176

С. Лем и литературный трип

Помню попалась мне книга Станислава Лема "Рассказы о пилоте Пирксе". Первая глава не особо впечатлила, но вторая дала топки так, что до сих пор хорошо помню свои впечатления и внутренние метания. Я не мог поверить, что с человеком может быть то же, что происходило с героем в главе "Условный рефлекс". Испытание в "ванной" для меня является самым триповым в литературе( а ведь подростком я бывал в разных состояниях).


(Ниже небольшой фрагмент, может быть кого то заинтересует рассказ)



...Это было просторное помещение с бассейном, полным воды. Испытуемый – на студенческом жаргоне «пациент» – раздевался и погружался в воду, которую нагревали до тех пор, пока он не переставал ощущать ее температуру. Это было индивидуально: для одних вода «переставала существовать» при двадцати девяти градусах, для других – лишь после тридцати двух. Но когда юноша, лежавший навзничь в воде, поднимал руку, воду прекращали нагревать и один из ассистентов накладывал ему на лицо парафиновую маску. Затем в воду добавляли какую-то соль (но не цианистый калий, как всерьез уверяли те, кто уже искупался в «сумасшедшей ванне»), – кажется, простую поваренную соль. Ее добавляли до тех пор, пока «пациент» (он же «утопленник») не всплывал так, что тело его свободно держалось в воде, чуть пониже поверхности. Только металлические трубки высовывались наружу, и поэтому он мог свободно дышать. Вот, собственно, и все. На языке ученых этот опыт назывался «устранение афферентных импульсов». И в самом деле, лишенный зрения, слуха, обоняния, осязания (присутствие воды очень скоро становилось неощутимым), подобно египетской мумии, скрестив руки на груди, «утопленник» покоился в состоянии невесомости. Сколько времени? Сколько мог выдержать.


Как будто ничего особенного. Однако в таких случаях с человеком начинало твориться нечто странное. Конечно, о переживаниях «утопленников» можно было почитать в учебниках по экспериментальной психологии. Но в том-то и дело, что переживания эти были сугубо индивидуальны. Около трети испытуемых не выдерживали не то что шести или пяти, а даже и трех часов. И все же игра стоила свеч, так как направление на преддипломную практику зависело от оценки за выносливость: занявший первое место получал первоклассную практику, совсем не похожую на малоинтересное, в общем-то даже нудное пребывание на различных околоземных станциях. Невозможно было заранее предсказать, кто из курсантов окажется «железным», а кто сдастся: «ванна» подвергала нешуточному испытанию цельность и твердость характера.


Пиркс начал неплохо, если не считать того, что он без всякой нужды втянул голову под воду еще до того, как ассистент наложил ему маску; при этом он глотнул добрую порцию воды и получил возможность убедиться, что это самая обыкновенная соленая вода.


После того как наложили маску. Пиркс почувствовал легкий шум в ушах. Он находился в абсолютной темноте. Расслабил мускулы, как было предписано, и неподвижно повис в воде. Глаза он не мог открыть, даже если б захотел: мешал парафин, плотно прилегавший к щекам и ко лбу. Сначала зазудело в носу, потом зачесался правый глаз. Сквозь маску, конечно, почесаться было нельзя. О зуде ничего не говорилось в отчетах других «утопленников»; по-видимому, это был его личный вклад в экспериментальную психологию. Совершенно неподвижный, покоился он в воде, которая не согревала и не охлаждала его нагое тело. Через несколько минут он вообще перестал ее ощущать.


Разумеется, Пиркс мог пошевелить ногами или хоть пальцами и убедиться, что они скользкие и мокрые, но он знал, что с потолка за ним наблюдает глаз регистрирующей камеры; за каждое движение начислялись штрафные очки. Вслушавшись в самого себя, он начал вскоре различать тоны собственного сердца, необычно слабые и будто доносящиеся с огромного расстояния. Чувствовал он себя совсем не плохо. Зуд прекратился. Ничто его не стесняло. Альберт так ловко приладил трубки к маске, что Пиркс и забыл о них. Он вообще ничего не ощущал. Но эта пустота становилась тревожащей. Прежде всего он перестал ощущать положение собственного тела, рук, ног. Он еще помнил, в какой позе он лежит, но именно помнил, а не ощущал. Пиркс начал соображать, давно ли он находится под водой, с этим белым парафином на лице. И с удивлением понял, что он, обычно умевший без часов определять время с точностью до одной-двух минут, не имеет ни малейшего представления о том, сколько минут – или, может, десятков минут? – прошло после погружения в «сумасшедшую ванну».


Пока Пиркс удивлялся этому, он обнаружил, что у него уже нет ни туловища, ни головы – вообще ничего. Совсем так, будто его вообще нет. Такое чувство не назовешь приятным. Оно скорее пугало. Пиркс будто растворялся постепенно в этой воде, которую тоже совершенно перестал ощущать. Вот уже и сердца не слышно. Изо всех сил он напрягал слух – безрезультатно. Зато тишина, целиком наполнявшая его, сменилась глухим гулом, непрерывным белым шумом, таким неприятным, что прямо хотелось уши заткнуть. Мелькнула мысль, что прошло, наверное, немало времени и несколько штрафных очков не испортят общей оценки: ему хотелось шевельнуть рукой.


Нечем было шевельнуть: руки исчезли. Он даже не то чтобы испугался – скорее обалдел. Правда, он читал что-то о «потере ощущения тела», но кто мог бы подумать, что дело дойдет до такой крайности?


«По-видимому, так и должно быть, – успокаивал он себя. – Главное – не шевелиться; если хочешь занять хорошее место, надо вытерпеть все это». Эта мысль поддерживала его некоторое время. Сколько? Он не знал.


Потом стало еще хуже.


Темнота, в которой он находился, или, точнее, темнота – он сам, заполнилась слабо мерцающими кругами, плавающими где-то на границе поля зрения, – круги эти даже и не светились, а смутно белели. Он повел глазами, почувствовал это движение и обрадовался. Но странно: после нескольких движений и глаза отказались повиноваться…


Но зрительные и слуховые феномены, эти мерцания, мелькания, шумы и гулы, были лишь безобидным прологом, игрушкой по сравнению с тем, что началось потом.


Он распадался. Уже даже и не тело – о теле и речи не было – оно перестало существовать с незапамятных времен, стало давно прошедшим, чем-то утраченным навсегда. А может, его и не было никогда?


Случается, что придавленная, лишенная притока крови рука отмирает на некоторое время, к ней можно прикоснуться другой, живой и чувствующей рукой, словно к обрубку дерева. Почти каждому знакомо это странное ощущение, неприятное, но, к счастью, быстро проходящее. Но человек при этом остается нормальным, способным ощущать, живым, лишь несколько пальцев или кисть руки омертвели, стали будто посторонней вещью, прикрепленной к его телу. А у Пиркса не осталось ничего, или, вернее, почти ничего, кроме страха.


Он распадался – не на какие-то там отдельные личности, а именно на страхи. Чего Пиркс боялся? Он понятия не имел. Он не жил ни наяву (какая может быть явь без тела?), ни во сне. Ведь не сон же это: он знал, где находится, что с ним делают. Это было нечто третье. И на опьянение абсолютно не похоже.


Он и об этом читал. Это называлось так: «Нарушение деятельности коры головного мозга, вызванное лишением внешних импульсов».


Звучало это не так уж плохо. Но на опыте…


Он был немного здесь, немного там, и все расползалось. Верх, низ, стороны – ничего не осталось. Он силился припомнить, где должен быть потолок. Но что думать о потолке, если нет ни тела, ни глаз?


– Сейчас, – сказал он себе, – наведем порядок. Пространство – размеры – направления…


Слова эти ничего не значили. Он подумал о времени, повторял «время, время», будто жевал комок бумаги. Скопление букв без всякого смысла. Уже не он повторял это слово, а некто другой, чужой, вселившийся в него. Нет, это он вселился в кого-то. И этот кто-то раздувался. Распухал. Становился безграничным. Пиркс бродил по каким-то непонятным недрам, сделался громадным, как шар, стал немыслимым слоноподобным пальцем, он весь был пальцем, но не своим, не настоящим, а каким-то вымышленным, неизвестно откуда взявшимся. Этот палец обособлялся. Он становился чем-то угнетающим, неподвижным, согнутым укоризненно и вместе с тем нелепо, а Пиркс, сознание Пиркса возникало то по одну, то по другую сторону этой глыбы, неестественной, теплой, омерзительной, никакой…

С. Лем и литературный трип Книги, Литература, Станислав Лем, Научная фантастика, Длиннопост

Дубликаты не найдены

+14

Мне из этого сборника запомнился "Терминус"... Души погибших записанные непостижимым образом в электронную начинку старого ремонтного кибера..

раскрыть ветку 9
+15

Лем - мозг! Сколько я западных писателей в НФ перечитал, но поляк просто Океан на их фоне.

раскрыть ветку 7
+3

Многовато философии и описаний всего подряд, но сам идеи оригинальны и где то даже гениальны.

Из Пилота Пиркса лучшее имхо Ананке.

"И такими грязными рассветами, как тот, в который Пиркс появился перед комиссий и представил свои доводы"

раскрыть ветку 1
+2
Я до сих пор верю, что его Солярис это и есть правда о "боге" что все мы это один сплошной океан энергии и приходим и уходим в него..))
+1

Самое то главное?? Сколько он в итоге пролежал в этом бассейне?

раскрыть ветку 1
0

О, недавно прочёл Солярис и с него открыл Лема, теперь вот по возможности беру новые книжки. Очень уж понравилось. Особенно передача ощущений и образов

раскрыть ветку 1
+2

Чёрт, "Терминус" вроде вполне себе космическая фантастика, а какой-то от него жутью веет. Самый сильный в сборнике, пожалуй. Хотя, мне больше нравится "Альбатрос" напряжённостью своей.

+8
Нежно люблю всё у Лема. Но Эдем и цикл сказки роботов больше всего. А Солярис три раза перечитывала. Тоже согласно что экранизация Соляриса будто по другому автору.
раскрыть ветку 12
+4

Лучший по реальности космической экспедиции - Непобедимый, куда там всяким Чужим.

0

Лему тоже не понравилась экранизация Тарковского и он его даже обозвал дураком. Интересно, что бы он сказал про "Солярис" Содерберга с голой жопой Клуни.

раскрыть ветку 1
-1

Причем Лем сказал, что то типа: "Уверен фильм Содерберга лучше, чем Тарковского, несмотря на то, что фильм Соднрберга я не смотрел" DDD Читал высказывания Лема журналистам, он как то про Ф. Дика сказал(Дик думал, что Лем - коллектив писателей, а не автор, сомневался, что можно писать так много, быстро и невероятно круто): "Мне нравится творчество Ф. Дика, хоть он и думает, что меня не существует" DDDD Угарно))

0

Я читал "Эдем", как-то наугад купил в книжном... Вообще не понял прикола. Банальная и скучная книга, группа астронавтов приземлились на незнакомой планете, корабль сломался, группа встретила неантропоморфных инопланетян. Тем оказалось нельзя находиться в человеческом окружении, если я правильно помню... Ну и все, ни взрывающих мозг парадоксов, ни необычных придумок я не нашёл. Если в этом отрывке в посте есть живое и цепляющее описание (эксперимент кстати хорошо известен и описан учёными, но Лем молодец что так его подал), то Эдем я еле дочитал

раскрыть ветку 8
+1
На вкус и цвет, как говорят. Мне один раз очень веселые и энергичные товарищи посоветовали Данте Алигьери " Божественная Комедия". Им она казалась жизнеутверждающей и забавной. Я чуть со скуки не померла, пока дочитала.
раскрыть ветку 7
+7
Это называется "сенсорная депривация". Не Лемом выдумано, осуществлено и описано, но вставлено "в тему".
раскрыть ветку 1
+1

Да я долго думал, как его лучше срезать так, чтоб и люди не в теме Лема могли понять эту тему

+4
лучший трип-репорт
+3
Пиркс будто растворялся постепенно в этой воде, которую тоже совершенно перестал ощущать. Вот уже и сердца не слышно.

знакомое чувство как будто бы, такое можно уловить в момент засыпания лежа на спине, как будто бы проваливаешься и теряешь свое тело

я бы наверно тупо заснул бы там)

раскрыть ветку 6
0
такое можно уловить в момент засыпания лежа на спине
Это называется сонный паралич. Когда мозг отключает тело, что бы оно во сне никуда не убежало
раскрыть ветку 4
0
Это называется сонный паралич.
ну, я не совсем его имел ввиду, ну да черт с ним
0

Да, у меня было. Именно про это и пишут, что типа осознанные сновидения, но нихрена там такого веселого нет, я чуть не обделался. А говорят, что есть люди, у которых он часто бывает))

раскрыть ветку 2
-1

Нет, мозг должен убедиться что в безопасности, не уснешь)) В том и прикол, что это разум в темноте и без окружающей среды, он с ума сходит мягко говоря))

+2
Масштабное эссе Лема "Сумма технологии" - вещь
+2

Меня он покорил "Солярисом". У меня не такой большой опыт в фантастике, но он есть. И Лем, длч меня, эталонный фантаст. Спасибо за совет:)

раскрыть ветку 1
0

Тебе спасибо, что заглянул! Очень рад!

+2

Когда медитируешь в позе шавасана возникают схожие ощущения.

+2

Люблю эту серию рассказов. Кино кстати тоже норм вышло.

раскрыть ветку 6
+4

Кино, которое "Дознание"? Ну, если до спецэффектов не докапываться, то весьма неплохая экранизация, да.

раскрыть ветку 1
+1

Да, о нем :)

+2

Про кино не знал, да и Лема лучше читать. Мне нравится и его Солярис и Соляиис Тарковского, но это абмолютно разные произведения и с противоположным посылом

раскрыть ветку 3
+2

Да :) Солярис Тарковского это Солярис не Лема :)

раскрыть ветку 2
+2

Нифига мы тут качнули, аж в горячее попали, я думал пара человек отпишется и уже хорошо, не зря создал, а тут на тебе DDDDD

+1

Лем-сила! Пиркс, Эдем, Солярис,Маска,Непобедимый,Магелланово облако,Астронавты,Возвращение со звезд-самые мои любимые с детства...

+1
Вот гад, на самом интересном месте. Ушел читать.
раскрыть ветку 3
+1
Спасибо. Прочел.
-1

Ну как, прочитал?

раскрыть ветку 1
+1
Да. Понравилось. Еще не все рассказы, но уже затянуло.
+1

"Футурологический конгресс" - тоже весьма забористое произведение.

+1
Лем крутейший. У меня любимая "глас господа", а из Пиркса - когда на гиперболической траектории пролетел внеземной аппарат, а у них разруха и пьянь на корабле
+1

Заплати около 5000 и можешь час плавать в такой ванночке

раскрыть ветку 1
0

Боже упаси! Я завязал с алкоголем и прочими вещами, так что и ваннночка пусть только в тексте бадет!

+1
Заинтересовал...
раскрыть ветку 4
0

Это всего лишь фрагмент, не знал сколько сюда поместится. Можешь просто прочесть эту главу ( Станислав Лем - Рассказы о пилоте Пирксе. "Условный рефлекс" ). На этом все не закончилось))

раскрыть ветку 3
+3

Я это читал. Хорошо помню про бассейн, но абсолютно не помню о чём книга...

раскрыть ветку 1
+1
Спасибо. Обязательно прочту.
+1

Народ, готовлю пост с фоновой эмбиент музыкой в разнообразной тематике, космос будет(И хоррор-космос тоже). Кому интересно, потом выложу, посмотрите

раскрыть ветку 2
+1
Если ты про фон под чтение, то модель для сборки не переплюнет никто. До сих пор нет на торрентах нормального сборника музыки оттуда.
раскрыть ветку 1
-1

Нет, бро, я про эмбиент, отдельное направление. Про Модель для сборки знаю, на работе слушал раньше очень много.

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: