321

С-37. Самолёт с крылом наоборот.

С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост

Безусловная сенсация минувшего авиасалона МАКС'2019, присоединившаяся к ретро-экспозиции "Легенды авиации"

Напишу-ка чего-нибудь про эту "пташку", перемежая фоточками с авиасалона...

Двадцать с лишком лет назад этот самолёт стал настоящей притчей во языцех для авиационных специалистов всего мира. Хтонический внешний вид вместе с поспешными выводами о том, что это и есть "русское пятое поколение", гарантировали ему успех и внимание и со стороны авиаконструкторов, и со стороны военных ведомств, и, уж тем более, со стороны простых авиалюбителей.

Даже сейчас самолёт С-37 выглядит необычно и грозно.

С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост

Очень сложно было произвести перекрёстное сличение довольно противоречивых источников и разобраться в происхождении "Беркута" без горячительных напитков, так что распишу так, как я всё это понял. Если найдутся спецы, кто действительно шарит – милости прошу разъяснить всё в комментах.

История С-37 уходит корнями в 80-ые годы минувшего века (если точнее, то в 1983 год), когда соответствующими приказами МАП стартовала целевая комплексная программа "И-90" (т.е. "истребитель 1990-ых годов"). Этакий симметричный ответ американской программе ATF. В рамках программы в ведущих советских "истребительных" фирмах началась разработка перспективных моделей, которым предназначалось в будущем заменить истребители четвёртого поколения. В ОКБ им. А.И.Микояна, бывшем тогда на довольно хорошем счету у военных, начались работы по проекту 1.42, который с огромным трудом лишь через декаду воплотился в металле в виде экспериментального самолёта 1.44. В ОКБ им. П.О.Сухого активизировались работы по уже существовавшему довольно смелому инициативному проекту С-22, ключевой особенностью которого было крыло обратной стреловидности (КОС).

МАП – Министерство авиационной промышленности СССР

ATF – Advanced tactical fighter – оборонная и научно-исследовательская программа разработки истребителя пятого поколения, начатая в США в начале 1980-ых годов, результатом и логическим завершением которой стал истребитель пятого поколения Lockheed Martin F-22 Raptor.

С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост

Такое крыло сулило прирост подъёмной силы, лучшую по сравнению с традиционным крылом управляемость, более высокую маневренность на дозвуковых и малых скоростях и лучшие штопорные характеристики, но имело и свои огромные минусы. Из-за опасности скручивания вверх законцовок такого крыла и возникновения разрушительного флаттера сильно возрастали требования к прочности и жёсткости конструкции, что, в свою очередь, неминуемо влекло за собой увеличение массы. Решить эту проблему предполагалось широким использованием бывших тогда в новинку лёгких и в то же время жёстких композиционных материалов (КМ), в т.ч. углепластиков. Плюс ко всему самолёт с КОС потенциально мог получить проблемы с балансировочным сопротивлением и склонность к раскачке в определённом диапазоне высот и скоростей. Побороть эти опасные явления можно было только внедрением качественно новой, сильно комплексированной и многократно резервированной ЭДСУ – гораздо более сложной и совершенной, чем всё то, что тогда уже имелось в арсенале конструкторов и программистов. Новый самолёт предполагалось поднять в небо в 1992 году.

ЭДСУ – электродистационная система управления (англ. fly-by-wire). Жизненно необходима, когда аэродинамическая схема самолёта такова, что человеческой реакции уже недостаточно, чтобы управлять этим самолётом.

Флаттер – автоколебания несущих поверхностей летательного аппарата (крыла, лопастей, рулей), достигающие довольно больших и потенциально опасных амплитуд. Примеры ниже:

С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост
С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост

Впрочем, после нескольких лет разработки было решено, что С-22 едва ли устроил бы военных в таком виде. Да и требования у тех парней с большими звёздами на погонах менялись так же стремительно, как менялись и времена, формировавшие эти самые требования... Проект С-22 свернули, а после работы над ошибками на его основе начали проект С-32. ВВС, к тому времени уже связанные предварительным соглашением с микояновцами по их проекту 1.42, решили не витать в облаках и выступили за принятие именно микояновской фирмы в качестве головного разработчика боевого самолёта нового поколения. Высшие офицеры ВМФ же повременили с отказом от суховского самолёта, который, по их задумке, мог бы в дальнейшем заменить палубный истребитель Су-27К (он же Су-33) на борту атомных тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143.7 "Кречет", первый из которых – "Ульяновск" – к тому времени уже был заложен постройкой на Черноморском судостроительном заводе.

С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост
С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост

Именно с подачи моряков С-32 медленно переродился в проект Су-27КМ (корабельный модернизированный; преемственность с Су-27 весьма сомнительна). Консоли крыла стали складными, наверняка добавив горя и седых волос бедным инженерам, которым пришлось "пересчитывать" жёсткое композитное крыло и всю остальную конструкцию уже с учётом всей многогранной палубной специфики. Однако вскоре и Су-27КМ был отринут, а наработки по нему и С-32 отложили в долгий ящик. Огромной советской стране оставалось существовать чуть больше пары лет, так что финансировать перспективные и во всех отношениях амбициозные, но непонятные и слишком дорогие разработки правительству хотелось всё меньше и меньше. В качестве временной меры оборонное ведомство поддерживало работы по модернизации уже имеющихся самолётов 4 поколения и создание на их основе новых более (много)функциональных модификаций – например, Су-30, Су-27М, МиГ-29М версии 9.15.

С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост

И вот Союза не стало. Финансирование авиационных фирм (да и не только их) практически полностью прекратилось. Предприятиям и заводам бывшего МАПа пришлось срочно искать способы, как это стало модно говорить, "вписаться в экономику". Кому не повезло – те перепрофилировались под выпуск товаров народного потребления, так-то: детских колясок, кастрюль и кухонной утвари, велосипедов... Участь этих предприятий по большей части незавидна. Кому же повезло – те нашли способы либо поставлять готовые самолёты и технологии на экспорт (например, "Сухой" и "МиГ"), либо включались в технические кооперации с коллегами из других стран (к примеру, "Туполев", "Антонов" и "Яковлев"). А куда было деваться? Жить-то надо на что-то. И даже в таких условиях, когда многие едва сводили концы с концами и поступались моральными принципами ради утоления голода, всё же удалось спасти хоть что-то из старого и не растерять желания создавать что-то новое. На фирмах, кое-как державшихся на плаву, проекты финансировались мало того что скудно, так ещё и исключительно из своего собственного кармана. И всё же работы продолжались, а за состоянием дел в ОКБ и на фирмах-смежниках даже присматривали генералы и адмиралы – интересовались хоть и редко, но метко.

С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост

Проект С-32 ничем весомым так и не закончился даже в "оморяченной" ипостаси, но дал благодатную почву для проекта С-37. В этой связи хочется отметить, что в ряде источников самолёт С-37 до сих почему-то указывается как палубный истребитель, хотя это, мягко говоря, спорно. Нужды строить его складнокрылым, в общем-то, не было уже никакой: недостроенный крейсер "Ульяновск", для которого Су-27КМ и создавался, был благополучно демонтирован прямо в стапеле ещё в 1992 году, а для уцелевшего "Кузнецова" такой самолёт вообще не годился.

С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост

Именно проекту С-37 было суждено воплотиться материально. Единственный экземпляр-демонстратор самолёта С-37 строился в середине 1990-ых на опытном производстве фирмы в кооперации с Иркутским и Комсомольским-на-Амуре авиационными заводами. В целях экономии средств и времени в конструкции широко использовались узлы и агрегаты с уже хорошо освоенных в серийном производстве боевых самолётов: где-то стойки шасси позаимствовали, где-то – обводы отдельных частей фюзеляжа и вертикальное оперение... Это мировая практика, когда дело касается экспериментальных самолётов. Доля композитов в планере была весьма значительна, а само КОС было практически целиком изготовлено из этого экзотического "теста".

Параллельно с постройкой велись прочностные, частотные и другие наземные испытания, результаты которых были неутешительны: из-за риска разрушения и невозможности производить регулярный ремонт такого крыла пришлось в итоге ввести значительные ограничения по максимальной скорости полёта и углам атаки. Штатных двигателей АЛ-41Ф самолёт так и не получил, так что вместо них установили пару Д-30Ф11 – несколько улучшенный вариант надёжных и хорошо зарекомендовавших себя двигателей Д-30Ф6, используемых на истребителях-перехватчиках МиГ-31.

С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост

К лету 1997 года С-37 наконец был доведён до лётного состояния и передан на суховскую ЛИС для цикла лётных испытаний, целью которых была отработка конструкторских решений в области аэродинамики, материалов и авионики с довольно далёкой перспективой. Ну и надо было заодно приподнять имидж фирмы...

ЛИС – лётно-испытательная станция

С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост
С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост

Первый полёт самолёта С-37 состоялся 25 сентября 1997 года с аэродрома ЛИИ под управлением лётчика-испытателя фирмы Игоря Вотинцева. Полёт длился 32 минуты и прошёл без замечаний. Что потом началось!.. Настоящий пир духа для всех журналистов – компетентных и не очень. Отовсюду закричали, что Россия начала испытания прототипа своего истребителя пятого поколения. Смелое заявление, но, как сейчас уже кристально ясно, абсурдное от начала и до конца. Во всяком случае, сама фирма Сухого никогда официально не заявляла ни о чём подобном. Самолёт всего лишь испытывался в самых различных режимах полёта и даже не имел на борту вооружения. Маневренные возможности самолёта несколько раз демонстрировались на авиасалонах МАКС – в 1999, 2001, 2003 и 2005 годах. С 2001 года С-37 стал широко известен под обозначением Су-47 "Беркут". У МиГа, главного конкурента "Сухих", дела в то время шли куда как хуже: их лётный прототип перспективного самолёта, известный под обозначением 1.44, был построен ещё к середине 1990-ых; тогдашний шеф-пилот микояновцев Роман Таскаев даже выполнял на нём скоростные пробежки, но до взлёта дело так и не дошло. Всё застопорилось в основном по причине того, что, будучи поданной создателями как прототип перспективного боевого самолёта, эта поделка уже не соответствовала требованиям времени, ни требованиям военных (а чего они вообще тогда хотели-то?)... Роман Таскаев вскоре ушёл на фирму Яковлева, где летает и поныне. Самолёт 1.44 всё же поднялся в небо, но лишь несколько лет спустя – в феврале 2000 года под управлением Владимира Горбунова. Лётная жизнь 1.44 была рекордно короткой: на нём было выполнено всего два полёта (включая первый), после чего программа МФИ на микояновской фирме была окончательно свёрнута, а опытный экземпляр остался стоять на задворках между многочисленными ангарами аэродрома ЛИИ. С 2015 года 1.44 чуть-чуть рассекречен и демонстрируется на статической экспозиции авиасалона в Жуковском.

С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост

"Беркут" присоединился к нему лишь четыре года спустя.

К середине 2000-ых годов запланированный цикл лётных испытаний С-37 был практически завершён. В то же время подоспела и уже официально (на государственном уровне) началась реализация программы ПАК ФА по созданию отечественного боевого самолёта пятого поколения. Были изменены и уточнены требования к новому истребителю, а головным разработчиком и подрядчиком в итоге была выбрана именно фирма Сухого, выигравшая тендер благодаря более-менее стабильной финансовой ситуации, чего совсем нельзя было сказать о других фирмах, представивших на конкурс свои аванпроекты. В рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ широко использовались наработки как по теме С-37, так и по другим нашумевшим проектам фирмы (например, Су-37 и Су-30МК), кое-что от ребят из ЛИИ, а также кое-какие материалы и инженерные "фишки" от микояновцев. Самолёт С-37 тоже привлекли к тематике ПАК ФА в качестве летающей лаборатории для отработки различных технических решений, систем и (в первую очередь!) внутреннего фюзеляжного отсека вооружения для будущего самолёта Т-50. Основной объём из более чем 300 полётов на "Беркуте" по теме ПАК ФА выполнили лётчики-испытатели фирмы Юрий Ващук, Сергей Богдан, Роман Кондратьев и Сергей Костин. Свой последний полёт С-37 совершил в 2010 году – к тому времени Сергей Богдан уже поднял в небо первый экземпляр принципиально нового истребителя Т-50.

С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост

С-37 не пошёл в серию и не стал нашим истребителем пятого поколения, потому что и не должен был – для многих людей вот эти слова до сих пор являются настоящим откровением! Действительно, как же так?.. Такой прикольный самолёт же, и так классно летал... Эх вы, обыватели! Если б прикольного внешнего вида и прикольного летания было достаточно... Как это ни прискорбно, но "Беркут" был тупиковым проектом и не имел никакого будущего в качестве серийного боевого самолёта.

С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост

Так произошло по целому ряду причин.

Прежде всего нельзя не заметить, что "Беркут" просто огромен! ВВС же нуждались в самолёте, который был бы хоть примерно соразмерен истребителям семейства Су-27. Плюс даже с учётом проведённых мероприятий по снижению радиолокационной заметности было ясно, что такая конструкция не оправдает себя в борьбе с РЛС вероятного противника и что для полного успеха требуется совершенно иная компоновка. Решения, реализованные в самолёте-демонстраторе С-37, на тот момент явно не могли быть рекомендованы для серийного производства и массовой войсковой эксплуатации, так как это было бы сопряжено с огромным технологическим и финансовым риском. Специфические аэродинамические нагрузки, которые испытывает КОС, и недостаточно отработанная технология производства и ремонта композитных изделий точно встали бы военным в такую "копеечку", что те света не взвидели бы – да даже на керосин для строевых частей денег не было... Куда уж там было до таких радикальных закупок, как С-37?.. И всё же "Беркут" оказал конструкторам неоценимую помощь, крепко вписал себя в историю отечественного авиастроения как один из самых необычных самолётов, влюбил в себя миллионы неравнодушных людей и вполне заслуженно стал легендой.


Хм. Отступлю от рассказа замечанием о том, что я очень долго и с тупым лицом разглядывал места сопряжения консолей крыла с центропланом, но не заметил никаких признаков узлов или механизмов поворота крыла. Чёт там и не пахнет никаким палубником. Неужто Википедии теперь нельзя верить?!

С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост
С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост
Отступление закончил.

Задачи, возлагавшиеся на него создателями, данный самолёт выполнил целиком и полностью; да и беспощадная эксплуатация КОС из неизведанного материала дала о себе знать многочисленными усталостными и механическими дефектами, устранять которые попросту нецелесообразно, так что больше "Беркут" совершенно точно уже никогда не полетит. С-37, увы, много лет стоял под открытым небом на задворках суховской ЛИС, но хорошо сохранился благодаря тому, что за ним очень заботливо ухаживали. Огромная благодарость фирме Сухого и руководству авиасалона за то, что они смогли пробить непроходимые бюрократические барьеры и найти способ ещё раз продемонстрировать это чудо широкой публике – пусть и на статической экспозиции. Тем не менее даже там самолёт постоянно находился под присмотром инженеров и сотрудников полиции, так что я не рискнул слишком настойчиво лезть объективом под фюзеляж. Всевозможные грифы с некоторых узлов и агрегатов самолёта никто не снимал (особенно это касается отсека вооружения), так что подходить вплотную к самолёту не мог никто, кроме тех, кому это разрешили уполномоченные лица или висящий на шее бейдж класса VIP, а также регулярно посещавшего стоянку ретро-авиации шеф-пилота фирмы Сергея Богдана.

С-37. Самолёт с крылом наоборот. Окб Сухого, Макс-2019, Су-47, Видео, Гифка, Длиннопост

Я так вижу. Критика приветствуется, но конструктивная.

Дубликаты не найдены

+15

МиГ 1.44 выглядит как истребители 50-60-х

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+4
Первый Т-10 (будущий Су-27 и его производные) тоже не очень похож на "своих детей". Так что 1.44 мог бы выглядеть как тот же J-20 или иначе.
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
+3

На видео с колеблющимся хвостом не флаттер, а бафтинг.


Бафтинг (англ. buffeting, от buffet — ударять, бить) — один из видов автоколебаний, представляющий собой вынужденные колебания всей конструкции или её частей, вызванные периодическим срывом турбулентных вихрей с расположенных впереди конструктивных элементов при их обтекании.

Для летательных аппаратов бафтинг чаще всего проявляется как резкие неустановившиеся колебания хвостового оперения, вызванные аэродинамическими импульсами от спутной струи воздуха за крылом.


Внешне похоже, но причины возникновения разные.
раскрыть ветку 2
0
Оперение подвержено не только бафтингу. Оно ровно точно так же подвержено и флаттеру, как классическому, так и вызванному колебаниями руля высоты, который может выступать как возбудитель этих колебаний.
Эти 2 гифки вырезаны из учебного фильма про флаттеру. Самолёт летит в горизонтальном полете далёком от срывных обтеканий, колебания изгибно крутильные с возрастающей амплитудой - классическая картина флаттера.
Вот бафтинг оперения при срывном обтекании
https://youtu.be/yylsPt-fhHk
0

На видео с колеблющимся хвостом не флаттер, а бафтинг.

Вот да, там же затенение фюзеляжем...

+6
Он просто очень красивый. А ещё прекрасно укладывается в концепцию любой компьютерной стратегии про войну красных с синими :) жаль, что наши самолёты выглядят не так
+5

Вот как я это вижу: по всякому изъёбываются, а в оконцовке - возвращаются к испытанному временем))

раскрыть ветку 15
+3

М-м-м... Аж интересно стало – к чему такому сильно испытанному временем вернулись конструкторы ОКБ Сухого после С-37?

раскрыть ветку 4
+5

обычной стреловидности

раскрыть ветку 2
0

Я в общем смысле.

-25

проебали кучу средств на разработки, не получившие практического применения - просто проебали средства и время в то время как нато вооружались рапторами.

раскрыть ветку 9
+6

Да да да) А в НАТО розовые пони)))

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 5
+4

Во, первый порвался, несите следующего.

+4
Если б не было рекламного Беркута - хрен бы средства нашлись на следующие разработки
раскрыть ветку 1
ещё комментарии
+6

"Безусловная сенсация минувшего авиасалона МАКС'2019"  - это шутка? его показывают на всех МАКС-ах уже сто лет

раскрыть ветку 7
+2

Тоже хотел написать, что текст нормальный, но эти дешёвые журналистские термины "сенсация, не имеющий аналогов и тд" ну заебали честное слово. Можно писать же без этих дешёвых понтов, ведь самолет реально неплох был для своего времени.

0

Его в последний раз показывали на МАКСе в 2005 году – и то в полёте. На статике он не выставлялся никогда. Сдаётся мне, на МАКС ты ни разу не был.

И кстати, ты б видел, чувак, какая толпень вокруг него собиралась. Не вокруг Су-35, ВМ-Т или там Ту-160.

раскрыть ветку 5
0

в 1999 он стоял как су 37 в 2001 тож стоял как су 47, но к нему уже не пускали (без акредитации)

раскрыть ветку 4
0
Флаттер - проблема не только для КОС. Может возникнуть на любом крыле, если там будут неблагоприятно сочетаться положения линий центров жёсткости, центров тяжести и центров давления крыла.
КОС присуще другое аэроупругое явление - дивергенция. Именно эту гадость пытались победить применением несимметричных и несбалансированных укладок композитных материалов в панелях крыла. Грубо говоря при изгибе крыло бы продуцировало внутренние силовые факторы в виде крутящих моментов, препятствовавших развитию дивергенции.

Вот мне по следам МАКСа картинку кинули, будет полезна тут.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0

За дивергенцию знаю, но специально не написал тут это слово. Понятнее от этого точно не стало бы.

Пикча просто атас!

0

Куча инфы по самолёту, много редких фото и интервью с инсайдером: http://paralay.world/s37.html

0

Есть замечание про ЭДСУ

"Электродистационная система управления (англ. fly-by-wire). Жизненно необходима, когда аэродинамическая схема самолёта такова, что человеческой реакции уже недостаточно, чтобы управлять этим самолётом."

Как мне показалось, тут преподнесено наличие ЭДСУ, пусть и более совершенной, как принципиальное новшество.

Но взять тот же Су-27 или любой другой сверхманевренный самолёт, без ЭДСУ он летать бы не мог.

Тут уж выбирать - или статическая/динамическая устойчивость, или сверхманевренность.

Стоит, как мне кажется, уточнить, что для этой конструкции разработчики ЭДСУ сделали серьезный, прогрессивный шаг, а не ввели ЭДСУ, как явление.

раскрыть ветку 2
0

UPD, я не очень внимательный, автор всё правильно написал, а я прочитал между строк. Извиняюсь

раскрыть ветку 1
+1

Да, я об этом писал. Су-27 тогда уже вполне летал с ЭДСУ.

0

разглядывал места сопряжения консолей крыла с центропланом, но не заметил никаких признаков узлов или механизмов поворота крыла

Тем не менее оно складывается)))

раскрыть ветку 6
0

Но этого никто не видел. Уж, наверное, показали бы, как оно складывается, раз уж решили поразить весь мир своим самолётом.

Там и так всё очень плохо было с прочностью. Корабля-носителя не было и не предвиделось. На кой его было строить складным?

К Богдану с такими вопросами я не стал приставать - это было бы невежливо и неуместно.

раскрыть ветку 5
0

На сайте Паралая есть гифка: http://paralay.world/s37/luk.gif

и

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0

Ни одного фото нет, но я крыло в сложенном виде видел вживую.

Складывается вроде бы вот по этому месту...

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
0

У бабушки дача была около Жуковского, много раз видел, как он летает... Красивый!

0
Большое спасибо за пост. Жалко, что мало плюсов набирают такие посты...
-2

Бейдж ВИПа каким образом выдавался? Только чинушам или за деньги можно было купить?

-3

Побежали за американцами, те занимались  X-29 1984 года, к 90м они уже закрыли программу. А С-38 взлетел только в 1997г, когда американцы уже забыли об этой компановке, а наша разведка в 90 была уже не та, не доложили.

раскрыть ветку 32
+15

Ну а американцы, значить, побежали за Юнкерсом и за цыбинским ЛЛ-3.

Конечно, нельзя допустить даже мысли о том, что отечественные инженеры могли иметь свой интерес в испытаниях самолётов с КОС, поэтому побежали за американцами.

раскрыть ветку 31
0

Просто плотно работал с разработчиками Бурана на ТМЗ. Компановку Бурана рисовали с Шатла с коэфициетом если не ошибаюсь 1,3. Или там тоже на Циолковского ссылатся будем?

раскрыть ветку 30
-9
а он ведь до сих пор в серийное производство не поступил? очень занимательная модель.
раскрыть ветку 4
+11

Для кого текст писал?.. Там же написано всё.

раскрыть ветку 2
+3

Очень много букв для лл

раскрыть ветку 1
+1
И не поступит. Модель занимательная, но не для реальной жизни.
ещё комментарии
Похожие посты
Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: