207

Реформы Мартина Лютера: как закончились Средние века

Заинтересовало вот это место в посте учителя истории.

Пикабу познавательный. Видимо, в моем шестом классе мне было пофиг на идеи Мартина Лютера

Эксперимент

Реформы Мартина Лютера: как закончились Средние века Реформа, Длиннопост, Мартин Лютер

Может быть, кто-то тоже заинтересуется, как я:

В этом году исполняется 502 года начала Реформации. В 1517 году 95 тезисов немецкого богослова Мартина Лютера положили конец Средним векам и привели к образованию новой конфессии.


С 1514 года Мартин Лютер (1483-1546) был проповедником в городской церкви Виттенберга. Среди прихожан он пользовался популярностью за свое завидное красноречие. Он часто сидел в своем кабинете, погружённый в чтение Библии. Лютер надеялся, что Священное Писание поможет ему прояснить, в каких отношениях друг с другом пребывают человек и бог. Для римской Церкви эти отношения были абсолютно ясны: бог обращается к человеку через Папу Римского и далее, в соответствии с церковной иерархией, через епископов и священников, назначенных святым отцом. Тем самым римская Церковь наделяла себя монопольным правом на толкование Библии. Более того, Ватикан оставлял за собой и право наказывать тех, кто, по его мнению, нарушал библейские нормы.


Обещание

Мартин Лютер был выходцем из бедных крестьян, о чем сам всегда с гордостью говорил: «Я сын крестьянина, мой отец, дед и прадед были чистые крестьяне». Несмотря на происхождение, хорошие отношения с бюргерской семьей Котто позволили Лютеру получить философское образование в университете Эрфурта. Лютер был блестящим студентом, родители прочили ему карьеру юриста, но два события резко изменили не только жизнь Лютера, но и, как оказалось, ход мировой истории.


Во время студенчества Лютеру пришлось похоронить лучшего друга – в молодого человека ударила молния. Смерть друга сильно повлияла на Лютера. Он невольно стал задавать себе вопрос, что станется с ним, если его так же внезапно призовет Бог.

Вскоре после этого, возвращаясь в Эрфурт после летних каникул, Лютера также настигла неожиданная гроза. Оглушительный удар грома раздался вблизи, молния ударила в нескольких шагах от него. В ужасе он воскликнул: «Святая Анна, помоги мне! Я буду монахом!» Фраза вырвалась непроизвольно, но Лютер был не из тех, кто отступается от своего слова. Через две недели он исполнил свой обет.


«На сводах ада»

Одним из переломных моментов в жизни Лютера, который впервые зародил в нем сомнение в правоте католической церкви, это его поездка в Рим. Путешествие произвело на молодого монаха крайне негативное впечатление. Лютер был немцем от головы до пят, практичность, строгость и простота были национальными особенностями его натуры. Кроме того, он принадлежал к ордену Августинцев, члены которого проповедовали аскетический образ жизни. И тут немецкий монах попадает в Италию, в сам Вечный город Рим, где роскошная жизнь является неотъемлемым атрибутом жизни церкви. Лютер с ужасом потом вспоминал о нечестивости римлян, алчности духовенства, его вовлечении в светскую политику, передавая старинную пословицу: «Если есть ад под землей, то Рим построен на его сводах». В Риме Лютер слышал хвастливые речи монахов, утверждавших, что папский мизинец сильнее всех немецких властителей; слышал обидные клички, даваемые его соотечественникам. Для такого обожателя папства, каким был Лютер, это впечатление было убийственным. Впоследствии он говорил, что не взял бы и 100 тысяч тайлеров за эту поездку в Рим, которая открыла ему глаза.


Чудодейственный товар Тецеля

Главным камнем преткновения и последней каплей для Лютера стал вопрос об индульгенции. Как известно, «продажа» прощения грехов была достаточно распространенной практикой в Средние века. Разумеется, официально это не считалось коммерцией. Согласно катехизису, католическая церковь обладает бесконечным количеством божественной благодати и может даровать отпущение временной кары за грехи, то есть епитимьи. Но для этого человек должен отдать самое дорогое, эквивалентом «самого дорогого» охотно признавались деньги. Хотя сами «торговцы билетами в рай» часто извращали принятый канон, выставляя грамоту как стопроцентную гарантию за отпущение грехов. Именно так поступал доминиканец Тецель, человек с сомнительной репутацией, но ораторским дарованием. В пламенных выражениях он выхвалял народу чудодейственную силу своего товара. У него была особая цена для каждого преступления: 7 червонцев за простое убийство, 10 – за убийство родителей, 9 – за святотатство и так далее. Ему верили, люд сбегался к нему за грамотами, кто-то расставался с последними грошами, только бы избавить душу от мук чистилища. В 1517 году он появился в окраинах Виттенберга, где Лютер преподавал богословие. Возмущенный тем, что его паства предпочитает купить отпущение, нежели раскаяться, Лютер попытался разубедить народ. Когда это не помогло, он обратился к вышестоящим чинам – архиепископу Альбрехту, который получал свои барыши от продажи индульгенций. Он лаконично посоветовал навязчивому богослову не наживать себе врагов.


Канун Дня всех Святых

Ни увещевания к народу, ни обращения к своему «непосредственному начальству» не помогли Лютеру решить проблему. Недовольный результатом, он решил найти союзников в университете. В образованной среде Лютер встретил тех, кто был готов разделить его мнение. Его активно поддерживал викарий ордена августинцев Иоганн фон Штаупиц. Лютер долго колебался, но последней каплей для него стало заявление людей паствы, что они не собираются менять свою жизнь.


1 ноября 1517 года в День всех Святых около дворцовой церкви Виттенберга начала собираться толпа людей, ведь в церковном празднестве были обещаны широкие отпущения грехов. Но в этот раз все пошло «не по сценарию». К самой двери церкви ножом был прибит документ, который впоследствии вошел в историю как «95 тезисов».


Мартин Лютер по-новому истолковал Евангелия Нового Завета, предложив совсем иную христианскую парадигму. Он полагал, что никакого "апостольского посредничества" в отношениях между богом и человеком быть не может. Лютер считал, что источником веры может быть исключительно Библия, то есть отдавал первенство Священному Писанию перед Священным Преданием.


Далее Лютер утверждал, что спасение для вечной жизни возможно лишь по божьей милости, высшим выражением которой была спасительная миссия Христа. Причём эта божья благодать является даром, который нельзя заслужить никакими делами и поступками. Наконец, Лютер был уверен, что главной предпосылкой для спасения является искренняя вера во Христа, которая сама по себе тоже является даром божьим. Человек, однако, обладает свободной волей и потому может отвергнуть этот дар.


Многие историки утверждают, что Лютер не видел в своем поступке ничего противозаконного и сожалел о своем разрыве с Папой. Но уже сам факт, что он приколол ножом документ к двери главной церкви города, не подразумевал дальнейшего примирения с Римом! Как же богослов решился на такой шаг, ведь после него Лютера могли ждать, в лучшем случае, потеря степени и положения, в худшем – анафема, гонения и костер. Этому может быть только два объяснения: либо этот человек был взбешен, и не понимал, что творит, либо за ним стояла некая влиятельная фигура, на поддержку которой он рассчитывал. И такая сила была.


К XVI веку правители германских княжеств и главы городов страдали от влияния Ватикана, который использовал их как источник финансов и всячески вмешивался во внутреннюю политику. Церковь имела на это право, согласно учению о «Константиновом даре». Якобы, император Константин передал верховную власть над всеми территориями Римской империи Папе. К 1517 году отношения между Римом и немецкими правителями настолько накалились, что нужен был только повод для начала войны.


Папа Римский Лев Х прилагал все усилия, призывая непокорного монаха к порядку. Он предавал Мартина Лютера анафеме, отлучил его от Церкви и даже добился осуждения Вормсским рейхстагом в апреле 1521 года – всё напрасно. В Вормсе Лютер не отказался от своих тезисов. В результате рейхстаг принял свой "Вормсский эдикт", подвергавший Лютера государственной опале, то есть ставивший его вне закона.


Спасаясь бегством от инквизиции, Лютер мог рассчитывать не только на помощь сочувствовавшего ему населения, но и на поддержку со стороны курфюрста Фридриха III Саксонского (1463-1525), не зря прозванного "Мудрым". По его распоряжению, Лютера должны были укрыть - но так, чтобы даже сам курфюрст не знал, где пребывает мятежный богослов. Так Лютер под именем "юнкера Йорга" оказался в Вартбурге, где занялся переводом Нового Завета на немецкий язык.


Учение Лютера очень быстро распространялось по всему европейскому континенту. Но и конфликт с католической церковью, как теперь стала называться папская Церковь с центром в Ватикане, приобретал все более кровавый характер. Обе стороны начали вооружаться. В итоге этот религиозный конфликт вылился в Тридцатилетнюю войну (1618-1648), по завершении которой в Германии, а затем и других европейских странах, католическая и лютеранская доктрины были признаны равноправными.


Разочарование

«Я был один и лишь по неосторожности вовлечен в это дело» - писал потом о Реформации Лютер. Не прошло и двух лет, а декорация совершенно переменилась. Теперь он был не один в поле воин, за его спиной стояли многие ученые и богословы, Лютером орудовали политические силы. Есть мнение, что сам Мартин был разочарован в движении, он считал, что его учение было неправильно истолковано: «реформатор сам должен был признать, что во всем этом главным образом виновато его учение об оправдании одной верой, неверно понятое. Оно должно было бы служить исправлению людей, но выходит наоборот, люди теперь скупее, безжалостнее, развратнее, чем раньше при папстве». Но Лютер так и не отказался от своих тезисов, которые шли против Римской церкви. Он отрицал способность Папы отпускать грехи, его право на политическую деятельность, отвергал индульгенцию. В общем, наносил существенный удар Ватикану. Свою критику католичества он продолжал и в своих дальнейших сочинениях, а в одном даже благословил германских князей на реформирование церкви в памфлете «К христианскому дворянству немецкой нации».


Сожалел Лютер и о своем знаменитом переводе Библии на немецкий язык: «Простой народ не знает ни Молитвы Господней, ни Символа веры, ни десяти заповедей, живут как скоты бессмысленные, и, однако, не успело появиться Евангелие, уже мастерски научились употреблять во зло христианскую свободу».


Личная выгода

Но Лютер тоже получил некоторую выгоду от своего понимания «христианской свободы». Как известно, в своем учении он критиковал целибат, и первый же подал пример, женившись на сбежавшей из монастыря монахине Катарине фон Бора.


Даже самого Лютера пугали последствия его поступка. Осуждая разврат Ватикана, он был первым в истории церкви монахом, нарушившим вековые традиции целибата. Выступая против обмирщения церкви, он сам сделал шаг в сторону мирской жизни. Сам он признавался: «Мне не чужды желания, испытываемые мужчиной, я не каменный. Но я сознаю, что в любой день могу быть сожжен на костре как еретик».

Дубликаты не найдены

Отредактировал Stern137 1 месяц назад
+10

Тот же вопрос: в каком месте из данного повествования положено врать?

+17

Детям вообще историю тяжело осознавать, как мне кажется. В прошлом году, изучая историю древнего мира, дети много чего недопонимали. Скачут галопом по кучам тем, толком ничего не объясняют. А потом в конце года в головах мешанина: шумеры, греки, арии, китайцы, Зевс=Юпитер, персы, цезарь, фараон, деспотия, диктатор-это лишь на год выбранный правитель, зороастризм, Будда, как его там в жизни звали. При том, что детям надо связать разные темы из разных народов в одну эпоху., понять, что это происходило в одно время в разных местах.

Лучше бы начинали детей с истории России знакомить в пятом классе. А мировую историю учили бы уже в средних-старших.

раскрыть ветку 4
+14

я хз, я вот в школе любил историю, и то сих пор люблю, интересно же, разве нет?

раскрыть ветку 2
+1

А я в школе не любила, история тяжело давалась (зато химия, биология и математика с легкостью).

Повзрослела и влюбилась в историю. Пытаюсь привить любовь детям. В прошлом году это не получилось, в этом вроде бы начали понимать. Надеюсь понравится и полюбят.

раскрыть ветку 1
+2

++

Дается поток информации из дат имен, событий. Местами очень интересны некоторые события, но в общей картине, так и не понятно какое место они занимают. Нет какой то целостности.

+9

@Luzetskii, расскажи, что в этом посте ложь по сути и что недоговорено, согласно твоему пункту 4.


А ещё интересно: насколько искажена всемирная история и история России - с твоей точки зрения или с точки зрения твоих коллег-историков.

Что именно замалчивается и чему придается большее значение и длЯ чего

раскрыть ветку 3
+3

Почитаю, скажу

раскрыть ветку 2
+3

Только не забудь

0
И?
+4

Sola scriptura.

Sola fide.

Soli Deo gloria.

Только писанием. Только верой. Только Богу слава.

+2

"не взял бы и сто тысяч тайлеров" — этих, что ли? Если что, то денежная единица в средневековой Германии называлась талером, без "Й".

Иллюстрация к комментарию
+3

Тяжело написано. Суть тоже не понятна, что в итоге передалгал сей гражданин? Только отсутствие святых проводников и невозможность индульгенции?

раскрыть ветку 6
+9

Мартин Лютер считал, что священное писание - Библия является единственным надежным источником познания о Боге. Никакие предания о святых, высказывания святых отцов не могут быть признаны верными, если противоречат писанию.

Человек получает спасение только по вере в Иисуса Христа.

Нет посредников между Богом и человеком (Мария, апостолы, святые). Человек обращается напрямую к Богу, а не к святым.

Папа (глава церкви) не является носителем безусловной истины и божественной благодати.

раскрыть ветку 5
+1

Ну, это его точка зрения. У него нашлись последователи. И на текущий момент столько разных разветвлений, течений, которые только на основании одного священного писания их и нагородили :)) Так что, не все так однозначно. А какова цель всех этих новых течений? А я отвечу. Власть. Осознание своей самостоятельности. Своего собственно Я. А священное писание один из способов, на котором можно научиться управлять и манипулировать людьми :))

раскрыть ветку 4
+1

Если верить в то, что написано, и именно из-за раскола в церкви произошла 30-летняя война то человечество не поумнело ни в средние века, ни сейчас: оно продолжает воевать за веру в то, чьё существование не доказано.

+1

"Вскоре после этого, возвращаясь в Эрфурт после летних каникул, Лютера также настигла неожиданная гроза."  Перевожу: Гроза, возвращаясь в Эрфурт, настигла Лютера.

0
@KaptanJakPskorey, спасибо, очень интересно написано а расскажи ещё:
1 за что Мартина Лютера любят негры*
2 против чего протестанты и в принципе как из католицизма получились другие религии
3 католические ереси
* Это разные люди, я в курсе) но второй тоже вроде как связан с религией
0

Аффтар писчи еще!

0
Интересно... Про целибат особенно
-5

Изучения фентези не приведет к получению достоверной информации об отношении человека и какого-то непонятного еврейского бога. Оно приведет к появлению еще большего фентези.

А вообще, навязанное всеми миру религимя жутко сдерживает рост и развитие человечества.

раскрыть ветку 11
+10

Изучение исторических событий, если их участники имели отношение к церкви - это уже фентези? Можно сколько угодно не любить религию в общем и христианство в частности, но притворяться, что религии не было и что никакого влияния на Европу и другие страны она не оказала - это просто безграмотность.

раскрыть ветку 8
-3

Да ни кто и не говорит, что религия не оказала влияние. Оказала. Погружала людей в фентези пользуясь их безграмотностью, суевериями, страхами, навязывая эти фентези под страхом пыток и смерти. Не позволяя изучать окружающий мир в полной мере, чтобы избавиться от дремучести ибо тем самым потерять власть над этими тупыми адептами, который готовы убивать себя во славу условного божка. Очень сильно оказала.

раскрыть ветку 7
+4

Тем не менее, приходится воспринимать любое из этих фэнтези как вражескую доктрину и уметь жонглировать историческими фактами и несостыковками в священном писании с целью разбивания в пух и прах их льющуюся из каждой форточки говнопроповедь, чтобы подрастающее поколение и внушаемые люди видели несостоятельность и тупость всего происходящего.

ещё комментарии
ещё комментарии
Похожие посты
Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: