14

Реформа Павлова: замысел и его провал

Одним из самых загадочных событий горбачевской перестройки была павловская денежная реформа 1991 года. Экономисты разных направлений разошлись в оценках того, для чего она задумывалась и как была проведена. Вместе со сменой идеологических установок на будущее СССР, она внесла радикальные перемены в советскую экономику. С этого начался демонтаж Союза и союзной экономики на практике под видом реформ.


Сбой в исторической преемственности поколений, вызванный сменой государственной идеологии, всегда катастрофичен по своим последствиям, особенно если вместо поступательных плановых реформ властью навязывается безоглядный революционный радикализм. Сбой преемственности в условиях перестройки - это тот случай, когда собственные незнания подменяются чужими знаниями. И власть, и народ одинаково становятся невежественными в том, чем они вынуждены заниматься без собственного опыта и практики, на чужих примерах.


К середине 1990 года партийное руководство пришло к выводу о необходимости конституционального введения частной собственности на средства производства и даже на землю. Нужны были веские продуманные основания для выработки стратегии пошаговых реформ, в том числе реформы денежно-финансовой системы. Само решение о денежной реформе было принято под влиянием не только объективных причин, связанных с экономикой, но и субъективных.


С одной стороны, генсек и его окружение, бывая за границей, видели витрину обеспеченной жизни и сравнивали с тем, что было в своей стране. Осознавали разницу между партийной риторикой и реальностью. Там же за границей на самом высоком уровне им обещали помочь, поделиться опытом, присылали именитых гуру в вопросах экономики. Намекали и на какую-то конвергенцию двух мировых экономических систем с обоюдной, взаимной выгодой. Идея завораживала масштабом и перспективой стать фигурой выше Маркса и Ленина по значению в мировой истории.


С другой стороны, в верхних эшелонах социальной пирамиды СССР, как в Москве, так и в советских республиках, в промышленно развитых регионах появились очень богатые члены партии при властных полномочиях, но с мыслями, далекими от коммунизма. Они знали, что такое прибавочная стоимость, и умели конвертировать полномочия в деньги, делать власть рентабельной для себя. Все эти люди на высоких партийных форумах высказывались за радикальные перемены. Но каким образом? Перед глазами был вечно догоняемый образец Америки.


Но самым главным, оправдательным для партократов был третий фактор. Научный. Доктринально он назывался той самой конвергенцией, неизбежным сближением двух экономических систем – капиталистической и социалистической. Так появилась идея перестройки с ускорением. А зародилась она гораздо раньше.



О конвергенции экономических систем


Автором доктрины конвергенции двух экономических систем был русский по происхождению, выдающийся ученый и эсер по политическим убеждениям Питирим Сорокин, эмигрировавший в США в 1923 году. Согласно его теории и выводам, противостояние систем может закончиться гибелью цивилизации, спасение - в их конвергенции. Похожие идеи были и у западных ученых. Транснациональные финансовые группы подпитывали идею конвергенции с выгодой для себя. Гибели цивилизации никто не хотел. Были сторонники конвергенции и в СССР. И не только среди теоретиков.


Политическая борьба внутри партии после смерти Сталина отражала противостояние идеологических ортодоксов и прагматиков-управленцев.


В стране искусственно создавался дефицит товаров первой необходимости и продуктов питания. Жесткая централизация управления или, как говорили, плановая экономика позволяла манипулировать распределительной системой на любом ее уровне. Технологии и промышленность здесь не виноваты – спутники запускали, а колбасы не было. Скот не плодился? Нет, это призрак капитализма бродил по кабинетам Старой площади и Лубянки, готовя почву для заговоров и сговоров. Сторонники рынка таким способом стимулировали процесс смены власти и общественно-экономической формации. Попросту говоря, тихим саботажем готовили буржуазно-бюрократическую контрреволюцию.


Тогда же проявил себя сторонником конвергенции академик и страстный диссидент А. Д. Сахаров.


Оппонентом Сахарова и непримиримым критиком конвергенции двух экономических систем выступал с позиций научного коммунизма академик Г. Л. Смирнов, один из столпов партийной науки и теоретик по вопросам идеологии. Он отрицал саму возможность конвергенции ввиду глубоких классовых противоречий при капитализме и острой классовой борьбы двух систем.


Одновременно с усилением коммунистической идеологии научный коммунизм уже вырождался как наука социальных революций. Позже ее представители станут ярыми сторонниками рыночного капитализма.


Первым шагом к сближению противоположностей было участие советских представителей в работе элитного Римского клуба, общественной организации известных промышленников, финансистов, ученых и политиков мирового уровня.


Римский клуб, получивший свое название по месту первого заседания и учреждения организации в 1968 году, финансирует исследовательские проекты и публикует доклады по глобальным проблемам под общим названием "Трудности человечества". Штаб-квартира клуба находится в Париже.


В разное время действительными членами Римского клуба были академики РАН Д. М. Гвишиани, Е. К. Федоров, Е. М. Примаков, А. А. Логунов, С. П. Капица, В. А. Садовничий, писатель Ч. Т. Айтматов. Почетными членами являлись генсек ЦК КПСС М. С. Горбачев и украинский академик Б. Е. Патон. Клуб был подходящей организацией для взаимовыгодных контактов и обмена информацией. Здесь доктрина конвергенции могла бы воплощаться в практическуих программах.


В 1972 году в Лаксенбурге вблизи Вены при Римском клубе был открыт Международный институт прикладного системного анализа (МИПСА). Его учредителями стали США и СССР. Позже к ним присоединились еще 20 стран мира. Там советские ученые вместе с зарубежными коллегами работали над "трудностями человечества" без идеологических заморочек.


В 1976 году в Советском Союзе, как филиал МИПСА и как головная организация всего проекта будущих реформ, был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований при ГКНТ Совета Министров и Академии Наук СССР (ВНИИСИ). Институт возглавил и бессменно руководил им на протяжении 17 лет академик Д. М. Гвишиани, действительный член Римского клуба, сын генерала НКВД и всесторонне высокообразованный человек. Благодаря ему в институте соблюдались правила Римского клуба, по которым решаемые задачи были вне идеологии и научные дискуссии в нем велись свободно. Наверное, с этой поры так случилось, что советская экономическая наука вдруг пошла на поводу у западной экономической школы без оглядки на положительную советскую практику.


Надо ли говорить, что МИПСА и весь советский проект конвергенции был под пристальным наблюдением конкурирующих между собой ЦРУ и КГБ? Видимо поэтому именно Андропов с осторожностью инициировал реформы в СССР, но уже в бытность генсеком ЦК КПСС и председателем Президиума ВС СССР. Горбачев позже получил мандат на высокий партийный и государственный пост. Ему покровительствовал Андропов после личных встреч на курорте в Кисловодске, когда Горбачев еще не был первым секретарем Ставропольского крайкома. Другие высокие партийные руководители видели в нем перспективного функционера партии, в том числе А. А. Громыко и А. Н. Яковлев и способствовали его карьерному росту. Готовили к переменам и надеялись на его способность их осуществить.


Конкретно на пост генсека на заседании политбюро 11 марта 1985 года Горбачева предложил А. А. Громыко по рекомендации А. Н. Яковлева и ученых ВНИИСИ, а 23 апреля новоизбранный генсек объявил "перестройку с ускорением". Однако четкого плана перестройки, то есть реформ, по-прежнему не было. Но история не имеет пауз для раздумий и процесс начатых реформ продолжался, сопровождаемый борьбой схоластов и гласностью.


В 1989 году в СССР была создана Ассоциация содействия Римскому клубу, которая после событий 1991 года реформировалась в Российскую ассоциацию содействия Римскому клубу. Советский период конвергенции двух систем закончился распадом СССР и началась конвергенция распорядителей ресурсов РФ с западными биржевыми спекулянтами.


В 1992 году ВНИИСИ получил новое название — Институт системного анализа (ИСА) РАН. В этом институте работали Станислав Шаталин, Михаил Зурабов, Петр Авен, Борис Березовский, Егор Гайдар, Александр Жуков, Николай Сванидзе и другие, теперь очень известные люди либеральных взглядов. С 2015 года ИСА РАН вошел в состав Федерального исследовательского центра Отделения нанотехнологий и информационных технологий (ОНИТ) РАН.


Такова предыстория перестройки и денежной реформы Павлова.



Вступление в рынок и реформа денег


Итак, приняв решение о частной собственности на основании совокупности исключительных обстоятельств и доктрины конвергенции, высшее руководство страны поставило задачу на разработку программы его реализации. На выбор было представлено два варианта.


Первый – знаменитая программа Станислава Шаталина и Григория Явлинского с популярным названием "500 дней". Руководителем программы был Явлинский и ее также называли "Программой Явлинского".


Второй вариант – правительственная программа. Руководил этой работой тогдашний министр финансов Валентин Сергеевич Павлов, который не был сторонником радикальных перемен без тщательной проработки их модели.


Горбачев утвердил второй вариант программы реформ, так как он был менее радикальным, в базовых отраслях экономики сохранялась госсобственность. Социализм представлялся как госкапитализм или "социализм с человеческим лицом", что не вызывало резких протестов и не создавало бы проблем в будущем из-за болезненного слома системы гражданских отношений.


К тому же в июле 1990 года Госбанк был преобразован в Центральный банк, который становился самостоятельным финансовым регулятором в стране. Это решение освобождало Центральный банк от ответственности по обязательствам государства, а государство — по обязательствам банка.


Таким образом, обеспечивалась защита финансовой системы от иностранных судебных исков к советскому государству с его выходом на мировой рынок. Эту реформу также подготовил и провел Павлов.


При обсуждении плана реализации программы власти решили ограничить возможности участия нежелательных денег в приватизации и построении капитализма. Анализ показал, что в наличном денежном обращении доля купюр достоинством в 50 и 100 рублей практически ничтожна. То есть, они хранятся в кубышках и под матрацами на черный день, так как по закону купюры такого достоинства обеспечивались банковскими активами, драгоценностями и золотом. Кто их хозяин? Конечно же, криминальные группы общества, представители теневого капитала, а также иностранцы, имевшие накопления в обеспеченных рублях у себя дома. Тогда рубли свободно не конвертировались в валюту и, как говорили, вывозились за границу в чемоданах, где они превращались в валюту. Как это делалось - уже другой вопрос. Эти деньги могли хлынуть в Советский Союз при свободной конвертации рубля в СССР и на мировом рынке через западные банки.


Кроме того, территориально наличные сбережения в крупных купюрах концентрировались в основном в тех республиках, где было не совсем спокойно и процветала коррупция. Эти два обстоятельства были между собой связаны.


Таким образом, если изъять через замену эту неудобную для экономических реформ наличность, то оставшиеся сбережения честных граждан можно будет запустить в честные коммерческие проекты. "Отмывание грязных денег" исключалось заранее. При обмене купюр свыше определенной суммы или не в установленный срок надо было объяснить их происхождение.


Это лишь часть причин замысла денежной реформы Павлова, известных из открытых публикаций. Главное же заключалось в том, что в СЭВ с 1990 года все взаиморасчеты были переведены с золотовалютного рубля на доллары и СЭВ тут же распался. Финансовая система СССР готовилась к свободной конвертации валют и в Советском Союзе ничем не обеспеченные доллары могли бы бесконтрольно обменять на 50- и 100-рублевые банкноты, обеспеченные активами Госбанка СССР, в конечном итоге бумажки менялись бы на банковское золото. Этого также допустить было нельзя. Советскую денежную систему надо было подготовить к выходу на внешний рынок и к неминуемой в этом случае свободной конвертации рубля.


Скупка обеспеченных золотом и драгметаллами банкнот из кубышек могла быть и за фальшивые доллары, которые печатались бы непосредственно на советской территории или вблизи советских границ за рубежом. Такую эмиссию нелегальных долларов, которые трудно назвать фальшивыми по качеству исполнения и материалов, организовывало не раз ЦРУ в некоторых странах для подрыва их экономики и оплаты своих спецопераций на месте. Американцы даже планировали ввести внутренний доллар, чтобы защитить экономику США от собственных фальшивок, поступавших из-за рубежа.


В общем, денежная реформа была разработана и проведена обоснованно и вовремя. Слухи о фальшивых деньгах из-за рубежа, ходившие тогда в Москве, имели под собой основу.


Указ президента СССР о проведении денежной реформы был объявлен в вечерних новостях 22 января 1991 года. Срок обмена — трое суток. Видимо, события в Вильнюсе и Риге ускорили ее начало.


Однако реформу провести не удалось так, как задумывалось. Было изъято из обращения всего 14 млрд наличных рублей, что составило примерно 10,5% от всей наличной денежной массы или около 17% от запланированной к изъятию. Подпольные миллионеры оказались в курсе намечавшейся реформы и многие обменяли купюры загодя через торговую сеть, чтобы не светиться в сбербанке и на специальной комиссии. Часть старых купюр в 50 и 100 рублей, которые не менялись, полностью утратили свою ценность.


Как следствие денежной реформы, неожиданно для населения выросли цены на товары и продукты, коммунальные платежи и расходы на транспорт. Только в апреле 1991 года цены подскочили в 4-5 раз, а к концу года среднее повышение цен составило почти 8 раз. За счет этого рублевые вклады в банках обесценивались. Возникла паника, вкладчики стали снимать со счетов свои деньги, чтобы срочно вложить их в недвижимость и драгоценности, пустить в оборот. Чтобы не допустить разорение сберкасс, было введено ограничение на снимаемые со счетов суммы. Предпринятая потом компенсация обесцененных вкладов была скорее формальной мерой. Курс доллара стремительно рос, стимулируя черный валютный рынок.



Денежная реформа получила название конфискационной.


Можно согласиться с теми критиками денежной реформы и ее последствий, утверждающих, что она стала прологом путча ГКЧП 18-21 августа того же года. С обрушением советской финансовой системы обострился политический кризис, выйти из которого без чрезвычайных мер было уже невозможно.


Союз распался. Рубль был ослаблен, как полновесная денежная единица и средство платежа. В республиках появилась своя валюта. Указом президента Ельцина № 213 от 11 ноября 1991 года "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" фактически была введена внутренняя конвертация рубля при курсе 99 рублей за один доллар. Было разрешено хождение доллара наравне с рублем в деловых расчетах. Валюту можно было приобрести в банках. На валютных биржах курс доллара тут же подскочил до 340 руб. Это означало, что слабеющий доллар вытесняет из оборота рубль, укрепляясь в России в пользу мировых финансовых спекулянтов. Началась гиперинфляция. Это ли планировали перестройщики-реформаторы?



Итог благих намерений капиталистов из коммунистов


К власти в России после августовского путча пришли бывшие завлабы ВНИИСИ и их единомышленники.


Партнеры по разрешению трудностей человечества" вместо выработки приемлемых взаимовыгодных путей конвергенции экономик, подсунули идею монетаризма, препарированную под свои глобальные интересы. Началась "шоковая терапия". Через некоторое время деньги всей экономики России оказались в управлении мировых спекулянтов. Идея слияния экономик обернулась поглощением экономик России и бывших советских республик финансовым монстром Запада. Остатки советской экономики в бывших союзных республиках перешли во внешнее управление к западным финансистам.


Судьба Госплана и КГБ сложилась примерно одинаково. Госплан, в котором формировалась карьера экономиста Павлова, был ликвидирован как ведомство, а в его здании в Москве разместилась Госдума РФ.


Комитет госбезопасности при Совете Министров СССР так же кардинально реформировали, некоторые его подразделения распустили или передали в другие ведомства. Из оставшихся создали несколько отдельных структур, таких как СВР, ФСБ, ФАПСИ, ФСО и другие.


Вы представляете себе государство, которое разрушает систему управления и собственной безопасности в критической ситуации политических и экономических реформ? Очень трудно себе такое представить. А президенты СССР и РФ Горбачев и Ельцин это сделали преднамеренно, чтобы заслужить похвалу американских образцовых советников и исторических конкурентов России.


Игра в конвергенцию была проиграна шулерам, которых теперь политкорректно называют партнерами.


Автор денежной реформы, государственный деятель и ученый экономист Валентин Сергеевич Павлов не смог реализовать свой замысел пошагового переустройства денежно-финансовой системы. Он стал свидетелем распада СССР, экономического хаоса и приватизации базовых отраслей промышленности и энергетики, развала сельского хозяйства по шпаргалкам "цивилизованного мира".


В 2002 году он пережил инфаркт, а через год, в марте 2003 года, скончался после обширного инсульта. Ему было 65 лет.


http://www.nakanune.ru/articles/112272/

Дубликаты не найдены

0

"Американцы даже планировали ввести внутренний доллар, чтобы защитить экономику США от собственных фальшивок, поступавших из-за рубежа." - и таки ввели же.

0
Друзья мои, что это за трэш?
0

"После амнистии он занялся консультированием банков, а затем ненадолго стал банкиром. Он вышел на работу в качестве президента Часпромбанка 1 июня 1995 года, а уже в августе тот стал жертвой кризиса на рынке МБК. Я говорил с Павловым в тот период. Он с покрасневшими глазами и какой-то детской обидой рассказывал, что определил приоритетом банка инвестиции в народное хозяйство и наращивал кредитование производства. Деньги брались с межбанковского рынка, где теперь кризис из-за сжатия Центробанком денежной массы. При этом он убедительно объяснял, почему в таких условиях совершенно не следовало бы себя так вести. Я спросил, почему же он тогда все это делал.

"Ну я поверил обещаниям правительства",— развел руками экс-премьер-министр СССР."


http://www.kommersant.ru/doc/2912027