли в ближайших деревнях, но это не всегда было так. Земляные работы ведут летом, как раз тогда, когда крестьяне более всего заняты, так что значительная часть рабочих иногда приходила наниматься на "чугунку" издалека, из тех перенаселенных губерний, где и в сентябре есть лишние руки. Получают рабочие где–то 30–50 копеек в день, и вполне этим довольны. Хотя искусствоведы традиционно жалеют персонажей картин, занятых тяжким физическим трудом, самим крестьянам было себя не жалко — они–то осознавали, что не обладают никакими специальными навыками, и отнюдь не ожидали, что их наймут читать лекции по грамматике санскрита.


Все рабочие временные, нанятые на лето, не напрямую железной дорогой, а мелкими субподрядчиками — как раз один такой и изображен на картине. Что с ними будет, когда выпадет снег? Они пойдут, но не восвояси, а в город, искать другую простую работу — тому, кому нет дела в деревне летом, тем более нет дела и зимой. Эти крестьяне были крестьянами лишь в том смысле, что в деревне жили их семьи, которые они навещали раз в несколько лет — точно как современные таджики–гастарбайтеры.


Теперь мы подходим к самому любопытному в картине — ее контексту. Для нас железная дорога — это такая штуковина, где ходят поезда (не совсем так, в последние годы этот опыт обогатился шубохранилищем). Для любого образованного россиянина в 1875 году железная дорога — это прежде всего всего сосредоточение коррупции невиданного ранее масштаба, источник возникающих ниоткуда за пару лет гигантских состояний, повод и причина миллионных взяток, развращающих высшую бюрократию. Железная дорога насквозь проникнута воровством и обманом, в котором замазаны все — от министров, выдающих концессии на постройку дорог, до контролеров, за копеечные взятки пропускающих зайцев.


Теперь картина предстает в другом свете. На полотне посетитель Передвижной художественной выставки видел людей, занятых честным тяжелым трудом за небольшую денежку, а прямо рядом с собой в зале — миллионеров, составивших состояние на эксплуатации этого труда. Хотя владелец картины Павел Третьяков лично не участвовал в железнодорожном бизнесе, он водился со множеством людей и бывал во множестве домов, построенных на прибыль от именно таких работ. Представьте себе ваше впечатление от картины "Таджики копают котлован для олимпийского стадиона" — это будет максимально точный аналог тех мыслей и чувств, которые охватывали современников при виде картины.


Продолжим наше исследование. Мы точно знаем, когда и где именно написана картина — художник наблюдал железнодорожные работы в 1873 году, близ станции Козлова Засека Московско–Курской железной дороги. Эта дорога на тот момент была центром ожесточенной экономической и политической битвы между сторонниками казенного и частного железнодорожного строительства. Битва была долгой, она заняла все 1860–е годы, и окончилась полной победой частных предпринимателей. Не стоит думать, что это была битва между либералами и государственниками: частные железные дороги были концессионными, находились в жестком государственном регулировании и обильно субсидировались казной. Скорее надо думать об этих событиях, как о конфликте традиционных казнокрадов (привыкших воровать на казенном строительстве) с союзом бюрократов–взяточников (ожидающих вознаграждения за выдачу концессий) и частников–жуликов (расcчитывающих выманить из казны субсидии). И даже это неверно — с обеих сторон, при ошеломляющем размахе коррупции, на ключевых постах постоянно оказывались честные люди, действовавшие по убеждению.


Московско–Курская дорога стала лебединой песней лидера партии казённых железных дорог Павла Мельникова (памятник ему стоит на площади трех вокзалов в Москве). В попытке доказать преимущество казенного строительства над частным он решил выстроить дорогу чрезвычайно дешево, дешевле всех предложений, которые делали казне концессионеры. Дорога, построенная к 1869 году, действительно оказалась очень дешевой, почти в два раза дешевле Николаевской — да только построена она была невероятно халтурно. На дороге непрерывно происходили разрушения путей, обрушения сооружений, аварии, поезда сходили с рельс чуть ли не ежедневно. Дорогу называли "костоломкой", а ремонтные бюджеты поглощали всю прибыль. Результат оказался противоположен ожиданиям Мельникова — Московско–Курская дорога оказалась последней дорогой, выстроенной казной (до 1890–х годов, когда начался обратный процесс национализации дорог), сам же Мельников в 1869 году лишился министерского поста.


Победу одержала партия приватизаторов. Министрами путей сообщения и финансов оказались враги казенного железнодорожного хозяйства — граф Владимир Бобринский и Михаил Рейтерн. Последние неприватизированные дороги в срочном порядке продавались частникам. Основным претендентом на Московско–Курскую дорогу оказалась так называемая группа Московских капиталистов. Состав группы был пестрым: возглавлял ее профессор математики Федор Чижов, человек без всяких средств, но с энергией и инициативой, а деньги предоставляли московские текстильные фабриканты — Морозовы, Мамонтовы и Рукавишниковы (то есть большой, честный и консервативный бизнес, ранее не имевший дела с государством) и бывшие винные откупщики Бостанджогло и Бенардаки (жулики и воры с огромным опытом работы с чиновниками).


Теперь начинается самое удивительное. Чижов решил, что государство само радо будет сбыть Московско–Курскую дорогу с рук, так что миллионных взяток при приватизации он платить не станет. Такая политика требовала смелости. Вначале к концессионерам подкатил мутный миллионер Губонин, выступавший агентом министра двора графа Адлерберга, и объявил, что если графу не дадут бесплатно акций дороги на 3 млн. рублей, он сделает так, что государь не подпишет документы, что бы ни постановили министры. Губонина послали к черту. Потом на концессионеров напали лжеконкуренты–вымогатели и потребовали 1.5 млн, угрожая перебить их предложение более дорогим (строить дорогу они не собирались, достаточно было сорвать торги и затянуть дело). Из тоже отшили. В конце–концов Чижов оказался прав, и дело удалось провести без взяток. Московско–Курская дорога стала единственной дорогой, приватизированной честным образом и на выгодных для казны условиях — и (увы, поздно хватились) последней приватизированной дорогой. При приватизации железной дороги исправление многочисленных недоделок было даже оговорено в уставе дороги, и казна оставила для этих целей за новыми владельцами около ее 10% стоимости.


Итак, рабочие на картине не просто чинят железную дорогу — это частные владельцы исправляют фантастический брак, который сотворился в попытке организовать показательную, быструю и дешевую казенную стройку. Говоря обобщенно, мы наблюдаем победу частного предпринимательства над провалившимся госкапитализмом.


Теперь перейдем к вопросу о том, кто кого эксплуатирует и обманывает на картине. Казну, как мы выяснили, в данном случае не обманули, капиталисты заплатили за дорогу правильную цену. Рабочих, надо предположить, тоже никто не обманывает — они продают свой труд по нормальной текущей рыночной цене. Неужели в России, да никого не обманули? Конечно же обманули. В 1893 году казна выкупила дорогу (возможность выкупа через 20 лет была условием концессии). Основным инструментом, позволявшим казне получить финансирование для выкупа, были консолидированные железнодорожные облигации. Приблизительно половина облигаций покупалась государственными сберкассами — ну а потом миллионы вкладов в них, принадлежавших преимущественно простым людям, были аннулированы Советской властью. Другая половина половина была распродана во Франции — разумеется, и по этим долгам большевики платить не стали. Итак, за железную дорогу, видимую на картине, в конечном счете пришлось расплатиться французскому рантье.


Ну и напоследок отметим связь этой картины с другим полотном, ныне знаменитым очередями к нему — серовским портретом девочки с персиками. При чем тут Девочка с персиками? Все очень просто, эти рабочие зарабатывают ей на персики. Савва Мамонтов, отец Девочки с персиками, и был одним из крупнейших акционеров Московско–Курской дороги.


P.S. Для любителей "пруфов":

- Наша железнодорожная политика по документам архива Комитета министров. СПб., 1902.

- А.И.Дельвиг. Мои воспоминания.

Дубликаты не найдены

Лига историков

6.8K постов31.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Подробнее
+61

В школе на уроках русского языка достаточно часто требовалось написать сочинение по картине. Писали конечно всякую чушь по типу "витязь сосредоточенно стоит у камня и делает трудный выбор", иными словами как чукча -  что вижу... После этого у меня выработалось стойкое неприятие всякого рода разбора картин и стихов, ибо, как правило, это является чушью и полным СПГС. А вот тут прям замечательный пример того, как можно написать исторический рассказ основываясь на картине и правильно отразить ее суть, без скорби или осуждения согласно действующим политическим веяниям. Автору респект!

раскрыть ветку 3
+21
Мало видеть картину, надо знать историю.
+1

Думаю, среднестатистическая училка литературы - не оценит.

раскрыть ветку 1
+16

Про землекопов (граборов) ещё такое историческое свидетельство есть:


Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем. 1872-1887. М.: Изд-во "Наука", 1999.

Письмо седьмое


Как-то осенью - а дело было ещё вскоре после того, как я поступил на хозяйство, - случилось мне пойти посмотреть граборские работы. В эту осень граборы работали у меня подённо и занималась чисткой лужков, заросших лозняком. Граборы сидели у огонька и обедали.

- Хлеб-cоль!

- Милоcти проcим.

<...>

- Еще бы! И сдельно не всегда одинаково. В весеннюю упряжку с начала весны работаем побольше, на рубль в день выгоняем, а к концу работаем полегче, гривен на восемь и того меньше - к покосу себя приберегаем. Нам, сами знаете, домашний покос дело самое важное, тут мы во всю силу работаем. Погони-ка всю весеннюю

упряжку на земляной, денег заработаешь много, да косить-то потом дома как будешь? Все нужно с расчётом. На чугунке вон как гоняют на земляной, да что толку-то потом. Наши оттого на чугунку и не ходят.


- То-то у меня нынче в Петровки грабор канавы рыл, я удивился, что он так мало выгоняет - гривен на шесть в день. Я думал, он не умеет, не настоящий грабор, ан канавы сделал хорошо.

- У вас нынче Фетис работал?

- Да, Фетис.


- Нет, это грабор настоящий, не меньше всякого другого сделает. Только они разделившись. Фетис одиночка, жена, дети маленькие. В артель ему стать нельзя, далеко от дому отойти нельзя. Он и ходит в одиночку, отсеевшись. Найдет поблизости от дому работу - и славу богу. Дома у него в покос работы много, вот он и приберегает себя.


- Оттого, должно быть, вы и на чугунку не ходите, что там приберегать себя нельзя, гнать нужно?


- Оттого. Пробовали наши и на чугунку ходить. Заработать там много можно, если Бог здоровья даст, да что толку. В одно лето так собьёшься, что потом в год не поправишься. Там, на чугунке, сибирная работа, сверхсильная, до кровавого пота - за непочтение к родителям такую работу делать.

+26

"Таджики копают котлован для олимпийского стадиона" это сильный образ :)

+38
@moderator, не пора ли товарищу персональную награду выделить?
раскрыть ветку 8
+34

Хм, а ведь было бы неплохо. Что-то типа "искусствовед".

@admin, привет :) Тут по поводу награды вопрос.

раскрыть ветку 3
-7
Я предлагаю - "Хрустобулочник".
раскрыть ветку 3
ещё комментарии
+8

Не ужасайся их пения дикого!

С Волхова, с матушки Волги, с Оки,

С разных концов государства великого —

Это всё братья твои — мужики!


Стыдно робеть, закрываться перчаткою.

Ты уж не маленький!.. Волосом рус,

Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Высокорослый, больной белорус:


Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах;


Ямою грудь, что на заступ старательно

Изо дня в день налегала весь век...

Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:

Трудно свой хлеб добывал человек!


Не разогнул свою спину горбатую

Он и теперь еще: тупо молчит

И механически ржавой лопатою

Мерзлую землю долбит!


Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.


Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет всё, что господь ни пошлет!


Вынесет всё — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется — ни мне, ни тебе».

+6
Ваши посты всегда радуют, спасибо! Лишь недавно плакалась о недостатке популяризации искусства. Например, раньше в любимейшем журнале моего детства ("Юный Художник") рассказывали истории и мифы, стоящие за знаменитыми полотнами, объясняли значение аллегорий в классической живописи.
Отдельная благодарность за попытки взвешенного взгляда "с разных сторон" на "СтрануКоторуюМыПотеряли (С)"! (хотя и не со всеми выводами бываю согласна:)
С нетерпением жду следующих статей и новых встреч с нашими "передвижниками" (и втайне надеюсь, что Домье и Хогарты/ Тулуз-Лотреки и Сикерты всякие Вас заинтересуют также - огромный простор для бытописания!)
раскрыть ветку 1
0
Спасибо.
+11

Кого интересует тема железной дороги в этот исторический период, советую посмотреть Hell on wheels - сериал про строительство трансконтинентальной жд в США. Сериал, конечно, художественный, имеет непременный массив ляпов, однако неплохо передает и "дух эпохи", и "автоматизацию" того времени (+ еще целый пласт свойственных только США реалий вида пережитков гражданской войны, рабства, мормонов, ирландцев, индейцев и т.п.).


Кстати, насчет откатов, распилов и наживания миллионов единицами на труде тысяч - очень неплохо это отражено и в сериале. Да и в реальности большинство "шишек" этой стройки регулярно получало всякие пинки за казнокрадство, распилы и т.п.

раскрыть ветку 2
+1
Отличный сериал! Исторические персонажи, события, адекватный финал, рекомендую!
раскрыть ветку 1
+33

Отличные посты. Так передать контекст картины это надо  уметь.

+5
Морозовы, Мамонтовы и Рукавишниковы (то есть большой, честный бизнес) и Бостанджогло и Бенардаки (жулики и воры)
Как в комедии, хорошие с нормальными фамилиями, плохие - с комичными
раскрыть ветку 1
0
Из песни слово не выкинешь.
+12
В 1891 году казна выкупила дорогу (возможность выкупа через 20 лет была условием концессии). Основным инструментом, позволявшим казне получить финансирование для выкупа, были консолидированные железнодорожные облигации. Приблизительно половина облигаций покупалась государственными сберкассами — ну а потом миллионы вкладов в них, принадлежавших преимущественно простым людям, были аннулированы Советской властью.

Вроде-же в 1893, не?

Гособлигации были преимущественно иностранными и для этой дороги существовали значительно ранее последнего десятилетия века.

Ценные бумаги были и вправду аннулированы, но вот про простых людей конечно смешно. Собственно то, что половина вспыла во Франции - уже показатель

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 5
+5
Выкупая дорогу, казна частично платила наличными, а основную часть акций и облигаций обменивала на другие, казенные облигации. Может быть, выкупили и в 1893, а я запутался. Большой разницы сегодня нет.
раскрыть ветку 4
+8

Очень стиль статьи показался знакомым, думал утащили с D3, ан нет, сам автор здесь объявился.

+3

Здравствуйте,

просто хочу сказать Вам большое спасибо за интереснейшие рассказы. Сама историк по образованию, но из ваших историй узнаю  много  новых деталей и подробностей. Сын тоже читает,  говорит, интересно и гораздо лучше и логичнее, чем история в школе.

Пишите, пожалуйста, и дальше, ждем новых постов с нетерпением!

+5

Плюс заранее, автор мути канал на ютубе - мохнатым первокурсникам искусствоведческих отделений на радость

+1

Автор, спасибо за посты, я давно хотела понять что скрыто за произведениями искусства. Читаю теперь с огромным удовольствием =)

+1
Очередная жемчужина, большое спасибо за шикарную историю!
+1

У Некрасова "мутный миллионер" упоминается в положительном ключе:

— А счастье наше — в хлебушке:

Я дома в Белоруссии

С мякиною, с кострикою

Ячменный хлеб жевал;

Бывало, вопишь голосом,

Как роженица корчишься,

Как схватит животы.

А ныне, милость Божия! —

Досыта у Губонина

Дают ржаного хлебушка,

Жую — не нажуюсь!

раскрыть ветку 1
+1
Губонин поднялся на откупах и ранних железных дорогах, а это тогда было дело мутное, ротенберговского толка
+2
Очень интересно пожалуй подпишусь
+1

Короче что тогда, что сейчас - ничего не меняется. Везде распилы и кидание на деньги.

раскрыть ветку 2
+3
Нет, кидания со стороны казны тогда не было. Если уж ты взял казенный подряд, могли попросить откат, но платили всегда вовремя и четко.
+1

Причем касается и Штатов, и Европы, и Китая, и Кореи с Японией :)

Люди везде одинаковы.

-1

На картине люди строят руками дорогу, потому что еще не изобретены краны, бульдозеры, грузовики, путеукладчики.

В статье про коррупцию и распил.


Горячо жму вашу руку! Рукопожатно!

Иллюстрация к комментарию
ещё комментарии
0

Классные посты о сути картин, а ссылка на литературу о царских ж\д особенно порадовала, давно хотел об этом почитать.

0

Отличнейшие разборы пишешь!

0

Насколько я знаю, в конце концов с французами (по крайней мере, с частью долгов перед Францией), расплатилась уже РФ.

раскрыть ветку 1
-3
Отдали где-то сотую часть, а остальное списали.
Похожие посты
494

«Девочка с персиками» Серова, или импрессионизм по-русски

«Девочка с персиками» Серова, или импрессионизм по-русски Живопись, Картина, Искусство, Художник, Валентин Серов, Девочка с персиками, Картина маслом, История искусств, Портрет, Русская живопись, Передвижники, Длиннопост
«Девочка с персиками» Серова, или импрессионизм по-русски Живопись, Картина, Искусство, Художник, Валентин Серов, Девочка с персиками, Картина маслом, История искусств, Портрет, Русская живопись, Передвижники, Длиннопост
«Девочка с персиками» Серова, или импрессионизм по-русски Живопись, Картина, Искусство, Художник, Валентин Серов, Девочка с персиками, Картина маслом, История искусств, Портрет, Русская живопись, Передвижники, Длиннопост
«Девочка с персиками» Серова, или импрессионизм по-русски Живопись, Картина, Искусство, Художник, Валентин Серов, Девочка с персиками, Картина маслом, История искусств, Портрет, Русская живопись, Передвижники, Длиннопост
«Девочка с персиками» Серова, или импрессионизм по-русски Живопись, Картина, Искусство, Художник, Валентин Серов, Девочка с персиками, Картина маслом, История искусств, Портрет, Русская живопись, Передвижники, Длиннопост
Показать полностью 4
246

Архип Куинджи

Архип Куинджи Искусство, Передвижники, Куинджи, Арт, Живопись, Русская живопись, Картина маслом, Длиннопост
Архип Куинджи Искусство, Передвижники, Куинджи, Арт, Живопись, Русская живопись, Картина маслом, Длиннопост
Архип Куинджи Искусство, Передвижники, Куинджи, Арт, Живопись, Русская живопись, Картина маслом, Длиннопост
Архип Куинджи Искусство, Передвижники, Куинджи, Арт, Живопись, Русская живопись, Картина маслом, Длиннопост
Показать полностью 4
135

Коротко про передвижников, или как коммерческий проект стал главным художественным движением России

Коротко про передвижников, или как коммерческий проект стал главным художественным движением России Живопись, Искусство, Картина, Художник, Передвижники, Илья Репин, Крамской, Иван Шишкин, Суриков, Исаак Левитан, Николай Ге, Картина маслом, История искусств, Русская живопись, Длиннопост
Василий Иванович Суриков – «Утро стрелецкой казни», 1881
Коротко про передвижников, или как коммерческий проект стал главным художественным движением России Живопись, Искусство, Картина, Художник, Передвижники, Илья Репин, Крамской, Иван Шишкин, Суриков, Исаак Левитан, Николай Ге, Картина маслом, История искусств, Русская живопись, Длиннопост
Коротко про передвижников, или как коммерческий проект стал главным художественным движением России Живопись, Искусство, Картина, Художник, Передвижники, Илья Репин, Крамской, Иван Шишкин, Суриков, Исаак Левитан, Николай Ге, Картина маслом, История искусств, Русская живопись, Длиннопост
Исаак Ильич Левитан - «Над вечным покоем», 1894
Коротко про передвижников, или как коммерческий проект стал главным художественным движением России Живопись, Искусство, Картина, Художник, Передвижники, Илья Репин, Крамской, Иван Шишкин, Суриков, Исаак Левитан, Николай Ге, Картина маслом, История искусств, Русская живопись, Длиннопост
Коротко про передвижников, или как коммерческий проект стал главным художественным движением России Живопись, Искусство, Картина, Художник, Передвижники, Илья Репин, Крамской, Иван Шишкин, Суриков, Исаак Левитан, Николай Ге, Картина маслом, История искусств, Русская живопись, Длиннопост
Коротко про передвижников, или как коммерческий проект стал главным художественным движением России Живопись, Искусство, Картина, Художник, Передвижники, Илья Репин, Крамской, Иван Шишкин, Суриков, Исаак Левитан, Николай Ге, Картина маслом, История искусств, Русская живопись, Длиннопост

Коротко про передвижников, или как коммерческий проект стал главным художественным движением России Живопись, Искусство, Картина, Художник, Передвижники, Илья Репин, Крамской, Иван Шишкин, Суриков, Исаак Левитан, Николай Ге, Картина маслом, История искусств, Русская живопись, Длиннопост
Показать полностью 6
863

Как известные художники совместные картины писали

Как известные художники совместные картины писали Живопись, Картина, Искусство, Коллаборация, Иван Шишкин, Карл Брюллов, Василий Перов, Саврасов, Исаак Левитан, Айвазовский, Илья Репин, Картина маслом, Передвижники, Русская живопись, История искусств, Интересно узнать, Длиннопост
Как известные художники совместные картины писали Живопись, Картина, Искусство, Коллаборация, Иван Шишкин, Карл Брюллов, Василий Перов, Саврасов, Исаак Левитан, Айвазовский, Илья Репин, Картина маслом, Передвижники, Русская живопись, История искусств, Интересно узнать, Длиннопост
Василий Григорьевич Перов - «Охотники на привале», 1871
Как известные художники совместные картины писали Живопись, Картина, Искусство, Коллаборация, Иван Шишкин, Карл Брюллов, Василий Перов, Саврасов, Исаак Левитан, Айвазовский, Илья Репин, Картина маслом, Передвижники, Русская живопись, История искусств, Интересно узнать, Длиннопост
Как известные художники совместные картины писали Живопись, Картина, Искусство, Коллаборация, Иван Шишкин, Карл Брюллов, Василий Перов, Саврасов, Исаак Левитан, Айвазовский, Илья Репин, Картина маслом, Передвижники, Русская живопись, История искусств, Интересно узнать, Длиннопост

Как известные художники совместные картины писали Живопись, Картина, Искусство, Коллаборация, Иван Шишкин, Карл Брюллов, Василий Перов, Саврасов, Исаак Левитан, Айвазовский, Илья Репин, Картина маслом, Передвижники, Русская живопись, История искусств, Интересно узнать, Длиннопост
Исаак Ильич Левитан – «Осенний день. Сокольники», 1879
Как известные художники совместные картины писали Живопись, Картина, Искусство, Коллаборация, Иван Шишкин, Карл Брюллов, Василий Перов, Саврасов, Исаак Левитан, Айвазовский, Илья Репин, Картина маслом, Передвижники, Русская живопись, История искусств, Интересно узнать, Длиннопост
Как известные художники совместные картины писали Живопись, Картина, Искусство, Коллаборация, Иван Шишкин, Карл Брюллов, Василий Перов, Саврасов, Исаак Левитан, Айвазовский, Илья Репин, Картина маслом, Передвижники, Русская живопись, История искусств, Интересно узнать, Длиннопост
Показать полностью 6
277

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге, или кто на картине не прав

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге, или кто на картине не прав Живопись, Картина, Искусство, Николай Ге, Петр I, История искусств, Художник, Картина маслом, История России, Родители и дети, Передвижники, Длиннопост
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге, или кто на картине не прав Живопись, Картина, Искусство, Николай Ге, Петр I, История искусств, Художник, Картина маслом, История России, Родители и дети, Передвижники, Длиннопост
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге, или кто на картине не прав Живопись, Картина, Искусство, Николай Ге, Петр I, История искусств, Художник, Картина маслом, История России, Родители и дети, Передвижники, Длиннопост
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге, или кто на картине не прав Живопись, Картина, Искусство, Николай Ге, Петр I, История искусств, Художник, Картина маслом, История России, Родители и дети, Передвижники, Длиннопост
Показать полностью 3
314

«Переход Суворова через Альпы в 1799 году» Сурикова, или как художник прославил подвиг русской армии

Василий Суриков - «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», 1899
«Переход Суворова через Альпы в 1799 году» Сурикова, или как художник прославил подвиг русской армии Живопись, Искусство, Картина, Суриков, Суворов, Альпы, Русская живопись, История искусств, Художник, Шедевр, Передвижники, Картина маслом, Длиннопост
«Переход Суворова через Альпы в 1799 году» Сурикова, или как художник прославил подвиг русской армии Живопись, Искусство, Картина, Суриков, Суворов, Альпы, Русская живопись, История искусств, Художник, Шедевр, Передвижники, Картина маслом, Длиннопост
Для художника было важным показать «правду жизни», а не реалистичность. За многие детали его ругал Верещагин, известный баталист и военный, а еще больше ругался Лев Толстой. На картине действительно много ошибок (что, кстати, не характерно для Сурикова, он жертвовал точностью только ради высшей идеи).

«Переход Суворова через Альпы в 1799 году» Сурикова, или как художник прославил подвиг русской армии Живопись, Искусство, Картина, Суриков, Суворов, Альпы, Русская живопись, История искусств, Художник, Шедевр, Передвижники, Картина маслом, Длиннопост
По замечаниям Толстого, лошади никогда не горячатся так перед обрывом, съезжать с горы с оголенными штыками солдаты бы не стали. «Как я обойдусь без сияния русского оружия» возразил Суриков, и оголенные штыки оставил.
«Переход Суворова через Альпы в 1799 году» Сурикова, или как художник прославил подвиг русской армии Живопись, Искусство, Картина, Суриков, Суворов, Альпы, Русская живопись, История искусств, Художник, Шедевр, Передвижники, Картина маслом, Длиннопост

Показать полностью 4
143

И снова живая история в картинах Маковского

И снова живая история в картинах Маковского Картина, Живопись, Русская, Русская живопись, История России, Художник, Длиннопост
И снова живая история в картинах Маковского Картина, Живопись, Русская, Русская живопись, История России, Художник, Длиннопост
И снова живая история в картинах Маковского Картина, Живопись, Русская, Русская живопись, История России, Художник, Длиннопост
И снова живая история в картинах Маковского Картина, Живопись, Русская, Русская живопись, История России, Художник, Длиннопост
И снова живая история в картинах Маковского Картина, Живопись, Русская, Русская живопись, История России, Художник, Длиннопост
И снова живая история в картинах Маковского Картина, Живопись, Русская, Русская живопись, История России, Художник, Длиннопост
И снова живая история в картинах Маковского Картина, Живопись, Русская, Русская живопись, История России, Художник, Длиннопост
И снова живая история в картинах Маковского Картина, Живопись, Русская, Русская живопись, История России, Художник, Длиннопост
И снова живая история в картинах Маковского Картина, Живопись, Русская, Русская живопись, История России, Художник, Длиннопост
Показать полностью 8
531

Репин. Крестный ход в Курской губернии: что на самом деле изображено на картине

Репин. Крестный ход в Курской губернии: что на самом деле изображено на картине История России, Русская живопись, Илья Репин, Длиннопост
Показать полностью
2090

Репин. Не ждали: что на самом деле изображено на картине

Репин. Не ждали: что на самом деле изображено на картине История России, Русская живопись, Илья Репин, Длиннопост
Показать полностью
972

Мясоедов. Земство обедает: что на самом деле изображено на картине

Мясоедов. Земство обедает: что на самом деле изображено на картине История России, Русская живопись, Длиннопост
Показать полностью
356

Маковский. Крах банка: что на самом деле изображено на картине

Маковский. Крах банка: что на самом деле изображено на картине История России, Русская живопись, Длиннопост
Показать полностью
1069

Иванов. Смерть переселенца: что на самом деле изображено на картине

Иванов. Смерть переселенца: что на самом деле изображено на картине История России, Русская живопись, Сибирь, Длиннопост
Иванов. Смерть переселенца: что на самом деле изображено на картине История России, Русская живопись, Сибирь, Длиннопост
На карте можно проследить путь от Тюмени до Барнаула по воде. Напоминаю, что в 1880–х железная дорога заканчивалась в Тюмени.
Иванов. Смерть переселенца: что на самом деле изображено на картине История России, Русская живопись, Сибирь, Длиннопост
Показать полностью 2
594

Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине

Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост
Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост
Изображение подвига Гаврилы Сидорова в первоначальной его версии. Мост из ружей нарисован бестолково, по тексту Бегичева у него были еще и вертикальные опоры из воткнутых штыками в землю ружей, так что на солдат приходилась только некоторая часть веса пушки. В изображенном на рисунке виде на одного солдата давит как минимум 170 кг, это уже чересчур, это же просто солдаты, а не чемпионы–тяжелоатлеты.
Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост
Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост
Путь в крепость Мухтар. Как–то сомнительно, чтобы в такой местности на дороге не встретились препятствия, значительно более серьезные, чем изображенное на картине.
Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост
Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост
Показать полностью 5
2718

Богданов–Бельский. Устный счет в народной школе: что на самом деле изображено на картине

Богданов–Бельский. Устный счет в народной школе: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост
Показать полностью
2928

Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасху: что на самом деле изображено на картине?

Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасху: что на самом деле изображено на картине? История России, Передвижники, Русская живопись, Длиннопост
Показать полностью
3148

Владимир Маковский. Приезд учительницы в деревню: что на самом деле изображено на картине

Владимир Маковский. Приезд учительницы в деревню: что на самом деле изображено на картине История России, Передвижники, Русская живопись, Длиннопост
Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: