8360

Робкий ребенок и репетиторство

Я репетитор по русскому языку. Обратилась ко мне как-то клиентка – надо научить сына-старшеклассника писать сочинения. Мальчика зовут Ярослав, робкий, неуверенный в себе. Писать не может вообще: как только нужно выполнить более-менее творческое задание, сразу впадает в ступор. Начинаю прощупывать почву: учительница строгая, мама еще строже, постоянно ругают и за устную, и за письменную речь, мальчик страдает молча, вроде старается, но словно блок какой-то стоит, писать не может совсем.


Начинаю с простеньких заданий. Говорю: «Грамотность проверять не буду, важна только идея. Главное – старайся придумывать так, чтобы было интересно». Вроде соглашается. Тема – антонимы. Вкратце объясняю тему и даю задание – придумать текст, построенный на антитезе, чем больше антонимов, тем лучше. Мальчик пишет забавный текст о том, как столкнулись две машины – ламборджини и запорожец, в первой ехала дочь олигарха, во второй – сын уборщицы. На первой была царапина, вторая машина – всмятку. Ну и так далее. Ребенок щедро сыплет антонимами, в том числе и контекстными, придумывает кульминацию и развязку (мама уборщица неожиданно для всех приехала и всё разрулила). Я его искренне хвалю, текст получился и правда классный. У мальчика загораются глаза, готов еще пробовать. За орфографические и пунктуационные ошибки не ругаю, как и обещала.


На следующих занятиях проходим синонимы, омонимы, неологизмы… По каждой теме – творческие задания, ребенок втянулся, чувствует себя окрыленным, потому что и сам видит, что получается отлично. Просит дать ему домашнее задание. Спрашиваю: «Какая тема тебе интересна? Попробуй написать рассказ о том, о чем хочется». На следующее занятие притаскивает полностью исписанную тетрадку с двумя главами романа в стиле «Метро», про всяких постапокалиптических тварей и отважных сталкеров. Читаю: пишет действительно интересно. Почувствовав одобрение, уходит воодушевленным, в голове куча задумок, на следующее занятие пристаскивает уже две тетрадки – всю неделю писал. Я радуюсь: наконец-то блок снят, ребенок оказался очень творческим. Начинаю аккуратно возвращать с небес на землю: написанное проверяем на ошибки, причем я начинаю с объяснения правила, а он потом читает нужный абзац и находит ошибку сам (чтобы не так обидно было). Параллельно пишем сочинения по школьной программе (пока с моей помощью, но тем не менее). Радуюсь прогрессу, всё идет как надо.


Закончилось всё очень резко: мама Ярослава решила отказаться от моих услуг. Знаете, с какой формулировкой? «Вы его не критикуете». Мол, ему нужен преподаватель построже. «Предыдущая преподавательница постоянно его ругала за ошибки, а вы не ругаете, только хвалите». На мои слова, что сейчас главное не вспугнуть, ребенок только-только раскрылся, хмыкнула: «Он мне давал почитать свою «книгу». По-моему, чушь какая-то. Да и безграмотно написано». Я начала было объяснять ей свою методику, про то, как Ярослав сам проверяет написанное и находит ошибки, но она не дала мне договорить: «Ваша методика не особо эффективна. Из трех тетрадок текста проверена только первая, это слишком медленно. Когда он вам приносит написанный текст, надо его сразу читать с красной пастой в руках и по ходу исправлять ошибки». Я представила глаза Ярослава, когда он счастливый отдает тетрадку, а в ответ получает вагон критики, и мне поплохело.


Мама Ярослава воспользовалась возникшей заминкой и стала жаловаться. К предыдущей репетиторше ей возвращать сына не хотелось: той за 70 лет, с Ярославом у них не получилось общий язык найти, да и прогресса за год обучения никакого не было. Но она хотя бы строгая. Со мной прогресс вроде есть – за написанное со мной сочинение он получил хорошую оценку. Однако мама Ярослава не видела черновиков, а это значит, что он писал не сам. «Там должно было всё перечеркнуто быть, всё, понимаете? Всё исчеркано красной пастой! Чтобы он видел. И чтобы я видела, что работа велась. А вы с ним сочинение на ноутбуке набирали, это вообще нонсенс, я против этого!».


В общем, не сложилось у нас с мамой Ярослава. Мои доводы она слушать не захотела. Мальчика вернули к старой репетиторше. И знаете, что самое интересное? Он ведь мне про нее -рассказывал. Грустно так: «Да она мне не объясняет ничего, мы с ней каждое занятие диктанты пишем, а потом она моей маме рассказывает, какой я плохой и как много ошибок делаю». Собственно, этим ее деятельность и ограничивалась. Зато строгая. И регулярно передает для мамы перечёркнутые красной пастой листочки.


Вот такие дела, малята. Что-то грустненько.

Дубликаты не найдены

Отредактировал Shagoff 1 год назад
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
+390

Я не пойму как можно учить писать сочинения через диктанты ( я про 70 летнюю "преподавательницу")

раскрыть ветку 185
+193

Я думаю она грамотность "ставила". Пишешь диктант, прорабатываешь ошибки, снова пишешь и так по кругу. Потом уже на автомате начинаешь писать правильно.

раскрыть ветку 132
+433
Не знаю, мне кажется автомат вырабатывается только из чтения большого количества литературы в детстве. Если этого не сделать - человек будет писать грамотно лишь вспоминая и применяя правила.
раскрыть ветку 119
+18
Лучше б читать заставляла. Когда слова читаешь и видишь, как они пишутся, грамотность быстрее развивается.
раскрыть ветку 8
+1

Точно помню ну 5-10 правил орфографических, но диктанты всегда на 4-5 потому, что с детства любила читать и часто просто вспоминала как пишется слово в книге, а не по правилам.

0

Как классно быть взрослым и писать с ошибками ... Это как вызов травмам детства..  Все равно система подчеркнет ошибки..

раскрыть ветку 1
+31

А мне интересно другое - понимает ли парень (а он старшеклассник), что бабка-репетитор и его мать - мудаки?..

раскрыть ветку 1
+8
Однажды точно поймёт...
+72

Если смотреть на "сочинение" ЕГЭ, то там творческой составляющей нет совсем. Главное написать шаблонный текст без ошибок.

Так что сочинения через диктанты вполне метод. Хуевый, но метод. )

раскрыть ветку 36
+16

Э, вот ни разу.

Я три года назад допускное сочинение писала вообще по Оруэллу "1984" и "Граф Монте-Кристо", и на ЕГЭ тоже отсебятину намулевала (по шаблону оформив, естественно). По ЕГЭ - 92/100 (было две ошибки в тестовой части), по допускному по всем пунктам 5 вышло.

Вам никто не мешает проявить фантазию, если вы вписываетесь в шаблон оформления.

И вы реально думаете, что проверяющие не оценят вашу креативность, если вы постараетесь? Я более чем уверена, что их заебало читать одно и то же из раза в раз, и что-то новенькое - как глоток чистого воздуха.

раскрыть ветку 17
+21

Вы уверены? Может быть, не "главное написать шаблонный текст", а нерадивые ученики без фантазии сами пишут шаблонный текст? Когда я сдавал ЕГЭ лет 5 назад, я чисто из принципа решил, что сочинение независимо от заданной темы буду писать на основе одного из любимых произведений - "Преступление и наказание" Достоевского. Был уверен, что в книге найдётся подходящий персонаж и обоснование под любую возможную тему. Так и получилось. Писать я умею (ещё в школе копирайтером подрабатывал), выложился на полную. Результат экзамена - 98/100, одна какая-то непонятная ошибка в тестовой части, которой, возможно, даже и не было. Так что творческая составляющая есть, просто большинство напрочь разучилось её использовать.

раскрыть ветку 14
0

Ну не знаю, я налил много воды на тему мотивации поступков добрых(на первый взгляд) персонажей, в итоге почти максимальный балл, хотя обычно за сочинения выше четверки не получал)

0

ТОлько цель диктанта и сочинения разные.

раскрыть ветку 1
+7
В школе, да и дома творческая составляющая зачастую опускается, особенно учителями старой закалки. Первоцелью становится воспитание личинкочеловеков мыслящих шаблонно, оперирующих узким набором фраз без отсебятины на заданные темы. Самое прискорбное заключается в том, что родители продолжают деструктивное влияние на личность и окончательно забивают творческое начало в подростке.(например при получении задания/проекта в школе его выполняют родители, чтобы не опозориться)
+21
Я от подобной преподавательницы слышала версию, будто бы со временем эти диктанты должны настолько заебать мозг, что ученик будет машинально писать сочинения по их образцу, вставляя запомнившиеся фразы из разных текстов. Без всяких собственных мыслей, мнений, идей и прочей "бездарной и глупой" отсебятины.
ещё комментарии
0

У него дисграфия, может, была, и пока от нее не избавишься, больше 3 за сочинение получить невозможно.

0

родителей как и родину не выбирают

0

70мидесятилетюю

раскрыть ветку 1
0
70емидесятилетнюю
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: