3

Рожденные два раза- умирают дважды (ч. 2)

первая часть (инфа об авторстве там) особого интереса не вызвала, но пара подписчиков все же ждут продолжения, так что вот

2

Один за другим падали, измождённые, некроманты. Мертвые маги терялись в "Великом Ничто", последние из сильнейших сгибали оголенные кости и рвали плоть мироздания. Чёрная, тягучая кровь била отовсюду - из прокусанных губ, носа, зияющих глазниц, ушных отверстий, пор по всему телу. Маги не могли выйти из "Круга", они сжигали себя дотла, отдавая последние силы, но не размыкали "Круг", иначе, всё было бы напрасно.
Рык драконов никого не оставляет равнодушным, даже мертвецы задирают головы, чтобы взглянуть на свою смерть.
Посреди этого Ада и вышел Арчибальд, и сразу был прикрыт скелетами одного из мёртвых легионов.
-Тьма, нас давят, вам нужно уходить.
-Командир!?
Скелет махнул черепом влево:"Он пробивается к мосту."
-Вы чего здесь?
-Нас отрезали от командора.
-Прорыв?
-Там три дракона.
-Я дам щит.
-Есть.
Легион начал разворачиваться, латники занимали позиции впереди, за - копейщики, всадники - в центре, лучники - сзади.
-Дойдём до первых...-Стрела пролетела возле лица некроманта и вонзилась в скелета, тот, как ни в чём не бывало, продолжал слушать приказы.-"Железок" клади одной стеной, затем - копья, я подниму железо и их бойцов, если раздавят, идут всадники, лучники молчат. Как дракон взлетит - бейте "звёздами", поочерёдно, не прекращайте стрелять.
-Есть.-Скелет обломил древко стрелы и поднял гонг.
Старик видел, как вспыхивают столбы огня где-то далеко, слышал лязг железа и молчаливую смерть легионеров, ни одного звука, кроме треска костей и рыка драконов. Здесь же, откуда он решил повести легион, стоял трупный запах. И всё. Скелеты молча меняли позиции, молча сражались, молча умирали. А сражались они с людьми.
Гонг.
Легион двинулся. Маг нашёптывал заклинания. Стоило сорваться последнему слову с его губ, как он зажимал палец - держал заклинание "на руке", при этом руны выползали из его балахона и занимали место на лице. Стрелы, стоило им коснуться щита, вспыхивали чёрным пламенем. Огонь дракона натыкался на ту же преграду, но медленно и уверенно продавливал её. Этого времени хватало, чтобы скелеты продвинулись вперёд. Маг, стиснув зубы, продолжал шагать.
-Заставьте его взлететь.-зарычал он.
-Есть.-Два длинных гудка.
Копейщики надели латников на копья, не давая тем упасть, и стали образовывать "коридор", по которому всадники вылетели на дракона.
Рык.
Пламя. Старик держал щит. Ещё пламя. Кровь ударила из носа.
-С-с-с-ука...
Рык и дракон оторвался от земли.
Гонг.
Стрелы.
Маг разжал палец, ещё, третий, пятерню.
РЫК и дракон свалился.
-Готов? -Скелет повернулся к магу.
-Сейчас...-Тьма подхватила некроманта, обвилась вокруг него и выпустила уже не иссохшего старика, а воина в легчайшей мифриловой броне, с двадцатисантиметровыми рогами и шипастым хвостом в два метра.
-А-а-аргх! - Тень взмыла над скелетами и помчалась по их головам к ещё живому дракону.
Вот она - огнедышащая крепость, сваленная на землю и захлёбывающаяся в собственной крови. Некрос плавно приземлился и медленно, с наслаждением, вытащил меч из адаманта.
-Ты - моя. - Улыбнулся и вонзил лезвие в сердце, впитывая душу и мощь дракона.

-Драконы? Динозавры, дружок. - Экскурсовод развёл руками. - Продолжим, будут ещё вопросы?

Кто же думал, что история Земли - это написанная сказка, дабы человечество навсегда забыло истинную историю и никогда не совершала этих ошибок. Кто же думал, что технологий и промышленной революции будет мало юношескому максимализму. Кто же думал, что магия - не выдумка писак, а искусство, мастера которого давно мертвы. Все ли?


Дубликаты не найдены

0
Это все???
Я жду книгу. На Перумова похоже
раскрыть ветку 1
0

это вторая часть из шести. про Перумова не знаю, пишет мой друг. остальные части пока не одобрены автором и лениво исправляются

Похожие посты
39

Фантастика и фэнтези июля 2020

За последний месяц успело выйти немалое книжных новинок в жанрах фантастики и фэнтези. И вот восемь любопытных книг июля, на которые стоит обратить внимание.

Ребекка Куанг — «Республика Дракон»

Фантастика и фэнтези июля 2020 Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, Что почитать?

Продолжение нашумевшей «Опиумной войны» (одной из самых ярких фэнтези-книг прошлого года) получилось еще более напряженным и серьезным. Мрачность и жестокость происходящих в Никане событий значительно повысились, когда на смену войне с внешним врагом пришел междоусобный конфликт.

В «Республике Дракон», как и в первом романе, множество отсылок к истории и мифологии Китая. У Ребекки Куанг получилось образцовое военное фэнтези с азиатским колоритом, эпическими сражениями, неоднозначной, но очень колоритной героиней и динамичным сюжетом, богатым на крутые повороты.

Роб Харт — «Склад»

Фантастика и фэнтези июля 2020 Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, Что почитать?

Может показаться, что в 2020 году антиутопиями особо никого не удивишь, однако в жанре продолжают выходить новые яркие произведения. Примером тому может служить «Склад», в котором антиутопия сочетается со шпионским триллером. Действие разворачивается в стенах корпорации «Облако», где люди не только трудятся, но и живут. Когда за стенами компании мир переживает глубокий кризис, желающих пожертвовать свободой ради работы находится немало.

Роб Ховарт приобрел права на экранизацию романа незадолго до того, как он вышел в свет. Сюжет действительно должен хорошо подойти для кино — по духу роман напоминает сериал «Черное зеркало», в котором авторы схожим образом показывают возможные проблемы, которые могут поджидать общество уже в ближайшем будущем.

Тэд Уильямс — «Империя травы»

Фантастика и фэнтези июля 2020 Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, Что почитать?

«Империя травы» — второй роман новой трилогии Уильямса по вселенной Светлого Арда. Если первая книга цикла скорее подготавливала почву для будущих событий и знакомила нас с новыми персонажами, то в «Империи травы» событий становится гораздо больше и они принимают крутой оборот.

Интриги и древние тайны, смена декораций и множество приключений, войны и приключения, — в романе есть все, чего ожидаешь от эпического фэнтези. А еще Уильямс значительно обогащает уже знакомый читателям мир Светлого Арда новыми интересными элементами.

Алексей Савченко — «Киберсайд»

Фантастика и фэнтези июля 2020 Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, Что почитать?

Алексей Савченко — лицензионный менеджер Epic Games. Несколько лет назад вместе с нарративным дизайнером Бертом Дженнингсом он написал роман о будущем, в котором человечество с головой погрузилось в виртуальную реальность. Книга была написана на английском, вышла на Amazon и завоевала немало положительных отзывов — в частности за изящные аллюзии на популярную культуру в целом и игры в частности.

Теперь «Киберсайд» увидел свет и на русском языке. По сюжету герои книги, а это наемник Молчун Джеймс и цифровая ведьма-мутант Матильда, отправляются в большое приключение, чтобы узнать, что на самом деле представляет из себя мир Киберсайда.

«Сломанные звезды»

Фантастика и фэнтези июля 2020 Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, Что почитать?

Если вы зачитывались Лю Цысинем, Чэнь Цюфанем и Баошу, то знаете, что в Китае есть своя фантастика — причем самобытная и оригинальная. Однако она не ограничивается лишь этими авторами, что демонстрирует сборник «Сломанные звезды». Его составителем выступил американский писатель и переводчик с китайского Кен Лю, который постарался познакомить читателей с широким спектром авторов из Поднебесной и отобрал для книги полтора десятка ярких научно-фантастических историй.

Аластер Рейнольдс — «Медленные пули»

Фантастика и фэнтези июля 2020 Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, Что почитать?

Масштабный сборник рассказов и повестей от одного из самых самобытных научных фантастов современности. В книгу в числе прочего вошел рассказ «За разломом орла», на основе которого был снят эпизод антологии «Любовь, смерть и роботы» от Netflix. Да и остальные произведения писателя заслуживают не меньшего внимания.

Роберт Хайнлайн — «Двери иных миров»

Фантастика и фэнтези июля 2020 Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, Что почитать?

Роберт Хайнлайн прежде всего известен работами в крупной форме: «Звездный десант», «Луна — суровая хозяйка», «Дверь в лето», «Чужак в стране чужой» едва ли нуждаются в представлении любителям фантастики. Но есть на счету автора и отличные рассказы, с которыми предлагает познакомиться сборник «Двери иных миров». Эти истории получались у писателя не менее сильными, чем его произведения в крупной форме.

Эд Макдональд — «Знак ворона»

Фантастика и фэнтези июля 2020 Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, Что почитать?

Вторая часть цикла «Черные крылья», о которой лестно отзывались читатели и критики. Автор написал темное фэнтези в духе произведений Джо Аберкромби и Глена Кука. Получилось по-настоящему кровавое и суровое фэнтези с нетривиальными идеями и атмосферным миром. Главным героем выступает Рихальт Галхэрроу — охотник на монстров, что рождаются в огромной и мрачной пустыне, именуемой Мороком. На сей раз вместе со своим отрядом Рихальт отправляется по следам того, кто украл артефакт ужасающей силы.

Материал подготовлен редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon.

Показать полностью 7
46

Тьма 3 сезон | Скрытые детали и Недостатки

Второй сезон закончился на весьма интригующей ноте: Марта из другого мира спасла Йонаса от апокалипсиса, забрав с собой. И в третьем сезоне нам показывают этот параллельный мир, в котором практически те же герои, однако судьбы их сложились немного по-другому, сценаристы сделали очень тонко: создали аналогичные ситуации, но с другими героями. Йонас в этом мире чужой, он не понимает, для чего его переместили сюда, поэтому легко становится объектом манипуляций со стороны взрослой Марты, которая именует себя Евой. Мир, в котором его нет, тоже обречён на апокалипсис, и Ева хочет спасти обе реальности.


В самом начале первой серии нам задают неплохую такую интригу в виде таинственной троицы, вернее, одного безымянного персонажа в трёх разных возрастах. Как будто до этого загадок было мало. Сначала он сжигает кабинет Адама, а потом убивает определенных людей, руководствуясь какой-то своей схемой. Кто это? Что он делает? В общем, с первых секунд нам словно говорят: "Готовьтесь, ребята, будет много непонятного".


Постаревшая Марта тем временем убеждает Йонаса, что если она Ева, то он это Адам, по крайней мере станет им в будущем, отсюда можно понять, что они - создатели этих миров. Ева правит в своём, контролируя все перемещения и поддерживая необходимый порядок. В этом ей помогает юный путешественник во времени, которым она ловко манипулирует. Адам же правит в другом мире, и ему помогает молодая Марта, которую он также обманывает.


Получается зеркальное отражение. Две симметричных реальности, которые противостоят друг другу. Ева хочет снова и снова повторять цикл, чтобы её близкие жили, Адам напротив хочет уничтожить оба мира, чтобы обрести рай, о котором он всё время говорил. Для него рай - вечная тьма, в которой ничего не существует. Похоже, это тот самый рай, который он обещал Ноа, чтобы тот следовал за ним, только вот не уверена, что Ноа понимал, каким на самом деле он будет.


Чтобы уничтожить миры Адам должен убрать исток - то, что соединяет две реальности и запускает новый цикл. Им является ребёнок Марты и Йонаса, что это было ну очень неожиданно. Когда девушка вернулась к Адаму из 1888 года, куда тот отправил её, чтобы занести тёмную материю, старик запирает её и пытается уничтожить ребенка с помощью этой же материи.

Ева наоборот делает всё, чтобы дитя появилось на свет: она просит Йонаса отвести Марту в будущее, дабы показать, какой она должна стать. После этого путешествия они оказываются у нее в комнате и... создают исток.


Весь сезон построен на пусть и немного банальной, но невероятно красивой аллегории. Ева - олицетворение жизни и света, она спасительница для обитателей обоих миров. Адам - это смерть и тьма, он несет разрушение. Инь и Янь. Два противоположных начала, призванные вечно бороться друг с другом, и при этом одно не может существовать без другого.

Как следовало ожидать, сериал наполнен сюрпризами. Сразу после создания истока Йонаса убивают. И делает это не кто иной, как его возлюбленная, которую направила её взрослая копия. Но как его могут убить, если мы видели его взрослым? Тем более, если он станет Адамом?

И тут структура повествования начинает усложняться. Теперь мы имеем не только разное время и пространство, но и разный ход событий в одной и той же реальности. В мире Йонаса есть два возможных пути: в одном Марта уносит его с собой, и там он умирает, в другом она не забирает его, и он спасается сам, оставаясь таким образом в своём мире и продолжая свой путь, постепенно превращаясь в Адама. И обе эти вероятности повторяются снова и снова, влияя друг на друга.


Герои изо всех сил пытаются разорвать этот порочный круг, изменить ход истории, но на самом деле все их действия лишь способствуют продолжению цикла. И Адам понял это, когда у него не получилось убить исток. Тогда появляется Клаудия, которая всё это время была едва ли не самым важным персонажем в этой цепочке. Она шла своим путём, не доверяя ни Адаму, ни Еве. Клаудия поняла, что мир имеет не дуальную структуру, а трёхчастную, и на самом деле исток - не ребёнок, а третье измерение, оригинальный мир, в котором учёный Таннхаус создал машину времени, чтобы предотвратить гибель близких. Эта машина и расщепила реальность на три части. Осознав это, Клаудия рассказывает всё Адаму, а он в свою очередь отправляет Йонаса и Марту, как представителей двух измерений, в оригинальный мир, чтобы те спасли родных Таннхауса и тот не создавал своё устройство. А ведь можно сказать, что Адам выиграл. И на самом деле это можно было предугадать. Тьма - второе имя Адама. "Тьма"- название сериала. И не удивительно, что тьма в конце концов побеждает.


В оригинальном мире остаётся лишь малая часть героев. И это понятно: раз не создана машина времени, то путешествия в прошлое становятся невозможными, следовательно, Микель не отправится в 1986 год, не женится на Ханне, у них не родится Йонас. Тогда у Марты не появится ребёнок - тот самый неизвестный персонаж, у которого нет имени. Из-за этого у Агнес не родится Тронте, ведь именно безымянный является его отцом (это понятно из 4 серии, где Ноа говорит...). Если не будет Тронте, не будет и Ульриха, а также Микеля, Магнуса и Марты. Ханна тоже не отправлялась в прошлое, следовательно у них с Эгоном не рождалась Силья, которая в свою очередь должна была выйти замуж за Бартоша и подарить ему двух прелестных детей - Агнес и Ноа. Ноа, как мы знаем, был отцом Шарлотты, поэтому её персонажа мы также не наблюдаем в оригинальном мире. Бартоша нет, вероятно, потому, что Александр не совершал никакого преступления и не бежал в Виндон, где мог бы встретить Регину.


Регина, кстати, в конце оказывается здорова, хотя в двух альтернативных реальностях у неё был рак. Может быть, это такой намёк создателей сериала на то, что те миры были ошибочными? Ведь Клаудия сравнивает их именно с раковой опухолью, которая выросла на первоначальной вселенной, и если удалить эту опухоль, то можно сохранить живым всё, что уже существовало. Это лишь одна из деталей, которые давали нам подсказки о том, что произойдёт дальше. Их ещё довольно много.


Начнём с того, что в первом сезоне в одной из серий нам показывают урок литературы, куда врывается Магнус. Фоном мы слышим голос учителя, который произносит следующее: "Сеть отсылок пронизывает весь роман". Затем он говорит про особую систему повторов и про симметрию, что это особый тип дублирования вдоль центральной оси. Всё это применимо и к самому сериалу. Слова учителя - это важная отсылка, дающая понять, что события в сюжете будут повторяться, дублировать друг друга вдоль центральной оси, которой и является оригинальный мир.


Перед этой сценой есть ещё один интересный момент. Маленькая Элизабет целует свою маму Шарлотту в лоб при прощании. Этот жест отнюдь не детский, поцелуй получился таким ласковым, совсем по-матерински, словно это не Шаротта мать Элизабет, а наоборот. Ну, потом мы узнаём, что всё так и есть, и поцелуй намекал нам на это.


Также в первом сезоне молодые Ульрих и Ханна болтают на остановке. Ханна спрашивает, о чём парень мечтает, и тот отвечает: "О мире без Виндона". Что ж, в скором будущем так и произойдёт. Город будет уничтожен взрывом на атомной станции. А теперь вспомним надпись на куртке Ульриха "No Future", она буквально предсказала судьбу всего рода Нильсенов - никакого будущего у них нет, ведь в изначальном мире их просто не существует.


Второй сезон начинается с того, что нам показывают дату: 27 июня 2020 года. В сериале она означает начало третьего цикла, а для нас с вами она ознаменовала выход третьего сезона. И это, конечно, неспроста.


И наконец в первой серии финального сезона в параллельном мире Марта говорит Микелю: "Вдруг сон - это сейчас? И все мы не настоящие. Ты не думал об этом?" Это высказывание оказывается пророческим, ведь по сути и Марта, и Микель, и Йонас и все остальные не должны существовать, потому что их миры - это ошибка, сбой в матрице, эту фразу, кстати, герои также неоднократно повторяют.


Да что уж говорить, сама заставка давала нам жирный намёк на исход всей этой истории. Слова песни, которые в ней звучат, переводятся так: "Пойми, что я лишь плохой сон... Нас никогда и нигде не было. Прощай". То есть интро сериала говорит о том, что героев никогда и нигде не было. Как же это тонко и прекрасно.


Некоторые предполагают, что когда Марта в первой серии видит саму себя в лесу, - это та самая девушка, которую Адам в 7 серии пытался уничтожить с помощью тёмной материи, мол её каким-то образом перенесло в лес. Однако, если мы посмотрим на их одежду, то поймём, что она отличается, значит, это всё-таки разные образы, хотя, не исключено, что, сценаристы просто допустили киноляп и платья должны быть одинаковыми.


Также есть теория, что Шарлотта - это мать слепого Таннхауса. Ведь не зря его отец смотрел на часы с надписью "для Шарлотты", когда говорил о своей жене. Это сериал "Тьма", здесь ничего не бывает просто так. Можно строить различные предположения, почему жену самого старшего Таннхауса звали Шарлоттой, так же, как и внучку учёного в оригинальном мире. Не знаю, есть ли здесь какая-то связь, но это однозначно привлекает внимание. Друзья, если вы тоже нашли какие-нибудь интересные детали в сериале, скорее поделитесь ими в комментариях!


Даже такой продуманный проект, не обошёлся без некоторых неточностей. Большинство из них не бросаются в глаза, но есть действительно важные вопросы, которые остались без ответа.

Например, каким образом Клаудия догадалась о существовании третьего измерения? Бесчисленное количество раз она путешествовала сквозь время, следуя циклу, но в какой-то момент изменила свои действия. Что именно натолкнуло её на это? К сожалению, мы так и не узнаем ответ.


Ещё один момент, почему в первоначальном мире Катарина получила именно такое имя? Ведь Ханна не отправлялась в прошлое и не встречалась её с матерью, хотя именно Ханна вдохновила Хелен на то, чтобы назвать ребёнка Катариной.


И, наконец, самый главный вопрос, который с первого сезона мучил фанатов: что же всё-таки случилось с Вёллером? Сценаристы выдержали интригу до конца, предоставив нам возможность самим придумать его историю.


Также остались нераскрытыми многие сюжетные линии.

В первую очередь слепой старик Таннхаус. Кто это, как он нашёл путешественников, кем был его отец, а главное, мать. Всего этого нам не рассказывают, хотя дают небольшие обрывки этих историй.


То же самое с линией ребёнка Марты и Йонаса. Все о нём говорят, он - начало и конец цикла, но совершенно не понятно, в чём заключаются его мотивы, почему он так верит матери, да и вообще как персонажа его не раскрыли.


Совсем забыли про историю следователя Клаузена и Александра Тидемана. Непонятно, зачем было добавлять нового персонажа, ведь он не способствует развитию линии и просто исчезает на полпути.


Вероятно, эти ветви сюжета упустили из-за спешки, ведь создатели сериала пытались уложиться в срок и выпустить третий сезон к 27 июня. Это не критично, но всё равно остаётся чувство неудовлетворённого любопытства.


Если говорить о недостатках, то есть ещё пара деталей. На мой взгляд, незаслуженно мало внимания уделялось Ноа. В первом сезоне это был едва ли не самый главный страх всех героев. Такой загадочный и брутальный, окружённый аурой опасности. А потом он превратился в обычную пешку Адама, стал плоским. Мне кажется, было бы гораздо интереснее, если бы у Ноа оказался какой-нибудь свой план, свои мотивы, в общем, если бы он остался таким же, каким его показали в начале. На самом деле это даже не недостаток, просто обидно, что не раскрыли тот огромный потенциал, который был у героя.


И последним небольшим упущением сценаристов является момент с Элизабет. Непонятно, может она слышать или нет? Потому что в некоторых моментах, когда ей что-то говорят, она понимает и отвечает на своём языке, к тому же при общении с девочкой все проговаривают те фразы, которые показывают руками. Но в 3 сезоне подчёркивается, что она ничего не слышит: Ноа приходится писать ей, а потом она спросила у отца, о чём они говорили. Неоднозначная ситуация.


Но несмотря на все эти неточности и упущения сериал всё равно является для меня одним из лучших. Очень сложный, неклишированный сюжет с невероятно запутанной структурой и нелинейным повествованием. Такое в наше время нечасто встретишь. За героями действительно интересно наблюдать, им сопереживаешь, удивляешься и грустишь вместе с ними. Атмосфера на протяжении всех трёх сезонов просто непередаваемая. Сочетания цветов, музыка, постановка кадров - всё это создаёт особую мрачную эстетику.


И самое главное, эта история заставляет думать. Она ломает все представления о жизни и о мире, после просмотра хочется ещё долго сидеть и размышлять о пространстве и времени, о других измерениях. А вдруг и мы - это всего лишь сбой в матрице?

Показать полностью
74

Фэнтези без мечей это как фэнтези с мечами, только без мечей

ПАМЯТКА О ФАНТАСТИКЕ для зануд и чайников


Фэнтези без мечей это как фэнтези с мечами, только без мечей. (с) я, великий и ужасный

Когда слышите, что фантастика — «жанр», задайте этому филологу (себе) один вопрос. Есть три известных фантастических книги, связанных невидимой, но прочной нитью. Что у них общего? Как их засунуть в один жанр?


«Звездные короли» Гамильтона (1947);

«Туманность Андромеды» Ефремова (1957), задуманная и написанная как сознательная антитеза «Звездным королям»;

«Страна багровых туч» Стругацких (1960), воспринятая многими читателями как ответ Ефремову, живая история про живых людей, рассказанная человеческим языком; на самом деле все было иначе*, братья вовсе не оппонировали мэтру на тот момент, но реакция народа показательна.


Теперь давайте посмотрим, что за книги такие.

Они вообще о чем — и как это сделано.


«Звездных королей» можно бы назвать эталонной спейсоперой, не будь роман Гамильтона «кроссовером», т.е. текстом, построенным сразу на двух типовых сюжетных шаблонах. Главный герой — «попаданец» в будущее, и мир грандиозных космических королевств подан через призму восприятия рядового американского клерка (правда, успевшего побывать пилотом на Второй Мировой). Текст наивный почти до глупости, но трогательный. И Джон Гордон — вполне наш парень. И — да, они поженятся.

Основное действие разворачивается через 200 тысяч лет от «сегодня».

Сюжетообразующее фантастическое допущение: возможность переноса сознания человека через пространство и время из тела в тело.


«Туманность Андромеды» формально относится к «социально-философской фантастике», но при ближайшем рассмотрении это некая паралитература, оценивать которую по меркам художественной прозы как минимум несправедливо, да в общем и не надо. Потому что методически неправильно. Если верить самому Ефремову, «когда действующие лица читают друг другу лекции, это производит отвратительное впечатление, как навязший в зубах прием 19 века».** Герои «Туманности» выдают обширные, на много страниц, лекции регулярно и по любому поводу. Книга состоит из лекций процентов на двадцать, если не тридцать. Вероятно, автор считал книгу не художественным произведением, а чем-то еще. Будем звать ее романом чисто для удобства.

Время действия «Туманности» — вряд ли раньше 3000 года н.э.

Сюжетообразующее допущение: коммунизм как единственный вариант выживания человечества и самый продуктивный способ его развития. Для тех, кто сейчас удивленно поднимет брови: остальные фантастические фишки, включая Великое Кольцо, только производные от главной; без коммунизма никто бы до Кольца просто не дожил.


«Страна багровых туч» по замыслу — приключенческая фантастика, а реально — типичный советский «производственный роман» в форм-факторе повести, только с космическим антуражем. Именно за счет нарочитой «приземленности» (и того, что в людях недалекого будущего угадывались современные типажи) СБТ на фоне «Туманности Андромеды» выглядела чертовски динамично и свежо. Если отложить подальше ефремовскую глыбу и взглянуть на СБТ непредвзято, сразу видно, что это во многом еще ученическая вещь, особенно по способу прорисовки характеров. Но все равно чувствуется живое дыхание. Для дебютной книги очень хорошо.

Время действия — 1990-е годы, т.е. сорок лет вперед.

Сюжетообразующее допущение: наши (тоже коммунисты, но это не главное) построили фотонный планетолет и летят на Венеру искать полезные ископаемые.


Теперь повторим вопрос.

Что у этих книг общего?

Жанр? Правда-правда?


Ну да, герои летают в космос. Но не все герои и не все время. И «про космос» уже было написано достаточно нонфикшена. Т.е. космос вовсе не признак жанра. Да, действие отнесено в будущее. Но книги о будущем — совсем нехудожественные или отчасти художественные — издавались намного раньше и издаются сейчас килотоннами. Тот же Ефремов с «Туманностью» условно и приблизительно — советский Стэплдон, пусть вам ничего и не говорит это имя. А Стэплдон условно и приблизительно научный фантаст, а реально черт знает кто такой — «философ-футуролог, предтеча трансгуманизма».

Зададим тот же вопрос в третий раз — или хватит?


Как правило, я предлагаю для разбора более щадящий ряд: «Машина времени» Уэллса, «Конец Вечности» Азимова и «Фантастическая сага» Гаррисона. Там одно фантастическое допущение на троих — возможность путешествия во времени, — т.е. оппоненту есть за что зацепиться и о чем поспорить (хотя жанры все равно разные). Можно еще проще, для тех, кто книжек не читает: «Терминатор», «День сурка» и «Гостья из будущего». Фил Коннорс путешественник во времени, и точка. А Алиса Селезнева и Кайл Риз чем не близнецы?

Нет? Обидно, да.


(нудно, ибо надоело повторять в сотый раз)

ОК, что отличает фантастику от нефантастики? Введение в сюжет «фантастического допущения», т.е. элемента невероятного или небывалого (ранее не случавшегося). Если выдернуть допущение из текста, и сюжет развалится, окажется нежизнеспособным — перед вами фантастика.


Пример: допустим, дон Румата Эсторский никакой не ученый-землянин (не зовите его прогрессором, он никогда не был прогрессором, массаракш!), а скучающий аристократ, который вывозит книгочеев из провинции, поскольку дал обет основать в метрополии университет. Бдыщь! Вся история теряет смысл, нет нравственного конфликта «наш человек в идиотском положении, еще и начальство им недовольно, а тут людей убивают». Ясно, да?


Еще пример. Нечистая сила из «Мастера и Маргариты» может быть бандой мошенников-гипнотизеров, и Булгаков подбрасывает нам такую версию. Это многое объясняет, но... Хрясь! Помимо того, что некоторые вопросы все равно останутся без ответа, выпадает напрочь важнейший посыл романа —противопоставление традиционных Сил Зла новейшему и куда более страшному злу: бюрократии, равнодушию, мещанству.


Все только про добро и зло, понимаете? Как и три непохожих книги, что мы разбирали выше, — они тоже про вечные ценности, а не про фотонные планетолеты и атомные пули. И принцесса Фомальгаута влюбится в нашего парня Джона Гордона потому что он — наш парень. И позер Юрковский будет летать со скучным красномордым Быковым до конца своих дней.


Таким образом фантастика — не жанр, не формат, даже не набор задач. Это творческий метод, с помощью которого обрабатываются некоторые задачи литературы.


В 19 веке русские литературоведы прекрасно это понимали. Не стану мучить вас Белинским, но загляните хотя бы в речь Анненского «О формах фантастического у Гоголя» (1890). Там на пальцах показано, что было бы, не потеряй майор Ковалев свой нос, а заболей к примеру сугубо реалистической оспой (спойлер: ничего бы не было). И доказано: фантастика — способ решения вполне определенной нравственной задачи: «различения добра и зла».


Цитата: «Фантастическое противоречит действительности. Что такое действительность? Это то, что брошенный стул будет лежать, пока его не поднимут. Но действительность есть необходимая форма только для жизни. Искусство сближается с жизнью вовсе не в действительности, а в правде, т. е. в различении добра и зла. Торжеству же правды фантастическое служит столько же, а может быть, еще лучше, чем реальное».

Короче, все нормально было в 19 веке, это потом испортилось.


Да, иногда и в наши дни звучал голос разума. Именно творческим методом называл фантастику Кир Булычев. Правда, мне давеча один хороший человек заявил, что Булычев для него в этом вопросе не авторитет, а я и подавно.

Но я и не претендую на роль авторитета. Я всего лишь скромный гуру секты циников-очевдицев (мы раскрываем народным массам секреты полишинеля). С чем вас и поздравляю.

А то был бы я в авторитете, ох бы вздрогнула Россия.


P.S. Творческим методом «без единого гвоздя» можно срубить баньку, а можно отгрохать Кижи. Так и фантастика породила сюжетные шаблоны, на которых выросло нечто (корпусы текстов), которое уже не стыдно обозвать «жанром» — научная фантастика, спейсопера, киберпанк и т.д.


P.P.S. О термине «научная фантастика» и том, какую сложную роль он сыграл в СССР, как навредил советской прозе, и как местами ее спас, можно написать большую душераздирающую статью, но это не моя область, да и советская проза уже кончилась.


P.P.S. Естественный вопрос — а как же фэнтези? С классификацией фэнтези намного легче, поскольку она растет от двух корней, волшебной сказки и рыцарского романа. Т.е. у фэнтези все основания быть жанром. Правда, когда этим вопросом задались составители энциклопедии Клюта и Николса, они бормотали нечто невнятное целую страницу прежде чем выдавить, что сайнс фикшен это когда случается небывалое, а фэнтези — невозможное. В принципе — логично, если отталкиваться от научной фантастики, которая вполне, как сказано выше, подходит под понятие «жанр».

Если рассматривать фэнтези в отрыве от других фантастических шаблонов, проще всего обозначить ее как «литературу мечей и магии». Фэнтези без мечей это как фэнтези с мечами, только без мечей. Главный родовой признак фэнтези — магия. Проявления ее могут оказаться самыми неожиданными (см. «Дочь железного дракона» Суэнвика).


Для зануд и заклепочников: можно выдумать правдоподобный механизм действия огнедышащей железы дракона. Неважно, отрыжка это или метеоризм, лишь бы жгло. А вот когда человек с голыми руками швыряется файерболами, — либо объясните, откуда у него _внутре_ электростанция, и как он с ней живет, либо ссылайтесь на магию, вам поверят.

И не надо тут про волшебные посохи. Сами можете сообразить: или посох от компании Илона Маска (нет, сынок, это фантастика), или все-таки волшебный, и это фэнтези :)


В комментах задают вопрос: как же Артур Кларк с его тезисом, что продвинутая технология внешне неотличима от магии?

Ребята, ну вы же все с высшими образованиями. Неужели трудно самим догадаться: неважно, как вашу технологию видят герои книги — технологией или магией, — важно, что о ней знает писатель. Аватары ЛитРПГ могут жить в волшебном мире, это не делает ЛитРПГ фэнтези. Но если главный герой ЛитРПГ (не его аватар, подчеркиваю) сидит в волшебном замке за волшебным компьютером...

Какой простор для фантазии, какие возможности для сюжета, ага?


Спасибо, до свидания.

Да, на всякий случай: секта циников-очевидцев не ведет дискуссий в комментах. Она высказалась и заткнулась.

Это ее творческий метод.


* «Страна багровых туч» была задумана в начале 1950-х как попытка дать ответ так называемой «фантастике ближнего прицела». Более-менее систематическая работа над книгой началась в середине 1950-х. Безусловно СБТ написана с оглядкой на Ефремова, с прямыми отсылками к его «Дороге ветров» (Венера братьев Стругацких это в целом ефремовская пустыня Гоби, и Быков неспроста приехал оттуда), но братья не оппонировали «Туманности Андромеды» хотя бы потому что в глаза ее не видели. Сейчас мнение о том, что СБТ — сознательная антитеза «Туманности» зачастую опирается на реплику Б.Стругацкого об идее «утопии вполне а-ля Ефремов, но в то же время противопоставленной геометрически-холодному ефремовскому миру». Но эта реплика относится к более позднему времени, уже к периоду «Пути на Амальтею» и «Стажеров».

Рукопись СБТ ушла в издательство «Детгиз» к весне 1957 года, т.е. до момента, когда первые главы «Туманности» увидели свет на страницах газеты «Пионерская правда» и журнала «Техника-молодежи». Сам Ефремов написал хвалебный отзыв на рукопись Стругацких (внутреннюю рецензию) 5 мая 1958 года. Далее, в течение 1958-59 гг. СБТ была серьезно переписана минимум два раза, т.е. переработка уже происходила в мире, где «Туманность Андромеды» широко известна и признана большим событием. Но все равно говорить о намеренном противопоставлении СБТ «Туманности» нет оснований. А.Стругацкий в письмах того времени отзывался о «Туманности» как о единственном приятном исключении в убогой советской фантастике.


** Собственно, мнение Ефремова о «лекциях» — немного сокращенная цитата из упомянутой выше рецензии на рукопись СБТ. Рецензия очень внятная, разумная, профессиональная. И, в частности, Ефремов советовал разъяснить читателям некоторые фантастические (и не только) элементы — ни в коем случае не в форме лекций, которые читают друг другу герои. Потому что «отвратительное впечатление» и т.д.


ВСЕМ ДОБРА

Фэнтези без мечей это как фэнтези с мечами, только без мечей Фэнтези, Фантастика, Научная фантастика, Олег Дивов, Литературоведение, Длиннопост
Показать полностью 1
110

Фантастика и фэнтези июня 2020

После весеннего затишья, связанного с пандемией, на прилавки книжных магазинов постепенно начинают поступать книжные новинки — в том числе в жанрах фантастики и фэнтези. И вот семь любопытных книг июня, на которые стоит обратить внимание.


Марцин Гузек — «Застава на окраинах Империи»

Фантастика и фэнтези июня 2020 Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, Что почитать?

Польский писатель Марцин Гузек написал историю об отряде молодых новобранцев, которых зачисляют в Орден Серых Плащей, призванный бороться со всевозможной нечистью. В мире, который только оправляется после эпидемии чумы, зла гораздо больше, чем добра. Командория 54 — место на границе Империи, куда и направляют новобранцев, чтобы защищать местных жителей от всевозможных напастей. Беглые преступники и маньяки, суккубы и оккультисты, дикари из приграничной Чащи и их шаманы — со всем этим придется столкнуться героям романа.


По своей структуре книга напоминает первые сборники «Ведьмака» Анджея Сапковского или «Меекхана» Роберта Вегнера: роман состоит из повестей, в каждой из которых есть своя завязка и развязка, но при этом «Застава на окраине Империи» обладает сквозным сюжетом.


Тимоти Зан — «Траун. Союзники»

Фантастика и фэнтези июня 2020 Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, Что почитать?

В России вновь начинают выходить книги по «Звездным войнам». А началось возвращение серии с романа «Траун. Союзники» Тимоти Зана. Напомним, что когда-то именно с книг Тимоти Зана началось развитие Расширенной вселенной Star Wars, и сам гранд-адмирал Траун завоевал такую популярность, что ему нашлось место в новом каноне саги.


В центре сюжета «Союзников» сразу два культовых персонажа — Траун и Дарт Вейдер, которым приходиться объединиться, чтобы выполнить поручение Императора. В книге две сюжетных линии, которые разворачиваются в разные временные промежутки. Сюжет романа самостоятелен, так что его можно читать без знания других книг по вселенной «Звездных войн».


Ребекка Роанхорс — «След молнии»

Фантастика и фэнтези июня 2020 Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, Что почитать?

«След молнии» сочетает в себе сразу несколько жанров. Во-первых, книга рассказывает о мире после глобальной катастрофы, вернувшей в мир чудовищ из потусторонней реальности. Немногим территориям довелось уцелеть, но больше всего повезло резервации индейцев навахо, чьи предки очень давно возвели магическую Стену.


Во-вторых, «След молнии» — это приключенческое городское фэнтези с обилием боевых сцен, экшена и неожиданных поворотов сюжета. Главная героиня книги обладает сверхъестественными способностями и охотится на монстров. Во время боя она подчас впадает в состояние берсерка и не может контролировать свое тело.


Книга завоевала премию «Локус» в категории дебют, а также номинировалась на «Хьюго», «Небьюлу», Всемирную премию фэнтези, премию им. Уильяма Кроуфорда и ряд других престижных наград.


Лия Арден — «Мара и Морок. Особенная Тень»

Фантастика и фэнтези июня 2020 Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, Что почитать?

Дебютный роман российской писательницы Лии Арден уже сейчас можно назвать одним из хитов 2020 года. Книга вышла в начале весны, а уже спустя месяц, несмотря на период изоляции, первый тираж был полностью раскуплен. Причем книга получила множество восторженных отзывов от читателей и блогеров.


«Мара и Морок» — это героическое фэнтези на основе славянской мифологии. Главной героиней выступает Мара, одна сестер, некогда отмеченных богиней смерти. Все они давно умерли, но Мара возродилась, чтобы отомстить давним врагам. Теперь подоспело продолжение под названием «Особенная Тень», в котором история Мары становится еще более напряженной и масштабной.


Глен Кук — «Хроники Черного Отряда. Портал Теней»

Фантастика и фэнтези июня 2020 Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, Что почитать?

«Черный отряд» Глена Кука — один из родоначальников темного фэнтези, завоевавший множество поклонников по всему миру. «Портал Теней» — свежий том «Хроник», вышедший в на английском 2018 году. Книга состоит из трех повестей, написанных Куком с 2010 по 2014 годы, в которых отряд разбирается с появлением странных магических существ в городе Алоэ.


Уильям Гибсон — «Агент влияния»

Фантастика и фэнтези июня 2020 Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, Что почитать?

«Отец киберпанка» и автор «Нейроманта» продолжает работать в направлении, основоположником которого когда-то выступил. По прошествии тридцати лет киберпанк серьезно изменился, но книги Гибсона продолжают радовать — и удивлять — поклонников жанра.


«Агент влияния» — это своеобразная предыстория романа «Периферийные устройства». Автор представил альтернативную реальность, где на выборах президента США победила Хиллари Клинтон. Гибсон показывает впечатляющее будущее технологий и при помощи машины времени демонстрирует читателям другие реальности.


Ричард Морган — «Хладные легионы»

Фантастика и фэнтези июня 2020 Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, Что почитать?

Ричард Морган — автор трилогии «Видоизмененный углерод» проявил себя и на ниве фэнтези, написав трилогию «Страна, достойная своих героев». Как и остальные его книги, цикл получился очень жестким и динамичным.


Во втором романе, «Хладные легионы», изгнанный с севера Рингил отправляется в столицу южной Империи, где надеется встретить старых друзей и начать спокойную жизнь, но этим стремлениям суждено разбиться о суровую реальность.

Показать полностью 6
194

Фантастика и фэнтези о мести и мстителях

19 июня вышла нашумевшая игра The Last of Us 2, где главная героиня жестоко мстит за смерть близкого человека. В книгах месть нередко выступает мотивом для главных героев — именно о таких произведениях мы сегодня и поговорим.


Альфред Бестер — «Тигр! Тигр!»

Фантастика и фэнтези о мести и мстителях Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, ЛучшеДома

Главный герой романа Альфреда Бестера никогда не претендовал на роль выдающегося человека. Однако все изменилось, когда он стал единственным выжившим на космическом корабле, где случилась поломка, а пролетавший мимо звездолет намеренно оставил его умирать.


Гулли поклялся сам себе, что отомстит тем, кто бросил его умирать на просторах космоса, и эта ярость пробудила в нем такую сильную мотивацию, что он словно преобразился. Движимый стремлением отомстить, он стал совершенно другим человеком — опасным и целеустремленным. И открыл в себе навыки и силы, о которых ранее не мог и помыслить.


Джо Аберкромби — «Лучше подавать холодным»

Фантастика и фэнтези о мести и мстителях Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, ЛучшеДома

Героем романа «Лучше подавать холодным» выступает наемница Монца Меркатто, которая возглавляла лучшую наемное подразделение герцога Орсо. Ее путь по военной карьерной лестнице был столь блистательным, что герцог начал волноваться за собственное положение. Вдруг Меркатто, пользуясь поддержкой армии, решит его свергнуть? Не дожидаясь беды, Орсо сам решил избавиться от женщины.


Однако Монца чудом выжила и задалась целью отомстить каждому, кто был причастен к предательству, а заодно и убийству ее брата. Она собрала отряд головорезов, готовых к самым мрачным делам, и отправилась вершить месть.


Ребекка Куанг — «Республика Дракон»

Фантастика и фэнтези о мести и мстителях Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, ЛучшеДома

В «Опиумной войне», первом романе одноименной трилогии, девушка по имени Рин училась в военной академии, где проходила изнурительные тренировки, становясь искусной воительницей, способной управлять энергией ци. Открыв в себе доселе неизвестные таланты, она встала на защиту своей родины, когда началась война, и сыграла в конфликте решающую роль.


Печальнее всего то, что предательство последовало оттуда, откуда не ждали. Причем Рин уверена, что в спину ударили не только ей, но и всей стране, а потому горит жаждой мщения. Вместе с отрядом шаманов-убийц она ни перед чем не остановится, чтобы уничтожить врага, которым некогда восхищалась.


Ричард Кадри — «Сэндмен Слим»

Фантастика и фэнтези о мести и мстителях Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, ЛучшеДома

Сэндмен Слим, он же Джон Старк — в прошлом молодой маг, которым решили пожертвовать собственным друзья, чтобы получить силу и богатство. Сам Старк отправился в Ад, где пробыл долгих десять лет и даже достиг определенных высот в местной демонической иерархии. Но когда он узнал, что убили его возлюбленную (а она была единственным, что заставляло его бороться), то Сэндмен Слим словно срывается с цепи и возвращается в Лос-Анджелес.


К герою (точнее, антигерою) обращаются и ангелы, и другие магические фракции, предлагая работу. Но Слим отвергает любые предложения, ведь единственная его цель — поквитаться с предателями и заставить их пожалеть обо всем, что они совершили.


Сет Дикинсон — «Бару Корморан, предательница»

Фантастика и фэнтези о мести и мстителях Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, ЛучшеДома

Бару Корморан выросла на небольшом островке, который покорила могущественная империя, сделав его жителей своими подданными. Тогда Бару решила любой ценой пробиться в ряды первых лиц государства, чтобы повлиять на судьбу своей маленькой порабощенной родины. И заодно отомстить за все те беды, что достались ее стране.


Ради того, чтобы добраться до вершин карьерной лестнице, придется стать жесткой, циничной и хитрой. А потому даже новые друзья Корморан рискуют однажды быть ей преданы, если того потребуют обстоятельства. В некоторым смысле, чтобы завладеть теми же правами и возможностями тех, кого Бару считает монстрами, девушке самой придется превратиться в циничного и жестокого человека.


Тэд Уильямс — «Сердце того, что было утеряно»

Фантастика и фэнтези о мести и мстителях Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, ЛучшеДома

После нескольких десятилетий Тэд Уильямс решил вернуть в мир Светлого Арда, который принес ему славу одного из мастеров эпического фэнтези, с новой трилогией. Но прежде чем ее выпустить, он написал роман «Сердце того, что было утеряно», которая служит эдаким сюжетным мостиком между новой историей и «Орденом манускрипта».


Сюжет начинается там, где завершилась первый цикл. Войско Короля Бурь разгромлено, а выжившие норны отступают в свою последнюю цитадель. Тем временем люди жаждут отомстить норнам и истребить их до последнего, стерев саму память об их расе. Если ранее норны выступали явными антагонистами, то теперь Уильямс предлагает взглянуть на происходящее их глазами.


Виктория Шваб — «Зло»

Фантастика и фэнтези о мести и мстителях Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, ЛучшеДома

Виктор и Эли были студентами-медиками, интересующимися феноменом сверхспособностей. Едва не погибнув, им удалось установить, что на пороге смерти человек может обрести невероятные таланты. Однако это открытие приводит к крушению былой дружбы. Молодые люди слишком уж по-разному смотрят на то, каково место сверхлюдей в мире. Виктор по вине Эли десять лет отсидел в тюрьме. Он сбегает оттуда, чтобы поквитаться с бывшим товарищем. Но и тому найдется, чем ответить давнему приятелю.


Энн Лэки — «Слуги правосудия»

Фантастика и фэнтези о мести и мстителях Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, ЛучшеДома

Когда-то Брэк была военным десантным кораблем. Из-за предательства звездолет погиб, и сама она стала одинокой женщиной, которая обладает хрупким человеческим телом и жаждет отомстить — даже по прошествии множества лет. На далекой заснеженной планете она спасает человека, которого знала тысячу лет назад. Однако воспоминания о днях бурной молодости подсказывают ей, каким образом он мог быть с ней связан. В романе переплетаются две сюжетные линии: от лица интеллекта боевого корабля (в далеком прошлом) и от лица Брэк.


Марк Лоуренс — «Разрушенная империя»

Фантастика и фэнтези о мести и мстителях Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост, Подборка, ЛучшеДома

Главным героем цикла выступает королевский сын, который некогда стал свидетелем жесткого убийства собственной семьи. Уже будучи подростком он возглавил бунду кровожадных головорезов. Йорг Анкрат стал Принцем терний, и по прошествии многих лет он намеревается вернуться в Высокий Замок и обрести принадлежащее ему по праву.

События разворачиваются в мрачном мире, находящемся в упадке. В таком мире очень органично смотрится Йорг, который уже с младых ногтей предстает жестоким убийцей, одержимым стремлением отомстить тем, кто пролил кровь его родных.

Показать полностью 9
99

Фантастика и фэнтези по-китайски

В последнее время выходит много достойных книг в жанре фантастики и фэнтези, в которых явственно чувствуется влияние Китая. Имена, философия и история Поднебесной нашли свое отражение в самых разных вымышленных историях. Причем авторы пишут со знанием дела: одни живут Китае, другие имеют восточные корни. Так что фантазии выходят изящные и правдоподобные.


Книги Лю Цысиня, которые мы вспоминаем в этой подборке в числе прочих, были первой китайской фантастикой, изданной в США за много десятилетий. И медленно, но верно по всему миру прокатилась волна интереса к творчеству фантастов из Азии. Мы решили рассказать о тех из них, чьи книги уже добрались до России.


Лю Цысинь и цикл «Воспоминания о прошлом Земли»

Фантастика и фэнтези по-китайски Что почитать?, Длиннопост, Фантастика, Фэнтези, Литература, Китай, Подборка, Книги

«Задачу трех тел» и трилогия «Воспоминания о прошлом Земли» Лю Цысиня открыли китайскую фантастику западному читателю. Реальные научные теории с последующим выходом далеко за рамки земной науки и воображение автора сплетаются в причудливую картину, как светила в системе Трисоляриса. Но начинается все, как ни странно, с китайской культурной революции. Потому что нет будущего без прошлого: кровавая история формирует как отдельные личности, так и целые цивилизации. Именно история вдохновила Лю Цысиня писать о необычном конфликте с иным разумом.


Науке посвящена значительная часть «Задачи трех тел», ведь именно в среде ученых начинают происходить по-настоящему загадочные события. Китайскому исследователи, согласившемуся участвовать в их расследовании, всюду мерещатся цифры обратного отсчета, и наваждение оставляет его только тогда, когда он прекращает свои исследования. Но тогда на сцену выходит «Задача трех тел» — компьютерная игра, которая и раскрывает героям историю Трисоляриса, являясь своеобразным «ключом« к развитию сюжета. Сам термин задачи трех тел приходит к нам из астрономии — это способ расчета движения трех небесных тел и их взаимодействия. Звучит несложно, но на деле она не имеет универсального решения, а, когда речь идет о трех светилах, ситуация значительно усложняется. Впрочем, это только верхушка айсберга.

Кстати, это единственный роман в подборке, где мы видим не приукрашенный и не переосмысленный так или иначе Китай со всеми особенностями его менталитета. Фантастика выходит на космический уровень, но люди остаются вроде бы знакомыми, но подчас действительно понять их не легче, чем инопланетян.


Баошу и «Возрождение времени»

Фантастика и фэнтези по-китайски Что почитать?, Длиннопост, Фантастика, Фэнтези, Литература, Китай, Подборка, Книги

«Возрождение времени» неразрывно связано с «Задачей трех тел», так как является произведением, написанным другим автором по той же вселенной. Книгу сочинил популярный китайский автор и пламенный фанат оригинальной трилогии, Баошу. По сути это был фанфикшен про одного из персонажей из «Вечной жизни Смерти». Лю Цысинь, прочитав книгу, признал события каноничными. Так любимая по всему миру сага получила небольшое продолжение — еще один шанс на возвращение для фанатов и возрождение для Юня Тяньмина.


Линия этого персонажа начинается с близости конца — Юнь страдает от рака и планирует самоубийство. Но вместо смерти с Юнем случается нечто гораздо более страшное. Ему придется стать предателем всего человечества, пешкой в руках флота Трисоляриса. Его скромные усилия «подыграть» своей родной планете в сложившейся ситуации не могли быть замечены. Сказки, в которых Юнь Таньмин пытался поделиться с Землей важной информацией, тщательно зашифрованной, чтобы на Трисолярисе ничего не могли заподозрить, особенно выделяют в отзывах о цикле многие читатели. Этот изящно выполненный Лю Цысинем прием западает глубоко в душу. И, тем не менее, этот персонаж действительно приближает порабощение человечества, пусть и не по доброй воле.


В результате Юнь получает новое тело и, на пороге новой смерти, некое существо решает связаться с ним с просьбой (предложением? приказом?) предотвратить катастрофу вселенского масштаба. Книга призвана заполнить «белые пятна», оставшиеся в трилогии «Воспоминаний о прошлом Земли», так что последнее приключение Юня получается воистину эпичным. Со всей возможной любовью и вниманием Баошу отвечает на важные вопросы о судьбе галактики, инопланетной физики, жизни и смерти миров.


Ребекка Куанг и «Опиумная война»

Фантастика и фэнтези по-китайски Что почитать?, Длиннопост, Фантастика, Фэнтези, Литература, Китай, Подборка, Книги

Действие «Опиумной войны» разворачивается в фэнтезийной империи Никан , чей прототип угадывается с легкостью. Декорации отвечают канонам китайской династии Сун (то есть средневековые), в то время как сюжет во многом основан на истории второй китайско-японской войны, произошедшей в XX веке. Никан едва оправился от вторжения агрессивной Федерации Муген, и новое нашествие явно не за горами. Нам успеют достаточно подробно описать историю прошлой войны, вплоть до разборов тех или иных стратегических приемов и дебатов относительно того, какое именно событие переломило тогда ход истории. Ведь история главной героини, Рин, начинается с зачисления в элитную военную академию. Она должна выйти оттуда, готовая стать полководцем. Но принять участие в войнах Рин придется куда раньше, чем она ожидает. Сначала она сыграет ключевую роль в новом конфликте с Мугеном. А затем, в романе «Республика дракон», окажется в эпицентре гражданской войны. И тут тоже явно угадываются отсылки к истории Китая. Прототипом же самой Рин послужил никто иной, как Мао Цзэдун.


Кроме темной и кровавой военной линии, в сюжете «Опиумной войны» много очень органично и аккуратно вплетенной в сюжет магии. Читатели погрузятся в мир почти забытых и «подпольных» для современного Никана шаманских практик, обращений к богам за необычными силами. Прописывая их, Куанг опиралась в числе прочего на тибетские и монгольские традиции. Разворачивая перед читателями масштабную историю, писательница не упускает возможности как можно больше рассказать о культуре созданного ей мира, так что ощущение погружения получается всесторонним.


Чэнь Цюфань и «Мусорный прибой»

Фантастика и фэнтези по-китайски Что почитать?, Длиннопост, Фантастика, Фэнтези, Литература, Китай, Подборка, Книги

Китайский автор Чэнь Цюфань обращается к фантастике ближайшего будущего. Действие происходит на Кремниевом острове — воображаемом, но имеющим несколько прообразов в реальном мире. Это огромная свалка электронных отходов, где трудятся целые поколения мигрантов. Их здоровье подвергается серьезной угрозе, но лучшей жизни им ждать не приходится. Они зажаты в тисках нищеты и авторитета криминальных групп, которые правят островом. Обычаи местных кланов, подчас архаичные и удивительные для западных читателей, подробно раскрываются в одной из сюжетных веток романа.


История начинается с того, что на Кремниевый остров по ошибке попадает протез, содержащий в себе нечто вроде биологического оружия. На его поиски прибывают американский агент и его переводчик, который родом из этих мест. Но, разумеется, поиск одного протеза на огромной свалке техники не будет простым делом. Тем более, что детективная линия романа закручена довольно необычным образом, а протез уже попал в руки одной из работниц острова, Мими, которая и сталкивается с результатами действия его программы. «Мусорный прибой» — медленное, жесткое и весьма колоритное произведение. Автор обращает наше внимание на широкий круг проблем, который грозит обернуться катастрофой, но не навязывает морали. Персонажи действуют в соответствии с собственной системой координат, и понятия о «добре» и «зле» размываются, и могут сильно отличаться в зависимости от того, чьими глазами мы смотрим на происходящее.


Фонда Ли и «Сага Зеленой Кости»

Фантастика и фэнтези по-китайски Что почитать?, Длиннопост, Фантастика, Фэнтези, Литература, Китай, Подборка, Книги

Фонда Ли родилась и выросла в Канаде, но ее восточное наследие послужило вдохновением при создании ее первой фэнтези-трилогии для взрослых читателей. До этого она обрела успела обрести успех на ниве подростковой литературы, так что «Нефритовый город» и последующие романы были для автора в каком-то смысле «новым дыханием». Для читателей они тоже стали таковым. Из-за необычного сочетания магии и технологии (мир «Нефритового города» отвечает примерно середине ХХ столетия), сочетания восточного и западного, мафиозной романтики и мистической культуры. Сама Фонда Ли характеризует эти роман как «гангстерскую сагу в стиле» (последнее — это популярный в Китае жанр фэнтези).


Идея волшебного нефрита, который добывается только на островном государстве Кекон, отсылает нас к Древнему Китаю, где этот камень ценился дороже золота, считаясь проводником между земным и небесным. В романах Фонды Ли он дает умелым владельцам необычные способности, усиливая их восприятие и ускоряя реакцию, а также даруя другие, невидимые на первый взгляд, преимущества. Ношение нефрита является прерогативой Зеленых Костей, обученных воинов, которые во времена гремевших недавно по миру войн спасли Кекон от захватчиков. Сейчас же у власти находятся два клана, которые делят влияние над всеми сферами деятельности острова, и живут по принципам, которые вызывают ассоциации с «Крестным отцом». Это авторитетное покровительство, стоящее над законом. Но общество развивается, и благоговение перед волшебным камнем и его обладателями сменяются завистью и алчностью. Кроме того, равновесие между кланами весьма шаткое, что ведет к большому количеству нефритового экшена на страницах романа.


В Кеконе при этом явственно читается город наподобие Гонконга — стремительно растущий и весьма самобытый.

Показать полностью 4
646

Игра Престолов Приквел

Для вашего удобства я собрала 10 частей истории 7 Королевств в одну! Теперь можно не отрываясь посмотреть все анимационные фильмы и узнать о том, что было за 400 лет до событий сериала "Игра Престолов".

Цикл расскажет о судьбе Древней Валирии и династии Таргариенов, о завоеваниях Эйгона I и укротителях драконов, об эпохе Долгой ночи и отваге Торхена Старка, а также других значимых и интересных событиях. А для тех, кто уже видел ролики, это прекрасная возможность ещё раз погрузиться в этот чудесный фэнтезийный мир!;)

Приятного просмотра!


855

Современные авторы, которых уже можно назвать классиками фантастики и фэнтези

Когда говорят о классике фантастики и фэнтези, то обычно подразумеваются авторов вроде Толкина, Азимова, Желязны, Дика и другие писатели, которые творили в XX веке и уже ушли из жизни. Тем не менее, среди современников тоже есть мастера жанра, которые по своим заслугам и протяженности карьер заслуживают звания мэтров. Именно о нескольких из них (список, конечно, отнюдь не исчерпывающий) мы сегодня и поговорим.


Нил Стивенсон

Современные авторы, которых уже можно назвать классиками фантастики и фэнтези Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост

Сегодня Нил Стивенсон — один из самых именитых авторов научной фантастики. Когда-то он начинал свою карьеру как возродитель киберпанка — его роман «Лавина» в 1992 году ознаменовал новый виток в развитии направления, который подчас именуют «посткиберпанком». Книга рассказывала о будущем, в котором человечество погружается в Метавселенную — глобальную соцсеть, находящуюся внутри виртуального мира.


На протяжении жизни Стивенсон часто прибегал к творческим экспериментам, стараясь писать разные книги, непохожие друг на друга. Так роман «Алмазный век» (формально развивающийся во вселенной «Лавины» спустя много лет) стал одним из ярчайших образцов фантастики о нанотехнологиях (задолго до того, как это стало модным) и особенностях общества высокотехнологичного будущего.


Немалое внимание писатель уделил и истории — особенно в «Барочном цикле», где закрутил сюжет вокруг известных деятелей прошлого. А в «Семиевии» Стивенсон изобразил масштабную картину гибели Земли и продолжении жизни немногих уцелевших людей в космосе. Его новый роман «Падение, или Додж в аду» рассказывает о том, как человечество сумело создать виртуальную реальность, в которую смогли погружать оцифрованные сознания умерших людей.

За свои работы Стивенсон не раз удостаивался престижных наград — на его счету «Локусы», «Хьюго», «Прометей», премия имени Хайнлайна и другие.


Ким Стэнли Робинсон

Современные авторы, которых уже можно назвать классиками фантастики и фэнтези Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост

Уже более тридцати лет Ким Стэнли Робинсон пишет научную фантастику, оставаясь одним из самых научных мастеров жанра. В 90-х его трилогию «Красный Марс» хвалил даже Артур Кларк, а критики иронично отзывались о первом томе как о «главной инструкции для будущих колонистов Марса» — настолько детально и правдоподобно Робинсон описан первую экспедицию на Красную планету.


Марсианская трилогия стала визитной карточкой автора, и именно она уже заслуживает называться классикой жанра.Впрочем поздние книги автора также заслуживают внимания. Например, роман «Аврора» — очень трогательная и атмосферная история о том, как человечество отправилось в другую звездную систему. Фантаст взял классическую для НФ тему «кораблей поколений», но развил ее согласно последним достижениям науки.


Самая волнующая Робинсона проблема — это экология. Он вырос в калифорнийском округе, который безжалостно сравняли с землей для будущего мегаполиса. Потому и трилогия «Калифорнийский триптих» посвящена трем независимым сценариям будущего, которые могут ждать округ Ориндж. А роман «Нью-Йорк 2140» рассказывает о будущем, в котором мировой океан вышел из берегов и затопил города, но жизнь осталась на высотных зданиях.

Уделяя немалое внимание естественным наукам, Робинсон не забывает и про морально-этические вопросы, про социум, про психологию людей будущего. Особенно яркое это заметно, пожалуй, в романе «Красная Луна», действия которого разворачиваются на колонизированном спутнике. Да и в других книгах социальные проблемы автор не обходит стороной.


Подобно Стивенсону, Ким Стэнли Робинсон может похвастаться внушительной коллекцией наград, среди которых и «Локусы», и «Небьюлы», и «Хьюго», и «Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики».


Тэд Уильямс

Современные авторы, которых уже можно назвать классиками фантастики и фэнтези Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост

Создатель цикла «Орден манускрипта» внес неоценимый вклад в становление эпического фэнтези. Во времена его молодости большинство известных авторов шло по стопам Толкина, не пытаясь создавать оригинальные вселенные или конфликты, где нет четкого деления на положительных и отрицательных героев. Уильямс одним из первых стал писать реалистичное и мрачноватое фэнтези, которым вдохновился даже Джордж Мартин. Именно прочитав «Орден манускрипта», будущий автор «Игры престолов» понял, что фэнтези не обязательно должно быть шаблонным, а добро и зло в нем не обязаны быть очевидными.


В «Орден манускрипта» Уильямс сделал аллюзии на большое количество культур, религий и мифологией. Конечно, не обошлось без элементов классических для фэнтези вроде эльфов, которые в Светлом Арде зовутся ситхи, или поиска древних магических артефактов. Но в целом мир получился очень глубоким и оригинальным.


Уильямс писал также фантастические детективы, подростковую фантастику, киберпанк. А не так давно он вернулся в мир, который принес ему известность, с новой трилогией под названием «Последний король Светлого Арда».


Грег Бир

Современные авторы, которых уже можно назвать классиками фантастики и фэнтези Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост

Грег Бир — мастер на все руки. Он долгое время работал художником, журналистом, выступал научным консультантом НАСА и Microsoft, вел лекции в Академии ФБР. Кроме того, он был одним из основателей San Diego Comic-Con. И, конечно же, все это время он писал книги, часть из которых входят в золотой фантастики. А еще он работал над мультимединйыми вселенными — например, Star Wars и Halo.


Автор специализируется на серьезной научной фантастике, причем зачастую описанные им миры по-визионерски причудливы и необычны. Одним из наиболее известных его романов считается «Королева ангелов» — история будущего, которое выглядит во многом утопическим утопическим, в частности в нем практически искоренены насильственные преступления. В центре сюжета — серия убийств, которую внезапно совершает прославленный поэт, и герои, каждый по собственным мотивам, пытаются разобраться, почему это произошло.

Развитие искусственного интеллекта, наноботы, коррекции личности и модификация тела — темы, актуальные вроде бы для современной фантастики, а Бир затрагивал их еще в 1990 году. Такая прозорливость вкупе с талантом не раз приносила ему «Хьюго», «Небьюлу» и другие жанровые премии.


Тим Пауэрс

Современные авторы, которых уже можно назвать классиками фантастики и фэнтези Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост

Тим Пауэрс стоял у истоков стимпанка, дружил с Филипом Диком, отметился нетривиальными произведениями на стыке фэнтези, научной фантастики и конспирологических триллеров, а одна из его книг послужила источников вдохновения для четвертых «Пиратов Карибского моря». Как и у многих героев нашей подборки, Паурс обладает внушительной коллекцией престижных премий.


К сожалению, Тим Пауэрс пока не слишком известен среди русскоязычных читателей, хотя ситуация постепенно налаживается. Например, за последние годы увидели свет его роман «Врата Анубиса» и две первых книги «Трилогии сдвигов». «Врата Анубиса» предлагают необычный взгляд на тему путешествий во времени и открывает целую палитру исторических декораций и приключений.


«Последняя ставка» и «Последний выдох» — нуарное городское фэнтези, вдохновленное большим количеством мифологией. Призраки, перестрелки, переселения душ, Магия карт Таро, ожившие мифы, гангстеры — все это переплетается удивительным образом. Оба романа принесли Пауэрсу премии «Локус» и ряд других наград.


Чайна Мьевиль

Современные авторы, которых уже можно назвать классиками фантастики и фэнтези Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост

Чайна Мьевиль — один из самых уникальных и неповторимых авторов современности. Любитель сюрреализма и фантасмагорий, лидер «новый странный» фантаст из года в год выпускает поразительные произведения. В первую очередь он известен «Нью-Кробюзоновской трилогией», мир которой по праву считается одним из самых изобретательных в истории фэнтези. Собственно, роман «Вокзал потерянных снов», открывающий трилогию, стал визитной карточкой Мьевиля и принес ему мировую известность.


Писатель любит писать городское фэнтези (и особенно он любит свой родной Лондон), из-под его пера вышел нуарный детектив «Город и город», лингвистическая космоопера «Посольский город», постапокалиптический приключенческий роман «Рельсы», гимн сюррелизму XX века «Последние дни Нового Парижа» и множество других ярких книг.


Чайна Мьевиль — многогранный писатель. И каждая его новая история получается чем-то новым, но непременно сильным и вызывающим интерес. У него тоже много премий, а самый его, пожалуй, титулованный роман — «Город и город», завоевавший разом «Локус», «Хьюго», «Всемирную премия фэнтези», «Премию Британской Ассоциации Научной Фантастики» и премия имени Артура Кларка.


Анджей Сапковский

Современные авторы, которых уже можно назвать классиками фантастики и фэнтези Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост

Создатель саги о ведьмаке Геральте, пожалуй, не нуждается в представлении. Блестящий оригинальный цикл, серия компьютерных игр, сериал от Netflix, — все это делает Сапковского одним из главных писателей героического фэнтези, и в последние годы он как никогда на слуху.

«Ведьмак» может похвастаться ярким стилем повествования, славянской мифологией и колоритом, ярко выписанными главными героями и постмодернисткими отсылками — так, например, в первых двух сборниках рассказов Сапковский «переигрывал» сюжеты известных сказок.


Помимо «Ведьмака», автор выпустил «Сагу о Рейневане», действие которой разворачивается на фоне исторических событий, гуситских войн. Герои получились не менее харизматичными и запоминающимися, а сюжет напряженным и интригующим.


Хотя за свою жизнь Сапковский написал сравнительно немного книг (9 романов и рассказы), он по праву считается одним из самых ярких авторов фэнтези и главным жанровым писателем Польши со времен Лема.


Гай Гэвриэл Кей

Современные авторы, которых уже можно назвать классиками фантастики и фэнтези Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост

Гай Гэвриэл Кей был сторонником мнения, что во второй половине XX века большинство авторов ринулось подражать Толкину, чтобы заработать деньги. Он же взялся за написание трилогии «Гобелены Фьонавара» скорее по зову души и желанию создать что-то свое, но случилось любопытное: цикл сделал автора известным на весь мир.


В своем творчество Кей любит основываться на реальной истории и мифах. В мире Фьонавара он повествовал о мире, отражениями которого являются все остальные, и добавил к этому легенды о короле Артуре. А в мире Джада он интерпретировал на свой лад яркие исторические эпизоды, как Европы, так и Востока.


Кей завоевывал «Всемирную премию фэнтези», «Аврору» и множество других наград, а также за достижения в области литературы был награжден орденом Канады, высшей гражданской наградой страны.


Лоис Макмастер Буджолд

Современные авторы, которых уже можно назвать классиками фантастики и фэнтези Книги, Фантастика, Лонгриды, Фэнтези, Литература, Длиннопост

Майлз Форкосиган — один из самых известных и харизматичных героев книжной фантастики. С первых же книг Лоис Буджолд получила внимание поклонников. Меньше чем за 10 лет писательница встала в один ряд с мастерами фантастики.


Цикл «Барраяр» сочетает в себе большое количество жанров: военную фантастику, детектив, драму, космооперу, приключения, романтику. События разворачиваются спустя тысячу лет от наших дней, во времена, когда человечество расселилось по галактике и освоило множество новых технологий. Позднее Буджолд также проявила себя на ниве фэнтези, написав циклы «Разделяющий нож» и «Шалион».


Материал подготовлен редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon.

Показать полностью 8
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: