Санаторий "смерти".Убийство детей немецкими оккупантами в Теберде.

Санаторий "смерти".Убийство детей немецкими оккупантами в Теберде. Великая Отечественная война, СССР, Зверства, Убийство, Подвиг, Советский народ, Длиннопост

Один из санаториев Теберды.Санаторий "Большевик".


В долине реки Теберда, расположенной в живописном месте между гор,на Северном Кавказе,в Карачаево-Черкессии был образован курорт,с благоприятными климатическими условиями, для лечения больных, особенно туберкулезных. В этом отношении курорт Теберда по некоторым показателям превосходит такие горные курорты Советского Союза, как Абас-Тумани, Либани, Кисловодск, а также и зарубежные курорты, например, Давос, пользующийся мировой известностью.

Климат Теберды закаливает и тренирует организм. Он вызывает реакцию со стороны сердечно-сосудистой системы, дыхательных и кроветворных органов и т. д. Поэтому приезжают сюда не только туберкулезные больные, но и с нервным переутомлением, малокровием и т. д.

Климат Теберды закаливает и тренирует организм.Подлинное свое значение курорт приобрел после Октябрьской революции, когда началось строительство санаториев. В настоящее время в Теберде функционирует шесть туберкулезных санаториев и один дом отдыха.


К 1942 году, в разных корпусах санаториев проходили лечения тяжело больные дети.В основном с туберкулезом костей и сложными переломами позвоночника,многие не могли двигаться.

Так же на лечении были привезенные дети из Испании,с разными формами туберкулеза костей.


Так жев Краснодарский край были эвакуированы детдомовцы. Детей высадили в Армавире, но после начала немецкого наступле­ния пришлось перебираться в станицу Курганную (после 1961 г. Курганинск), а отту­да, по территории Карачаево-Черкессии через Клухорский перевал, пытаться уходить в Грузию.

Известно, что 32-ва умирающих малыша были спасены жителями аула Бесленей. Судьба ста детдомовцев, пытавших­ся перебраться в Грузию, сложилась трагически. Дорогу на Клухорский перевал захватили немцы, детдомовцам пришлось остаться в Теберде, где они поселились в одном из санаториев.


Летом 1942 года Теберду оккупировали фашисты и......


Сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии о злодеяниях немецкофашистских захватчиков в Ставропольском крае:


"Установлено, что в декабре 1942 года по приказу начальника гестапо города Микоян-Шахар обер-лейтенанта Отто Вебера было организовано исключительное по своей жестокости умерщвление больных костным туберкулезом советских детей, находившихся на

излечении в санаториях курорта Теберда."


Очевидцы этого злодеяния сотрудники детских санаториев, медицинская сестра Иванова С. Е. и санитарка Полупанова М. И. сообщили:


"22 декабря 1942 г. к подъезду санатория первого отделения подъехала немецкая автомашина. Прибывшие с этой автомашиной семь немецких солдат вытащили из санатория 54 тяжелобольных ребенка в возрасте от трех лет, уложили их штабелями в несколько ярусов в машине, — это были дети, которые не могли двигаться, и поэтому их не загоняли в машину, а укладывали ярусами- затем захлопнули дверь, впустили газ (окись углерода) и выехали из санатория. Через час автомашина вернулась в поселок Теберда. Все дети погибли, они были умерщвлены немцами и сброшены в Тебердское ущелье близ Гуначгира".

Санаторий "смерти".Убийство детей немецкими оккупантами в Теберде. Великая Отечественная война, СССР, Зверства, Убийство, Подвиг, Советский народ, Длиннопост

Списки части замученых детей санатория Теберда.

Воспоминания свидетелей:


Олег Курихин (в 1942 г.был ребенком на лечении):


В те ненастные дни я сдружился с соседом по койке. Его звали Осип Глазунов. У него был перелом шейного позвонка. Гипс не позволял ему поворачивать голову, и он смотрел только в потолок. А я мог вертеть головой и размахивать руками. Мы держали иногда друг друга за руку, и я рассказывал ему обо всем происходившем вокруг. Мы слушали радио и переживали поражения наших войск. Но вот в санатории стали готовиться к худшему. Мы слышали шепот; "Наши уходят. Что будет?". Это произошло 12 августа 1942 г. (разумеется, все даты и факты я установил позже). В тот же день все раненые, кто мог хоть как-то идти, из многочисленных госпиталей подались через уже заснеженный Клухорский перевал. Их вел хорошо знавший дорогу местный житель, бухгалтер поселкового исполкома Борис Семенович Зарахович, который в Первую мировую побывал в австрийском плену, откуда и привез себе жену немку. Два дня все было тихо, санаторий как бы вымер. А на третий день, 14 августа, в Теберде местные жители подняли мятеж. Они сформировали временное правительство, которое возглавил Абдул-Малик Джанибеков. Мятежники ограбили наш санаторий. Унесли продукты, отняли у детей одеяла и подушки, некоторых служащих избили. На следующий день в поселке появились десантники горнострелковой дивизии "Эдельвейс", в которой было немало альпинистов, в предвоенные годы занимавшихся восхождениями на Кавказе и неплохо знавших горные тропы. Первым делом с помощью мятежников они в окрестных горах выбили все секреты, оставленные ушедшими войсками НКВД. Вскоре в поселок пришли пехотные немецкие части, врачи и эсэсовцы. Дивизия "Эдельвейс" отправилась штурмовать Клухорский перевал и попала в снежную бурю, а сошедшие лавины погубили почти весь ее личный состав. (После войны трупы замерзших в снегах немецких альпинистов оттаивали, и из Германии приезжали родственники погибших, чтобы опознать и похоронить хорошо сохранившихся во льдах солдат.) Немецкие врачи в нашем санатории сразу же провели селекцию. Нас рассортировали натри группы: евреи, дети коммунистов, прочие. Я оказался во второй группе.


Сначала уничтожили оказавшихся в Теберде взрослых евреев. Их заставили выкопать большую яму, всех в нее согнали, расстреляли и слегка присыпали землей. Те, кто не был убит сразу, двое суток умирали, были слышны их стоны. Детей в гипсах германские солдаты, многое уже повидавшие, все же расстрелять не смогли. Через некоторое время в поселке появился специальный автобус (позже такие машины называли душегубками, рассказывали, что их испытания проходили и на Северном Кавказе), в него погрузили 50 детишек в гипсах. Жертвы увезли в горы. Что с ними стало, неизвестно. Вторую группу отделили от третьей. Нас ежедневно посещали врачи, часто брали кровь на анализ, и мы этого очень боялись. Время от времени кого-то уносили, и нас оставалось все меньше. На первых этажах лечебных корпусов расположились немцы. У них по ночам горел свет, было весело, играла музыка. Там было что-то вроде борделя. Немцев очень привлекали молодые, незамужние русские медсестры. Эти девушки гуляли с ними, но находили время и для того, чтобы ухаживать за нами. Днем нас кормили плохо, но по вечерам, когда мы тревожно засыпали, наши медсестры приносили что-нибудь вкусненькое, ласкали нас, говорили добрые слова, целовали. Среди мелодий, звучавших у немцев, мне больше всего запомнилась ария из оперетты Оффенбаха: "Брось тоску, брось печаль. Мы с тобой мчимся вдаль". Помню, прилетали наши самолеты, немцы по ним палили из зениток, в небо яркими линиями уносились трассирующие снаряды. Теберду не бомбили. По ночам во дворе санатория освещался большой красный крест. За время оккупации нас ни разу не помыли, и под гипсом у меня завелись паразиты. Я стучал кулаками по своей скорлупе, и они переползали к ногам. Помню, несмотря на голод, я рос, и мне стало тесно в гипсе. Позже выяснилось, что в этом коконе мои ребра неправильно изогнулись. Детей коммунистов иногда использовали для испытаний душегубки. Медсестры учили нас копить днем в марле мочу, чтобы, если там окажемся, дышать через нее. Мы послушно выполняли их указания. Позже я узнал, что эта предосторожность не спасла бы нас. В сущности, всем нам была уготована участь подопытных кроликов, но мы верили в спасение. Когда же наша численность совсем поубавилась, оставшихся перенесли в холодный зал клуба, почти не кормили, мы мерзли, некоторые из нас безвозвратно исчезали. Однажды вдруг все затихло, от голода и холода мы лежали молча, и тут пришли наши.


А. Нестеров и Аджигирей:


“Первое время после оккупации курорта Теберда немцы никого особенно не трогали, только шныряли вокруг санаториев да все выспрашивали: чьи дети, не наркомов ли? И никак не могли надивиться тому, что все мы дети колхозников, рабочих и служащих.

— Это не может быть,— говорили они,— только дети богатых могут лечиться в таких санаториях.

Мы отвечали, что всех нас лечит страна уже по нескольку лет.

— У нас в Германии такого нет,— удивляясь, говорили немцы.— У нас частные санатории, где лечиться можно лишь за собственные деньги или на средства католических обществ.

Все это переводил нам лечившийся с нами мальчик-немец Роальд Диркс.

Вскоре немцы, потерпев поражение, так сказать, в определении социального положения больных, принялись выяснять нашу национальную принадлежность. Даже среди улицы мог остановить фашист ходячего больного и спросить:

— Ты юда?

На третью неделю офицеры немецкого штаба прислали в санаторий распоряжение составить списки всех больных с указанием фамилии, имени, отчества, года и места рождения, национальности и состояния здоровья. Словно проверяя верность главврача, они трижды требовали одни и те же списки, и каждый раз их требования полностью удовлетворялись. Наш главврач того времени Байдин Сергей Иванович (после освобождения нашими войсками Теберды Байдин был изобличен и арестован. Как пособник оккупантов был приговорен к тюремному заключению) не стеснялся хвастать тем, что сидел в одной комнате с немецким генералом. Он дрожал при одной только мысли, что его как комсомольца и саботажника моментально убьют, если он неточно исполнит малейшее распоряжение.

Каждый раз, когда штаб требовал списки с названными выше сведениями о больных, Байдин поручал врачу-ординатору каждого корпуса собирать их по своим корпусам. Распускался слух, что списки эти нужны будто для того, чтобы знать, сколько продуктов потребуется для больных и кого можно отправить домой, дабы разгрузить санатории и лучше кормить остающихся больных. И очень многие верили этому: ведь говорит свой же человек.

Ординаторы составляли списки — в наших корпусах это делали Ройтман Софья Моисеевна и Сарра Моисеевна, фамилию которой не помним — и передавали Байдину. Они надеялись на собственное спасение в том случае, если честно будут выполнять распоряжения фашистов.

Однако Байдину иногда казалось, что врачи неточно записали что-либо о ком-нибудь из больных, и тогда сам являлся в палату и спрашивал подозреваемого:

— Ты не еврей?

Так было с Ильей Игнатовым и с нами. Самое страшное было то, что многие ходячие больные ребята сами заходили к ординаторам и просили “Запишите, пожалуйста, меня...” Они ведь думали, что и в самом деле их отправят туда, где много хлеба. В Теберде в то время было очень голодно.

Вскоре после этого совершилось убийство почти трехсот человек около Лысой горы. А в санаториях организовали так называемый “еврейский корпус”, обслуживающего персонала туда не назначали. Ходячие дети-евреи, сами еле передвигавшиеся от голода, ухаживали за лежачими. Мы тоже заходили к своим товарищам по многолетней болезни, видели, как они мучились, а помочь ничем не могли.

— Хотя бы скорее что-нибудь,— говорили они нам,— или смерть, или что другое, только не эти мучения. Сколько можно? Сил наших уже нет...

Они не догадывались, что их ждет.

И вот 22 декабря 1942 года часа в три дня подъехала какая-то особая автомашина,— огромная, черная, крытая. Она подкатила к “еврейскому корпусу”. Из кабины вылез немец и открыл, раздвинул две половинки задней стены машины. Другие немцы, сопровождаемые Байдиным, пошли наверх. Приказали они идти и дяде Ване, нашему санитару. Он и рассказал нам под большим секретом, что произошло дальше.

Санаторий "смерти".Убийство детей немецкими оккупантами в Теберде. Великая Отечественная война, СССР, Зверства, Убийство, Подвиг, Советский народ, Длиннопост

Газваген, газовый автомобиль, «душегубка» — термин, используемый после окончания Второй мировой войны в научной и популярной литературе для обозначения мобильных газовых камер, применявшихся нацистской Германией в период Второй мировой войны для массового уничтожения людей.

— Ну, ребята, сейчас мы повезем вас в Черкесск, — сказал Байдин. — Бери, Ваня, неси...

— Дядя Ваня, — со всех сторон закричали малыши, — меня берите, меня! Я хочу в Черкесск.

Дядя Ваня заплакал от жалости к ним, ведь он понимал, куда их повезут, но немцы были рядом и уже покрикивали: “Шнель, шнель!..” И сами хватали ребятишек, а были там совсем малыши — по три-четыре годика. Были и старшие — до восемнадцати лет...

Когда ребят укладывали в машину, немец приказывал класть нх штабелями вдоль стен; чтобы середина машины оставалась пустой. Наконец понесли последнего больного, и он сказал:

— Дайте мне одеяло, ведь я замерзну там.

— Принесите одеяло! — сказал немец подвернувшейся сестре. Та бросилась по лестнице, но не успела и двух ступенек одолеть, как немец сдвинул обе половинки двери машины. Они сошлись плотно-плотно, там щелкнуло что-то, раздался такой характерный звук, какой бывает, когда закрывают кошелек, только гораздо сильнее.

Немец сел в кабину к шоферу, и машина медленно поехала, потом остановилась не очень далеко от нас, в березовой роще. Остановилась и гудела там долго, минут пятнадцать. После гудеть перестала, но простояла на месте до сумерек. В сумерки к ней подошли немцы и начальник полиции Хабиб-Оглы (Хабиб-оглы сумел скрыться, бежать вместе с фашистами). Машина опять поехала. С тех пор мы ничего не слышали о наших товарищах...”

Санаторий "смерти".Убийство детей немецкими оккупантами в Теберде. Великая Отечественная война, СССР, Зверства, Убийство, Подвиг, Советский народ, Длиннопост

Воспитатели и сотрудники санаториев убитые нацистами в Теберде.

Санаторий "смерти".Убийство детей немецкими оккупантами в Теберде. Великая Отечественная война, СССР, Зверства, Убийство, Подвиг, Советский народ, Длиннопост
Санаторий "смерти".Убийство детей немецкими оккупантами в Теберде. Великая Отечественная война, СССР, Зверства, Убийство, Подвиг, Советский народ, Длиннопост

Братское захоронения в Теберде. Могила ленинградских детей-детдомовцев, убитых фашистами в 1942 году.

День Великой Победы в Теберде начался с акции «Бессмертный полк». С флагами и портретами дедушек и бабушек, пап и мам прошли жители города от Северного микрорайона до территории «Красной поляны». Впереди колонны прошли джигиты на лошадях, затем празднично украшенные машины, за ними шли люди с портретами.

Санаторий "смерти".Убийство детей немецкими оккупантами в Теберде. Великая Отечественная война, СССР, Зверства, Убийство, Подвиг, Советский народ, Длиннопост

Выступая перед собравшимися, Глава Администрации города Теберда Аслан Канаматов подчеркнул, что мы не вправе забывать о страшной трагедии, затронувшей миллионы и пожелал всем мирного неба над головой, благополучия и здоровья. По окончании митинга участники мероприятия возложили цветы и венки к памятнику погибщим детям и воинам.

Санаторий "смерти".Убийство детей немецкими оккупантами в Теберде. Великая Отечественная война, СССР, Зверства, Убийство, Подвиг, Советский народ, Длиннопост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
27
Автор поста оценил этот комментарий
Расскажите это тем "интиллихентам", кто считает, что проиграй мы войну - и жили бы сейчас лучше
раскрыть ветку (14)
34
Автор поста оценил этот комментарий

Если бы СССР проиграл войну, мы бы не жили лучше или хуже.

Мы бы просто не жили.....

раскрыть ветку (3)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Блин ненавижу войну, фашистов и цыган

ещё комментарии
20
Автор поста оценил этот комментарий

И тем долбоебам, что кукарекают сейчас: "1941-1945-можем повторить!"

раскрыть ветку (8)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Заебали, если не сможем повторить противнику 1945-ый, то противник повторит нам 1941-ый. Неужели сложно провести простой логический мостик: "Если на нас нападут, мы должны будем повторить подвиг дедов". Это единственный, суко, смысл этой фразы.
Как говорил Атос:
"Как только неприятель окажется на расстоянии выстрела, мы открываем огонь; если он продолжает наступать, мы стреляем снова и будем продолжать так, пока будет чем заряжать ружья".

10
Автор поста оценил этот комментарий

Так не войну же повторить, а если война случиться, повторить победу. Сложный алгоритм?

ещё комментарии
1
Автор поста оценил этот комментарий

А где логика? Где вообще гарантия того, что что-либо бы изменилось лично для "вас" (того человека, кем вы являетесь и считаете себя в данный период времени)? Если бы что-то хоть немножко было не так, как оно уже произошло, то "вы" были бы уже и не "вы", а совершенно другой человек (если бы вообще были), не связанный с современной действительностью, не разделяющий те взгляды, которых "вы" придерживается сейчас. С этой точки зрения вообще странно видеть такие плакаты как "они погибли, чтобы жили мы", а были бы эти "мы" нами при другом стечении обстоятельств? В любом случае "мы" (те, кто мы сейчас), не жили бы ни лучше, ни хуже, это были бы другие "мы".

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку