С чего начать своё дело? Шаг 2. Анализ конкурентов

Всем классного дня, друзья!


В прошлый раз мы с вами говорили как сделать анализ рынка и зачем он нужен. Сегодня я расскажу про анализ конкурентов. Но сначала хочу поблагодарить более 600 человек, которые на меня подписались с прошлого поста - ответов про торговые сети и продукты питания и все почти 5000 подписчиков, которые были со мной до этого.

С чего начать своё дело? Шаг 2. Анализ конкурентов Бизнес, Торговля, Маркетинг, Полезное, Малый бизнес, Идея, Длиннопост

Как и обещала:

На первый пост, который придётся на 5000 подписчиков выложу собственное фото с воздушным поцелуем
С чего начать своё дело? Шаг 2. Анализ конкурентов Бизнес, Торговля, Маркетинг, Полезное, Малый бизнес, Идея, Длиннопост

Немного о моём блоге на Пикабу для новых подписчиков. Он состоит из трёх тем:

1. посты про торговые сети и продукты питания. Возможно про косметику. Выходят по пн и в конце недели

2. посты о путешествиях в середине недели

3. посты о том, как начать своё дело - пока святой рандом.


Кому будут полезны статьи по третьей теме?

1. Предпринимателям и бизнесменам, у которые только начинают свой бизнес или хотят расширятся

2. Начинающим маркетологам и продукт-менеджерам

3. Начинающим категорийным менеджерам.

4. коммерческим директорам и начальникам отделов продаж.


С введением покончено. Погнали.


Кратко о том, зачем нужно анализировать конкурентов?

1. вычленить лидеров рынка и выяснить причины их популярности

2. подсмотреть аналитику по рынку: кто самая платящая аудитория, зачем они пользуются вашими товарами или услугами и предложить им лучшее решение проблемы,

3. узнать сильные и слабые стороны конкурентов, чтобы быть лучше, сильнее, быстрее.

4. позаимствовать и улучшить интересные идеи (советую книгу "Кради как художник", желательно в кратком пересказе).

5. понять структуру бизнеса, как он строится, его стадии

6. избежать ошибок, которые уже прошли конкуренты.

С чего начать своё дело? Шаг 2. Анализ конкурентов Бизнес, Торговля, Маркетинг, Полезное, Малый бизнес, Идея, Длиннопост

Самый главный вопрос, который игнорируют все подобные статьи - а как делать анализ конкурентов?


Не вдаваясь в подробности выдам вам рабочую модель анализа конкурентов (по ссылке доступен шаблон и пример разбора):

1. Выясняем показатели конкурента:

- ценовая политика и другие показатели (частота покупок, средний чек, глубина чека), выручка

- целевая аудитория: кто именно, как часто бывает, какой процент из ЦА покупает, сколько покупателей (в месяц, в день)

- сколько сотрудников в компании, какие у них должности

- где покупают,

- что и как получает покупатель при взаимодействии с бизнесом. Например, известно, что люди приходят в ресторан не только покушать, но ещё и за атмосферой.

С чего начать своё дело? Шаг 2. Анализ конкурентов Бизнес, Торговля, Маркетинг, Полезное, Малый бизнес, Идея, Длиннопост

- что окружает бизнес? Конкуренты, ключевые партнёры, премии (аля лучший ресторатор или шиномонтажник), мероприятия и т.п.


2. Переходим к анализу продвижения:

1. Как люди узнают о конкурентах?

2. Как конкуренты превращают потенциального покупателя в реального?

3. Почему покупатель становится постоянным, т.е. возвращается к конкурентам снова и снова? Как часто, что на это влияет?

4. Почему покупатели начинают рекомендовать конкурента? Что им нравится и что нет? (только по отзывам)


3. Узнаём бизнес глубже:

1. что является триггером, началом пользования или толчком к покупке? Увидел рекламу, наткнулся на скидку, прилетело пущ-уведомление?

2. какие простые действия совершает покупатель? Например, в приложении Дуолинго вы постоянно переводите одну и ту же пару слов на протяжении десятка упражнений.

С чего начать своё дело? Шаг 2. Анализ конкурентов Бизнес, Торговля, Маркетинг, Полезное, Малый бизнес, Идея, Длиннопост

3. как конкурент поощряет покупателя? Например, хвалит его за успешное прохождение уровня, даёт комплимент к кофе в ресторане, кидает кучу пробников к покупке или вызывает такси до дома бесплатно при сумме покупке от 5000р

4. Что пользовать вкладывает в отношения с конкурентом? Это могут быть время, потраченное на прохождение уровня, обратная связь, участие в бета-тестировании, создание контента и т.п.


Очевидный пример на ленте Пикабу:

1. тригер - свободная минутка, хочется разгрузить мозг, лезу читать пикабу, т.е. сформированная привычка, или мне как автору постоянно прилетают пуши о новых комментариях.

2. простые действия - листание ленты Пикабу, проставление плюсов и минусов, комментирование

3. почему возвращается - хочет узнать, что нового, получает ответы на комментарии

4. что пользователь вкладывает: авторы - создают контент ценой своих знаний и времени, читатели - своё время, плюсцы и камменты.


4. Дополнительно:

- какие есть преимущества и недостатки у конкурентов, о которых говорят пользователи в отзывах и комментариях?

- есть ли у бизнеса другие цели? Например, у Дуолинго раньше было подразделение переводов для бизнесов, затем создание уроков для других языков, потом открыли доступ учителям и добавили функцию тестирования по международной сертификации. Что-то прижилось, что-то убрали.

- какие есть доп. инструменты привлечения аудитории и стимулирования сбыта (акции, челленджи и т.п)

- список ключевых слов для поисковой оптимизации, рекламы и т.п.


Также вы можете добавить свои показатели, которые существенно влияют на ваш бизнес.

Взорвался мозг?

С чего начать своё дело? Шаг 2. Анализ конкурентов Бизнес, Торговля, Маркетинг, Полезное, Малый бизнес, Идея, Длиннопост

Где брать информацию?

1. справочники (датабейс, 2гис, яндекс карты)

2. сервисы отзывов и отзывы на маркетплейсах, аппсторах и т.п.

3. оффлайновый бизнес - стоять рядом с точкой и считать

4. читать интервью конкурентов

5. использовать специальные агрегаторы, которые сразу выдают много показателей, правда это касается в основном интернет-сайтов, приложений и страниц блогеров в соц.сетях.

6. яндекс и википедия.


Сколько времени уходит на анализ конкурентов? так как у меня приложение, то в среднем на анализ одного конкурента уходит 2-4 часа с учётом того, что у меня уже открыты все базы с нужными цифрами.  Офлайновый бизнес займёт больше времени по очевидным причинам, так как не всё можно посмотреть в Интернете.


Пример от читателя @kupura

Я как-то выбирал место для аренды, было несколько кандидатов. Так просто садился на стул в коридоре торгового центра у потенциального места со счетчиком на телефоне и каждый раз жал +1 когда мимо проходила целевая группа. В итоге на первый взгляд самое казалось бы очевидное место было не самым удачным.
С чего начать своё дело? Шаг 2. Анализ конкурентов Бизнес, Торговля, Маркетинг, Полезное, Малый бизнес, Идея, Длиннопост

Спасибо за внимание!


Напоминаю, что каждый ваш плюсик вверх даёт возможность прочитать этот пост ещё 70-80 пикабушникам. Если мой пост хоть одному человеку поможет развить свой успешный бизнес и принести нам с вами пользу, значит мы с вами постарались не зря.


Кстати, если вам нужна моя помощь в построении вашей империи, пишите, Пикабушникам помогу бесплатно, но количество мест ограничено.

Примерный график выхода постов:
Начало недели - развёрнутые ответы на ваши вопросы из комментариев на пикабу и отсюда.
Середина недели - развлекательные туристические посты и посты о том, как начать свой бизнес.
Посты на конец недели на темы:
- как производители влияют на продажи в торговых сетях, какие акции действенные, а какие нет.
- как сети увеличивают свои продажи (повышают средний чек, повышают количество чеков), как конкурируют друг с другом
- о мерчендайзинге и оформлении торговых залов
- уловки маркетплейсов и доставок
- анализ натуральности товаров из Вкусвилла
- пост о SLS и шампунях, как правильно мыть голову, тесты косметики, аллергики vs веганы
- пост о бизнесе салонов красоты: как открыть, продвинуть и работать) и многое другое.

Если вас что-то интересует из темы ритейла, продуктов питания, косметики, пожалуйста, спрашивайте в комментариях или пишите на какую тему пилить следующий пост.

P.S. Все фотографии выдернуты с поисковика, все права на картинки принадлежат их авторам, фото использовано в иллюстративных целях.

P.P.S. Анализ конкурентов построен на моделях 7Р, AARRR, Модель крючка.