Разбор AcTapuT «Из рук чешуйки завязей хмельных..»

Из рук чешуйки завязей хмельных

Осыпались в тугую бронзу эля.

Удушлив аромат. Язык немеет.

Ночь близится, вскипает яд, осенний вечер тих.

Лесная плоть орехов золотых

Лукаво соблазняя сладким пленом,

Предательски насыщена свинцом.

Я слышу, как металл скользит по венам.

Пылает вдох, и выдох веет тленом.

Венец утерян, выжжен мох, и рядом со Творцом

Я вижу смерть с обветренным лицом.

И память тает, угасая в толще эля,

Трон опустел по воле молодых.

Хмель увядает,

Предрекая время

иных правителей и новых трав иных.


Идейно-образный уровень: центральный образ текста – хмель. Лирический герой в начале текста представлен фрагментарно: «из рук чешуйки завязей хмельных осыпались…» - это создаёт ощущение не только личного присутствия, но и ощущение самобытия читателя текста в качестве героя (как в компьютерной игре мы видим только руки с оружием, и ощущаем себя героем игры). Затем перевод на язык ощущений – «удушлив аромат», «язык немеет», «ночь близится», «вскипает яд», «вечер тих». Негативный аспект – большое количество синтаксических параллелизмов, хотя такой приём и бывает оправдан, но он достаточно избит – и автор должен это учитывать.

Относительно строки «Ночь близится, вскипает яд, осенний вечер тих» – при чтении здесь происходит интонационное расхождение выбранного ритма и ожидаемой строковой паузы, которая в рамках удлиненной строки приобретает черты цезуры. В первую очередь, строка удлиненна на 3 слога (в предыдущих строках соотношение слогов 10/11/11/, в указанной ‒ 14). Поэтому строка читается так:

«Ночь близится, вскипает яд осенний / вечер тих».

В результате «осенний» относится к яду, не вечеру, вне зависимости от пунктуации. Ритм и размер в стихотворном тексте являются преобладающими силами воздействия на читательское сознание. Здесь можно возразить, что пунктуация позволяет прочесть и

«ночь близится

вскипает яд

осенний вечер тих»

‒ но это создаёт дисгармонию, ощущение ошибки.


Звукопись:

«Лесная плоть орехов золотых

Лукаво соблазняя сладким пленом»


и другой уровень:


«Лесная плоть орехов золотых

Лукаво соблазняя сладким пленом»


‒ хороша в этом отрывке.


Смысловое продолжение текста – если понимать под «лесной плотью орехов золотых» хмель, то он «отравлен свинцом». Вообще здесь возникает некоторое непонимание, что именно подразумевает автор, поскольку он, очевидно, увлёкся звукописью и забыл о смысловой организации текста. Далее, логически связываем текст: хмель отравлен, хмель падает в эль, эль отравлен, герой выпивает напиток и:

«Я слышу, как металл скользит по венам.

Пылает вдох, и выдох веет тленом».

В целом, это «я слышу, как металл скользит по венам» очень хороший звуковой и осязательный образ, прекрасно передающий корёжащее внутреннее чувство лиргера. О выдохе, веющем тленом, в принципе понятно. Следующие строки становятся для меня загадкой:

«Венец утерян, выжжен мох, и рядом со Творцом

Я вижу смерть с обветренным лицом».

Вероятно, герой относится к какой-то фентезийной истории и в нём можно заподозрить особь королевских кровей. Враги отравили героя, «венец утерян», и рядом «со Творцом» герой видит смерть. Хороший образ «смерть с обветренным лицом», весьма ощутимый. Но образ выжженного мха не работает, он не включён в общую картину текста и выбивается из неё, создаёт впечатление «втычкового». «Со Творцом» читается тяжело, во-первых, это тяжёлое звуковое «сотворцом», во-вторых, стилистически, Творец здесь, в рамках эля и венца создаёт впечатление чужеродности. Обозначить божество в этом тексте целесообразно другим эпитетом, если не говорить о том, что сам Творец здесь, по факту, не осуществляет никакой функции, ни художественной, ни идейной, так как тема бога, смерти и человека в тексте не раскрывается. Основная тематика реализована в этих строчках:

«Трон опустел по воле молодых.

Хмель увядает,

Предрекая время

иных правителей и новых трав иных».

То есть, некоторые «молодые» отравили правителя, трон опустел. Хмель становится символом власти в финале, так как он «увядает» - стоит обратить внимание на параллельность строк и механизм построения «трон опустел – хмель увядает», обороты расположены на одинаковых позициях, что и создаёт между ними семантическую связь.

В финале «новых трав иных» звучит как многострадальное масляное масло, я бы заменила «новых» на любой подходящий эпитет, ведь и без того понятно, что "иные" травы будут новыми.

Положительные аспекты: есть неплохая звукопись; владение механикой стиха; ориентация на последовательность выражения идеи; автору удаётся передача ощущений, он делает это красочно. То бишь, автор в целом, могЁт. Но.

Недостатки: нарушено стилистическое единство; стереотипность (эль-хмель, венец-творец очень стереотипные связки, и в целом ощущение их шаблонности ложится и на остальной текст, хорошо, однако, что они не определены на рифмующихся позициях – это, во многом, спасает стихотворение); расхождение ритмики и пунктуации, конфликт семантики; неясность отдельных образов; в целом, автор не даёт читателю конкретики, которая в данном случае необходима, без понимания конкретной информации о статусе и положении героя, а также пространственно-временной принадлежности художественного мира текста ключи к понимаю и трактовке абсолютно не срабатывают, даже если заложены в него.


@AcTapuT приглашается к обсуждению, мне было бы интересно узнать-таки об орехах и в целом, насколько удалось считать контекст, может, что-то ушло от моего внимания.


Желающие критики по-прежнему могут оставить свою заявку.

Сообщество поэтов

14.3K постов4.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Строгих правил нет. Просто старайтесь вести себя достойно. Нецензурная лексика в стихотворных произведениях не запрещена, но не должна становиться самоцелью.

Сообщество создается для представления собственных произведений, но не возбраняется выкладывать и стихи известных авторов.

Публикующие свои стихи авторы должны быть готовы ко всевозможной критике. В постах не допускаются ссылки на сторонние ресурсы.

Авторы, с тонкой душевной организацией, не желающие критики должны ставить #без критики. Критика в таких постах запрещена и будет караться баном.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Первая реакция "ого, ничего себе!"

Благодарю Вас. Я получил гораздо больше, чем ожидал, как в общей скрупулёзности анализа, так и раскрытии личных особенностей, смог увидеть ошибки, о которых отчасти подозревал, отчасти не знал. Поражен объёмом Ваших усилий.


Нарушен ритм в "яде осеннем" - моя вина, чего уж скрывать. Вы же ошибку не только отметили, но и смогли улучшить восприятие, сместив ритм, что следовало бы сделать мне - обдумаю, как в будущем избежать подобного.


"герой относится к какой-то фентезийной истории и в нём можно заподозрить особь королевских кровей." - верно. Контекст Вы считали безукоризненно, учитывая к тому же, что предыстории образов я не давал.


Этот текст написан по просьбе моего товарища, который в данный момент пишет книгу. Часть сюжета заключена в том, что история возникновения и расцвета одного из царств глубоко связана с наркотическими свойствами плодов определённого вида орешника. На протяжении лет, сам орешник, и определённые ритуальные действия с ним  приобрели и сохраняют наполовину церемониальный, наполовину религиозный характер.


Стих описывает момент в книге, когда монарх, род которого (связан исторически с растением хмеля, находит отражение в геральдике и общей символике, чаще просто "Хмель") оказывается под угрозой уничтожения. Монарх вынужден либо вступить в позорную, заранее обреченную на провал борьбу, либо оставить трон, совершив самоубийство. Так как в последнем случае враг обещает быструю смерть без боли, а также - пощадить дорогих ему людей, монарх добровольно совершает самоубийство во время ритуальной церемонии, пальцами растирая в чашу "шишечки" хмеля, и съедает отравленные орехи. В последние моменты жизни, он отрешенно понимает, что слова о быстрой безболезненной смерти были ложью (пылает вдох, металл по венам), а значит, скорее всего, ложью было и обещание сохранить жизнь его близких.


Возможно, не все мне удалось передать, но предыстория была именно такая.


Многое мне следует обдумать, определить пути для усовершенствования.


Вашим анализом я более чем приятно удивлён и глубоко Вам благодарен.

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

рада, что старания не прошли впустую :) и вам спасибо.

вы не будете против, если я размещу текст рецензии на стороннем ресурсе?


история очень интересна, теперь всё, в принципе, встало на места. спасибо за разъяснения. 

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Не против, только дайте ссылку, пожалуйста; мне будут интересны комментарии, и скорее всего, сам ресурс.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

ок, спасибо. у меня там маленькая аудитория, я скорее для складирования его использую https://poembook.ru/diary/18271-razbor-AcTapuT-%C2%ABiz-ruk-... 

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А моё посмотрите? Школьное ещё, но я все никак не могу определиться - стыдиться мне его, или наоборот.

https://pikabu.ru/story/gorod_2917875

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

посмотрю. неделю-две подождёте?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Пффф... да хоть месяц!

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

ну что, готовы? не прошло и года :) публиковать в комментариях или отдельным постом?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Как считаете необходимым
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку