Россия для богатых

Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост

В связи с последними спорами относительно современной российской урбанистики хотелось бы обозначить важный момент. Он возникает почти в любой дискуссии, подобные доводы можно услышать даже от адекватных людей.


Касается он притеснения автомобилистов:


– Сначала сделайте нормальный общественный транспорт, а потом притесняйте автомобилистов.


– Мы платим больше налогов, поэтому мы должны быть в привилегированном положении.


– В России такой климат, что без машины невозможно выжить.

И так далее.

Ок, давайте разберёмся.


Во всех этих рассуждениях всегда упускают один важный момент. Вы никогда не задумывались о том, что у многих людей в России по определённым причинам нет возможности купить машину? У кого-то банально нет денег. Это звучит невероятно, но машина стоит денег, и позволить её даже в кредит может далеко не каждый. Кто-то не может водить машину в силу возраста (дети и пенсионеры) или здоровья. Владельцем автомобиля всегда является более сильный, здоровый и обеспеченный.


Нам кажется, что машина есть у всех – как минимум одна на семью. Ну а как ещё? Без машины же не выжить! Но это большое заблуждение.


Даже в городах с наибольшим в России уровнем автомобилизации большинство жителей либо не имеет личного автомобиля, либо не пользуется им регулярно. Многие, особенно в регионах, формально владеют машиной, которая не на ходу, или используют её только для поездок на дачу. У более обеспеченных людей есть несколько машин на семью, то есть тут как со средней температурой по больнице. Когда смотришь на статистику, кажется, что машина есть почти в каждой семье, а по факту в среднем только 20-30% жителей России используют личный автомобиль для регулярных поездок.

Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост

И Россия тут не уникальна. Десятилетиями личный автомобиль был обязательным атрибутом даже не успешного человека, а просто нормальной жизни во многих странах. Тут, конечно, сразу можно вспомнить США: там во многих районах страны без машины физически невозможно выжить. Европейские города тоже строились так, чтобы быть удобными для автомобиля. Да и у нас происходили те же процессы. Достаточно посмотреть на сталинский генплан Москвы, по которому сносили исторические кварталы и строили широченные магистрали. Ведь в светлом будущем у каждого должна была появиться машина!

Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост

В какой-то момент города начали ограничивать автомобилизацию. Опять же, эти процессы происходят во всем мире, а не только у нас. И причина на то простая. Невозможно создать город, удобный для автомобиля. Нигде в мире нет таких прецедентов. Попыток очень много, но успешных кейсов просто не существует. Именно поэтому города в Европе и США начали бороться с машинами. Сужать дороги, поднимать налоги, вводить платный въезд в центр и платную парковку, ограничивать число паркингов – делать всё, чтобы пользоваться машиной было дорого и неудобно.

Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост

Тут важно понимать, что отсутствие в мире хотя бы одного города, в котором каждый ездил бы на автомобиле, объяснимо законами физики. Чтобы каждый житель ездил на личной машине, город пришлось бы снести, а на месте бывших кварталов построить развязки и паркинги. Так случилось в некоторых американских городах, хоть и не в полном объёме.


Это карта центра Атланты, нарисованная в 1919 году. Так было, пока у каждого американца не появилось по личному автомобилю.

Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост

А вот та же часть города в наши дни. Синим подсвечено то, что осталось нетронутым.

Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост

Или Хьюстон... Местами он выглядит так, как будто недавно подвергся бомбардировке.

Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост
Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост

Но даже в насквозь автомобильном Хьюстоне сегодня начинают думать о городской среде.

Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост

Стремление сделать город для автомобилей – это дорога к его смерти. В какой-то момент город просто перестанет быть городом.


Итак, процессы эти начали происходить не потому, что кто-то не любит автомобилистов, а из соображений гуманности. Попытка построить город для автомобиля – это попытка построить город, где комфортно себя будут чувствовать только молодые, сильные и богатые.

Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост

Улучшая автомобильную инфраструктуру, мы ухудшаем качество жизни тех, кто не может позволить себе машину. Строя развязки в центре и внеуличные переходы, мы делаем невозможным перемещение по городу пожилых людей. Вы же понимаете, что больному и старому человеку физически сложно спуститься и подняться в переход? Только не надо рассказывать про эскалаторы и лифты, которые нигде не работают. Попытка удовлетворить спрос автомобилистов приводит к ещё большим пробкам и ухудшению экологической ситуации.


Богатые могут себе позволить жить в частном доме за городом, остальные вынуждены дышать выхлопами. Парковки, эстакады, внеуличные переходы и т.д. портят качество городской среды. По городу не хочется гулять, люди вынуждены сидеть дома. И, опять же, обеспеченные люди могут позволить себе путешествовать, иметь квартиру в ЖК с хорошим благоустройством или загородный коттедж с большим участком, ходить в развлекательные центры. А люди с низким достатком вынуждены целыми днями смотреть на заставленный грязными машинами двор. Их дети проводят большую часть свободного времени в маленькой резервации среди машин.

Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост
Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост
Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост

Ещё раз: эти процессы протекают по всему миру. В Москве они начались с опозданием на 10 лет, другие города России придут к этому ещё лет через 10-15, если всё будет хорошо. Но за эти 10-15 лет они опустятся на самое дно. Уничтожат общественный транспорт, понастроят эстакад под окнами жилых домов, превратят все дворы в парковки. Пока там идет явный процесс деградации. Вон, в Перми прямо сейчас троллейбусную систему уничтожают окончательно.

Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост

Современная урбанистика не говорит о том, чтобы насильно пересадить всех на велосипеды и общественный транспорт. Современная урбанистика говорит о том, чтобы города были справедливыми и удобными для всех. Чтобы слабый, бедный или пожилой не чувствовали себя людьми второго сорта. А сегодня происходит именно это. Современная урбанистика призывает к тому, чтобы восстановить баланс. И в удобном городе у вас всегда будет выбор: поехать на личном автомобиле или на комфортном автобусе. Возможно, вы захотите комбинировать свои поездки. Нет ничего плохого в том, что вы хотите ездить на личном автомобиле. Плохо, когда единственная возможность выжить – это личный автомобиль.

Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост

И тут читатель понимающе кивает и говорит:


– Да, Варламов, это всё и так понятно, и сложно с тобой спорить. Город должен быть современным, удобным, безопасным, бла-бла-бла, мы всё это уже слышали! Ну так ты сделай общественный транспорт хороший, и тогда мы в него пересядем! А то с машин вы нас выдавливаете, а куда? Ты пробовал зайти в метро? А 30 минут ждать автобус?


Пробовал. И да, было не всегда приятно.

Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост

И тут есть ещё один важный момент. Чтобы в какой-то области происходили изменения, должен быть политический запрос. Если у вас убитый общественный транспорт, то понятно, что им пользуются только от безысходности. Это пенсионеры, малообеспеченные люди, подростки – те, кто пока только мечтает пересесть в личный автомобиль. В такой системе никогда не будет нормального общественного транспорта, так как им не пользуются люди, принимающие решения, платящие налоги.


Пока перед зданиями мэрий и городских администраций будут огромные паркинги, в городах никогда не будет нормальных систем общественного транспорта и не будет никакой альтернативы.

Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост
Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост

– Сделайте нам нормальный общественный транспорт сначала!


А кто его будет делать? С какой стати? Если никто об этом не просит мэра или там губернатора, это не принесет ему никаких политических очков. В обществе нет запроса – значит, и делать ему ничего не нужно, так он рассуждает. Это тупик, потому что чем несправедливее система, чем больше разрыв, тем сложнее начать реформы и что-то поменять.


Нормальное развитие общественного транспорта начинается тогда, когда офисный планктон, чиновники, представители среднего класса начинают им пользоваться. Тогда у общественного транспорта появляется потребитель. По-другому очень сложно, даже у мэрии возникнет желание осуществить реформы, очень сложно.

Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост

Нам ещё предстоит пройти очень долгий путь, прежде чем города станут комфортными, удобными, безопасными и справедливыми. На это могут потребоваться десятки лет. Нужно будет многое снести, нужно будет инвестировать огромные деньги в инфраструктуру. Но другого пути сегодня нет.

Россия для богатых Авто, Городская среда, Урбанистика, Илья Варламов, Длиннопост

В каком-то смысле России повезло. Нам не надо быть первопроходцами. Всё уже придумано за нас. И другие страны прошли этот путь. Достаточно перестать искать свой особый путь и просто перенимать положительный опыт.


Есть и другой вариант. Мы с вами можем решить, что Россия только для молодых, богатых и сильных. Что для вас нужнее и правильнее, думайте сами.

Автомобильное сообщество

26.3K постов48.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку