Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть

Чтобы увидеть еще раз! Такая себе интрига, ну ладно уж.

Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть Райан Гослинг, Обзор, Останься, Спойлер, Длиннопост

Стори: лента 2005 года, снятая Марком Форстером ("Персонаж") по сценарию Дэвида Бениоффа ("25 час"). Впоследствии эти два парня снова сошлись, чтобы создать "Бегущего за ветром", но это совсем другая история.


Несмотря на вполне звездный каст, фильм совершенно провалился в прокате. Поэтому, наверное, остался малоизвестным - при всей моей любви к мистическим триллерам, нашла его только специально отсматривая фильмографию Гослинга.


Сабж: к психотерапевту Юэну Макгрегору приходит нервный юноша Райан Гослинг, и с порога заявляет, что решил покончить жизнь самоубийством в эту субботу в полночь. И что-то с ним не так: каждое появление Райана окутывает некая мистическая тайна, которую Макгрегору предстоит разгадать. Ситуация осложняется неподдельным интересом девушки врача, Наоми Уоттс, к этому делу: она тоже суицидница, и Макгрегор старается оградить ее от болезненной темы. Но как отличить психоз от реальности, если никто не верит твоим словам?


Плюшки: Невыносимо. Прекрасная. Игра. Гослинга. Макгрегор тоже молодец, Наоми, правда, ничем особо не запомнилась - как и ее персонаж. Но речь-то о противостоянии двух мужчин - и двух начал в их симпатичных личиках: рационального и шизофренического.


Фильм ОЧЕНЬ визуальный, в нем полным-полно мелких незначительных подробностей, которые искусно выставлены напоказ. Очень тонко, шаг за шагом, атмосфера сюра нагнетается с каждой минутой. Ты даже не поймешь, как вполне бытовое повествование переступит грань ночного кошмара, органично и буднично, эффект погружения сумасшедший.


Но не только картинка и ее наполнение тут хороши: я как-то с первых фраз очаровалась диалогами ленты. Каждый из них очень важен для сюжета, это совсем не белый шум для эмоциональной окраски сцен или нарратив к повествованию. Диалоги раскрывают сюжет, как будто очищая фрукт от кожицы, слой за слоем, вводя зрителя в состояние предельного внимания и транса.


Финальный твист может показаться простоватым - но, черт возьми, он неожиданный! И для логики фильма крайне важно закольцеваться и вернуть зрителя обратно на землю. Уместное выражение - "а ларчик просто открывался". Сначала испытываешь лееееегонькое разочарование. По небольшом размышлении, понимаешь: иначе не могло быть. Это честно, это естественно, это по-настоящему.


Обзор: фух ,вроде получилось без спойлеров. До этого момента. Нет, я не раскрою главной интриги ленты. Если ты - такой же фетишист, как я, и любишь копаться в механике символов и деталей - можешь читать, и потом радоваться, встречая описанные моменты в фильме. Но дальше речь пойдет о конкретных сценах и их значении для атмосферы, так что -  ЖИРНЫЙ, БОЛЬШОЙ И ТОЛСТЫЙ СПОЙЛЕР АЛЕРТ.


Главные герои ленты - психотерапевт Сэм Фостер и студент-художник с проблемами Генри Летам.

На 10 минуте повествования мы уже знаем, что: Сэм - мутный тип с кучей проблем, которому тоже не помешал бы сеанс психотерапии. Мало того, что он заводит отношения со своей пациенткой - суицидницей Лайлой - он относится к ней, как к решенному делу, а не как к человеку. Обратите внимание на их диалоги: Сэм буквально приказывает ей, не разговаривает с Лайлой по-настоящему. Всегда  высокомерен, ведь ее он уже разгадал - спас, вылечил, "отработал". Влюблен в нее, как в личную и профессиональную победу, а не в женщину.


Это и самого Сэма тревожит: он так и не решил, готов ли сделать ей предложение, мучается от несправедливости и иррациональности этих отношений.


Лайла все чувствует, но не совсем верно толкует. Ей кажется, что проблема в ней - будто она недостойна жить счастливо, второсортна, никому, кроме Сэма не будет нужна. Ей отчаянно хочется, чтобы ее заметили и запомнили. Лайла не может бросить терапию - ведь Сэм для нее все, жизнь, любовь. И при этом мучается от творческой импотенции - она тоже художница, но лекарства мешают ей писать картины.


- Скажи, что я не безнадежна.
- Ты не безнадежна.
- Скажи, что меня запомнят.
- Кто?
- Люди.
- Тебе этого хочется? Тебя запомнят. А теперь раздевайся

Лайла ужасно хочет ,чтобы Сэм увидел в ней человека и личность - она раз за разом пытается принимать участие в его жизни, интересуется его работой, стремится быть вовлеченной абсолютно во все ,что с ним связано. И раз за разом получает отеческий снисходительный отказ: новости о его работе могут плохо сказаться на ее состоянии, для ее же блага, он не будет с ней ничего обсуждать. Ее страсть несколько маниакальна. В отчаянии от гиперопеки и ревности, она перестает принимать лекарства.


Сэм же не менее маниакально увлекается делом Генри Летама. С самого начала нам дали понять, что врач не очень-то стабилен, а тут в дело добавляется мистика: пациент, которого на время отпуска передала ему коллега, кажется, способен предсказывать будущее.


Прекрасная, хрестоматийная сцена беседы Сэма и Генри в кабинете, когда Генри признается, что слышит голоса, а Сэм просит его записать, что голоса говорят. Генри записывает, и в этот момент в кабинет заходит помощник и произносит: "Доктор Фостер, это Фредерик". Сэм отмахивается от помощника, возвращается к Генри и просит прочитать, что он записал. "Доктор Фостер, это Фредерик", читает пациент. Внимательный зритель понимает: фраза была записана ДО того ,как сеанс прервали. И снова - Сэм проявляет высокомерие, он профессионал, считает, что все уже знает про таких, как Генри. Он убеждает парня, что этот голос не послышался ему, он был реальным, а не вымышленным.

- Ну ладно... Не знаю, может вы поможете мне разобраться, в чем между ними разница?

Фраза Генри теперь звучит с издевкой.


Поговорим о нем. Что мы знаем о Генри Летаме?


Крайне нервный, студент-художник - утонченная натура. "Зона риска" в психотерапии. Каждое его появление - внезапно и вносит смуту в повествование. Так, в свой первый визит он глянул в окно на солнечный день и сказал, что будет град. В прогнозе погоды не было ни слова по осадки, но град пошел - внезапно, ни с того ни с сего. Как после такого можно проигнорировать заявление о суициде в строго назначенное время - в субботу в полночь? К тому же, Генри говорит об этом с безысходным фатализмом, будто ему не хочется, но придется это сделать. С этого момента градус ненормальности будет только нарастать.


Генри совсем не место в этом мире, он не вписывается. Его шнурки вечно развязаны (и это БЕЗУМНО нервирует), он вставляет в рот сигарету не той стороной.  Когда Сэм приходит в колледж повидать Генри, мы видим того недвижным, бледным, укрытым пальто, словно он уже мертв. Именно в этой сцене я заметила двойников. И поняла, что в фильме не так все просто:

Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть Райан Гослинг, Обзор, Останься, Спойлер, Длиннопост
Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть Райан Гослинг, Обзор, Останься, Спойлер, Длиннопост

Посмотрите на массовку. Это одинаковые люди. Сцены очень короткие, по 30-40 секунд, и сразу это в глаза не бросается. Но создает умственное напряжение - как незакрытая скобка. Я не сразу поняла, потом перемотала, чтобы убедиться. И сразу все предыдущие визуальные решения обрели смысл. Просто посмотрите на ракурсы, цвета, симметрию:

Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть Райан Гослинг, Обзор, Останься, Спойлер, Длиннопост
Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть Райан Гослинг, Обзор, Останься, Спойлер, Длиннопост
Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть Райан Гослинг, Обзор, Останься, Спойлер, Длиннопост

В кадрах почти никогда нет других людей. Если они появляются - это толпа. Добавьте к этому монтажную склейку эпизодов в одном кадре - камеру переводят с героев на окно, и через него мы видим персонажей уже в другой сцене; Генри моргает, и его лицо становится лицом Сэма, открывающего глаза; девушка входит в вагон метро, камера опускается на ее живот - и поднимается уже на лицо Лайлы, которая заходит в комнату дома. И так - весь фильм, с самого начала. Я начала ощущать тревогу и неуют на третьей минуте просмотра. Монтаж и работа оператора действительно держат в напряжении все время, до самого конца.


Плюс, на протяжении всего действия нам показывают сцены-вставки с людьми в машине, которые, кажется, совсем не имеют отношения к происходящему. В один момент пассажиры авто даже обсуждают происходящее в фильме (sic!). Смысл этих сцен откроется только в самом конце.


Совершенно ненормальной ситуация становится, когда Генри заявляет, что друг Сэма - это его погибший отец. Сэм начинает искать родителей Генри, и нас ждет абсолютно психоделическая сцена встречи с матерью парня, где само время причудливо прерывается и закольцовывается в дурной кошмар. Персонажей смешивают в одного человека, люди путают их имена и факты их жизни, а затем в эту адскую смесь добавляют Лайлу - все ее картины подписаны именем "Генри Летам".


Фильм заканчивается там, где он и начался: на Бруклинском мосту, в субботу, в полночь, совершая восхитительный и строгий оборот вокруг собственной оси.  Но чем он кончится, я вам не скажу, я обещала.


Кому понравится: строгие рекомендации: "Помни", "Шестое чувство", "Другие", "Идентификация", "Порок", "11:14", "Машинист", "Остров проклятых", "Донни Дарко", "Господин Никто".

Продвинутые рекомендации: "Малхолланд драйв", "Враг" с Джилленхолом, "Бульвар Сансет".


Рейтинг КП 7,3

Мой 9


Если вы уже посмотрели этот классический майндфак, но не поняли концовку или хотите обсудить какие-то детали - добро пожаловать в комменты, с удовольствием поболтаю.


Должен был быть пост-апдейт на https://pikabu.ru/story/podbor_filma_rayan_gosling_6540930

Но что-то пока не набралось достаточно фильмов для списка, которые мне бы понравились.

Всё о кино

19.9K постов58.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Заинтриговали. Пойду смотреть. Приду обратно про символику почитаю. Подписался.

раскрыть ветку (13)
Автор поста оценил этот комментарий
Придёте обратно - расскажите о впечатлениях)
раскрыть ветку (12)
1
Автор поста оценил этот комментарий

СПОЙЛЕРЫ!!!

Посмотрел. У меня двоякие впечатления от фильма. Начнем с хорошего. Визуал. Просто великолепный. За счет него передается вся атмосфера и держит не отпуская до самого конца. Переходы, нарезка, горизонты - очень круто.
Правда, смотришь и просто голову ломаешь, что же там в конце будет?..

И тут такой облом.
Обидно.
Какой смысл было прописывать героев, так показывать их личные отношения и вести рассказ от другого персонажа, который по сути в конце оказывается воображением , да причем еще и не связанный с реальностью никак.

Тут либо нужно было дополнительно Генри  раскрыть со стороны реальности, чтобы можно было сопоставить,  какой он есть на самом деле и каким он себя видит. 
Либо даже если мы предполагаем, что весь предсмертный мир является внутренним отражением реальности и его самого вперемешку, от этого финал все равно остается пресным.


Генри.

Мы ничего не знаем о нем. Вы спросите почему?
Да потому, что нас весь фильм ведут по дороге "иллюзорного мира" Сэма!!! и его переживаний. Я пропитываюсь переживаниями именно к нему, хоть он и есть вымышленной частью Генри. Самого Генри показывают урывками, а когда показывают его внутренние переживания, то они не вызывают жалости, т.к. не до конца ясно они настоящие или плот его воображения. И в конце нет у меня ощущения переворота всего сюжета (например как в остров проклятых или 6 чувство) я не начинаю переживать за Генри заново переосмысливая увиденное.

Лайла.
Как ее можно интерпретировать в реальной жизни? Да никак. Если Сэм - это часть Генри, которая пытается спасти его, то Лайла - неудачная попытка самоубийства Генри в прошлом??? Если нет, то как она раскрывает Генри? Если никак, если она нужная для раскрытия Сэма, то Сэма как личности не существует.И начинай по новой.

Интереса к  родителям Генри нет совершенно. Мать показали как плод воображения, отец находится в состоянии неопределенности со стороны Генри.  Вот например, в чем был смысл делать его слепым. К чему эта отсылка?
То они мертвы, то они живы, то они опять мертвы, то все таки живы.
Девушка вообще появляется под конец, как просто его знакомая. Да, тут я могу сказать что в реальной жизни скорее всего он не любил ее по настоящему. Но опять же, что нам это дает. Та ничего.

Что по итогу. У парня галюны на фоне происходящей аварии, которые даже если попытаться интерпретировать, на фоне его смерти выглядят бессмысленными. И? Какой смысл в это истории? Какой урок я должен вынести? Вовремя совершать техосмотр машины? Ну тут согласен.

ЗЫ:У меня вот что не складывается. Дэвид Бениофф (сценарист) крутейший мужик. Я посмотрел список фильмов сценаристом которых он выступал и все они просто отличные (кроме "Бегущий за ветром", который кстати как и у "Останься" режиссёром выступал Марк Форстер , просто потому что я его не видел).  А тут как в самом конце можно было так облажаться?

ЗЗЫ: Игра Гослинга как всегда на высоте.

раскрыть ветку (11)
Автор поста оценил этот комментарий
И Лайла, и Сэм - части личности Генри. Он как бы самоустраняется от происходящего, предоставляя решение проблем своему рациональному началу. Лайла - символ нервоза. Сэм у меня не вызвал сопереживания совсем, конченный мужик, если задуматься) финал, как по мне, единственно возможный выход из такого сюжета. Не знаю, не могу придумать ничего, что подошло бы лучше. Родители Генри находятся в суперпозиции к зрителю - потому что сам Генри не знает, живы они или нет.
подружка - в реальности он хочет сделать ей предложение, не знаю, как можно было решить, что она появилась побочно и на минутку. Это чёртово кольцо из фильма не пропадает ни на минуту
раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий
нервоз

Блин, когда ты первый раз так написала, подумал, очепятка, но ты её повторяешь... Невроз, neurosis, конечно же, ну камон. Да и Сэм - не конченый, совсем наоборот:)

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А, ну я часто пишу с телефона. Как автозамена решает, так и остаётся.
Ну не знаю, по мне, там все конченные)) ни одного строго положительного персонажа
раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну я хз. Что у нас с Генри? Он свой грех искупил или таки в ад? К Сэму претензия разве что насчёт нездоровое отношение к пациенту-жене. Наоми мы оба списали, а что например с Афиной? За то куцее экранное время она разве что не святая: на работе проявляет вежливый интерес к делам посетителям, хочет ставить лесбийского Гамлета, чувственные танцульки.. :) Кст, кто его играл?

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
Профнепригодность ещё у Сэма) хотя, это вымышленный персонаж, тут спорно. Афина - есть подозрение, что Генри боится, что она его не любит , поэтому ее симуляция отстраненная и Сэм тоже, как рациональное, боится делать предложение
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну если он профнепригодный... то я хз. Тогда тип героя поневоле, ну такой комедийный персонаж, Иван-дурак крч, который непонятно как, вопреки, но всё распутал. Хе-хе, я бы тоже боялся. Такой мощный и целостный, самостоятельный и независимый персонаж, идеальная фемка я бы сказал. Тут же явно зависимые отношения будут между Генри-объектом и субъектом-Афиной. А у Сэма с этой его явно наоборот, бремя ответственности скорее на нём.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Мы не можем знать, Афина - тоже вымышленный образ:) просто даётся понять, что Генри себя по отношению к ней воппо снимает, как случайного знакомого, недостойного её
Автор поста оценил этот комментарий
Не знаю, ща погуглю
Автор поста оценил этот комментарий
Не помню, чтобы в фильме его называли по имени, но, возможно, это Стерлинг К. Браун
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

О, ты про танцора?) А я просто опечатался с местоимением, конечно же, про Афину. Некая Элизабет Ризер. Добавил какую-то мелодраму с ней в список, Рожденные ветром.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Тьфу ты. Я то думаю, зачем тебе фемсочувствующий негр 😀
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку