Родители: как делать не надо

Подрабатываю репетитором.

Вновь затрону тему родителей. Это первая часть, в которой я расскажу историю о том, как делать не надо. История практически антиутопия, но, к сожалению, правдива.

Итак, на заре туманной юности мне предложили взять на обучение девочку-восьмиклассницу с характеристикой, мол, девочка сложная, плохо запоминает или что-то в этом духе. Я согласился. Так начались наши занятия с Катей.

Катя девочка... обычная. Не особо сообразительная в физмате, гуманитарий, как сейчас любят говорить. Но какое-то время с ней проблем не было никаких. Она нормально занималась, по большей части делала все домашки, однако продлилось это недолго. Через пару недель ситуация "отзеркалилась". Если раньше Катя не делала один номер, то тут она начала делать всего один номер из всего Д/З, и если раньше она на занятии понимала процентов 90, то теперь она понимала процентов 10. Так бывает, когда ребенок привыкает к обстановке и понимает, что можно начинать халявить. Поэтому я решил поговорить с ее мамой, которая каждый раз привозила и забирала Катю. И после разговора я понял, что проблемы Кати вовсе не в ней самой...

-Почему Катя не делает Д/З?

-Ой, вы знаете, у нее голова болела!

-Что, всю неделю?

-*испепеляющий взгляд, мол, экий увалень, элементарных вещей не понимает* Нет, она сегодня хотела сделать, но у нее болела голова.

Как вы понимаете, это было вовсе не один раз. У Кати болела голова, Катя впахивала на огороде за семерых, у Кати слишком много заданий из школы, Катя просто устала - это выдаваемые мне отмазы весомые причины от ее мамы.

А вот сейчас важно - Катя при этом стояла рядом, потупив глаза. То есть, она все прекрасно понимала. Просто Кате было немножко лень и тогда она шла к маме - мама же ей, видимо, разрешала все. Вместо того, чтобы настоять/смотивировать/помочь. Я видел ленивых людей с полным отсутствием мотивации - и Катя абсолютно не такая! Она просто, как любой нормальный ребенок, проверяла уровень дозволенности и поняла, что ничего не делать - можно, если придумать отмазу. Ой, то есть весомую причину. Все время их путаю.

Я уверен, что где-то в глубине души Кате было стыдно, но лень - более сильное чувство, особенно если оно подпитывается извне.

Сейчас я более-менее научился говорить мотивирующие вещи, которые могут внутренне подстегнуть лентяя и заставить работать. Тогда я этим и близко не владел, поэтому банально согласился с ситуацией, заранее предупредив маму Кати, что такое обучение неэффективно. Она согласилась заниматься так.

НО!


В какой-то момент мне мама Кати выдала строгую претензию, мол, почему у Кати двойки по геометрии. А и действительно, почему?.. Я прям не нашелся, что ответить. Ничего не учить, не делать задания (с разрешения матери!) и получать двойки - кто бы мог подумать? Невероятно! Тот случай, когда была какая-то тактика, но не помогло.

И тогда мама начинала орать на Катю, что та бестолочь и прочее, и все больше возмущаться на меня, мол, почему такие плохие результаты и что вы за человек вообще такой? Не понимая при этом, что в подобную ситуацию она с годро поднятой головой вошла сама. На этом я закрыл занавес и прекратил наши занятия, ибо больше этот бред терпеть было нельзя. У Катиной мамы были виноваты все, кроме нее самой.

Я вот тут хочу выдать очень важную и простую мораль: детьми нужно заниматься. Мотивировать, не давать лениться, где-то заставлять, где-то подбадривать. Сочетать похвалу и строгость. Для кого-то я сейчас сказал очевидную вещь. Но мы бы жили намного лучше, если бы эта мысль была очевидна для всех.

Нет, Катя не сопьется и не станет наркоманкой (на алко-наркотический факультет слишком большой конкурс, с ее уровнем знаний она туда не пройдет). Но можно с ума сойти, если задуматься, чего она в жизни лишится из-за своей лени, с которой ей мешает справиться родная мама.

А вторую часть истории расскажу когда-нибудь завтра.

Школьный уголок

1.7K постов3.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать всё, что можно отнести к школе.

...

Нельзя:

Нарушать правила Пикабу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
9
Автор поста оценил этот комментарий
У меня был ученик Миша. И он идеально мимикрировал под умалишённого, мол, чего с дурачка взять то.
два года его тащила под слёзные просьбы матери не бросать его, не выдержала, понимала, что сорвусь вот-вот, отказалась.
раскрыть ветку (8)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Мама хотела, что бы Миша хорошо учился, а ему это нахуй не всралось?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Не, мама хотела, чтобы он просто учился, там мама конечно иногда слишком заботливая, но не до крайностей, у него было мотивации ноль, мама его к психотерапевту даже водила, мотивацию искать, но видимо, я не дождалась этого момента
3
Автор поста оценил этот комментарий
А можно поподробнее? Что конкретно Миша делал? У меня просто был похожий ученик, интересно сравнить.
раскрыть ветку (5)
24
Автор поста оценил этот комментарий
Я вела английский, домашку не делаю принципиально, ток разбор полетов, оттуда и плясать.
Так вот, задаю задание, расписываю, дублирую матери. Мама проверить не может, соответственно сделано на отъебись.
Миш, почему не сделал? Гробовое молчание.
Ощущение было, что сколько бы я не расписывала ему все ( в школе программа крайне херовая, параллельно ещё вписывала постановку звуков, основы грамматики), Миша деградировал. И молчал. На все мои вопросы что из этого объяснить подробнее, он тупо молчал. Разговорить нереально, молчали вместе, возвращались к заданию снова и снова... Ну короче, с ним за час я делала примерно 30% от того, что делала с учениками той же учительницы.
Мотивировала всем, чем могла, всем, чему меня учили методички, что мне подсказывал препод по педагогике, но все тщетно, Миша был камушком, притом дома у него было все очень даже неплохо, мать не тиранила, она четко понимала его проблемы и решала их со специалистами без самодеятельности, отец там тоже мировой, но я не знаю всего, конечно.
в общем, когда я поймала себя на мысли, что я скоро начну орать, а не просто чуть повышать голос, чтобы вывести его из анабиоза, то отказалась от него, ни себе психику портить не хотелось, ни ему.
раскрыть ветку (4)
16
Автор поста оценил этот комментарий
У меня был такой Миша. Я вела английский у его 9 класса. Сидел, улыбался и молчал. В диктантах / контрольных работах писал абракадабру. Когда давала ему индивидуальные задания с сильно заниженным уровнем или пыталась поговорить ми оценить его ответ в пустом классе - тоже. Мой Миша не прикидывался, либо делал это совершенно профессионально. Его мама приходила и рассказывала, что у нее все друзья - сплошь проффесоры да академики и когда они приходят в гости то в полном воссторге от того, какой Миша умный и практически гениальный мальчик. А в школе он косплеит Буратино, потому что они - беженцы из Украины и бедного мальчика травят.
раскрыть ветку (1)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Я не знаю было ли поведение Миши - следствием действий его мамы или органических отклонений, но мама явно не способствовала развитию мальчика. Например, когда я была готова с ним заниматься бесплатно после уроков, оказалось, что Миша слишком сильно устает от учебы и дополнительно заниматься не может.
2
Автор поста оценил этот комментарий

Слушайте, а стоило оно того? Ну не справляется человек с языком, не будет его никогда знать, и в школе тройку с натяжкой поставят, может и заморачиваться не стоит? Или он все всем такой раздолбай?

раскрыть ветку (1)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Думаю, что не стоило. Потому автор комментария и отказалась заниматься)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку