16

Размышляя о шизоидности

Мне кажется, шизоид - это человек, попавший в порочный круг. Из-за отрицания реальности он не видит способов получить тепло и поддержку, хотя они есть всегда или почти всегда, и ими вполне можно было бы воспользоваться. А нехватка тепла провоцирует еще большее отрицание реальности и уход в фантазии.

Дубликаты не найдены

+5

Некоторым, обычно по молодости лет, кажется, что "психология" - это пиздабольство с претензией на псевдозаумность.

+2
Во-первых, мне интересно, какое отношение это имеет именно к шизоиду? У вас описан эскапизм.


Во-вторых...


Из-за отрицания реальности он не видит способов получить тепло и поддержку, хотя они есть всегда или почти всегда, и ими вполне можно было бы воспользоваться.

А вот с этим прям не согласен. К сожалению, далеко не всегда есть возможность получить тепло и поддержку. Допустим, ты один, близких у тебя нет. Откуда её взять? Завести знакомства? Вроде бы логично. Но у многих достаточно жёсткие критерии оценки людей. Ну и кроме того, знакомство и приятели - это не то. Мне, например, помогает поддержка от близких. Но завести близкого человека - это так же сложно, как влюбиться по заказу. Плюс, как бы сказать. Заводить заранее отношения с кем-то, чтобы тебя поддерживали и давали тепло - это потребительское и некрасивое отношение.

раскрыть ветку 3
-1

Пожалуй, я воздержусь от ответа. Диалог как таковой вы ведете корректно, но у нас изначально очень большая разница в убеждениях. Не уверен, что какие бы то ни было слова это исправят.

раскрыть ветку 2
+1
Очень шизоидный ответ прям)
0

Как скажете, я никого не заставляю с собой общаться.

+4

1. Проблемы шизоида не в "отрицании реальности", а в поврежденной психике.
2. "он не видит способов получить тепло и поддержку" для него далеко не самая главная проблема. Даже в десятку не входит.
3. Психические расстройства не относятся к области психологии. Вообще никак.

раскрыть ветку 8
0

С вами, естественно, никакого диалога не будет, во всяком случае, пока не получены извинения за оскорбительную реплику в другом посте.

раскрыть ветку 6
+1
Закиньте его в игнор.
раскрыть ветку 1
+1

А я заметил не в первый раз, этот человек (ukrzis) ничего не смыслит в этой теме, все причастности отрицает без какой-либо аргументации. Мне кажется это особого рода троллинг...

0

Как-то плоско и однобоко описана шизоидная особенность. И шизоиды не отрицают реальность. Это вообще не их защита. У них иная структура личности.

0

но всё таки, на мой взгляд, уход от реальности в фантазии это скорее по части аутизма

раскрыть ветку 1
-2

@ukrzis ты, конечно прав, но увы, "верующих" не переубедить. Еще совсем недавно психолог - это был человек, который репостил мысли основателей (тоже не бесспорные, не говоря уже про доказанность), то сегодня психолог заряжает свое "мне кажется" и уже через 15 минут это становится истиной, которую нужно аргументированно опровергать. А кто не снами, тот "не понимает". А вот я не хочу аргументированно вам оппонировать, потому что у меня образование, специализация и опыт. Я имею право охреневать от вашего "все причастности отрицает". ПРИЧАСТНОСТИ!!! ААА!!

+3

Вам кажется или вы точно знаете? Много кому много что кажется, а тем временем шизоид - это термин, у которого есть конкретное значение.

раскрыть ветку 1
0

Мне кажется. Точного знания не обещаю.

+3
Из-за отрицания реальности

Это скорее не отрицание, а сознательное игнорирование. Как не курящий игнорирует сигареты. Вместо того, чтобы дышать дымом, лучше найти воздух посвежее.

раскрыть ветку 3
0
Это не "сознательное игнорирование". Просто мозг шизофреника имеет другое восприятие. Для человеческого мозга нет разницы между реальностью и фантазией/галлюцинацией/мечтами... в нем идут одинаковые биохимические процессы, и даже не смотря на то, что мы только мечтаем о чём-то, нам может быть приятно на душе и появляться улыбка- гормоны радости,несмотря на то,что это всего фантазии, мозг выработал вполне реально. И именно Сознание даёт понимание того,что мы сейчас просто сидим на диване и мечтаем, а не летаем в какой-нибудь неоновой капсуле с осьминогом на борту. Именно оно видит границы фантазий и начало реальности.Наверное у каждого было,что вспоминая какую-то ситуацию,или представляя какой-то разговор,мы могли бы даже представить выражение лица и реакцию опонента..мы настолько были погружены в свои мысли,что почти не замечали ничего вокруг,но тем не менее, продолжали идти на автомате- т.е. Сознание отлично себя мироощущает, знает,что это всего лишь мысли,а не реальный разговор,и ведёт нас туда,куда мы и планировали на автомате. Для такого Сознания в мозгу есть целый отдел: Прифронтальная кора (ПФК) именно здесь хранится наша память,наш жизненный опыт- всё то,что делает нас именно нами. У страдающих шизофренией,в первую очередь,страдает именно этот одел мозга.Даже при самой лёгкой форме на МРТ видны изменения на ПФК. Поэтому их Сознание не может работать как положено...точнее: у этих людей своя реальность.Они честно видят то,о чем говорят. И то, что мы называем галлюцинацией, для них реально- так работает их мозг. И если он видит,что на него охотится громадный паук, то его мозг вырабатывать вполне реальную биохимическую реакцию на страх и.т.д...Мозг и не видит разницы между фантазией и реальностью, поэтому у них свой мир.
раскрыть ветку 2
раскрыть ветку 1
+1

Вы сами шизоид, похоже? Вот так, с бухты барахты выдать что-то, не объясняя контекст — вполне в шизоидном стиле. Мне кажется, в двух строчках «раскрыть тему» шизоидности нельзя. Шизоидная акцентуация — это, прежде всего, впечатляющий интеллект. И любовь копать им в одном каком-то направлении, из-за чего часто страдают другие области, потому что всё внимание шизоида поглощено, например, математикой. Так страдает, например, тема близких отношений, которой, как я понял, посвящён этот пост.

раскрыть ветку 6
0

нет, шизойд капает во всех направлениях сразу  застревает в них, в одном скорее аутист, потому он способны даже выдать что то уникальное и проработанное, когда как шизойд завис в облаке возможностей

раскрыть ветку 5
0

что это у вас за типология такая интересная? шизоид, аутист? кто ещё в ней есть? вообще, представляете себе, насколько разными могут быть разные шизоиды и аутисты?

раскрыть ветку 4
0
Вопрос: а что за расстройство, при котором четко уверен, что эта жизнь не настоящая? Стоит отметить, что такое ощущение пришло после передозировки так называемой синтетики (курительная смесь- наркотик)
раскрыть ветку 2
раскрыть ветку 1
0
Ага! Значит не психическое расстройство... Даже не знаю- радоваться, плакать или забить... Пища для размышлений.

Спасибо!
0
я хочу убивать людей. это нормально?
раскрыть ветку 6
+1

хотеть не вредно

раскрыть ветку 1
0

вредно не хотеть

+1

А если окажется, что ненормально, вы перестанете хотеть? Смысл вопроса неясен.

раскрыть ветку 3
0
нет, я не перестану... просто, желание "прекратить страдание это идиота!!!" нормально или нет?
конечно, страдаю я, потому как, этому человеку пофигу вообще на то, что он делает
раскрыть ветку 2
0

мм.. не согласен. человек без отклонений в этот круг или не попадёт, или легко из него выйдет, когда надоест или когда будет нужно.

раскрыть ветку 1
0

Степень шизоидности бывает разной.

-3

Раньше людям казалось много чего, например, что Земля плоская - это от недостатка знаний. А сейчас "психологам" тоже много чего кажется - это уже к недостатку знаний присоединился переизбыток ложных знаний.

Похожие посты
199

Привет, люди с аутистическими нарушениями

Привет, люди с аутистическими нарушениями Психология, Аутистические расстройства, Синдром Аспергера, Шизоидность, Длиннопост

Если вы можете сказать про себя слово «интроверт» (как и я) то вас, скорее всего, можно заносить в эту категорию. Другое дело, что категория, мягко говоря, размыта. И в неё от души навалено сразу несколько синдромов.


Но сначала главное. Итак, есть версия, что мозг приматов развился до невероятных высот рода Homo из-за социальных взаимодействий. Это когда надо думать за себя, потом как вон та обезьяна-вожак, потом его ближайшее окружение, потом как все омеги (можно посчитать их за одного, ладно), нужно продумать действия, понять, что они сделают в ответ, учесть, что они могут предсказать такой ход наших мыслей. В общем, кончается это рекурсией и высокой вычислительной сложностью. Механизмы, позволяющие прогнозировать реакции других — начиная от зеркальных нейронов — так плотно в нас вшиты, что если мы посмотрим видео про зубного и его пациента, то почувствуем сами отголосок его реакции.


Плюс отклонений аутистического спектра — это когда вся вот эта мощность, направленная на выявление тысяч закономерностей в социальной жизни, была переброшена на что-то другое. Например, на анализ сложных систем в математике или разработке. Или на теоретическую физику. Или на музыку. Или на искусство. Гипотеза, разумеется, пока не так чтобы очень доказуемая, и не факт, что эта «мощность» была вообще. Но, тем не менее, этой моделью легко пользоваться, рассуждая про лёгких аутистов.


А теперь давайте разбираться в деталях.


Степень уезда крыши


Градация такая: есть шизотимик, это абсолютно здоровый человек. Шизоид — это всё ещё социально допустимый, но уже странный. А шизофреник — это когда человек во время обсуждения кода может спросить: «Ты чё такой грустный?» и выбросить компьютер в окно. Ну или порезать кого-нибудь. Но чаще у них нет ресурса всё это делать, они лежат, пускают слюну и смотрят ковёр. Я сейчас утрирую. Я вообще тут много утрирую, потому что хочу донести пару важных вещей про характер поведения, которые лично мне были очень полезны. Сама по себе тема жутко чувствительная для родителей и родственников, но сейчас я с вами буду говорить как «аспер» с «асперами».


Итак, шиза косит людей по двум основным причинам:


1. Врождённый фактор

2. Фактор среды.


В смысле, можно уже родиться яркой личностью, а можно приложить усилия и стать. Ну или кто-то другой может направить вас по этой карьерной лестнице.


Первый случай ген-среды — баг в ДНК, который заодно покоцал нервную систему. Потому что вероятность сбойнуть на таком участке кода, чтобы не задеть ЦНС, вообще-то, довольно мала. То есть почти любое хорошее генетическое отклонение часто сопровождается разными видами повреждения нервной системы. Второй случай — достаточно, например, повредить шею во время родов. Вообще-то это фактор среды, но заболевание тоже получится врождённым. Повредится кровоток к мозгу, и вот уже вы растёте без части обработки данных. Не автофункцию «вдох, выдох» же выкидывать, правильно? Кстати, это синдром Ундины, и если какой-нибудь попавший осколок отобьёт пациенту этот участок лимбической структуры мозга, то умирать человек будет не от асфикции, а от недосыпания. Угадайте, почему. На самом деле ситуация «ген-среда» гораздо сложнее. Например, если вам достанется дефект, который отправит вас в больницу на первые несколько лет жизни, то у вас не будет обычных для человека стимулов, и половина ваших нейросетей обучится не на том материале. В итоге дефект мог касаться только костей, а связанная с ним среда отыгралась на психике.


Например, самый роскошный вариант — синдром Ретта. До 2-3 лет всё выглядит нормально, а затем ребёнок перестаёт играть и говорить. Если вы видите аутиста-девочку в возрасте 3 лет, потирающую руку о руку движением «умывания» — не стоит говорить родителям, что это юное создание погибнет в подростковом возрасте от паралича дыхательных мышц. Потому что лечение сейчас как раз ищут.


Чтобы стать шизоидом или шизофреником во взрослом виде, надо хотя бы немного постараться. Подходит сильный стресс, интересные родители или другой осложнённый семейный анамнез, родственники и коллеги-начальники, всякие пограничные состояния (вроде трёхдневного накатывания и закатывания обратно большого релиза или год сгоревшего дедлайна), разные прикольные депривации сна и еды, злоупотребление психоактивными веществами (как насчёт белочки, сэр?) и так далее. Способов миллионы, включая органическое повреждение мозга. Например, если мать с вирусом герпеса, а ребёнок прошёл родовыми путями вместо Кесарева сечения — вирус может сожрать кусочек нервной ткани.


Вообще, шизофреников отличают от остальных ярких личностей по негативной симптоматике.


Продуктивная — это когда добавляются новые фичи. Например, тот же бред или панические состояния — очень даже продуктивные. А негативные — это когда какие-то куски ветвера становятся недоступными. Например, перестал испытывать эмоции — негативная. Нет чувства сострадания — негативная. И так далее. Диагноз обычно ставится по дефекту, а продуктивная симптоматика приходит в ассортименте. Кстати, таким людям могут дать инвалидность за лежание на диване, потому что это будет систематическое лежание: человек просто не сможет встать и пойти на работу. Ресурса психики не хватит. Аутистов этой группы я не рассматриваю по причинам того, что это далеко не главная особенность такого человека.


Если кукушка поехала не так сильно, то присваивается почётное звание шизоидного психопата. Как и у шизофреников, у них есть яркие отличия от нормы (за понятие нормы, кстати, тоже можно устроить лютейший холивар среди психологов и психиатров), но в основном, в отличие от шизофреников, они сохраняют контакт с реальностью. Однако они обладают похожими странностями, которые мешают им жить, выражены в любых жизненных ситуациях и постоянно. Именно тут лежит первая большая группа аутистов. Скажем так, совсем аутичных, наглухо.


Кстати, весь этот рассказ заведомо упрощён и не совсем точен, плюс очень сильно зависит от источника. Тоже хорошее место для холиваров, но я вынес следующее: вокруг этих двух вложенных колец из центрального шизофреничного и следующего за ним шизоидного грустно стоят акцентуанты. Это почти как психопаты, только они в нужный момент могут взять себя в руки и проконтролировать проявление расстройства. Такие шизоиды могут учиться, работать и заводить отношения. Их иногда тоже называют аутичными (за компанию, а то чего они тут тусуют).


Нас интересуют акцентуалы и те, кто получил Аспера по каким-то другим причинам не как дополнение к основному диагнозу. И именно про них я дальше общался с психологами. Первопричиной было то, что многое можно поправить играми, но по ходу пьесы мы как-то разговорились про математиков, и я признался, что сам такой. А дальше пошло-поехало.


Ура, теперь переходим к делу!


Итак, представьте, что у кого-то проблема с ЦНС из-за натуральных причин или чуть-чуть поехала кукушка из-за среды. Сверху может наложиться отличная защитная реакция, которая стабилизирует кучу всего и многое пофиксит, но зато поимпактит сенсорику. Или просто человек не так разовьёт свои нейросети в детстве. Ну или крыша слетит сразу в нужную сторону, и так или иначе будет аутистическое отклонение. Это, если коротко, итог ещё одной двухчасовой беседы с психологом коррекции.


Аутизм — это общий термин для всего набора непонятных состояний, когда у человека социальный дефицит и коммуникативный дефицит.


В итоге есть две большие группы:


1. Каннер и прочие радости ситуаций, когда что-то радикально поломалось. Это не вы, потому что с Каннером шансов прочитать Хабр у вас где-то в дельта-окрестности нуля.


2. Аспергер — это шизотипическая психопатия. В смысле, это когда человек просто гик, отаку, хиккикомори или senior-разработчик. Я не прикалываюсь. Даже если вы просто любите читать книги на природе, вас уже можно забирать по Кречмеру. В эту группу сваливают всё то, что хоть как-то отдаёт аутистическими отклонениями. Кстати, само определение синдрома — тоже лютейший холивар среди психиатров. Очень рекомендую к обсуждению.


Как получить аутиста второго типа? Злобные психиатры шутят, что самый простой способ — скрестить разнополых физика и математика. В результате у вас будет интересное генетическое сочетание со склонностью к концентрации внимания на абстракциях. И воспитание, полностью защищающее ребёнка от удара лопаткой в нос, объятий и других сенсорных стимулов. Характерный пример: в семью потомственных математиков в гости пришёл дедушка и посмотрел, как внук играет. И высказал тезис, что играть — это несерьёзное занятие, взрослые этим не занимаются. Внук дедушку очень уважал и в силу возраста не мог отложить осуществление его тезиса на будущее. Он спросил, что ему делать, чтобы это было серьезно. Дедушка разъяснил, что решать задачи. Через полгода постоянного решения задач мальчик появляется на пороге кабинета психолога.


Что нормально при таких нарушениях?


* Позднее развитие речи. Ребёнок может начать понимать всё происходящее куда раньше, чем научится подавать хоть какие-то символы на выход. И есть обратный редкий вариант: заговорил раньше, чем пошел. Причем возможно, что сразу целыми фразами.


* Избирательная чувствительность ко внешним стимулам. Если вы можете работать при грохочущем перфораторе или под тяжёлый рок, но при этом вас бесит шуршание пакета или чавкание соседа в опенспейсе — это оно. Или даже нет, если вас вообще бесит опенспейс при том, что дома вы нормально чувствуете себя под рычание холодильника и музыку. В этой же категории невозможность перестать замечать ощущения: это если вы надели удобные штаны, но через полчаса все равно продолжаете непрерывно их на себе ощущать. И через два часа тоже. И тиканье часов тоже никуда не девается. Предположительно, это бага обработки, когда разные стимулы идут разными путями вместо мультиплексирования где-то по дороге.


* Часто повышенный уровень норэпинефрина (это норадреналин, предшественник адреналина) — среди всего прочего эта штука отвечает за передачу нервных импульсов. То есть нервная система работает «быстрее», чем в норме, но при любом сильном стрессоре выбрасывает эксепшн. А дальше мозг просто отрубает этот участок для перезагрузки. Со стороны выглядит так: дотронулись до головы аута, и хлоп — он отвернулся и замолчал. Через минут 10 вернётся.


* Кстати, касания. Вы сейчас офигеете, но при аут-отклонениях часто бывает, что человек боится прикосновений, но при этом ему их не хватает. То есть из-за вышеописанных особенностей нервной системы и нехватки в детстве необходимых стимулов для обучения нейросетей, каждое касание — это шанс вызвать стресс-реакцию. При этом «нормальных» касаний начиная с детства ребёнок избегает, и в итоге ему начинает очень не хватать тактильной стимуляции. Это прямо влияет на те игрушки и игры, которые таким детям даются для развития — там очень, очень много всяких штук разной формы, фактуры и температуры. Ну и, конечно, во взрослом виде ауты очень падки на прикосновения. Если удастся дотронуться. Без пруфа мне подсказали, что у людей с шизоаутическими особенностями часто снижено либидо (следствие — асексуальность на том же уровне, что иногда можно забыть поесть), но при этом они очень любят прикосновения — больше, чем само соитие.


* Возможны проблемы с терморегуляцией, потому что она тоже лежит в районе телесных ощущений. Одна из причин гибели прямо совсем шизофреников — злокачественная гипертермия, которая не снимается жаропонижающими, реакция идёт только на жёсткое подавление ЦНС.


* Бывают проблемы с ритмом. Точнее, ритм может просто бесить, а может обрабатываться по длинному пути, то есть не сразу. Прекрасная Темпл Грандин, например, не могла хлопать под музыку — но зато могла прохлопать весь ритм после того, как музыка кончится. Если у вас проблемы с танцами — возможно, это оно.


Ясное дело, у одного человека это будет не всё сразу. Но если вы замечали за собой какие-то штуки из списка — выдохните и расслабьтесь, это не вы кривой и плохо стараетесь, это вам такой персонаж в детстве достался.


Ладно, хорош нагнетать, где обещанные плюсы этого прекрасного состояния?


Итак, я ещё раз напомню упрощённую модель: часть мощности с сенсорики и социального взаимодействия переброшена на что-то ещё.


«Исследования, касающиеся преступности среди одаренных подростков, показали, что эти дети набирают высокие баллы в области так называемого «текучего», невербального мышления, а «жесткое» мышление, требующее предварительного обучения и тренировки, у них развито плохо. «Жесткое» мышление — словесное, последовательное, логическое — в нашей системе образования поощряется, награждается и считается едва ли не единственно возможным. Поэтому многие одаренные дети и подростки, обладающие «текучим» мышлением, не вписываются в обычную систему образования. Другое исследование выявило людей, обладающих интересным и уникальным даром: способностью воспринимать большие порции информации и находить систему там, где остальные видят лишь бессмысленный хаос. Благодаря этому такие люди могут успешно решать самые сложные проблемы.»

Темпл Грандин


Поехали по плюсам!


У взрослых людей с шизоаутистическими особенностями часто есть частичный или полный иммунитет к химзависимостям. Дело в том, что способность быть зависимым от какого-то вещества схожа со способностью образовать привязанность к другому человеку. Есть даже гипотеза, что шизофреники-алкоголики более сохранны, чем те же шизофреники без алкоголя — они им пользуются как протектором по мере возникновения потребности, а не по мере возникновения денег на алкоголь. Только не спешите так лечиться, это средство пока не было клинически испытано. Но бессистемные попытки продолжаются.


Аутисты хорошо пользуются соцсетями, отлично пишут, проектируют интерфейсы и так далее. В общем, объясняют. Я когда-то уже приводил подобные выкладки для интровертов. Если очень коротко — у интроверта нет социального контекста. Контекст важен, чтобы встречать друзей вживую, но он же при этом мешает при общении с неизвестным человеком (поскольку пока нет общих протоколов, нужно их ещё найти). Так вот, это даёт суперспособность быть понятным.


Более высокая концентрация на задаче — по тому же принципу, что у интровертов. Вообще, бегло просмотрите вот этот раздел Вики про экстраверсию, там развенчивается довольно много мифов (и ещё пачка создаётся, следите за датами пруфов). Если коротко:


«Хотя экстраверсия воспринимается в западной культуре как социально желательная, она не всегда является преимуществом. Например, экстравертированная молодежь более склонна к антиобщественному или правонарушительному поведению. В соответствии с этим, некоторые данные свидетельствуют о том, что экстраверсия также может быть связана с психопатией. И наоборот, хотя интроверсия воспринимается как менее социально желательная, она тесно связана с положительными чертами, такими как интеллект и одаренность. В течение многих лет, исследователи обнаруживали, что интроверты, как правило, более успешны в академической среде, что экстраверты могут найти скучным».


Там же есть потрясающая ссылка на исследование «The behavioural immune system and the psychology of human sociality», показывающее, что документальные фильмы про зомби-апокалипсис не совсем документальные. Выживут сисадмины и аутисты, потому что сисадмины в залах с воздушной подпоркой и свитерах, а ауты не общались с заражёнными с высокой вероятностью. А ещё дети с ранним детским аутизмом и ранней детской шизофренией имеют бонус к выживанию, если их бросили при рождении. Нормативный ребенок в доме ребенка начинает дико страдать от нехватки любви и внимания, а аутичный ребенок никакого существенного дискомфорта по этому поводу не испытывает. Примерно аналогично во взрослом возрасте — никакого страха расставаться в отношениях.


Ну и самое важное — аутисты могут упражнением развить навыки компенсации своих недостатков. В смысле, если это те ауты, которым достался высокий IQ. Простой пример: ребёнок не различает эмоции других людей, а потому никак не может понять, что нужно говорить в диалоге и когда. Ему нарисовали схемы характерных эмоций и дали алгоритм. Он запомнил относительное расстояние между глазами, относительный размер глаз, положение губ и так далее — и натренировался сознательно различать выражения лиц. Ну а дальше со способностью расшифровывать человека пошёл общаться. И сработало. Хакнул первый уровень социальных взаимодействий. А вот та же Темпл к пожилому возрасту развила даже чувство юмора, недоступное лучшим из роботов.


Одна моя подруга пишет таблицы про людей: перед встречей друзей она пробивает всех в соцсетях, составляет досье, выписывает важные черты характера, записывает, с кем о чём говорить и нет и так далее. Получается алгоритм «как быть приятным человеком». Если этого не видеть и не знать, что она готовится к дню рождения почти как мы готовимся к переговорам на 10 миллионов рублей и выше — для вас это всегда будет душа компании. Пока не зайдёт кто-то новый и неизвестный. Но и для него есть набор стандартных реакций.


Как общаться?


Если речь про ребёнка с аутистическим отклонением, то у вас есть три основные проблемы в общении:


1. Он на вас не реагирует или реагирует плохо, то есть очень тяжело получить от него обратную связь в общении.


2. У него есть фиксация на чём-то, что ему интересно, и остальное в его мире проходит мимо.


3. Несколько другой тип мышления позволяет находить взаимосвязи там, где вы их не видите, но не позволяет быстро разучить скучные повторяющиеся линейные алгоритмы.


С отсутствием реакции простой пример такой: обычный ребёнок (близкий к психической норме) отлично умеет экранироваться от внешних стимулов. Например, если ребенка часто ругать, он через некоторое время вообще выключает из восприятия обращенную речь, потому что смысла она не несёт, зато расстраивает. Зачем она? Аналогично, если вокруг слишком много цветных и ярких объектов, ребенок может стать нелюбознательным. Чем интровертированнее ребёнок, тем быстрее у него развивается толерантность к информационным стимулам. Есть гипотеза, что современные дети «ничем не интересуются», как говорят педагоги, как раз из-за перегрузки стимулами. Хотя рядом с этой гипотезой надо проверять другую, что трава 20 лет назад была зеленее.


Ну а если речь про ребёнка с аут-нарушениями, то ситуация ещё смешнее: вы можете с ним некоторое время разговаривать, а он будет на вас смотреть и молчать. Это не потому, что он вас не слышит или не видит, а потому, что всё идёт хорошо, и ничего менять не надо. Но вам будет зверски неуютно.


Теперь фиксация. Предположим, ребёнок всерьёз упоролся по гоночным машинкам. Он в свои, скажем, 7-9 лет, проявляет невероятно гиковые качества и может часами про них рассуждать, смотреть ролики или читать (если умеет). А ему надо учить физику. Если вы хотите, чтобы он ей занимался — надо переформулировать задачи. Не «катер выплыл из точки А», а «первый гонщик выехал со старта, а второй в это время стоял в пит-стопе через километр…», не «белочка бросила орех в дерево», а «белочка прыгнула с разогнавшейся машины» — и если вы покажете, что физика может быть полезна при изучении машинок, то через некоторое время она будет пройдена на «отлично». В части гоночных машин, конечно.


Очень интересно выглядит игровое поведение. Поскольку мы уже больше года тестируем настолки с коррекционными психологами, логопедами и другими очень интересными людьми, то мне есть, что рассказать.


Итак, для аспер-типа любой сидящий рядом человек — источник угрозы. И очень тяжело перейти от конкурентного поведения к стратегическим союзам.


С другой стороны, не забывайте, что аутистическое отклонение компенсируется интеллектом и построенными костылями. То есть так: вот юный чемпион по шахматам приходит обедать. Там он три раза сидел на одном конкретном стуле, а сегодня он занят. Ребёнок всё ещё думает про шахматы, поэтому ему в голову не приходит, что можно попросить оккупанта подвинуться. Он просто берёт и пихает его как предмет. Где-то через год работы с психологами у него появится некий сознательный драйвер, который скажет: «ага, прежде чем пихать, давай поговорим». Он проиграет скрипт разговора, и всё должно получиться. Если не получится — пойдёт обдумывать и зализывать ментальные раны (или вернется к предыдущей стратегии и всё-таки выпихнет оккупанта). Итак, вот этот ребёнок играет в новую игру. Он легко может ухватить суть стратегического союза с прогнозом на десятки ходов вперёд. Но объяснить свою позицию игрокам не сможет (скорее всего) и чисто эмоционально захочет взять и ушатать соседа. Поэтому если игра на психологию вроде Мафии — жадные алгоритмы будут побеждать чаще, и ребёнка будут «выносить» с завидным постоянством.


То есть да, безопасны и интересны логические игры без прямой конкуренции. Желательно с контролируемой средой, без дикого влияния рандома.


Ещё шизоаутистичные люди недобирают телесный опыт. Поэтому им до почтенного возраста может нравиться простая сенсорная стимуляция. Таких, кстати, можно ловить на плёнку-пупырку. Если человек её не выпустит до последнего пузыря — держите аутиста. Ну, для диагноза, конечно, нужна ещё пара факторов, но в целом просто представьте человека, которому дали рулон пупырина, а он его весь последовательно похлопал за вечер. Если ребёнок в детстве не интересуется медведем или куклами, зато очень взволнован ощупыванием крапивы — надо подбирать более сенсорные игрушки. Как следствие, дети с аутизмом любят игрушки, где то вода переливается, то шарики катаются. Очень, невероятно любят кинетический песок — но только если их не воротит с его запаха и нет других сенсорных защит (многих невероятно бесит липкость, а пластилин и сенсорный песок как раз липкие). Это просто бессознательное ощущение, что липкое — это опасное. Кстати, если к этому добавить шизоидную маму с идеей, что если ребёнку куплен пластилин, то пусть он, гад, лепит во что бы то ни стало, то можем получить нехилые истерические реакции.


Психологи используют вибраторы. В смысле, в коррекционной работе тоже. Находят такие, которые не очень похожи на ассортимент сексшопа (лучше всего шар с хвостом, который катается по картонной коробке и часто продаётся около метро) и прикладывают к детям. Дети невероятно радуются тому, что наконец чувствуют свое тело.


Для совсем тяжёлых случаев типа синдрома Каннера игрушка должна быть детской по факту, но из неубиваемых материалов. Дело в том, что дети с разными типами умственной отсталости вырастают сильно крупнее, чем ожидают производители игрушек на соответствующий уровень развития. А сопромат никто не отменял. И здоровенный бугай способен поломать уже целую табуретку, не то что какие-то мелкие штуки. В этом плане приятны деревянные конструкторы и прочие штуки. Только учтите, что всё, что может быть брошено, рано или поздно попадёт кому-то в лоб, потому что дети очень любят метать разные предметы, почти как низушки из Сапковского. Но, в отличие от низушков, не всегда могут оценить возможную траекторию.


Одна из самых крутых штук для развития речи — игры на «подуть». Вот игрушка, смотрите:

Привет, люди с аутистическими нарушениями Психология, Аутистические расстройства, Синдром Аспергера, Шизоидность, Длиннопост

Здесь нужно задувать шарик в определённую лунку. У меня получилось раза с пятого, детям ещё сложнее. Похожее упражнение есть в нашей настолке «Волшебник Изумрудного города», там надо бросать фишку разными способами (в том числе задувать) на определённые поля. Когда ребёнок контролирует силу «дува», развиваются стволовые структуры. То есть речь и умение владеть двумя руками сразу. Но в нежном возрасте именно речь. Ещё один ребёнок в коррекционном саду запал на «Пушкина», рычит, не отдаёт и не хочет играть в другое. Это полезно сейчас, но его постепенно сдвигают через тему пиратов на другие игры, потому что фиксация не совсем та, которая может быть полезной годами.


Тут же была возможность уточнить про то, почему вдруг игра «Данетки» показала на длинных тестах в школах развитие коммуникативных навыков. Основная гипотеза в том, что подойти и спросить — социальное взаимодействие нехилой сложности. Если не верите, то вспомните, что есть взрослые люди, которые просто стесняются дойти до врача в определённых случаях.


Одна из самых социальных вещей — конструкторы типа «Лего», но только когда играет несколько детей. Потому что там тяжёлый B2B-рынок: нужно договариваться об обмене деталями. Первая стадия — можно пронаблюдать как ребёнок созерцает деталь у себя в руке и примеривается поставить её куда-то. В это время второй видит нужную ему штуку и выхватывает из руки первого. Вторая стадия — обучение фразе «можно я возьму?» Третья стадия — научиться дожидаться ответа после этой фразы. У меня есть знакомые взрослые, для которых это уже тёмный лес.


Похожим образом работают пазлы: тоже учат общению. Но с конструкторами, в отличие от пазлов, есть ещё четвёртый слой: можно вместе строить что-то общее. Например, парковку для машин (не спрашивайте меня, почему детям нравится ее воспроизводить, хотя есть ощущение, что два самых любимых объекта строительства — домик и машинка, но домик на колёсах строится редко). Вообще, конструкторы без подсказок, что из них собирать — это почти как «Факторио», только для детей. Кстати, передаю привет гикам из JUG.RU с 1500+ часов, наигранных в эту игру.


Ещё одна чертовски важная игра для детства — это научиться проигрывать. Если ребёнок с нежного возраста привыкает к тому, что всё, что он хочет, исполнится, то кончится печально. Тренировка для взрослых описана в «Гарри Поттере и методах рационального мышления». Для детей всё проще: есть ходилка, где вы лепите фигурки из пластилина. Можно вместо броска кубика прихлопнуть фигурку другого игрока в лепёшку. Тогда ему нужно будет лепить заново и вставать на старт. То есть выиграть принципиально невозможно, и через сопли и плач приходит это понимание. Играть дома не рекомендую: это одна из тех вещей, что делается только и строго под присмотром психолога. Но от себя добавлю, что самые ушлые дети могут договориться не хлопать по фигуркам и всё же выиграть. Увы, практика в этом возрасте неумолима и таких случаев не знает.


Ну и мне пора останавливаться. [Здесь исключаю две фразы рекламного характера] Ну а вы теперь знаете, что аут-отклонения — это может быть по-аристократически круто, хоть и привносит много неприятностей окружающим и носителям. А может быть очень печально.


Теперь надо разобрать последнюю историю — почему дети-аутисты часто себя грызут. Тут история простая: есть очаг возбуждения (неприятное состояние, стресс), и внезапно выясняется, что можно создать конкурентный очаг, например, в виде физической боли. Стоит себя погрызть или поковырять — и вот уже становится спокойнее. Психологи для тех же целей используют аромалампы: от сенсора запаха до гиппокампа всего одна нейронная связь, и тот же запах мяты очень быстро успокаивает. Ну или бесит до безумия, если есть сенсорная защита на запахи. Это вообще очень хороший пример вытеснения. Похожие механизмы заставляют при стрессе ходить к холодильнику, хотя есть не надо.


Пока всё. Мне осталось поблагодарить [тут список благодарностей, тоже не принципиальный] и принести извинения за однобокий далёкий от науки рассказ, от которого у многих глаза вытекут. Ну и отправить вас читать книгу Темпл Грандин «Отворяя двери надежды» (на Флибусте её имя пишется как Темпл Грэндин). Показать крутой и предельно странный мануал на английском, как правильно выживать в этом диком мире с совсем базовыми вещами, написанный аутистом. Лайтовая версия некоторых аспектов другого человека в привязке к ИТ — вот этот перевод. А вот одно из самых забавных исследований по поводу самоизоляции сетевых сообществ, там внутри есть пара слов про общий контекст. Из художественной литературы стоит прочитать пару-тройку глав «Загадочного ночного убийства собаки»: писатель не эксперт, но очень наблюдательный товарищ, и хорошо передаёт от первого лица атмосферу довольно серьёзно развитого аут-отклонения. Ну и ещё, если вдруг вы считаете, что я неправ, или если вам есть, что рассказать по этой теме профессионально, мне всё ещё очень интересно.


Источник

Показать полностью 1
110

Внутренняя империя: кто такие шизоиды?

Человеческие характеры очень разнообразны, но среди них, тем не менее, можно выделить типичные «рисунки». Для описания некоторых подобных паттернов в психологии существует понятие «акцентуация». Так называют сумму наиболее ярко очерченных свойств характера, которые еще находятся в пределах клинической нормы, но делают человека уязвимым к психологическим нагрузкам определенного типа. Шизоидная акцентуация — один из ее вариантов. T&P рассказывают о том, что отличает шизоида от шизофреника и человека с синдромом Аспергера, каковы сильные и слабые стороны этого типа и в каких отношениях он находится с близкими и с социумом.


Отстранение как защита


Рассказ о том, что же из себя представляют люди с шизоидной акцентуацией, стоит начать с понятия психологической защиты. Зигмунд Фрейд, увлеченный не только психологией, но и, внезапно, военной теорией, любил термины войны — и именно он ввел в обиход данное понятие. Он назвал так бессознательные психологические механизмы, которые помогают нам сберечь наш внутренний мир, его целостность. Несмотря на однозначность слова «защита», речь далеко не всегда идет о ситуациях неблагоприятных воздействий извне. Психологические защиты, краеугольный камень в психологии, это способ познания человеком мира, способ адаптироваться к его условиям. Два человека с разными защитами будут по разному видеть имеющуюся проблему — к примеру, один сделает вид, что никакой проблемы не существует, а второй — обесценит саму цель, ради которой надо было эту проблему решить.


Разные психологи выделяют разное число психологических защит. Но, тем не менее, есть «основная команда», без которой не обходится ни один список. В нее, в частности, входит примитивное отстранение: в случае усталости, перегруженности информацией, стресса, агрессии извне люди, которым свойственна эта защита, просто «выключаются из реальности»: засыпают, уходят в себя, переключаются на мир собственных фантазий, перестают реагировать на внешние раздражители, просто убегают. Употребление веществ для изменения состояния сознания также может быть одним из видов примитивного отстранения.


Как правило, говоря о примитивном отстранении, обычно упоминают, что это защита, охотнее всего используемая шизоидами. Однако вопрос «что первично» в данном случае вполне уместен: ребенок, часто убегающий от реальности в мир собственных фантазий, «строит» этот мир, наполняет его новыми историями и смыслами, и привыкает к тому, что внешнее окружение часто далеко не так увлекательно, как «внутренняя империя». Таким образом, теория, согласно которой именно привычка к примитивной изоляции формирует шизоида, вполне имеет право на жизнь.


Шизоиды и не шизоиды


Прежде чем говорить о том, какими бывают шизоиды, стоит сказать о том, кем они не являются.


Общий корень со словом «шизофрения» может ввести в заблуждение: шизоидная акцентуация — это вовсе не то же самое, что и сама болезнь. Как и со всеми прочими акцентуациями, здесь есть некий континуум, на одном из краев которого находятся совершенно здоровые психологически люди с некоторыми, не слишком выраженными, чертами характера, свойственными шизоидам — индивидуализмом, некоторой закрытостью, склонностью беречь свои внутренние границы. Чем ближе к другому его концу, тем больше заостряются и выпирают эти черты и тем больше их способность «портить жизнь» человека. И, наконец, на другом, патологическом, краю континуума, находится диагноз шизофрения. Как правило, люди, страдающие ей, до начала болезни были обладателями шизоидной акцентуации. Однако большинству (абсолютному большинству, к счастью) шизоидов шизофрения вовсе не грозит.


Из-за их замкнутости и отчужденности шизоидов можно спутать с людьми с диагнозами аутистического спектра, например, «аспергиками». Однако если «аспи» зачастую не понимают, что чувствуют или думают окружающие, шизоиды, как правило, чувствуют это очень остро. Просто далеко не всегда хотят что-то делать с этим знанием. Человек с синдромом Аспергера, скорее всего, не заметит, что у его приятеля огорченный вид и тот хочет, чтобы его утешили. Шизоид заметит и все поймет — но нет никаких гарантий, что он найдет в себе мотивацию пойти утешать лично.


Сверхчувствительность и замкнутость


Хорошее понимание чужих эмоций — это частный случай общей шизоидной чувствительности. Эти люди живут «без кожи» — они чувствуют очень многое и остро реагируют на стимулы извне — от капающей из крана воды до требования принять участие в корпоративе. Чувствительность у шизоидов дополняется богатой эмоциональностью — в их мире очень много чувств. Вот только все они внутри, и до поверхности доходят лишь немногие. Именно из-за этого шизоидов часто и ошибочно видят деревянными и бесчувственными.


Одинокие странники


Страх поглощения — один из ведущих в складе характера шизоидов. Их так часто можно видеть в одиночестве именно потому, что чувство принадлежности чему-либо видится угрозой их индивидуальности. Альберт Эйнштейн писал об этом: «мое страстное чувство социальной справедливости и социальной ответственности всегда странно контрастировало с моими высказываниями об ограниченной необходимости в прямых контактах с другими человеческими существами и общинами. Я истинно «одинокий странник» и никогда всем сердцем не принадлежал ни моей стране, ни дому, ни даже моей семье; перед лицом всех этих связей я никогда не терял чувства дистанции и потребности в одиночестве»


Личные границы


Дистанция — способ сберечь свою индивидуальность, сохранить свой внутренний мир в безопасности от «захватчиков». Шизоиды куда больше живут «внутри», чем «снаружи», и высоко ценят границы своей внутренней империи. В то время, как другие, чувствуя себя плохо, стремятся «выйти к людям» и получить сочувствие, естественная реакция шизоида — залезть в свою «раковину» и отсидеться там до лучших времен. У них, как правило, бывает немного доверенных друзей, они вовсе не стремятся в любовных отношениях считать партнера «своей половинкой» (с чего бы вдруг, они и так целые). Это не значит, что они не ценят близость — просто зачастую им кажется, что ценой этой близости может стать их поглощение другим. Таким образом, колебания между сближением и отдалением — естественное для шизоида состояние.


Вне норм и условностей


Люди с шизоидной акцентуацией часто бывают эксцентричны. Не напоказ — у них нет потребности в аплодисментах или доказательствах своей уникальности. Просто они либо не обращают внимания на социальные ожидания, либо игнорируют те из них, которые кажутся им бессмысленными и глупыми. Еще один из мотивов пренебрегать условностями — все та же пресловутая шизоидная индивидуальность. Они нарушают нормы оттого, что им кажется, что эти нормы «определяют» их, вынуждают стать хоть немного, но другими. Необходимость подстраиваться и соответствовать окружению вызывает у них неприятное чувство фальши и притворства.


Честность — еще одно прямое следствие страха перед потерей индивидуальности. Среди всех акцентуированных людей у шизоидов меньше всего психологических защит — что означает, что они, как правило, лучше понимают собственные цели, мотивации и страхи. С одной стороны, это дополняет их чувство инаковости «почему все эти люди постоянно врут себе», с другой — подобная эмоциональная искренность может стать проблемой для них же и привести к выгоранию.


Шизоиды и самовыражение


Именно для того, чтобы избежать выгорания, трансформировать собственные эмоции и выразить собственную индивидуальность, шизоиды выбирают себе наиболее творческие работы, те области деятельности, где они, с их богатым воображением, интеллектуальным потенциалом и нестандартным мышлением, могут проявить себя: наука, искусство, религия — все это наиболее близкие шизоидам сферы деятельности.


Кому нужна помощь


Как понять, что человеку с шизоидной акцентуацией нужна медицинская или психологическая помощь? Как было написано выше, сама по себе акцентуация не является проблемой. Но если какие-то отдельные черты, связанные с ней — изоляция, неумение «вписываться», проблемы с построением романтических отношений — вызывают серьезный дискомфорт, стоит обратиться за помощью к психотерапевту. Также с шизоидной акцентуацией часто связывают склонность к депрессии и ангедонию (неспособность испытывать радость) — в этих случаях также стоит обратиться за помощью.


Источник


PS. Приглашаю в телеграм-чат "Душевное равновесие".

Показать полностью
129

Ресурсно о шизоидах

Это раньше я думала, что я странная, никем не понятая, социофобная и чувствительная. А теперь я знаю, что нас много. И называемся мы шизоидами (не путать с шизофрениками).


Извечный конфликт человека шизоидного типа, по типологии Ненси Мак Вильямс - "стой там, иди сюда". Обладая высокой чувствительностью, словно ты рождён без защиты от лавины звуков, запахов, чувств окружающих людей, их мыслей и намерений, он прячется от всего, в свой богатый внутренний мир. Шизоиды считывают информационный поток напрямую, каждой клеткой тела, питая свой интеллект и доводя его до оргазмических болезненных судорог. Ведь именно Интеллект - его стихия, его друг и его бог. Они хорошо видят, кто врет, кто красуется, кто открыт, кому плохо и кто счастлив. Видят не глазами, а чем-то ещё, даже когда человек внешне предъявляет приросшую маску "хорошести". Научиться доверять своему видению - одна из важных задач шизоида, так как с детства внешняя картинка, подтверждаемая окружением и его восприятие происходящего, как правило, не совпадают. Извечный вопрос, волнующий его - кто сошёл с ума, я или мир?


Поэтому, он убегает в свои миры, где есть лавка смелости и ломбард для страхов, принцы и единороги, Бог и Путь и где есть Ясность. Ему не бывает скучно одному. Он найдёт чем себя занять, даже ничего не делая. Любимое занятие - тупить, глядя вдаль и слушая тишину.


Ему в голову не придёт позвонить человеку без дела, чтобы "просто поболтать". И если он это делает, то только потому, что его в детстве научили - людям это важно и надо иногда это делать, если они тебе дороги. "Просто поболтать" для них - это вызов, работа. Миллион оттенков голоса, эмоций, настроений, мелочей улавливаются, превращаясь в терабайты информации, автоматически анализируясь и уходят в чертоги разума, выстраиваясь в схемы, воздушные замки и стратегии. Иногда я смотрю на человека, которого не видела много лет и у меня всплывают такие мелочи о нем, которые он сам давно забыл. Зачем мне все это? Бежать! Бежать от всех, спрятаться, и никого не видеть, не слышать. И я выгораю, бегу, улетаю в свои миры, остаюсь одна, даже находясь в обществе.


Беда только в одном - мой богатый внутренний мир постоянно нуждается в новых впечатлениях. Если нет вливаний извне, он начнёт пожирать сам себя, интеллект переходит в умствования и мой творец миров опускает руки, сигналя, что краски кончились и мир стал черно- белым. А кто даёт эти краски? Правильно - Люди! Со своими жизнями, историями, эмоциями, чувствами. И я говорю себе "нет, мир не сошёл с ума" и опять вылезаю из кожи. Иду к людям, жажду общения, впитываю их, вбираю их истории.


Жить с шизоидом трудно. Приступы социофобии распространяются и на близких. Я могу закрыться просто потому что "перегруз", а не потому что меня кто-то обидел или мне что-то не понравилось. Мои домашние это называют "вылетела". Причём я вылетаю не в мысли, я все вижу и слышу, но будто через стекло, нейтрально, безоценочно, не вовлекаясь. Словно смотрю через окошко в чужой мир, до которого мне нет дела. Это, кстати, спасает меня от импульсивной реакции в конфликтах. При первой угрозе, я прячусь и, улыбаясь, не меняясь в голосе и реакциях, прохожу ситуацию, не цепляясь за форму происходящего и видя суть.


Проработанного шизоида вообще трудно зацепить. Надо, во-первых, хорошо знать его больные точки, то есть быть в курсе его внутреннего мира, а туда пускаются немногие, и во-вторых, поймать его врасплох, в открытом состоянии, что трудно, так как вылет в иные миры происходит молниеносно при любой угрозе. Стандартные больные точки, типа - внешность, ум, возраст, образование, статус, достижения и прочая лабуда шизоидов мало волнуют. Это внешнее, а "он" - это внутреннее.


Но, на самом деле шизоид очень раним. Его ранят не пробоины в эго, не слова, тон или децибелы, а сам факт нападения. А в его мире все друг друга любят. Он идеалист! А тут война и несправедливость. И ты, Брут? Поэтому, не выдавая внешнюю реакцию, сохраняя лицо, он открывает огромный мешок, куда складывает все чувства, реакции, прихватит намерения и состояние оппонента, гигабайты другой информации о том, что происходит на самом деле и со словами "Дома дожую!", вылетит на свою планету к своей Розе.


Потом, когда он остаётся один, его накроет. Он все запомнит. И не забудет никогда, поверьте. Люди, которые его отвергли, обесценили, предали, навсегда будут в чёрном списке, даже если его оболочка продолжит общение по каким-то, важным для него причинам. Он будет рассматривать, анализировать, перебирать и структурировать прихваченное с собой добро делать выводы, принимать решения. Вернётся он уже с конструктивом и никто даже не догадается, какой ураган прошёлся по его любимым замкам и сколько голов было снесено единорогам. Все думают, что шизоиды спокойные, мудрые и без эмоциональные. Щас! Просто к их чувствам мало кто допущен.


Как я уже сказала, его бог - интеллект! Он делит людей на умных и глупых. Первые ему интересны. Вторые безразличны. Не то, чтобы они его раздражали или он их не любил. Он не тратит своё внимание на них. Может понаблюдать как за хомячками в колесе, даже поумиляться, но не более.


Шизоид абсолютно сапиосексуален. Его возбуждают только умные, глубокие партнёры со своим богатым внутренним миром. Поверхностные партнёры для него бесполы и неинтересны. И неважно, у кого сколько денег, машин, какая должность и статус. Если ты глуп, это тебя не спасёт.


Дети шизоиды удобны. Они не идут в конфликт, внешне спокойно проходят подростковый возраст (хотя именно им он даётся труднее всего), но если ты не нащупал тропинку в его внутренний мир, обесценил богатства, которые он имел неосторожность принести тебе на обсуждение, ты для него умрешь. Контакт будет потерян и когда-нибудь, если ребёнок шизоид от своего одиночества не вскроет себе вены, он отрежет отвергающих его родителей без сожалений, воспринимая их как глупое и недоразвитое животное. Если ребёнок шизоидного типа, надо очень бережно и очень трепетно относиться к его стремлениям, чувствам, наблюдать за реакциями, слушать, слышать и говорить. Говорить глубоко, о себе, о нем, о мире, о боге. Не врать! Он это обязательно считает! И ничего, повторюсь, ничего не обесценивать. Границы он свои бережёт и закроет от Вас при первых признаках нападения. Закроет раз, закроет два, и ещё какое-то количество раз, пока вы не исчерпаете его кредит доверия. И тогда это уже будет окончательно. Шизоид, особенно ребёнок, даёт людям много шансов, ведь в его мире все любят друг друга и ему нужно нарастить много-много цинизма, чтобы на вопрос кто сошёл с ума, твёрдо ответить - я нормальный!


Для шизоидов крайне важно иметь много личного пространства. В том числе, свой дом-крепость или, хотя бы, свою комнату, куда никто не войдёт без спроса. Хотя, они это часто сами не осознают. Если есть огромный внутренний мир, куда можно смыться в любой момент, зачем нужно внешнее? Но когда это пространство появляется, он начинает выползать в общение все чаще и чаще, открываясь глубже и быстрее. Там он отдыхает, собирает силы, выстраивает себя. Уходит его тревожность и желание защищаться от неожиданного вторжения, есть безопасная нора, и появляется потребность в развитии. А развитие - это люди.


Я хорошо выбрала профессию (или профессия выбрала меня?), люди с их мирами, пиршество интеллекта, обилие чувств, мыслей, намерений, защитная дистанция терапевт - клиент. Разве не идеально? Ограничения только в одном - страх публичности и отсутствие внешних амбиций (узнаваемость, звания, погоны, статус), как страх поглощения. Поэтому, все мои попытки мотивировать себя написать книгу, защитить кандидатскую, участвовать в дискуссиях или совместных проектах, разбиваются о простой и очень внятный вопрос моего шизоида:"А нахрена?" И я понимаю, что ничего кроме:"Надо, Вася, надо!", я ему ответить не могу. А вот уж чего, чего, а "Надо!", давно для меня не аргумент.


Автор: Елизавета Колобова. Опубликовано на личном сайте.

Показать полностью
41

Свидетели жизни и ментальный тракт

Кто о чём, а я на любимую тему, о шизоидах. То, что у нормальных невротичных людей получается само, нам надо осмыслять и исполнять сознательно. Часто получается интересно.


Так вот. Главная тема невротической части личности - это межличностные отношения. Важность отношений абсолютна, вопрос "а зачем это" не возникает в принципе. Аксиома. А что делать тем, кому для начала надо понять, что это вообще за штука?


Из разговора в группе на интенсиве я наконец-то сформулировал. Отношения - это когда у меня есть свидетель моей жизни. Кто-то, кто помнит, как я выгляжу и как меня зовут, примерно в курсе значимых событий моей жизни, как-то на это всё реагирует и проявляет интерес. Совершенно не обязательно, чтобы этот человек меня любил или ценил. Просто нужен свидетель. Это база. Ну и одного свидетеля маловато, в идеале нам нужно несколько кругов разной вовлечённости, по числам Данбара (близкие, коллеги, приятели-знакомые, племя), в сумме от полусотни до пары сотен человек.


Но стоп. У нас, шизоидов, это тоже есть, нам тоже нужны свидетели. Просто освежать информацию о себе нам надо значительно реже. Встречаться с другом раз в год - нормально; если раз в полгода, то это вообще не пауза, можно продолжать разговор с прерванной точки.


Существует метафора ментального метаболизма: подобно тому, как мы поглощаем-перерабатываем-выделяем пищу, точно так же мы поглощаем впечатления, символизируем их и выдаём образы. В этой метафоре общение подобно коллективному пищеварению муравьёв (они постоянно делятся едой друг с другом). Стало быть, шизоидный ментальный тракт - длинный и неторопливый, как у травоядных. Мы берём небольшую порцию впечатлений и долго-долго с ней живём. Потом выдаём ценный кусочек тёмной материи. А невротичный метаболизм - быстрый и короткий, от входа до выхода проходит всего ничего. Поэтому нужно регулярно подпитываться и передавать дальше, иначе становится пусто и голодно. Отсюда весь этот светский смоллток ни о чём, который выносит шизоидам мозг: что за разговор, в котором ничего значимого не говорится?


А это быстрый непрерывный обмен свидетельствами жизни.


Источник

77

Фарш назад не провернуть

Задумался: а возможно ли матёрому шизоиду прокачать общительность, чтобы не просто изображать нормальные коммуникации, а получать от этого удовольствие?


По принятым теориям, шизоиды образуются, если маленьким детям поломать привязанность к родителям (например, уходить надолго, реагировать на призывы ребёнка редко, криво и непредсказуемо...). Тогда дети расстраиваются, отчаиваются получить любовь и отращивают компенсаторные механизмы.


Основной компенсатор шизоида - это умище и богатый внутренний мир. Да, без поддержки других людей жизнь идёт жестковато и холодновато, зато в фантазиях и мысленных построениях можно проводить всё свободное время и находить там практически всё.


И вот даже если всё осознать, пройти психотерапию, научиться общению - эта внутренняя вселенная никуда ведь уже не девается. И любое внешнее взаимодействие, чтобы состояться, должно выиграть конкуренцию у этой вселенной. Это возможно. Это регулярно случается даже с матёрыми шизоидами. Но. Общение, которое превосходит красоты внутреннего мира - по определению чрезвычайно интенсивно, глубоко, интересно, эмоционально. Этим концентратом физически невозможно питаться долго, такое общение сильно утомляет, его приходится прерывать и долго переваривать впечатления.


Любое взаимодействие достаточно быстро завершается или усталостью (если повезло), или скукой (если не повезло). Но завершается быстро, максимум часа за два-три, ну четыре, и надолго. И превратиться в нормального человека можно, только куда-то протеряв свой внутренний мир. Ну там, спиться, крепко получить по голове, удачно завести инсульт. Иначе, пожалуй, никак.


Источник

799

Инструкция по общению с людьми для интровертов-шизоидов

1. При разговоре, слушая собеседника и отвечая ему, смотрите не под ноги и не по сторонам, а в направлении лица собеседника. Прямо в глаза не обязательно, достаточно глядеть в область носа-губ-подбородка. Не расфокусируйте взгляд и не рассматривайте предметы за спиной собеседника! Люди нервно реагируют на "взгляд сквозь", который при этом получается.


2. Слушая собеседника, время от времени кивайте, покачивайте головой, приговаривайте: "Угу... Ооо! Ааа... Эээ... Да ну!" - и тому подобное. Так создаётся необходимый людям контакт.


3. Когда вы чувствуете тепло и симпатию к собеседнику, улыбайтесь не только внутри себя, но иногда и лицом.


4. Носите на себе несколько (одно-два-три, не больше) ярких и необычных украшений или элементов одежды. Внимание собеседника будет постоянно сбиваться ни них, это немного уравняет ваши позиции в разговоре.


5. Когда вы не узнаёте собеседника, который, судя по всему, вас знает, говорите нейтральными фразами, не упоминая имени и обходя разговоры о прошлых событиях. Всё, что вам важно знать в этой беседе, собеседник скажет сам. В крайнем случае, сокрушённо жалуйтесь на усталость и хронически плохую память. Таким образом, люди могут полгода-год не догадываться, что вы их не узнаёте, а за это время вы их уже запомните.


6. Когда вас спрашивают: "Как дела?" - ни в коем случае не говорите о том, что вас действительно сейчас заботит и интересует. Люди от этого только теряются, пугаются и расстраиваются. Надо ответить: "Всё в порядке (нормально, ничего, более-менее)", - и добавить одну-две фразы о текущей бытовой рутине.


7. Собирайте коллекцию занятных, но эмоционально нейтральных баек из своей жизни и из рассказов знакомых. Когда в разговоре повисает неприятная пауза или когда от вас ждут рассказа о жизни, байка в тему идеально подходит.


8. Когда вы устали от разговора, не говорите об этом собеседнику. Люди обычно расстраиваются, когда от них устали. Вместо этого сошлитесь на необходимость срочно заняться важным делом, выразите удовольствие от беседы и с видимым сожалением распрощайтесь.


Источник

33

Шизоиды и креативность

(Это 3-я и последняя часть мини-сериала, предыдущая была здесь)


Вот что на этот счет пишет восторженная Мак Вильямс:


Главное достоинство изоляции как защитной стратегии состоит в том, что, позволяя психологическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения. Человек, полагающийся на изоляцию, находит успокоение не в непонимании мира, а в удалении от него. Благодаря этому, он может быть чрезвычайно восприимчив, нередко к большому изумлению тех, кто махнул на него рукой как на тупого и пассивного. И, несмотря на отсутствие склонности к выражению собственных чувств, такой человек бывает очень восприимчив к чувствам других. На здоровом конце шизоидной оси мы находим людей, выдающихся своей креативностью: художников, писателей, ученых-теоретиков, философов, религиозных мистиков и других высокоталантливых созерцателей жизни, чье свойство находиться в стороне от стереотипов дает им способности к уникальному неординарному видению.

...

Наиболее адаптивной и волнующей способностью шизоидных личностей является их креативность. Большинство действительно оригинальных художников имеет сильный шизоидный радикал почти по определению, поскольку они должны противостоять рутине и вносить в нее новую струю. Более здоровый шизоид направит свои ценные качества в искусство, научные исследования, теоретические разработки, духовные изыскания. Более нарушенные индивиды данной категории пребывают в своем личном аду, где их потенциальные способности поглощаются страхом и отстраненностью. Сублимация аутистического ухода в творческую активность составляет главную цель терапии с шизоидными пациентами.


Существует и другое мнение. Креативность, свободное творческое самовыражение - напрямую связано с эмоциональной спонтанностью. Даже сублимация, переработка чувств в творческий продукт - всё равно требует контакта с ними, а не подавления. Творчество - это отдавать что-то своё вовне. А с эмоциональной спонтанностью у шизоида - сами понимаете. Спеть - в горле зажим, про станцевать тем более молчу, про театр даже не заикаюсь. Нарисовать - тоже чувства выразить, и все это увидят (кстати, у меня в детстве была компульсивная потребность постоянно что-то рисовать на полях, не задумываясь, какая-то продукция бессознательного, но показать это кому-то - боже упаси, и я до сих пор немного побаиваюсь арт-терапии). Написать - еще куда ни шло, но что ты напишешь, что ты вообще знаешь о жизни, если ты её всё время боишься? В общем, мнение такое, что шизоиды могут быть креативными либо за счет компенсаторной обостренности каких-то свойств (как аутисты, например, могут иметь уникальные математические или музыкальные способности, а в остальном - задержка развития), либо после работы над собой, когда научатся без страха выражать чувства и выразят, наконец, то, что в себе варили.


Какое мнение правильное - не знаю, решайте, какое вам ближе :) Я лично так думаю. Исходно, по конституции шизоиды - очень чувствительны. Потому и получаются шизоидами, что для них слишком сильно то, что для других - нормаль. С одной стороны, нервная возбудимость, которую человек вынужден компенсировать предельным торможением и "притуплением" - это слабость и неустойчивость, но с другой стороны - ресурс. И если не отращивать шкуру, как у броненосца, а выработать более эффективные и гибкие защиты, и научиться самоподдержке - можно эту чувствительность перенести поближе к поверхности и использовать на благо себе и другим в любом виде творчества. Опять же, научившись спонтанности и расслаблению, шизоид не теряет способности мгновенно переключаться в наблюдательную позицию по отношению к себе, не отдаваясь импульсу, это у него на автомате. А такая способность - полезна во многих случаях, например, практическому психологу - очень даже пригодится для навыка контейнирования (т.е. способности выдерживать чужие чувства и собственное напряжение, не отвергая их, но и не заражаясь, а возвращая полезную реакцию). Есть люди, вообще не умеющие останавливаться и разглядывать себя изнутри, и есть даже те, которые никогда не научатся.

Но всё-таки я бы не стала считать креативность - отличительным признаком любого шизоида. Если человек погружен в себя и что-то там обдумывает - вы не знаете, что именно. Это может быть как гениальное изобретение, так и нехитрая мысль "всех убью, один останусь".


Источник

Показать полностью
87

Внутренний мир шизоида

(Продолжаю мини-сериал о шизоидах, 1-я часть была вчера, 3-я и последняя запланирована на завтра)


Некоторое время назад, когда в башке моей было гораздо меньше информации, и была радостная готовность всё принимать на веру - услышала я, что внутренний мир шизоида - это целостное self, и основная проблема шизоида - это его хрупкость, и поэтому он вокруг этого self выращивает очень толстые, непробиваемые границы, и это основная проблема, а так всё нормаль. Помню, даже на доске яйцо такое было нарисовано: толстые-толстые стенки, а в центре - буква "Я", прекрасная и нерушимая. Не знаю уж, хотел ли этого преподаватель на самом деле (предмет был вообще не про это, и возможно, образ нёс совсем другой смысл) - но я это восприняла так, что шизоид внутри гармоничен и прекрасен, и ничто дурное к нему не липнет, и никакому влиянию он не подвержен, просто мир для него опасен, потому что может разрушить эту хрупкую гармонию. Вопроса, откуда там возьмется гармония при разрушении базового доверия - как-то не возникло, слишком уж образ был красив. Правда, я недолго пребывала в иллюзиях.


С. Джонсон в своей "Психотерапии характеров" озаглавил главу про шизоидов словами "ребенок, которого ненавидели". Это очень сильно, и, по-моему, организовать своему ребенку шизоидную травму могут и вполне любящие (по-своему) родители. Но суть в следующем: холод, отвержение, враждебность, помимо того, что вызывают у ребенка защитное отчуждение - еще и интроецируются им, то есть вбираются как часть Я, и в дальнейшем формируют у человека модель отношения к себе. И выглядит эта модель как глубокая убежденность: я не нужен, я не имею права жить. Вряд ли это осознаётся как убеждение (по крайней мере, если личность достаточно сохранна). Я вот, скажем, по многим признакам имею шизоидную травму в анамнезе, но если меня спросить, имею ли я право жить, я скажу - конечно, имею, и не дождетесь! Более того, я люблю жизнь. Но при этом мне хорошо знакомо ощущение - иногда смутное, а иногда очень ясное, - что со мной что-то не так. Я какая-то не такая, как все (в плохом смысле). Что именно не так - я не знаю, локализация этого "не так" определяется с трудом, и не имеет отношения к родительским внушениям типа "ты ни на что не годишься, и руки у тебя из жопы" - хотя, конечно, подобные внушения хорошо ложатся на исходную шизоидную травму. Но нет, вроде бы и глупые внушения давно отброшены, и нет никаких причин считать себя ущербной, но то причины объективные, а субъективно - все могут, а я не могу. Все достойны счастья - а я не очень. И если я буду активно проявляться - со мной непременно что-то случится, и я с этим не справлюсь. Не справлюсь со своей же собственной жизнью. Что именно случится, с чем не справлюсь, в чем я хуже или слабее других? На эти вопросы нет ответов. Более того, многие шизоиды выглядят вполне довольными собой, и за счет опоры на интеллект и рационализации - знают "правильные" ответы на подобные вопросы, а за счет привычки отщеплять себя от чувств - убеждены, что именно так они и ощущают, как думают. И о принятии себя, и о мире как отражении, и о всякой такой байде расскажут всё правильно. Но это не мешает им ощущать тревогу и страх в большинстве социальных и личных ситуаций, там, где другие расслаблены и не задумываются вообще. Не что-то конкретное опасно (с конкретными страхами как раз легче), опасен мир вообще. Он может тебя разрушить. Иррациональность этого страха (когда умом ты понимаешь, что причины нет, и тренировка социальных навыков помогает очень мало) - указывает на то, что травма довербальная, очень ранняя. В результате очень многие вещи приходится делать просто через страх. Боишься и делаешь. Или, если ресурса мало и нет поддержки ниоткуда - сидишь в норе и не делаешь.


Надо сказать, что шизоид проецирует на окружающий мир большую часть собственной злости (а злости внутри очень много, ужас и злость - первые естественные младенческие реакции на отвержение). Что заставляет его часто видеть враждебность там, где её нет. При этом культивируется образ себя как человека мягкого, спокойного, не обижающего людей понапрасну, если они сами не нападают. Тут надо понять: в этом нет никакого лицемерия, самообмана. Шизоид действительно верит, что он - относится к людям по-доброму, а собственные вспышки ярости воспринимает как "овладевающие" им, как какую-то субличность, которая в нём живёт отдельно от основного "Я". Опять же, у шизоидов - очень глубокий внутренний запрет на открытое выражение агрессии. Поэтому его злость может, никак не выражаясь внешне и не касаясь других людей, обращаться в фантазии о мщении, о каком-то реванше, либо просто в садистские фантазии, а также - в аутоагрессию, то есть в саморазрушительное поведение. Некоторые шизоиды пограничного спектра могут себя резать, наносить себе какие-то повреждения, особенно есть шизоидная личность сочетается с истерической. Ну а в самом "нормальном" случае агрессия, не выраженная открыто, выражается в скрытой форме - в виде манипуляций. Пассивная агрессия - все, наверное, с этим встречались. Когда человек ничего вам явно не говорит, но ведёт себя так, что вы чувствуете себя дерьмом, а от объяснений уходит в обиженную позу, а что вы ему сделали - да хрен знает, может, и ничего, но вдруг сделаете :) Поэтому принять собственную злость, интегрировать её как часть себя, дать себе и другим право свободно злиться, и не ждать, что от этого мир рухнет на голову - для шизоида значительный шаг в личном развитии.


Многие шаги в личном развитии (в терапии, например) могут у шизоида сопровождаться сильными аффектами, когда человек начинает соприкасаться с задавленными ранее чувствами. А до этого основной фон настроения у шизоида - умеренно депрессивный. Человек не может избирательно подавлять чувства: плохие убрать, а хорошие оставить. Возможно только подавить все одновременно. Последствия этого - устойчивая недиффиренцированная тревога и невозможность испытать что-то действительно сильное, яркое. Ни горе, ни радость. Шизоид даже в депрессию толком погрузиться не может: для этого надо отпустить хотя бы печаль и позволить себе уйти на дно. Страх - это вообще сильная, древняя эмоция, и он действительно блокирует всё остальное. А когда он становится хроническим - получается такая вот фигня :(


Чё-то, блин, какой-то триллер получается, ну, вы понимаете, да, что сила травматизации может быть разной и по-разному влиять на людей, плюс накладывается более поздний жизненный опыт? Я вот тоже отчасти шизоид, но я - чудо и зайка, вы не согласны? :)

Кстати, говорят, из шизоидов часто получаются хорошие психологи, за счет... ладно, это я потом напишу. И про аспонтанность и креативность еще хотела, тоже потом.


Источник

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: