Роскошный корабль строился три года и затонул в считанные минуты

Роскошный корабль строился три года и затонул в считанные минуты Музей, Корабль, Васа, Стокгольм, Швеция, История, Длиннопост

Признаюсь откровенно: я равнодушна к музеям. Не знаю, почему, но не привлекает меня история в такой ее подаче, да и к старым вещам я отношусь без придыхания и трепета. Поэтому музеи, в которых я побывала, можно пересчитать по пальцам. И особое, отдельное место в этом списке займет Музей корабля Vasa. Тот, кто там побывал, скорее всего, согласится со мной.


За две недели, что мы с подругой провели в гостях у семьи наших друзей в Стокгольме, мы много где успели побывать. Но идея посетить Морской музей на острове Юргорден принадлежала не мне – наша хозяйка посоветовала непременно его посетить, Ирина загорелась идеей, ну а мне ничего не оставалось, как присоединиться. И, надо сказать, я ни разу об этом не пожалела – именно это стало самым ярким моим впечатлением от поездки в столицу Швеции.


Во-первых, весь огромный многоэтажный музей посвящен истории… всего одного корабля! Причем корабля, который «прожил» всего ничего – он затонул в свое первое плаванье, преодолев всего около 2000 метров от берега! И этот корабль целиком стоит… прямо в музее! И это самый необычный и интересный музей, из которого я (!) не хотела уходить.


Во-вторых, само здание музея выглядит чрезвычайно оригинально – словно случайно что-то понастроенное. Но на самом деле неслучайно – оно должно было вместить в натуральную величину огромный корабль, который шведы подняли со дна в 1961 году (в музее можно посмотреть документальный фильм о том, как это происходило).


В-третьих, сохранился Vasa просто отлично, практически полностью, а что не сохранилось, то удалось восстановить по рисункам и чертежам. Благо, материалов осталось много – корабль имел статус королевского, создавался как флагман шведского военного флота и строился около трех лет. Его размеры лично утверждал сам король, который, к сожалению, и явился главной причиной кораблекрушения. Следствие, конечно, проводилось, король велел сурово наказать виновных, но… разумеется, никто не посмел указать на то, что главный виновник тут один – он сам.


Именно правящий в то время король Густав II Васа распорядился установить на корабле аж 64 бронзовых пушки – в два ряда! Говорят, главный кораблестроитель пытался доказать, что нельзя это, опасно, но… короля не переспоришь. И Vasa получился таким, как хотел король, но узким, высоким и тяжелым, причем центр тяжести находился у него слишком высоко. Он красиво начал свой путь от пристани, но на выходе из гавани резкий порыв ветра положил его набок, через открытые люки пушек хлынула вода, и корабль затонул очень быстро. Он успел отплыть от берега не больше 2 000 метров. Вот и вся история, если не считать годы строительства.


Но трудно передать, что испытываешь, войдя внутрь музея. Входишь и видишь громадную темную нижнюю часть корабля, медленно поднимаешь голову ввысь, туда, где на уровне восьмого этажа заканчиваются его мачты. А потом спускаешься на цокольный этаж, где Vasa опирается на специальные конструкции и стоят мощные нагнетатели воздуха, смотришь, читаешь, идешь вверх этаж за этажом. Там есть все – и искусно вырезанные в виде человечков перила, и толщиной с мою талию уцелевшие канаты, и громоздкие якоря, и воссозданные пушечные отсеки с пушками – и многое-многое другое, что в мельчайших деталях, очень живо и ярко создает перед глазами картину – каким получился этот бесподобный корабль.


Это стал единственный музей, из которого я вышла потрясенной. Кроме неизгладимого впечатления у меня осталось чувство острой жалости. Безумно жаль людей, погибших в чреве корабля: он затонул слишком быстро, чтобы все успели спастись. И безумно жаль сам  великолепный корабль, в который было вложено столько труда и усилий, который был рожден, чтобы гордо бороздить морские просторы… А в итоге пролежал на морском дне больше 300 лет из-за ослиного упрямства одного человека, который ничего не понимая в кораблестроении, наплевал на предупреждения тех, кто в этом разбирался.

Роскошный корабль строился три года и затонул в считанные минуты Музей, Корабль, Васа, Стокгольм, Швеция, История, Длиннопост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Музей и эта история - потрясающие, конечно. Это громадное сооружение производит впечатление. Но больше всего я мечтала попасть в музей АВВА... И попала, причем бесплатно))

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Все мы разные)) Не сомневаюсь, что это тоже очень классный музей (а бесплатно - вообще здорово!)), но для меня музыка - это не главное в жизни. Да и в этот музей я бы не попала, если бы не настоятельная рекомендация нашей хозяйки.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку