Реальность и допущения: подробный пересказ подкаста о создании сериала «Чернобыль»

Источник.


После выхода «Чернобыля» создателя сериала Крэйга Мазина как хвалили за точность деталей, так и ругали за излишнюю драматизацию некоторых моментов или художественные допущения. Например, Легасов и Щербина никогда не появлялись на суде из последнего эпизода. Так зачем же Мазин их туда вписал?


Этот текст — подробнейшая выжимка пяти серий подкаста сценариста Chernobyl Podcast.


Эпизод 1 — 1:23:45

Реальность и допущения: подробный пересказ подкаста о создании сериала «Чернобыль» Чернобыль, HBO, DTF, Длиннопост

- По словам Мазина, главная тема сериала — цена лжи, и поэтому сам сценарист делал всё, чтобы история была максимально прозрачной. Однако речь идёт всё же не о документальном шоу, поэтому некоторые детали пришлось ужать или драматизировать.


- Мазин начал своё исследование, когда осознал, что не знает, почему именно ЧАЭС взорвалась. У этого Титаника в массовом сознании не было своего айсберга.


- Сценариста очень сильно удивило, что катастрофа случилась во время проведения испытаний безопасности — то есть учёные получили полную противоположность ожидаемому эффекту.Когда Мазин питчил идею сериала, его интересовала не столько историческая достоверность, сколько универсальная идея, которая будет понятной везде — цена лжи. Сценарист не хотел снимать документальное шоу, потому что это означало бы, что он просто «сделал домашнюю работу» за зрителя.


- В центре сериала стоит мысль о том, что люди часто не просто лгут, а выстраивают целые системы лжи. Однако когда правда выходит наружу, обычно страдают не те, кто лгал, а невинные.


- В подкасте Мазин практически дословно повторяет слова Тириона из «Игры престолов» о том, что люди охотно верят в хорошие истории. Но сценарист считает, что в этом главная опасность нарратива. Тем не менее он всё равно решил рассказывать о вреде историй в формате... истории. Выбить клин клином.


- В первом драфте почти не было слов «камрад» и «товарищ», их посоветовала добавить знакомая сценариста, жившая в украинской части СССР. Она же обратила внимание Мазина на то, что в Союзе не было «кошачьей еды» — животные ели то же самое, что и люди.


- Мазин с радостью бы снял сериал в Чернобыле или Припяти, однако эти города разительно изменились после катастрофы. Тем не менее почти все постройки, показанные в шоу (по большей части работы велись в Литве и Украине), были возведены в Советские времена, так что выглядели весьма аутентично. Делу помог и тот факт, что на съёмках работали выходцы из СССР.


- Для съёмочной группы реалистичность окружения и реквизита стала одержимостью. Авторы сериала очень хотели показать жизнь за Железным занавесом, которой многие американцы не видели.


- Шить одежду для сериала было намного легче из-за «ограниченного потребительского выбора» в СССР. Мазин отмечает, что в Союзе с разницей в тысячи километров зачастую создавали абсолютно одинаковые предметы — например, каски пожарных — и возводили одинаковые дома. Так что для «Чернобыля» было достаточно просто создавать реквизит и искать локации.


- Съёмочная группа попыталась в точности воссоздать приборную панель ЧАЭС и другие детали ради людей, которые были свидетелями трагедии и до сих пор живы.
- Тот факт, что Легасов в сериале повесился именно ночью, ровно через два года после аварии, Мазин додумал сам — он убеждён, что дата была выбрана не случайно, и просто усилил эту мысль.


- Реальные диктофонные записи Легасова в сериале не использовались, а сам он был менее красноречивым, чем показано в «Чернобыле».


- Мазин решил не показывать семью Легасова, потому что хотел избежать пошлости, присущей эпизодам военных фильмов, где родственники ждут своих близких дома. Сценарист сконцентрировался на отношениях героя с коллегами и советскими чиновниками.
- Взрыв ЧАЭС показали издалека и в самые первые минуты сериала, чтобы зрители сразу поняли, что это будет не типичный фильм-катастрофа.


- По словам Мазина, стопроцентно точной информации о чернобыльской катастрофе не так много. Данные в источниках не сходятся, и сценарист обычно пытался выбирать наименее драматичные варианты, если, конечно, речь не шла о заглавной линии Легасова, где драма нужна была в художественных целях.


- В сериале есть не только драматизация, но и прямые цитаты. Например, фраза «Мы всё сделали правильно, случилось что-то странное» действительно прозвучала среди инженеров в ту самую ночь.


- По словам Мазина, ему сложнее всего было поверить в действия и слова инженера Дятлова, однако сценарист уверен, что именно так он и вёл себя после взрыва — до последнего отрицал возможность ядерной катастрофы.


- Инженеры в центре управления выжили из-за огромных размеров станции — чтобы пройти от одного её конца до другого нужно около 20-30 минут.


- По мнению Мазина, ситуацию сильно усугублял тот факт, что никто из инженеров не думал, что подобный взрыв вообще возможен. Атом на тот момент называли «мирным» и люди до последнего не верили, что электростанция могла превратиться в ядерную бомбу.
- Отрицанию способствовало и желание людей жить: если катастрофа действительно случилась, то они все обречены, и поэтому инженеры, включая Дятлова, пытались найти альтернативные объяснения.


- По словам Мазина, многие героические поступки в ночь катастрофы были совершены в том числе из-за советского воспитания, в котором простых людей учили подавать друг другу руку помощи, хотя сами власти не всегда следовали этим заветам.


- Готовность советских людей пожертвовать жизнью ради общего блага восхищает Мазина и в то же время кажется ему грустной: «Если бы такое случилось в Штатах, я думаю, мы бы просто быстро эвакуировались и пустили верёвку вокруг большой зоны и не пускали бы туда людей, потому что они могли бы умереть».


- Мазин отметил, что главы станции, Брюханов и Фомин, не годились для своей работы — оба обладали недостаточной квалификацией для АЭС, однако успешно прошли через систему и заняли высокие должности. «Я не хочу критиковать СССР в данном случае, такое происходит во всём мире».


- Отрицание Дятловым катастрофы было удобным для Брюханова и Фомина. Они могли сообщить наверх хорошие новости, а по итогам всё свалить на другого человека. По мнению Мазина, советский образ мышления был таков, что если люди уже сказали вышестоящим чинам, что всё в порядке, то резко изменить эту точку зрения и сообщить о катастрофе было бы в том числе карьерным самоубийством.


- Мазин и ведущий подкаста сошлись во мнении, что поведение чиновников в ночь катастрофы идеально характеризуется фразой: «Вы хотите унизить нацию, которая одержима тем, чтобы не быть униженной». В этом сценарист видит причину, по которой власти решили перерезать телефонные линии и попытаться скрыть произошедшее.


- По словам Мазина, пожарным сказали, что они едут тушить огонь на крыше. Они приехали не просто без какой-то особой защиты, а многие даже без части верхней одежды и касок, но уделять этому внимание в сериале не стали.


- Один из пожарных действительно подобрал кусок графита и скоропостижно скончался.
- Синий луч света, на который собрались посмотреть жители города, был вызван ионизацией воздуха.

Эпизод 2 — Please Remain Calm

Реальность и допущения: подробный пересказ подкаста о создании сериала «Чернобыль» Чернобыль, HBO, DTF, Длиннопост

- Вторая серия начинается со стихотворения Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», написанного в 1941 году. Мазин считает, что оно передаёт дух людей, отправившихся на «битву с Чернобылем». По словам сценариста, жизнь в СССР и России была наполнена тяготами и страданиями, но люди всё равно готовы были пожертвовать собой за родину, и это относилось в том числе и к ликвидаторам.


- Несмотря на отказ от русского акцента, авторы сериала старались разместить русскую речь везде, где это было возможно — от документов до радиопередач и телетрансляций. Английский был нужен только для передачи ядра истории зрителям со всего мира.


- Ульяну Хомюк создали как персонажа, обобщающего образы всех учёных, работавших над ликвидацией и расследованием катастрофы. Мазин решил, что таким образом зрителям будет проще воспринимать происходящее — заменить множество разных лиц на одно.Что касается половой принадлежности героев и расы, то тут авторы старались как можно ближе держаться к реальности. Мазин понимал, что решения по ликвидации принимали одни мужчины.


- Сцена, в которой Хомюк узнаёт о катастрофе по радиации в атмосфере, основана на реальности. После этого учёные стали звонить в Чернобыль, но получали либо молчание в ответ, либо ложь о том, что с ЧАЭС всё в порядке.


- Доктора в возрасте не знали, что делать в случае радиоактивного заражения, и пытались лечить пожарных молоком — как от химического отравления. Но потом врачи всё же сняли одежду с пострадавших и перенесли её в ту самую комнату, где она лежит до сих пор.


- Из первого эпизода пришлось вырезать сцену, в которой на спине одного из работников ЧАЭС остался ожог в форме руки товарища, которого он нёс — настолько сильно тот был заражён.


- Мазин считает, что советские бюрократы не были глупыми или бесчеловечными, а, скорее, просто верили в систему. Но когда была возможность, они старались поступать правильно.


- Актёр Стеллан Скарсгард, сыгравший Щербину, жил в Швеции во время катастрофы. По его словам, в некоторых регионах страны после катастрофы много лет было запрещено собирать грибы и охотиться на оленей, так как те могли быть заражены. - История Людмилы Игнатенко, жены пожарного, тронула Мазина, поэтому он решил включить её в сериал почти без изменений. Актриса Джесси Бакли очень сильно хотела сыграть эту роль в том числе потому, что вся линия этой женщины посвящена любви — в том числе ослепляющей и опасной.


- По мнению Джареда Харриса, когда Легасов врёт другим постояльцам отеля о том, что всё в порядке, он становится отчасти виноватым в последствиях катастрофы для простых людей.


- Мазин отмечает, что спокойствие и организованность граждан при эвакуации города тоже отражает советское мышление. Жители Припяти просто подчинились приказу и спокойно сели в автобусы, оставив позади свои вещи и питомцев. Почти без скандалов.


- Мазина удивило, что для эвакуированных из Припяти людей просто построили новый город — Славутич. «Это было самое советское из того, что можно было сделать».


- Мазин делает особый акцент на том, что три других реактора по-прежнему продолжали функционировать после катастрофы. И если бы Легасов не использовал шахтёров, взрыв повредил бы и их, усугубив ситуацию в несколько раз.


- При этом три оставшихся реактора не отключали, потому что они по-прежнему питали Киев. Последний из них отключили только к концу девяностых.


- Мазин считает, что угроза для Европы, описанная в сериале, была реальной. Если бы ликвидаторы не справились, как минимум Украина и Беларусь могли бы стать необитаемыми, да и другие страны бы сильно пострадали.


- По мнению Мазина, руководство прекрасно понимало, что ради ликвидации придётся пожертвовать жизнями людей — вопрос стоял только в количестве. «Но я всё же не хотел показывать СССР как злую империю, которая без сожаления отправляет людей на смерть. Это было не так, они не хотели, чтобы кто-то умирал, но у них не было выбора».


- Кастинг проводили так, чтобы актёры в кадре никогда не выглядели «гламурными» версиями своих прототипов. Джаред Харрис должен был играть немного неуклюжего учёного, непохожего на тех, что часто появляются в голливудских фильмах.


- Мазина иногда смущало, что реальные события могли выглядеть в кадре как клише, но избегать их было нельзя, поэтому в «Чернобыле» много экспериментов с режиссурой — многие масштабные события показаны через детали и саспенс.


- Музыку попытались сделать минимально драматичной, потому что событиям на экране не нужно было придавать какой-то окрас — они сами по себе были жуткими.


- Вся сцена про водолазов — нечто среднее между самыми сухими описаниями произошедшего и городскими легендами. Например, Мазин прочитал, что один из трёх участников этой опасной экспедиции якобы увидел какое-то свечение через щель за стеной, но эту сцену не стали включать в сериал. Некоторые источники действительно говорили о том, что у водолазов отключились основные источники света.


Эпизод 3 — Open Wide, O Earth

Реальность и допущения: подробный пересказ подкаста о создании сериала «Чернобыль» Чернобыль, HBO, DTF, Длиннопост

- Режиссёр сериала называет момент с тремя добровольцами «упражнением для киношколы» — ему нужно было каким-то образом передать эмоции трёх человек в одинаковой униформе, лица которых зритель не может увидеть, а дело при этом происходит в темноте. Ему пришлось долго искать баланс — чтобы поведение актёров не скатывалось «в пантомиму», но при этом зрителю были понятны их эмоции.


- Изначально третья серия должна была открываться галлюцинацией Дятлова, которому должен был привидеться его сын, умерший в десятилетнем возрасте от лейкемии. Существует теория о том, что причиной его смерти стала радиация, крупную дозу которой Дятлов получил в результате аварии на своём прошлом месте работы.


- Изначально история о сыне Дятлова должна была стать целой сюжетной линией, но Мазин принял решение от неё отказаться. Она уводила историю в сторону, и, к тому же, галлюцинации и флэшбеки сделали бы «Чернобыль» чересчур похожим на обычный сериал о вымышленных событиях.


- По словам Мазина, почти все свидетели событий описывают Дятлова как очень неприятного и упрямого человека. Кроме того, многие отмечают, что он «относился к радиации, как электрики относятся к электричеству» — то есть, не слишком беспокоился из-за неё, полагаясь на свой богатый опыт.


- По мнению Мазина, если ты отказываешься почти ото всех классических «драматических трюков» ради того, чтобы рассказать максимально правдивую историю, то неприятные и страшные части этой истории необходимо показывать без купюр. Именно поэтому было принято решение о демонстрации жертв катастрофы и последствий заражения в кадре.Рассказ Людмилы Игнатенко о том, как выглядел её муж, стал одним из основных референсов для гримёров.


- Мазин считает, что Людмила Игнатенко не осознавала в полной мере, что радиация от её мужа может навредить её ребёнку. О том, как работает радиационное заражение, люди знали мало, и к тому же персонал больницы разрешил ей побыть с мужем полчаса — она вряд ли могла предположить, что они не понимают, что делают.


- Тоннель, который прокопали рабочие, в результате так и не понадобился. По словам Мазина, наука основана на вероятностях, и Легасов отправил шахтёров на гибель, понимая, что их усилия могут быть абсолютно напрасными.

- Сохранились разные свидетельства о том, в какой степени были раздеты шахтёры, но по крайней мере два источника утверждают, что они работали полностью обнажёнными.


- По словам Мазина, никто до сих пор не понимает, почему премьер Рыжков принял решение о 30-километровой зоне эвакуации: оно не было основано ни на чём и привело к болезни и гибели огромного числа людей. Сценарист использовал этот момент, чтобы заставить Легасова и Щербину начать «сомневаться в своей религии», то есть в Советском союзе.


- Рассказывая о своей поездке в Припять, организованной Sky и HBO, Мазин говорит, что он «никогда не испытывал настолько же религиозного чувства». Он испытывал невероятные ощущения, посещая все те места, о которых столько читал и писал. Оказавшись возле зданий реактора, Мазин понял, что могли ощущать герои его сериала — по его словам, там всё будто бы внушает спокойствие и уверенность в том, что всё под контролем, и взорваться ничего не может.


- По мнению сценариста, по мотивам этой истории невозможно было бы написать сценарий фильма — потому что она разворачивалась иначе; запутанно, эпизодами. Её можно было рассказать только в формате мини-сериала.


- Лицо Акимова не появляется в кадре, потому что создатели осознанно решили «не пересекать черту». В первоначальном варианте монтажа Василия Игнатенко показывали гораздо дольше, и руководство HBO высказало мнение, что это чересчур. Взглянув на серию свежим взглядом, Мазин согласился с этим: если показывать ужасы радиации слишком долго и слишком натуралистично, создаётся ощущение, что автор этим наслаждается, или что он пытается шокировать публику как можно сильнее.


- Мазин надеется, что его сериал поможет людям понять, что Акимов, Топтунов и множество других сотрудников АЭС не были виновны в случившемся.


Эпизод 4 — The Happiness of All Mankind

Реальность и допущения: подробный пересказ подкаста о создании сериала «Чернобыль» Чернобыль, HBO, DTF, Длиннопост

- Сцена со старухой, которая отказывается эвакуироваться, была нужна сценаристу для того, чтобы кто-то высказал в кадре мысль о том, что подобное здесь уже происходило. Что для стариков эта катастрофа — не нечто из ряда вон выходящее, а обычный порядок вещей, ведь в Советском союзе людей периодически раскулачивали, переселяли и отправляли на смерть.


- В сцене убийства коровы использовался муляж — в то время как доила старуха настоящую корову. «Фальшивую» корову сделали более правдоподобной при помощи компьютерной графики.


- Мазин считает, что в Советском союзе существовало особое уважительное отношение к пожилым людям — именно поэтому солдат выслушивает всё, что хочет ему сказать старуха, и лишь после этого убивает её корову. В кадре не показано, как старуха садится в автобус, однако создатели сериала имели в виду, что это произошло за кадром.


- Луноходы, показанные в сериале, созданы при помощи компьютерной графики, а вот немецкий робот «Джокер» — это точная копия, построенная специально для съёмок.

- Как утверждает сценарист, 90% текста из брифинга, который генерал Тараканов проводит перед каждой группой призывников, отправляющихся на крышу, — это реальные слова Тараканова, взятые из документального фильма. Мазин считает, что этот текст может показаться кому-то «не подходящим для киносценария», но он всё равно решил сохранить слова генерала в практически нетронутом виде.


- Крэйг Мазин рассказывает, что он и режиссёр Йохан Ренк старались не прибегать к «кинематографическим трюкам» — необычным проездам камеры, ракурсам и так далее, — чтобы не отвлекать зрителя от происходящего. Однако конкретную сцену уборки графита с крыши решили снять одним кадром, в котором камера следит за конкретным солдатом — потому что только таким образом зритель мог почувствовать себя в его шкуре.


- История о ликвидаторах, убивающих собак, была почерпнута Мазиным из документальной книги Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва». Писательница беседовала с ветераном Афганистана, который стал прототипом персонажа Бачо, но Мазин решил, что будет правильно добавить в сюжет новобранца, никогда не убивавшего ни людей, ни животных — чтобы зрителю было, с кем себя ассоциировать.


- Создатели сериала пытались найти данные о женщинах, участвовавших в ликвидации катастрофы, и выяснили, что их было всего лишь около пяти тысяч — при том, что мужчин было около 600 тысяч.


- Сцена отстрела собаки со щенками также позаимствована из реальных воспоминаний ликвидатора из книги Светланы Алексиевич.

- За сценой отстрела щенков должна была следовать ещё одна — она была написана и снята, но при монтаже Мазин решил, что это будет слишком. Во время захоронения щенков выяснилось, что один из них был всё ещё жив, и солдаты хотели застрелить его наверняка, чтобы его не пришлось заливать бетоном живьём — но у них закончились патроны.Создатель сериала считает, что у аудитории не должно возникать ощущения того, что ты специально стараешься её шокировать и расстроить. Если тебе плохо и грустно из-за того, что ты представляешь себя на месте Павла, вынужденного убивать собак — значит, сериал добился своей цели. Если тебе просто плохо и грустно, и у тебя возникает ощущение, что ты сам всё это переживаешь — это уже перебор. Поэтому самые шокирующие и жестокие сцены из сериала были вырезаны.


- Фраза «Наша цель — счастье всего человечества» — это реальный лозунг из воспоминаний ликвидаторов. Мазин считает, что если бы сценарист придумал такую сцену самостоятельно — три ликвидатора пьют водку посреди мёртвого города, в который они приехали убивать домашних животных, — зрители посчитали бы, что это выглядит фальшиво и слишком «в лоб». Но это — реальная сцена из воспоминаний.


- В момент разговора без прослушки с участием Хомюк на плечах у Легасова сидят - метафорические ангел и демон, один из которых говорит ему, что если он не скажет правду в Вене, это может привести к катастрофическим последствиям, а другой — что даже если он её скажет, это ничего не изменит, а лишь разрушит его жизнь. Мазин считает вопрос, стоявший перед Легасовым в этот момент, «одной из самых сложных дилемм в истории».

- По мнению Мазина, «Чернобыль» отличается от многих выдуманных историй, созданных для того, чтобы «наставлять и воодушевлять», тем, что у его героев зачастую нет правильного варианта действий. Какой бы выбор ни совершил Легасов, это приведёт его к поражению.


Эпизод 5 — Vichnaya Pamyat

Реальность и допущения: подробный пересказ подкаста о создании сериала «Чернобыль» Чернобыль, HBO, DTF, Длиннопост

- Серия открывается кадрами мирной жизни в Припяти до катастрофы. По словам Мазина, они здесь для того, чтобы вызвать у зрителя меланхолическую грусть от осознания того, что этого места больше не существует, и он никогда не сможет там побывать — а не для примитивного «посмотрите, как иронично — они веселятся и ещё не знают, что произойдёт через несколько часов».


- Сценарист считает, что «обычный» сериал сначала продемонстрировал бы мирную жизнь в Припяти, а уже затем перешёл бы к самой катастрофе. Однако, по мнению Мазина, эта сцена не сработала бы так же эффективно, если бы зритель увидел её до того, как стал свидетелем всех ужасов Чернобыля.


- Сцена разговора Брюханова, Фомина и Дятлова в начале серии по задумке автора должна восприниматься как первый из многих моментов, в которых катастрофа могла быть предотвращена. Сценарист отдельно отмечает эпизод, в котором Фомин подходит к пустующему креслу начальника и опирается на стену — по его мнению, если бы он всё-таки сел за стол, это смотрелось бы чересчур примитивно и «в лоб».Присутствие Легасова и Щербины на суде, на котором их не было в реальности, Мазин называет одним из главных художественных допущений всего сериала. Он мог бы написать суд так, как он происходил в реальности, — тогда на нём выступали бы лишь незнакомые зрителю люди, и он продолжался бы несколько недель.


- Выбор, который Легасов из сериала совершает на суде, Легасов реальный совершил в обычной жизни. В сцене его выступления и последующего разговора с Шарковым «сконцентрировано» то, что происходило с реальным Легасовым на протяжении долгого времени.


- Мазин считает, что суицид Легасова стал результатом целого комплекса факторов, в том числе — осложнившихся отношений с коллегами. Сценарист принял решение «драматизировать» это событие «единственным возможным способом» — иначе, по его словам, ему бы пришлось снимать огромный сериал про политические игры внутри Курчатовского института.


- Суд над Брюхановым, Дятловым и Фоминым действительно проходил в Чернобыле. По словам Мазина, власти СССР вполне могли обойти закон, согласно которому суд должен был проходить там, где было совершено преступление, поскольку находиться в этой местности было всё ещё опасно, но не стали этого делать. Сценарист предполагает, что это было сделано в том числе ради демонстрации — если в Чернобыле проводится суд, значит, там уже безопасно.


- Мазин уделял отдельное внимание аутентичности зала суда, досконально воссоздавая его по фотографиям. Его особенно поразили занавески разного цвета и судьи, восседающие на сцене — по его словам, атмосфера была настолько «странной», что её можно было воссоздать лишь соблюдая все детали.


- Создатели вдохновлялись сценой суда из фильма «Крёстный отец 2». Они стремились показать «неидеальный» процесс, от которого все участники уже устали.Чтобы написать этот эпизод, Мазин изучал стенограммы с других советских «показательных» процессов. Его удивил тот факт, что государственный обвинитель на этих судах будто бы обладал большими авторитетом и властью, чем судья.


- Текст, который зачитывается в начале процесса, был позаимствован Мазиным из одной из речей Брежнева. По его словам, он просто не смог бы написать что-то «таким языком» самостоятельно — когда он впервые познакомился с подобными официальными текстами, с постоянными упоминаниями ленинизма, партии и съездов, он сначала не поверил своим глазам.


- На реальном процессе свидетели не проводили никаких презентаций — они были добавлены в сюжет исключительно ради зрителей. Однако всё, что Щербина, Хомюк и Легасов говорят в своих презентациях, — на сто процентов точно и правдиво.


- На настоящем суде очень много говорили обвиняемые. Реплики, которые произносит Дятлов в сериале — реальны.


- Мазин считает, что Дятлов ни на одном этапе не считал, что то, что он делает, может быть опасно. Он понимал, что результаты теста не будут иметь никакой ценности, и при этом собирался представить их начальству — но он не осознавал, что его действия могут привести к серьёзной катастрофе.


- Возвращаясь к событиям ночи перед взрывом, обладая всей информацией, зритель начинает понимать, почему в первом эпизоде персонажи так себя вели. Они действительно нажали кнопку, которая должна была отключить реактор — не обладая информацией о том, что кнопка не работает, и делает ситуацию только хуже, — и искренне не могли представить себе ситуацию, в которой это приведёт ко взрыву.


- Мазин задался целью рассказать зрителю о работе реактора как можно более понятным способом — и поэтому он общался с учёными до тех пор, пока всё не понял сам, а затем начал думать, каким образом он объяснял бы принцип работы реактора самому себе.


- Бинарная природа работы реактора натолкнула Мазина на мысль о двух табличках разных цветов. Надписи на них были сделаны на русском языке, и поэтому «никто не понимал, что на них было написано» — но для понимания сцены это было неважно. Важен был лишь цвет.


- Однажды Мазин увидел совместную фотографию реальных Легасова и Щербины, на которой они искренне смеялись и выглядели как настоящие друзья. Это определило взаимоотношения между написанными им персонажами. Хотя в реальности Щербина никак не способствовал тому, чтобы Легасов мог рассказать правду, сценарист предполагает, что он поддержал бы товарища.


- По словам Мазина, после работы над сериалом он стал постоянно задумываться о том, насколько сильно наше существование основано на вере в других людей. Например, мы верим, что автомобиль не поедет на красный, и что ядерными ракетами занимаются компетентные люди, и в их устройстве нет никакого мелкого изъяна, который может оказаться фатальным.


- Главный урок «Чернобыля», по мнению его создателя, заключается в том, что мелкая, незначительная ложь необходима для нашего существования, но «большую» ложь нужно пресекать. Если ты слышишь что-то, что абсолютно точно является ложью — необходимо встать и высказать правду.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
36
Автор поста оценил этот комментарий

Достоверный сериал? Может я чего не понимаю.. Автор сценария представил Дятлова в сериале как мудака (ну не верит он Дятлову и все) до конца отрицающего катастрофу, даже в больнице Дятлов не верит в катастрофу. Тем временем стоит открыть интервью реального Дятлова где он говорит что вышел на улицу, обошел здание и увидел что двух стен реакторного цеха нет и что для него реактор с этой минуты перестал существовать... https://youtu.be/IVthWR4cR1g?t=2365 Так что довольно таки иронично говорить про какую то "правду" в этом сериале.

раскрыть ветку (79)
47
Автор поста оценил этот комментарий

Естественно спустя время этот человек говорит свою удобную ему выгодную "правду", удобно, когда все свидетели умерли. Чтобы признать вину и сказать - да я был мудаком - яйца нужны. С чего вы взяли что его слова нужны восприниматься как истина? Так что довольно таки иронично доверять словам 1 человека. Человека, по вине одного из которых это собственно и случилось все. Это как доверять интервью и показаниям О. Джей Симпсона - он сказал не виновен, значит это же правда - так что ли это работает? А показания огромного количества других людей и улик - это так, мелочи не сущесвтенные. Интервью решает.

раскрыть ветку (30)
7
Автор поста оценил этот комментарий

сообщил мне, что со станции ночью пришел тревожный серьезный сигнал, шифрованный по заведенному в атомной энергетике порядку, когда при всяких отклонениях от нормы станция информирует Министерство энергетики или то Министерство которому она принадлежит, шифрованным образом о том, что случилось.


В данном случае поступил сигнал 1;2;3;4, что означало, что на станции возникла ситуация с ядерной опасностью; радиационной опасностью; пожарной опасностью; и взрывной опасностью, - т.е. присутствовали все возможные виды опасности.

------------------

Это из расшифровок записей Легасова, по которым якобы снят сериал, а по факту нет ничего общего.

20
Автор поста оценил этот комментарий

Это по сериалу он мудак т.к "все" знали что с ректором что то случится, а он типо не знал и не верил. Посмотрите интервью, реальные испытания были согласован, вопросов не было и в этом то и прикол, что никакие инструкции не запрещали Дятлову запустить ректор после случайной остановки, он и запустил.... а конструкция реактора этого не позволяла а он не знал и об этом не было нигде сказано.

раскрыть ветку (24)
14
Автор поста оценил этот комментарий

как раз таки запрещала. не раз в разных документальных фильмах говорилось, что после того как реактор "упустили" его надо отключить и медленно поднимать до нужной мощности. во вторых по инструкции испытание должно происходить при 700-1000 МВат, но Дятлов решил провести его все таки при 200. Третье - в сериале показали как раз таки, что Дятлов не полностью все таки мудак, в последней серии на суде Легасов и говорит, что они НЕ ЗНАЛИ этого изъяна, но он сделал все для того, чтобы когда нажимаешь кнопку АЗ 5, реактор взлетел.

раскрыть ветку (9)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Если вы не знаете что что то может произойти при определенных действиях то вас нельзя обвинять в совершении этих действий, если без привязки к известному результату сами по себе они не несут опасности.


По мне это равносильно виктимблеймингу.


Так как без привязки к взрыву(и вскрывшимся после фактам о поведении реактора при таких вводных) все их действия не несли критической опасности, да и реактор взорвала «защита», вы вообще осознаёте весь цимес? Вы знаете что как бы вы не действовали, у вас всегда есть рубильник, который надо просто вовремя дернуть, но не имеете ни малейшей идеи что как раз рубильник вместо отключения системы все подорвёт.

раскрыть ветку (8)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Есть такой термин "По неосторожности...".

И пара старых мудростей: инициатива ебет инициатора, не трожь что работает.

По сути они допустили нарушения эксплуатации сложной машины механики работы которой в полном объеме на тот момент не понимал ни кто.

Как итог жизни миллионов  изменились в худшую сторону, подверглись опасности, тысяч оборвались.

раскрыть ветку (7)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Как раз проблема в том, что считалось что механику полностью понимают.

По мне это равносильно тому что когда едешь за рулем, то можно превысить скорость на 20 км в час зная что за это не штрафуют и зная что у тебя если что есть тормоз, вот только в момент когда ты жмёшь на тормоз машина ловит кикдаун и ускоряется с бешеной скоростью. Хотя по всем законам должна тормозить.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

у машины могут заблокироваться колеса и она изменив вектор ускоряется в сторону тротуара. Поэтому знать эту особенность тормозов надо. Так же как и концевой эффект, который на 4 блоке уже проявлял себя в 83 году.

Автор поста оценил этот комментарий
Как итог жизни миллионов изменились в худшую сторону, подверглись опасности, тысяч оборвались.

Было зарегистрировано 134 случая острой лучевой болезни среди людей, выполнявших аварийные работы на четвёртом блоке. Во многих случаях лучевая болезнь осложнялась лучевыми ожогами кожи, вызванными β-излучением. В течение 1986 года от лучевой болезни умерло 28 человек[2]. Ещё два человека погибло во время аварии по причинам, не связанным с радиацией, и один умер, предположительно, от коронарного тромбоза. В 1987—2004 годах умерло ещё 19 человек, однако их смерть не обязательно была вызвана перенесённой лучевой болезнью.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Наркоманы у нас тоже официально умирают от острой сердечной недостаточности.

От бабушки и мамы работающих в медицине знаю что было колоссальное количество людей с отказом внутренних органов, рождения детей с патологиями развития и пик этого пришелся как раз на 1987-1998 год. Многие из них были из регионов близких к катастрофе, или непосредственно из 30км зоны. Во всех случаях значились остарая недостаточность, врожденная патология итд,  в причинах которых ни кто не разбирался.

По оф. данным погибших не много, но и уровень радиации был занижен в десятки раз в оф. отчетах.

Какой смысл верить этой статистике то.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну потому что эта статистика внушает куда больше доверия, чем ваше агенство ОБС.

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Как можно вызывать доверие статистика гос-ва систематически искажающего любые данные?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Во-первых, так можно сказать про любое государство.

Во-вторых, авария произошла в период "гласности" и перестройки, когда причин обелять Советский союз ни у кого не было, а сам СССР уже валился.

В-третьих, это статистика не только СССР, но и постсоветской Украины. Я уверен, что исследованиями на тему количества пострадавших занимались в десятках соседних стран. Они все врут? Предоставьте официальные данные другой страны если они в чём-то сильно отличаются.

Автор поста оценил этот комментарий
Что он мудак и виновен определил советский суд, ему можно доверять?
2
Автор поста оценил этот комментарий
Посмотрите интервью

я вам одно - вы мне другое. Я вам - с чего бы доверять словам одного человека в интервью. А вы мне - вы не правы, посмотрите это интервью одного человека. ) А вот на пруф того что он действовал по инструкции в других источниках - почитал бы, не вопрос.

раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий

Просто ситуация очень похожа на то, что как у нас и до сих пор много где происходит, в инструкции написано одно, а по факту надо делать несколько иначе, и сделано это сугубо для облегчения обвинения после проишествия.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Я не сказал что он действовал по инструкции, я сказал что инструкции не запрещали (то что не запрещено - разрешено). И опять же только он говорил про то, что он не нарушил ничего. Всем остальным похоже все равно так далеко никто не копал. Вот что говорит вики https://ru.wikipedia.org/wiki/Авария_на_Чернобыльской_АЭС#%D...

Первоначально утверждалось, что в процессе подготовки и проведения эксперимента эксплуатационным персоналом был допущен ряд нарушений и ошибок и что именно эти действия и стали главной причиной аварии. Однако затем эта точка зрения была пересмотрена и выяснилось, что большинство из указанных действий нарушениями не являлись либо не повлияли на развитие аварии

и в тоже время

Вне зависимости от того, какие именно нарушения регламента допустил эксплуатационный персонал и как они повлияли на возникновение и развитие аварии, персонал поддерживал работу реактора в опасном режиме. Работа на малом уровне мощности с повышенным расходом теплоносителя и при малом ОЗР была ошибкой независимо от того, как эти режимы были представлены в регламенте эксплуатации и независимо от наличия или отсутствия ошибок в конструкции реактора

из этого, как мне кажется можно сделать заключение, что для всех они виноваты что снизили мощность, вне зависимости от того что там было в регламенте эксплуатации....


зы мне его версия кажется правдоподобнее, чем у автора сериала.

раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Не верный вывод о запретах.

По сути люди воспользовались лазейкой и хотели получить  ленинскую грамоту за важный вклад в отрасли.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

откуда инфа про ленинскую грамоту?

1
Автор поста оценил этот комментарий
я сказал что инструкции не запрещали (то что не запрещено - разрешено).
Это где «разрешено»? В атомной энергетике? Ну-ну.
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Действительно, в атомной энергетике люди знают наперед, что можно и нельзя. Нажимаешь АЗ-5 и реактор сразу останавливается и там наверно есть подпункт "в некоторых случаях реактор может взорваться".

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Инструкция к ядерному реактору несколько сложнее инструкции к микроволновке.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Так по инструкции че там написано, АЗ-5 должна останавливать ректор или взрывать?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Взрывать, конечно.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

ну значит инструкция не нарушена, все как по книжке.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, про составителей инструкции ни слова.

Что пугает.

Работаешь по инструкции и всё равно ты крайний

1
Автор поста оценил этот комментарий

из тех, кто был за пультом, живым еще остался Столярчук. но он как-то не особо разговорчив. было бы интересно узнать его мнение о сериале и особенно о сценах за пультом.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Все свидетели у мерли?) Никто из персонала станции не погиб. Если вы не видите, как сериал каждые 5 минут откровенно плюет вам в лицо, мне вас жаль. Надавили на эмоции и под это накормили дерьмом с лопаты.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще-то некоторые погибли Ситников, Акимов, Топтунов и т.д.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

На данный момент разве что. В момент катастрофы якобы погиб в пожаре один человек, но даже это сейчас спорный факт.

10
Автор поста оценил этот комментарий

добавлю: https://youtu.be/LTDEG1FvFEQ

сериал отличный образец лжи "во имя искусства"

раскрыть ветку (43)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Быстро пролистал. Не нашел что он говорит про самоубийство Легасова. Зато смищно изобразил английский акцент, так хохотался.

ещё комментарии
1
Автор поста оценил этот комментарий
Этому персонажу не понравился бы любой западный сериал про Россию, уж меньше всего его стоит смотреть и слушать по этому фильму, в нем тонна предвзятости
раскрыть ветку (16)
Автор поста оценил этот комментарий

забавно ) Прошу, накидайте список (любой длины) западных сериалов про Россию, которые нравятся.. например, ну вот вам лично. А впрочем, просто любому, т.с. "коренному" гражданину России. Заранее спасибо!

раскрыть ветку (15)
Автор поста оценил этот комментарий
А впрочем, просто любому, т.с. "коренному" гражданину России.

А , что не так не с коренными жителями России и вообще это кто ?

Негры ? Пушкин не торт ?

А так из сериилов амириканских про Россию знаю еще один "американцы" , дюдям без КГМ вполне заходят

раскрыть ветку (14)
1
Автор поста оценил этот комментарий

как стандартно, - вместо пруфов начать распиливать заданный вопрос. Так всё же, будет список "любых западных .." или проехали?

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Я назвал сериал, почему должен быть аж целый список я хз

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

названный вами западный сериал про Россию "The Americans" вообще то о русских шпионах в США, где там про Россию непонятно, вы его сами то смотрели? ))

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Как раз смотрел , там Россию показывают не раз
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

В Ну, погоди! море показывают многократно, но мульт про животных. Можно быть серьёзнее немного?

Автор поста оценил этот комментарий

Это тот самый, где агента перед отправлением на задание насилуют?

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Вы видимо с красным воробьём путаете

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. Пересмотрите первый сезон.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Я его смотрел, а Вы видимо обзор смотрели.

Ни какого изнасилования не было их целенаправленно учили " искусству любви" они должны были спать со всеми и при любых условиях и делать так, что тот получал удовольствие по максимуму, если смотрели напомните с кем там спал её муж на подобных занятиях ?

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Смотрееел, дааа!


Plot
«... At the FBI headquarters in Washington D.C., Stan Beeman (Noah Emmerich) meets his new counter-intelligence partner, Chris Amador (Maximiliano Hernández). Their supervisor, Agent Mark Bartholomew (Michael Gaston), informs them that Timoshev failed to arrive. Meanwhile, Philip looks at Timoshev in the trunk of his car in his garage, tied up and gagged. Philip threatens to kill him if he makes any noise. Philip then leaves the garage and goes into his home where Elizabeth and their two children, Paige (Holly Taylor) and Henry (Keidrich Sellati), get ready for school. In a flashback, a young Elizabeth is practicing fighting moves with her trainer. Timoshev takes over for the trainer. He and Elizabeth practice. Timoshev gets aggressive and eventually rapes her. Back in the present day, Philip, in disguise, meets with Martha Hanson (Alison Wright), a woman who works in Agent Bartholomew’s office. Philip probes her for information on Timoshev, to which she reveals that the FBI have the car description and license plate number used for the kidnapping and that it was carried out by two men and a woman. Later, Philip tells Elizabeth everything the FBI have on them.»

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Еще раз это входило в уроки она должна была быть готова к любому виду секса, в том числе и такому.

В фильме она показана как супер солдат, который способен на очень многое и ее насиловал не потому, что русские злобные, а потому, что  ее готовили в работе в вражеской стране где возможно все.

ЕЕ мужу например приходилось спать  с отвратительным стариком,  поэтому тут просто для более убедительного обоснование ее "сверхспособностей" это показано

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

И чтобы закрыть уползание от темы: т.н. "коренные" граждане России, это те, кто родился и воспитался тут + не считает свою родину страной, которую "давно пора демократизировать ядерными ударами".

Надеюсь, доходчиво пояснил.

Я б ещё добавил, что тот, кто не клеймит свою родину 'поганым совком' и прочими модными ярлыками, но это на вкус и цвет


p.s. Американцы как бы про США а не про Россию

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Автор поста оценил этот комментарий
Я не думая, что тутдятлов сказал бы, что он не верил в катастрофу , просто ему уж точно не стоит доверять, если он виновен
Автор поста оценил этот комментарий

Притом показывает что к катастрофе таки привел дятлов. А в конце говорит что ни фига, это советская система, делали потому, что дешевле.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ага, а ещё они добивались аутентичного антуража, пластиковыми окнами в домах, доводчиками и домофонами на подъездных дверях.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку