96

Ребенок с аутизмом смотрит в глаза, или это только кажется?

Привет, меня зовут Ольга Ткалич, я психолог. Помогаю людям с аутизмом на протяжении 12 лет.

Сегодня поговорим про особенности зрительного восприятия при аутизме. Несколько слов о том, в чем они заключаются.

При нейротипичном развитии мы смотрим фронтально, концентрируем свой взгляд прямо на объекте.

При развитии по аутичному типу актуализируется периферическое зрение. Ребенок смотрит как бы "рассеянным" взглядом. При том что его глаза могут быть направлены в вашу сторону, на самом деле он вас не видит, а видит объекты на периферии краев зрения.

Это как если бы вы смотрели прямо перед собой и постарались увидеть объекты сбоку не двигая глазами.

На консультации ко мне часто приходят родители, убежденные что со зрением у их деток все в порядке, что они прекрасно смотрят им прямо в глаза. Это бывает даже в случаях когда ребенок практически совсем не использует фронтальное зрение. Но в то время как голова и глаза ребенка повернуты в сторону родителей, создается иллюзия что ребенок смотрит прямо на вас. Тогда как он рассматривает предмет сбоку от него, а вас в данный момент не видит.

Как можно проверить что ваш ребенок использует именно такой вариант зрения? Вы протягиваете интересную ему вещь, он берет ее не поворачивая глаза в вашу сторону. Если вы будете перемещать объект, он постарается его взять не следя за ним глазами. При этом иногда - достаточно точно.

Что можно сделать чтобы  актуализировать фронтальное восприятие? 


- выявить мотивационные стимулы для ребенка (то что ему приносит сейчас удовольствие)

- поощрять фронтальные взгляды мотивационными стимулами

- укреплять связь глаз - рука, делать приятные для ребенка упражнения для связывания фронтального зрения и сигналов поступающих от руки ребенка

- активно осваивать пространство "глаз - рука - стол", учебное поле деятельности.


В видео рассказываю несколько подробнее, буду рада вашим вопросам по теме.

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.