Рассуждение как функционально-смысловой тип речи

Рассуждение представляет собой функционально-смысловой тип речи, целью которой является доказательство или опровержение некоего тезиса. Рассуждение соответствует умозаключению и выполняет специфическое коммуникативное задание – отразить логику отношений между явлениями окружающей действительности, придать речи аргументированный характер, поэтому текст-рассуждение оформляется с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики.

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи Писательство, Интересное, Полезное, Рассуждения, Речь, Длиннопост, Текст

Рассуждение – богатый по своим возможностям способ изложения. В нем находят воплощение все известные формы и методы мышления: отношения причины и следствия, гипотезы (частный случай этого построения – так называемая условная гипотеза, которая удовлетворяет схеме: если бы…то…), различные типы сопоставлений и противопоставлений (подобно тому…, …в отличие от того…), фиксация сходства и различия, аналогия, доказательство истинности и ложности суждений.


Наиболее широкая и часто встречающаяся разновидность рассуждений – рассуждение-доказательство. Основные части логического доказательства – тезис, аргументы, демонстрация. Тезис – суждение, истинность которого обосновывается в ходе данного доказательства. Аргументы – суждения, при помощи которых мы обосновываем истинность тезиса. Демонстрация – выведение истинности тезиса из аргументов.

Рассуждение как текстовое явление сформировалось в научной речи. Подтипы рассуждения объединяются между собой на основе структурного сходства: все они включают тезис, образующий ключевую часть построения, и аргументы – комментирующую часть, которая призвана снять полностью или частично сомнения относительного выдвинутого в качестве тезиса положения.


В современной лингвистике выделяются несколько подтипов текста-рассуждения, содержательный аспект каждого из которых ориентирован на решение специфической коммуникативной задачи.


Среди подтипов текста - рассуждения выделяют:

1. Теоретическое рассуждение;

2. Отвлеченное рассуждение (объяснение);

3. Отвлеченное рассуждение (определение);

4. Свободное рассуждение.


Рассмотрим данную классификацию более подробно. В ее основу положены следующие критерии:

- Значение;

- Функциональная значимость;

- Специфика;

- Сфера применения.


Для большего удобства, ниже приведена таблица.

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи Писательство, Интересное, Полезное, Рассуждения, Речь, Длиннопост, Текст

В речевом общении люди не только повествуют о чём-то или описывают что-то, не только спрашивают или побуждают к действию, но и рассуждают, доказывая что-либо. Доказательства используются в научной, публицистической, художественной речи и в разговорной бытовой.

В логическом плане рассуждение своеобразно и отличается от повествования и описания тем, что выражает собой умозаключение.

Рассуждение - такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение, и специфической языковой структурой, зависящей не только от логической основы рассуждения, но и от смыслового значения выводного суждения. В бытовой разговорной речи, в художественном стиле полные умозаключения крайне редки, видимо, потому, что рассуждения такого типа опираются на общежитейскую мудрость, положения которой стали аксиомами. В научной речи полные доказательства бывают более необходимы, особенно в том случае, когда в рассуждении приходится опираться на какие-то научные формулировки положений, правил, законов. Это встречается в математических доказательствах, в аргументации различных явлений лингвистического характера. Рассуждения такого плана распространены в обучении.


Рассуждение как тип речи в полной форме выражается совокупностью специфически объединённых предложений, опирающихся в логическом плане на умозаключение как высшую форму мышления. Эта логическая основа во многом определяет структуру рассуждения: количество предложений в рассуждении и структурно-смысловую связь.

Как отмечалось выше, главной частью рассуждения является тезис, или выводное суждение: рассуждение ведётся с целью достижения этого вывода. В рассуждении всегда решается какой-то вопрос. Общий смысл рассуждения зависит от смысла выводного суждения, смысл же вывода опирается на цель всего высказывания. Рассуждение ведётся с разными целями: дать оценку предмету по наличию у него какого-то признака; дать обоснование действиям или состоянию; выявить причинную связь обусловленных явлений; обоснованно что-то утверждать или отрицать в категорической форме.


Смысловые разновидности рассуждений зависят от значения выводного суждения.


Рассмотрим примеры смысловых разновидностей рассуждений, которые предложила О.А. Нечаева:

1. Оценочные именные рассуждения со сказуемым в выводе в форме имени прилагательного или имени существительного.

Например: «Прекрасный человек! Бывало, напутаешь в бумаге, не доглядишь, не то мнение или закон подведёшь в записке, ничего: велит только другому переделать. Отличный человек! - заключает Обломов». (И.А. Гончаров «Обломов»).

2. Рассуждения со значением состояния со сказуемым в форме слов категории состояния: «Всё видно хорошо, потому что в небе студёная оцепенелая луна и множество звёзд, и снег всюду мигает звёздами». (В. Астафьев «Последний поклон»).

3. Рассуждения с обоснованием реальных или гипотетических действий, отсюда с глагольной формой в изъявительном или сослагательном наклонении в выводе: «Я и без него пришёл бы, потому что уже был на дороге. Понимаешь: на дороге!». (Н. Камбулов «Ракетный гром»).

4. Рассуждения с целью предписания или описания действий: «Зимы ещё нет, по ночам только иней. Можно успеть». (Д. Ерёмин «Золотой пояс»).

5. Рассуждения с обусловленными действиями или признаками: «Завял он, засох, и краса вся его наземь обсыпалась. И люди вот так же, пока цветут, красивые, а потом усыхают, морщинятся». (В. Астафьев «Последний поклон»).

6. Рассуждения с категорическим отрицанием или утверждением в форме риторического вопроса или восклицания: «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело?». (М.А. Шолохов «Судьба человека»).

В рассуждении логические причинно-следственные отношения синтаксически оформляются как с помощью союзов, так и без союзов. Иногда части рассуждения являются совершенно самостоятельными предложениями, и логические отношения выражаются только порядком следования предложений. Таким образом, рассуждение как функционально-смысловой тип речи является типизированной, структурно оформленной в языковом плане её разновидностью.


Источники:

Валл А.В., Коньков В.И., Неупокоева О.В. «Функциональные типы речи. Ч. 1: Описание, повествование, рассуждение». - СПб.: СПбГУ, 1999.

Накорякова К.М. «Литературное редактирование: учеб. Пособие» / К.М. Накорякова. - М.: ИКАР, 2009.

Саломатина Л.С. «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение): лекции 1-8». - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

Нечаева О.А. «Функционально - смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)». - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974.


Здесь начало о типах речи.

Здесь о повествовании как типе речи.

Тут об описании как типе речи.

Лига Писателей

3.6K постов6.4K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий
Рассуждение соответствует умозаключению и выполняет специфическое коммуникативное задание – отразить логику отношений между явлениями окружающей действительности, придать речи аргументированный характер, поэтому текст-рассуждение оформляется с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики.

Кратко о претензии на примере этой цитаты: можно сказать "хлеб", а можно "хлебобулочное изделие".

Тяжело читается и воспринимается текст. Ещё тяжелее - осознаётся. "Специфическое коммуникативное задание" и другие выражения в таком духе. Похоже на некую научную статью, которую писали профессора для профессоров. Какая бы интересная и важная мысль не была зарыта в таком тексте, докопаться до неё будет очень сложно. Запомнить и использовать - нереально. Почему встречается либо литературная "жвачка", либо такие "научные" статьи? Это же две крайности. Очень редко видишь статьи "золотой середины": интересное и сложное содержание, поданное в простой форме. Поэтому так и популярен научпоп сейчас)

Было бы хорошо, если вы просто пересказали суть свои словами. А за примеры плюс.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Уважаемый @Yanvel, специально для вашего удобства в тексте приведена таблица и конкретные примеры )) Если и они слишком сложны для восприятия... Что ж, буду работать над "олитературиванием" стиля научных статей ;)

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вашей целью была публикация поста в научном стиле о типе речи? Если так, тогда я не прав, признаю.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку