Рыночек решает...

Зарплата в 200 долларов и никаких перспектив: почему аниматорам в Японии так мало платят

Рыночек решает... Япония, Работа, Статья, Обзор, Жизнь, Рыночные отношения, Длиннопост

Индустрия аниме растёт с каждым годом: на рынке появляется всё больше крупных игроков. Фильм по «Клинку, рассекающему демонов» бьёт кассовые рекорды в Японии, а компании вроде Netflix увеличивают количество аниме-сериалов в своем сервисе. В этих условиях кажется странным, что аниматоры в этой индустрии практически бедствуют.

На The New York Times вышел материал о причинах этого явления, а мы выбрали из текста главное.


«У студий нет причин поднимать зарплату»

Индустрия аниме за последнее время показала рекордный рост: в 2019 году финансовый оборот этого рынка составил 24 миллиарда долларов. А пандемия ей почти никак не помешала — спрос только вырос.


Но единственное, что не поменялось в этой сфере, — зарплаты сотрудников. Тысячи младших художников и аниматоров зарабатывают в месяц около 200 долларов, и это считается нормой. С повышением на службе оклад значительно выше: например, аниматор с восьмилетним стажем Тэцуя Акуцу (участвовал в создании Darling in the Franxx, Made in Abyss, Tokyo Ghoul:re) зарабатывает от 1400 долларов в месяц.


Но в интервью The New York Times он рассказал, что его можно считать одним из немногих счастливчиков — почти никто в этой сфере не зарабатывает так много.


«Я хочу работать в индустрии аниме всю оставшуюся жизнь. Но я знаю, что с такой зарплатой невозможно жениться и завести ребёнка.» - Тэцуя Акуцу, аниматор.

Рыночек решает... Япония, Работа, Статья, Обзор, Жизнь, Рыночные отношения, Длиннопост

Тэцуя Акуцу

Аниматоры высшего ранга, которые работают над самыми популярными франшизами, в среднем зарабатывают в год 36 тысяч долларов. Для сравнения, американские аниматоры, не занимающие руководящие должности, зарабатывают по 65 тысяч долларов в год.


При этом жить в Японии довольно дорого: Тэцуя Акуцу тратит почти всю свою зарплату на аренду маленьких апартаментов в окрестностях Токио и еду. А большинству его коллег не хватает денег и на это.


И причина такого маленького оклада, как оказалось, довольно тривиальна. Всё дело в нежелании студий повышать расходы на производство своих тайтлов. А по мнению переводчицы аниме Симоны Станцани, работавшей с японскими компаниями более 30 лет, рынок труда в этой индустрии переполнен — поэтому руководители почти не ценят рабочую силу.


«На этом рынке полно талантливых аниматоров, и многие из них действительно хороши в своём деле. Поэтому в студиях работает одно «пушечное мясо» — и нет причин повышать им зарплату.» - Симона Станцани, переводчица аниме.


При этом у студий, производящих аниме, нет недостатка в деньгах — у них есть заказы на годы вперёд от компаний вроде Netflix. Все сделки завершаются заранее, а потому между релизами тайтлов нет никакого «окна»: сотрудники постоянно работают над новыми проектами.

Рыночек решает... Япония, Работа, Статья, Обзор, Жизнь, Рыночные отношения, Длиннопост

Но почти вся прибыль уходит не самим студиям, а так называемым производственным комитетам — совместным предприятиям различных компаний, которые финансируют создание аниме. Благодаря им у студий нет недостатка в средствах, но большую часть доходов они распределяют в виде роялти учредителям производственных комитетов.


Эту модель создания аниме можно считать устаревшей: сейчас у многих студий есть бюджеты для создания своих тайтлов. Но руководители компаний не спешат отказаться от системы производственных комитетов, поэтому почти вся сверхприбыль уходит третьим лицам.


Руководители студий привыкли к такому положению вещей в индустрии, поэтому не спешат договариваться с производственными комитетами о распределении прибылей. Им проще не повышать зарплату рядовым аниматорам, чтобы сохранить себе высокие роялти.


«Это бизнес с очень низкой рентабельностью»

Проблема усугубляется тем, что на производство аниме уходит слишком много денег. По сравнению с американскими мультфильмами, затраты на аниме не так уж и огромны. Но руководители студий умудряются тратить больше денег, чем положено по смете — из-за этого большинство сотрудников не трудоустроены официально.

Рыночек решает... Япония, Работа, Статья, Обзор, Жизнь, Рыночные отношения, Длиннопост

Джастин Сэвакис, глава Anime News Network и исполнительный директор компании-дистрибьютора MediaOCD, считает, что рядовые аниматоры получают маленькую зарплату как раз из-за прихотей своих начальников.


Студиями обычно управляют творческие люди, которые действительно хотят создать что-то хорошее. И в процессе они пытаются откусить слишком много, делая свои проекты слишком амбициозными.


«К концу производства обычно выясняется, что они потеряли деньги на создании своего аниме. Все в индустрии знают, что это проблема. Но она настолько систематическая, что никто не знает, как её решать.» - Джастин Сэвакис, исполнительный директор MediaOCD


Также на маленькую зарплату влияет и отношение руководства к своим сотрудникам. Студии требуют от них слишком много, и условия труда оставляют желать лучшего — аниматоры вынуждены работать на износ. В такой ситуации никто и не пытается требовать у начальников повышения заработной платы.

Рыночек решает... Япония, Работа, Статья, Обзор, Жизнь, Рыночные отношения, Длиннопост

Активист Дзюн Сугавара обратил внимание общественности на чудовищные условия труда японских аниматоров. Сейчас он руководит некоммерческой организацией, которая предоставляет сотрудникам аниме-студий жильё по доступной цене. По его словам, он загорелся этой идеей после того, как узнал об уровне жизни людей, которые создавали его любимое аниме.


Сугавара заявил, что оплата труда аниматоров не соответствует нормам японского законодательства, но правительство, по всей видимости, предпочитает закрывать глаза на эту проблему. А представитель министерства труда Японии отметил, что государство ничего не сможет сделать без коллективной жалобы от аниматоров — а они не спешат обращаться к чиновникам.


Тем не менее несколько студий обратили внимание на эту проблему. Например, Kyoto Animation официально трудоустраивает всех своих сотрудников. А Netflix открыла программу поддержки аниматоров в Японии — благодаря ей молодые сотрудники получат возможность зарабатывать до 1400 долларов в месяц.

Рыночек решает... Япония, Работа, Статья, Обзор, Жизнь, Рыночные отношения, Длиннопост

Но это не значит, что скоро все аниматоры смогут достойно зарабатывать. Многие студии не могут позволить себе повышать расходы: почти вся их прибыль уходит производственным комитетам и на производство проектов. В такой ситуации о рядовых сотрудниках почти никто не думает.


«Это бизнес с низкой рентабельностью. Это очень трудоёмкий бизнес. Лишь крупные студии смогли адаптироваться к этим условиям.» - Джозеф Чо, владелец японской анимационной студии


Дзюн Сугавара опасается, что нынешняя ситуация с рабочей силой может навредить всей индустрии. Многие молодые специалисты, возможно, не захотят мириться с таким положением вещей и уйдут из профессии.


Некоторые уже уволились. Аниматор Рёскэ Хиракимото рассказал The New York Times, что он мечтал работать в индустрии аниме всю свою жизнь.

Но максимум, что он получал за годы тяжёлого труда, — 38 долларов в день. После рождения первого ребёнка он уволился и устроился в дом престарелых. Сейчас ему платят гораздо больше — здесь работников ценят куда выше.

Рыночек решает... Япония, Работа, Статья, Обзор, Жизнь, Рыночные отношения, Длиннопост

У автора этого ролика в январе пришло вообще около 140 долларов.

«Многие люди просто ценили саму возможность работать над аниме, которое им нравится. Они были готовы выполнять свою работу вне зависимости от заработной платы. Но я не жалею, что уволился.» - Рёскэ Хиракимото, бывший аниматор

dtf.ru

Япония

2.4K поста11.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

- Уважайте других пользователей и себя

- Запрещено разжигание межнациональной розни

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
44
Автор поста оценил этот комментарий
Бред какой то - в Японии минимальная зп - от 7-9 баксов в час. Минимальная. 160 часовой месяц = 1120-1440.

Почитал еще - аниматорам реально платят 2 бакса в час... При этом чтобы обойти трудовой кодекс, они их нанимают как фрилансеров. Я так понимаю ребята работают тупо ради искусства, ибо дворник у них получает в разы больше.
раскрыть ветку (28)
29
Автор поста оценил этот комментарий

Я так понимаю ребята работают тупо ради искусства

В статье именно это и написано: человек с 8-летним опытом прямо сказал, что его зарплата в $1400 (вообще ни о чём для Японии, с тамошним уровнем цен) не позволит ему жениться и завести ребёнка. И тем не менее, он собирается продолжать работу в этой сфере.

Ну что сказать? Они сами себе злобные буратино: ни забастовку нормальную устроить, ни работу найти (чтоб не только на еду хватило). И конкуренция год от года растёт. Скоро ещё сами доплачивать начнут за возможность поработать на проекте аниме, ага.

Не вижу причины их жалеть. Человек, которому нужен нормальный доход, пойдёт туда, где есть деньги. А рисование оставит для души в качестве хобби. А целый день вкалывать за гроши... Ну если хотят, кто же им запретит.

раскрыть ветку (23)
8
Автор поста оценил этот комментарий

У японского правительства очень большой опыт подавления рабочего движения - они его там надёжно загасили ещё в 70-ых, после чего оно вообще не подаёт признаков жизни. Плюс, антисоциалистическая-антикоммунистическая пропаганда там вообще можно поставлена - сильнее, наверно, только в РФ и в США, там симпатизировать и тем более устраивать забастовки - вообще фу-фу. Одноклассница бывшая работает в Японии, говорит, поражается, как у них там вообще мозги промыты по этому поводу, реально готовы работать за еду чуть ли не сутками.

раскрыть ветку (5)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Печально это слышать. Но совершенно не удивлён этому. Обратная сторона сияющей витрины капитализма, так сказать.

Мир потихоньку начинает понимать, что социализм, в принципе, не самая плохая альтернатива капитализму. До каких-то стран это дойдет раньше, до каких-то - позже. Пока что японцы живут как рабы, но думаю, что и они однажды поймут, что есть альтернатива такой убогой жизни ("убогой" в плане личного развития и получения радости от жизни, а не только зарабатывания денег).
ещё комментарии
Автор поста оценил этот комментарий

работаю тут много лет. то что сутками готовы работать это факт, а вот за еду, таких не встречала. В адекватной компании переработки оплачиваются...в неадекватной условно вкладывается в премию, опыт, рост зарплаты в будущем. Но блин, ну их нафиг нафиг такие компании.

Автор поста оценил этот комментарий

нет, просто они конкурируют с китайским аутсорсом. в японии нельзя взять и пойти туда, где есть деньги. там кто на что учился, то и будет, в профессиональном плане.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну так они действительно могут сменить работу. И получать больше. Все как всегда - действительно ценные специалисты могут получать больше а персонал с низкой квалификацией мало. Тем более что можно работать удаленно и на иностранные компании. Ну а ввиду большой конкуренции забастовки устраивать они не хотят.
раскрыть ветку (15)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

И учился ты кодить полжизни - и внезапно рыночек тебя порешал и  ена тебе доширак в день.

Надо идти в грузчики на тот же доширак?


Учиться у тебя времени нету, ты на работе концы с концами сводишь

раскрыть ветку (14)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Мгновенно это не случается. Не освоить новую профессию за пару лет говорит об уровне работника.

раскрыть ветку (13)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
освоить на каком уровне?

Врачом не выйдет стать.

Художником тоже.


Грузить ящики - можно.

Формошлепствовать за 2 года тоже можно.


Но тема нашего поста рисоваки - они за 2 года не получаются. Увы и ах.

раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий
Полно профессий есть на свете и только если вы лентяй то не сможете ничего найти. А медработники как и учителя давно уже зарабатывают мало в большинстве своем. Да и то что рынок какой то профессии переполнен не трудно узнать. И как и написали резко это не происходит. А если тебе нужно 5 лет чтобы сменить профессию на другую - у меня к вам плохие новости. Врачи это отдельная тема, но там и риски другие. Ну и могут быть периоды когда времени нет или мало. Но если такой период долго идет - значит ты делаешь что то не так. По вашему грузчики, продавцы, официанты так всю жизнь и останутся на своих профессиях ведь времени нет или еще какие то причины. Это просто отговорки.
Вот не думаю что нужно 2 года чтобы учиться рисовать мангу ту же. Тебе не нужно проходить профильное образование для таких профессий как правило. Если у тебя будет хорошо получатся то не будут смотреть что учился ты сам. Теоретические знания здесь не нужны.
раскрыть ветку (11)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вот ты не думаешь,  а я знаю. Художке как и программированию можно и самому научиться но это дольше и сложнее. И требования к джуну рисоваке куда больше чем к джуну явисту 

Манга это не только персонажи. Это постановка кадра,  сценарник заднимки и так далее. А это влечёт за соьой знания в традишке и далее и далее.

А анимешных девочек можно рисовать и не умея рисовать:)

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий
Если рынок переполнен - значит тяжесть обучения относительна. Ну и легко найти тебе замену. Так если платят мало - смени профессию. Зачем платить больше если полно тех кто берут дешевле. И не всегда они хуже. Так зачем переплачивать? Ну и вряд ли нужно 2 года учить для большинства рисовальщиков. Многое просто не используется в большинстве пооффесий. Думаю достаточно пройти какие то курсы и для начала будет достаточно. А там подтянешь уровень и найдешь что то получше.
Ну и проблема уже человека что пошел работать по профессии где платят мало. Ну а переполнение рынка не мгновенный эффект. Те кто давно работают еще имеют нормальную оплату как правило. Ну или могут найти работу с такой оплатой. Другие же сами виноваты что лезут в переполненный рынок. Ну а научится чему то новому всегда возможно. Да и никто не заставляет учить тяжелую профессию. А профессий в городе множество. Некоторые берут и на месте учат. Некоторые подучат если знаешь хоть часть. У меня знакомый был продавцом. Потом стал каким то там аналитиком в той сети магазинов. Позже стал программистом. Нашел же он время будучи продавцом сменить профессию. Так чем другие люди хуже?
раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Ну и вряд ли нужно 2 года учить для большинства рисовальщиков.
Ты офигеть как ошибаешься.
Думаю достаточно пройти какие то курсы и для начала будет достаточно

Друк, еще раз. Это не формошлепство. Курсы чего? Палка палка огуречик нахер никому не нужны. Это не айти.  А ты походу по наивности взгляда как раз из айтишников. И скорее всего ты молод, "все дороги открыты, люди просто сами дураки что не учатся" и прочее кококо. Ты уж не обижайся



Другие же сами виноваты что лезут в переполненный рынок.

Внезапно рынок везде переполнен. И везде конкуренция. Мы в 21 веке живём.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Да да рынок везде переполнен и нет работы. Работа есть всегда и разная. Более вкусные места занимают конечно скорее. Но работа есть. Ну а пойти работать именно тем кем хочешь часто бывает трудней. Рисовальщики в даном случае служат примером. Мнлгим понравилась идея рисовать мангу и в результате рынок перенасытился. Оплата хуже и найти вакансию с большой з/п трудней. Ну так это не удивительно. Большинство хотят быть начальником, меньше работать и хорошо зарабатывать. Но если все будут начальниками - кем они будут руководить. И если начальник уже есть то тебе тяжело будет стать новым. Так и с рисовальщиками. Их полно. Но люди все равно учатся на них в надежде на успех. Постигла неудача с з/п значит или работай на будущее с низкой или меняй на менее престижную но где больше платят. У меня бывшый одноклассник мебель делает. По словах его родственника хорошо зарабатывает. Раньше ездил по деревням и продавал очки. А еще служил военным несколько лет вместо армии. Ту же мебель делать не умел. Начинал наверное разнорабочим.
Автор поста оценил этот комментарий

И требования к джуну рисоваке куда больше чем к джуну явисту
А можно поподробнее?
Я сам несостояышийся джун явист, пошёл на джуна пыхера, правда было это 3 года назад, но на джуна явиста даже не смотрят практически без опыта какого нибудь мидла пыхера.

Что там требуется от джуна рисовальщика?

раскрыть ветку (6)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Сильно зависит от направления и рода занятий конторы.


отрисовка в векторе персонажей по эскизам, анимация планов по раскадровке и монтаж готовой серии.


требуется анимировать персонажей и объекты в Spine, чтобы позже их перенести в игру. Также часто на этой позиции работодатели предлагают прорисовывать промежуточные кадры, подготавливать раскадровку для аниматиков и создавать моушен-дизайн для роликов на youtube.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Ого, мне какой то концепт артщик под джуном рисовакой представлялся.

Спасибо.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

они контракторы. что подписали, то и платят. япония вообще мерзкая страна, при хорошей з\п в 3-4к долларов, стоимость жизни в разы выше европы.

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку