548

Реальность и допущения: подробный пересказ подкаста о создании сериала «Чернобыль»

Источник.


После выхода «Чернобыля» создателя сериала Крэйга Мазина как хвалили за точность деталей, так и ругали за излишнюю драматизацию некоторых моментов или художественные допущения. Например, Легасов и Щербина никогда не появлялись на суде из последнего эпизода. Так зачем же Мазин их туда вписал?


Этот текст — подробнейшая выжимка пяти серий подкаста сценариста Chernobyl Podcast.


Эпизод 1 — 1:23:45

Реальность и допущения: подробный пересказ подкаста о создании сериала «Чернобыль» Чернобыль, HBO, DTF, Длиннопост

- По словам Мазина, главная тема сериала — цена лжи, и поэтому сам сценарист делал всё, чтобы история была максимально прозрачной. Однако речь идёт всё же не о документальном шоу, поэтому некоторые детали пришлось ужать или драматизировать.


- Мазин начал своё исследование, когда осознал, что не знает, почему именно ЧАЭС взорвалась. У этого Титаника в массовом сознании не было своего айсберга.


- Сценариста очень сильно удивило, что катастрофа случилась во время проведения испытаний безопасности — то есть учёные получили полную противоположность ожидаемому эффекту.Когда Мазин питчил идею сериала, его интересовала не столько историческая достоверность, сколько универсальная идея, которая будет понятной везде — цена лжи. Сценарист не хотел снимать документальное шоу, потому что это означало бы, что он просто «сделал домашнюю работу» за зрителя.


- В центре сериала стоит мысль о том, что люди часто не просто лгут, а выстраивают целые системы лжи. Однако когда правда выходит наружу, обычно страдают не те, кто лгал, а невинные.


- В подкасте Мазин практически дословно повторяет слова Тириона из «Игры престолов» о том, что люди охотно верят в хорошие истории. Но сценарист считает, что в этом главная опасность нарратива. Тем не менее он всё равно решил рассказывать о вреде историй в формате... истории. Выбить клин клином.


- В первом драфте почти не было слов «камрад» и «товарищ», их посоветовала добавить знакомая сценариста, жившая в украинской части СССР. Она же обратила внимание Мазина на то, что в Союзе не было «кошачьей еды» — животные ели то же самое, что и люди.


- Мазин с радостью бы снял сериал в Чернобыле или Припяти, однако эти города разительно изменились после катастрофы. Тем не менее почти все постройки, показанные в шоу (по большей части работы велись в Литве и Украине), были возведены в Советские времена, так что выглядели весьма аутентично. Делу помог и тот факт, что на съёмках работали выходцы из СССР.


- Для съёмочной группы реалистичность окружения и реквизита стала одержимостью. Авторы сериала очень хотели показать жизнь за Железным занавесом, которой многие американцы не видели.


- Шить одежду для сериала было намного легче из-за «ограниченного потребительского выбора» в СССР. Мазин отмечает, что в Союзе с разницей в тысячи километров зачастую создавали абсолютно одинаковые предметы — например, каски пожарных — и возводили одинаковые дома. Так что для «Чернобыля» было достаточно просто создавать реквизит и искать локации.


- Съёмочная группа попыталась в точности воссоздать приборную панель ЧАЭС и другие детали ради людей, которые были свидетелями трагедии и до сих пор живы.
- Тот факт, что Легасов в сериале повесился именно ночью, ровно через два года после аварии, Мазин додумал сам — он убеждён, что дата была выбрана не случайно, и просто усилил эту мысль.


- Реальные диктофонные записи Легасова в сериале не использовались, а сам он был менее красноречивым, чем показано в «Чернобыле».


- Мазин решил не показывать семью Легасова, потому что хотел избежать пошлости, присущей эпизодам военных фильмов, где родственники ждут своих близких дома. Сценарист сконцентрировался на отношениях героя с коллегами и советскими чиновниками.
- Взрыв ЧАЭС показали издалека и в самые первые минуты сериала, чтобы зрители сразу поняли, что это будет не типичный фильм-катастрофа.


- По словам Мазина, стопроцентно точной информации о чернобыльской катастрофе не так много. Данные в источниках не сходятся, и сценарист обычно пытался выбирать наименее драматичные варианты, если, конечно, речь не шла о заглавной линии Легасова, где драма нужна была в художественных целях.


- В сериале есть не только драматизация, но и прямые цитаты. Например, фраза «Мы всё сделали правильно, случилось что-то странное» действительно прозвучала среди инженеров в ту самую ночь.


- По словам Мазина, ему сложнее всего было поверить в действия и слова инженера Дятлова, однако сценарист уверен, что именно так он и вёл себя после взрыва — до последнего отрицал возможность ядерной катастрофы.


- Инженеры в центре управления выжили из-за огромных размеров станции — чтобы пройти от одного её конца до другого нужно около 20-30 минут.


- По мнению Мазина, ситуацию сильно усугублял тот факт, что никто из инженеров не думал, что подобный взрыв вообще возможен. Атом на тот момент называли «мирным» и люди до последнего не верили, что электростанция могла превратиться в ядерную бомбу.
- Отрицанию способствовало и желание людей жить: если катастрофа действительно случилась, то они все обречены, и поэтому инженеры, включая Дятлова, пытались найти альтернативные объяснения.


- По словам Мазина, многие героические поступки в ночь катастрофы были совершены в том числе из-за советского воспитания, в котором простых людей учили подавать друг другу руку помощи, хотя сами власти не всегда следовали этим заветам.


- Готовность советских людей пожертвовать жизнью ради общего блага восхищает Мазина и в то же время кажется ему грустной: «Если бы такое случилось в Штатах, я думаю, мы бы просто быстро эвакуировались и пустили верёвку вокруг большой зоны и не пускали бы туда людей, потому что они могли бы умереть».


- Мазин отметил, что главы станции, Брюханов и Фомин, не годились для своей работы — оба обладали недостаточной квалификацией для АЭС, однако успешно прошли через систему и заняли высокие должности. «Я не хочу критиковать СССР в данном случае, такое происходит во всём мире».


- Отрицание Дятловым катастрофы было удобным для Брюханова и Фомина. Они могли сообщить наверх хорошие новости, а по итогам всё свалить на другого человека. По мнению Мазина, советский образ мышления был таков, что если люди уже сказали вышестоящим чинам, что всё в порядке, то резко изменить эту точку зрения и сообщить о катастрофе было бы в том числе карьерным самоубийством.


- Мазин и ведущий подкаста сошлись во мнении, что поведение чиновников в ночь катастрофы идеально характеризуется фразой: «Вы хотите унизить нацию, которая одержима тем, чтобы не быть униженной». В этом сценарист видит причину, по которой власти решили перерезать телефонные линии и попытаться скрыть произошедшее.


- По словам Мазина, пожарным сказали, что они едут тушить огонь на крыше. Они приехали не просто без какой-то особой защиты, а многие даже без части верхней одежды и касок, но уделять этому внимание в сериале не стали.


- Один из пожарных действительно подобрал кусок графита и скоропостижно скончался.
- Синий луч света, на который собрались посмотреть жители города, был вызван ионизацией воздуха.

Эпизод 2 — Please Remain Calm

Реальность и допущения: подробный пересказ подкаста о создании сериала «Чернобыль» Чернобыль, HBO, DTF, Длиннопост

- Вторая серия начинается со стихотворения Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», написанного в 1941 году. Мазин считает, что оно передаёт дух людей, отправившихся на «битву с Чернобылем». По словам сценариста, жизнь в СССР и России была наполнена тяготами и страданиями, но люди всё равно готовы были пожертвовать собой за родину, и это относилось в том числе и к ликвидаторам.


- Несмотря на отказ от русского акцента, авторы сериала старались разместить русскую речь везде, где это было возможно — от документов до радиопередач и телетрансляций. Английский был нужен только для передачи ядра истории зрителям со всего мира.


- Ульяну Хомюк создали как персонажа, обобщающего образы всех учёных, работавших над ликвидацией и расследованием катастрофы. Мазин решил, что таким образом зрителям будет проще воспринимать происходящее — заменить множество разных лиц на одно.Что касается половой принадлежности героев и расы, то тут авторы старались как можно ближе держаться к реальности. Мазин понимал, что решения по ликвидации принимали одни мужчины.


- Сцена, в которой Хомюк узнаёт о катастрофе по радиации в атмосфере, основана на реальности. После этого учёные стали звонить в Чернобыль, но получали либо молчание в ответ, либо ложь о том, что с ЧАЭС всё в порядке.


- Доктора в возрасте не знали, что делать в случае радиоактивного заражения, и пытались лечить пожарных молоком — как от химического отравления. Но потом врачи всё же сняли одежду с пострадавших и перенесли её в ту самую комнату, где она лежит до сих пор.


- Из первого эпизода пришлось вырезать сцену, в которой на спине одного из работников ЧАЭС остался ожог в форме руки товарища, которого он нёс — настолько сильно тот был заражён.


- Мазин считает, что советские бюрократы не были глупыми или бесчеловечными, а, скорее, просто верили в систему. Но когда была возможность, они старались поступать правильно.


- Актёр Стеллан Скарсгард, сыгравший Щербину, жил в Швеции во время катастрофы. По его словам, в некоторых регионах страны после катастрофы много лет было запрещено собирать грибы и охотиться на оленей, так как те могли быть заражены. - История Людмилы Игнатенко, жены пожарного, тронула Мазина, поэтому он решил включить её в сериал почти без изменений. Актриса Джесси Бакли очень сильно хотела сыграть эту роль в том числе потому, что вся линия этой женщины посвящена любви — в том числе ослепляющей и опасной.


- По мнению Джареда Харриса, когда Легасов врёт другим постояльцам отеля о том, что всё в порядке, он становится отчасти виноватым в последствиях катастрофы для простых людей.


- Мазин отмечает, что спокойствие и организованность граждан при эвакуации города тоже отражает советское мышление. Жители Припяти просто подчинились приказу и спокойно сели в автобусы, оставив позади свои вещи и питомцев. Почти без скандалов.


- Мазина удивило, что для эвакуированных из Припяти людей просто построили новый город — Славутич. «Это было самое советское из того, что можно было сделать».


- Мазин делает особый акцент на том, что три других реактора по-прежнему продолжали функционировать после катастрофы. И если бы Легасов не использовал шахтёров, взрыв повредил бы и их, усугубив ситуацию в несколько раз.


- При этом три оставшихся реактора не отключали, потому что они по-прежнему питали Киев. Последний из них отключили только к концу девяностых.


- Мазин считает, что угроза для Европы, описанная в сериале, была реальной. Если бы ликвидаторы не справились, как минимум Украина и Беларусь могли бы стать необитаемыми, да и другие страны бы сильно пострадали.


- По мнению Мазина, руководство прекрасно понимало, что ради ликвидации придётся пожертвовать жизнями людей — вопрос стоял только в количестве. «Но я всё же не хотел показывать СССР как злую империю, которая без сожаления отправляет людей на смерть. Это было не так, они не хотели, чтобы кто-то умирал, но у них не было выбора».


- Кастинг проводили так, чтобы актёры в кадре никогда не выглядели «гламурными» версиями своих прототипов. Джаред Харрис должен был играть немного неуклюжего учёного, непохожего на тех, что часто появляются в голливудских фильмах.


- Мазина иногда смущало, что реальные события могли выглядеть в кадре как клише, но избегать их было нельзя, поэтому в «Чернобыле» много экспериментов с режиссурой — многие масштабные события показаны через детали и саспенс.


- Музыку попытались сделать минимально драматичной, потому что событиям на экране не нужно было придавать какой-то окрас — они сами по себе были жуткими.


- Вся сцена про водолазов — нечто среднее между самыми сухими описаниями произошедшего и городскими легендами. Например, Мазин прочитал, что один из трёх участников этой опасной экспедиции якобы увидел какое-то свечение через щель за стеной, но эту сцену не стали включать в сериал. Некоторые источники действительно говорили о том, что у водолазов отключились основные источники света.


Эпизод 3 — Open Wide, O Earth

Реальность и допущения: подробный пересказ подкаста о создании сериала «Чернобыль» Чернобыль, HBO, DTF, Длиннопост

- Режиссёр сериала называет момент с тремя добровольцами «упражнением для киношколы» — ему нужно было каким-то образом передать эмоции трёх человек в одинаковой униформе, лица которых зритель не может увидеть, а дело при этом происходит в темноте. Ему пришлось долго искать баланс — чтобы поведение актёров не скатывалось «в пантомиму», но при этом зрителю были понятны их эмоции.


- Изначально третья серия должна была открываться галлюцинацией Дятлова, которому должен был привидеться его сын, умерший в десятилетнем возрасте от лейкемии. Существует теория о том, что причиной его смерти стала радиация, крупную дозу которой Дятлов получил в результате аварии на своём прошлом месте работы.


- Изначально история о сыне Дятлова должна была стать целой сюжетной линией, но Мазин принял решение от неё отказаться. Она уводила историю в сторону, и, к тому же, галлюцинации и флэшбеки сделали бы «Чернобыль» чересчур похожим на обычный сериал о вымышленных событиях.


- По словам Мазина, почти все свидетели событий описывают Дятлова как очень неприятного и упрямого человека. Кроме того, многие отмечают, что он «относился к радиации, как электрики относятся к электричеству» — то есть, не слишком беспокоился из-за неё, полагаясь на свой богатый опыт.


- По мнению Мазина, если ты отказываешься почти ото всех классических «драматических трюков» ради того, чтобы рассказать максимально правдивую историю, то неприятные и страшные части этой истории необходимо показывать без купюр. Именно поэтому было принято решение о демонстрации жертв катастрофы и последствий заражения в кадре.Рассказ Людмилы Игнатенко о том, как выглядел её муж, стал одним из основных референсов для гримёров.


- Мазин считает, что Людмила Игнатенко не осознавала в полной мере, что радиация от её мужа может навредить её ребёнку. О том, как работает радиационное заражение, люди знали мало, и к тому же персонал больницы разрешил ей побыть с мужем полчаса — она вряд ли могла предположить, что они не понимают, что делают.


- Тоннель, который прокопали рабочие, в результате так и не понадобился. По словам Мазина, наука основана на вероятностях, и Легасов отправил шахтёров на гибель, понимая, что их усилия могут быть абсолютно напрасными.

- Сохранились разные свидетельства о том, в какой степени были раздеты шахтёры, но по крайней мере два источника утверждают, что они работали полностью обнажёнными.


- По словам Мазина, никто до сих пор не понимает, почему премьер Рыжков принял решение о 30-километровой зоне эвакуации: оно не было основано ни на чём и привело к болезни и гибели огромного числа людей. Сценарист использовал этот момент, чтобы заставить Легасова и Щербину начать «сомневаться в своей религии», то есть в Советском союзе.


- Рассказывая о своей поездке в Припять, организованной Sky и HBO, Мазин говорит, что он «никогда не испытывал настолько же религиозного чувства». Он испытывал невероятные ощущения, посещая все те места, о которых столько читал и писал. Оказавшись возле зданий реактора, Мазин понял, что могли ощущать герои его сериала — по его словам, там всё будто бы внушает спокойствие и уверенность в том, что всё под контролем, и взорваться ничего не может.


- По мнению сценариста, по мотивам этой истории невозможно было бы написать сценарий фильма — потому что она разворачивалась иначе; запутанно, эпизодами. Её можно было рассказать только в формате мини-сериала.


- Лицо Акимова не появляется в кадре, потому что создатели осознанно решили «не пересекать черту». В первоначальном варианте монтажа Василия Игнатенко показывали гораздо дольше, и руководство HBO высказало мнение, что это чересчур. Взглянув на серию свежим взглядом, Мазин согласился с этим: если показывать ужасы радиации слишком долго и слишком натуралистично, создаётся ощущение, что автор этим наслаждается, или что он пытается шокировать публику как можно сильнее.


- Мазин надеется, что его сериал поможет людям понять, что Акимов, Топтунов и множество других сотрудников АЭС не были виновны в случившемся.


Эпизод 4 — The Happiness of All Mankind

Реальность и допущения: подробный пересказ подкаста о создании сериала «Чернобыль» Чернобыль, HBO, DTF, Длиннопост

- Сцена со старухой, которая отказывается эвакуироваться, была нужна сценаристу для того, чтобы кто-то высказал в кадре мысль о том, что подобное здесь уже происходило. Что для стариков эта катастрофа — не нечто из ряда вон выходящее, а обычный порядок вещей, ведь в Советском союзе людей периодически раскулачивали, переселяли и отправляли на смерть.


- В сцене убийства коровы использовался муляж — в то время как доила старуха настоящую корову. «Фальшивую» корову сделали более правдоподобной при помощи компьютерной графики.


- Мазин считает, что в Советском союзе существовало особое уважительное отношение к пожилым людям — именно поэтому солдат выслушивает всё, что хочет ему сказать старуха, и лишь после этого убивает её корову. В кадре не показано, как старуха садится в автобус, однако создатели сериала имели в виду, что это произошло за кадром.


- Луноходы, показанные в сериале, созданы при помощи компьютерной графики, а вот немецкий робот «Джокер» — это точная копия, построенная специально для съёмок.

- Как утверждает сценарист, 90% текста из брифинга, который генерал Тараканов проводит перед каждой группой призывников, отправляющихся на крышу, — это реальные слова Тараканова, взятые из документального фильма. Мазин считает, что этот текст может показаться кому-то «не подходящим для киносценария», но он всё равно решил сохранить слова генерала в практически нетронутом виде.


- Крэйг Мазин рассказывает, что он и режиссёр Йохан Ренк старались не прибегать к «кинематографическим трюкам» — необычным проездам камеры, ракурсам и так далее, — чтобы не отвлекать зрителя от происходящего. Однако конкретную сцену уборки графита с крыши решили снять одним кадром, в котором камера следит за конкретным солдатом — потому что только таким образом зритель мог почувствовать себя в его шкуре.


- История о ликвидаторах, убивающих собак, была почерпнута Мазиным из документальной книги Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва». Писательница беседовала с ветераном Афганистана, который стал прототипом персонажа Бачо, но Мазин решил, что будет правильно добавить в сюжет новобранца, никогда не убивавшего ни людей, ни животных — чтобы зрителю было, с кем себя ассоциировать.


- Создатели сериала пытались найти данные о женщинах, участвовавших в ликвидации катастрофы, и выяснили, что их было всего лишь около пяти тысяч — при том, что мужчин было около 600 тысяч.


- Сцена отстрела собаки со щенками также позаимствована из реальных воспоминаний ликвидатора из книги Светланы Алексиевич.

- За сценой отстрела щенков должна была следовать ещё одна — она была написана и снята, но при монтаже Мазин решил, что это будет слишком. Во время захоронения щенков выяснилось, что один из них был всё ещё жив, и солдаты хотели застрелить его наверняка, чтобы его не пришлось заливать бетоном живьём — но у них закончились патроны.Создатель сериала считает, что у аудитории не должно возникать ощущения того, что ты специально стараешься её шокировать и расстроить. Если тебе плохо и грустно из-за того, что ты представляешь себя на месте Павла, вынужденного убивать собак — значит, сериал добился своей цели. Если тебе просто плохо и грустно, и у тебя возникает ощущение, что ты сам всё это переживаешь — это уже перебор. Поэтому самые шокирующие и жестокие сцены из сериала были вырезаны.


- Фраза «Наша цель — счастье всего человечества» — это реальный лозунг из воспоминаний ликвидаторов. Мазин считает, что если бы сценарист придумал такую сцену самостоятельно — три ликвидатора пьют водку посреди мёртвого города, в который они приехали убивать домашних животных, — зрители посчитали бы, что это выглядит фальшиво и слишком «в лоб». Но это — реальная сцена из воспоминаний.


- В момент разговора без прослушки с участием Хомюк на плечах у Легасова сидят - метафорические ангел и демон, один из которых говорит ему, что если он не скажет правду в Вене, это может привести к катастрофическим последствиям, а другой — что даже если он её скажет, это ничего не изменит, а лишь разрушит его жизнь. Мазин считает вопрос, стоявший перед Легасовым в этот момент, «одной из самых сложных дилемм в истории».

- По мнению Мазина, «Чернобыль» отличается от многих выдуманных историй, созданных для того, чтобы «наставлять и воодушевлять», тем, что у его героев зачастую нет правильного варианта действий. Какой бы выбор ни совершил Легасов, это приведёт его к поражению.


Эпизод 5 — Vichnaya Pamyat

Реальность и допущения: подробный пересказ подкаста о создании сериала «Чернобыль» Чернобыль, HBO, DTF, Длиннопост

- Серия открывается кадрами мирной жизни в Припяти до катастрофы. По словам Мазина, они здесь для того, чтобы вызвать у зрителя меланхолическую грусть от осознания того, что этого места больше не существует, и он никогда не сможет там побывать — а не для примитивного «посмотрите, как иронично — они веселятся и ещё не знают, что произойдёт через несколько часов».


- Сценарист считает, что «обычный» сериал сначала продемонстрировал бы мирную жизнь в Припяти, а уже затем перешёл бы к самой катастрофе. Однако, по мнению Мазина, эта сцена не сработала бы так же эффективно, если бы зритель увидел её до того, как стал свидетелем всех ужасов Чернобыля.


- Сцена разговора Брюханова, Фомина и Дятлова в начале серии по задумке автора должна восприниматься как первый из многих моментов, в которых катастрофа могла быть предотвращена. Сценарист отдельно отмечает эпизод, в котором Фомин подходит к пустующему креслу начальника и опирается на стену — по его мнению, если бы он всё-таки сел за стол, это смотрелось бы чересчур примитивно и «в лоб».Присутствие Легасова и Щербины на суде, на котором их не было в реальности, Мазин называет одним из главных художественных допущений всего сериала. Он мог бы написать суд так, как он происходил в реальности, — тогда на нём выступали бы лишь незнакомые зрителю люди, и он продолжался бы несколько недель.


- Выбор, который Легасов из сериала совершает на суде, Легасов реальный совершил в обычной жизни. В сцене его выступления и последующего разговора с Шарковым «сконцентрировано» то, что происходило с реальным Легасовым на протяжении долгого времени.


- Мазин считает, что суицид Легасова стал результатом целого комплекса факторов, в том числе — осложнившихся отношений с коллегами. Сценарист принял решение «драматизировать» это событие «единственным возможным способом» — иначе, по его словам, ему бы пришлось снимать огромный сериал про политические игры внутри Курчатовского института.


- Суд над Брюхановым, Дятловым и Фоминым действительно проходил в Чернобыле. По словам Мазина, власти СССР вполне могли обойти закон, согласно которому суд должен был проходить там, где было совершено преступление, поскольку находиться в этой местности было всё ещё опасно, но не стали этого делать. Сценарист предполагает, что это было сделано в том числе ради демонстрации — если в Чернобыле проводится суд, значит, там уже безопасно.


- Мазин уделял отдельное внимание аутентичности зала суда, досконально воссоздавая его по фотографиям. Его особенно поразили занавески разного цвета и судьи, восседающие на сцене — по его словам, атмосфера была настолько «странной», что её можно было воссоздать лишь соблюдая все детали.


- Создатели вдохновлялись сценой суда из фильма «Крёстный отец 2». Они стремились показать «неидеальный» процесс, от которого все участники уже устали.Чтобы написать этот эпизод, Мазин изучал стенограммы с других советских «показательных» процессов. Его удивил тот факт, что государственный обвинитель на этих судах будто бы обладал большими авторитетом и властью, чем судья.


- Текст, который зачитывается в начале процесса, был позаимствован Мазиным из одной из речей Брежнева. По его словам, он просто не смог бы написать что-то «таким языком» самостоятельно — когда он впервые познакомился с подобными официальными текстами, с постоянными упоминаниями ленинизма, партии и съездов, он сначала не поверил своим глазам.


- На реальном процессе свидетели не проводили никаких презентаций — они были добавлены в сюжет исключительно ради зрителей. Однако всё, что Щербина, Хомюк и Легасов говорят в своих презентациях, — на сто процентов точно и правдиво.


- На настоящем суде очень много говорили обвиняемые. Реплики, которые произносит Дятлов в сериале — реальны.


- Мазин считает, что Дятлов ни на одном этапе не считал, что то, что он делает, может быть опасно. Он понимал, что результаты теста не будут иметь никакой ценности, и при этом собирался представить их начальству — но он не осознавал, что его действия могут привести к серьёзной катастрофе.


- Возвращаясь к событиям ночи перед взрывом, обладая всей информацией, зритель начинает понимать, почему в первом эпизоде персонажи так себя вели. Они действительно нажали кнопку, которая должна была отключить реактор — не обладая информацией о том, что кнопка не работает, и делает ситуацию только хуже, — и искренне не могли представить себе ситуацию, в которой это приведёт ко взрыву.


- Мазин задался целью рассказать зрителю о работе реактора как можно более понятным способом — и поэтому он общался с учёными до тех пор, пока всё не понял сам, а затем начал думать, каким образом он объяснял бы принцип работы реактора самому себе.


- Бинарная природа работы реактора натолкнула Мазина на мысль о двух табличках разных цветов. Надписи на них были сделаны на русском языке, и поэтому «никто не понимал, что на них было написано» — но для понимания сцены это было неважно. Важен был лишь цвет.


- Однажды Мазин увидел совместную фотографию реальных Легасова и Щербины, на которой они искренне смеялись и выглядели как настоящие друзья. Это определило взаимоотношения между написанными им персонажами. Хотя в реальности Щербина никак не способствовал тому, чтобы Легасов мог рассказать правду, сценарист предполагает, что он поддержал бы товарища.


- По словам Мазина, после работы над сериалом он стал постоянно задумываться о том, насколько сильно наше существование основано на вере в других людей. Например, мы верим, что автомобиль не поедет на красный, и что ядерными ракетами занимаются компетентные люди, и в их устройстве нет никакого мелкого изъяна, который может оказаться фатальным.


- Главный урок «Чернобыля», по мнению его создателя, заключается в том, что мелкая, незначительная ложь необходима для нашего существования, но «большую» ложь нужно пресекать. Если ты слышишь что-то, что абсолютно точно является ложью — необходимо встать и высказать правду.

Найдены дубликаты

+46

"Легасов врёт другим постояльцам отеля о том, что всё в порядке".

Он соврал мужику с бабой, которые в итоге оказались КГБэшниками, разве нет?

раскрыть ветку 6
+16

Вот и мне так показало. Будто он понял, кто они,  и сказал, что все нормально, специально.

раскрыть ветку 5
+31

я подумал, что он это сделал чтобы панику не поднимать, потому что как-то печально колебался когда надо было говорить правду

+22
А мне кажется, нет. Он вроде потом с удивлением заметил, что уже встречал этих людей, когда они за ним уже в открытую наблюдали.
раскрыть ветку 3
+11

Противоречивые впечатления от сериала. Отлично показанный быт и героизм простых людей. И моменты типа Щербины, который говорит, что не сделал в жизни ничего полезного. Откройте хотя бы статью в вики. Это этот человек не сделал ничего полезного?

раскрыть ветку 6
+7

Я бы не сказал, что сериал принизил заслуги Щербины. Наоборот, его персонаж начав с "рентгена груди", в конце стал единственным Человеком среди чиновников, который сделал всё, чтобы обеспечить ликвидацию последствий катастрофы.

раскрыть ветку 5
+4

Да, в сериале.

по тому что остальных не показали, или объединили в одного, или превратили взрослого мужика с слюнтяя с автоматчиками за плечами.


всё по секретным документам.

0

Потому что в этом, эээ, была его обязанность?

раскрыть ветку 3
+14

По мне минус сериала в преувеличенной негативизации Дятлова.

Имхо его вину преувеличивают, так как все их действия хоть и выходили за рамки эксперимента, но с точки зрения поведения реактора на то время они не могли привести к катастрофе.  

Очень мне нравятся его интервью из тюрьмы, где он очень четко говорит о конструктивных недостатках реактора.

Да и много деятелей науки в то время писали письма с просьбой дать ему досрочное освобождение.

Но наказать кого то надо было, и в эти кандидаты он подходил отлично.

раскрыть ветку 6
+10
Судя по воспоминаниям самого Дятлова, он ещё и помогал тушить пожар, оказывал помощь пострадавшим и пожарных направлял и в третий блок сходил узнать как там дела. Да и, как я понял, он, действительно, мог быть неприятным в общении, но своё дело знал и как в сериале никого не гнобил.
+3
В 2016 году, на 30-ю годовщину катастрофы на ЧАЭС, в Интернете появилось видео, снятое неизвестным оператором у Анатолия Степановича дома. В нём бывший заместитель главного инженера по эксплуатации ЧАЭС рассказывает свою версию случившегося, делая акцент на недостатках реактора РБМК-1000, приведших к аварии, а также на правильности действий обслуживающего персонала в ночь аварии.

Последнее известное видео с ним из 94-го, в следующем году он умрёт: https://youtu.be/IVthWR4cR1g

+2

Эй! Если ты знаешь о конструктивных недостатках реактора, то может быть не следует отключать все защиты подряд, и играть на нём как на балалайке?


Деятели науки писали, да. Типа светоча совести, академика Сахарова.


Не надо делать из этого диверсанта стрелочника.

раскрыть ветку 3
0

Он и не знал о недостатках реактора. Он узнал уже позже, когда проводилось расследование аварии.

раскрыть ветку 2
+8
- Готовность советских людей пожертвовать жизнью ради общего блага восхищает Мазина и в то же время кажется ему грустной: «Если бы такое случилось в Штатах, я думаю, мы бы просто быстро эвакуировались и пустили верёвку вокруг большой зоны и не пускали бы туда людей, потому что они могли бы умереть».

вот только веревку пришлось бы вокруг всего континента наматывать

так что были бы все равно те же солдатики и те же смертники

как впрочем и на Фукусиме

раскрыть ветку 1
0

Они так и сделали. Три-майл-Айленд опечатали, и три года туда не совались.

+14

Как художественное произведение очень хорош. Молодцы)

+3

"...почерпнута Мазиным из документальной книги Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва"

Так-так, ясно-понятно
Книги Алексиевич ну очень "документальный" источник XD

+11

Сериал, конечно, смотрится здорово, особенно первые 3 серии, а потом скатывается... лично я не увидел того, о чём пишет Мазин. Как мне показалось, концовка как бы говорит: "катастрофа случилась из-за политической системы Советского Союза, которая была средоточием лжи от начала и до конца",  т.е. от заявленной в начале проблемы какой-то абстрактной лжи, автор скатывается к абсолютно конкретному указанию на некий "конкректный рассадник лжи" в виде СССР, типа в других странах такого и близко быть не могло. Прочитав тут выжимку я понял откуда такие веяния, Алексиевич начитался господин Мазин. Вот как-то так. Жалко, что иностранцы могут такие фильмы снимать про нас, а наши киношники вместо того, чтобы снять что-то подобное про запад, где лжи не меньше, выпускают по сути такую же антисоветчину и  русофобию, только снятую гораздо хуже.

раскрыть ветку 27
+1
типа в других странах такого и близко быть не могло.

Это ты уже сам додумал. В сериале этого нет.

-19
Это не сериал скатывается, это действительно был "конкректный рассадник лжи" в виде СССР.
раскрыть ветку 25
+6
Весь сериал все друг друга пугают расстрелами и КГБ, хоть кого то расстреляли за сериал? Министр приезжает просить шахтеров с двумя автоматчиками, я по началу подумал что он в Сталинский ГУЛАГ приехал, и это какие то зеки смертники. И подобный накал идиотии везде, нет покажи героизм тех людей что зная что умрут шли на верную смерть и возводили саркофаг, нужно показать что злые камуняки там собак с щенками убивали. Да та же бабка с коровой больше по ее словам Сталина боялась чем немецких мальчишек в ВОВ. Небыли мы тут людьми и нечего нас ими показывать.
раскрыть ветку 24
ещё комментарии
+4

Сегодня посмотрел первую серию.

Очень страшно смотреть, понимая, что хэппи энда не будет.

+7

Достоверный сериал? Может я чего не понимаю.. Автор сценария представил Дятлова в сериале как мудака (ну не верит он Дятлову и все) до конца отрицающего катастрофу, даже в больнице Дятлов не верит в катастрофу. Тем временем стоит открыть интервью реального Дятлова где он говорит что вышел на улицу, обошел здание и увидел что двух стен реакторного цеха нет и что для него реактор с этой минуты перестал существовать... https://youtu.be/IVthWR4cR1g?t=2365 Так что довольно таки иронично говорить про какую то "правду" в этом сериале.

раскрыть ветку 79
+30

Естественно спустя время этот человек говорит свою удобную ему выгодную "правду", удобно, когда все свидетели умерли. Чтобы признать вину и сказать - да я был мудаком - яйца нужны. С чего вы взяли что его слова нужны восприниматься как истина? Так что довольно таки иронично доверять словам 1 человека. Человека, по вине одного из которых это собственно и случилось все. Это как доверять интервью и показаниям О. Джей Симпсона - он сказал не виновен, значит это же правда - так что ли это работает? А показания огромного количества других людей и улик - это так, мелочи не сущесвтенные. Интервью решает.

раскрыть ветку 30
+7

сообщил мне, что со станции ночью пришел тревожный серьезный сигнал, шифрованный по заведенному в атомной энергетике порядку, когда при всяких отклонениях от нормы станция информирует Министерство энергетики или то Министерство которому она принадлежит, шифрованным образом о том, что случилось.


В данном случае поступил сигнал 1;2;3;4, что означало, что на станции возникла ситуация с ядерной опасностью; радиационной опасностью; пожарной опасностью; и взрывной опасностью, - т.е. присутствовали все возможные виды опасности.

------------------

Это из расшифровок записей Легасова, по которым якобы снят сериал, а по факту нет ничего общего.

+10

Это по сериалу он мудак т.к "все" знали что с ректором что то случится, а он типо не знал и не верил. Посмотрите интервью, реальные испытания были согласован, вопросов не было и в этом то и прикол, что никакие инструкции не запрещали Дятлову запустить ректор после случайной остановки, он и запустил.... а конструкция реактора этого не позволяла а он не знал и об этом не было нигде сказано.

раскрыть ветку 24
+1

из тех, кто был за пультом, живым еще остался Столярчук. но он как-то не особо разговорчив. было бы интересно узнать его мнение о сериале и особенно о сценах за пультом.

0

Все свидетели у мерли?) Никто из персонала станции не погиб. Если вы не видите, как сериал каждые 5 минут откровенно плюет вам в лицо, мне вас жаль. Надавили на эмоции и под это накормили дерьмом с лопаты.

раскрыть ветку 2
+1

добавлю: https://youtu.be/LTDEG1FvFEQ

сериал отличный образец лжи "во имя искусства"

раскрыть ветку 43
+1

Быстро пролистал. Не нашел что он говорит про самоубийство Легасова. Зато смищно изобразил английский акцент, так хохотался.

0
Этому персонажу не понравился бы любой западный сериал про Россию, уж меньше всего его стоит смотреть и слушать по этому фильму, в нем тонна предвзятости
раскрыть ветку 16
-5

У меня такие же впечатления, как у автора видео. Ну ладно западный зритель, им эта подача привычна, но впечатляет, как отечественный зритель пускает слюну умиления с этой клюквы. Еще 15 лет назад с подобного бреда снисходительно прикалывались, но сегодня народ хавает эту чушь тока в путь. Я вырос в СССР, но отнюдь не поклонник тех времён, однако накал бреда, как сказал Сёмин в своём видео, просто поражает. А то, что эта чушь на ура прокатывает для современного русскоязычного зрителя — пиздец огорчает.

раскрыть ветку 24
ещё комментарии
0

Притом показывает что к катастрофе таки привел дятлов. А в конце говорит что ни фига, это советская система, делали потому, что дешевле.

0
Я не думая, что тутдятлов сказал бы, что он не верил в катастрофу , просто ему уж точно не стоит доверять, если он виновен
-1

Ага, а ещё они добивались аутентичного антуража, пластиковыми окнами в домах, доводчиками и домофонами на подъездных дверях.

+2

Хороший текст. Спасибо автору. Многое стало понятней.

+1

Хороший разбор, но ожидал здесь увидеть комментарии про "министра угля" и военный лагерь с сотнями водки. До конца не ясно - снова художественное допущение или явный фейл?

раскрыть ветку 2
-1

Ну за самогоном ликвидаторы часто ездили в деревни, это они сами в воспоминаниях рассказывали.

раскрыть ветку 1
+5

Ну ездить то и в тихую пить - это врят ли запрещалось. Просто в той сцене акцент сделан на количестве, целые ящики. Интересно было бы почитать комментарии создателя сериала.

+1
Всегда считал, что лучший сценарий - реальная жизнь. И чем доскональнее и правдивее, непридвзято, рассказывать страшыне и/или великие реальные истории, тем успешнее будет произведение.
0

> - В первом драфте почти не было слов «камрад» и «товарищ», их посоветовала добавить знакомая сценариста, жившая в украинской части СССР.


Так вот кто виноват в этой херне!


> - Мазин надеется, что его сериал поможет людям понять, что Акимов, Топтунов и множество других сотрудников АЭС не были виновны в случившемся.
Ну да, подумаешь, вертели регламент на причинном месте, а реактор взял и взорвался. Сам.Напоминает анекдот про сибирских лесорубов, но не смешно.

> - Сцена со старухой, которая отказывается эвакуироваться, была нужна сценаристу для того, чтобы кто-то высказал в кадре мысль о том, что подобное здесь уже происходило. Что для стариков эта катастрофа — не нечто из ряда вон выходящее, а обычный порядок вещей, ведь в Советском союзе людей периодически раскулачивали, переселяли и отправляли на смерть.
Ну совсем не о чем было снимать, пришлось выдумывать всякую херню.

> Писательница беседовала с ветераном Афганистана, который стал прототипом персонажа Бачо, но Мазин решил, что будет правильно добавить в сюжет новобранца, никогда не убивавшего ни людей, ни животных — чтобы зрителю было, с кем себя ассоциировать.
Получилось, прямо скажем, так себе. Собственно, большого смысла вся эта собачья история не несёт. Потерянное время.

> - Текст, который зачитывается в начале процесса, был позаимствован Мазиным из одной из речей Брежнева. По его словам, он просто не смог бы написать что-то «таким языком» самостоятельно — когда он впервые познакомился с подобными официальными текстами, с постоянными упоминаниями ленинизма, партии и съездов, он сначала не поверил своим глазам.
Дали дураку речи Брежнева читать, вот он их и лепит куда попало...

> Они действительно нажали кнопку, которая должна была отключить реактор — не обладая информацией о том, что кнопка не работает, и делает ситуацию только хуже, — и искренне не могли представить себе ситуацию, в которой это приведёт ко взрыву.


Вообще-то кнопка работала. И хуже, чем сделали горе-экспериментаторы, сделать никак не могла.

Такое впечатление, что автор так и не понял окончательно, что именно случилось на ЧАЭС.

раскрыть ветку 2
0
Вообще-то кнопка работала. И хуже, чем сделали горе-экспериментаторы, сделать никак не могла.
Такое впечатление, что автор так и не понял окончательно, что именно случилось на ЧАЭС.

Откуда тогда концевой эффект, если кнопка работала?



Ну да, подумаешь, вертели регламент на причинном месте, а реактор взял и взорвался.
Не они вертели, а Дятлов, который отдавал им указания. Хотя, согласен, можно было в свою очередь уже указания Дятлова вертеть.


Ну совсем не о чем было снимать, пришлось выдумывать всякую херню.

Там же написано, что такое было на самом деле.

-1

Пиши книгу, расскажешь хоть наконец всем.

0
Спасибо за подробный обзор
-1

Смотрю, сразу куча киноэкспертов понабежало постенать, что сериал говно.

Впрочем, хули, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

-1

Больше всего меня радует в сериале, это дауны которые кукарекают что там СССР показали каким он есть, а не таким как они его представляли, каждый раз когда читаю подобное, это как бальзам на сердце

раскрыть ветку 2
0

а мне кажется показали как минимум горбачева лучше чем он есть на самом деле. просто кто то не может не судить в режиме "либо черное, либо белое", отсюда и мнение что СССР в этом сериали "обосрали"

0

"Показывают не таким каким его представляли" - это я надеюсь, имеется в виду СССР без расстрелов, балалайки и медведей в шапках ушанках и с водкой?

-2
Хороший сериал. Достоверный. Сейчас смотрю
раскрыть ветку 39
+19
Согласен, хороший художественный фильм с определенной дозой вымысла. Главное передает атмосферу того времени, хотя и несколько преувеличено в некоторых сценах.
+5

Кинопоиск 9.16, я такую высокую оценку ниразу не видел на кп)

раскрыть ветку 1
+7

Но в топе 250 сериалов его до сих пор нет, + половина отрицательных отзывов от аккаунтов однодневок.

+6

Достоверный, 100%

10 автоматчиков для министра угольной промышленности из 10

10 расстрелянных коров и репрессированных бабушек из 10

ах, да, 10 выброшенных легасовых из вертолета из 10

раскрыть ветку 11
+7

Я бы еще добавил десять выпитых ящиков водки из десяти. За достоверность и правду, ясное дело.

раскрыть ветку 8
0

10 чуваков, не понимающих, что значит словосочетание "художественное произведение", из 10

раскрыть ветку 1
-11

плюс-минус

много ли народу выйдет в 2 часа ночи (!!!) с детьми (!!!!!!!) смотреть как горит атомная станция (!!!!!!!!!!!!!!!!!)?

раскрыть ветку 18
+8

А я вот в это поверила.

Давным-давно в родном городе горел картонно-тарный комбинат. Про время пиздеть не буду, но около часов в 11 вечера. Так пол города сбежалось к нему. Целыми семьями шли, аки на праздник, только и того, что не нарядные. Для мелкого города это реально шоу. Добавим сюда и то, что солидная часть жителей такого мелкого городка работают на этом предприятии. От волнения сна один фиг не будет.

раскрыть ветку 10
+13
В 2013 году у нас (Челябинск) упал метеорит. Судя по количеству пострадавших - побегут смотреть вперёд трусОв. А ведь в первые полчаса после хлопка никто не знал, что это.
раскрыть ветку 3
+6

в городе в котором ничего не бывает пара десятков человек решили полюбопытствовать что это там горит. ничего удивительного.



как горит атомная станция

как будто из каждого утюга всем рассказывали что вот эта штука в 3 км от города несёт огромную опасность и в случае пожара держитесь подальше, желательно за пару тысяч км.


по этой же логике - пожарные поехали тушить атомную станцию (!!!!!), они что не понимали что там радиация их убъёт?

+3

Когда вы живете в 3км от АЭС в небольшой городке атомщиков и ночью бабахнет заревом на небо, вы побежите, а возможно полетите смотреть, а после истории ЧАЭС, телепортируетесь на противоположную сторону Земли.

0
Смотреть я бы точно не пошел, а вот побежать бы от туда , я точно побежал с детьми в 2 часа ночи
Хотя конечно, я сужу исходя сегоднкйшних знаний
-12

Достоверен на уровне фильма "Движение вверх".

раскрыть ветку 4
-1

Вы преувеличиваете.

-3
Угу стальные двери на подъездах. Магниты домофона. Пластиковые окна. Конечно мы все в СССР так и жили...
раскрыть ветку 2
ещё комментарии
-3

Отличный сериал, лаконичный и без вечной голливудской клюквы. И ни одного негра-гея в кадре!

раскрыть ветку 26
-4

10 расстреляных коров и бабушек из 10

0% клюквенности

раскрыть ветку 6
+7

А что такого особенного в этой корове? У солдат на самом деле был приказ отстреливать животных в зоне отчуждения.

раскрыть ветку 4
+1

Ну бабка да, пропихнула голодомор.

-16

Вообще никакой клюквы,то что все постоянно пьют водку она наверно так и есть.Подумаешь все руководство страны показано кончеными мразями,зато негров-геев нет.

раскрыть ветку 18
+4
Водку все пили там не потому что клюква, а что она хоть немного, но снижала накопление радиации. Как-то так было сказано.
раскрыть ветку 4
-2
Забавная дихотомия у народа, ругаем Горбачева и правительство, за то, развалило СССР и захватило власть в республиках( все первые презеденты бывшие парт работники высшего звена), но как американцы показали их плохими, возмущается да как они посмели, да Горбачев лучшийсвятой президент!
раскрыть ветку 4
-2

Конечно, ирл все они трезвенники, а руководство страны - благородные паладины. Или у вас бомбит, что их такими не показали?

раскрыть ветку 6
-2

угу, а все чиновники добренькие дядьки, да

ещё комментарии
-4

>мелкая, незначительная ложь необходима для нашего существования, но «большую» ложь нужно пресекать.

>клюквенный сериал с автоматчиками и злыми тупыми совками.

раскрыть ветку 1
-2

Проговорился, дурик.

-4

Сериал— отличная иллюстрация известного принципа: чтобы скормить ложку яда—раствори её в бочке мёда. Фамилия Алексиевич отличное тому подтверждение.

раскрыть ветку 16
+2

Сериал- отличная иллюстрация того, что наша история куда дороже и интереснее посторонним людям.

раскрыть ветку 15
0

Ага, конечно. Ведь от большой любви они решили снять сериал. У них-то ничего похожего не было, да?


Пиздец, граждане. Вам откровенно срут на голову, а вы ещё благодарите за тёплую шапку. Нет в сериале ничего положительного - проклятое государство накосячило, а простые люди всё исправляли. Как с Великой Отечественной, один в один.

раскрыть ветку 14
-8
Мазин отмечает, что в Союзе с разницей в тысячи километров зачастую создавали абсолютно одинаковые предметы — например, каски пожарных

Можно подумать в мерикосии каски у всех пожарных разные. И насколько я помню- народ пил не водку а красное вино- якобы оно радионуклиды выводит из организма

раскрыть ветку 1
0

Вообще-то да, разные. И у пожарных, и у строителей. Такая в Америке особенность.

-16
Хороший сериал? Конечно, столько лет прошло. Сейчас как угодно можео интерпретировать.
-17

"Одержимость стала одержимостью" - это там где пластиковые окна и китайский сайдинг на домах?

-20
- Мазин решил не показывать семью Легасова, потому что хотел избежать пошлости, присущей эпизодам военных фильмов, где родственники ждут своих близких дома.
Иллюстрация к комментарию
ещё комментарии
Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: