Роль женщин в мире древних майя
Несколько недель назад мне задали вопрос о положении женщин в майянском обществе, пробудив мой интерес к подробному изучению данного вопроса.
Удалось обнаружить некоторые любопытные факты, о которых можно прочесть в этой статье.
Матери, жены, наложницы, служанки — присутствие женщины при дворе и в жизни правителя зачастую скрыто от посторонних глаз, но является необходимым и фундаментально важным. Роль женщин в майянском обществе по форме примерно соответствовала их положению в Старом свете. Однако по своей сути положение женщин довольно серьёзно отличалось. Ниже я объясню, в чём именно заключались различия и почему на Юкатане сложилась такая оригинальная картина.
Царица проводит ритуал. Йашчилан, VIII век н.э.
На пути к цивилизации.
Цивилизация Майя возникла не на пустом месте. Примерно четыре тысячи лет назад кочевые племена Мезоамерики начали постепенно переходить к осёдлому образу жизни. В течение последующих двух тысяч лет происходил плавный процесс развития и превращения племенных поселений в города. И параллельно этому процессу менялась роль женщины в майянском мире.
Первоначально возник ряд похожих друг на друга матриархальных культов, со временем ставших фундаментом для формирования пантеона богов, в свою очередь ставшего базой для создания единой языческой религиозной системы. Завершился этот процесс оформлением жреческой прослойки, ответственной за общение с божествами посредством многочисленных общественных ритуалов, и сменой отношения к женщине в рамках устоявшегося религиозного взаимодействия.
Короче, скучно. Кначалу нашей эры майя не придумали ничего нового, те же самые процессы можно наблюдать в любой точке мира в процессе перехода от голожопости к цивилизации.
А вот дальше — уже поинтереснее.
Тыква для привлечения внимания
Женщины и религия.
Сохранив своё сакральное значение в роли «хранительниц очага» и «продолжательниц рода», женщины получили достаточно любопытное высокое место в новой религиозной иерархии. И всё благодаря астрономии.
Не секрет, что древние майя были одними из лучших астрономов своего времени. Как следствие, движение небесных тел играло серьёзное значение как в религиозной, так и в бытовой сфере. На первом плане, конечно же, были наблюдения за Солнцем-мужчиной и Луной-женщиной. Важно отметить, что ,в силу ассоциации Луны с женщиной, известны случаи, когда правители городов не могли проводить ритуалы в лунные ночи. Вместо них подобные ритуалы полноправно проводили их жёны.
Таким образом, в религиозной сфере древних майя в классический период (период расцвета) женщины не находились в подчинённом положении относительно мужчин, но дополняли их статус, действия и ритуалы. Другими словами, только объединение мужского и женского позволит воссоздать изначальный, божественный дух, победить врагов, почтить предков, вызвать дождь и пролить благодать на города и веси.
Это довольно оригинальная концепция, несвойственная большинству государств древнего мира и средневековья. Майянские женщины играли в религиозной сфере значимую роль, что позволяло им играть важную роль в других сферах государственной жизни.
Женщины — правительницы.
Овальная палетка, реконструкция. Паленке, VII век н.э. Солнечный Властелин Пакаль, знаменитейший правитель Паленке, принимает инсигнии власти из рук своей матери.
Майянские женщины редко становились правителями, и тем не менее известно несколько случаев, когда женщины были не просто регентами или жёнами правителей, а брали всю полноту власти в свои руки, и даже присваивали себе титул «Кало(о)мте», «Царь Царей». Точнее, «царица».
Существуют свидетельства, что царицы правили в таких крупных царствах, как Тикаль (IV век н.э.), Наранхо (VII век н.э.), Пьедрас-Неграс (VIII век н.э.), Эль-Перу (VIII век н.э.). Причём как минимум в двух случаях (Наранхо и Эль-Перу) царицы брали себе титул «Кало(о)мте», подчёркивая своё могущество и статус. И в обоих случаях будущие царицы принадлежали к более знатным родам, чем их супруги.
Раскрашенный сосуд из белого камня, найденный в гробнице в Эль-Перу, содержит как портрет, так и надпись, указывающую, что владельцем предмета была «Госпожа Водяная Лилия-Рука», как дословно переводится имя Иш-К’абель. Также на сосуде указан её титул – «Госпожа Змеиная Владычица», свидетельствующий о её принадлежности к влиятельной "Змеиной" династии.
Анализируя озвученные факты, можно прийти к выводу, что положение женщин в государствах древних майя было значимым и стабильным. Женщины обладали сакральной значимостью с точки зрения религии, оставаясь при этом в центре «домовых» культов, что давало им не только защиту, но и определённую свободу воли, особенно в сравнении с женщинами Востока или средневековой Европы.
За рамками статьи остался факт монополии женщин на текстильное производство, который также добавлял майянкам возможностей влиять на свою жизнь и своё окружение.
И наконец, при определённом стечении обстоятельств, знатные майянские женщины, могли стать регентами и даже царицами. Не было непреодолимых ограничений, древние майя допускали женщин к управлению целой страной, если того требовала обстановка.
Майянские красавицы XX века.
На этом всё.
Мнения — в комменты.
Поговорить о жизни — в личку.
Источник: https://vk.com/wall-162479647_94528
Автор: Владимир Дробенков. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_257748553
Личный хештег автора в ВК - #Дробенков@catx2, а это наше Оглавление Cat_Cat (31.12.2019)
Лига историков
13.4K поста49.7K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения