34

Sapiens. Краткая история человечества. Не моя, но очень точная рецензия. Часть 2

Вторая часть Рецензии Mumipeka с сайта livelib.ru на книгу "Sapiens. Краткая история человечества" Юваль Ной Харари.

Часть 1 здесь.

Продолжаем:


Бизнес-осознание

Советская империя к 1989 году не потерпела военных поражений нигде, кроме Афганистана, не было внешнего вторжения или восстания, ни даже масштабного, в духе Мартина Лютера Кинга, движения гражданского неповиновения.
Но советская элита и коммунистические режимы большинства стран Восточной Европы, за исключением Румынии и Сербии, предпочли не пускать в ход даже малую часть этой силы. Они осознали банкротство коммунистической идеи, отказались от применения силы, собрали вещички и разошлись по домам.
Ох уж это осознание. Да только они сворачивали социалистическую модель экономики не из за осознания или какого-то внезапного озарения. Они банально хотели присвоить себе в собственность советскую промышленность и природные ресурсы, они хотели приватизировать, вот что стало мотивом их действий, а не какое-то осознание. Деньги, собственность, ничего личного, только бизнес. Деятели тех событий или их наследники (у кого не поотнимали награбленное при последующих переделах собственности) сейчас извлекают прибыль из полученного, конвертируя это в яхты, самолёты и виллы в Ломбардии. При советской модели это было неосуществимо, вот почему они сворачивали её. Всё что у них было от коммунистической идеи - это партбилет, который каждый из них презирал и значок с Лениным, которого каждый из них ненавидел похлеще г-на Харари. Тоже самое относится ко всем новым князькам и магнатишкам пост-советского пространства, от Казахстана до Цэ-Эвропы. О каком осознании тут может идти речь? Это как сказать, что грабитель обчистив кого-то в подворотне осознал банкротство морали.


И ещё не могу понять г-на Харари про "военное поражение в Афганистане". Откуда там вдруг военное поражение-то взялось? Все основные крупные города заняты советскими войсками и войсками ДРА, моджахеды кто в соседнем Пакистане прячется, кто в горах (к слову они и сейчас там также прячутся). Или что там армия разбита была? Может развалилась и дезертировала как в 1917 году? Может как во Вьетнаме выбили с территории? Непонятно.


Войска вывели? Они там изначально находились для поддержки социалистического правительства во время гражданской войны. А что им там теперь было делать? Начальству не сегодня-завтра заводы делить, промышленность распродавать, строить капитализм. С какой стати им поддерживать социалистов - своих врагов?


Казалось бы, ну хочешь лишний раз союз уколоть, ну вверни куда-нибудь советско-польскую войну например, нет, надо и тут наляпать.

Ментальные паразиты

Некая идея — например, вера в заоблачный христианский рай или коммунистический рай на Земле — побуждает человека положить все силы на распространение этой веры, пусть даже ценой своей жизни. С этой точки зрения, культура — не заговор одних людей для эксплуатации других (как склонны утверждать марксисты), а заражение ментальными паразитами, которые заводятся случайно и сами эксплуатируют всех, кто заразится.

"Коммунистический рай на Земле" - прямо так и говорили. Ну вы знаете, эти марксисты.


А мне вот показалось, что именно про рай, пару минут назад, пророчил кое-кто другой:


надо еще немного потерпеть, рай уже за ближайшим поворотом

"Марксисты склонны утверждать, что культура это заговор одних людей для эксплуатации других." Ага. Ну раз в знаменитой научно-популярной книжке пишут, значит точно так и есть. Значит сейчас без труда найдём этих глупых марксистов.


Глянем что там Ленин на счёт культуры писал, марксист вроде.


"В каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой нации есть также культура буржуазная (а в большинстве еще черносотенная и клерикальная) — притом не в виде только «элементов», а в виде господствующей культуры."

В.И. Ленин «Критические заметки по национальному вопросу», 1913 г.


В чём дело? Ленин о каких-то разных культурах пишет. Как так-то? Ведь г-н Харари сказал, что по-ихнему, по-марксистски, культура в целом - это злобный заговор, а тут разделения какие-то, непонятно. Ладно, сейчас у кого-нибудь другого найдём.


Ну-ка, а что там Энгельс пишет? Главный подельник как-никак, с этим-то точно книжка г-на Харари сойдётся.


"Благодаря промышленной революции производительная сила человеческого труда достигла такой высоты, что стало возможно — впервые за время существования человечества — при разумном разделении труда между всеми не только производить в размерах, достаточных для обильного потребления всех членов общества и для богатого запасного фонда, но и предоставлять каждому достаточно досуга, чтобы можно было из исторически унаследованной культуры — науки, искусства, форм общежития и т. д. — воспринять все то, что действительно имеет ценность, и не только воспринять, но и превратить это из монополии господствующего класса в общее благо всего общества и способствовать дальнейшему его развитию."

Ф. Энгельс. К жилищному вопросу 1873г.


Это как понять? Опять что-то не сходится. Какую там культуру воспринимать, да ещё и всем членам общества, если это суть заговор всё? Ну ладно, поищем ещё чего, в следующий раз найдём обязательно.


А что интересно злодей усатый о культуре пишет? Вроде как и страшно и узнать бы надо. А-то как слова г-на Харари ещё подтвердить? Придётся читать. Ну, с богом:


""Необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы все члены общества имели возможности получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития."


И.В. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР 1951г.


Да что ты будешь делать? И тут про заговор ничего нет.


Попробуем значит логически пораскинуть, что же это получается и о чём это нам г-н Харари толкует.


Г-н Харари воспевает эксплуатацию одних людей другими открытым текстом. Не между строк, не тонкими намёками, воспевает открыто и прямо. Так что же, разве из этого факта не следует вывод, что культура, пропагандируемая г-ном Харари, направлена на оправдание эксплуатации? Объективно, что это так. Но с чего вдруг сам г-н Харари называет это заговором? Сговорился с кем может? С чего вдруг г-н Харари приписывает свойства именно его культуры, всей культуре вообще? Для чего приписывает свою формулировку кому-то другому?


А в чём же реально, а не по г-ну Харари, состоит марксистская концепция культуры? Очень коротко это выразил т-щ Энгельс:


"Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономическую основу. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является единственной активной причиной, а остальное является лишь пассивным следствием. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающей себе путь."

Ф. Энгельс — Гейнцу Штаркенбургу, 25 января 1894 г.


То есть, если по-бытовому: в первобытном обществе, при отсутствии деления людей на классы, не может господствовать рабовладельческая культура, она может возникать лишь в виде отдельных элементов. Напротив, как только рабовладельческая экономическая основа утверждается в обществе, у нас утверждается и Аристотель, с его "природным и естественным делением людей на свободных и рабов". При феодальной экономической основе не может господствовать культура воспевающая капиталиста и олигарха, но, как только капиталистическая экономика становится базовой, в топе науч-попа нас ожидает г-н Харари.


В чём же не верны наблюдения т-ща Маркса?


Ну и самый главный вопрос. Что это за марксисты, чьи тезисы воспроизводит и сам же опровергает г-н Харари? Может быть эти марксисты существуют только у него в голове, как те самые ментальные паразиты?

Солидаризируйся.

Всемирная империя создается у нас на глазах, и править ею будет не отдельное государство или этническая группа — скорее, подобно Римской империи на последней стадии, этот новый мир окажется подвластен многонациональной элите, и склеивать его воедино будут общая культура и общие интересы. Эта империя призывает все больше предпринимателей, инженеров, специалистов, ученых, юристов и менеджеров.

Как это замечательно. Общие интересы в классовом обществе, олигарх и специалист, магнат и инженер. Как же знакомы эти ноты. Солидаризм, корпоративизм, как много в этом звуке. Всё таки воспевая капитализм и напуская побольше страху на социализм, почти невозможно не дрейфовать в сторону фашизма.

Sapiens. Краткая история человечества. Не моя, но очень точная рецензия. Часть 2 Юваль Ной Харари, Книги, Рецензия, Критика, Обзор, Видео, Длиннопост

"Корпоративное государство и его организация.

IV. В коллективном трудовом договоре солидарность между различными факторами производства находит свое конкретное выражение в форме примирения противоположных интересов работодателей и работников и в подчинении их высшим интересам производства."


Ради объективности, приведём и другое мнение на этот вопрос.


"Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почётными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наёмных работников."

К.Маркс, Ф.Энгельс, Манифест коммунистической партии


Среди читающих эту книгу наверняка много юристов, специалистов, врачей, может даже ученый затесался. Вам и самим должно быть хорошо видно, что реалистичней: общие интересы предпринимателя и наемного работника или же положение, при котором у вам есть работа и средства к существованию, ровно до тех пор, пока ваш труд увеличивает капитал.

Законсервируй это.

Г-ну Харари всё же пришлось добавить ложку дегтя в свой капиталистический рай. Как-никак, а восклицания "да здравствует трудовое купечество!" ((с) к/ф двенадцать стульев), на протяжении всей книги вызвало бы излишнюю бдительность у читателя.


Что же он нам сообщает?

Некоторые религии — например, христианство и нацизм — уничтожили миллионы людей из «праведной» ненависти. Капитализм убил миллионы из равнодушия. Движимый алчностью.

Что нацизм, был капитализмом не сообщается, но и на том спасибо.


Важно помнить, что трансатлантическая работорговля — не единственное пятно на безупречном мундире капитализма. Великий голод в Бенгалии, о котором шла речь в предыдущей главе, был вызван теми же причинами: Британская Ост-Индская компания больше заботилась о своих прибылях, чем о жизни десяти миллионов бенгальцев. Военные действия Голландской Ост-Индской компании в Индонезии оплачивали достойные бюргеры, которые любили своих детей, щедро жертвовали на благотворительность, ценили хорошую музыку и живопись... но не были тронуты неизмеримыми страданиями жителей Явы, Суматры и Малакки. В других частях света зарождение и развитие современной экономики также сопровождались бесчисленными преступлениями.
В XIX веке капиталистическая этика отнюдь не становится более нравственной. Промышленная революция обогатила европейских капиталистов и банкиров, но миллионы рабочих обрекла на безысходную нищету. В колониях дела обстояли еще хуже. В 1876 году бельгийский король Леопольд II основал негосударственную гуманитарную организацию с целью, как было заявлено, исследовать Центральную Африку и положить конец работорговле на берегах реки Конго. На эту организацию возлагалась также обязанность позаботиться об условиях жизни туземцев, построить дороги, школы и больницы. В 1885 году европейские правительства согласились предоставить этой организации контроль над территорией в 2,3 миллиона квадратных километров в бассейне реки Конго — в 75 раз больше самой Бельгии. Мнением тридцати миллионов местных жителей никто не поинтересовался.
За короткое время гуманитарная организация превратилась в деловое предприятие, истинной целью которого было получение дохода. О школах и больницах все позабыли, вместо них в долине Конго росли шахты и плантации, а управляли ими бельгийцы, беспощадно эксплуатировавшие местное население. Особенно зловещей славой пользовались каучуковые плантации. Каучук требовался Европе в промышленных масштабах. Его экспорт стал основным источником дохода для Конго. Соответственно, от африканских крестьян, занимавшихся сбором каучука, требовали все большей выработки. Тех, кто не справлялся с заданием, сурово наказывали за «лень»: им отрубали руки. Порой вырезали целые деревни. По самым умеренным подсчетам, в период с 1885 по 1908 год гонка за прибылью стоила жизни 6 миллионам человек (20% обитателей Конго). Некоторые исследователи называют более страшные цифры — до 10 миллионов.

Понятно, что это только крупица трагических событий, принесенных капитализмом. Но заслуживает ли капитализм, по мнению г-на Харари, реабилитации? Конечно да.


Да, были допущены ошибки, такие как трансатлантическая работорговля и эксплуатация рабочих в Европе, но урок усвоен.

А заслуживает ли реабилитации социализм, при гораздо меньшем объеме трагических событий? Ну вы уже поняли. Конечно нет.

Единственная серьезная попытка управлять миром иначе — коммунизм — оказалась настолько хуже во всех проявлениях, что еще раз попробовать уже никто не решится.

Почему так? Г-н Харари не обосновывает.


Собственно это ладно, то что на обоснования можно не рассчитывать, это мы уже выучили и сами понимаем. Интереснее другое. А почему г-н Харари так категоричен в утверждении - "еще раз попробовать уже никто не решится"? Будто бы у нас в мире существует некая всеобъемлющая и непоколебимая любовь к олигархии.


Откуда бы тогда браться новостям про антикапиталистические выступления наемных работников в разных странах, о росте социалистических настроений? Почему вдруг главные арбитры "профсоюзов капиталистов", от Москвы до Вашингтона, становятся озабочены вопросом социализма?


Один всё повторяет, что "ни-ни, и не надейтесь".

Sapiens. Краткая история человечества. Не моя, но очень точная рецензия. Часть 2 Юваль Ной Харари, Книги, Рецензия, Критика, Обзор, Видео, Длиннопост

У другого Ленин всё мины закладывает, да каждый год по несколько штук новых.

Sapiens. Краткая история человечества. Не моя, но очень точная рецензия. Часть 2 Юваль Ной Харари, Книги, Рецензия, Критика, Обзор, Видео, Длиннопост

Вроде бы, по Харари, это не должно никого беспокоить, смысл тогда пугать?


Итог

В наши дни привыкаешь, что будь то литература, кино, тв, эстрада, практически везде встречаешь проталкивание идей защиты капитализма, но, по правде сказать, я лично был удивлён увидев такую концентрацию этих идей и такую степень их открытости в этой книге. Сами идеи, конечно, не новы, а напротив, довольно сильно потасканы. Я вот пока этот разбор писал, наткнулся на размышления одного советского культуролога, написанные в аннотации к книге "Маркс и Энгельс. Об искусстве". Этому тексту уже скоро 100 лет, но посмотрите как в нём перечислены почти все идеологические выкладки г-на Харари:


"Не отрицая больших материальных успехов социалистических государств, прежде всего в области промышленности, буржуазия стремится вызвать разочарование в идеях коммунизма, представить их страшной угрозой для духовной культуры и морального уровня личности. Движимые реальным чувством страха, защитники классовых привилегий делают вид, что их тревожат судьбы европейской гуманистической традиции. Марксизм изображается ими как образец темной догматики, род социальной религии. Вся громадная машина буржуазной пропаганды повторяет неслыханно пошлые фразы о закате свободной мысли в эпоху подъема угнетенных народов. К этому общему хору присоединяются голоса современных ревизионистов. Чтобы оправдать свои шатания в сторону чуждых рабочему классу буржуазных идей, они объявляют догматические тенденции неизбежной чертой марксистской теории и практики."


Всё на месте правда? Единственное, в отличии от тогдашних идеологов, г-н Харари абсолютно не видит достижений социалистических государств ни в области промышленности, ни в области науки, ни в каких-либо других областях, а в будущем, возможно, даже начнет их отрицать (сейчас это давно не редкость), но в целом он повторяет практически всё. А прошел почти век, даже немного забавно.

Кому бы я порекомендовал эту книгу?

- Если вы хотите прокачать эрудированность и щегольнуть в компании знаниями по истории - то нет. Быстрее вы щегольнёте чем-нибудь таким: "Пшеница обманула и приручила сапиенса, он поверил в религию либерализма, но не слишком носился с богом, славься трудовая олигархия, зиг хайль". Думаю вас не очень обрадует реакция собеседников. Я понимаю, что очень заманчиво получить общие знания по истории прочитав всего одну книгу, всё таки это экономия и времени и сил, но, к сожалению, нет. Небольшое количество фрагментарных знаний формата статей из википедии вы получите, но толку от таких знаний будет очень мало. Лучше обратите внимание на нормальную литературу по предмету. Например вот такую - https://www.livelib.ru/book/1000849245-istoriya-drevnego-mira-komplekt-iz-3-knig-irina-sventsitskaya


- Если вы убежденный сторонник капитализма, желающий подкрепить свои убеждения, то тоже нет. В книге слишком сильно торчат противоречия, и причесывать вас будут очень толстой расчёской. Есть произведения, которые продвигают такие идеи намного более тонко, что для идей капиталистических жизненно необходимо.


Что-то я даже не могу придумать кому можно посоветовать эту книгу, кого не жалко. Выходит, что никому и не могу)) Читайте хорошие книги!

Книжная лига

13K постов59.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.

Подробнее
Лучшие посты за сегодня
8117

Простое собеседование

Простое собеседование
7319
33happy

Так себе перспективы

Так себе перспективы Картинка с текстом, Мемы, Юмор, Работа, Переписка, Скриншот
Показать полностью 1
6727

Плацкартная история

Плацкартная история
6004

О любовницах

О любовницах
5915

Переписка

Переписка Юмор, Из сети, Скриншот, Длиннопост, Переписка
Переписка Юмор, Из сети, Скриншот, Длиннопост, Переписка
Переписка Юмор, Из сети, Скриншот, Длиннопост, Переписка
Показать полностью 3
5601

Утро

Утро
5559

Доверие

4775

Было дело

4433

Крещение

4372

Тиндер по айтишному

Тиндер по айтишному IT юмор, Отношения, Знакомства, Tinder, LinkedIn, Длиннопост
Тиндер по айтишному IT юмор, Отношения, Знакомства, Tinder, LinkedIn, Длиннопост
Тиндер по айтишному IT юмор, Отношения, Знакомства, Tinder, LinkedIn, Длиннопост
Тиндер по айтишному IT юмор, Отношения, Знакомства, Tinder, LinkedIn, Длиннопост
Тиндер по айтишному IT юмор, Отношения, Знакомства, Tinder, LinkedIn, Длиннопост
Тиндер по айтишному IT юмор, Отношения, Знакомства, Tinder, LinkedIn, Длиннопост
Тиндер по айтишному IT юмор, Отношения, Знакомства, Tinder, LinkedIn, Длиннопост
Показать полностью 7
3892

Чужие(?) дети

Показать полностью
3849

Из таксистской классики

Из таксистской классики Такси, Пассажиры
3777

Вот оно, настоящее японское качество!

3554

Самый главный вопрос жизни, вселенной и всего-всего

Самый главный вопрос жизни, вселенной и всего-всего
3531

Ответ littlegremlin в «Миграционный кошмар России: насилие над девочками и жестокие избиения уже в школах» 

Показать полностью
3505

Переводчик

3052

Этой зимой Дагестан можно не отапливать

Этой зимой Дагестан можно не отапливать Скриншот, Instagram, Шугаиб Болатукаев, Комментарии, Дагестанцы, Негатив, Длиннопост
Этой зимой Дагестан можно не отапливать Скриншот, Instagram, Шугаиб Болатукаев, Комментарии, Дагестанцы, Негатив, Длиннопост
Этой зимой Дагестан можно не отапливать Скриншот, Instagram, Шугаиб Болатукаев, Комментарии, Дагестанцы, Негатив, Длиннопост
Этой зимой Дагестан можно не отапливать Скриншот, Instagram, Шугаиб Болатукаев, Комментарии, Дагестанцы, Негатив, Длиннопост
Этой зимой Дагестан можно не отапливать Скриншот, Instagram, Шугаиб Болатукаев, Комментарии, Дагестанцы, Негатив, Длиннопост
Этой зимой Дагестан можно не отапливать Скриншот, Instagram, Шугаиб Болатукаев, Комментарии, Дагестанцы, Негатив, Длиннопост
Этой зимой Дагестан можно не отапливать Скриншот, Instagram, Шугаиб Болатукаев, Комментарии, Дагестанцы, Негатив, Длиннопост
Этой зимой Дагестан можно не отапливать Скриншот, Instagram, Шугаиб Болатукаев, Комментарии, Дагестанцы, Негатив, Длиннопост
Этой зимой Дагестан можно не отапливать Скриншот, Instagram, Шугаиб Болатукаев, Комментарии, Дагестанцы, Негатив, Длиннопост
Показать полностью 9
3050

Лазейка

Лазейка Юмор, Картинка с текстом, Стендап-кот
Показать полностью 1
3042

Депутат "Единой России" Пётр Нелинов напал на официантку в одном из кафе Краснодарского края

Показать полностью
3038

Колпинские истории

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: