Руководство по велопутешествиям

В свое время вдоволь покатался на велосипеде по Европе, и решил запилить мемуары. И, дабы предупредить вопросы интересующихся технической и теоретической частью, решил оформить отдельный пост, подробно раскрывающий данную тему.

Руководство по велопутешествиям Велосипед, Путешествия, Руководство, Длиннопост

Итак, велопутешествия. Чем же они хороши? Во-первых, это дешево. Почти не нужно платить за транспорт и жилье, а это соновная статья расходов в отпусках. Во-вторых, свобода передвижения. Не нужно ориентироваться на гида, расписание тура, транспортную доступность. Смотри что хочешь, где хочешь и когда хочешь, а главное, сколько хочешь. В третьих, это полезно для здоровья, и утоляет голод по приключениям. Многие люди, которых я встречал, говорили, что не решились бы на такое. На самом деле это всего лишь страх перед неизвестным. Мы боимся новых ситуаций, и не знаем, как действовать в новых условиях. Если посмотреть на велопутешествия через призму чужого опыта и найти ответы на все свои "а как?", то все станет намного проще. Например, кого-то смущает вопрос "а где я буду какать?", кого-то интересует "а как я буду мыться?", кого-то волнует "а что будет, если велосипед сломается в жопе мира?". На все эти вопросы желательно знать решения, чтобы в необходимый момент просто действовать.


Самый главный вопрос, наверное "да, мне интересно, я хочу попробовать, но как на такое решиться?". Мое решение такое - определиться с датами и купить заранее авиабилет. Да, на данный момент авиасообщение закрыто, но в отрыве от ситуации с коронавирусом (когда-то ведь все наладится у авиаперевозчиков) действовать эффективно так. Как только у вас на руках будет билет, дорога будет только вперед, и вы займетесь планированием. Это примерно как "хочу купаться, но вода холодная". Замочи трусы, и назад идти уже смысла нет, осталось только окунуться с головой и купайся на здоровье.


Вопрос второй - финансы. Бюджет такой - цена авиабилета туда и обратно, провоз велосипеда самолетом, визовый сбор (если есть), страховка, электричка от\до аэропорта в стране назначения (опционально), отель или хостел в день прибытия и отбытия, кэмпинги по количеству ночей (если запрещено ставить палатку), переброска автобусом\поездом по стране (если заложено в маршруте), заготовка сухпая на родине, питание в путешествии, деньги на досуг, амортизационная подушка на всякий случай. Основной костяк такой, и подразумевает, что оборудование у вас уже есть. Если ехать, допустим, на три недели, это выйдет дешевле аренды машины, а готовые туры не дают нужной свободы. Для простоты расчетов, во Франции кемпинги стоят в районе 10 евро, а на еду в сутки я закладывал также десятку. В Норвегии ставил палатку дикарем, а на еду за 3 недели ушло 200 долларов.


Вопрос третий - на чем ехать и что с собой брать. В свое первое путешествие я поехал на Centurion N8. Это был самый дешевый велосипед с задним переключателем Deore и стоил он вроде 350 баксов. Видел человека в Интернете, который Африку на стелсе проехал. Можно утверждать, что ехать можно на чем угодно, но есть пара нюансов. Чем бльше денег вы вложили в велосипед, тем меньше головной боли будет в путешествии. Есть пункты, в которые деньги надо вложить обязательно. Помимо очевидных багажников, это в порядке убывания значимости покрышки, седло, рога на руль. Покрышки должны быть с антипрокольным слоем, например, Schwalbe marathon plus. Самым комфортным седлом на дальние расстояния является Brooks B17. Поначалу оно будет жестким и скользким, его надо заранее раскатать где-то на 500 км, но после ваша попа скажет вам большое человеческое спасибо. Рога на руле позволяют менять хват, если кисти рук устают. Все остальное вполне может быть стоковым. Главное, чтобы ресурсов тормозов и ходовой хватило проехать 500-1000 км. Естественно, перед поездкой пройдите техосмотр. Если есть деньги на кастомный туринг, собирайте. А так подойдет любой не ржавый велосипед с дисковыми тормозами. Разумеется, чем больше испытаний вы на него возложите, тем ему придется труднее.


Велосипед провозится в велочехле. Разбирать и собирать можно научиться с помощью YouTube, и лучше заранее попрактиковаться, с непривычки это много времени занимает. Там ничего сложного. Если совсем вкратце, надо снять переднее колесо, педали, и повернуть руль на 90 градусов, плюс обеспечить защиту от аэропортовых грузчиков. Если чехол слишком маленький или велосипед слишком большой, то руль тоже придется снимать. Получается что-то такое:

Руководство по велопутешествиям Велосипед, Путешествия, Руководство, Длиннопост

К велосипеду нужно будет взять насос, велозамок, набор шестигранников, средство для откручивания педалей (там варианты разные по весу), заплатки с клеем (если не бескамерка). Все остальное требует специфичных знаний и, на практике, не пригождается за 2-4 недели отпуска. Из снаряжения также нужна палатка, спальник, каремат или надувной коврик, одежда, посуда, горелка (газ в самолетах запрещено провозить), набор "гигиена", аптечка. Очень желательно иметь водяной фильтр и солнечную панель. Чем автономнее ваше путешествие, тем больше нюансов, более подробно можно почитать на туристических сайтах. Главное правило - не брать ничего лишнего. Если какой-то вещью вы пользуетесь раз в три дня или еще реже, оставьте ее дома. Размер и вес имеют большое значение. Маникюрные ножницы нужны, бритва - нет. Прокрутите в голове, когда, как часто и с какой целью вы будете пользоваться вещью. Если вам кажется, что вы будете просыпаться ночью и фотать звезды и Луну со штатива, вы заблуждаетесь. Чем меньше лишних вещей, тем легче педалить в гору. Из запасного одни трусы, одни носки, одна футболка. Больше не надо, все это стирается. Вы не поверите, сколько усилий вам будет стоить "нарядная футболка для особых случаев". Все это добро упаковывается в велосумки или велоштаны. Я рекомендую велосумки из кордуры одной немецкой фирмы на О, они очень удобные и водонепроницаемые. Велоштаны хоть и дешевые, но неравномерно распределяют нагрузку и лезут в спицы. Сами сумки с вещами перед вылетом пакуются в коробку по размерам авиакомпании и скотчуются. На обратном пути нужно будет достать такую же коробку. Можно взять четыре маленьких и заскотчевать в одну большую. Итого получится велосипед в чехле, коробка с вещами и ручная кладь. Обязательно дома сгоняйте куда-нибудь с ночевкой, там разберите и соберите велосипед и засеките, сколько времени это занимает.

Руководство по велопутешествиям Велосипед, Путешествия, Руководство, Длиннопост

Вопрос четвертый - еда. Еда за рубежом, как правило, дорогая. Но, бывают и исключения. В любом случае не мешает закупиться дома дошиками и крупами так, чтобы попасть в лимит багажа по весу. Не забываем, у нас еще велосипед в чехле есть, груз можно распределить. Некоторые готовят сухпай, но лично я ленивый. Из круп рекомендую рис и геркулес. Рис вкусный, а геркулес легкий, из щепотки можно котелок наварить. Подсластить можно изюмом, но он в самолете тяжелый, а за границей дорогой. Еда быстрого приготовления типа лапши и пюре обязательна. Храните как НЗ на холодые дождливые дни, когда все, на что хватает сил и желания после трудного дня это быстро вскипятить воду. В Европе очень сложно достать белковую пищу дешево. А вот углеводы очень доступные. Я питался бананами и хлебом с шоколадной пастой. Чем больше калорий, тем лучше, один фиг все сгорит. Также покупал соки, фрукты, сладости, сыры. Раз в три дня старался есть мясо, но оно дорогое-дорогое. По воде - пить на велосипеде надо часто, чтобы поддерживать водный баланс. Даже если пить не хочется, сделайте глоток ради коленей, они целый день работают. Возить с собой придется от 3 до 5 литров воды, в зависимости от ее доступности. Набирать ее можно в питьевых фонтанчиках, ресторанах и кафе, в родниках, реках и озерах при наличии фильтра, попросить у местных жителей или купить в магазине.


Вопрос пятый - туалет и гигиена. Туалет делится на два типа - в городе и за городом. В городе это общественные платные и бесплатные туалеты, торговые центры, кафе и рестораны. Если есть время, прокладывайте маршрут до первых двух пунктов. Если прям приспичило, пристегните велосипед и идите в ближайшее кафе. Даже если вы не посетитель, вас все равно вежливо пропустят, и никто не будет косо смотреть, уверяю. Еще есть вариант с общественными зданиями - туристические офисы, полиция, библиотеки. Один раз я зашел в мэрию, и никто меня не остановил. Ну и, чтоб вы понимали, местным жителям выгоднее, если вы сходите в туалет, а не наложите кучку на тротуаре. Теперь о варианте за городом. Тут все просто - любой приглянувшийся кустик. Естественно, нужно с уважением относиться к чужой территории, но запомните самое главное правило, главное - не в штаны. Бывали случаи и при свидетелях, но ни разу не было осуждения.


Теперь о гигиене. Мыться можно в хостелах, кемпингах, речках, озерах. Можно попробовать каучсерфинг и warmshower точка орг. Стираться там же. Главное, в природных водоемах не переусердствуйте с мылом и пеной, оно вредно для экологии. Я с собой брал матерчатое ведерко и обмылки сливал подальше от водоема. Есть еще лайтовая версия быстро протереться влажной губкой, как на подлодках. Вещи сушить на растяжках палатки, мелкие вещи можно прям при езде сушить. Развевающиеся трусы - чем не флаг.


Вопрос шестой - навигация. Заранее загруженные оффлайн карты - наше все. Надеюсь, модераторы не сочтут за рекламу, я пользовался мобильным приложением на базе Open street map, точное название можно загуглить. Естественно, нужен смартфон с GPS и power bank. Заранее спланировать маршрут и загрузить треки можно с plot a route. Строить маршрут в пути веселее, но такое приходит с опытом. Для первой поездки лучше все расписать по дням и оставить двое суток про запас. Ориентироваться стоит на 50-60 км в день. Этого хватит, чтобы и педали покрутить, и на достопримечательности посмотреть. Через каждые два дня нужно устраивать дневку или полудневку, чтобы отдохнуть. Если достопримечательностей прям очень много, можно и 30-40 км в день планировать. Допустим, едете вы из точки А в точку Б, а по пути город с архитектуркой. Вот в этом городе на этапе планирования прибавьте километров 15-20 к маршруту, так как вы не просто пересечете его по кратчайшему пути, а заедете в магазин, потом в одно красивое место, потом в другое. И все это займет время, особенно фотосессии. Лучше проехать меньше, но увидеть больше, чем проехать много и все пропустить. Это очень и очень важное правило, не пытайтесь устраивать тур де франс.


Пожалуй, на этом закончу свой пост, он затянулся. Уверен, я многое пропустил, но вот так с наскока все охватить и упорядочить непросто. Еще много чем хочется поделиться, но такие мелочи и лайфхаки уже будут непосредственно в самих отчетах. На основные вопросы, я думаю, ответил.


Ах, да. Вопрос седьмой - безопасность. Да ничего с вами не случится, не переживайте. Европа очень спокойная, и чем севернее, тем безопаснее, особенно вне больших городов. В Норвегии я, например, не пристегивал велосипед, настолько там было комфортно. Если есть еще вопросы из серии "а как?", например, про дождь, спрашивайте.

Руководство по велопутешествиям Велосипед, Путешествия, Руководство, Длиннопост

Лига Велосипедистов

5.8K поста13.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается добавлять посты следующего содержания:

- с просьбой денег на что либо

- с поиском и предложением работы

- объявления о продаже / покупке

- объявления о съеме / сдачи недвижимости


Только тематическая информация. Юмор, стеб не возбраняется, но и не похваляется.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Господа, а зачем нужны именно дисковые тормоза? Чем они лучше?

Буквально на прошлой неделе купил велик именно для цели путешествий, но тормоза там обычные. Неужто лоханулся?

раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий

В грязь влезете - станет понятно.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Даже глубокой лужи достаточно.

1
Автор поста оценил этот комментарий

дисковые кстати менее требовательны к геометрии колеса. то есть на восьмерки почти пофиг

1
Автор поста оценил этот комментарий

"Обычных тормозов" в природе не существует. Есть ободные, разного конструктива и эффективности. Дисковые - механика и гидравлика, с органическими или металлическими колодками. Относительно редкие - втулочные тормоза.

Цель путешествий тоже ни о чем не говорит - один купит маунтинбайк с целью путешествий по отрогам Тянь-Шаня, другой будет катить по европейскому асфальту.

Ни разу не отправиться в путешествие, но зачем-то переживать про тормоза - а зачем? Трудно будет как раз ехать, а не затормозить ))

1
Автор поста оценил этот комментарий
Лучше работают. Я на своей дисковой гидравлике мизинцем зажимаю рычаг и колесо стопориться.
Автор поста оценил этот комментарий

Если по цивильным местам без особого "говна" на дороге то пофиг. Три года на авторе бейсик откатал по ЛО и Финляндии - ни разу особых проблем не испытывал. Даже залезаешь в глину - палочкой почистил и поехал. Зато простые и ломаться там нечему. Потом правда вел с дисковыми купил, но там свои приколы.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Для велотуризма никакой разницы. Возможно чуть дольше будете снимать/устанавливать колеса.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Ничем. Я скажу больше - они хуже. Диск может погнуться, сам ты их не отрегулируешь нормально, тормозные колодки могут начать цеплять диск. v-brake - наше все. Дешево, практично. Тормозить по грязи - вполне тормозят, да и когда покатаешь хорошо - ты так силы будешь беречь, что и тормозить будешь очень редко. Единственное, когда лучше диски - крутой и долгий спуск с горы, когда и то и то расскаленное докрасна, но v-brake уже не держат.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за ответ. Я уже погуглил Действительно, ничего смертельного в этом нет. Да и ремонтировать их гораздо проще

Автор поста оценил этот комментарий
Ничем. Я скажу больше - они хуже. Диск может погнуться, сам ты их не отрегулируешь нормально, тормозные колодки могут начать цеплять диск

Данные ужосы грозят только тем, кто с велосипедом по имени-отчеству общается. Ибо всё из вышеперечисленного можно исправить за 5 минут максимум.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку