-16

Роскосмос сделал ответку Илону Маску.

Роскосмос сделал ответку Илону Маску и представил "царь-двигатель" – самый мощный двигатель в мире.


Что думаете по этому поводу?

Найдены возможные дубликаты

+8
Опровергли уже, это не самый мощный двигатель.
Самым мощным в мире ракетным двигателем считается твердотопливный боковой ускоритель космического корабля Space Shuttle, последний раз запускавшегося в июле 2011 года. В открытых источниках отмечается, что пара таких ускорителей «создает комбинированную тягу 5,3 миллиона фунтов, что эквивалентно 44 миллионам лошадиных сил». Модифицированные ускорители Space Shuttle получит сверхтяжелая ракета SLS (Space Launch System), первый полет которой запланирован на июнь 2020 года.
раскрыть ветку 2
+7

ДВАЖДЫ опровергли!

Мощнее SRB от Шаттлов (1400 тс тяги) был ещё AJ-260 для ранних версий Сатурнов (2670 тс тяги). А эти всё продолжают и продолжают заливать неуточнённый бред во имя поцриотизма...

раскрыть ветку 1
+1
Только и остаётся что мультики клепать
+7
Что думаете по этому поводу?

Сначала даже не думал от восторга. Потом посмотрел видео внимательнее. Потом ещё внимательнее. И расстроился.


Опять та же хуета: "Мы сделаем", "Это будет заебись", пара кадров со старых испытаний,  "Это будет прям пиздец надежно", пара рендеров, "будет выводить в космос", "Мы запланировали", кадры с импортным станком, "уже скоро", "модернизируем", "ПЯТЬ МИЛЛИАРДОВ НАДА"...


Клиппер у нас, смотрю, уже заменил союзы (в 2015 году как), лунная станция уже почти достроена ( в 2020 году) ракет вообще не счесть ( в каждом следующем году всё сверхтяжелее запускаем )...


Казалось бы, куда глубже? Но нет:

Для ускорения разработок мы ВНЕДРЯЕМ трехмерное моделирование

2019 год. Роскосмос.

раскрыть ветку 2
+2

воу воу полехчи, база на луне в 2014 уже построена!

раскрыть ветку 1
0

А, точно - это я темный... мы оказывается уже вторую достраиваем.

+2
Роскосмос сделал ответку Илону Маску

А он спрашивал?

+2

Мультик от роскосмоса? Не совсем, но присутствует.

Будет выводить, будет поставлен. Всё как всегда.

Ещё и в 2021году.

А Маск уже.

Вот и вся разница.

+1
Царь-пушка не стреляла, царь-колокол не звенел...
раскрыть ветку 1
+1

Пушка то 1 раз стреляла, прахом лжеДмитрия, в сторону Польши.

+1
Роскосмос сделал ответку Илону Маску

Ответку, простите, на что?

И ответку чем? Взяли двигатель советской разработки, уже один раз модернизированный, и выжали из него ещё два процента - в ответ на создание двигателя на топливе, которое ранее никто не использовал? Так себе ответка.

0

Надо читать: Роскосмос представил себе "царь-двигатель"

раскрыть ветку 3
0

Была "Царь-пушка", из которой ни разу не стреляли. Был "Царь-колокол", в который ни разу не звонили. Теперь ещё будет "Царь-двигатель"?

*смайл рукалицо

раскрыть ветку 2
+5

Нужен ещё Царь-Царь, который не правит.

раскрыть ветку 1
0
Писец, ну не могут наши снять нормальный проморолик. Сука бесит.
0

Самый мощный пока что на словах, радоваться рано. Радоваться будем когда что-нибудь полетит на этом двигателе.

0

Думаю, что это надо в твиттер писать, на пикабу Илон Маск не зареган.

раскрыть ветку 1
+1

это он конечно не прав

-1

Вечно они отвечают тем кто ничего не спрашивал.

-2
Илон Макс бизнес мен и зарабатывает на этом деньги. Роскосмос снял мультик, что бы попросить дотации.
-3

О, очередной мультик.

Похожие посты
222

Запланированные космические миссии в 2020 году

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

Год 2020 настал и космические агентства и аэрокосмические компании по всему миру готовятся провести его выполняя длинный список задач и разработок. Между Роскосмосом, НАСА, ЕКА, Китаем, SpaceX и другими существует достаточно грандиозных планов, чтобы произвести впечатление даже на самых искушенных космических энтузиастов.


Несмотря на то, что сложно кратко их обобщить, ожидается, что 2020 год станет годом, когда будут достигнуты несколько важных вех. Вот краткое изложение миссий, которые наверняка станут главными в 2020 году:


Артемида 1
Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

Прежде всего, к 2020 году НАСА сделает первый важный шаг на пути, который вернет их на Луну, иначе известный как проект Артемида. После многих лет подготовки, испытаний и неудачных задержек космическая система запуска (SLS) и многоцелевой корабль Orion (MPCV) вместе совершат свой первый полет.


Известная как Артемида 1 исследовательская миссия – 1 (EM-1) – эта миссия будет вторым запланированным полетом с участием капсулы Орион и первым отправлением космического корабля на Луну. Запуск состоится в ноябре 2020 года (возможно и раньше) со стартового комплекса 39B в Космическом центре им. Кеннеди во Флориде и, как ожидается, продлится три недели.


В течение этого времени Орион долетит до Луны, проведет в общей сложности 6 дней на ретроградной орбите, а затем вернется на Землю. Миссия проверит ключевые системы в корабле SLS и капсуле Orion, чтобы определить, готовы ли они выполнять миссии с экипажем в космосе и на лунной поверхности. Если все пойдет хорошо, за ним последует Артемида 2 – Исследовательская миссия 2 (EM-2), которая покажет как Орион с экипажем совершает путешествие вокруг Луны между 2022 и 2023 гг.


Чанъэ-5

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

В последнее время Китай добился значительных успехов в освоении космоса и имеет много впечатляющих планов на будущее. В 2020 году многие из этих планов будут реализованы или предпримут важные шаги в этом направлении. Прежде всего, это миссия Чанъэ-5 (Change-5), последняя часть Китайской программы исследования Луны , которая начнется где-то в следующем году.


Как и его предшественник, эта миссия будет состоять из лунного корабля и вездехода, который будет использовать различные инструменты для изучения поверхности. Это будет также первая китайская миссия по возврату образцов, которая будет отправлена на Луну, что сделает ее третьей страной, которая сделает это (после США и России). За ним последуют еще три миссии Чанъэ, каждая из которых призвана проложить путь к первой лунной миссии Китая с экипажем.


Hayabusa2 возвращается

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

В июне 2018 года миссия Hayabusa2 сблизилась с астероидом Рюгу, став второй миссией, отправленной JAXA к околоземному астероиду. Следуя по стопам своего предшественника (Хаябуса), миссия обследовала астероид с помощью серии роботизированных кораблей и собрала образцы с поверхности для возвращения на Землю.


В ноябре 2019 года миссия Hayabusa2 покинула орбиту вокруг Рюгу и начала свой путь к дому. В конце 2020 года она вернется на Землю с образцами с поверхности Рюгу, которые ученые проанализируют в надежде узнать больше о ранней истории Солнечной системы, которая может включать подробности о ее формировании и последующей эволюции.


Миссия на Марс ОАЭ

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

Все больше стран принимает участие в миссиях к Марсу. 2020 год станет годом, когда Объединенные Арабские Эмираты отправят на Марс миссию «Надежда на Марс» (роботизированный зонд). Это будет первая миссия на Марс любой арабской или мусульманской страны.


Как только он достигнет Марса, зонд изучит марсианскую атмосферу и предоставит подробную информацию о суточном климате, природе марсианской погоды в разных местах, сезонных циклах и крупных событиях, таких как пылевые бури. В конечном итоге зонд призван помочь пролить свет на постоянные вопросы об атмосфере Марса, например о том, как он теряет водород и кислород в космосе и почему он испытал такие драматические изменения климата в прошлом.


HX-1

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

Другой важной вехой, которая запланирована на 2020 год, является план Китая по развертыванию орбитального корабля и марсохода на Марс. Эта миссия, известная как глобальный орбитальный аппарат дистанционного зондирования Mars и малый вездеход (HX-1), планируется запустить в июле или августе 2020 года, который достигнет Марса в феврале 2021 года. Оказавшись там, он присоединится к своим спутникам НАСА и ЕКА для оценки окружающей среды и поиска доказательств прошлой и настоящей жизни.


Марс 2020

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

НАСА запускает следующую миссию в рамках своей программы исследования Марса в этом году. Это робот-исследователь, известный как марсоход Mars 2020 (официальное название все еще находится в процессе «осознания»), пойдет по стопам своей сестринской миссии Curiosity. Его основными целями будет сбор доказательств истории Марса и поиск доказательств прошлой (и, возможно, настоящей) жизни.


Запланированный запуск состоится 17 июля 2020 года, а марсоход сядет на Марсе 18 февраля 2021 года в кратере Езеро. В этом регионе находится дельта реки, которая, как считается, была создана проточной водой, богата глинами и минералами и считается идеальным местом для поиска окаменелых останков древней жизни.


Образцы, которые он соберет, будут помещены в контейнер для последующей и возможной перевозки будущей миссией с экипажем (все еще запланированной на 2030-е годы), на Землю для анализа. Ровер будет использовать многие из тех же компонентов, что и миссия Curiosity, но также будет нести новые инструменты, такие как керновая дрель и беспилотный вертолет.


OSIRIS-REX

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

Говоря о возвратах образцов – миссия NASA «OSIRIS-REx» (Origins Spectral Interpretation Resource Identification Security Regolith Explorer) приблизится к астероиду Бенну в июле 2020 года. Спускаясь на поверхность, космический корабль-робот соберет образцы реголита. Эти образцы будут возвращены на Землю к 2023 году для анализа.


Розалинда Франклин

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

ЕКА и Роскосмос планирует отправить еще одного исследователя-робота на Марс в следующем году в рамках программы ExoMars. Ранее известная как марсоход ExoMars 2020, эта миссия теперь известна как Розалинда Франклин – английский химик, чьи исследования произвели революцию в нашем понимании структуры молекул, вирусов и работы ДНК и РНК.


Это имя было выбрано, поскольку Розалинда Франклин (как Curiosity и Mars 2020) будет искать доказательства прошлой жизни на Марсе. Его запуск запланирован на июль 2020 года, и для его выхода на поверхность будут использоваться модуль-носитель ЕКА и российский корабль. Оказавшись там, спутник ЕКА (который прибыл на Марс в 2016 году) будет работать в качестве спутника-ретранслятора для ровера.


Тяньгун-3

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

В наступающем году Китай также планирует испытать новое поколение космических кораблей с экипажем, которые выведут своих тайконавтов на орбиту, на Луну и дальше. Они также планируют начать строительство крупной модульной космической станции в Китае (она же Tiangong-3), которая начнется с запуска модуля основной капсулы Тяньхэ (хотя возможно, что эта миссия будет отложена до 2021 года).


Космический интернет

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

2020 год также станет годом, когда спутниковые интернет-услуги станут реальностью. Уже приступив к развертыванию своей сети Starlink с запуском первых двух партий спутников в 2019 году, SpaceX планирует начать предлагать услуги широкополосной связи с запуском дополнительных 720 модернизированных спутников к концу 2020 года.


К концу 2020 года, OneWeb также надеются начать предлагать спутниковый интернет – услуги с развертыванием первых 300 спутников, которые составляют его созвездие. Планируется, что первая партия будет запущена в январе 2020 года и будет предлагать широкополосные услуги с низкой задержкой для США и их территорий. Ожидается, что к концу года созвездие OneWeb увеличится до 600 спутников.


Starship and Dragon 2

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

У Илона Маска и его коллег из SpaceX также есть смелые планы на 2020 год. В рамках программы НАСА по коммерческому развитию экипажей (CCD) компания планирует выполнить свои первые полеты с экипажем на космическом корабле Dragon 2. В сочетании с запуском SLS, это эффективно восстановит возможности полетов астронавтов в космос в США, которых у них не было с момента выхода в отставку программы космических челноков в 2011 году.

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

К ноябрю SpaceX также надеется провести следующий этап испытаний с помощью системы запуска Starship и Super Heavy. Они будут состоять из высотных высокоскоростных полетов на корабле Mk. 2, испытания с участием первого созданного сверхтяжелого ускорителя.


Эти тесты позволят SpaceX и Starship / Super-Heavy выполнить первую лунную посадку к 2022 году, а к 2024 году отправить экипажи на поверхность Луны. Это будет важный шаг к реализации долгосрочной цели Илона Маска – отправить первых людей на Марс и создать там базу (что он надеется сделать до конца 2020-х годов).


Что же, посмотрим на эти на планы в новом году.


Источник

Показать полностью 12
458

Геннадий Падалка: ближайшие 20 лет для космоса будут эпохальными

Геннадий Падалка: ближайшие 20 лет для космоса будут эпохальными Геннадий падалка, Роскосмос, Космос, МКС, Илон Маск, SpaceX, Длиннопост

Российский космонавт Геннадий Падалка – рекордсмен мира по суммарной продолжительности полетов в космос, его "стаж" - 878 суток в составе пяти различных экипажей. В интервью корреспонденту РИА Новости Анне Раткогло он рассказал о том, что изменилось в отечественной и мировой космонавтике за последние годы, нужен ли на орбите робот Федор, почему нельзя осваивать космос в одиночку и с кем лучше в этом сотрудничать, о роли Илона Маска, о различиях станций "Мир" и МКС. Он также сообщил, сколько человек в России хотят быть космонавтами и как можно стать космическим туристом.


— Геннадий, мы сейчас находимся в Китае, и я не могу не спросить, что вы думаете об их успехах в космосе? В последнее время часто говорят, что они будут впереди планеты всей, какую оценку как профессионал вы можете им дать?


— Китайцы — молодцы. В январе 2019 года первыми в истории человечества высадились на обратной стороне Луны. Зонд, в составе которого находился посадочный аппарат и луноход, совершил посадку в заранее выбранном районе. Это важная миссия с точки зрения науки и отработки посадки на поверхность небесного тела. Но вот что касается пилотируемых программ, то с нами и нашими партнерами по МКС Китай не работает. Из азиатских стран на МКС тесно сотрудничают японцы, и они не раз выручали всех партнеров. Особенно в 2015 году, когда две подряд аварии грузовых кораблей, нашего "Прогресса" и американского Dragon, резко сократили ресурсы станции. Японское космическое агентство тогда отправило свой грузовой корабль HTV с пятью тоннами грузов. В этом основное преимущество партнерства.


Отсутствие Китая в международных пилотируемых программах, на мой взгляд, большая потеря для международного сотрудничества в космосе. Возможная причина — технологии. Китай в начале пути своих пилотируемых программ. Надеемся, что будут нашими партнерами, либо в рамках того содружества стран, которые сейчас работает на МКС, либо со странами БРИКС, о чем говорят наши лидеры. Может быть, в строительстве совместной орбитальной станции, лунного или марсианского проекта.


— К вопросу о сотрудничестве, как вы думаете, нужна ли после 2024 года МКС или другая международная орбитальная станция?


— Наши партнеры идут вперед. Их ближайшие планы — строить окололунную станцию, высадка на Луну и марсианский проект. Мне кажется, что мы исчерпали необходимость пребывания на земной орбите. Многому научились и приобрели колоссальный опыт. В 60-е годы прошлого века, на заре космической эры мы не понимали, с чем столкнемся и какое влияние окажут невесомость и радиация на человека в длительном полете. Сейчас мы умеем создавать космическую технику, которая надежно работает в экстремальных условиях космоса, научились противостоять вредным факторам космического полета, длительно жить и работать в космосе. Надо лететь дальше, а не накручивать витки вокруг Земли. Ближний космос может быть востребован, например, коммерческими компаниями по созданию и совершенствованию новых технологий и промышленного производства.


— Некоторые говорят о том, что лучше не тратить время на Луну, а сразу лететь к Марсу, как вы к этому относитесь?


— У ведущих космических держав цель одна – Луна. Почему это важно? Отработка технологий для дальнего космоса, в том числе и защита экипажа от радиации. Сейчас это наиболее актуально. Строительство окололунной базы, как перевалочной, и лунной опять же для отработки технологий, например, по добыче воды и ракетного топлива из лунного грунта. В марсианском реголите тоже есть вода, а марсианская атмосфера на 90% состоит из углекислого газа, а это значит, воду и ракетное топливо, при соответствующих технологиях, можно добывать там. Поэтому в плане сначала Луна, потом Марс.


— России выгоднее работать с другими странами или самостоятельно развиваться?


— Самостоятельно — тупиковый путь. Каждый год работы в одиночку выльется в десятилетия отставания. Нужно сотрудничать, обмениваться технологиями, дополнять друг друга техническими решениями, а не создавать то, что уже есть у партнеров. Заниматься освоением космического пространства в одиночку затратно финансово и невыгодно с точки зрения технологической.


— Но, скажем, тот же Китай пока держится обособленно.


— Ну вот они так и летают. Их пилотируемые программы от случая к случаю.


— Они говорят, что готовы сотрудничать и даже свою орбитальную станцию, когда она будет построена, откроют для других стран.


— Без проблем. Еще раз повторю, исследование космического пространства в одиночку выливается в десятилетия отставания. Пожалуйста, пусть строят свою орбитальную станцию, а сегодняшние партнеры по МКС к тому времени займутся освоением Марса.


— А России куда дальше двигаться в освоении космоса?


— У нас есть идеи и мечты, к сожалению, до реализации пока дело не доходит. Нам необходим новый пилотируемый корабль для лунного и марсианского проектов, нужна сверхтяжелая ракета-носитель. У наших партнеров по МКС цели более четкие и многое уже реализовано. Готов пилотируемый корабль "Орион" для дальнего космоса, и они завершают испытания двух кораблей (Starliner и CrewDragon) для полетов на МКС. Есть у них и сверхтяжелая ракета SLS. Они готовы к реализации проекта Artemis по созданию окололунной станции, высадки на Луну в 2024-2025 году и дальнейшим полетам к Марсу. Аналогичные проекты есть у Илона Маска. Место России только среди передовых космических держав, пусть даже на второстепенных ролях.


— Наша страна в прошлом была ведущей космической державой, и сейчас трудно мириться с тем, что нам приходится догонять других и быть на второстепенных ролях, что лично вы думаете по этому поводу?


— За последние два десятилетия отрасль действительно сильно сдала. Причин несколько. Во-первых, технологическое отставание: российский сегмент МКС построен по технологиям 1980-х годов. Перспективные, на наш взгляд, модули МЛМ и НЭМ все еще на земле, хотя должны были быть в составе нашего сегмента еще в 2008–2009 годах. Хорошо сделанный и надежный, но давно устаревший корабль "Союз" проходит бесконечные модернизации.


Во-вторых, неэффективное и нецелевое использование бюджетных и коммерческих средств в отрасли, в СМИ регулярно появляется об этом информация.


В-третьих, нехватка квалифицированных специалистов. Произошел существенный перекос в сторону управленцев, юристов, экономистов, финансистов. Топ-менеджмент в зарубежных космических агентствах и компаниях, как правило, профессионалы с отличным инженерно-техническим образованием, представители научных сообществ, специалисты в области прикладной физики. Кстати, это то, что было и в наших космических бюро и коллективах в 1960–1970-е годы при наших выдающихся конструкторах Королеве, Глушко, Челомее.


— Когда этот кризис начался?


— Период стагнации начался у нас еще в нулевых. Запустив на МКС два базовых модуля, вокруг которых партнеры смогли начать сборку своих сегментов, мы почему-то остановились в своем развитии. В кораблестроении идет бесконечная модернизация старого "Союза". Мы до сих пор летаем на том, что досталось нам в наследство от Советского Союза. Не создали ничего нового, сейчас я говорю только о пилотируемой космонавтике.


— Недавно в Роскосмосе заявили, что в следующем году планируют осуществить полет к МКС за два часа, это не достижение?


— Главное – добраться до станции удачно и безопасно, а всех этих рекордов по скорости не понимаю. Я летал по двухсуточной схеме. Меня она полностью устраивала, потому что есть время на адаптацию к невесомости. Летал и по четырехвитковой схеме за шесть часов, тоже неплохо, поскольку корабль — средство доставки экипажа к станции и в нем не очень комфортно, так нет горячей пищи, прохладно, очень влажно, шумно и хочется побыстрее на станцию. Сокращение времени полета к станции я бы не назвал каким-то рекордом или достижением, в этом нет никаких преимуществ, в этом нет ничего особенного – ни позитивного, ни негативного. Более того, спешка может привести к каким-то непредвиденным ситуациям и отказам.


— В этом году активное обсуждение вызвал полет на МКС робота "Федора", на ваш взгляд, это важное достижение для российской космонавтики и робототехники?


— Робототехника — неотъемлемая и важная часть космонавтики для автоматических космических аппаратов и в помощь человеку. Лично у меня робот "Федор" восхищения не вызвал. С его прототипом я начинал работать еще в 2011 году. Мы проводили экспертизу антропоморфного робота как помощника космонавту при выходе в открытый космос. Отзыв отрицательный. Все равно протащили. Кому-то выгодно.


— То есть антропоморфные роботы нам в космосе сейчас не особо нужны?


— Это не тот путь, по которому наша космическая индустрия должна развивать робототехнику, во всяком случае, сейчас. Нам следует брать за пример опыт наших партнеров по МКС. Нам нужны шагающие по поверхности станции роботы-манипуляторы, которые могут работать под управлением оператора и автоматически. Антропоморфные роботы могут быть отдельным направлением в будущем. Не вижу перспективы этой "кукле-игрушке" на российском сегменте сейчас и на начальном этапе лунной и марсианской программ. Какова цель доставки "Федора" на МКС? Что ценного получено по результатам полета? Если ничего, то можно было бы отправить на "Союзе" аналогичную "куклу" на порядок дешевле и более продвинутую, купив в обычном японском либо южнокорейском магазине детской игрушки.


— Насколько я знаю, "Федора" позиционируют как робота-аватара, который будет делать работы в открытом космосе вместо космонавтов, есть ли в нем смысл?


— Возможно, в будущем.


— А сейчас?


— Что нам нужно сейчас? Например, у канадских партнеров есть манипулятор SSRMS, шагающий по поверхности станции с семью степенями свободы, и SPDM с двумя "руками", каждая из которых имеет тоже по семь степеней свободы. Они создали манипулятор, который обошел разработки всех остальных партнеров. Спектр возможностей у него огромен: сборка сегмента партнеров, стыковки и расстыковки грузовых кораблей, перенос модулей станции весом в несколько десятков тонн, ремонт и обслуживание систем, помощь астронавтам при ВКД (внекорабельная деятельность, выход в открытый космос – прим. ред.). Преуспели в робототехнике на МКС и японцы с европейцами.


— А что имеется в арсенале российского сегмента?


— На нашем сегменте снаружи из робототехники ничего. Даже на станции "Мир" были два небольших и полностью автоматических манипулятора, с помощью которых мы могли перестыковывать 20-тонные модули с осевого узла на боковые и обратно, в случае необходимости. На российском сегменте МКС за 20 лет мы не создали и не испытали ни одного элемента робототехники. Вся наша "робототехника" — две стрелы с ручным управлением из прошлого века. С помощью трех рукояток на каждой из них и команд "майна/вира" космонавты и занимаются переносом грузов небольшой массы. Совершено безвозмездно могу проконсультировать специалистов Роскосмоса, что нужно и в каком направлении следует развивать отечественную робототехнику, без которой к лунной и марсианской программам можно и не приступать.


— Вы летали и на "Мир", и на МКС, большая ли разница между ними?


— Огромная. "Мир" — отечественная станция, а МКС— международная. Хотя и на "Мире" было реализовано много международных проектов. Для наших партнеров МКС — прорыв в области технических решений, технологий, архитектуры построения модулей, совершенствования систем жизнеобеспечения и создания замкнутого контура по воде. В первом приближении аналога земного гидрологического цикла. Приводил я пример и с робототехникой. Российский сегмент МКС, к сожалению, не претерпел таких изменений. Наш сегмент в основном построен по технологиям 1980-х годов.


На МКС мы отстаем от партнеров и по уровню космического комфорта. Даже на "Мире" у нас условия были гораздо комфортнее.


— Как такое возможно, учитывая, что МКС современнее?


— Дам вам хорошее сравнение — типовая однокомнатная квартира. Так вот, вся МКС это примерно 12 однокомнатных квартир, из них только три российских. У партнеров же несколько научных модулей, отдельно — спальный, отдельно — модуль для санитарно-гигиенических процедур, спорта и туалета, отдельно — складские помещения и модуль для приема пищи. На российском сегменте МКС экипаж вынужден и жить, и работать в служебном модуле "Звезда". Спальные места, прием пищи, туалет, спортзал, проведение большинства научных экспериментов в одном.


На "Мире" таких модулей было шесть, причем четыре из них только научные. Были у нас передовые технологические наработки и в системах жизнеобеспечения, создания замкнутого контура по воде. На МКС мы не вышли даже на этот уровень, растеряв эти наработки, а ведь именно такие технологии нужны для лунной и марсианской базы. Отправить экипаж в надежде, что продолжим снабжать ресурсами, не разумно. Грузовой корабль может взорваться на старте, может быть нештатная ситуация по трассе перелета либо при посадке. Так что российская космонавтика, увы, сделала шаг назад. Даже по сравнению со станцией "Мир".


— Когда "Мир" затопили, что вы почувствовали?


— Конечно, жаль было. Наш космический дом. Станция могла бы еще полетать, но в силу разных причин полет завершился. Во-первых, в начале нулевых началось строительство МКС и нам стало тяжело финансировать одновременно две программы. Во-вторых, на "Мире" была серьезная авария. Грузовой корабль "Прогресс" таранил станцию. Причина банальна – 100-процентный человеческий фактор. Мы тогда потеряли целый модуль, а с ним и очень много европейского оборудования. Ряд европейских стран отказались летать на "Мир". Нет полетов с партнерами, значит, нет и финансирования. В-третьих, выработка ресурса отдельных систем. Но это не основная причина. Какие-то да, были выработаны. Но, с другой стороны, летает же сейчас российский сегмент МКС, построенный по тем же технологиям. Летает более 20 лет, а "Мир" пролетал всего 15 — с 1986 по 2001 год.


— Согласны ли вы с тем, что по российской космической отрасли сильно ударили 90-е годы прошлого века?


— Я разрушу этот миф. В советское время было принято сравнивать нашу жизнь с 1913-м годом. Сейчас у нас другая тенденция: сравнивать сегодняшнюю нашу жизнь с 90-ми. На самом деле 90-е годы были успешными для российской космонавтики. Мы развивались и даже достроили станцию "Мир". Это 125 тонн веса и 400 кубических метров объема. До развала СССР она была готова только наполовину. Всего за 10 лет, с 1986 года по 1996, благодаря в том числе и международному партнерству, мы собрали ее полностью. Что сейчас? В 1998 году мы запустили первый модуль российского сегмента МКС. С тех пор прошло более 20 лет, а наш сегмент собран наполовину, при том что его вес порядка 55 тонн, а объем 200 кубических метров. Только половина станции "Мир". Для российской космонавтики и Роскосмоса 1990-е годы были весьма успешными, а нулевые и последующие — нет.


— Вы упомянули Илона Маска, как вы относитесь к его проектам, ведь многие не верят в его технологии и называют его идеи пустыми мечтами?


— Многие представляют, что его возвращаемые первые ступени ракет размером с карандаши. Что такое первая ступень ракеты Falcon? Это ступень высотой с десятиэтажный дом и диаметром около четырех метров. В его проекте Starship возвращаемая многоразовая ступень будет диаметром девять метров и высотой с 20-этажный дом. Это не пустые фантазии, а отработанные технологии. Он мечтает и ставит цели, которые не всегда достижимы, но к ним человечество должно стремиться.


Помимо прочего, он создает многим конкуренцию. Даже внутри его компании, к примеру, проектом Starship занимаются две команды – одна в Техасе, другая во Флориде. За основу проекта Starship будут взяты наиболее продвинутые корабль и тяжелая ракета-носитель. Это как раз то, что было у нас в Советском Союзе, когда было несколько команд, была конкуренция, здоровая или нет, но она была.


Маск — мечтатель-романтик, он не только сам влюблен в космос, но и заражает своей любовью всех окружающих. У него очень молодая команда. Я помню, в 2012 году мы встречали первый Dragon на борту МКС. В прямом эфире показывали его Центр управления полетами. Команда молодых специалистов 25-40 лет с фантастическими идеями и проектами. Мне это напоминает времена Сергея Павловича Королева, под его началом тогда работала именно команда таких инженеров, которые не боялись творить, рисковать и брать на себя ответственность.


— К вопросу о конкуренции, считаете ли вы, что объединение космической отрасли под управление одной корпорации не лучший шаг?


— Я так не считаю, а вижу. У нас успешных госкорпораций единицы, Роскосмос в их число не входит. Госкорпорациями осваиваются огромные потоки бюджетных средств. Результат на выходе небольшой. С одной стороны, есть общий контроль за расходованием бюджетных средств, для нас это большая проблема. Президент и председатель правительства не раз об этом говорили. Но, с другой стороны, тем самым убивается конкуренция. Партнеры умело сочетают работу национального космического ведомства NASA и частных компаний Boeing, Lockheed Martin, SpaceX. Кстати, и Airbus работает над созданием космических аппаратов, делает служебный модуль для корабля "Орион" и ряд модулей для окололунной станции.


Поэтому самые надежные и востребованные гражданские самолеты у компаний Boeing и Airbus. Вот вам и прямая связь передовых космических технологий с последующим их внедрением в другие отрасли.


— Не скучаете ли вы по космосу?


— Нет, не скучаю. В космосе ведь не только романтика. Там много нудной, тяжелой и монотонной работы. Мы ведь туда прилетаем и не сидим у иллюминатора с фотоаппаратом, видеокамерой и любуемся красотами Земли. Разгрузка грузовых кораблей, загрузка мусора, подготовка рационов питания и одежды, ремонтно-восстановительные работы, уборка станции. Много интересных научных экспериментов, но мы не всегда ими занимаемся.


— Мне лично кажется, что космонавты сегодня не самые знаменитые люди в России, все помнят в основном героев прошлого. Это говорит о том, что космонавтика сегодня непопулярна?


— Думаю, мы очень привязаны к прошлому. Даже когда мы отмечаем День космонавтики, славим не сегодняшние достижения, а то, что было в прошлом. Причина — отсутствие значимых космических событий и проблемы в отрасли сегодня. Отсюда и мало желающих при наборе в отряд космонавтов. В последнем открытом наборе у нас было всего 400 кандидатов. Три человека на миллион россиян. К примеру, в США 18000 кандидатов или 57 на миллион жителей. Сравнение для космической державы, гражданин которой позвал человечество в космос, не в нашу пользу.


— Это число желающих?


— Да, желающих. Значит, профессия недостаточно популярна. Я и мои коллеги много встречаемся с молодежью, пытаемся популяризировать, но желающих мало.


— Может их отпугивают трудности подготовки или страх, что они не полетят в космос?


— Не думаю. По моему наблюдению, в космонавтику всегда приходили две категории людей. Первая — по призванию. Их видно сразу. Как правило, они оказываются в космической отрасли еще задолго до отбора в отряд космонавтов. Вторая — романтики. Может, кто-то из них никогда всерьез об этом и не думал. Так, мечтал в детстве. Но тут вдруг объявляется набор. И он принимает решение попробовать.


Потом, в процессе подготовки и полетов, эти две группы делятся уже на три. Есть люди, которые быстро понимают, что ошиблись. Слетав максимум пару раз, они получают определенную выгоду, скажем зарабатывают пенсию, и спокойно уходят. Например, на руководящие должности. Таких в ЦПК много. Есть другие, которые считают, что статус, полученный ими в космонавтике, можно и нужно реализовать в какой-то другой области. Скажем, в политике или общественной деятельности. Это нормально. Им тоже не о чем жалеть.


И есть небольшой процент фанатиков, которые из полета в полет, из экспедиции в экспедицию. Их примерно четверть. В любом случае раньше желающих было больше. В наше время сменились нравственные ценности и жизненные приоритеты. Престижно и прибыльно быть госслужащим, чиновником, силовиком, а не инженером в космической отрасли или космонавтом.


— Переносите ли вы дружбу с партнерами по МКС на Землю, ведь, судя по видеозаписям со станции, коллектив там очень сплоченный?


— Как правило, никогда. После полета начинается подготовка к следующей миссии, и каждый из нас назначается в новый экипаж. Нужно выстраивать отношения, находить контакт и точки соприкосновения с другими людьми, поэтому не могу сказать, что после полетов мы всегда дружим. Бывает так, что мы больше и не пересекаемся. Чаще всего встречаемся на совместных международных конференциях, симпозиумах, форумах, связанных с космическими исследованиями.


— Что брали с собой на МКС?


— Практически ничего. Со мной был только мой талисман — снеговик, который мне давала младшая дочь. Еще эмблемы и конверты с логотипом экипажа. Все остальное — видео, фото, музыка, литература, пресса — забрасывается через спутниковый ретранслятор по связи на персональный компьютер каждому члену экипажа, в зависимости от его предпочтений. Занимается этим группа психологической поддержки.


— Какие перспективы в освоении космоса ждут нас в ближайшем будущем?


— Ближайшие 10-20 лет будут эпохальными десятилетиями. Как 1960-1970-е годы: первый полет, первый выход в открытый космос, первая лунная программа. Сейчас начнется такой бум с Луной и Марсом, что только успевай наблюдать. Спустя 60 лет человечество ждет очередной прорыв в космических технологиях и исследованиях. Главное для России – успеть запрыгнуть хотя бы в последний вагон и дальше двигаться с нашими сегодняшними партнерами.

Гарант сотрудничества — взаимозависимость и взаимозаменяемость, как сейчас на МКС. У нас многие говорят, что мы разделимся и продолжим летать самостоятельно. Уровень кооперации и техническая взаимозависимость таковы, что если расстыковать сегменты, то ни мы ни партнеры летать не смогут без технического дооснащения комплексов и огромных финансовых затрат. Россия — нужный, уважаемый и надежный партнер на МКС. Чтобы оставаться и далее таковой, создать нужно немало: сверхтяжелый носитель, пилотируемый корабль, космодром, передовые технологии и технические решения, от которых зависели бы наши партнеры.


— Есть ли у России сейчас что-то, кроме кораблей "Союз", чем мы сегодня можем похвалиться?


— "Союзом" мы похвалиться не можем. Это достижение поколения первопроходцев космоса. Наше поколение ничего подобного не создало. В остальном у нас идеи и мечты. Мы в режиме ожидания какого-то чуда, но чудес не будет.


— Вы сейчас являетесь туристическим амбассадором, могли бы вы рассказать о космическом туризме?


— Мы единственная страна, которая занималась и продолжает заниматься космическим туризмом, хотя сейчас полеты с туристами приостановлены. Мы используем наши "Союзы" для доставки профессиональных астронавтов. Выполняем наши партнерские обязательства и зарабатываем на этом хорошие деньги. Безвозмездно мы никого не возим. Нам сейчас это выгодно. Начнут партнеры использовать свои корабли для доставки астронавтов, и мы потеряем существенную долю дохода для покрытия расходов на пилотируемую космонавтику. С 2011 года Роскосмос на извозе заработал больше, чем потребовалось Маску для создания нового пилотируемого корабля Crew Dragon.


— Сколько такой полет стоит и как записаться в туристы?


— Все зависит от того, кто летит и от какой страны. Как правило, это приватная информация. Место на корабле "Союз" для профессиональных астронавтов наших партнеров оценивается в сумму порядка 80 миллионов долларов. Цену билета для космического туриста не знаю. С 2009 года туристы не летают, и как подать заявку, тоже не скажу. Ранее заключался контракт напрямую с Роскосмосом либо через компанию космического туризма Space Adventures, которая предоставляет доступ частным лицам в космическое пространство.


— Нужно ли проходить медицинскую проверку и подготовку?


— Медкомиссия — одно из основных требований для полета. Далее туристы, или как их называют "участники космического полета", проходят подготовку. Очень короткую, максимум до полугода. Космический турист это как пассажир такси, поэтому требуется минимум подготовки. Самое главное, это не быть обузой для основного экипажа, знать и соблюдать меры безопасности, самостоятельно питаться и пользоваться туалетом. Некоторые летали более профессионально — с пользой для себя и их бизнеса. Со мной летал Чарльз Симони свой второй полет. У него была хорошо разработанная им самим научная программа. Но большинство летит за романтикой и полагая, что за удовольствием.


— И что туристы на станции увидят? Сколько длится полет?


— У каждого своя программа полета, включая и небольшую научную программу. Обычно 7-10 дней полета. Только на время пересменки экипажей. Прилетел, вкусил невесомости, романтики, космической пищи, полюбовался красотами и на Землю.


Источник

Показать полностью
39

Разбор ситуации вокруг аудита NASA по программе коммерческих кораблей

Предыстория 📒


Программа коммерческих кораблей NASA (CCP) стартовала в августе 2009 года, с изначальными планами начать доставку астронавтов к МКС в 2015 году. Однако Конгресс США был настроен скептически к этой программе, в результате чего программа хронически недофинансировалась вплоть до 2016 года, что привело к переносу первых запусков на 2017 год (апрель для SpaceX и август для Boeing).


Изначально в программе участвовало 5 фирм, из которых NASA собиралось выбрать для финального контракта лишь 1-го участника, однако в итоге 16 сентября 2014 года было принято решение выбрать две фирмы — Boeing и SpaceX. Тем не менее отдел NASA, работающий по программе CCP, был лишь незначительно увеличен (до 360 человек) по сравнению с изначальным размером, рассчитанным на 1-го подрядчика. Проблемы со скоростью оформления различных этапов сертификации, а также периодически вносимые NASA правки в требования к кораблям стали причинами переносов сроков наравне с проблемами самих фирм в ходе проведения испытаний.


В сентябре 2016 года у SpaceX произошла авария во время заправки Falcon 9 для предстартового прожига коммерческого спутника Amos-6. В январе 2017 года Boeing провёл переговоры с РКК «Энергия», по которым те обязались предоставить 5 кресел в кораблях «Союз» в счёт $330 млн долгов по банкротству «Морского старта».


В феврале 2017 года состоялись переговоры NASA и Boeing (NASA утверждает что их инициатором стали Boeing, хотя собранные генеральным инспектором сведения говорят об обратном). В их ходе были рассмотрены потенциальный перерыв между запусками астронавтов на «Союзах» и кораблях Boeing, в связи с возможными задержками в его сертификации, а также 18-месячный провал в расписании их запусков [рис. №1 и 2], из-за схемы предоплаты миссий, по которой оплата миссий №3-6 блокировалась до сертификации корабля к штатным полётам на МКС

Разбор ситуации вокруг аудита NASA по программе коммерческих кораблей NASA, SpaceX, Боинг, Роскосмос, Космос, Илон Маск, Длиннопост
Рисунок 1: разрыв между миссиями Boeing составляет 18 месяцев, при том что на 2018 приходится больше миссий, чем это необходимо

В ходе переговоров Boeing договорилось о том, что миссии №3-6 будут оплачиваться не по «оптовой» ставке, а так как будто NASA заказывало каждую из этих миссий в отдельности (суммарно это соответствовало подорожанию 4 миссий на $373,5 млн). В счёт этого фирма предоставляла NASA возможность переноса даты запуска этих миссий без дополнительных штрафов (это было названо «гибкостью времени выполнения» — lead time flexibility).


Спустя всего несколько дней после этих переговоров Boeing обратилась к NASA с предложением выкупить полученные ими от РКК «Энергия» 5 мест в «Союзах», на что NASA выделило ещё $373,5 млн или $74,7 млн за кресло — Роскосмос для сравнения продавал в тот момент места по $81,7 млн. При этом на перепродаже кресел Boeing заработал $43,5 млн.

Разбор ситуации вокруг аудита NASA по программе коммерческих кораблей NASA, SpaceX, Боинг, Роскосмос, Космос, Илон Маск, Длиннопост

Рисунок 2: простая оптимизация миссий позволяет сократить перерыв между миссиями с 18 до 3 месяцев

Замечания генерального инспектора 📝


Наибольшую долю вопросов вызвала закупка NASA гибкости к миссиям №5 и 6, которые на тот момент не давали никаких потенциальных преимуществ в плане исключения риска доступа астронавтов на МКС (на это было выделено по $71,8 млн); а также преждевременное начало оплаты миссии №3, без чего также можно было обойтись простой перестановкой доступных NASA миссий [рис. №1 и 2], на что было выделено ещё $43,08 млн. Таким образом вызывающими вопросы генеральный инспектор признал выделение в общей сложности $186,68 млн.


Другим не менее важным вопросом являлось то, почему в решении проблем с доступом астронавтов на МКС NASA обратилось лишь к одному подрядчику — Boeing — который отставал в разработке корабля на 4 месяца относительно SpaceX, и чьи услуги обходились дороже как в плане разработки корабля, так и в плане последующей его эксплуатации.


Другим весьма спорным решением NASA является такое изменение процесса сертификации, по которому Boeing получил возможность проведения испытательного пилотируемого полёта Boe-CFT до проведения сертификации дизайна корабля (Design Certification Review), которая уже была произведена SpaceX в ноябре этого года [рис. 3]. Также в испытательном беспилотном полёте Boeing к МКС (Boe-OFT) не будет установлена полноценная система аварийного спасения, в результате чего первым её испытанием в условиях космоса станет пилотируемый полёт Boe-CFT. На этом фоне ещё более сомнительным выглядит решение NASA заплатить Boeing $95 млн за увеличение экипажа миссии Boe-CFT с 2 до 3 астронавтов, и её продления с нескольких дней до штатной длительности миссии к МКС – 5 месяцев – при том что корабль к этому моменту ещё не пройдёт 3 ключевых этапа сертификации

Разбор ситуации вокруг аудита NASA по программе коммерческих кораблей NASA, SpaceX, Боинг, Роскосмос, Космос, Илон Маск, Длиннопост

Рисунок 3: ход испытаний 2019 года и текущее расписание оставшейся части сертификации коммерческих кораблей

Ключевые цифры 📌


По данным аудита на август этого года Boeing остаётся выполнить 597 пунктов требований NASA (Verification Closure Notices) из 1803 для сертификации корабля Starliner к штатным полётам к МКС. SpaceX остаётся 370 пунктов из 2151 для сертификации своего Crew Dragon.


На сертификацию новых версий парашютов было выделено $32 млн Boeing и $49 млн SpaceX (SpaceX при этом выполняла большее число тестов). Также SpaceX было выделено $30 млн на проведение IFAT (теста на прерывание полёта), аналога которого Boeing не имеет.


По оценкам NASA на май 2019 года расходы на разработку корабля Boeing оценивалась в $2,2 млрд, SpaceX – $1,2 млрд. На август 2019 года на разработку кораблей фирмам в общей сложности было выделено $4,95 млрд и $3,15 млрд соответственно [рис. 4].


Стоимость мест в кораблях SpaceX и Boeing оценивается NASA в около $55 млн и $90 млн соответственно. Места в кораблях Роскосмоса для NASA сейчас стоят $85 млн (всего для миссий в 2006-2020 годах NASA заказало у Роскосмоса 70 мест по средней цене в $55,4 млн, без учёта инфляции).


Время подготовки миссии (время с момента её заказа до запуска корабля) для SpaceX составляет 24 месяца, для Boeing – 32 месяца, а для Роскосмоса оценивается в 36 месяце

Разбор ситуации вокруг аудита NASA по программе коммерческих кораблей NASA, SpaceX, Боинг, Роскосмос, Космос, Илон Маск, Длиннопост

Рисунок 4: выделенные фирмам контракты, а также сроки их исполнения и выплаты денежных средств по ним

Ответ NASA 🖊


NASA формально согласилось со всеми рекомендациями генерального инспектора, тем не менее отказавшись признавать факт неравноправного участия фирм в переговорах. Среди принятых к исправлению мер NASA указало пересмотр расписания запусков для приведения его в более реалистичный вид, что будет произведено сразу же как только они смогут найти подходящую кандидатуру на пост Директора отдела пилотируемых исследований и операций миссий (вплоть до 11 июля эту должность занимал Билл Герстенмайер).


По существующему законодательству США в конце 2020 года заканчивается снятие ограничения для России по законодательному акту INKSNA (ограничивающего продажи и закупки технологий, классифицируемых как военные, с лицами, фирмами и странами взаимодействующих с Ираном, Северной Кореей и Сирией) которое позволяло NASA производить закупки мест в российских «Союзах» с 2006 года. В связи с этим для сокращения риска перерыва в доступе астронавтов на МКС 9 октября NASA направило запрос в Конгресс на изменение существующего законодательства так, чтобы они могло заранее выполнить полную предоплату тех миссий, которые будут происходить уже после восстановления ограничения. Тем не менее Роскосмос уже сообщил о том, что не успевает подготовить 3-й «Союз» к запуску в течении 2020 года.


В качестве другого решения с перерывом в доступе астронавтов на МКС NASA рассматривает продление миссий «Союзов» на длительность более 200 дней (сообщается что Роскосмос уже работает над возможностью сертификации корабля на увеличенные сроки эксплуатации).


В качестве другой альтернативы NASA наконец пообещало обратиться к SpaceX с рассмотрением возможности удлинения первой пилотируемой миссии фирмы — SpX-DM2 — также, как это было уже было сделано с Boeing. Почему этого не было сделано до сих пор, агентство не уточняет.


NASA также в данный момент работает над обучением российских космонавтов внекорабельной деятельности на американском сегменте МКС, на случай внештатных ситуаций в том случае, если на станции останется лишь 1 астронавт (согласно правилам безопасности МКС выходы в открытый космос всегда проводят 2 человека). Если сертификация коммерческих кораблей затянется на длительное время, такая ситуация может наступить уже в апреле 2020 года [рис. №5 и 6]

Разбор ситуации вокруг аудита NASA по программе коммерческих кораблей NASA, SpaceX, Боинг, Роскосмос, Космос, Илон Маск, Длиннопост

Рисунок 5: текущее расписание запусков, которое может быть пересмотрено в зависимости от успешности хода испытаний кораблей


USOS - американский сегмент МКС.

Разбор ситуации вокруг аудита NASA по программе коммерческих кораблей NASA, SpaceX, Боинг, Роскосмос, Космос, Илон Маск, Длиннопост
Рисунок 6: число астронавтов и космонавтов на МКС при наихудшем сценарии подготовки коммерческих кораблей (если ни один из них не будет запущен в течении 2020 года).

Ответ Boeing 🖊


Boeing называет переговоры с NASA «честными и открытыми, проводимыми в конкурентной среде», хотя расследование генерального инспектора говорит об обратном. Так же они утверждают что «мы сократили время подготовки миссий к запуску на 2/3 и удвоили частоту запусков, при росте цены всего на 5%», хотя согласно изначальному контракту за увеличение частоты запусков с 1 до 2 в год NASA полагалась скидка.


Boeing отказывается признавать оценку стоимости мест в своих кораблях в размере $90 млн верной, требуя засчитывать перевозимый их кораблём груз как 5-е место. При этом они отказываются называть реальную стоимость мест «по собственным, конкурентным причинам», но говорят об своей убеждённости в том, что она ниже озвученной.


В качестве оправдания дороговизны своего корабля Boeing утверждает, что создавал его с нуля, в то время как SpaceX уже имели грузовую версию, и могли тем самым работать в более низком темпе. При Boeing опускает тот факт, что до этого они работали над Шаттлами, которые летали вплоть до 2011 года. А Илон Маск ранее сообщал, что для того чтобы соответствовать высоким требованиям NASA по надёжности, им пришлось переделать практически весь корабль.


Boeing также указывает на то, что у них не было ни единого отказа при испытаниях парашютов, а испытание системы аварийного спасения прошло практически безупречно, опуская тот факт, что при нём не раскрылся 1 из 3 парашютов.


Текст отчёта аудита: ссылка

Ответ Boeing: ссылка

Ответ NASA содержится на стр. 42-43 отчёта аудита (приложение E).


Источник
Показать полностью 5
562

Первый зам Рогозина заявил, что ему запретили цитировать Маска

МОСКВА, 12 ноя - РИА Новости. Первый заместитель гендиректора "Роскосмоса" Юрий Урличич заявил во вторник, что ему запрещают на официальным мероприятиях цитировать Илона Маска.

Первый зам Рогозина заявил, что ему запретили цитировать Маска Космос, Роскосмос, SpaceX, Илон Маск
"Мне некоторые товарищи запрещают Илона Маска цитировать, поэтому я цитирую Сталина… Кадры, овладевшие техникой, решают все", - сказал он на конгрессе в Москве, отметив, что не все знают эту фразу Иосифа Виссарионовича целиком.

О каких именно "товарищах" идет речь, неясно.


Так он ответил на вопрос декана факультета космических исследований МГУ Василия Сазонова, почему в своей презентации о первостепенных задачах отрасли он не упомянул нехватку молодых специалистов.

Вот такие новости выдает государственная служба новостей

https://ria.ru/20191112/1560853825.html

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: