Репетиторам

Так вышло, что если ты начинаешь работать репетитором – то помощи не жди. Во всяком случае, так было со мной и моими ровесниками, которые ступили на сей увлекательный путь.

Как быть учителем в школе или институте? Этому худо-бедно учат. И в интернете можно найти множество статей. А вот репетитором… Как быть этим неведомым зверем? С чего начать? С каких книжек? Чего ожидать?


К сожалению, все это мне приходилось постигать практически самостоятельно. Ну, или периодически хватала какую-то информацию с форумов и около-образовательных сайтов, где некоторые педагоги расщедривались на статьи про свой жизненный опыт.


Я несколько лет работаю в этой сфере. Накопились некоторые наблюдения и советы, которыми я готова поделиться с начинающими коллегами. И хотя я не претендую на истину в последней инстанции, но некоторым они могут быть полезными.


И вот еще, о чем хочу предупредить. Некоторые факты и советы кажутся, прям, очевидными до жути. И у читателя может возникнуть вопрос «а разве до этого ты сама не догадалась в свое время?». Нет, друзья мои. Не все так очевидно на первый взгляд, когда сталкиваешься с проблемами и недопониманием без теории за плечами. Ну что ж. Поехали.


Вы по телефону обсудили с потенциальным клиентом основную информацию, пожелания и просьбы. Пришло время, идти на первое пробное занятие (я сама хожу по ученикам пока что).


1) Сразу сообщайте клиенту свою ценовую политику. И обязательно объясните, берете ли вы деньги за первое занятие или нет?


Очень многих людей удивляет, что первое занятие тоже оплачивается. Я, в таком случае, объясняю, что беру деньги за потраченное время и транспорт. Плюс, я успеваю помимо тестирования знаний ребенка еще и помочь ему с домашней работой. То есть я РАБОТАЮ на первом занятии, а не просто лясы точу. Вот и все.


2) Помощь с «домашкой».


Тут репетиторы делятся на несколько лагерей. И многие откровенно не понимают, зачем нанимать учителя для выполнения школьных домашних заданий.


Объясняю. Есть дети, которые реально не тянут школьную программу настолько, что не могут даже самостоятельно выполнить д\з. Зачем я буду им давать какую-то побочную информацию из своих сборников, если у него и так все плохо? Он просто утонет и запутается еще больше.


И частенько бывает такое, что родители тоже уже не могут помогать дитю со школьной программой. И я их прекрасно понимаю. Например, я бы не смогла дать своему ребенку знания и помощь по математике за 8 класс. Я уже очень далека от всех этих теорем и правил, которые в последний раз проходила *дцать лет назад.


Так что репетиторы такие тоже нужны и важны. И не нужно прыгать выше головы. Помогайте. Однако не делайте д\з за ребенка. Оооооочень многие дети пытались сесть мне на шею и свесить ножки под предлогом «вас же для этого наняли – сделайте за меня». Конечно, они не прямым текстом это говорили, но по поведению и косвенным фразам вывод напрашивался именно такой.


И я знаю, что некоторые репетиторы таких клиентов обожают. Одна девушка мне так и сказал: «Ой, с ними так легко! Приходишь, делаешь за ребенка всю домашку. Он получает пятерки. Родители радуются и платят тебе. А то, что он сам ничего не выучил – плевать. После меня хоть потоп».


Я слишком ответственная. И делать свою работу плохо не могу. Я учу ребенка. И, пускай, в первые несколько месяцев оценки не прыгнут резко из троек в пятерки. Но зато потом (в следующей четверти или полугодии) ученик начинает наконец-то понимать школьную программу и справляется с нею уже сам без моей помощи. То есть я могу заболеть на неделю – и он не съедет резко обратно в двояки. Не это ли счастье? Для меня мои хорошисты намного ценнее, чем иллюзорные отличники.


3) Внешний вид.


Не хочу сказать, что репетитор должен быть синим чулком, но он должен быть ухожен, прилежен и приятен глазу. Любое исключение из правил приводит к тому, что ученик не может сконцентрироваться на уроке. Это как минимум. Как максимум – ваш вид может не понравиться родителям, и они откажутся от вас, не объясняя причин. Даже если вы хороший педагог.


Единственный крупный казус, который произошел со мной и за который мне до сих пор стыдно – это ситуация с рубашкой. Была у меня такая чудесная, голубенькая с какой-то оборочкой на груди. В общем, строгая, но симпатичная.


На улице зима, рядом со столом ученика стоит батарея. Одеться правильно довольно сложно. Во всех домах и квартирах разное отопление. Вот и выходит, что в одних паришься, в других мерзнешь, а в результате – заболеваешь от того, что потный выскочил на мороз.


Но я отошла от сути. Короче позанималась я с девочкой. Все хорошо прошло, хотя она была немного рассеянной. Но я думала, что причины в погоде. А на следующий урок ко мне подошла ее бабушка, и у нас состоялся такой диалог.


Б: - Извините, а вам у нас не жарко?

Я: - Нет. А почему вы спрашиваете?

Б: - Да внучка сказала, что у вас на уроке вся кофта пропотела подмышками. И ей было вас жалко, что вы бедные запарились.


Мамочкииииии…. Как же мне было стыдно. Я в этот день даже урок толком провести не смогла, не думая о своих подмышках. Это ужасно. Дезодоранты не помогают. Пришлось просто отказаться от таких вещей, на которых эти чертовы разводы можно легко увидеть.


Был еще один неловкий случай. Когда я ходила на уроки к девочке 4 класса, которая то и дело, отвлекалась на мои украшения. То сережки ей, обалдеть, как нравятся, то подвеска завидная… и так из урока в урок периодически переключается на эту тему.


Понимаю, что дело было далеко не в моих украшениях. К тому же, они были не такие уж и броские. Просто ребенку было скучно на занятии – вот и искала пути отступления. Но как только я избавилась от слишком ярких прибамбасов и объяснила ей, что отвлекаться на уроке нехорошо – она хотя бы перестала разговаривать на посторонние темы до конца занятий. Прицепиться больше было не к чему.


Хотела я еще больше пунктов расписать, но что-то и так получилось объемно. Надеюсь, было интересно и хоть немного полезно. Если кто-то в чем-то хочет меня поправить – пишите. Как по мне, то обмен опытом – это бесконечный плодотворный процесс.


Ну и если будет интересно – продолжу описывать и публиковать свои наблюдения из данной профессии.

Лига Педагогов

1.7K поста5.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;