Рацион Древней Руси

А что у вас сегодня на обед? Овощной салат, борщ, суп, картошка, курица? Эти блюда и продукты стали для нас такими привычными, что некоторые из них мы уже считаем исконно русскими. Согласен, прошло уже несколько сотен лет, и они прочно вошли в наш рацион. И даже не верится, что когда-то люди обходились без привычного нам картофеля, томатов, подсолнечного масла, не говоря уже о сырах или макаронах.

 Рацион Древней Руси LiveJournal, Русь, Еда, Рацион, Что ели на Руси, Длиннопост

Обеспечение продовольствием всегда было наиважнейшим вопросом в жизни людей. Исходя из климатических условий и и природных ресурсов у каждого народа в большей или меньшей степени развивались охота, скотоводство и растениеводство.

Киевская Русь как государство сформировалась в 9 веке нашей эры. К тому времени рацион славян составляли мучные изделия, каши,молочные продукты, мясо и рыба.

 Рацион Древней Руси LiveJournal, Русь, Еда, Рацион, Что ели на Руси, Длиннопост

Из злаковых выращивали ячмень, овёс, пшеницу и гречиху, несколько позже появилась рожь. Конечно, основным продуктом питания был хлеб. В южных регионах его выпекали из пшеничной муки, в северных большее распространение получила ржаная. Помимо хлеба пекли также блины, оладьи, лепёшки, по праздникам - пироги (часто из гороховой муки). Пироги могли быть с различными начинками: мясом, рыбой, грибами и ягодами.


Пироги готовили либо из пресного теста, такого, как сейчас используют для пельменей и вареников, либо из кислого теста. Оно называлось так, потому что действительно кисло (квасилось) в большой специальной посудине – квашне. Первый раз тесто замешивали из муки и колодезной или речной воды и ставили в теплое место. Через несколько дней тесто начинало пузыриться – это «работали» дикие дрожжи, которые всегда есть в воздухе. Теперь из него можно было печь. Готовя хлеб или пироги, оставляли в квашне немного теста, которое называлось закваской, и в следующий раз только добавляли в закваску нужное количество муки и воды. В каждой семье закваска жила долгие годы, а невеста, если она уходила жить в собственный дом, получала в приданое и квашню с закваской.

 Рацион Древней Руси LiveJournal, Русь, Еда, Рацион, Что ели на Руси, Длиннопост

Издавна на Руси одним из самых распространенных сладких блюд считался кисель.В Древней Руси кисели готовили на основе ржаных, овсяных и пшеничных отваров, кисловатых на вкус и имеющих серовато-коричневый цвет, чем и напоминали по цвету береговой суглинок русских рек. Кисели получались упругими, напоминающими студень, холодец. Поскольку сахара в те времена ещё не было, для вкуса в них добавляли мёд, варенье или ягодные сиропы.

 Рацион Древней Руси LiveJournal, Русь, Еда, Рацион, Что ели на Руси, Длиннопост

В Древней Руси были очень популярны каши. Преимущественно это были пшеничная или овсяная, из цельного зерна, которые долго распаривали в печи, чтобы они было мягкими. Большим деликатесом был рис (сорочинское пшено) и гречка, которая появилась на Руси вместе с греческими монахами. Каши заправлялись сливочным, льняным или конопляным маслом.

 Рацион Древней Руси LiveJournal, Русь, Еда, Рацион, Что ели на Руси, Длиннопост

Интересная ситуация на Руси была с овощными продуктами. То, что мы употребляем сейчас - не было и в помине. Самым распространённым овощем была редька. Она несколько отличалась от современной и была в разы больше. Также массово была распространена репа. Эти корнеплоды тушили,жарили и делали из них начинку для пирогов. Так же издревне на Руси известен горох. Его не только варили, но и делали из него муку из которой пекли блины и пироги. В 11 веке на столах начинается появляться репчатый лук, капуста, несклько позже - морковь. Огурцы появятся только в 15 веке. А привычные нам паслёновые: картофель, томаты и баклажаны пришли к нам лишь в начале 18 века.


Помимо этого на Руси из растительной пищи употребляли дикий щавель и лебеду. Дополняли растительный рацион многочисленные дикорастущие ягоды и грибы.

 Рацион Древней Руси LiveJournal, Русь, Еда, Рацион, Что ели на Руси, Длиннопост

Из мясной пищи были известные нам говядина, свинина, куры,гуси и утки. Конину ели мало, в основном военные во время походов. Часто на столах было мясо диких животных: оленина, кабанятина и даже мясо медведя. Также в пищу шли куропатки, рябчики и прочая дичь. Даже распространявшая своё влияние Христианская церковь, считавшая недопустимым употребление в пищу диких животных, не смогла искоренить эту традицию. Мясо жарили на углях, на вертеле (верчёное), либо, как большинство блюд, тушили крупными кусками в печи.


Достаточно часто на Руси ели рыбу. Преимущественно это была речная рыба: осетр, стерлядь, лещ, судак, ерш, окунь. Её варили, запекали, вялили и солили.

 Рацион Древней Руси LiveJournal, Русь, Еда, Рацион, Что ели на Руси, Длиннопост

На Руси не было супов. Знаменитые русские уха, борщ и солянка появились только в 15-17 веках. Была "тюря" - предшественник современной окрошки, квас с нарубленным луком и заправленный хлебом.


В те времена, как и в наши, русские люди не избегали выпивки. Согласно "Повести временных лет" основной причиной отказа Владимира от ислама была трезвость, предписываемая той религией. "Питие", - говорил он, - "это радость русов. Мы не можем без этого удовольствия". 

Русская выпивка для современного читателя неизменно ассоциируется с водкой, но в эпоху Киевской Руси не гнали спирта. Употребляли три вида напитков. Квас, безалкогольный или слегка хмельной напиток, изготовляли из ржаного хлеба. Это было нечто напоминающее пиво. Вероятно, он был традиционным напитком славян, так как его упоминают в записях о путешествии византийского посланника к вождю гуннов Аттиле в начале пятого века наряду с медом. Мед был чрезвычайно популярен в Киевской Руси. Его варили и пили как миряне, так и монахи. Согласно летописи князь Владимир Красное Солнышко заказал триста котлов меда по случаю открытия церкви в Василеве. В 1146 г. князь Изяслав II обнаружил в погребах своего соперника Святослава пятьсот бочек меда и восемьдесят бочек вина. Было известно несколько сортов меда: сладкий, сухой, с перцем и так далее. Пили и вино: вина ввозились из Греции, и, кроме князей, церкви и монастыри регулярно импортировали вино для отправления литургии.

 Рацион Древней Руси LiveJournal, Русь, Еда, Рацион, Что ели на Руси, Длиннопост

Таковой была Старославянская кухня.Что же такое Русская кухня и какова связь её со Старославянской? На протяжении нескольких веков менялись быт, нравы, расширялись торговые связи, рынок наполнялся новыми продуктами. Русская кухня впитывала в себя большое количество национальных блюд различных народов. Что-то было забыто, либо вытеснено другими продуктами. Однако, основные тенденции Старославянской кухни в том или ином виде дожили до наших дней. Это доминирующее положение хлеба на нашем столе, широкий ассортимент выпечки, каши, холодные закуски. Поэтому, на мой взгляд, Русская кухня является не чем-то обособленным, а логическим продолжением Старославянской кухни, несмотря на то, что претерпела за века значительные изменения.


А каково Ваше мнение?



Автор ЖЖ: MIHAILOPOTAPICH

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
58
Автор поста оценил этот комментарий

А откуда взята инфа на ограничения по употребления дикого мяса в христианстве?

раскрыть ветку (14)
28
Автор поста оценил этот комментарий
Да, ни разу не слышал ничего подобного
9
Автор поста оценил этот комментарий

а енто он попутал запрет на употребление телятины на Руси и запрет на потребление дичи.

раскрыть ветку (12)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда такой же вопрос будет и про телятину!

раскрыть ветку (10)
35
Автор поста оценил этот комментарий

запрета на употребление говядины не было. Зато телятину не употребляли:

"Редко и неохотно едят все восточные славяне телятину; разумеется, образованные слои населения составляют исключение. Вероятно, старый обычай не есть телятину вызван хозяйственными соображениями. Теленка следует откармливать, пока он не станет побольше." Зеленин Д.К."Восточнославянская этнография" (с.145 в издании 1991)



Хотя Зеленин называет причинами этого запрета вполне себе хозяйственные мотивы, вполне вероятно, что ранее запрет носил религиозный характер и был присущ именно православию. В частности, об употреблении телятины Лжедмитрием I:



"Страстный к обычаям иноземным, ветреный Лжедимитрий не думал следовать Русским: желал во всем уподобляться Ляху, в одежде и в прическе, в походке и в телодвижениях; ел телятину, которая считалась у нас заповедным, грешным яством;"


(Н.М Карамзин «История государства Российского» т.11 гл.4)


"Однажды, за столом Царским, Князь Василий Шуйский, видя блюдо телятины, в первый раз сказал Лжедимитрию, что не должно подчивать Россиян яствами, для них гнусными;" (там же)



Еще о Лждемитрии и телятине:


"И вскоре после женитвы своея в той же час воздвиже бурю и гонение на христианы, и опроверже христианскую веру, и начат суботствовати римски, яко же обещася папе о том в среду и в пяток телчия мяса и прочая нечистоты ясти." "Русское историческое повествование XVI-XVII веков" С. 65, 67



Хотелось бы привести еще пару цитат из "независимых" источников - от иностранцев, проживавших в то время в России:,



"В субботу 10 мая, на третий день свадьбы, царь приказал приготовить в кухне все по-польски и среди других кушаний — вареную и жареную телятину. Когда русские повара увидели это и рассказали всем, в царе стали сильно сомневаться, и русские стали говорить, что он, верно, поляк, а не московит, ибо телятина считается у них нечистой и ее не едят. Они это молча стерпели, выжидая удобного случая." К. Буссов. Московская хроника



"11 мая великий князь велел готовить в поварнях все кушанья на польский лад, жарить и варить телятину; у русских поваров было омерзение к ней, и они разнесли об этом молву между дворянами, гражданами и простым народом. Русские очень презирали за это великого князя, злословили его и говорили между собою: “Да, он и вправду жестокий еретик!” — однако ж вели себя смирно и выжидали случая." Петр Петрей, "История О Великом Княжестве Московском"



Не знаю как вам, но мне эти цитаты кажутся (как сейчас говорят) "схожими до степени смешения". Кто там у кого украл я не скажу, возможно оба автора черпали из одного источника.


Чем употребление телятины закончилось для Лжедмитрия I общеизвестно. А вот чем грозило употребление телятины простым "россиянам"? Если обратиться к Петрею, то прочесть можно следующее:



"Когда великий князь строил с башнями и раскатами город Орел, лежавший на литовской границе, он до того изморил голодом рабочих и крестьян, что они принуждены были убить самого жирного между ними и так спаслись от голода. Другие же, которые не могли есть человечьего мяса, принуждены были с голода заколоть теленка. Узнав о том, великий князь велел евших телятину сжечь живьем и пепел бросить в реку, а евшие человечье мясо были прощены и избавлены от наказания. Это потому, что москвитяне питают отвращение к телятине и есть ее для них гораздо грешнее, нежели человечье мясо."


Петр Петрей, "История О Великом Княжестве Московском"



Вторит ему и Яков Рейтенфельс:



"Телятины все упорно сыздавна, не знаю по какой причине, избегают до того, что царь Иван Васильевич приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали теленка."


Яков Рейтенфельс, "Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии", Книга третья, Глава 16



У Скрынникова, в двухтомнике "Великий государь Иоанн Васильевич Грозный" есть следующие строки:



"В синодике записей за 1569 г. имеются следующие пометы: «На Вологде отделано: князя Петра Кропоткин... Василия повар, Федора помясы, Неупокоя, Данило, Михаила плотники». Избиение плотников было вызвано тем, что царь был недоволен ходом строительства крепости в Вологде. Повод для расправы был выбран самый благочестивый. Крестьяне, присланные в Вологду для строительства крепости, голодали. Однажды им удалось раздобыть телятину, употребление которой в пищу строжайше запрещалось церковными правилами. Грозный, узнав о таком «великом грехе», велел сжечь провинившихся живьем."


Скрынников Р. Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т. — Смоленск: Русич. — Т. 2. с. 56

раскрыть ветку (9)
15
Автор поста оценил этот комментарий

1. Эпоха Лжедмитрия - это уже вполне Средние Века, а не Древняя Русь

2. Все ограничения, вводимые Церковью, обычно таки были формализованы и содержали конкретные пункты или строго прописанные нормы, на которые могли сослаться те же служители.

3. Могу согласиться с тем, что телятина могла не употребляться по чисто экономическим соображениям. Но, опять таки, в то время в принципе  должно было быть достаточно всякого другого мяса, да и диких животных должно было вполне хватать в лесах. Однако, вполне могли не позволять охотиться в лесах из-за их принадлежности знати.

раскрыть ветку (8)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Лжедмитрий - это никакие не средние века, караул, семнадцатый век!

раскрыть ветку (7)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Ну можно отнести к позднему Средневековью или раннему Новому времени

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Нельзя, конец позднего средневековья - пятнадцатый век. Максимум шестнадцтый, хотя за такое уже палками бьют. После ВГО никакого средневековья быть не может, это время открытия новых земель, колонизации америки и прекрасных парусников.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда предлагаю вам подредактировать эту статью

https://ru.wikipedia.org/wiki/Средние_века#%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

При всем уважении, где вы здесь увидели что-то про семнадцатый век? А то, что некоторые ученые предлагают другую периодизацию, так это не общепринятая концепция.

Позднее, или раннее Новое время (XIV—XVI века)
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Ок, соглашусь с вашим мнением, в моем личном понимании это было ооочень позднее Средневековье для той территории, что то охватывала теперешнюю Россию, Белорусь и Украину

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
А что это за запрет такой?
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку