Разбор мема "Сад земных наслаждений" Часть 1
Как Иероним Босх изобразил анальный секс, почему евреи охотятся под покровом тьмы и куда ходил посрать средневековый нидерландец
Если вы видите средневековую картину и совершенно не понимаете, что на ней изображено — скорее всего, перед вами творчество Иеронима Босха, главного поставщика безумия конца Средневековья. Стиль Босха и сам по себе достаточно фантасмагоричен, но здесь особый случай. Это маленький фрагмент его триптиха «Сад земных наслаждений». Основа сюжета, на который написана картина, создана другим важнейшим для Средневековья любителем фантасмагорий — Иоанном Богословом, автором Апокалипсиса. В итоге сцена расправы над грешниками всех типов и мастей на Страшном Суде получила двойную дозу безумия.
Триптих — это, грубо говоря, одна картина в трёх-пяти частях. История греха и его разновидности у Босха показаны на первых двух панелях, а на последней — чем греховное поведение заканчивается. Иероним был человеком обеспеченным и мог позволить себе небыструю работу, полную затей, цитат и отсылок. Созданию таких притч, или моралите, и было посвящено всё его свободное время.
Триптих «Сад земных наслаждений», три внутренних панели и внешние створки
На меме антропоморфный дьявол с головой совы пожирает грешника, из задницы которого вылетает стая чёрных воронов. Всё это, естественно, не просто так — весь фрагмент состоит из символов, которые считывались средневековым человеком гораздо лучше современного. Давайте по порядку.
В средневековом понимании сова была птицей негативной, ноктюрнической, и она у Босха вообще встречается часто. Ночной образ жизни и охота под покровом тьмы ассоциировали сову с инфернальным существом, не приемлющем света, а следовательно, и Создателя. Крючковатый клюв (часто в миниатюрах превращавшийся в крючковатый нос) наделял птицу дополнительными ассоциациями с иудейским народом, который не принял Иисуса и предпочёл остаться во тьме ночной, в ереси и отступничестве. В общем, в виде совы перед нами дьявол. Цвет птицы тоже нёс негативные коннотации: в синих тонах обычно изображались черти, евреи, мусульмане, еретики, отступники, язычники и прочие гады.
Элегантный трон, на котором восседает дьявол — это унитаз. Он подчёркивает дальнейшую судьбу съеденных грешников. Иероним жил в Хертогенбосе, нидерландском городе, пронизанном каналами. В те дни река исполняла функции открытой канализации, и зловоние каналов окутывало улицы города. Очень богатые горожане (как Босх) могли позволить себе возведение над водой будки с таким же протоунитазом, как на изображении. Там они облегчались в одиночестве и относительно гигиеничных условиях. А простые люди срали прямо в реку.
Бесчисленные птицы встречаются на плоскости триптихов Босха там и тут — это языковая игра. Слово «voghelen», обозначавшее на старонидерландском птицу, одновременно обозначало и секс. Таким образом, ни в чём не повинная птица стала атрибутом похоти, смертного греха, а вылетая через зад, она намекает на peccata contra naturam, в простонародии известное как гомоебля. Если вам и после этого осталось непонятно, что грешить таким образом плохо, имейте ввиду, что скорее всего, эти птицы — вороны, а вороны — это последний предел средневекового символического негатива. В Ветхом Завете ворон обманул Ноя, полетев жрать падаль, вместо того, чтобы сообщить ковчегостроителю об отступлении вод. Этого христиане пернатому не простили и систематически изображали дьявола с вороньими крылами и лапами.
Котёл, венчающий голову дьявола на манер короны, это непременный атрибут адской кухни, на которой идет бесконечное мучительное приготовление грешников. Кстати, ассоциируется он не только с адом и грехом чревоугодия. Котёл — необходимая часть домашней (читаем: женской) утвари и позже будет ассоциироваться с ведьмовскими практиками.
А что обозначает специфическая обувь монстра, которая не попала на мем — никто не знает. Намекают ли винные кувшины на чревобесие или несут эротические коннотации? Когда будете до хрипоты спорить об этом с друзьями, старайтесь избегать рукоприкладства. Лучше покажите им этот разбор и все вместе, в едином порыве, поддержите «Высокое Средневековье».
МАТЕРИАЛ: ВАЛЕРИЯ КОСЯКОВА
ТЕКСТ: МАКС ДОЛИНСКИЙ
ИСТОЧНИКИ: D. BAX.
BESCHRIJVING EN POGING TO VERKLARING VAN HET TUIN DER ONKUISHEIDDRIELUIK VAN JEROEN BOSCH. GEVOLGD DOORKRITIEK OP FRAENGER;
D. BAX. HIERONYMUS BOSCH AND LUCAS CRANACH. TWO LAST JUDGEMENT TRIPTYCHS. DESCRIPTION AND EXPOSITION;
CORNELIS KILIAEN, ETYMOLOGICUM TEUTONICAE LINGUAE;
S. FISCHER. HIERONYMUS BOSCH. MALEREI ALS VISION, LEHRBILD UND KUNSTWERK
Страдающее средневековье
1.5K постов11.4K подписчиков
Правила сообщества
Милсдари и милсдарыни!
1. Будьте радушны и благодушны в словесных баталиях, но и щёку не подставляйте.
2. Мат в постах и комментариях дозволяется использовать как шпагу, а не как дубинку.
3. В случае прямого оскорбления, навязчивой рекламы, неуместного контента или спама в постах или коментах сразу зовите отряд боевых зайцев!
4. Качество картинки не должно быть ниже 7 шакалов из 10, а текст обязан быть читаемым.
5. Ссылки на телеграмм каналы с «мемасами» не допускаются.
6. Соблюдайте законы выше стоящего сюзерена, а именно кодекс Пикабу.
7. Допускается делать новостные посты по темам связанным со «страдающем средневековьем»(например о стилизованных настольных играх или кино и тому подобное), в сопровождении с мемом. :)
8. Допускается исторический экскурс, но только в сопровождении мема. :)