34

"Ролевые игры" в жизни детей

Ролевые игры - это ситуации, в которых человек исполняет какую-то роль. Например, специалист на работе, дочь/сын/мать/отец в семье, муж/жена, ученик/учитель и много других ролей которые мы играем в повседневной жизни. Примеряя на себя эту "маску" мы подстраиваем и меняем своё поведение - роль ребёнка более послушна, чем роль родителя, в роли жены женщина более заботлива чем в роли коллеги. Мы ежедневно примеряем на себя десятки ролей в каждый момент своей жизни, перестав замечать сам механизм и способы его проявления. Это поведение стало автоматизированным, этаким режимом "по умолчанию" в нашем сознании. Такой разнообразной системе поведения человек научается в детском возрасте. Если у вас есть дети, то вы в какой-то момент замечаете, что ребёнку стало интересно играть с куклами, животными. Сначала, конечно, ребёнок просто изучает форму, текстуру, его радует цвет и мягкость игрушки. А потом, с взрослением он пытается "оживить" игрушку путём озвучивания её действий, приписывает ей характер, помещает в различные жизненные ситуации, старается окружить её другими игрушками. Вот этот процесс и называется ролевой игрой. Ребёнок создаёт условия для проявления характера, моделирует различные ситуации, которые раньше не были ему доступны, т. к. малый возраст побуждал родителей более тщательно относиться к окружению ребёнка. Нередко так получается, что ребёнок имеет узкий круг знакомств - близкие родственники, пара друзей родителей. С походом в сад у ребёнка возникает новая среда сверстников, новые незнакомые взрослые, с которыми он не знает как вести себя. Для этого он берёт посредника - куклу/игрушку и помещает её в ситуации, которые либо происходили с самим ребёнком, либо ситуации которые он видел с участием посторонних людей, либо же он просто придумывает эти ситуации. И уже с помощью посредника он старается выходить из них, нередко так, как уже однажды увидел - так поступали его родители, или сверстники. Например, часто бывает что мальчики, начиная играть с машинками, нередко удивляют своих родителей тем, что беспричинно агрессивны, могут крепко ругаться и нередко кричать на другие автомобили. К сожалению, нечасто родитель может отследить, что ребёнок повторяет линию поведения родителя, который часто водит машину. Т.е. ребёнок впитывает модель поведения близких и переносит её как стандартную реакцию в свою жизнь. Если такой ребёнок в будущем будет иметь машину, то он будет также агрессивен за рулём, как и его родитель. Если смотреть масштабнее, то ребёнок перенимает многое из поведения своих родителей - манеру общения со сверстниками, с противоположным полом, даже с родителями.



Для чего ребёнку ролевые игры? Как часто перед важным звонком или разговором вы выстраивали в голове примерную беседу, диалоги, что от вас потребуют или что спросят и что вы на это ответите, с какой интонацией и пр. Это стандартная схема поведения - подготовиться ко всему, чтобы снизит стрессовость новой ситуации. Также и поступает ребёнок - отыгрывает ситуацию, впечатывает в подсознание лучшую (на его взгляд) линию поведения и когда нужно - спокойно достает этот способ поведения и применяет его. Изменить потом такую линию бывает достаточно сложно, намного сложнее чем избавиться от неё или завести новую привычку. Да и вообще, не всегда люди задумываются о том, откуда у них сложилась такая модель поведения, от кого из окружения они её скопировали.


Для того, чтобы использовать эти знания себе на пользу как родителю можно сделать следующее:


Например, играя с ребёнком в подобные игры, попросить поиграть в детский сад, в школу, в магазин - так вы можете увидеть что происходит с ребёнком, когда вас нет рядом, какие ситуации от считает для себя важными и значимыми. Чтобы изменить модель поведения ребёнка вы должны многократно проигрывать воображаемые ситуации с ребёнком, чтобы укоренить в нём интересующую вас модель - например, смелость, упорство. Важно, чтобы вы и сами стали поступать подобным образом и показывать ребёнку правильное поведение на своём примере.

Дубликаты не найдены

+5
Супруг, например, со старшей до 3-4 лет играл в "Козу и Петуха"( это те фигурки, что нравилась ребенку). Причем Коза, за которую играл муж была со скверным характером, любила поскандалить из-за пустяков, нечестно поступит и т.д. Дочь в этих играх научилась , как правильно вести себя в конфликтных ситуациях. Сейчас, когда есть младший мальчишка, она демонстрирует верх дипломатиии, на которую способен ребенок 5 лет. Да и в саду на лидирующих позициях. А кроме того, мы прорабатывали с ней вариант, если к петуху или к козе подходит незнакомый человек, и хочет угостить конфеткой или показать котенка и т.п.
раскрыть ветку 1
+1

Класс! Замечательный пример, спасибо :)