5

Рецензия на "Воскресение" Льва Толстого.

Недавно я закончил читать роман Льва Толстого “Воскресение”. Книга производит чрезвычайно мощное впечатление. Мощь книги я измеряю следующим образом: могу ли я сразу после прочитанного произведения читать другие книги, и, если нет, то как скоро смогу? Есть добавочный фактор: как скоро я перестану думать об этой книге? Понятно, что мера эта весьма субъективна, то-есть, зависит, во многом, от настроения, опыта, занятости и других условий, но более точных измерений предложить я не могу. Так вот, после “Воскресенья” я неделю ничего больше не читал. Это не рекорд, но второе место, однозначно.


В романе нет ничего лишнего, а только необходимое для настоящего понимания христианской морали. Эта книга - квинтэссенция христианства, а Толстой - его современный пророк. Вдобавок, это интересная история, рассказанная великим писателем в зените творческих сил. Из этого повествования слова не выкинешь. Необходим определенный объем текста, чтобы ввести читателя в особый транс и заставить сопереживать героям. И все ради того, чтоб тот как-будто почувствовал на себе несправедливость существующего общественного порядка и лично признал правоту евангельских заповедей.


В романе словно вшито послание человечеству от великой души, вдохновившей другие великие души. К примеру, Махатму Ганди.


По какой-то причине Ленин назвал Толстого “зеркалом русской революции”, однако, ни к какой революции писатель не призывает. Наоборот, с помощью главного героя размышляет: “Как бы сделать так, чтобы обеспечить всем этим чиновникам их жалованье и даже давать им премию за то, чтобы они только не делали всего того, что они делают?”


В “Воскресении” есть масса параллелей с современностью. Например, политзаключенные, сидящие в остроге по прихоти жандармов иногда лишь за то, что оказались в гостях не в той квартире или имели наглость читать запрещенную книгу; мастеровые, которым чиновники по халатности не продлили паспорта, а пристав не долго думал, и запер их в тюрьму до разбирательства, которое могло продолжаться месяцами. На глазах у читателя разворачивается подлейшее преступление: люди, страдающие безвинно или за чужие грехи.


Львиная часть собственности, и особенно, земля, принадлежит аристократам. Им же принадлежит право устанавливать оброк безземельным крестьянам, а также право карать или миловать. Естественно, при таком выборе, большинство по устоявшейся схеме выбирает “карать”, ведь так, кажется, проще всего решать общественные конфликты. Негласно действует основной закон: кто сильнее - тот и прав. А иначе для чего существует гигантская карательная машина: полиция, суды, прокуроры и остроги, а также адвокаты, призванные защищать подсудимых, но на самом деле, в массе, лишь сосущие из несчастных последние деньги. Однако, карать-проще, кажется лишь на первый взгляд. Это не решение, а способ загнать проблему вглубь, в плоть и кровь, в самую сущность народа. Карательная машина всасывает в себя людей, но не исправляет их, а, наоборот, убивает и калечит. Причем, калечит духовно. Превращает человека в зверя.


Герой романа, крупный землевладелец, приходит к выводу, что частной собственности на землю быть не должно, именно в этом и есть корень всех бед. С этим сложно согласиться. Да и вытекает ли такой вывод напрямую из евангельских заповедей? Противоречит ли вообще Евангелию понятие частной собственности на землю? Возможно, это откровение, полученное автором.


В заключении добавлю, что это книга не только не для школьной программы, но и не для тех, кто младше 30-35 лет. Необходим кое-какой жизненный опыт и желательно перейти в фазу зрелости, чтобы по достоинству оценить это произведение и понять смысл трансформаций, происходящих с главным героем. Впрочем, возможны исключения.


И, напоследок, я выписал те главы, которые сильнее всего меня впечатлили.

Их можно найти по ссылке: https://docs.google.com/document/d/1yfCXJBGmrUHwyJXfzI-rgpz2...


Дубликаты не найдены

+1

Мужик испортил бабе жизнь тем, что переспал и слинял. Потом случайно встретил ее и стало стыдно, когда увидел, до какой ручки она дошла. Сейчас каждый второй сериал об этом же, так что на второе Евангелие сюжет не тянет как по мне.

раскрыть ветку 2
0

Вы все упрощаете,  по вашей логике даже жизнь можно описать двумя банальными словами родился и умер

раскрыть ветку 1
0

Просто я не из тех, кто в булыжнике видит целую Вселенную. Булыжник и есть булыжник. Не романтично, согласен.

0

А на первом месте у вас какая книга?

раскрыть ветку 6
-1

Карлос Кастанеда

раскрыть ветку 5
0

Мой муж тоже его почитает.

раскрыть ветку 2
0

Прикольно) Пейотом закинулся и рыдаешь по Катюше Масловой...Нужно попробовать))

0

Ясно.

0

Если это такая квинтэссенция христианства, почему у попов всех эпох пригорало и пригорает от этого романа?

раскрыть ветку 1
+1

Правда глаза колет, наверное поэтому.

-2

Это какие полизаключенные  современности сидят по прихоти жандармов?

раскрыть ветку 11
-1

те, которые за репосты сидят, к примеру.

раскрыть ветку 9
0

Вероятно, таки  они сидят не по прихоти кого-то, а за нарушения конкретных статей УК?

раскрыть ветку 8
Похожие посты
764

Лев Николаевич

На днях по работе столкнулась с одним человеком. Глумливый и саркастичный. К концу разговора, опомнилась, что так и не спросила имя. 
- Лев, - говорит собеседник, потом делает мхатовскую паузу и так пафосно добавляет, - Николаевич.
И смотрит на меня с снисхождением. Ну, в принципе у меня известные сочетания имен и отчеств всегда вызывают умиление. И Александр Сергеевич и Лев Николаевич и Владимир Ильич. Поэтому я улыбнулась по привычке (может нерв свело). А его прямо сарказм раздирает.
- Ну, давайте скажите, что вы знаете в честь кого.
И смотрит опять с снисхождением пуще прежнего. Я в его глазах в тот момент вечность увидела. И все тома русской литературы.

- Конечно, знаю, - отвечаю я. 

- Да, все знают, - он аж зевает от моей предсказуемости. 

- В честь Гумилева же? 
В итоге мне назвали ахтыжхитраяпопа и сказали, что это первый ответ за его долгие 29 лет жизни. Выкрутилась)

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: