Роберт Хайнлайн. Про воспитание.

На уходящей волне историй про физические наказания и жестокость подростков в мыслях всплывает произведение "Звёздный десант" Роберта Хайнлайна.
Ниже привожу отрывок, который, возможно кому-то будет полезен.

Роберт Хайнлайн. Про воспитание. Копипаста, Роберт Хайнлайн, Воспитание детей, Дрессировка, Длиннопост

– А сможете вы дать определение «малолетнего преступника»?

– А-а… Н-ну, это те самые дети. Те, которые избивали людей.

– Неверно.

– А… Почему неверно? Ведь в учебнике сказано…

– Извините. Учебник действительно дает такую формулировку. Но если 
назвать хвост ногой, то вряд ли он от этого превратится в ногу. 
«Малолетний преступник» – понятие внутренне противоречивое, однако само 
это противоречие дает ключ к разрешению проблемы и возможность понять 
причины провала попыток разрешить эту проблему. Вам приходилось 
когда-нибудь воспитывать щенка?

– Да, сэр.

– А сумели ли вы отучить его делать лужи в доме?

– Э-э… Да, сэр. В конце концов.

Честно говоря, я с этим промедлил – потому мама и решила, что собак в 
доме быть не должно.

– Понятно. А когда щенок напускал лужицу, вы злились на него?

– Как? Нет, зачем же. Он ведь еще щенок, он же не знает…

– А что же вы делали?

– Ну, я ругал его, и тыкал носом в лужу, и шлепал.

– Но ведь он не мог понимать ваших слов.

– Конечно, не мог, но он понимал, что я на него сержусь!

– Но вы только что говорили, что не сердились на него.

Мистер Дюбуа иногда просто бесил меня – вот так приводя в замешательство.

– Нет, я только ИЗОБРАЖАЛ, что сержусь! Его ведь нужно было приучать, верно?

– Согласен. Но, объяснив ему, что вы им недовольны, как могли вы быть 
таким жестоким, что еще и шлепали его? Ведь вы сказали, что бедный 
звереныш не знал, что делает плохо! И все же причиняли ему боль! Как же 
вам не стыдно? Может быть, вы – садист?

Я не знал тогда, что такое садист, однако в щенках кое-что понимал!

– Мистер Дюбуа, но ведь иначе – никак! Вы ругаете его, чтобы он знал, 
что поступил неправильно, тычете его в лужу носом, чтобы он знал, в чем 
заключается его проступок, и шлепаете, чтобы ему расхотелось впредь так 
поступать. И шлепать его нужно сразу же – иначе от наказания ничего 
хорошего не будет; вы его просто запутаете. И даже тогда он с одного 
раза не поймет; надо следить, и сразу же наказывать его опять, и шлепать 
немного больнее. И он очень скоро научится. А просто ругать его – только 
зря языком молоть. Вы, наверное, никогда не воспитывали щенков.

– Почему же, многих. Сейчас я воспитываю гончую. Этим самым методом. 
Однако вернемся к нашим малолетним преступникам. Наиболее жестокие из 
них были примерно вашего возраста. А когда начинали свою преступную 
карьеру – были гораздо младше вас. И вот теперь вспомним вашего щенка. 
Тех подростков очень часто ловили; полиция производила аресты каждый 
день. Их ругали? Да, и зачастую очень жестко. Тыкали их носом в 
содеянное? Лишь изредка. Газеты и официальные учреждения держали их 
фамилии в секрете – таков был закон во многих штатах для тех, кто не 
достиг восемнадцати лет. Их шлепали? Ни в коем случае! Многих не 
шлепали, даже когда они были малышами! Считалось, что порка или другие 
наказания, причиняющие боль, могут повредить неустойчивой детской психике.

Я подумал, что мой отец, должно быть, никогда не слыхал о такой теории.

– Телесные наказания в школах были запрещены законом, – продолжал мистер 
Дюбуа. – Порка дозволялась законом лишь в одной маленькой провинции – в 
Делавере; полагалась она только за несколько преступлений и применялась 
крайне редко. Она считалась «жестоким и неординарным наказанием». Лично 
я не понимаю, что плохого в наказании жестоком и неординарном. Хотя 
судья должен быть, в принципе, милосердным, все равно его приговор 
обязательно должен причинять преступнику страдания, иначе наказание не 
будет наказанием. Ведь боль – основной механизм, выработавшийся в нас в 
течение миллионов лет эволюции! И этот механизм охраняет нас, 
предупреждая всякий раз, когда что-либо угрожает нашему выживанию. Так 
почему же общество должно отрицать такой хороший механизм выживания? Но 
тот период был просто переполнен ненаучной, псевдопсихологической 
бессмыслицей. И о неординарности: наказание должно выходить из ряда вон, 
иначе оно не сослужит никакой службы.

Мистер Дюбуа указал пальцем на другого мальчика:

– Вот вы. Что произойдет, если щенка бить каждый час?

– Ну-у! Он, наверное, с ума сойдет!

– Возможно. И уж конечно, ничему не научится. Сколько времени прошло с 
тех пор, как директор нашей школы в последний раз применял к ученикам розги?

– Ну, я точно не помню… Около двух лет. Тот парень ударил…

– Неважно. Времени прошло достаточно много. Значит, это наказание 
настолько необычно, чтобы быть значительным, предостерегать и послужить 
уроком на будущее. Вернемся теперь снова к нашим малолетним 
преступникам. Очень вероятно, что их не наказывали во младенчестве, 
известно в точности, что не подвергали порке за преступления. Обычно все 
происходило в следующем порядке: за первое преступление 
«предупреждали» – и зачастую вовсе без участия суда. После дальнейших 
проступков приговаривали к тюремному заключению, но приговор обычно 
откладывался, и юнец «отпускался на поруки». Такой подросток мог быть 
несколько раз арестован и приговорен, прежде чем его наконец наказывали. 
Затем его помещали в тюрьму, вместе с другими такими же, от кого он мог 
воспринять только новые преступные обычаи. И если он не творил особенных 
безобразий во время заключения, то приговор ему смягчали и отпускали его 
на поруки – «давали помиловку», на жаргоне тех времен.

Такие поблажки могли повторяться из года в год, а тем временем подросток 
преступал закон все чаще, все с большей жестокостью и изощренностью – и 
всегда совершенно безнаказанно, только со скучноватыми, но вполне 
комфортабельными отсидками иногда. А затем вдруг наступало 
восемнадцатилетие, так называемый «малолетний преступник» становился по 
закону преступником взрослым, и зачастую уже через пару недель сидел в 
камере, приговоренный к смертной казни за убийство.

Мистер Дюбуа снова указал на меня:

– Вот вы. Допустим, что щенка просто отчитали, не наказывая его, и 
позволили ему пачкать в доме… Только иногда выставляли за дверь, но 
вскоре впускали обратно, предупредив на будущее о том, что так делать 
нельзя. И вот в один прекрасный день щенок вырос во взрослую собаку, так 
и не отучившись пачкать в доме. Тогда вы хватаете ружье и пристреливаете 
его. Что скажете по этому поводу?

– Ну, это, по-моему, глупейший способ воспитывать щенка!

– Согласен. Ребенка – тоже. Но – кто же здесь виноват?

– Понятно, не щенок!

– Согласен. Но все же – объясните свою точку зрения.

– Мистер Дюбуа, – поднялась одна из девочек, – но почему? Почему не 
наказывали детей, когда это было необходимо для них же? И не пороли тех, 
кто постарше, когда они этого заслуживали? Ведь такое наказание не 
забудешь никогда. Я имею в виду тех, кто действительно творил 
безобразия. Почему?

– Не знаю, – нахмурившись, ответил мистер Дюбуа. – За исключением той 
причины, что использование этого проверенного временем метода внушения 
понятий об общественном долге и соблюдении законов в сознание молодежи 
чем-то не устраивало ненаучную, псевдопсихологическую прослойку, 
именовавшую себя «детскими психологами» или же «социальными служащими». 
Видимо, им это казалось чересчур примитивным – ведь здесь нужны лишь 
терпение и твердость, как и при воспитании щенка. Я порой думаю: может 
быть, им зачем-то были нужны эти беспорядки? Однако непохоже на то; ведь 
взрослые почти всегда поступают из «высших соображений»: неважно, что из 
этого выходит.

– Но – боже мой! – сказала девочка. – Мне вовсе не нравится, когда меня 
наказывают, да и ни одному ребенку это не нравится. Но, когда нужно, 
мама делала это. Когда однажды меня высекли в школе, мама дома еще 
добавила. С тех пор прошло уже много лет. И я уверена, что меня никогда 
не потащат в суд и не приговорят к порке – веди себя как следует, и все 
будет в порядке. В нашей системе я не вижу ничего неправильного – это 
гораздо лучше, чем – ох, ужас! – когда за порог не ступить, чтобы не 
рисковать жизнью!

– Согласен. Юная леди, трагическая ошибочность того, что делали эти 
люди, заключалась в глубоком противоречии с тем, что они намеревались 
сделать. У них не было научно обоснованной теории морали. Конечно, 
различные теории на этот счет у них имелись, и они пытались жить по ним, 
и над их побуждениями я вовсе не склонен смеяться, но все эти теории 
были НЕВЕРНЫ – половина их была не более чем благими пожеланиями, а 
другая половина – просто рационализированным шарлатанством. И чем 
серьезней они относились к делу, тем дальше были от цели. Они, видите 
ли, считали, что человек имеет моральный инстинкт.

– Сэр… но это действительно так! По крайней мере, у меня есть…

– Нет, моя дорогая! Вы имеете КУЛЬТИВИРОВАННУЮ совесть, тщательнейшим 
образом тренированную. У человека нет инстинкта морали, он не рождается 
с ее чувством. Чувство морали мы приобретаем путем обучения, опыта и 
тяжелой умственной работы. Те злосчастные малолетние преступники не 
рождались с чувством морали, так же, как и мы с вами! Но они не имели ни 
одного шанса выработать его – обстановка не позволяла. Что такое 
«чувство морали»? Это – усовершенствованный инстинкт самосохранения. Вот 
он присущ человеку от рождения, из него вытекают все аспекты личности. 
Все, что противоречит инстинкту самосохранения, рано или поздно 
уничтожает соответствующую особь и, следовательно, в последующих 
поколениях не проявляется. Это доказано математически и подтверждается 
для всех случаев. Инстинкт самосохранения – единственная сила, 
управляющая всеми нашими поступками.

– Однако инстинкт самосохранения, – продолжал мистер Дюбуа, – может быть 
развит в значительно более тонкие мотивации, чем бессознательное 
животное желание просто остаться в живых. Юная леди, то, что вы ошибочно 
назвали «моральным инстинктом», есть не что иное, как внедренная в вас 
старшими истина: выживание общее гораздо важнее вашего личного 
выживания. Например, выживание вашей семьи, детей, когда они у вас 
будут… Вашего народа, если подняться выше. И так далее. Но истинно 
научное обоснование теории морали – только в личном инстинкте 
самосохранения! И теория эта должна обрисовать иерархию выживания, 
отметить мотивацию для каждого уровня этой иерархии и разрешить все 
противоречия. Мы на сегодняшний день такую теорию имеем и с ее помощью 
можем решить любую моральную проблему для любого уровня. Личный интерес, 
любовь к родным, гражданские обязанности по отношению к 
соотечественникам и ответственность за все человечество. И сейчас уже 
разрабатываются нормы для межпланетных отношений. Однако все моральные 
проблемы могут быть проиллюстрированы одной, несколько перефразированной 
цитатой: «Величайшей любовью наделен не человек, но кошка, умирающая, 
чтобы защитить своих котят». И однажды вы поймете проблему, с которой 
пришлось столкнуться этой кошке, и как она ее решила; вы будете готовы 
проэкзаменовать себя и узнать, насколько высока моральная вершина, 
которую вам по силам преодолеть. Малолетние преступники были на самом 
низком уровне. Они рождались с одним лишь инстинктом самосохранения, 
самым высоким их моральным достижением была хрупкая лояльность к 
«своим», то есть своей уличной банде. Но различные доброжелатели 
пытались взывать к их «лучшим чувствам», «проникнуть в душу», «пробудить 
их чувство морали». ВЗДОР! У них не было никаких «лучших чувств»; опыт 
показывал им, что все ими творимое – единственный способ выжить. Щенок 
не получает своих шлепков, а стало быть, то, что он делает с 
удовольствием и успехом, для него – «морально». Основа морали – долг: 
понятие, находящееся в таком же отношении к группе, как личный интерес – 
к индивидууму. Никто не проповедовал тем детям их обязанности в той 
форме, в какой они поняли бы, то есть вкупе со шлепками. Зато общество, 
в котором они жили, без конца толковало им об их «правах». И результаты 
нетрудно было предсказать, поскольку НИКАКИХ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 
В ПРИРОДЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Мистер Дюбуа сделал паузу. Кто-то схватил наживку:

– Сэр, а как же насчет «жизни, свободы и погони за счастьем»?

– А, да, эти «неотъемлемые права»… Каждый год кто-нибудь да процитирует 
эту великолепную поэтику.

Жизнь? А каковы «права» на жизнь у того, кого носит в Тихом океане? 
Океан не слышит его криков. Каковы «права» на жизнь у человека, который 
должен умереть ради спасения своих детей? Если он предпочтет сохранить 
собственную жизнь, то сделает это «по праву»? Если два человека голодают 
и альтернатива смерти обоих – съедение одного другим, кто из двоих 
«имеет право» на жизнь? Это вы называете «правом»? Что касается свободы 
– те герои, которые подписывали этот великий документ, клялись купить 
эту свободу ценой собственных жизней. Свобода никогда не была 
неотъемлемым правом, древо свободы полито кровью патриотов и нуждается в 
регулярной поливке, иначе оно засохнет. Из всех так называемых прав 
человека, изобретенных когда-либо, свобода всегда была самой дорогой, и 
цена ее не упадет никогда.

И третье право – «погоня за счастьем». Его, конечно, не отнять, но 
правом это не является. Оно – в существующем положении вещей, и тираны 
не могут отнять его, а патриоты – восстановить. Бросьте меня в башню, 
сожгите на костре или сделайте царем царей – в любом случае, пока длится 
моя бренная жизнь, я имею право на «погоню за счастьем», и ни господь 
бог, ни все святые, ни мудрецы, ни изощреннейшие наркотики не смогут 
разуверить меня в этом.

Мистер Дюбуа обратился ко мне:

– Я сказал, что «малолетний преступник» – понятие внутренне 
противоречивое. Под словом «преступник» имеется в виду «не выполнивший 
свои обязанности». Но «обязанности» – дело взрослых, а взрослым он 
станет тогда и только тогда, когда получит представление о том, что 
такое обязанность, и будет ставить ее выше, чем собственный интерес, с 
которым рожден. Никогда не было и быть не могло малолетних преступников. 
Но на каждого малолетнего всегда найдется по крайней мере один взрослый 
преступник, который в свои зрелые годы либо не знает своего долга, либо 
через него преступает. И именно это явилось тем «гнилым столбом», из-за 
которого развалилась культура, во многих отношениях замечательная. Юные 
хулиганы, шляющиеся по улицам, были симптомом опасной болезни; их 
сограждане (тогда гражданами считались все) всячески укрепляли мифы об 
их «правах»… и при этом забывали об обязанностях. Ни одна нация, 
поступающая так, не может существовать.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
31
Автор поста оценил этот комментарий

Я вырастила много щенков. И не била ни одного. При этом никто из них не гадил дома. Автор этого рассказа просто не представляет другого способа воспитания. А он есть. Я никогда не била и своих детей. И они не преступники.

Именно ГГ и есть стоящий на нижней ступени развития и воспринимающий лишь силу в качестве сколь либо действенного воздействия. Просто потому что сам не способен на большее.

раскрыть ветку (126)
29
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Как-то все забывают, что Хайлайн писал сатиру и обличал фашизм, умело рисуя тоталитарное общество перед лицом инопланетной угрозы.

раскрыть ветку (43)
10
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Именно. Правда он обличал не только фашизм. Коммунизм ему не нравился ровно настолько же.

раскрыть ветку (5)
7
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

И любой тоталитаризм.

раскрыть ветку (4)
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Даже демократического толка, верно.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Голосуй или умри?

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Будь свободен или умри. Кто против гражданских прав - сразу расстрел.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. Скорее случаи иллюзорного голоса. Рекомендую для понимания Хайнлайна же "Верните себе государство".

3
Автор поста оценил этот комментарий

Весьма своеобразно обличал, ведь именно тоталитарное общество в его книгах побеждало врага отнюдь не гуманными методами. В чем же сатира?

раскрыть ветку (29)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну не во всех книгах. Хайнлайн развивался как писатель все таки.

раскрыть ветку (17)
Автор поста оценил этот комментарий

В тех книгах, где обсуждалась политика и устройство государства, а это все же большинство его произведений.

раскрыть ветку (16)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Я не все читал, честно. Сатира не обязана открыто высмеивать что-либо. Достаточно лишь показать. Даже не обязательно рисовать черными красками. Наоборот. Можно показывать триумф фашизма и победное шествие человечества по вселенной. И остаться ярым критиком тоталитарного государства, общества потребления и т.п.

Если нужен диалог систем, внутренние метания героя - это не к Хайнлайну, это к великой Урсуле Ле Гуин. Каждый пишет так, как хочет. :) А вообще все люди и культуры разные. Джордж Мартин в книге "Умирающий свет" очень таки неплохо показал различие культур :)

раскрыть ветку (15)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Безусловно есть множество способов показать несостоятельность строя, но в его произведениях сатиры я не увидел. Государство побеждает, иное мнение как таковое отсутствует, если кто из персонажей и ставит под сомнение догмы прописанные в книге, то делает это крайне неуклюже, тем самым усиливает веру читателя в правильности тоталитаризма и милитаризма. У Оруэлла в 1984 тоже строй побеждает, но само устройство государства выставляется крайне отталкивающим.

Я бы мог считать его книги сатирой, вот только он и при жизни выступал за превращение холодной войны с СССР в горячую, что не очень вяжется с дискриминацией основного мнения в его книгах.

раскрыть ветку (14)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Люди, говорящие о сатире, само произведение не читали. Просто перепутали рецензии на фильм и книгу. В фильме действительно сатира на систему пропаганды и промывки мозгов. А книга весьма глубока и сатиры в ней и тени нет.
раскрыть ветку (4)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Я читал. Почти всего Хайнлайна. Включая кое-что из опубликованных писем. Фильм с книгой не путаю. И вот какая штука - я эту сатиру вижу.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Там скорее гипербола, чем сатира. Это не одно и то же.
раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

В сатире юмор не обязателен. Гипербола же не жанр, а приём.

Автор поста оценил этот комментарий

Только сатиру в фильме тоже мало кто увидел и критики разнесли его как раз за пропаганду. Сколько же режиссер потом оправдывался...

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

"иное мнение как таковое отсутствует"

Право слово, и тут вас вот вообще НИЧЕГО не смутило?

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. Иное мнение должно быть аргументированно, а в его рассказах это детский лепет, который тут же разбивается о "железную логику" аргументов в пользу его мироустройства.

раскрыть ветку (7)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

То есть вы видите, что с железной логикой там что-то не так, но всё равно вас ничего не смущает?

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

В библии большие проблемы с логикой, это сатира на религию?

раскрыть ветку (5)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ха. То есть общество, которое, типа, победило бог знает кого бог знает зачем это хорошо? Ничего хорошего в том мироустройстве нет. Вот вообще.

раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Если общество победило благодаря жёсткому тоталитаризму, необходимость которого логически обосновывается всю книгу, то это пиар, а не сатира. Книга, в которой нацистская Германия побеждает во второй мировой войне и устанавливает власть над миром, едва ли будет сатирой на нацизм. Да и сам Хайнлайн был сторонником силовых методов в борьбе с СССР, это его реальная позиция, которую он открыто выражал.

раскрыть ветку (9)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну приплыли. Нет и ещё раз нет. В факте некоей "победы" нет ничего положительного если задуматься. Особенно, если с самого начала не надо было воевать. Этого объяснения должно быть достаточно.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Майн Кампф это тоже сатира, Гитлер высмеивал идеи нацизма, но его не так поняли. Ну и понеслось...

раскрыть ветку (7)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Смотрите. Не Хайнлайн, но "V - for vendetta". Нацисты, типа, победили. Но памфлетом за нацизм это может назвать только откровенно слабоумный. В вашей логике зияет дыра размером с Туманность Андромеды. Тем более, что в обсуждаемом романе никакое общество никого не побеждало, оно просто якобы работает и никто не мычит.

Посмотрите на каком фоне был написан роман и какую бучу он поднял. Это сатира, причём сатира попавшая в цель.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я уже приводил пример с 1984. Там тоже система победила, но тоталитаризм освещается в крайне неприглядном свете и гг пытался бороться с системой. В виндетте гг так же пытается свергнуть нацистов, что должно настраивать против тоталитаризма. В произведениях Хайнлайна  с системой никто не борется, более того, все считают подобную систему взглядов единственно верной. Вот фильм "звездный десант" был сатирой и наделал много шума и споров, а по книге не замечал разночтений.

раскрыть ветку (5)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Конечно не замечали. С вероятностью процентов в 90 все эти разночтения произошли до вашего рождения, равно как и до рождения подавляющего большинства пикабушников. Поймите, книга опубликована 59 лет назад, а написана и того раньше. Тогда сам факт постановки такого вопроса был вполне себе сатирой. А вялый срач о написанном длится чуть ли не до сих пор: https://en.wikipedia.org/wiki/Starship_Troopers#Reception


Теперь о произведениях Хайнлайна где с некоей "системой" никто не борется. Вы не читали Хайнлайна. Вот серьёзно.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Можете почитать описание картин в жанре абстракционизма. В паре параллельных линий фанаты видят и любовь, войну, смерть, радость и т.д.

Вы делаете то же самое, ищите сатиру там где ее нет и безусловно находите, но только потому что хотите найти, а не потому что она там есть.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

В данном случае отрывок вырван автором поста из произведения для определённой цели. Для оправдания насилия в воспитании детей. Мой коммент относился к автору поста, к его восприятию

раскрыть ветку (6)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Под насилием вы имеете в виду страх перед угрозой телесного наказания за совершенные проступки?

Я вам открою маленькую тайну, именно благодаря этому страху вы еще живы, вас никто не избивает на улицах, не пытается изнасиловать каждый встречный, у вас все прекрасно.

Вам родители привили высокое чувство морали и личной ответственности, и это прекрасно.

Вам претит насилие и как следствие вы его отрицаете и это уже плохо.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

С Вашей точки зрения если у меня этого страха нет, то я должна избивать людей на улице, насиловать и т.д. Но я так не делаю. Почему? Может можно иным способом воздействовать на людей?

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

как я уже написал, высокая личная мораль и личная ответственность. спасибо родителям.

А если страха нет, то ничто не истина все дозволено!

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Что мешает прививать мораль вместо страха наказания?

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

пытаюсь, не выходит

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Потерять доверие ребёнка легче лёгкого. Восстановить очень сложно.

21
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Конечно, есть другой способ.  Работает только не на всех. Один мой знакомый очень много получал в детстве люлей. Получал, злился и косячил назло и еще больше получал и еще больше злился. Помогали только уговоры бабушки. Пиздить было бесполезно от слова совсем. Подрос. Воспитывает детей также. Разговорами. Детки быстро просекли фишку и сели на шею. Детки подрастают - 12, 14 лет. Начали гадить в окружающее пространство. Для него они не преступники ни в коем разе. С воспитанием кнутом можно вырастить только забитое существо. Но в то же время одним сотрясанием воздуха, ничего не добиться.

раскрыть ветку (21)
8
Автор поста оценил этот комментарий

А не много ли неучтенных переменных? Авторитет бабушки? Авторитет люлей? И смог ли он вырастить хоть какой-то авторитет в глазах своих детей?

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Да я хз какой там авторитет и у кого. Я много раз слышал, как он говорил, что его жестко в детстве пороли, и своих детей он никогда не ударит, только словами воспитывать надо. А от детей уже идут проблемы.

7
Автор поста оценил этот комментарий

Кнут и пряник никто не отменял. Даже если кнутос только щёлкают в воздухе. Иной раз угроза эффективнее самого наказания

Автор поста оценил этот комментарий

Так Хайнлайн и пишет что наказание должно быть экстраординарным. Не ежедневные бессмысленные побои и крики, а редко, но что б запомнилось.

Автор поста оценил этот комментарий

Воспитание кнутом это самая эффективная мера. Просто кнут каждому нужен свой. Кого-то пиздить, кому-то говорить, кому-то телефон отнять и т.д.

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Тут некоторые доказывают, что дитятю ремнем ни-ни.

Автор поста оценил этот комментарий

А как же те миллионы детей, которых НЕ били? Почему они не по тюрьмам?

раскрыть ветку (14)
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Да потому, что дело не в физическом воздействии как в таковом. Дело в самом факте наказания. Просто доходят значения слов "нельзя, нехорошо, неправильно... " кому-то через пропиздон, кому-то через слова. Как в случае и с поощрением. Одних детей очень радуют подарки, другие радуются словам и вниманию.

раскрыть ветку (12)
1
Автор поста оценил этот комментарий

В тексте прямо написано, что тюрьма не наказание. Только бить. Т.е. дело не в факте наказания, а именно в физическом насилии.

раскрыть ветку (11)
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Иногда по другому нельзя. Малыш тянет руки к горячему чайнику, такому блестящему и сверкающему. Вы убираете его руки и ругаете его. Через некоторое время он наплакавшись тянет руки опять из любопытства, или просто забыв о поругании. Когда он обожжется, его руки навсегда запомнят ощущение приближающегося тепла, и больше он не обожжется. Более того, малыш теперь будет везде осторожно касаться вещи, от которой исходит тепло. Иногда, повторюсь, по другому просто нельзя.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

То есть Вы не видите разницы между причинением боли неодушевлённым предметом и человеком? Ничего что есть разница между "я сделал себе больно" и "мне сделал больно человек, которому я доверял"?

раскрыть ветку (7)
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Разница как раз таки есть и она огромна. Человек живет не только в природе, но и среди других людей. И эти люди не все будут добрыми и пушистыми. Другой пример. Ребенок делает что-то нехорошее (ругается матом или берет чужие вещи без разрешения, неважно). Вы его ругаете. Он приходит в детсад и тоже делает что-либо нехорошее и в наказание ждет максимум ругань (родители же только воздух сотрясали?). А тут хоба! Одногруппник за взятую без спроса машинку или обидное ругательство бьет в лоб или сильно толкает. Нет зуба, шишка на лбу или ссадины на руках. Не кажется ли вам, что шлепок по губам или по попе от "своих людей" мог объяснить ребенку, что от других людей можно получить более серьезное наказание за проступок, чем сотрясяание воздуха?

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Для ребёнка родители это основа мироздания. Уверенность. Защита. Любовь. Единственное, в чём ребёнок уверен. И когда единственное, что защищает от этого мира предаёт тебя, то для ребёнка это самое ужасное, это ломает психику навсегда.

раскрыть ветку (5)
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

По вашему шлёпнуть ребенка за проступок, когда не помогают слова - это предательство? Родителей иногда не бывает рядом чтоб подбодрить, защитить, выразить любовь. После ваших методов пустого воздухо-сотрясания вырастают глупые, ни к чему не приспособленные инфантильные дебилы, для которых мамкина юбка лучшая защита, а самое суровое наказание - дома поругают. Дома конечно и приласкают и полюбят и защитят. В садике, если обидят, то мама всех придет и накажет, пофигу, что сам виноват. Лучше я шлепну легонечко, чем через 15 лет шлепнут его насовсем.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, это предательство. Потому что родители - конечная инстанция. И больше некуда бежать, не к кому обратиться, всё, весь мир против тебя. И с этим жить.

Ещё раз - я не бью своих детей, но они не преступники, их никто не убил. Понимаете? Можно иначе! Не с позиции силы. А Ваши слова просто оправдание жестокости. Избиваешь ребёнка - чтобы не стал плохим, жену - сама довела. А исток - банальный садизм. Поверьте, если Вы не будете шлёпать ребёнка, его не убьют! Я полно людей знаю из нормальных семей, где детей не били и они прекрасно живут.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Там так не написано. Под шлепком можно понимать любой вид наказания, главное что б запомнилось.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. В тексте прямо написано, что даже тюрьма не наказание. Только избиение.

Автор поста оценил этот комментарий

Их не били, но наказывали по другому. В угол ставили например, чего то лишали и т.д.

12
Автор поста оценил этот комментарий

Поймите, что суть наказания не в том, чтобы кого-то побить (хотя многие родители, не понимая этого, лупят своих детей почём зря), а в том, чтобы осознание проступка и его последствия дошли до тех глубин живого существа, когда оно будет понимать и осознавать это без необходимости какого-либо наказания.

Бить - это далеко не единственный, но при этом и далеко не самый жестокий способ наказания. Это всего лишь дополнительный инструмент в арсенале воспитателя.

Глупо отбирать у стоматолога щипцы для удаления зубов, лишь потому, что это может быть больно. Но и доктор их использует в исключительных случаях, когда по-другому никак.

Просто иногда дети создают такую ситуацию, когда у родителя не остаётся выбора - либо он даст сейчас слабину, и тогда уже никогда не сможет повлиять на ребёнка силой убеждения, либо он утвердит своё лидерство и непререкаемость "по праву сильного", потому что именно таков паритет между родителем и ребёнком.

раскрыть ветку (35)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Докажешь ребенку силу кулаком - завтра он точно так же докажет силу тебе. Если бы меня в детстве били, то сейчас бы я чалился на зоне, а у матери бы ни одного целого ребра бы не было. Просто потому что это весело. Лучший воспитатель - это подходящее окружение. АУЕ элементов надо тупо изолировать. Не давать им влиять на нормальных людей. Если я с детства рос в обществе, в котором доказывать свою правоту физической силой - крайне зашкварное занятие, скорее всего я так и буду считать. У отца во времена его детства во дворе жил бывший полицай, отмотавший свой срок. Его никто не бил и не унижал. Его просто игнорировали, и детям рассказывали кто он такой и почему с ним никто знаться не желает. И дети росли зная, насколько противно и унизительно быть предателем. Вот и сейчас надо такое же отношение к серьезным преступникам культивировать, как тогда к полицаям.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

не сила же доказывается

7
Автор поста оценил этот комментарий

Либо он озлобит будущего человека, научит, что кто сильнее, тот и прав, и что косяки надо прятать, врать и изворачиваться.

Меня били. За срач, за хреновую учебу, за борзость.

Эффективность нулевая. Даже отрицательная, потому что когда кто-то пытается заставить оскорблениями, своим положением, шантажом или прочим психонасилием делать что-то я упираюсь рогом и все. Даже если себе во вред, даже если только что сама собиралась делать, хрен вам.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Чтобы он не озлобил будущего человека, то, как я уже сказал, этот инструмент должен быть применён в подходящей к этому ситуации и в правильной форме.

Бить - это не панацея, это не то, чем следует повседневно пользоваться, добиваясь своего. В словах Хайнлайна же об этом говорится в том числе - наказание должно быть экстраординарным для ситуации. Чем-то таким из ряда вон выходящим, чтобы запоминалось как беспрецедентное.

Однако есть такие ситуации, когда словам не место и "вожак" должен поставить на место зарвавшегося "щенка".

Я мог бы придумать какие-то ситуации, в которых именно такой способ воспитания был бы уместен, но не хочу этого делать, дабы не провоцировать возможные ответы в стиле: "Да ты гонишь, так не бывает" или "Да всё равно можно было бы и словами объяснить".

Но, увы, это далеко не всегда так.

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Я мог бы придумать какие-то ситуации, в которых именно такой способ воспитания был бы уместен, но не хочу этого делать, дабы не провоцировать возможные ответы в стиле: "Да ты гонишь, так не бывает" или "Да всё равно можно было бы и словами объяснить".

Согласитесь, не может быть (если человек психически здоров), чтобы настолько серьезные ситуации возникли на ровном месте.

Этому предшествует куча сигналов.

Если ты, как родитель, игнорировал эти сигналы, а потом вдруг спохватился и начал решать проблемы насилием, а не пресек в зародыше, грош тебе цена.

раскрыть ветку (1)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Отнюдь.

Родитель не может быть 24 часа в сутки с ребёнком, и даже в самых хороших семьях на ребёнка оказывает влияние и школа, и улица, и интернет.

Да, не бывает на пустом месте резкой смены характера и поведения, но не всегда возможно распознать это, даже если ты общаешься с ребёнком лишь 4-6 часов в сутки (а в большинстве семей это время и того меньше).

Говорить о "сигналах" в ситуациях, когда они не выходят за рамки поведения обычного для детей такого возраста глупо, поскольку иначе это может превратиться в гиперопеку, от которой ребёнок ещё скорее захочет сбежать любыми способами.

Просто в ребёнке живёт желание познавать мир и по мере взросления оно проявляется не только в поведении по "правильным книжкам" и "словам родителей", но и по своему опыту, который он получает в этом мире. В том числе в голове ребёнка возникает и желание узнать, насколько он "взрослый" уже.

Дети зачастую "бросают вызов" обществу и родителям, именно с целью выяснить те границы, которые они могут перейти.

"Димка из соседнего подъезда курит, а когда его отец ему запретил, он его послал матом и ничего ему за это не было! Это круто!"

"Танька уже взрослая такая, ей всего 13, а она уже целовалась с взрослым мужчиной! А я как лохушка какая-то хожу."

"Пацаны у малых на рынке деньги отнимают, они всегда ходят с полными карманами ништяков, я тоже так хочу."

Опять же, это те вещи, которые могут никак не проявляться, пока не станет слишком поздно, потому что это мысли детей в их головах, которые они не обязательно озвучивают.

Это всё примеры, которые вполне реальны, и за которыми никакой родитель не сможет уследить, если только он не контролирует своего ребёнка с секундомером в руках (хотя и тогда нет никакой гарантии).

Однако я не говорю, что приведённые "рассуждения" детей должны "лечиться" каким-либо физическим наказанием. Просто бывает разная степень распознавания таких "сигналов", и далеко не всегда разговор может помочь.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Как только родитель начинает утверждать свой авторитет по праву сильного, он признаёт свою полную неспособность к утверждению оного иным способом и даёт отмашку ребёнку на позволительность такого. А ребёнок вырастет. И станет сильнее родителя. С мыслью о том, что сильному МОЖНО.

раскрыть ветку (28)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Красивые слова, но имеющие мало отношения к реальности.

Ребёнок, живущий в прекрасной и любящей семье, где никто никогда и голоса не повысил друг на друга может точно так же увидеть, что "Колян нахлобучил Вовку и теперь его авторитет в классе намного выше, а значит это правильно!"

А ещё он может увидеть, что родители начинают хорошо прогибаться, когда пытаешься проверить их на излом (да-да, улица, друзья и интернет влияют даже на самых хороших деток), и видя, что родители продолжают сюсюкаться, пытаясь убедить чадо, что так поступать плохо, он как раз и уюеждается в том, что пределов нет, а весь мир для него одного.

Пока в жизни не встретит того, кто, разбив ему нос, вместе с ним разобьёт и парадигму прекрасного мира, так любовно взрощенную родителями-пацифистами.

раскрыть ветку (27)
Автор поста оценил этот комментарий

Поэтому важно, в какой среде ребенок находится. То есть работать надо над оздоровлением самой среды. В школе вот где я учился, рукоприкладство было не в чести. В почете были те, кто умеет словами троллить. Причем не материться как сапожник, а именно что троллить. Кто не в почете был? Кто сам руки распускал, кто позволял в отношении себя руки распускать, кто позволял себя троллить и обижался на троллинг. Учителя кстати тоже подкалывать любили. Физрук особенно классно любителей матюков стебал. Иванов! Озвучь нам, какой звук издают женские гениталии? Ты же знаешь, раз слово употребляешь.

Автор поста оценил этот комментарий

Ну и когда мне ждать, когда мои дети станут преступниками? Вы просто не представляете себе другого мира, без избиений, а он есть.

раскрыть ветку (25)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ваша ошибка заключается в том, что вы делите мир на чёрное и белое. Вы даже не читаете того, что я пишу, а на словах о том, что и физические меры в воспитании допустимы вас всех словно клинит, а перед глазами тут же возникает образ маньяка с ремнём в кулаке, в глазах готорого лишь жажда причинять страдания и боль тем, кто слабее.

Не вижу смысла переубеждать таких людей. Если человек не в состоянии адекватно и конструктивно посмотреть на вопрос, убеждённый, что "любой вопрос можно решить словами", а все остальные "маньяки, не представляющие мир без избиений", то вести дискуссию бессмысленно.

раскрыть ветку (24)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Недопустимо бить любого, кто слабее тебя. Щенка, котёнка, ребёнка, женщину. Того, кто не может ответить, кто в Ваших руках чувствует себя беззащитным. Жена хоть уйти может, а ребёнку даже бежать некуда. Это недопустимо, понимаете?

раскрыть ветку (23)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Недопустимо без веской причины.

Во-первых, физическое воздействие не подразумевает только "бить". Во-вторых, это допустимо в ситуациях, когда словами можно лигь усугубить положение. В-третьих, применять такие меры нужно обдуманно и только тогда, когда по другому никак нельзя, а не в виде ежедневного моциона. В-четвёртых, именно потому, что родители старше, больше и сильнее, он имеет право использовать эту силу в воспитательных целях.

Ребёнок, прежде чем сможет принимать обдуманные и взвешенные решения (с учётом того, что это ребёнок), может и не дожить до того дня, когда станет подростком, а после и взрослым.

У ребёнка нет того опыта, который есть у взрослого, он не всегда может оценить степень опасности своих поступков, как для себя, так и для окружающих.

Может этого не случится и никогда, а может именно сегодня, из-за того, что пять-десять лет нахад родитель посчитал неприемлемым жёсткое пресечение неправильного поведения, его ребёнок попадёт в серьёзную беду или даже погибнет, потому что реальный мир намного более жесток, чем сказочный.

раскрыть ветку (22)
Автор поста оценил этот комментарий

Когда ребёнок станет сильнее родителей, у него появится право бить их, если он посчитает это необходимым?

раскрыть ветку (21)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Это право есть у любого человека, вопрос лишь в том, насколько у него хватает понимания и осознания, где и когда его применить.

Ребёнка от взрослого отличает неспособность на равных решать вопросы ввиду полного отсутствия опыта и зрелости, необходимых для ведение полноценного диалога.

ещё комментарии
13
Автор поста оценил этот комментарий

А если мы говорим не о ребёнке, а о малолетнем правонарушителе? Который уже сейчас (например, в 13 лет) ворует по мелочи и отбирает у сверстников телефоны.

Наказание по закону на него к сожалению не действует.

Он уверен, что "мать - тюрьма и сообщество арестантов" это что-то хорошее и не боится туда попасть.

Воспитательные спец школы тоже не действуют.


По моему выпороть на глазах друзей и заставить мыть школьные туалеты в этом случае достойное наказание. А иногда страх наказания - единственное что держит такого человека

раскрыть ветку (17)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Дык надо было изначально нормально воспитывать.

Человек не является говном при рождении, его таким делает окружение.

И помимо разбирательств с теми, кто уже творит треш, без физических наказаний, но с серьезной ответственностью и для родителей, и для потомства, надо параллельно работать над тем, чтобы такие в принципе не появлялись.

Иначе это как из дырявой лодки воду черпать.


Пы. Сы. Методами как тут собак воспитывать не надо. То, что щенок срет дома - это недоразвитая физиология. Здоровая собака после определенного возраста это делать не станет, бей ты ее до этого или нет. А нездоровую, сколько ни бей, не получится.

Многие люди тоже перерастают возраст сранья, вне зависимости от наказаний.

раскрыть ветку (12)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Я понимаю, что все идёт от семьи.

Но вот задача - матери он безразличен, отца нет, 13 лет.

Ребёнок начинает искать авторитеты и находит их там, где легче всего.

Он совершает правонарушения.  Он уверен,  что поступает правильно.

Что делать? Заставить мать вспомнить, что она мать это утопия.

Забрать ребёнка в детский дом - у него уже сформирована модель поведения и от детдома она не изменится.

Взять его в какой то элитный педагогический лагерь - утопия.


Тем более, что проступки уже есть и потерпевшие как бы хотят некоторой справедливости....


Что делать с этим ребёнком? Задача то гораздо шире, чем тупо наказать.


Его нужно поставить в рамки поведения в обществе. Сначала - жёстко и твёрдо, потому что мягко уже не получится.  А поставив в рамки уже можно пытаться восстановить модель нормального поведения

раскрыть ветку (11)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Принудительные обязательные работы и серьезный штраф, без скидок на то, что оно еще ребенок? Мне кажется, если малолетний дебил (и его семья идиотов) полгодика поживет на пресловутых макарошках, выплачивая штраф, это несколько отобьет желание делать гадости. В конце концов, невыполнение родительских обязанностей по последствиям намного хуже парковки в непредназначенном месте. Это сломанная жизнь как минимум одного человека. А ответственность примерно одна. Если оно еще и эти полгодика каждый день будет при этом отрабатывать после школы по несколько часов... Нормально, с жестким контролем, а не спустя рукава.

Наказание только тогда наказание, когда оно сильнее, чем мотивация совершать нежелательные действия, и неотвратимо. Что такое пять штук штрафа, если тебя и найдут, и пострадавшие не заберут заявление, потому что ну зачем судьбу ломать?

Повторюсь, я не против наказания. Но физические наказания и унижение - треш с кучей побочек. Человек - не животное (хотя и с теми без аверсива работают, но они не умеют делать назло), он понимает не только язык боли.

раскрыть ветку (9)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Полгодика на макарошках?

Вы откуда? Если из России и представляете такие семьи, то там от штрафа (вне зависимости от размера) не изменится вообще ничего, уровень жизни и так на уровне выживания. Там и так на макарошках живут годами.

Обязательные работы да, но задача наказания несколько шире - нужно чтобы и осознал и больше не делал и окружающие дети поняли, что так лучше не делать

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда вообще без макарошек, ну или пусть за минималку отрабатывает причиненный ущерб.

Хотя творить треш могут и в приличных внешне семьях, достаточно состоятельных.


Имхо, полгода отработки серьезнее, чем раз побили и все. Если это еще и достаточно унизительная для школоты работа - тем более.

раскрыть ветку (7)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Я немного о другом.

Вот смотрите - за грабеж мы дали этому пацану полгода на мытье школьного туалета в родной школе, после уроков.

Причём выдаём ему спец одежду, перчатки, моющие средства и вообще это наказание, а не унижение.


Это по вашему мнению справедливо?

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну а вы что предлагаете?

Имхо, достаточно справедливо, если в результате (зарплата уборщика или дворника за выполненную работу, если не может выплатить штраф) пострадавшие получат возмещение убытков и плату за моральный и физический ущерб.

раскрыть ветку (5)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Я с вами согласен,  но идём дальше.

Мы назначили ему справедливое наказание.

Но он вылил всё в унитаз, сказал что мыть очко не по пацански,  что он нас с вами (а также судью, участкового и государство в целом) он на своём детородном органе вращал,  пнул ведро и ушёл.


Что дальше?


Наказание должно внушать страх, иначе это фикция

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Что дальше?

Вернуть и увеличить срок работ, может, других, уже не в школе, но уже под непосредственным контролем? Не особо выгодно экономически, но неотвратимость и большая продолжительность должны работать. Ну и ваще, труд облагораживает.

Ну и обязательно общественное порицание, которого щас нет.

Я нихрена не понимаю. Все орут про ауе, политики и деятели озабочены.

При этом даже на, сука, госканалах сериалы про бандитов, песенные конкурсы шансона и прочее дерьмо, романтизирующее криминальный образ жизни. Когнитивный диссонанс, не?

Ну и да. Физическое наказание может плодить мучеников. Это уже совсем хреново, сами понимаете. Пострадал от ментов позорных и все такое. Оно должно не страх, а отвращение внушать.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Разве можно личность, хоть и юную, взять и куда-либо поставить? Суть личности в сопротивлении окружающему миру, адаптации и выживании. А вот врагом ребенку так можно стать очень легко.

Вот вы, взрослый, имеете представление о том, какая модель поведения "нормальная". А у ребенка такого представления нет. Он знает только один способ жить - свой способ, самый эффективный из доступных при данных условиях.

Ребенка нужно увлечь чем-то, где ему придется осваивать новую модель поведения, где он сам это может захотеть. Подружится прежде всего с ним нужно.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Он таким родился? Прямо с младенчества погремушки воровал? Или именно родители побоями внушили, что прав тот, кто сильнее?

раскрыть ветку (3)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Не нужно говорить о том,  что привело к этому.

Мы говорим о том, что происходит здесь и сейчас

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я имею в виду, что использовать в качестве исправления то, что является первопричиной - нелепо.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Вы неправы.

Первопричина - отсутствие внимания и правильного воспитания.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Все таки речь идёт о том что безнаказанность рождает большие преступления,когда кругом адская херня творится дети выбирают способ выживания подражая ей ,потому что считают ,что выжить по другому нельзя.

2
Автор поста оценил этот комментарий

долго объясняю ребенку (3,5 года), что ему чего то нельзя, он слушает, кивает и делает ровно наоборот.

Вопрос что я делаю не так?

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Надо разобраться, почему ребёнок Вам не верит. Возможно, когда-то Вы сказали, что делать что-то нельзя, а ребёнок сделал и не было описаных Вами последствий: не забрал бабайка или ещё что. Ну и посмотреть почему нельзя то или иное. Я запрещала детям только то, что могло причинить им физический вред. Или такой же вред другому живому существу.

Простые примеры. Дочь, восемь месяцев, ползёт на кухню. Дорогу перекрывает собака, дочка лезет через неё. Предупреждаю, что собачку трогать НЕЛЬЗЯ, она встанет и больно упадёшь. Дочка ползёт, собака встаёт и роняет ребёнка (не переживайте, собака умеет воспитывать щенков и будет не столько больно, сколько обидно). Ребёнок запоминает, что если мама сказала - так будет. Потом идёт "не трогай духовку, больно будет" - уже не трогает, ибо помнит, что маме надо верить.

Пример два. Еду с сыном в автобусе, он громко говорит. Прошу потише. Не получается. Выходим и идём домой вместо парка. Что делать...жизнь. Потом шёпотом говорит, в парк ведь хочется.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

мы так две остановки шли пешком, вроде понял. но надолго не хватает надо закреплять

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Видимо бывают всё-таки случаи, когда не сбывались обещаные последствия. Это заставляет раз за разом проверять родителей "на вшивость". Типа вдруг прокатит.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

#comment_125961482

Автор знал. Ещё как знал. Просто такая тонкая сатира нынче давно не в ходу. А сам роман замечательный, рекомендую.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку