2038

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2

Всего две недели назад составу поискового объединения «АвиаПоиск» регионального отделения «Поисковое движение России» сообщили о возможном месте падения в районе села Варфоломеевка Приморского края, где предположительно в 1945 году упал в болото бомбардировщик Пе-2 из состава 9-й Воздушной армии.

Оказывается местный житель был очевидцем падения.

Место падения спустя 70 лет. Видна воронка.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

Состав из членов Авиапоиска, волонтеров и добровольцев прибыл на место. Весь день приезжали поглазеть местные жители.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

Первая найденная находка. Шасси.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост
Пе-2, или просто "Пешка" — самый массовый бомбардировщик советского производства. В годы Великой Отечественной войны эти самолеты были задействованы на всех фронтах, принимали участие в основных сражениях. О том, как выглядит Пе-2, знают все, кто хоть раз видел знаменитый советский фильм "Хроника пикирующего бомбардировщика".

Вторая стойка шасси.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

Ковш экскаватора опускается на глубину 4 метра.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

Найден пулемет ШКАС в идеальном состоянии.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост
Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

Патроны в ленте.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

Год выпуска пулемета. 1941.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

Найденный мною парашют. Есть предположение, что это парашют ПЛ-45, поскольку нашли и вытяжной маленький парашют, а это главная деталь для определения. Они появились к концу войны, а до него использовался в авиации ПЛ-3М. Маркировка на парашюте не обнаружена.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

Далее пошли винты. В первый день легко нашли 4 штуки.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

Вот он пулемет. Отмытый.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

Но самой грандиозной и впечатляющей находкой был планшет. Обнаружен рядом с парашютом.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост
Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

Вскрытие планшета оставили на вечер. Офицерские линейка, химический карандаш, деревянная линейка, общие тетради.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

И газета. Аккуратно сложенная.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

ТРЕВОГА. Издательство г. Хабаровск. Газета "Тревога" - это ежедневная красноармейская газета  с 1929 года. Издание от 02 мая 1942 года. Приказы Сталина, ситуация в Греции, Англии и Аргентине. Обличающая статья о Гитлере под названием "кровавый шут на трибуне".  Главный вопрос. Зачем летчикам в 1945 году газета 1942 года? Может как политинформация.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост
Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

К сожалению записи в тетради очень разные и совсем не однозначные. Предположительно заполнил их стрелок Л. Конычев. Нет точного указания на маршрут полета в день падения. Показалось что записи хаотичные и не возможно их разумно систематизировать. Было указание на город порт Сейсин, в Корее. Наши его бомбили в 45 году.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

Тут дата вообще 1940. Много пустых страниц.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

Второй день поиска был не менее результативен.  Еще два винта, но уже с редуктором. Итого все 6 винтов найдены. Скорее всего из этого выйдет отличный памятник. В первый день найдены небольшие останки кого то из членов экипажа, часть костей черепа и сухожилия. Скорее всего стрелка.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

Далее обнаружено еще стойка шасси. Колодки тормозные и внутренняя камера, светло оранжевая по цвету.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

И двигатель. Номер двигателя обнаружен, будет запрос в архив. Тип 105, год 1941. Нашли еще один пулемет, отлично сохранился.

Поднимаем шасси.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

Вот так выглядит основной фронт работ. День второй. Глина, грязь, вода. Глубина работ достигала 5 метров. Вода быстро приходила, что невероятно осложняет работы.

Раскопки бомбардировщика ПЕ-2 Приморский край, Самолеты СССР, Авиация, Великая Отечественная война, Вечная память, Длиннопост

К окончанию второго дня раскопок найдены все 6 винтов, 1 двигатель, планшет, парашют, все пулеметы УБ и ШКАС, все стойки шасси. На данном этапе работы были прекращены.

В понедельник 13 ноября многие каналы показывают свои сюжеты о нашей работе.

Спасибо команде Авиапоиск и спонсорам за отлично проделанную работу. Выходные прошли не зря.

Найдены возможные дубликаты

+71
К окончанию второго дня раскопок найдены все 6 винтов

Возможно, все же не винтов, а лопастей?

раскрыть ветку 15
+49

Добавлю к замечаниям, по фото пулемет калибра 12,7, это не ШКАС. ШКАСы были 7,62. Калибр 12,7 либо УБ (Березина), либо ШВАК, но это уже лучше пытать специалистов.

п.с. посмотрел фотографии пулеметов - очень похож на УБ

раскрыть ветку 14
+20

на фото даже видно надпись 12,7 БТ.

УБТ это.

+16

Полагаю, УБТ вместе с собственно турелью.

Не УБС и не УБК.

+10

А, ну да - на картинке "Год выпуска пулемета. 1941" четко прописано - 12.7 БТ

+11

То что вытащили,  это УБ, даже фотка с маркировкой калибра присутствует на пулемете. Ошибся человек по понятной причине, т.к. в паре у пешки обычно шли ШКАСы или вообще 1 ШКАС. Шваки на сколько мне известно устанавливались вроде только на Пе-3 и то 20мм пушки, пулеметную версию ШВАК выпустили всего в 90 штук и вряд ли она попала на самолеты, да и квадратный он слишком для швак.

раскрыть ветку 5
+5
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку 4
+56

Для лл:

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+13
ллгс
раскрыть ветку 1
+8
Сколько благодарных истинных участников лл осталось за кадром...
+91
Нужное дело. Правильное. Как вариант в газете могло быть написано о ком то из экипажа или о его родных.
раскрыть ветку 4
+44
Плюсую возможно в газете что то личное для него. Вплоть до фамилии журналистки с которой он был знаком.
+41
Либо банальнее - бумага для самокруток.
раскрыть ветку 1
+3

а в 42-м бросил курить и не пригодилось.

+8
Добавлю по поводу тетради. Возможно это коспект с курсов подготовки офицеров запаса. Они после учебы хранятся довольно долго(75 лет), и в случае мобилизации являются твоим основным помошником после старшего начальника.
+23

Доступа кислорода не было поэтому и сохранилось. Благодаря глине скорее всего, а там по виду обычное поле, болота трясиной и камышами не видно. Просто высокий уровень грунтовых вод.

раскрыть ветку 6
+46

Правильно говорите.


В 2010 году советского летчика откопали- как будто неделю назад умер.


"Найденный через 55 лет после гибели советский летчик Борис Александрович Лазарев. Истребитель «Харрикейн» сержанта Лазарева из 760-го смешанного авиационного полка 259-й иад 7-й ВА Карельского фронта был сбит в ходе воздушного боя 21 февраля 1943 года "(с)

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
+15

Поправка - в 98. Самолет с останками пилота был поднят из болота в 1998 году Санкт-Петербургской поисковой группой «Высота». Болотистая местность, бензин и масло из двигателя истребителя не позволили истлеть телу погибшего лётчика. Только лицо пилота было размозжено об приборную панель, а ступни были оторваны. В кабине пилота были найдены летные очки и самодельный нож с нанесенной на нем надписью «Другу Боре во второй год войны», на поясном ремне летчика висел пистолет ТТ, в карманах комбинезона были обнаружены красноармейская книжка, комсомольский билет, два письма и патроны от пистолета россыпью.

Сержант Лазарев с подобающими ему почестями похоронен на мемориальном военном кладбище в поселке Чупа Лоухского района Карелии. Детали найденного самолета были использованы при реставрации другого найденного «Харрикейна» для экспозиции Центрального военно-исторического музея на Поклонной горе в Москве. Родственники погибшего до сих пор не найдены.

-8

Мозг, видимо, тоже целый. Эх нашли бы его ещё лет на пятьдесят позже, может, смогли бы чего-нибудь из его мозга прочитать, ценные свидетельства...

раскрыть ветку 1
ещё комментарии
+3

Да, у меня тоже вопрос возник: отметив поразительную сохранность и патронов в том числе, я подумал, а не стрёмно ли было экскаваторщику своим ковшом туда лезть, бомбардировщик всё-таки, понятно чего вёз.

раскрыть ветку 1
+1
Страха не было.
+16
А из газет могли ещё делать козью ножку.
раскрыть ветку 14
+19
И жопу подтирать еще.
раскрыть ветку 4
+8

Ничего смешного .

Туалетная бумага в СССР появилась только в 1970 году.


А до этого выбор был невелик,  или газета или лопух.

раскрыть ветку 2
+3

у военных майки длинные

+10
Но не с приказами и фото Сталина.
раскрыть ветку 3
+4
В этом году 90лет заводу 22 .где делали Пе 2 и Пе 8 .есть музей . Не хотите передать часть находок ?
Могу дать контакт сотрудников музея .
В экспозиции есть стойка шасси и пулемет , сильно пострадавшие . С сильными следами корозии .
раскрыть ветку 1
+1

На пикабу есть сообщество Дальний восток - https://pikabu.ru/community/Far_East
Если Вам нетрудно Вы можете размещать связанные темы или новости размещать там. Спасибо Вам большое

+1

шо це таке козья ножка???

раскрыть ветку 4
+6
Предположительно это самокрутка согнутая так, чтоб табак не попадал в рот
раскрыть ветку 2
+2
Самокрутка
+10
Вы нашли не ШКАС а УБТ(Пулемет Березина Турельный), калибр 12,7мм.
Не могу найти слов благодарности за вашу работу они либо сказаны либо их нет в моём словарном запасе.
+5
У пе-2 вроде два мотора было
раскрыть ветку 1
+10

Опечатались просто. Винтов два - лопастей шесть.

+4
Главный вопрос. Зачем летчикам в 1945 году газета 1942 года?

У меня дома хранится газета, с портретом матери и статьёй о ней.


Возможно лётчик хранил газету в планшете, потому что в одной из статей о нём или о его воинской части в газете было упоминание о нём самом или с ним связанное.

+3
Брат моей бабушки , лётчик - ас , "сокол Сталина" , сопровождавший вождя в Ялту и Тегеран ,осенью 1945 вместе с 7 чел разбился на Дугласе , когда перегоняли его по ленд-лизу на Дальний Восток . Самолёт нашли в горах , ближайший насел пункт- посёлок Пезас. Останки вывезти не смогли , лошади от трупов шарахались , прикопали там , а в Пезасе поставили обелиск. Следующим летом Русское Географическое Общество организует экспедицию на поиски этого самолёта и перезахоронения останков экипажа. Я , повинуясь внезапному порыву, как- то написала про своего двоюродного деда в ВК и так меня нашли . Пока я единственная, родственников других членов экипажа найти не удалось . Скоро придёт им инфа о нём из архивов по запросу , я нашла кучу фото его , и из Каира в том числе . Война не закончится, пока не будет похоронен последний солдат, вот так вот .
+3
Спасибо. Молодцы круто. Я бы так не смог (
+5
Молодцы ребята! Удачи вам.
+2
Благое дело делаете, низкий поклон Вам!..
+2

Год производства пулемета и двигателя 41. Он с 41-42 года летал получается?

раскрыть ветку 1
0
Вероятнее вплоть до 1945.
+2

Здравствуйте! А в Питере Вы деятельность не ведёте? Очень хочу помочь. Учусь на инженера-авиаконструктора, в авиации разбираюсь немного, физическим трудом не брезгую...

раскрыть ветку 4
+1
В вашем регионе есть свой Авиапоиск. Мы Приморский край. Максимум дальний восток.
0

в вк найди сообщество поисковики Санкт- Петербурга. В участниках Виктора Соболева. Они с самолетами часто работают.

раскрыть ветку 2
0
раскрыть ветку 1
+2
Молодцы! :-) Кто-то теперь наконец найдёт своих родственников.
А все таки странная штука жизнь. Вот они летали бомбить корею, а теперь память о них, из земли, достает корейский экскаватор ;-)
+5
" Зачем лётчикам в 1945 году газета 1942 года?"

ну почта России с чего-то же начинала?!
+1
Пост вроде читала не "по диагонали", но не нашла информацию про останки членов экипажа. Только небольшие останки стрелка..
мне почему то всегда казалось, что самое важное найти именно павших воинов, установить кто это был и похоронить с почестями....
раскрыть ветку 2
+2
Очень малые останки найдены. Есть версия что ранее их кто то копал. Поскольку на глубине 1/2 метра нашли доски. Кто то сооружал стенки от осыпания Ямы. А может и черные копатели. Номер двигателя обнаружен, будет запрос в архив.
раскрыть ветку 1
0
Спасибо!
+1
Вернулся с маршрута
Нахожусь в районе
Иду на посадку
Шасси не в порядке
раскрыть ветку 1
+2

Это похоже на кодировку сообщений.

72 78 50 - всё в порядке, нахожусь в районе Кавалерово.

+1

Спасибо, интересный пост!

как же трудно работать в такой грязи!

Еще что интересно, почерк людей того времени, буква т, с хвостиком вниз, такая характерная.

+1
Какие вы все пиздуны. Люди работают в такую погоду, в такую грязь для нас, для истории, они герои!
0

Зачем нужны старые газеты: подтираться и для самокруток

0
Похоже что от самолета ничего не осталось или еще не все выкопали?
раскрыть ветку 1
0
Все найденное описано в посте.
0
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку 2
+2
Скорее всего сам самолёт рассыпался от удара, а двигатель и шасси довольно прочные
+1
Это все самое крупное что удалось найти.
0

Почему откапывать надо обязательно в такое время года, а не летом? Кайф получают от того, что в грязи измажутся?

раскрыть ветку 1
+4
Болото. В 70_е его осушили, но все равно мы работали в воде. За ночь яма глубиной 5 метров вся запомнилась водой. Летом невозможно было б работать, да и скорее хотелось найти, потому и не стали откладывать.
0
Помню тут недавно был гневный пост археолога о чёрных копателях. Любопытно, как археологи относятся к ТАКОМУ методу "раскопок".
раскрыть ветку 1
0

У них свои черныши. А реальные археологи не представляют условий работы. Не везде реально делать стол, зачистку итд. Если надо могу привести примеры.

0
Нигде не спрашивал. Спрошу тут, куда пропали самолеты и танки с мест боевой славы? Неужели их все успели вывести и переплавить?
раскрыть ветку 1
+2
Есть такое дело. Металлисты работают.
0

В этом году ещё раскопки будут продолжаться? Или до следующего года перерыв?

раскрыть ветку 1
0
Скорее всего это все. Нашли все крупное. Остальное мелкий алюминий дюраль. Да и слишком глубоко и невозможно далее в болоте работать.
0
Интересный пост, спасибо!
0
Самый крутой пост о военной археологии, подпишусь
0
Я был удивлен тетрадям , до сих пор с такой таблицей умножения делают
0

Я бы не отказался от самолета в хозяйстве.

раскрыть ветку 1
+2
Авиапулеметом землю пахать?)))
0
Такой характерный почерк для тех лет ))) бабушка моя также писала.
Такая работа проведена, обалденные люди ВЫ !!! Спасибо !
0
Подписался, ждём продолжения)
-2
А пулики куда? Полицию вызывали?
-2
Вот как так, с 45-го знали, что там самолет упал и всем похер было?
раскрыть ветку 11
+29
Болото. Невозможно вести раскопки. Это сейчас вода отступила. Немного.
раскрыть ветку 9
+6
Что бы не было проблем с водой, надо копать в мороз.
Так пруды копают.
раскрыть ветку 4
-3

Сам работал? Или копипаста?

раскрыть ветку 3
-10
На живых то ветеранов денег не хватает... Это же не скрепы и борьба с Матильдами)
ещё комментарий
-8
Ну поставить тег раскопки нельзя что-ли?! Забивают теги, как это бесит.
-14
Подобные посты оставляют двойственное впечатление.

С одной стороны люди делают правильное дело и чтят память своих предков, а также борьбу советского народа против фашистских захватчиков.

А с другой - все эти люди одеты в иностранную одежду, используют импортную технику для извлечения НАШЕЙ памяти.

А в какой фарс, с продажей портретов ветеранов в супермаркетах, с повязыванием ленты в шнурки, с ежегодной облицовкой мавзолея и многим другим непотребством превратили День Победы, даже не хочется вспоминать.

Не осталось и нет ничего СВОЕГО, кроме памяти...

Ну а так то раисся вперде и пуйло уверенно ведёт в светлое завтра западного потреблядства и усиления скреп мировой бензоколонки.
раскрыть ветку 9
+5

Эк вас переклинило то, даже сюда смогли политику приплести....

ещё комментарии
ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: