Ребенок-аутист видит и слышит мир иначе: интервью психолога-педагога Центра лечебной педагогики

Аутизм - диагноз для России относительно новый и звучит весьма пугающе. Семьи, в которых растет ребенок-аутист, окружены стеной недоверия и враждебности, обычные люди стараются увести своих детей подальше от "особенных" со словам "как бы чего не вышло". О том, что следует знать родителям аутистов, самим аутистам и окружающих их людям, в интервью ИА REGNUM рассказала педагог-психолог Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения "Наш дом" Наталья Клыкова.


ИА REGNUM: Наталья, начнем с азов - что такое аутизм? Бытует мнение, что таких детей с каждым годом становится все больше.


Аутизм называют аномалией психического развития. Раньше, как раз лет 20-30 назад, детям с расстройством аутентичного спектра ставили диагноз "ранняя детская шизофрения". Однако действительно сейчас таких детей стало больше. У нас в России нет достоверной статистики, в США - есть, так вот там фиксируют последние 10 лет рост числа таких детей. С чем это связано? Есть масса гипотез. Возможно влияние различных факторов: от генетических до экологических. Есть версии, что аутизм - результат вмешательства в иммунную систему в результате вакцинации либо серьезной вирусной инфекции... И есть совершенно необъяснимые случаи... Что стало первопричиной? Экология, мутация генов - неизвестно.


Сейчас диагноз "аутизм" ставят детям с совершенно различной симптоматикой, практически всем детям, у которых возникают сложности с коммуникацией. Я категорически против обобщения, когда наблюдение над одними детьми формирует мнение о подобных детях вообще.


ИА REGNUM: Но как обнаружить признаки аутизма у ребенка, если вы говорите о различной симптоматике?


Внимательная мама всегда увидит, что ее малыш чем-то отличается от остальных детей. В совсем раннем возрасте о таких говорят, что ребенок совершенно "беспроблемный". Тихий, предпочитает побыть один. Из возможных "странностей" - не любит, когда к нему прикасаются, не говорит, не смотрит в глаза. Как только мама почувствовала неладное, нужно бегом бежать к специалисту.


ИА REGNUM: Психиатру?


Вот здесь у нас как раз очень большой провал - сложно четко обозначить специалиста, который поставит верный диагноз. Мало какая мама решится сразу отвести своего ребенка к психиатру. Но если у вас есть невролог, который давно наблюдает ребенка, то его рекомендации были бы очень кстати. И он сможет отличить один из признаков аутизма - когда, например, ребенок совсем не смотрят в глаза собеседнику - от возрастной особенности, когда дети просто не научились фиксировать взгляд. И проблемы с речью могут быть вызваны массой причин, а не только расстройством аутистического спектра.


ИА REGNUM: А если семья живет в регионе, где обычных-то педиатров мало, не то, чтобы хороших неврологов и психотерапевтов...


Если появились серьезные опасения - копить денег, хватать ребенка и везти в столичные центры. Это Центры лечебной педагогики, существует также Фонд содействия решению проблем аутизма в России "Выход".... Читать интернет-форумы родителей, чьи дети больны аутизмом - искать жителей вашего региона и спрашивать, спрашивать. Родительские сообщества есть по всей России. Но большая проблема в том, что полностью отсутствует государственная поддержка семей с детьми-аутистами. Поэтому даже московские мамы часто не знают, куда бежать. Но важно понять: сами родители могут многое сделать, чтобы помочь ребенку. Это ваш ребенок, он нужен, прежде всего, вам! ИА REGNUM: Когда могут поставить диагноз аутизм, чтобы исключить возрастные особенности и специфику индивидуального развития?


До 2,5 - 3 лет диагноз официально не ставят. Если у мамы есть опасения, она волнуется - могу дать совет заниматься с ребенком больше. Берите книги, рекомендованные для занятий с детьми с аутизмом - и занимайтесь! Лучше перестраховаться, не ждать диагнозов.


ИА REGNUM: Какую литературу вы порекомендовали бы почитать родителям, которые столкнулись с таким диагнозом - или боятся с ним столкнуться?


Можно почитать про методы сенсорной интеграции, про ABA-терапию. Замечательная есть книга, ориентированная на родителей - "Детский аутизм и ABA" Роберта Шрамма, вышла совсем недавно. Особый интерес вызывает книга "Особое детство" Ирис Юханссон: автор - психолог из Швеции с диагнозом "аутизм". Юханссон описывает то, как она чувствует и воспринимает мир, что происходило в ее детстве, что ощущает внутри себя аутист. Эта книга очень важна для тех, кто хочет понять своего ребенка.


ИА REGNUM: Что вызывает наибольшие сложности при взаимодействии с ребенком-аутистом?


У них другое мировосприятие. Поведение таких детей воспринимается по меньшей мере странно. Например, повышенная сенсорная чувствительность - дети очень остро чувствуют запахи, ощущают движения, слышат звуки. Обычному человеку сложно понять, что ребенку физически больно, когда кто-то говорит голосом определенного тембра. Аутисты не всегда могут выделить из гула голосов обращенную к ним речь - представьте, что вместо одного человека они слышат одновременно тысячу равных для них по значимости звуков. Дети затыкают уши, могут начать громко кричать - только для того, чтобы абстрагироваться от сенсорной перегрузки, перекрыть каналы связи за счет крика. Это - акт самосохранения. А окружающим кажется, что ребенок истерит, они видят его мать, которая пытается и малыша успокоить, и как-то взаимодействовать с окружающими, и считают ее такой же истеричкой.


Еще пример. Для снижения тревожности аутисты часто используют стереотипные движения, ритуалы - чтобы все совершалось понятно и предсказуемо. Например, идти одним определенным привычным маршрутом, пересчитывать колышки на знакомом заборе и так далее. Если ему в этот момент помешать, у него происходит "перезагрузка" - ему нужно вернуться в исходный пункт, чтобы пройти все заново и без препятствий. А если на пути ребенка стоит человек, обойти которого - значит нарушить маршрут, ребенок встанет напротив и будет стоять, ожидая, что человек уйдет. Может начать кричать и толкаться. Не все люди спокойно на это отреагируют - отойдут в сторону, хотя именно это и помогло бы избежать конфликта. Да, такая реакция существенно отличается от реакции среднестатистического ребенка.


И таких реакций - миллион, всех не перечислить. Это отличное от других восприятие действительности. Например, аутисту важно то, что обычному человеку кажется мелочью. Аутисты очень детализируют действительность: для них уникальной является каждая ситуация. Например, возьмем два антоновских яблока - для нас это два яблока, мы можем обозначить совокупность. Аутист - не может. Для него - это разные яблоки. Разного размера, может быть, формы, цветовых оттенков, есть масса критериев, по которым одно яблоко отличается от другого. Их не два - это одно яблоко и еще одно яблоко. Или базовый навык - мытье рук. Для аутиста это каждый раз разная ситуация: разное время, разная температура воды, полотенце, запахи, состояние здоровья... Таких детей именно поэтому приходится многим вещам обучать каждый раз заново.


Аутисты очень лингвистически чувствительны. Например, мы показываем ребенку изображение яблока и спрашиваем - Что это? Аутист может молчать в ожидании конкретизации вопроса. Потому что он его не понял: "это" - что именно? Бумага, на которой изображено яблоко? Книга? Круг? Тыкающий палец? От того, как именно задается вопрос, зависит и ответ.


Как рассказывает о себе Юхансон - иногда к звукам примешиваются ощущения, цветовые картинки, и тогда аутист может вообще перестать вас слушать. У него смещены приоритеты - он не понимает, что слушать говорящего важнее, чем впитывать другие ощущения.


ИА REGNUM: Еще распространенным мнением является то, что у таких людей иные морально-этические нормы...


Неверно. У таких людей их просто нет. Норма - это свод правил, применяемых в обобщенной ситуации. Но если нет возможности выделить общее - то о каких нормах и правилах можно говорить?


ИА REGNUM: Существуют еще два противоположных мифа об аутистах: одни говорит о том, что они умственно отсталые, второй - что гении.


Неверно думать, что они умственно отсталые - у большинства сохранен интеллект. Более того - природа не терпит пустоты - и очень часто такие дети проявляют необыкновенные таланты в других областях деятельности, не связанных напрямую с коммуникацией. Кто-то лучше считает, рисует, копирует изображения с фотографической точностью, чертит, пишет потрясающие стихи. Наша задача - как психологов - увидеть потенциал и начать с ним работать. Чтобы в дальнейшем, возможно, это стало профессией, способной прокормить. Нельзя не думать об этом. Если же нарушен интеллект, то это не является следствием аутизма, а, скорее всего, произошло в результате не связанных с ним нарушений центральной нервной системы.


ИА REGNUM: Когда рядом с ребенком родители, ситуация более-менее прогнозируема. Но дети вырастают - что с ними происходит?


Не все складывается хорошо и легко, однако и у обычных людей бывают трудности. Но в случае с аутистом: если его научили коммуницировать, то некоторые странности в поведении все равно сохраняются. Так, разумный, образованный, серьезный человек, который умеет хорошо, и даже несколько высокопарно, говорить - не знает таких казалось бы элементарных вещей, как взять другого за руку, поцеловать... И на это люди всегда очень остро реагируют... ИА REGNUM: На ваш взгляд, в нашем российском обществе остро стоит проблема толерантного отношения к детям-аутистам?


В нашем обществе большие моральные силы людей тратятся на решение бытовых и экономических проблем. Сложно в этой ситуации ждать, что люди начнут проявлять большую терпимость по отношению к детям-аутистам. Уставшие, замотанные люди не будут тратить свои силы на особых детей.


ИА REGNUM: Диагноз аутизм - это путь к инвалидности?


В России это инвалиды детства. Однако есть различные типы диагнозов - это и ранний детский аутизм, и расстройство аутистического спектра. Диагноз ставят сначала на год, впоследствии могут снять - бывали такие случаи. Ясно только то, что нельзя ставить крест на этих детях, они могут существовать в нашем мире, адаптироваться, самостоятельно себя обслуживать. Кто-то делает это лучше - кто-то хуже, есть более - или менее коммуницирующие дети, но помочь им найти себя в этом мире нужно обязательно. Окружающим людям хотелось бы пожелать быть более терпимыми к этим детям - даже не смотря на нехватку внутренних моральных ресурсов. Таких детей становится больше, и помочь им жить в этом мире - это, пожалуй, задача не только родителей, но и любого зрелого человеческого общества.


Источник

Аутистические расстройства

646 постов2.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за познавательный пост. Не знала, что правильнее спрашивать: " Что нарисовано на картинке?" А ведь это логично.
раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

У меня классический пример подобного вопроса: «Ты знаешь, где отвёртка?»

Абсолютно логичный и математически верный ответ: «Да, знаю», — обычно не устраивает спрашивающего.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

«Ты знаешь, где отвёртка?»

Зачем так говорить? Проще спросить "где отвёртка?", если человек не знает - так и скажет: "не знаю". А если спрашивают, знает ли он, то по всей логике он должен ответить, знает или не знает, а не выдать всё, что знает. Мы ведь не ожидаем в ответ на вопрос "ты знаешь, что такое %рандомная_область_науки%?" подробный пересказ энциклопедии, мы ожидаем "да/нет".


Может, я немножко аутист, но я бы на такой вопрос завис и переспросил "ну и?", хотя никак не могу вспомнить ни одного подобного случая (обычно говорят проще).


О, точно. Продолжением такого вопроса может быть либо "и где она?", либо "принеси её мне", либо что-то другое. Т.е. было бы глупо ожидать, что от тебя требуют назвать точное местоположение предмета...

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

То, что для вас глупость, на самом деле - клише, лингвистический шаблон. Ну, то есть, большинство людей на вопрос "знаешь, где отвёртка?" ответят "отвёртка там-то", либо "не знаю", но не "да, знаю". Потому что логично после такого ответа ждать от спрашивающего второго вопроса: "ну и где она?". Вот, чтобы его не возникало, используют клише. Это как пройти по тропинке напрямик там, где тротуар делает крюк. Если вам это непонятно, значит вы не задумываетесь о том, что же произойдет после вашего ответа. В то время, как большинство людей уже хотя бы раз это сделали: получили второй вопрос после первого, сделали вывод, что быстрее будет ответить сразу на второй, ситуация отложилась в подсознании и дальше клише используется на автомате. А ведь наша жизнь, повседневное общение, оно как раз из этих клише и состоит.

А реакция людей на ваш ответ "да, знаю" - будет негативной. Поскольку подразумевается, что вы осведомлены о том, что это - клише и ваш вопрос вынуждает спрашивающего задавать ещё один, ненужный с его точки зрения, вопрос. Точно так же, как будет вызывать раздражение, если вы будете стоять на тропинке и не давать пройти людям быстрее, направляя их на тротуар. Это вызовет раздражение, конфликт.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Вся проблема в том, что спросить "где отвёртка?" и получить желаемый ответ с первой попытки ("она вон там" или "не знаю") на одно слово быстрее, чем "знаешь, где отвёртка?". Если человек заморочился и произнёс на одно слово больше, значит, он хочет чего-то другого...

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку