28

Рогозину предложили возглавить «Роскосмос»

Создание новой структуры — инициатива самого бывшего вице-премьера, курировавшего «оборонку»

Рогозину предложили возглавить «Роскосмос» Космос, Реформа, Дмитрий Рогозин, Ракета, Оборона, Новости, Длиннопост

«Рассматривалось два основных варианта дальнейшего трудоустройства Рогозина — в Кремле, при этом речь шла о позиции помощника или советника президента, либо возглавить ракетно-космический холдинг, который планируется создать», — пояснил источник, близкий к Кремлю.

«Планируется переход Рогозина в «Роскосмос», который ожидает большое реформирование», — рассказал источник в окружении чиновника.

Этот же сценарий подтвердил и источник РБК в Минобороны. «Рогозина [назначат] на космос, чтобы потом, когда создадут ракетно-космический холдинг, сделать его руководителем этой структуры. Президент ему дал шанс исправить ошибки, допущенные в ходе работы в ВПК», — уточнил собеседник в военном-ведомтсве.


Рогозин занимал должность вице-премьера, курировавшего оборонно-промышленный комплекс (ОПК), но не вошел в обновленный состав правительства. Вместо него вице-премьером по ОПК станет замминистра обороны Юрий Борисов.


Универсальный ракетно-космический холдинг


Предполагается, что ракетно-космический холдинг объединит разработчиков и производителей всех видов ракетного вооружения, а также носителей гражданского назначения, спутников и космических кораблей. В состав структуры планируется включить госкорпорацию «Роскосмос», концерны ВКО «Алмаз-Антей» и «РТИ Системы», а также «Тактическое ракетное вооружение», писала газета «Известия». По ее информации, идея создания новой мегакорпорации принадлежит вице-премьеру Дмитрию Рогозину, курирующему оборонный комплекс и космическую отрасль.


Новая структура будет отвечать за производство широкого спектра продукции — от зенитных снарядов и гиперзвуковых боевых блоков до межпланетных автоматических зондов.


«Аллерген для общественного мнения»


В конце прошлого года эксперты фонда «Петербургская политика» назвали Дмитрия Рогозина в числе министров-«аллергенов» для общественного мнения. В частности, у вице-премьера был низкий коэффициент позитивного восприятия в СМИ, отмечали эксперты. На конец прошлого года он составлял 0,98, в то время как, к примеру, у министра спорта Павла Колобкова — 177.


Рогозин курировал первый в истории пуск с космодрома Восточный, который был перенесен на следующий день из-за «автоматического отбоя циклограммы». Второй пуск оказался неудачным. Премьер-министр Дмитрий Медведев критиковал чиновников, среди которых был и Рогозин, которые «бодро успели отрапортовать» об успехе пуска, и потребовал наказать виновных в неудаче.


Рогозину 54 года, он женат, имеет троих детей, указано на сайте российского правительства. Родился в Москве в семье крупного чиновника советской оборонной промышленности и военной науки Олега Рогозина. В 1986 году окончил международное отделение факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, спустя два года — экономический факультет Университета марксизма-ленинизма при МГК КПСС. С 1990 по 1994 год занимал должность вице-президента компании «РАУ-Корпорация». С 1994 по 1997 год был председателем исполкома «Международного конгресса русских общин».


С 1997 по 2007 год Дмитрий Рогозин занимал должность депутата Госдумы трёх созывов, заместителя председателя комитета по безопасности, председателя комитета по международным делам, руководителя российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы, руководителя фракции «Родина» и вице-спикера парламента.



С 10 сентября 2014 года — заместитель председателя Военно-промышленной комиссии России, председатель коллегии Военно-промышленной комиссии.


Подробнее на РБК:


https://www.rbc.ru/politics/14/05/2018/5af5ab6a9a79477b78097...

Найдены дубликаты

+22
Чью биографию не возьми - ни дня нигде не работали хоть кем то... Либо сразу вице-кто-то чего-то, либо председатель какой-то там организации, или просто в помощниках депутатов взрослел до депутатства....
+11
Ща дети вдруг проявят способности в космонавтике, как сынишка в производстве оружий.
раскрыть ветку 2
0

Оружия

раскрыть ветку 1
0

Это про оружий

+16
Был пиздец в российском космосе, а наступит пиздец по всему ракетостроению. Прощай, Алмаз-Антей, нам тебя будет не хватать!
+15

Блин когда уже у нас не через постель будут назначать. А то журналиста в роскосмос, анастезиолога в роскомнадзор...

+14
Назначать на высшие должности специалистов в данной теме? Да неее, бред какой-то. Давайте одни и те же рожи из ведомства в ведомства перебрасывать.
+6

пиздец

+5
>Президент ему дал шанс исправить ошибки, допущенные в ходе работы в ВПК


Странные дела творятся. Для "исправления ошибок" их "творца" назначают на новую не менее ответственную должность. Наверное, чтобы и там он наделал тоже самое? Ну, "коней на переправе не меняем", слышали. Обидно только то, что это не кони, это бараны и хламидии...

А если серьёзно, я бы ему не доверил даже руководить батутной фабрикой ...

+8

Ну что Роскосмос,помним,любим,скорбим

+4

Предрекаю Роскосмосу по победе каждый день после такого назначения, ахуенно просто, прощай космос

+3
Зато научит этих тупых инженеров и конструкторов как красиво отчеты писать.
раскрыть ветку 1
+3
Деревья сажать научит. Он это умеет.
+11

Патриотики, а это хорошая новость?

раскрыть ветку 3
+15

Имхо смотря для кого.

Я как обычный инженер, отдавший уже считай полжизни самому что ни есть "служению родине", реально не вдупляю какого хрена на подобные посты ставят не прожженых технарей, лет 30 отпахавших прямо по профилю, а таких вот с журналистско-экономическим образованием.

раскрыть ветку 2
+8
Путин никого не знает из технарей, вот кого знает того и ставит. Охраник его Калининградской областью даже поигрался, но не понравилось.
+12

Есть колода этих чуваков, и их тасуют туда-сюда

При таком порядке, очень мало вероятно, что кто-то будет иметь специфическое образование и опыт

Одни и теже лица прыгают с должности на должность в абсолютно разных областях

Вы друзья, как не садитесь...

+2

Это просто пиздец - насколько они сказочные долбоёбы...

Иллюстрация к комментарию
+1

Ничего так работодатель о своих работниках заботится. Раз - и на тебе целая отрасль с барского плеча, командуй. Ну, про оптимизацию медицины и образования уже все знают. Так и здесь будет, к бабкам ходить не надо.

0

А раньше он чем занимался-то?


Путин поручил ускорить разработку сверхтяжелой ракеты на 10 лет. Президент России Владимир Путин потребовал ускорить процесс разработки сверхтяжелой ракеты. Об этом рассказал зампред правительства Дмитрий Рогозин по итогам совещания по развитию космической отрасли. Новая ракета сверхтяжелого класса может появиться после 2025 года, заявил он.


Подробнее на РБК:

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/592300229a794712b2c780ce

Похожие посты
100

Ракета Энергия 2 (Ураган), демонстрация многоразовых ступеней

По идее ролик должен был сделать Роскосмос, для демонстрации потенциала  :) Но нет


https://ru.wikipedia.org/wiki/Энергия_(ракета-носитель) 

«Энергия II» (также называемая «Ураган») проектировалась как полностью многоразовая. В отличие от базовой модификации «Энергии», которая была частично многоразовой (как американский Спейс шаттл), конструкция «Урагана» позволяла возвращать все элементы системы «Энергия» — «Буран», аналогично концепции Space Shuttle. Центральный блок «Урагана» должен был входить в атмосферу, планировать и садиться на обычный аэродром

116

«Фрегат»: 20 лет успешной работы

«Фрегат»: 20 лет успешной работы Космос, Ракета, Фрегат, Роскосмос, НПО им Лавочкина, Длиннопост

В феврале исполняется 20 лет со дня запуска первого разгонного блока «Фрегат». Процесс создания нового поколения разгонных блоков начался еще в начале 90-х годов в НПО Лавочкина. Новый «разгонник» должен был увеличить массы полезных нагрузок, повысить точность выведения и расширить перечень орбит, доступных для средств выведения.

«Фрегат»: 20 лет успешной работы Космос, Ракета, Фрегат, Роскосмос, НПО им Лавочкина, Длиннопост

Так выглядел базовый модуль Фрегат. При сухой массе 945Кг  суммарно вмещал 6235кг несимметричного диметилгидразина и тетраоксида диазота.

Первый его полет состоялся 9 февраля 2000 г. с космодрома Байконур в составе ракеты-носителя «Союз-У». Этим пуском начата серия летно-конструкторских испытаний с целью подтвердить правильность конструктивных решений, принятых при проектирование разгонного блока. После проведения первых запусков, с целью улучшения тактико-технических характеристик разгонного блока «Фрегат», была проведена его поэтапная модернизация.

«Фрегат»: 20 лет успешной работы Космос, Ракета, Фрегат, Роскосмос, НПО им Лавочкина, Длиннопост

Базовый «Фрегат» положил начало целому семейству высокоэффективных разгонных блоков, которые созданы и создаются на его основе. Применение на «Фрегате» дополнительных топливных ёмкостей и сбрасываемого торовидного блока баков позволили существенно увеличить массу заправляемого топлива и, тем самым, повысить эффективность разгонного блока.

«Фрегат»: 20 лет успешной работы Космос, Ракета, Фрегат, Роскосмос, НПО им Лавочкина, Длиннопост

Основой конструктивно-компоновочной схемы РБ «Фрегат» является блок баков, построенный по моноблочной несущей схеме. Он имеет торосферическую конфигурацию, состоящую из шести сваренных между собой сферических емкостей, разделенных сферическими донышками. Сферическая форма обладает наилучшими прочностными характеристиками, что позволяет существенно снизить массу бака. Четыре из них являются баками окислителя и горючего, две ёмкости являются отсеками для размещения бортовых приборов и оборудования (один из них герметичен).

«Фрегат»: 20 лет успешной работы Космос, Ракета, Фрегат, Роскосмос, НПО им Лавочкина, Длиннопост

В одном из контейнеров (герметичном) размещается моноблок системы управления, включая аппаратуру спутниковой навигации (АСН) и вентиляторы системы обеспечения теплового режима, в другом (негерметичном) – малый приборный отсек, служебные блоки, а также шаробаллоны высокого давления МДУ и ДУ СОЗ.

«Фрегат»: 20 лет успешной работы Космос, Ракета, Фрегат, Роскосмос, НПО им Лавочкина, Длиннопост

На изображение РБ Фрегат СБУ со сбрасываемым баком.


При тяге двигателя в 2тс и собственной массе в 1000кг Фрегат СББУ - размещает 7100кг топлива в базовом модуле и 4800кг в сбрасываемом торовидном баке.


Напомним, что по мимо РБ Фрегат в Российской космонавтике так же существуют и другие разгонные блоки на "высококипящем компоненте топлива."

Такие как РБ Бриз-М и РБ Волга.

«Фрегат»: 20 лет успешной работы Космос, Ракета, Фрегат, Роскосмос, НПО им Лавочкина, Длиннопост
«Фрегат»: 20 лет успешной работы Космос, Ракета, Фрегат, Роскосмос, НПО им Лавочкина, Длиннопост

Тык

Показать полностью 6
1149

Дмитрий Рогозин отказался поддерживать ученых по проекту «Спектр-РГ»

Дмитрий Рогозин не намерен поддерживать ученых, работающих по программе космической обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма». Это, как и поддержка сайта миссии, для Роскосмоса — непрофильная деятельность. Как печалятся российские астрономы и почему для Роскосмоса производство санок важнее поддержки ученых, рассуждает редактор отдела «Наука» «Газеты.Ru».

12 июня 2017 года один из самых цитируемых астрономов в мире Рашид Сюняев, выступая в Кремле на церемонии вручения Государственной премии, мало кого оставил равнодушным. Эмоционально рассказывая о черных дырах и тайнах космоса, он заставил улыбаться буквально всех собравшихся – гостей, политиков и вручившего ему награду президента Владимира Путина.


«Через год Россия планирует запустить громадную обсерваторию «Спектр-РГ». И цель этой обсерватории – создать детальную карту всей Вселенной. Нанести на нее миллионы источников», — говорил академик, показывая руками ширину запускаемого телескопа.

Он хотел обратить внимание руководства страны на важность поддержки астрономии, и главное – на предстоящий пуск уникальной космической обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма», важнейший для России за последние годы.

Этого запуска, который несколько лет постоянно откладывался, ждало все мировое астрономическое сообщество.


Обсерватория состоит из двух рентгеновских телескопов: ART-XC (Россия) и eROSITA (Германия), работающих по принципу оптики косого падения. Это крупнейший совместный проект России и Германии в области астрофизики, нацеленный на решение фундаментальных вопросов космологии: природы темной энергии и темной материи, возникновения и роста сверхмассивных черных дыр, а также поиск объектов неизвестной природы.


Хоть и не через год, но запуск долгожданной миссии все же состоялся – она отправилась в точку Лангранжа L2 летом 2019 года, и на фоне многолетнего затишья в российском научном космосе ее старт действительно стал событием мирового масштаба. Ведь последний раз страна запускала нечто подобное в 2011 году – весьма успешный проект «Радиоастрон».


Однако запущенная в космос и пока только радующая ученых обсерватория оказалась уникальной еще по одной причине. Пожалуй, впервые космическая держава отправила в космос дорогостоящий инструмент (около 5 млрд руб.) и использует его не с максимальной эффективностью, по сути, экономя на копейках.


Трудно представить себе, чтобы, например в NASA, добровольно отказались от части открытий космического телескопа Hubble из-за отсутствия денег на обработку данных или из-за отсутствия студентов, делающих это бесплатно.


Запуск любой научной миссии в космос, будь то марсоход или обсерватория — это не только постройка и испытание самого аппарата, подготовка ракеты и старта. Это выделение средств на наземное сопровождение миссии, на привлечение людей для обработки полученных данных, которые должны работать только по этому проекту, а не по остаточному принципу, отвлекаясь от других задач.


Для космических обсерваторий зачастую необходимо и широкое участие наземных инструментов, которые позволяют изучать вновь открытые объекты в других диапазонах.


Все это стоит немалых денег, которые возвращаются в виде открытий и научных публикаций, в итоге поднимающих престиж страны: кто открыл – тому и слава.


В случае с СРГ наземная поддержка особенно важна: обсерватория заточена на массовое открытие новых рентгеновских источников, а изучить новый источник – значит, в первую очередь, получить его спектр оптическим наземным телескопом, чтобы «застолбить» открытие.


Как с наземной поддержкой СРГ обстоит дело в России, прекрасно проиллюстрировали разговоры ученых на недавней конференции «Астрофизика высоких энергий сегодня и завтра» в Институте космических исследований (ИКИ РАН), где гвоздем программы как раз и были первые результаты миссии.


К примеру, самый крупный (6 м) российский телескоп БТА имеет средние по мировым меркам возможности большого телескопа, однако без специально изготовленных спектрометров он не может работать с огромным количеством объектов, которые будет открывать СРГ. «Чтобы хоть как-то удовлетворить аппетиты СРГ, нужно разрабатывать и специальную программу поддержки оптических наблюдений и ключевую программу наблюдений на 6-метровом телескопе. Чтобы эта работа стала систематической, а не эпизодической», — с горечью отметил завлабораторией спектроскопии и фотометрии внегалактических объектов Специальной астрофизической обсерватории РАН (САО РАН) Сергей Додонов.


Специалисты САО РАН уже давно готовы сделать мультиобъектный спектрограф для 1,5-метрового российско-турецкого телескопа РТТ-150, позволяющего снимать спектры свыше ста объектов одновременно. Это позволило бы получить спектры 70% объектов из обзора СРГ, однако на изготовление прибора нужны деньги и не меньше двух лет – говорят в САО.


«Мой опыт показывает, что и в САО РАН, и в других местах у нас в стране, если говорят, что сделают спектрометр за два года, сделают через пять. Хотя бы потому, что еще год будут выбивать эти деньги, а у людей, которые это будут делать, есть и другая работа», — уверен академик Сюняев, научный руководитель миссии.


«Существующих возможностей только САО РАН явно недостаточно для оперативного анализа гигантского объема данных, который начал поступать от миссии СРГ… Если уж не строить новые телескопы, то давайте дооснащать имеющиеся новым эффективным инструментарием. И о кадрах тоже забывать не надо», — сказал «Газете.Ru» директор САО РАН Валерий Власюк.


На той же конференции ученые признались, что спектральные наблюдения по программе СРГ на другом российском телескопе в Саянах ведутся только тогда, когда туда приезжает аспирант из Москвы.


Не готовы работать про программе СРГ и радиотелескопы, чья поддержка сильно помогла бы миссии СРГ.


Не в лучшем состоянии находится Крымский радиотелескоп РТ-22. «Состояние РТ-22 не то, чтобы критично, но оно вызывает тревогу. Предельные потоки, которые нужны, труднодостижимы, часто возникают остановки по техническим причинам, которые вообще не объясняют заявителям», — заявил Власюк.


Обработка данных СРГ – колоссальная ежедневная работа огромного количества людей. Работа с этими данными не менее важна, чем сами наблюдения, без нее эти данные просто пропадут, уверены ученые.


«От Роскосмоса мы не получили ни копейки денег на те научные группы, которые обрабатывают результаты наблюдений СРГ.


Раньше на американском рентгеновском телескопе Chandra было так – обработал астроном миллион секунд наблюдательного времени — его университет получил от NASA доллар за секунду наблюдений. На то, чтобы эти данные были наилучшим способом обработаны, на все это нужны современные компьютеры, привлечение студентов и так далее», — рассказал «Газете.Ru» один из участников миссии СРГ.


Как у них


«В Германии ситуация совершенно иная. Общество Макса Планка (германский аналог Академии наук) очень богато. Задолго до запуска телескопа немцы поставили в Чили два телескопа, они специально будут поддерживать eROSITA», — пояснил источник.


Пикантности ситуации добавляет тот факт, что немцы получат лишь половину неба, которое покроет их телескоп eROSITA – восточная часть достанется российским ученым в счет запуска немецкого телескопа на российской ракете.


«Несмотря на то, что проект СРГ идет очень давно, практически никакой подготовки к оптической поддержке у нас в стране не было, особенно, если сравнить с тем, что делается для поддержки с немецкой стороны», — отметил Додонов. А сравнить тут действительно есть, с чем.


«Для нашей части данных eROSITA (западное полушарие) мы создали множество коллабораций, от оптических до радиоволн. Среди них SDSS (США), DES (США), SPT (США), 4MOST (США), JPAS (Испания, Бразилия), SUBARU HSC (Япония), AAL (Австралия), EUCLID (ЕКА). Общее число участвующих ученых – 150 в Германии, плюс 50 по миру. Мы делимся с этими партнерами научными результатами, но обмена деньгами нет, — пояснил «Газете.Ru» Петер Предель, научный руководитель проекта eRosita. – Конечно, эта работа требует денег для ученых, которые этим занимаются. Не знаю, как в России, но в Германии большинство ученых получают грантовые деньги («soft money») по временным контрактам.


Эти деньги приходят по запросу от различных источников в Германии и ЕС. Оценить вклад моих коллег в этих коллаборациях сложно, но я бы оценил это в эквивалент 5-8 полных ставок. Мы уверены, что все эти коллаборации нужны для правильного использования данных по половине неба.


Надеюсь, что такие же работы планируются или реализуются с российской стороны, чтобы гарантировать, что другая часть неба будет эффективно обработана.


Ведь мы создавали eROSITA для всего неба!».


Поддержка словом


Фактически абстрагировавшись от поддержки ученых, работающих по программе СРГ, Роскосмос не забывает пиариться на успехе миссии.


С момента запуска обсерватории пресс-служба госкорпорации выпустила три десятка релизов, посвященных ее работе и первым результатам.


20 декабря глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин провел пресс-конференцию по первым результатам работы обсерватории, где корреспондент «Газеты.Ru» попросил его прокомментировать ситуацию.


«Роскосмос не отвечает за астрономические обсерватории наземного базирования, за это отвечают институты РАН. Мы никогда этим не занимались», — ответил он. А присутствовавший на встрече глава РАН Александр Сергеев прямо предложил отдать часть наземных наблюдений иностранным ученым, то есть фактически потеряв право «первой ночи» на источники, уже оплаченные российскими налогоплательщиками.


«Да, хорошо бы смотреть на объекты в нескольких диапазонах длин волн. Почему оптическую или ультрафиолетовую информацию, которая нам нужна, обязательно надо получать с помощью наших приборов? Есть же международное сотрудничество, ведь все это очень дорого», — сказал Сергеев.


Ответ на этот вопрос дал академик Сюняев, для которого запуск СРГ стал главной целью последних нескольких лет работы. «Да, к этой работе мы можем подключать любые иностранные наземные обсерватории, но в этом ли заинтересовано наше правительство? Для нас было очень важно, чтобы мы получали наземную поддержку именно от российских наземных обсерваторий, чтобы там была жизнь, чтобы молодые люди видели важные задачи, открывали новые квазары», — считает он.


Обработка данных СРГ именно российскими учеными даст возможность им публиковать статьи в высокорейтинговых научных журналах – кстати, именно этого требует выполнение нацпроекта «Наука» и по этому критерию сегодня оцениваются институты РАН и вузы.


«К нам же с радостью прибегут иностранцы, ведь них уже есть готовые инструменты! Десять квазаров с высоким красным смещением – это статья в очень приличном журнале. А у нас таких квазаров — тысячи. Но если измерять красные смещения будут иностранцы, то российские ученые будут лишь соавторами этих публикаций», — добавил Сюняев.


На той же пресс-конференции Рогозину был задан вопрос о планах популяризации достижений СРГ, ведь у того же телескопа Hubble да и всех миссий NASA и ЕКА есть свои сайты, а на их поддержание и популяризацию выделяются специальные ставки и деньги.


В ответ президент РАН рассказал о конференциях в ИКИ с привлечением молодежи и о базовых школах РАН, а Рогозин сказал, что к популяризации надо привлекать университеты и студенчество.


Сегодня российский сайт миссии СРГ, не получая ни копейки средств на это от Роскосмоса, на общественных началах поддерживают сотрудники ИКИ РАН.


«В Роскосмосе нас не поддерживают, называют это непрофильной деятельностью»,— отметил источник в институте.


Дмитрий Рогозин не раз говорил, что сравнивать Роскосмос с тем же NASA не корректно: бюджет американского агентства в 20 раз превышает бюджет российского, а зарплата самого Рогозина выше зарплаты его американского коллеги, потому что Роскосмос, помимо прочего, занимается баллистическими ракетами.


Для Роскосмоса, предприятия которого помимо ракет производят трамваи, детские санки, пивоварни, автобусные остановки, протезы и кухонные комбайны, поддержка российских ученых и популяризация космоса оказалась непрофильной деятельностью. Обсерватория проработает на орбите 5 лет, и время для исправления ситуации еще есть, вопрос — найдет ли деньги Роскосмос, Минобрнауки или, что менее вероятно, сама РАН.


По подсчетам ученых, постройка одного мультиобъектного спектрометра для телескопа БТА, необходимого для работы по программе СРГ, обойдется в 10 млн рублей. Примерно столько обычно тратит Роскосмос на полет Дмитрия Рогозина на космодром Восточный, арендуя для него свой же ведомственный самолет.


При этом деньги для таких полетов находятся без проблем и сразу.


Кстати, недавно в Роскосмосе заявили, что намерены заняться извозом на купленных за бюджетные деньги для космонавтов самолетах Ту-204, очевидно, признав это наряду с производством санок своей профильной деятельностью.

ссылка

Показать полностью 1
76

"Ангара" проблем: Почему новая ракета-носитель до сих пор не летает

"Ангара" проблем: Почему новая ракета-носитель до сих пор не летает Ангара, Роскосмос, Космос, Дмитрий Рогозин, Космодром Восточный, Центр Хруничева, Длиннопост

6 января исполнилось 25 лет указу президента России «О разработке космического ракетного комплекса (КРК) “Ангара”». Однако за четверть века российской космонавтике так и не удалось наладить серийное производство этих носителей, хотя предполагалось, что к настоящему времени они станут основными средствами доставки в космос грузов и экипажей. Почему не случилось?


КРК «Ангара» был призван заменить большинство из использовавшихся в 1990-е ракет: «Ангара А5» — вместо экологически вредного «Протона-М», «А3» — взамен украинского «Зенита», «Ангара-1.2» должна была занять нишу «Циклона-2/3» и «Космоса-3М». Реализация этой цели позволила бы российским властям заново собрать разрушенную после исчезновения СССР космическую отрасль, локализовав производства и запуски внутри страны.


Ситуация в стране на старте проекта была отчаянной, но уже через 9 месяцев после Беловежских соглашений был объявлен конкурс на проектирование и создание нового КРК. Соревновались три ведущих предприятия, победил ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Проект и финансирование утвердили довольно споро, но работа застопорилась, не начавшись: пару лет совершенствовали конструкцию будущей «Ангары» на бумаге. Эта задержка, однако, оказалась самой незначительной в череде всех последующих. О чем речь?


На этот вопрос дает ответ двухтомник «Космический ракетный комплекс “Ангара”: история создания», написанный бывшим генеральным конструктором ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Владимиром Нестеровым. Никогда еще за более чем 60 лет существования отрасли «космическая кухня» России не открывалась настолько стороннему наблюдателю: в книге собраны сотни документов не только по проекту «Ангара», но и по смежным отраслям за почти два десятилетия. Их изучение позволяет понять, в каком состоянии сегодня находится не только сам проект, но и вся некогда ведущая отрасль страны.


Дорогое удовольствие


Как и в любом другом секторе экономики, в космической отрасли существует прямая зависимость между инвестициями и отдачей. Разница только в порядке цифр — тут счет идет на миллиарды. При этом сбой финансирования чреват не только срывом графиков, но и потерей места на рынке, а то и исчезновением целых технологических линий или научных бюро.


Лидерство СССР в космической гонке во многом объяснялось щедростью советского руководства, отводившего на реализацию космических программ изрядную долю имевшихся тогда государственных средств. Даже в уже непростом с финансовой точки зрения 1989 году «на космос» выделили 6,9 млрд рублей (свыше 10 млрд долларов). Россия такие расходы не потянула сразу и в начале — середине 1990-х финансирование упало почти до нуля. Выправить крен в финансировании отрасли удалось только к 2010-м годам.


Бюджетный максимум Роскосмоса был зафиксирован в 2013–2014 годах. По мнению специалистов, если бы такой уровень удалось сохранить лет пять, а лучше — десять, Россия обзавелась бы полноценной орбитальной группировкой, достроенным космодромом Восточный и активно летающей в космос «Ангарой».


Но вышло иначе: Федеральная космическая программа была урезана. Вместо планировавшихся на 10 лет 2,7 трлн рублей осталось только 1,4 трлн рублей. Еще хуже поступили с Федеральной программой развития космодромов. Первоначально на нее планировалось выделить 750 млрд рублей (50 — на Байконур, 180 — на Плесецк и 530 — на Восточный). Позднее они превратились в 550 млрд, а потом и вовсе в 340 млрд рублей. Это был тяжелейший удар по космической отрасли.


Одновременно усилилась конкуренция на рынке коммерческих запусков из-за появления новых игроков, и, как следствие, обмелел приток валютных поступлений.


Но вернемся к созданию «Ангары». В книге Нестерова приведены цифры: в 1995–1996 годах деньги дало только Минобороны, в 1997 году — МО и Российское космическое агентство (РКА — предшественник Роскосмоса). С 1998 года перебои с финансированием пошли уже с двух сторон: военные вместо 99 млн выделили 6,5 млн рублей, РКА — ни копейки. Год спустя ситуация повторилась: МО дало 1 млн вместо 115 млн рублей, РКА — опять ноль. В 2000 году военные оказались щедрее (48,3 млн вместо 115 млн), РКА — снова ноль… Всего до 2005 года, когда началось нормальное финансирование, было выделено 4 процента от всех необходимых бюджетных средств. Но чистая арифметика тут не работает: в кризис 2008 года потребовались дополнительные ассигнования на проект — из-за роста цен на энергоносители, материалы и зарплаты, а также из-за уточнения цифр смет после проведенных испытаний и в результате уточнения конструкторской документации. По книге Нестерова можно проследить, как менялось финансирование проекта «Ангара» с годами и как от этого сдвигались графики и планы подготовки узлов, агрегатов.


Например, президентский указ от 30 ноября 2008 года (№ 1656) устанавливал график проведения летных испытаний «Ангары» в 2010–2011 годах и последующее использование этих ракет, в том числе и для коммерческих запусков, начиная с 2013 года. Однако испытания удалось провести только в 2014-м. Казалось бы, вот она, заветная черта — с конца 2014 года «легкая» и «тяжелая» «Ангара» у России формально есть. Почему же эти носители не используют? Тому две основные причины. Первая — перебои в работе ГКНПЦ им. М.В. Хруничева из-за перевода производств из Москвы в Омск, вторая — неготовность космодрома Восточный для старта «Ангары».


Куда уехал цирк


Русская пословица гласит, что один переезд равен двум пожарам. То есть на такие риски и затраты, когда речь идет о переводе в другое место налаженного производства, рекомендуется идти в крайнем случае и очень продуманно. Острой же необходимости в быстрой переброске производства «Ангары» из Москвы в Омск специалисты не видят до сих пор.


Официальная версия переезда, озвученная несколько лет назад, гласила, что проблема в сварке: на омском «Полете» используется фрикционная сварка, необходимая при создании «Ангары», тогда как на московском заводе, где долгие годы делают «Протон», аргонно-дуговая. Не проще, а главное, не дешевле ли в такой ситуации поменять метод сварки? Такой вопрос, похоже, отраслевое руководство сильно не заботил. Еще одна причина переезда, озвученная официально,— выгодность расположения: Омск ближе к космодромам Плесецк и Восточный. Аргумент так себе: за годы существования отечественной космонавтики изделия успешно возили и в Плесецк, и на Байконур, так что ссылка на расстояние лукава.


Впрочем, в итоге сделали как хотели. А последствия решения о переброске производства за Урал известны, и конструктор Нестеров в своей книге об этом подробно пишет: налаженный производственный цикл на самом мощном в России профильном холдинге был нарушен, из его состава практически выведено три крупных предприятия численностью около 16 тысяч человек («Протон-ПМ» в Перми, КБХА и ВМЗ в Воронеже), проведены массовые сокращения персонала под эгидой оптимизации производства (самая существенная потеря — ветераны производства), подорваны, а то и разрушены производственные связи. Опытно-конструкторские работы также пострадали от переезда. Сказались эти перемены и на налаженном за десятилетия цикле по изготовлению и запускам «Протона» (в 2007–2013 годах ГКНПЦ им. М.В. Хруничева запускал в среднем в год по 10–12 «Протонов», обеспечивая треть мирового космического грузопотока, а в 2016 году было запущено всего три, в 2017 году — два, в 2018-м — четыре).


А на омском «Полете» вместо постепенного и поэтапного освоения серийного производства «Ангары» был включен сверхзатратный авральный режим: первый этап модернизации мощностей «Полета» обошелся казне в 7 млрд рублей (один только гальванический цех — 250 млн рублей), второй этап — 10 млрд рублей, но процесс так и не завершен. А решение о резком переводе производства на неготовые площади с неподготовленным персоналом не просто обошлось в копеечку, но и ожидаемого эффекта не дали: сроки изготовления новых ракет «Ангара» постоянно откладываются, равно как и запуск ее серийного производства (новая дата теперь — 2023 год). Так зачем было идти на риск? Убедительного официального ответа специалисты не видят, зато прагматичное неофициальное толкование давно гуляет по Сети: филевские территории ГКНПЦ им. М.В. Хруничева — настоящий Клондайк с точки зрения их будущей коммерческой застройки…

"Ангара" проблем: Почему новая ракета-носитель до сих пор не летает Ангара, Роскосмос, Космос, Дмитрий Рогозин, Космодром Восточный, Центр Хруничева, Длиннопост
В.Е. Нестеров. «Космический ракетный комплекс „Ангара“. История создания». В 2 томах. Издательство «Ремарко». М., 2018. В продажу книга не поступала. Интернет-версия отсутствует


Пару месяцев назад случилась занятная коллизия: скоропостижно был расторгнут контракт между Роскосмосом и ГКНПЦ им. Хруничева (на 2 млрд рублей) на производство «Ангары-1.2». Официальная позиция руководства отрасли: смена носителя — стандартная практика, более мощный «Союз» лучше справится с задачей по выводу на орбиту спутников «Гонец», под который изначально «подписывали» филевско-омскую ракету. Эксперты на такое заявление только пожимают плечами: традиционно все ракеты-носители (РН) рассчитаны под конкретную нагрузку и при заключении контракта все нюансы учитываются, да и сам контракт с ГКНПЦ им. Хруничева был подписан всего-то в конце июня. Выходит, за 4 месяца до отказа от него было неизвестно, аппарат какого веса намерены были отправить на орбиту? К тому же «Гонец» для «Союза» — слишком легкая ноша (6 тонн полезной нагрузки окажутся не задействованы). Как говорят эксперты, это все равно что вместо «Газели» арендовать «КамАЗ» для транспортировки холодильника. И как все это понимать? А вот как: для людей сведущих предложенное публике обоснование значит только одно — неготовность не только носителей, но и космодрома.


К носителю вернемся чуть позже, сначала о космодроме. Восточный и правда еще не скоро станет стартовой площадкой для «Ангары». Хотя бы потому, что возведение ее пускового комплекса в прошлом году только начали. В 2014 году испытания «Ангары-1.2» и «Ангары-А5» проводились с космодрома Плесецк, хотя, согласно первоначальному плану, «Ангара» должна была стартовать с Байконура в составе космического ракетного комплекса «Байтерек». Однако совместный российско-казахский проект по строительству нового стартового комплекса на Байконуре, начатый еще в 2004 году, тогда же примерно и остановился, и площадку для «Ангары» решено было готовить на Восточном, а «Байтерек» использовать для пусков украинской РН «Зенит». В 2014 году, однако, переиграли и эту схему, так что сегодня на «Байтереке» позиционируется «Союз-5», да и на Восточном первым стали делать комплекс… для «Союза».


Эксперты объясняют это тем, что строителям требовалось отчитаться о сдаче первой очереди космодрома, а возведение стартового стола для «Ангары» такого не позволяло (старт для «Союза» выходил более дешевым и быстрым для установки). Резон понятен, но, как говорится, не очевиден: при том что в России сегодня изготавливается от 12 до 18 РН «Союз» в год, а действующих стартовых комплексов под него аж шесть, идея реализовалась не лучшая: ради двух-трех пусков в год тратятся миллиарды на обслуживание инфраструктуры, содержание обслуживающего персонала и боевого расчета (последний, к слову, до сих пор привозят с Байконура).


Между тем в 2012 году, когда решался вопрос о переводе стартов из Казахстана в Россию, тогдашний глава Роскосмоса Владимир Поповкин ратовал за обязательность осуществления пилотируемых программ именно с космодрома Восточный. Это, по мнению экспертов, позволило бы вдохнуть в космодром жизнь, гарантируя его персоналу по 5–6 запусков в год. План хороший, но когда еще сбудется?


Стартовый стол для «Ангары» обещают построить на Дальнем Востоке к 2022 году, но сроки вызывают сомнения даже у оптимистов. В книге Нестерова подробно описано, каких сил, времени и средств потребовало создание комплекса под «Ангару» в Плесецке — на обжитом и исправно функционирующем космодроме. Если кратко, то восемь лет и 24,8 млрд рублей. И даже при том что процессом руководили военные, не обошлось без ЧП и срывов. Что же ждать на Восточном, где процент недостроя первой очереди (инфраструктура и жилые дома) крайне высок, а на подрядчиков уже заведены 163 уголовных дела (109 из которых переданы в суд), а сумма затрат на возведение «ангарского» комплекса в 10 раз больше, чем было в Плесецке,— 300 млрд рублей.


С запусками «Ангары», короче, придется повременить до полной готовности объекта. Если к тому времени будет что запускать: по словам вице-премьера Юрия Борисова, «ракета не соответствует требованиям, которые к ней предъявляет основной заказчик». Вице-премьер говорил о второй по счету «Ангаре-А5», которая была изготовлена на полтора года позже графика, да еще с таким количеством огрехов, что Минобороны отказалось ее принимать. Оно и понятно: на качестве и скорости сборки не могло не сказаться состояние «на чемоданах», в каком уже пребывает ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Сейчас идет изготовление третьей по счету «Ангары» и тоже с проблемами: обещанный срок — 2018 год — пройден, 2019 год — пройден, и будет ли пуск в 2020 году — тоже большой вопрос, летные испытания «Ангары» безнадежно сорваны.


Между тем, согласно госпрограмме вооружения, до 2020 года должны были произвести 18 пусков «Ангары» легкого, среднего и тяжелого классов (на что из бюджета были выделены 47,6 млрд рублей). Но от средней ракеты отказались вовсе (весной прошлого года), с тяжелой наблюдаются «производственные трудности», а легкая до сих пор «в процессе»: при том что в госпрограмме средства на опытно-конструкторские работы по «Ангаре-1.2» были запланированы в полном объеме, к сроку — 2017 году — работы не были закончены, летные испытания даже не начаты, а сроки отодвинуты на 2020–2021 годы. Сомнения, впрочем, и в них: в генеральном графике, подписанном Минобороны и Роскосмосом, в 2015–2018 годах должны были быть внедрены новые технологии, технические решения и новые материалы, позволяющие поднять грузоподъемность РН «Ангара» и уменьшить ее стоимость, что позволило бы компенсировать увеличение веса российских космических аппаратов и обеспечить их успешное выведение на орбиту; с деньгами проблем не было — дали сколько просили (7,96 млрд рублей), но работы почему-то не были сделаны.


Кроме того, в 2017–2018 годах должны были начаться летные испытания кислородно-водородного разгонного блока (КВРБ) для «Ангары-А5», что позволило бы на 25 процентов увеличить грузоподъемность этой ракеты на высокие орбиты и полностью догнать зарубежных конкурентов по этому параметру, несмотря на невыгодное географическое расположение отечественных космодромов. Но работы не вышли из стадии выпуска рабочей документации. Еще в госпрограмме были предусмотрены средства для строительства на космодроме Плесецк второй пусковой установки со всеми системами и инфраструктурой для осуществления запусков «Ангара-А5» с КВРБ (17,256 млрд рублей). Строительство так и не начато…


«Ангара» vs «Союз»


Роскосмос отказался от создания средней ракеты — «Ангара-А3» — в апреле прошлого года ради развития проекта «Союз-5». В официальных заявлениях «Ангара» по-прежнему именуется основным носителем в легком и тяжелом классе, а отказ от средней ракеты объяснен тем, что «Союз-5» имеет ту же грузоподъемность и было бы неразумно дублировать мощности.


Эксперты соглашаются, что подход «не держать все яйца в одной корзине» логичен. Но в конкретном сюжете есть существенные нюансы. Работы по «Союзу-5» только начаты, тогда как по «Ангаре-А3» оставалось отработать программное обеспечение для системы управления на уже готовом стенде. При этом за содержание наземной инфраструктуры и производственной базы КРК «Ангара-А3» платить не требовалось. В руководстве отрасли заявили, что проект «Союза» более перспективный хотя бы уже тем, что Россия получит модернизированную украинскую ракету «Зенит» (она, как известно, была основой проекта «Морской старт»). Вопрос, однако, в том, зачем это России?


Во-первых, «Зенит» — одна из самых аварийных ракет (показатель безаварийности «Зенита» самый низкий в отечественной космонавтике и один из самых низких в мире — 0,857). Во-вторых, «Зенит» — морально устаревший комплекс. Так что если «Союз-5» призван стать модернизированным «Зенитом», то к моменту выхода на летные испытания (не ранее чем через 7–8 лет) его основным техническим решениям, на базе которых он создается сейчас, будет более 40 лет. Кроме того, «Союз-5» проигрывает еще и по грузоподъемности тому же «Протону-М»: последний при запуске с Байконура выводит на геостационарную орбиту грузы массой 3,5 тонны, а «Союз-5» — не более 2 тонн.


Наконец, главный вопрос: кто будет разрабатывать эту ракету? «Зенит» в далекие 1970-е проектировало КБ «Южное», а изготавливал Южмашзавод, которые в те годы были на пике формы, достигнутой при создании ракетного комплекса «Сатана». При этом интеграцией матчасти первой ступени «Зенита» в состав сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия» осуществляли конструкторские комплексы «16-й службы» РКК «Энергия». За последние 40 лет она практически растеряла кадры и квалификацию (свидетельством деградации ее уровня стал проект ракеты-носителя «Русь-М», получившейся крайне неудачной с точки зрения баллистики и вдобавок не конкурентоспособной с зарубежными аналогами по цене. Проект в итоге закрыли). К проектированию «Союза-5» планируется подключить РКЦ «Прогресс», но у него нет опыта создания КРК с нуля.


А еще потребуются деньги. Так как после всех сокращений бюджет сверстан предельно жестко, ради реализации проекта «Союз-5» приходится урезать финансирование других программ. Так, например, сокращены объемы средств, отпускаемых на разработки перспективных двигателей, которые должны были бы использоваться при разработке ракеты-носителя нового поколения, отнесены за 2025 год работы по созданию ракеты-носителя сверхлегкого класса, предназначенного для запуска малых аппаратов, которыми сегодня активно занимаются во всем мире, и, наконец, «пощипали» программу разработки отечественного кислородно-водородного блока КВРБ. Хотя такой двигатель — самая перспективная разработка, позволяющая реализовать межпланетные экспедиции.


КВРБ — основа основ всех «проектов века», в том числе лунных и марсианских. В книге Нестерова представлены материалы для сравнения характеристик «Ангары-А5» с КВРБ и ее основных соперниц на мировом рынке — европейской Arian 5ЕСА, американских Atlas V551 и Delta IV Heavy. Вывод, который можно сделать после прочтения: «Ангара-А5» с таким двигателем опережает их всех по целому ряду параметров. Более того, никто в мире не прошел в направлении создания такого двигателя настолько далеко. И ведь требуется совсем немного средств, чтобы закончить давно начатое. Однако финансирование проекта сокращено в пользу разрабатываемого с нуля «Союза-5».


Точно такая же история, к слову, произошла и с метановым двигателем, который тоже напоролся на… «Союз». В книге Нестерова приводится копия письма от 2013 года за подписями гендиректоров и генконструкторов крупнейших предприятий отрасли на имя тогдашних руководителей российской космонавтики Олега Остапенко и Игоря Комарова, из которого следует, что ракета-носитель сверхтяжелого класса должна быть оснащена метановым двигателем. Уже проводились его огневые испытания в КБ «Химавтоматика», но эта разработка не была поддержана. Если бы решение было принято 6 лет назад, сегодня Россия обладала бы таким двигателем. Стоил он тогда 4,5 млрд рублей. Сегодня цена выросла в разы, да и время упущено.


Официально было объявлено о трех целях, ради которых создается «Союз-5». Первая — запуск автоматических аппаратов на околоземные орбиты и отлетные траектории (но таких аппаратов нет и их создание не планируется даже в перспективе). Вторая — обеспечение летных испытаний пилотируемого корабля нового поколения «Орел» (это можно было сделать в 20 раз дешевле на «Протоне-М» или «Ангаре-А5»). И третья — отработка ракетного блока для первой и второй ступеней сверхтяжелой ракеты (СТК) (отработка не является необходимой, так как в конструкции первой ступени «Союза-5» практически нет ничего нового, что требовало бы создание летного демонстратора).


Выходит, такие цели не слишком объясняют рвение руководства отрасли по перемещению средств и финансов на проект «Союз-5». И все же одно логичное объяснение происходящему есть. Интерес к созданию «Союза-5» проявляют новые владельцы «Морского старта» (авиакомпания «Сибирь») и руководство Роскосмоса, желающее этот проект реанимировать. Дело благое, вот только получается, что усилия и госсредства идут на коммерческий проект…


России всегда было важно удержать, а лучше — усилить позиции на мировом рынке космических пусков. И КРК «Ангара» должна была в этом помочь. Увы, в отсутствие новой ракеты Россия стала терять рынки, а российская программа космических пусков стремительно «худеть».


В 2014 году Россия осуществила 32 пуска, в 2015 году пусков стало уже 26, в 2018 году — только 17 (столько же СССР делал лишь в 1961 году, когда отрасль была в стадии становления). Минувший год поворотным не стал (в 2019 году вместо обещанных 45 пусков состоялось 22). Каким окажется нынешний, узнаем.


Что решают кадры


«Единственный, кто может быть без профильного образования в ракетно-космической отрасли,— это генеральный директор Роскосмоса»,— заявил глава корпорации Дмитрий Рогозин в ходе осеннего заседания Российской академии космонавтики им. Циолковского. Остальные, по его словам, просто обязаны быть специалистами. Это сильное программное заявление, хотя и достаточно забавное: согласитесь, совсем непросто оценить профессионализм других, не обладая собственной достаточной компетенцией.


Но все же сказанное стоит взять за основу: в такой специфической отрасли, как космическое ракетостроение, кадровый аспект — ключевой. А с ним, увы, беда. И об этом — публикация в следующем номере.


Источник

Показать полностью 1
70

Итоги года в космонавтике: Восточный, смерть и роботы

В 2019 году впервые за 16 лет при пусках российских космических ракет обошлось без аварий, в космос отправлен новый телескоп "Спектр-РГ", который в декабре приступил к изучению Вселенной, а на орбиту - российский человекоподобный робот, началось строительство стартового стола для "Ангары" на космодроме Восточный, а с Земли впервые обнаружена межзвездная комета.


Не обошлось и без трагических событий. В уходящем году скончались Алексей Леонов, первым вышедший в открытый космос, и его коллега по отряду космонавтов Валерий Быковский. О десяти главных событиях отечественной космонавтики в 2019 году.

Итоги года в космонавтике: Восточный, смерть и роботы Роскосмос, Дмитрий рогозин, МКС, Космос, Итоги года, Спутник, Ангара, Союз, Длиннопост

Обошлось


Впервые за 16 лет Россия завершает год без аварийных космических запусков. Уже выполнены 24 космических старта: 13 – с космодрома Байконур, 7 – с Плесецка, 1 – с Восточного, 3 – с Куру. Еще один пуск планируется на 27 декабря с Плесецка.


Не все пуски прошли гладко. В феврале первый в этом году старт едва не завершился аварией. При выведении на орбиту созданного в России египетского спутника дистанционного зондирования Земли EgyptSat-A в третьей ступени ракеты-носителя "Союз-2.1б" преждевременно выключился двигатель из-за нехватки окислителя. Однако ситуацию спас разгонный блок "Фрегат", который смог доставить аппарат на расчётную орбиту.


Еще одной аварии удалось избежать во время подготовки к запуску в феврале первых шести британских спутников OneWeb. В магистрали подачи гелия во "Фрегате" обнаружили трещину. Российскому специалисту пришлось лететь через всю Атлантику на космодром Куру, чтобы заварить отверстие.


Не менее драматичная подготовка была перед июльским запуском российско-немецкой астрофизической обсерватории "Спектр-РГ". Сначала старт отложили из-за разрядившегося аккумулятора. Затем в магистрали наддува бака окислителя на второй ступени ракеты "Протон-М" была найдена трещина, которую со второй попытки удалось заварить и заклеить герметиком.

В мае российская ракетно-космическая техника показала свою живучесть: сразу после старта с Плесецка в ракету "Союз-2.1б" попала молния, но это не помешало ей вывести на орбиту навигационный спутник "Глонасс-М".


Однако 24 пусков, пусть даже всех успешных, не хватило, чтобы сместить с лидерских позиций Китай с его 33 пусками (31 успешный) и США с 27 космическими стартами.

Итоги года в космонавтике: Восточный, смерть и роботы Роскосмос, Дмитрий рогозин, МКС, Космос, Итоги года, Спутник, Ангара, Союз, Длиннопост

Первый в бездне


В 2019 году не стало Алексея Леонова. Человека-легенды. Первого человека, вышедшего в открытый космос. Он скончался 11 октября в Москве после продолжительной болезни на 86-м году жизни. Его похоронили со всеми почестями на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищах.


Леонов был 11-м советским космонавтом. В марте 1965 года он впервые в мире "шагнул в космическую бездну" с борта корабля "Восход-2". Выход продлился 12 минут. В июле 1975 года Леонов стал участником первого советско-американского группового космического полета, во время которого корабль "Союз-19" дважды состыковался с кораблем "Аполлон", а советский и американский экипажи посещали корабли друг друга.


Перед этим Леонов проходил подготовку к облету Луны и высадке на ее поверхности по советской лунной программе, но она была закрыта после американского успеха.


Раньше, 27 марта, не стало еще одного участника первого отряда космонавтов - Валерия Быковского. Он ушел из жизни на 85-м году. На его счету три космических полета. Первый Быковский совершил в качестве командира корабля "Восток-5" в июне 1963 года. Его полет длительностью 5 суток проходил совместно с полетом корабля "Восток-6", пилотируемого Валентиной Терешковой. Во второй раз Быковский отправился в космос в сентябре 1976 года, а в третий – в августе 1978 года.


На сегодняшний день жив лишь один участник первого набора в космонавты – Борис Волынов.

Итоги года в космонавтике: Восточный, смерть и роботы Роскосмос, Дмитрий рогозин, МКС, Космос, Итоги года, Спутник, Ангара, Союз, Длиннопост

Первая межзвездная


В конце августа крымский астроном-любитель Геннадий Борисов с помощью собственноручно собранного телескопа обнаружил в небе необычный объект – он двигался не в том направлении, в каком обычно движутся астероиды. Астроном замерил его параметры и передал в базу данных Центра малых планет, где подтвердили, что этот неизвестный объект никто еще не наблюдал.


После дополнительных подсчетов, которые были подтверждены и другими астрономами, оказалось, объект является первой зафиксированной с Земли межзвездной кометой. До этого был известен всего один межзвездный объект – астероид Оумуамуа, открытый во время пролета Солнечной системы в 2017 году.


Размеры кометы, которую назвали 2I/Borisov, могут составлять от 5 до 20 километров. Сейчас она находится на расстоянии примерно 300 миллионов километров от Земли. Ее скорость и траектория таковы, что она не подвергнется гравитационному воздействию Солнца и навсегда покинет нашу систему. Однако произойдет это не скоро. Как рассказал РИА Новости Борисов, до края Солнечной системы комета доберется только через несколько десятилетий.


Спектральные наблюдения, которые проводили большие наземные телескопы, показали, что состав гостьи из дальнего космоса похож на состав комет Солнечной системы.

Итоги года в космонавтике: Восточный, смерть и роботы Роскосмос, Дмитрий рогозин, МКС, Космос, Итоги года, Спутник, Ангара, Союз, Длиннопост

Свое око во Вселенной


13 июля после многолетних переносов наконец-то была запущена в космос обсерватория "Спектр-РГ" (Рентген-Гамма). На российской платформе установлены два прибора - немецкий eRosita, созданный Институтом внеземной физики общества имени Макса Планка и российский ART-XC, разработанный Институтом космических исследований РАН и изготовленный Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики в Сарове.

Сейчас аппарат уже достиг своего рабочего положения в районе точки Лагранжа L2 (где уравновешивается влияние Солнца и Земли) в 1,5 миллиона километров от Земли. До этого Россия еще не отправляла нагрузку в эту точку. С 12 декабря, как рассказывал глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, телескоп уже обнаружил более 300 скоплений галактик.


Цель "Спектра-РГ" - составить за четыре года карту Вселенной, сфотографировав в высоком разрешении все небо в рентгеновском диапазоне. Карта будет завершена и обнародована в районе 2025 года. Еще 2,5 года будут посвящены точечным наблюдениям объектов вселенной по заявкам мирового научного сообщества.


"Спектр-РГ" стал в каком-то смысле преемником телескопа "Спектр-Р", который с 2011 года работал в космосе и отключился только в 2019 году, превысив гарантийный срок службы в 2,5 раза.

Итоги года в космонавтике: Восточный, смерть и роботы Роскосмос, Дмитрий рогозин, МКС, Космос, Итоги года, Спутник, Ангара, Союз, Длиннопост

Испугавшийся молотка робот "Фёдор"


В уходящем году в космос впервые полетел российский человекоподобный робот "Федор". Изначально он создавался для нужд МЧС и должен был стать спасателем, но волею судеб андроид полетел в космос.


В полет он отправился в корабле "Союз МС-14" на ракете "Союз-2.1а". Это был беспилотный пуск для испытания системы аварийного спасения и тестирования новой ракеты в связке с кораблем. До этого все "Союзы" летали на ракетах "Союз-ФГ" с украинскими комплектующими. Чтобы не отправлять пустой корабль, в него погрузили робота.


Но с первой попытки причалить к станции корабль с андроидом не смог. Состыковаться удалось со второй попытки – через три дня. Нештатная ситуация произошла из-за отказа системы сближения "Курс" в российском модуле "Поиск". Как впоследствии выяснилось, причина была банальной: кто-то выдернул кабель системы стыковки на станции.


Эти приключения не помешали роботу пройти тестирование. Однако оно было нелёгким. Так, космонавт Алексей Овчинин не смог включить электропитание "Фёдора" и предложил стукнуть молотком по кнопке. Выслушав угрозу, робот сразу включился.


На станции андроид под дистанционным управлением космонавта Александра Скворцова, облачённого в экзоскелет и шлем, поработал руками с отверткой и ключами, состыковал электрические соединители, включал дрель, протирал руки полотенцем и отвечал на вопросы экипажа.


В сентябре "Фёдор" возвратился на Землю, но на месте посадки отказался включаться из-за разрядившихся аккумуляторов. Роскосмос принял решение больше "Фёдора" в космос не посылать. Вместо него изобретут нового.

Итоги года в космонавтике: Восточный, смерть и роботы Роскосмос, Дмитрий рогозин, МКС, Космос, Итоги года, Спутник, Ангара, Союз, Длиннопост

Планов громадьё


6 сентября 2019 года войдет в историю отечественной космонавтики как День перемен или День возвращения к истокам. Многие из тех, кто следит за российской космической программой, были тогда наверняка удивлены.


В этот день президент России проводил инспекцию космодрома Восточный, где собрал совещание по космической программе. Роскосмос представил там свои новые планы, часть из которых оказалась забытыми старыми.


Были отменены испытательные запуски корабля "Федерация" на ракете "Союз-5" с Байконура. Вместо этого Роскосмос вернулся к идее двухлетней давности – проводить испытания корабля на ракете "Ангара" и запускать его с космодрома Восточный. Тут же корабль "Федерация" переименовали в "Орла" и сдвинули его первый испытательный полет на год – с 2022 на 2023 год. По итогам совещания было анонсировано создание ракеты-носителя "Союз-6" с поставляемыми в США ракетными двигателями РД-180, согласован облик сверхтяжелой ракеты для полетов к Луне "Енисей" и сверхлегкой многоразовой ракеты "Крыло-СВ".


А за несколько дней до этого Роскосмос впервые показал макет буксира с ядерной энерго-двигательной установкой мегаваттного класса. Планируется, что этот буксир будет обеспечивать доставку грузов к Луне и Марсу, транспортировать тяжелые спутники по околоземной орбите.

Итоги года в космонавтике: Восточный, смерть и роботы Роскосмос, Дмитрий рогозин, МКС, Космос, Итоги года, Спутник, Ангара, Союз, Длиннопост

Мы строили, строили...


На космодроме Восточный летом развернулась новая стройка. Роскосмос и ПСО "Казань" взялись за создание инфраструктуры для пусков тяжелой ракеты "Ангара", хотя объекты первой очереди строительства для пусков "Союзов" еще не закончены. Более того, в планах Роскосмоса до завершения этой стройки начать новую. В 2022 году решено начать строить стартовый стол для сверхтяжелой ракеты.


По контракту с Роскосмосом, заключённому в октябре 2018 года, ПСО "Казань" должно было приступить к сооружению стартового стола для ракеты "Ангара" на космодроме Восточный в феврале 2019 года. Но в январе 2019 года вице-премьер РФ Юрий Борисов объявил о расторжении контракта из-за тяжелого финансового положения ПСО "Казань". Трём другим российским строительным компаниям были предложено продолжить работу, однако они за дело не взялись. В результате строительство оставили за казанской фирмой.


К непосредственно строительно-монтажным работам на стартовом комплексе ПСО "Казань" приступило в июне – строители начали рыть котлованы. А в июле Рогозин пожаловался, что строительству месяц мешали дожди, заливавшие котлованы. Однако непогода не помешала Роскосмосу в сентябре при визите на Восточный Владимира Путина отчитаться об успехах стройки.


А чтобы защитить площадку от непогоды зимой, в декабре над местом стартового стола был развёрнут шатёр размером с футбольное поле. Это позволит проводить бетонирование в комфортных условиях, так как мороз на космодроме зимой достигает минус 50 градусов.

Завершение строительства стартового комплекса намечается в конце 2022 года. Первый пуск ракеты "Ангара-А5" с Восточного планируется осуществить в августе-сентябре 2023 года. При этом ракеты "Ангара" будут готовить к старту в монтажно-испытательном корпусе, в котором сейчас готовятся ракеты "Союз-2". Свой корпус подготовки у "Ангары" появится только в 2027 году.

Итоги года в космонавтике: Восточный, смерть и роботы Роскосмос, Дмитрий рогозин, МКС, Космос, Итоги года, Спутник, Ангара, Союз, Длиннопост

На страже мирного космоса


В 2019 году Минобороны впервые сообщило об успешном испытании в космосе спутника-защитника. Он был выведен на орбиту ракетой-носителем "Союз-2.1в" с космодрома Плесецк 10 июля вместе с напарником. Аппараты получили обозначение "Космос-2535" и "Космос-2536". Один из них по терминологии военного ведомства "спутник-регистратор", второй "спутник-инспектор". Кто из них кто, не раскрывается. Но если "инспектор" осмотрел другой аппарат, провел его обслуживание и передал на Землю информацию о состоявшемся осмотре, то второй протестировал аппаратуру для регистрации космического мусора, электронного и протонного излучения внешнего естественного радиационного пояса Земли, протонов и тяжелых заряженных частиц, солнечных и галактических космических лучей.


Тестирование спутника-защитника в паре с "инспектором", судя по всему, связано с ростом активности на орбите иностранных космических аппаратов аналогичной функциональности, что создает потенциальную угрозу функционированию российской орбитальной группировки. Такие аппараты способны не только подойти на минимальное расстояние и исследовать "спутник-жертву" в оптическом и других диапазонах, но и воздействовать на них разными средствами вплоть до вывода из строя определенной аппаратуры или всего спутника.

Итоги года в космонавтике: Восточный, смерть и роботы Роскосмос, Дмитрий рогозин, МКС, Космос, Итоги года, Спутник, Ангара, Союз, Длиннопост

Увлеклись неймингом


Роскосмос в уходящем году активно взялся за переименование и придумывание новых названий для пока не существующей космической техники. Началось все еще в прошлом году, когда ракету среднего класса "Союз-5", по которой не выпущена и проектная документация, переименовали в "Иртыш".


Грядущую глобальную смену названий предвещало заявление в 2016 году занимавшего тогда пост вице-премьера Рогозина, что разгонные блоки получат имена рек европейской части России, а ракеты-носители будут названы в честь водных артерий Сибири и Дальнего Востока.

"Названия должны быть патриотические. Космос должен рассказывать об истории страны, названия должны быть связаны с историей страны, ее географией. Не должно быть случайных названий", - рассказал Рогозин журналистам в сентябре.


Он привел пример названий ракет "Союз" "Протон", "Зенит", космических кораблей "Союз", "Восток", "Восход". "То есть ничего общего", - отметил тогда Рогозин.


Положенная в прошлом году основа новой традиции продолжила становление в январе 2019 года, когда из Twitter Рогозина стало известно, что новая российская сверхтяжелая ракета для полета на Луну будет называться "Енисей". Затем источник РИА Новости в ракетно-космической отрасли сообщил, что еще более тяжелая ракета получит название "Дон" (несмотря на то, что это река европейской части России).


Частью сверхтяжелой ракеты должна была стать ракета "Союз-7" с условным названием "Волга", которая в сентябре поменяла номер и название на "Союз-6" и "Амур".


Помимо того, по инициативе Рогозина сменил название и пол новый российский космический корабль. Прежде в ходе общенационального голосования ему выбрали имя "Федерация". Но женское имя, по словам главы Роскосмоса, плохо подходило слову мужского рода "корабль". Вместо этого он предложил называть корабли по реестру кораблей Петра Первого, первым из которых был "Орел". Так и поступили. Какое название получит второй корабль, Рогозин журналистам не сказал, хотя известно, что ведется строительство сразу двух новых пилотируемых кораблей.


Ракетами и кораблями Роскосмос не ограничился. Недавно стало известно, что следующий после робота "Федора" российский робот-космонавт, предназначенный для выходов в открытый космос, получит имя "Артем". Примечательно, что такие же имена носят внуки Рогозина.

"Это типологизация - наведение порядка в голове. Имя дает порядок", - пояснял глава Роскосмоса.

Итоги года в космонавтике: Восточный, смерть и роботы Роскосмос, Дмитрий рогозин, МКС, Космос, Итоги года, Спутник, Ангара, Союз, Длиннопост

Кто крайний?


Летом 2019 года Роскосмос и Центр подготовки космонавтов объявили новый набор в отряд космонавтов. Этой 18-й набор в истории российской космонавтики. Всего планируется отобрать четырех человек. Документы на полет в космос можно будет подать до 1 июня 2020 года, потом еще четыре месяца отводится на их рассмотрение. МИА "Россия сегодня" выступает официальным информационным партнером отбора.


Предыдущий набор в космонавты стартовал в 2017 году и завершился в 2018 году. Были поданы около 420 заявок от желающих со всей страны, однако отбор прошли лишь лучшие - восемь человек.


Опытом по отбору и подготовке космонавтов Россия делится с другими странами мира. Недавно российские специалисты помогли отобрать кандидатов на полет в ОАЭ, результатом чего стал полет на МКС Хазза аль-Мансури. Сейчас Россия оказывает помощь в отборе Индии и ряду других стран.

Источник
Показать полностью 9
28

"Роскосмос" выделит астронавтам НАСА два места на кораблях "Союз"

"Роскосмос" выделит астронавтам НАСА два места на кораблях "Союз" Роскосмос, Дмитрий рогозин, МКС, NASA, Космос, Starliner, Dragon 2, SpaceX

Роскосмос принял решение предоставить НАСА два места на кораблях "Союз-МС" для полетов к МКС в 2020 и 2021 годах, сообщил РИА Новости в пятницу гендиректор госкорпорации Дмитрий Рогозин.


"Мы приняли принципиальное решение предоставить НАСА места на наших кораблях для полетов на МКС. Пока они запросили два места на конец 2020 года – весну 2021 года", - сказал Рогозин.


Действующий контракт между НАСА и Роскосмосом предусматривает, что последний американский астронавт Кристофер Кэссиди полетит на МКС на корабле "Союз МС-16" 9 апреля 2020 года и будет находиться на станции до 22 октября. На сайте американских госзакупок отмечалось, что НАСА собирается заключить контракт с Роскосмосом на приобретение двух мест - одного на "Союзе МС-17" и одного на "Союзе МС-18". Это позволит агентству обеспечить пребывание на МКС как минимум одного американского астронавта до сентября 2021 года на случай задержек стартов американских пилотируемых кораблей.


В 2011 году была выведена из эксплуатации американская многоразовая пилотируемая транспортная система Space Shuttle. После этого экипажи на МКС доставляют только российские корабли "Союз". В США для отправки астронавтов на станцию разработаны новые пилотируемые корабли: Crew Dragon - компанией SpaceX, Starliner - компанией Boeing.


В марте Crew Dragon совершил первый испытательный беспилотный полет на МКС. О запуске на станцию первого Starliner без экипажа, который состоялся 20 декабря, читайте подробнее здесь.


Источник

68

Будет ли достроен российский сегмент МКС

Будет ли достроен российский сегмент МКС Роскосмос, Дмитрий рогозин, МКС, Космос, Луна, NASA, Длиннопост

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил о возможном переносе запуска многофункционального модуля «Наука» на 2021 год. Одновременно с этим стало известно, что еще два создающихся модуля могут отправить не на МКС, а поближе к Луне. Что это означает для развития национальной космической программы?


Четверть века без дела


На самом деле этой истории уже почти четверть века. В 1995 году началось создание дублера ФГБ-1 (функционального грузового блока, который сегодня известен как модуль Международной космической станции «Заря»). С «Зарей» никаких проблем не было, блок остался не использованным, и в 2004 году его предложили отправить на МКС как многофункциональный лабораторный модуль.


Российским космонавтам на Международной космической станции очень не хватает своего лабораторного модуля. И если в американском секторе есть японский «Кибо», то в российском специальное помещение для проведения экспериментов отсутствует. Собственно многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ), получивший впоследствии название «Наука», и должен был решить эту проблему.


Изначально предполагалось, что «Наука» будет запущена уже в 2007 году. Однако модуль не успевали доделать, сроки запуска начали сдвигаться сначала на 2011 год, затем еще дальше. В 2012 году модуль вроде как был готов, и в 2013-м на нем начались тренировки экипажа. Увы, в том же году во время испытаний в РКК «Энергия» инженеры обнаружили негерметичный клапан и загрязнение в трубопроводах топливной системы.


Модуль вернули обратно к производителю на ГКНПЦ имени Хруничева, и с 2013 года начался длительный процесс очистки. Действительно, топливная система многофункционального лабораторного модуля очень сложная, в ней сильфонные баки и много метров трубопровода, куда практически никак не добраться. Попытки прочистить систему от постороннего загрязнения (металлических стружек) продолжались до 2017 года. Тогда же стало понятно, что все попытки безрезультатны. Неизвестно, сколько попыток было сделано и нужно ли было тратить на них четыре года, но ничего не поделать.


В 2017 году тему «Науки» подняли в прессе, а руководство «Роскосмоса» приняло решение ускорить работы по ремонту модуля. Сначала предполагали баки разрезать, чтобы вычистить их и потом заварить снова. Затем возникло предложение о замене топливных баков на более простые, от разгонного блока. Тем более что они в принципе подходили по размеру.


И все эти годы постоянно появлялись новости, что еще месяц, два, три и «Наука» отправится на Байконур. Пару раз в год срок сдвигали еще чуть дальше. В марте 2019 года Дмитрий Рогозин лично заявил, что испытания МЛМ начнутся в августе, чтобы запустить модуль в 2020 году. Затем с августа срок съехал на ноябрь.


А 16 декабря 2019 года на конференции Дмитрий Рогозин заявил, что срок запуска «Науки» будет сдвинут в очередной раз. Теперь он планируется на 2021 год.

Будет ли достроен российский сегмент МКС Роскосмос, Дмитрий рогозин, МКС, Космос, Луна, NASA, Длиннопост

Запуск с опозданием


Кроме «Науки», «Роскосмос» планировал отправить на Международную космическую станцию еще два модуля. Предполагалось, что к МЛМ пристыкуют сначала универсальный узловой модуль «Причал» с дополнительными местами для стыковки грузовых и пилотируемых космических кораблей. К «Причалу» затем должен был быть пристыкован научно-энергетический модуль (НЭМ). Он необходим для обеспечения российского сегмента достаточным количеством электроэнергии. В настоящее время большую часть электричества российский сегмент получает от американцев.


После запуска этих трех модулей российский сегмент стал бы достаточно независимым. Это бы дало руководству «Роскосмоса» дополнительный козырь в переговорах с американскими коллегами. Всё дело в том, что у Международной космической станции в 2024 году заканчивается отмеренный ей специалистами срок использования. Понятно, что по согласованию со всеми сторонами его можно увеличить и продлить срок работы МКС. В настоящее время уже есть предложение о продлении срока работы до 2028 года.


Проблема в том, что американцы могут не пойти на этот вариант. В настоящее время именно они финансируют содержание станции, остальные страны вносят свой вклад запусками грузовых кораблей или какими-то работами. И в администрации Трампа уже не раз высказывались о том, что в 2024 году нужно прекратить финансирование содержания станции. А сумма на это уходит немалая — $3–4 млрд в год.


Если американцы откажутся от дальнейшего использования МКС, отделят от нее свои блоки и затопят, то Россия могла бы продолжить самостоятельное использование станции за счет своевременной добавки трех модулей: «Наука», НЭМ и «Причал». По крайней мере об этом заявлялось еще в марте нынешнего года. Однако, по словам Дмитрия Рогозина, НЭМ и «Причал», возможно, не будут отправлены к МКС, так как это не совсем разумно, модули, рассчитанные на 15–20 лет работы, отправлять на станцию, работа которой вскоре может быть прекращена.


«Может, был бы смысл сейчас ввести изменения в наши планы, чтобы заделы, которые созданы по научно-энергетическому модулю, по узловому модулю, использовать как некий прообраз лунной станции», — отметил глава «Роскосмоса».


К сожалению, подобные планы делают шансы «Науки» отправиться в космос совсем ничтожными.

Будет ли достроен российский сегмент МКС Роскосмос, Дмитрий рогозин, МКС, Космос, Луна, NASA, Длиннопост

Без вариантов


Многофункциональному лабораторному модулю уже двадцать пять лет. Часть электроники на нем более поздняя, часть была многократно проверена и тем не менее. Запуск «Науки» — это серьезный риск. А вдруг что случится с модулем во время стыковки или после? Идти на такой риск, судя по всему в «Роскосмосе» не готовы. Никто не может поручиться, что все резиновые уплотнители, да и металлические детали после многих лет хранения достаточно безопасны для использования на орбите.


Раньше уверенность в том, что «Наука» все-таки полетит, подкреплялась необходимостью создания независимого российского сегмента МКС. Но если сейчас пошли разговоры о том, что НЭМ и «Причал» могут понадобиться в другом проекте, то, скорее всего, судьба многофункционального лабораторного модуля уже решена. Нести огромные риски ради модуля, который будет использоваться в урезанном виде, вряд ли кто решится.


Однако на данный момент официальная позиция «Роскосмоса» остается неизменной. Модуль будет запущен к Международной космической станции пусть и с опозданием. Иначе возникнет много вопросов к его разработке и многомесячным доработкам и очисткам. Пока же модуль будут дорабатывать в течение 2020 года, чтобы попытаться запустить в 2021-м.

С прицелом на Луну


А что за станция на орбите Луны, для которой могут пригодиться НЭМ и «Причал»? На самом деле вариантов два, и оба они достаточно спорные. Эти модули Россия предположительно может использовать для совместного с американцами создания окололунной орбитальной станции DSG (Deep Space Gateway). Однако американцы намерены строить эту станцию практически единолично, а не в партнерстве, как это было с МКС. Пойдет ли Россия на такое «поражение в правах», пока неизвестно.


И даже если глава НАСА Джим Бранденстайн согласится на партнерское создание DSG, то, скорее всего, эта идея не получит поддержки в конгрессе. В июне 1993 года в конгрессе обсуждалось предложение об отказе от создания Международной космической станции, и это предложение не было принято с перевесом только в один голос. Сейчас ситуация совсем другая.


Кроме прочего, у NASA с созданием станции тоже не всё гладко. После заявления о том, что США высадятся на Луну в 2024 году, NASA пришлось немного отложить этот проект и направить все силы на выполнение политического заявления. К чему приведет такое откладывание, пока непонятно.


Второй вариант — это создание российской станции, возможно, вместе с Китаем. Увы, пока это только разговоры. Китай занимается созданием своей многомодульной орбитальной станции на орбите Земли и планов о создании окололунной пока не озвучивал. Надеяться на то, что Россия потянет свою лунную орбитальную программу, не очень получается, особенно учитывая промахи в создании дополнительных модулей к МКС.


Полетит «Наука» в космос или нет, скорее всего, станет понятно уже в течение нынешнего года. Но с учетом последних новостей шансы на удачный исход стремительно тают.


Источник

Показать полностью 2
33

Проект "Венера-Д" могут вернуть в космическую программу

Проект "Венера-Д" могут вернуть в космическую программу Космос, Венера, Венера-д, Роскосмос, Дмитрий Рогозин, НПО им Лавочкина

Проект автоматической исследовательской станции "Венера-Д", который из-за секвестра был исключен из Федеральной космической программы 2016-2025 годов, может появиться в российской космической программе, сообщил журналистам гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин.


"Мы сейчас ведем переговоры с НПО имени Лавочкина о возможности реализации такого рода проекта, и если в 2020 году мы завершим работу над созданием единой комплексной программы "Космическая деятельность России на десятилетний период", то там мы, скорее всего, по Венере увидим", - сказал он на пресс-конференции на космодроме.


По словам Рогозина, НПО имени Лавочкина, которое производило станции для полета к Венере во времена СССР, может восстановить документацию той поры в цифровом виде и использовать ее как подспорье.


Ранее президент Российской академии наук Александр Сергеев сообщал, что Роскосмос выделит финансирование для следующего этапа проекта "Венера-Д", в ходе которого будут проверены некоторые критические технологии.


До этого сообщалось, что ученые просят на реализацию российской части проекта 17 миллиардов 370 миллионов рублей на ближайшие 10 лет. Американская часть проекта "Венера-Д" оценивается примерно в такую же сумму. Запуск российско-американской миссии на Венеру планировался на период с 25 декабря 2027 года по 16 января 2028 года, РАН предлагал перенести его на 2029 год.


Согласно концепции объединенной научной рабочей группы России и США по этому проекту, космический аппарат займется комплексным изучением атмосферы Венеры, ее поверхности, внутреннего строения и окружающей плазмы.


Источник

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: