Роман, который предсказал метавселенные (и гиперинфляцию)

Роман, который предсказал метавселенные (и гиперинфляцию) Фантастика, Киберпанк, Будущее, Метавселенная, Длиннопост, Литература, Перевод

«Лавина» Нила Стивенсона — роман, который достоин внимания и сам по себе, но в последнее время оказался на слуху благодаря тому, что именно там впервые прозвучал ныне знаменитый термин «метавселенная». У Стивенсона это полноценная виртуальная реальность, куда погружаются полностью с помощью специальных устройств и в котором пользователи находятся в виде аватаров. Какой на самом деле окажется метавселенная (и появится ли она вообще), нам еще предстоит увидеть.

Мы подготовили перевод недавней статьи Washingtonpost, посвященной понятию метавселенная, пророку от фантастики Нилу Стивенсону и немного — самой «Лавине».

На дворе начало 90-х, интернет только появился, а фантаст Нил Стивенсон уже придумал, что придет тому на замену. Он как раз писал «Лавину» — роман про виртуальную реальность, к которой можно подключиться с помощью VR-очков. Стивенсон думал, как бы назвать эту фантастическую вселенную, где пользователи носят созданные компьютером тела, ходят за покупками, тусят с друзьями, посещают концерты и всячески развлекаются. В голове возникло одно-единственное слово: метавселенная.

Прошло тридцать лет, и метавселенная Стивенсона готова воплотиться в реальности (виртуальной). Титаны Силиконовой долины работают не покладая рук, чтобы разработать ее. Говорят, что метавселенная придет на смену интернету. «Ситибанк» прогнозирует, что к 2030 году она будет стоить 13 триллионов долларов и насчитывать 5 миллиардов пользователей — около 60% населения планеты.

«Лавина» вышла тридцать лет назад и стала бестселлером: только в Северной Америке был продан миллион экземпляров. Этот роман — словно Библия для кое-кого в Силиконовой долине: сооснователь «Гугла» Сергей Брин сказал, что «он предвосхищает будущее».

«Лавину» чаще всего вспоминают в связи с понятием метавселенная. Но описанный там реальный мир до жути напоминает наш. В романе, действие которого происходит где-то в начале XXI века, США охвачены гиперинфляцией. Царит неравенство. И еще бушует вирус, погружая общество в хаос.

Тридцать лет назад Стивенсон предсказал будущее, а теперь формирует его. Вместе с Питером Вессенесом, сооснователем Bitcoin Foundation, он основал Lamina1, стартап, который использует технологию блокчейна, чтобы создать «открытую метавселенную» — открытую и децентрализованную. Проект уже привлек инвесторов, включая сооснователя LinkedIn Рида Хоффмана.

«Это отличная возможность как-нибудь применить популярность идеи метавселенной», — говорит Стивенсон. В последние годы он сомневался, «может, стоит просто стать отшельником» или «влезть в заварушку». И наконец решил, что нельзя устоять перед шансом «воплотить старые идеи тридцатилетней давности и новые идеи, которых тогда у меня еще не было».

Роман, который предсказал метавселенные (и гиперинфляцию) Фантастика, Киберпанк, Будущее, Метавселенная, Длиннопост, Литература, Перевод

«Сейчас», — говорит Стивенсон, «метавлесенная — это первичный бульон из кучи больших и малых компаний, которые сталкиваются друг с другом». Есть метавселенная Decentraland, управляемая пользователями, и Sandbox, где кто угодно может отстегнуть $450,000 и стать виртуальным соседом Снуп Дога. И будет еще сама мета, которой потребуется добрый десяток лет на запуск. Можно представить, что когда-нибудь пользователи будут порхать из одной в другую, как с сайта на сайт сегодня.

Каждая метавселенная будет уникальна: ролевые игры, интерактивные приключения, киберспорт, живая музыка и кто знает, что еще.

Стивенсон смотрит на Lamina1 (что значит на латыне «первый слой») как на способ дать инструменты создателям всего этого. Он объясняет так: «мы хотим наладить систему умных контрактов, которые упростят задачу для желающих создавать приложения в Метавселенной, чтобы они могли заниматься только этим и получать вознаграждение, если окажется, что людям нравится их продукт и они готовы за него платить». Он собирается и сам заняться созданием приложений. Деталей он не раскрывает, но сказал, что речь про мир «Лавины». Однако он подчеркнул, что Lamina1 — не музей Нила Стивенсона. «На долгую перспективу нам нужно много сторонних разработчиков, которые делают собственные продукты, используя нашу инфраструктуру для собственных целей».

Хоть больше всего Стивенсон известен как писатель, он еще и технарь. Он был главным футурологом в Magic Leap — стартапе, посвященном очкам смешанной реальности — до 2020, а до того стал первым работником Blue Origin, аэрокосмической компании Джеффа Безоса.

В 1999 году автор и председатель совета директоров Амазона, оба жители Сиэттла, попали на фильм «Октябрьское небо» — байопик про Хомера Хикэма, инженера из НАСА. После Безос сказал, что всегда хотел основать аэрокосмическую компанию. Стивенсон ответил: «Ну, а чего не прямо сегодня?»

Благодаря связям в IT и тому факту, что среди его читателей числятся Билл Гейтс и Джек Дорси, Стивенсон имеет репутацию гуру для IT-миллиардеров.

«На каждой его странице масса новых идей», — говорит Дженнифер Херши, редактор «Лавины» и нескольких других его романов. Недавно она перечитывала «Лавину» и поразилась, как Стивенсон предсказал неравенство между имущими и неимущими.

Главный герой «Лавины» — Хиро, наемный хакер тридцати с чем-то лет. В реальном мире он живет с соседом в грузовом контейнере. Но по словам самого Стивенсона, «когда живешь в полной заднице, у тебя остается Метавселенная». Там у Хиро целый особняк.

Роман, который предсказал метавселенные (и гиперинфляцию) Фантастика, Киберпанк, Будущее, Метавселенная, Длиннопост, Литература, Перевод

В недавнем романе «Падение» Стивенсон вернулся к теме виртуальной реальности, хотя и рассматривает ее здесь под совершенно иным углом

Но метавселенная Стивенсона далека от утопии. Вся инфраструктура — кабели и серверы — принадлежит Л. Бобу Райфу, злобному магнату, который запускает компьютерный вирус, «лавину», способную взламывать мозги и в метавселенной, и вне ее. Зараженные теряют способность свободно мыслить и начинают говорить на разных языках.

Выражение «завирусилось» еще не придумали в 1992 году, но «Лавина» по сути — большая аллегория на современные соцсети. «Конечно, тогда у нас никаких соцсетей не было», — говорит Стивенсон, но добавляет: «Я писал про типичное человеческое свойство — способность мозга заражаться идеями».

Стивенсон указывает, что, как и показано в «Лавине», метавселенная «не утопия и не антиутопия», но «она может превратиться и в то, и в другое». И добавляет: «Это просто естественное человеческое свойство».

Стивенсон, вероятно, один из самых реалистичных фантастов, но он не претендует на способность предсказывать, что случится с метавселенной дальше. Предсказал он лишь следующее.

«Когда начнут происходить удивительные вещи», — говорит он, — «тогда мы и откроем шампанское».

Материал подготовлен редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon.

Книжная лига

21.9K поста77.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.