Ружья линейной пехоты времён Отечественной войны XIX века

Наверное многих удивляет тактика линейной пехоты 18-19 веков (сближение почти в упор и залп). Разгадка данного вопроса кроется в:

1. Технологии изготовления ружейных стволов:


Обычный (простой) ствол получали из полосовой заготовки длиной 32 дюйма (812,8 мм), шириной 4 дюйма (101,6 мм), толщиной 3/8 дюйма (9,525 мм). После разогрева эту полосу кузнечным способом загибали на оправке таким образом, что её продольные кромки прилегали друг к другу встык, параллельно оси канала ствола. Этот стык сваривался кузнечным методом и тщательно проковывался. Есть несомненные указания, что обе длинные стороны прямоугольной заготовки иногда сгонялись «на ус» и сваривались не встык, а внахлёст. После сварки и охлаждения стволы проходили четырёхгранной развёрткой, обтачивали на токарном станке внешнюю поверхность, которую потом шлифовали вручную на большом круге из мягкого песчаника диаметром 1,75 м. С казённой стороны в ствол вкручивалась винтовая заглушка, которая иногда тоже проваривалась. Конечно, «заглушались» стволы всех дульнозарядных ружей, независимо от технологии их получения.

2. Боеприпасы:


Как делались патроны.
1 Из листов писчей бумаги вырезалась заготовка бумажной гильзы. Заготовка представляла из себя неравностороннюю трапецию, один край под углом, второй прямой.
2 Длинный край намазывался клейстером, бумага сворачивалась трубочкой на навойник. Навойник имел диаметр, равный диаметру пули. Заготовка высушивалась.
3 С помощью цилиндрической палочки, пули вставляли внутрь бумажной трубочки. Края бумажной гильзы обминали вокруг конца пули.
4 Смятые края бумажной гильзы намазывали клейстером и обколачивали в полукруглой выемке, накрытой холщевой тряпочкой. Выемку делали в куске прочной древесины. Заготовку с пулей высушивали.
5 Заготовку с пулей без пороха прогоняли через калибровку (небольшой кусок оружейного ствола с расширением). Заготовка должна была проходить свободно; если этого не происходило, патрон браковался.
6 Далее в бумажный патрон засыпали порох. Порох отмерялся довольно оригинальными механическими дозаторами. Могли отмерять мерками и засыпать вручную.
7 Патрон закрывался сплющиванием пустой части гильзы и ее загибанием.
8 Патрон мог быть упакован в таком виде или его головная часть осаливалась. Осаливание делали горячей смесью топленого сала и воска. Вопрос осаливать или не осаливать стоял очень круто, так как мыши могли начисто испортить боеприпасы, что довольно часто и происходило. Впрочем, преимущества, которые давала осалка патрона (влагостойкость, облегчение досылания бумажного «пыж-контейнера» в ствол), перевешивали опасность от «мышиной диверсии».
9 Готовые патроны упаковывали в пропитанную воском бумагу и перевязывали бечевкой.
Как только пороховой заряд оказывается в стволе ружья, идёт следующая операция – заряжание пулей. На срез ствола накладывается патч (многослойный тампон из ткани, пропитанный оружейным маслом. На патч накладываем пулю (она чуть меньше внутреннего диаметра ствола) и вколачиваем ее в ствол деревянным молотком до уровня дульного среза (или тупым концом шомпола). В этот момент пуля и патч обжимаются до диаметра ствола. Если на пуле есть литьевой шов, его следует располагать в вертикальном направлении. Дальше шомполом прогнать пулю до конца, до самого пороха, чтобы она плотно села на заряд. Оставлять пустоту между порохом и пулей опасно! Свободный пороховой заряд может развить слишком большое давление, если останется промежуток. Мощный ствол не разорвет, но отдача при выстреле значительно увеличится. С широким внедрением бумажных патронов вместо патча использовали саму гильзу. Когда из неё высыпали порох, вместе с пулей гильзу вставляли в ствол и забивали шомполом.
Дальше подготовка запала. Взводим курок на предохранительный взвод и фиксируем в этом положении защелкой, расположенной сзади под курком. Насыпаем порох на полку. Очень желательно, чтобы порох при этом был несколько более мелкий, чем для основного заряда. Лучше об этом позаботиться заранее. Насыпать порох надо неспешно, должна получиться, очень небольшая, горка пороха от средины к концу полки. После того как полка заполнена, плотно закрыть крышку. Ружье заряжено и готово к стрельбе.
Кремень, если его правильно использовать, служит две-три сотни выстрелов. Дальше менять или поворачивать другой гранью. Кресало служит до истирания, около тысячи выстрелов. При грамотном использовании примерна одна осечка на 50 выстрелов.
Ну а потом стрельба. Без всяких подпорок (ружьё легче, чем аркебуза), уже привычно нам приклад к плечу, прицелился и выстрел. В отличие от своих фитильных предшественников, с прицельной дальностью стрельбы 20 м и неприцельной около 70 (в отдельных редких случаях до 100м), самое обычное армейское кремниевое ружьё имело неприцельную дальность 200 м (пуля сохраняла убойную силу по незащищённому человеку)

Что мы имеем в "сухом остатке" по вооружению. Кованный вручную ствол очень далёк от современных допусков в 0,01 мм, каждая пуля имеет свою массу, скорость полёта и траектория зависят от процесса заряжания...


При этом отсутствие прицелов вполне логично - каждая пуля летит по своей траектории и наличие прицельного приспособления смысла не имеет.


Теперь о линейной тактике.


Из-за технологии изготовления точность ружей очень слабая, но из-за калибра пули (а так же пушек) переть толпой особо не стоит - выкашивается вся пехота по линии выстрела, "толщина" линии в 1 бойца - минимальна т.е. не разрывное ядро или пуля убивает только одного бойца. Таким образом линейная тактика формируется не потому что "она хорошая", а потому что любое другое построение ещё хуже.


Дистанция стрельбы зависит от углового размера цели. Из-за кривых стволов точность попадания имеет обратную квадратичную зависимость т.е. на дистанции до х - вероятность попадания 1, 2х - 1/4, 3х - 1/9 и т.д. Значит стрелять нужно с минимальной дистанции.


Штыковая атака. Дистанция стрельбы при очень хороших ружьях не превышала 40 м. Профессиональный солдат заряжал ружьё 20 секунд. То есть дойти до него можно было быстрым шагом... Так зачем рисковать? Противник-то может перезарядиться быстрее...


Укрытия (окопы) в такой войне почти не имеют смысла. Потому что стрельба идёт "разовая" и сделав залп из окопа пехота вынуждена подниматься в штыковую т.к. колоть сверху гораздо удобнее. Окоп (редут) это исключительно гарантия права первого выстрела т.к. уменьшение площади обстрела до профиля торчащей из окопа головы делает шанс попадания нулевым.


Рассматривая тактику ведения войн я всегда обращал внимание на одну вещь - тактика войн всегда вынужденная. И линейная пехота и окопы ПМВ и тактические приёмы ВМВ - вынуждены т.к. известные альтернативы ещё хуже.


P.S. К счастью (или сожалению) в тактике никогда не было и нет места науке. Например, линейная пехота могла быть оснащена ружьями с упором в плечо не со стороны ключицы, а в бок. Плотность строя и огня удваивается, вероятность поражения снижается вдвое. На полях ПМВ никто не догадался делать ставку на скорострельные навесные орудия калибра 30-40 мм (которые выкашивали бы пехоту в окопах), а во время ВМВ очень пригодились бы мортиры и шрапнельные снаряды, которые по навесным траекториям уничтожали пехоту идущую под прикрытием бронетехники, орудийные расчёты. Современная тактика, кстати, так же вынужденная... И вопреки распространённому мнению сказочно далека от понятия "эффективность".


Например, основной калибр сейчас 5-6 мм. Он хороший, но звук выстрела громкий, а дозвуковые пули этого калибра не обеспечивают нужной убойной силы. Массовый переход на 9-мм (Вал/Винторез) даже не рассматривается. Итог - вся маскировка современного бойца (и работа почти всех ПНВ из-за ослепления вспышкой) работает только до первого выстрела... Во время КТО в Чечне пары-тройки бойцов с "Винторезами" успешно выкашивали достаточно большие отряды боевиков т.к. не позволяли определить векторы угроз. Однако за 20 лет решение о перевооружении так и не принято...


Будет интересно - могу написать про "научную" тактику 21 века (свой взгляд).