Рецензия на "Воскресение" Льва Толстого.
Недавно я закончил читать роман Льва Толстого “Воскресение”. Книга производит чрезвычайно мощное впечатление. Мощь книги я измеряю следующим образом: могу ли я сразу после прочитанного произведения читать другие книги, и, если нет, то как скоро смогу? Есть добавочный фактор: как скоро я перестану думать об этой книге? Понятно, что мера эта весьма субъективна, то-есть, зависит, во многом, от настроения, опыта, занятости и других условий, но более точных измерений предложить я не могу. Так вот, после “Воскресенья” я неделю ничего больше не читал. Это не рекорд, но второе место, однозначно.
В романе нет ничего лишнего, а только необходимое для настоящего понимания христианской морали. Эта книга - квинтэссенция христианства, а Толстой - его современный пророк. Вдобавок, это интересная история, рассказанная великим писателем в зените творческих сил. Из этого повествования слова не выкинешь. Необходим определенный объем текста, чтобы ввести читателя в особый транс и заставить сопереживать героям. И все ради того, чтоб тот как-будто почувствовал на себе несправедливость существующего общественного порядка и лично признал правоту евангельских заповедей.
В романе словно вшито послание человечеству от великой души, вдохновившей другие великие души. К примеру, Махатму Ганди.
По какой-то причине Ленин назвал Толстого “зеркалом русской революции”, однако, ни к какой революции писатель не призывает. Наоборот, с помощью главного героя размышляет: “Как бы сделать так, чтобы обеспечить всем этим чиновникам их жалованье и даже давать им премию за то, чтобы они только не делали всего того, что они делают?”
В “Воскресении” есть масса параллелей с современностью. Например, политзаключенные, сидящие в остроге по прихоти жандармов иногда лишь за то, что оказались в гостях не в той квартире или имели наглость читать запрещенную книгу; мастеровые, которым чиновники по халатности не продлили паспорта, а пристав не долго думал, и запер их в тюрьму до разбирательства, которое могло продолжаться месяцами. На глазах у читателя разворачивается подлейшее преступление: люди, страдающие безвинно или за чужие грехи.
Львиная часть собственности, и особенно, земля, принадлежит аристократам. Им же принадлежит право устанавливать оброк безземельным крестьянам, а также право карать или миловать. Естественно, при таком выборе, большинство по устоявшейся схеме выбирает “карать”, ведь так, кажется, проще всего решать общественные конфликты. Негласно действует основной закон: кто сильнее - тот и прав. А иначе для чего существует гигантская карательная машина: полиция, суды, прокуроры и остроги, а также адвокаты, призванные защищать подсудимых, но на самом деле, в массе, лишь сосущие из несчастных последние деньги. Однако, карать-проще, кажется лишь на первый взгляд. Это не решение, а способ загнать проблему вглубь, в плоть и кровь, в самую сущность народа. Карательная машина всасывает в себя людей, но не исправляет их, а, наоборот, убивает и калечит. Причем, калечит духовно. Превращает человека в зверя.
Герой романа, крупный землевладелец, приходит к выводу, что частной собственности на землю быть не должно, именно в этом и есть корень всех бед. С этим сложно согласиться. Да и вытекает ли такой вывод напрямую из евангельских заповедей? Противоречит ли вообще Евангелию понятие частной собственности на землю? Возможно, это откровение, полученное автором.
В заключении добавлю, что это книга не только не для школьной программы, но и не для тех, кто младше 30-35 лет. Необходим кое-какой жизненный опыт и желательно перейти в фазу зрелости, чтобы по достоинству оценить это произведение и понять смысл трансформаций, происходящих с главным героем. Впрочем, возможны исключения.
И, напоследок, я выписал те главы, которые сильнее всего меня впечатлили.
Их можно найти по ссылке: https://docs.google.com/document/d/1yfCXJBGmrUHwyJXfzI-rgpz2...