Работа литнегром. Заказчики и все-все-все

К предыдущему моему посту было много вопросов относительно "технической" стороны работы: как происходит взаимодействие с редактором, в каком формате я получаю ТЗ и так далее. Я на них обязательно отвечу, но для начала просто необходимо отдельно обозначить типы заказчиков у литраба. Почему? Потому что все технические подробности работы напрямую зависят от того, кто заказывает у тебя текст. Иногда различия очень, нет, ОЧЕНЬ велики.


Типы заказчиков у литературного негра. Поехали... *длиннопост*


Издательства. На мой личный взгляд, издательства - самый "благодарный" заказчик, какой только может быть у литнегра. Издательство - это хорошо налаженный конвейер, в котором литраб является частичкой четкого и понятного механизма. Здесь все максимально приближено к "обычной" работе: ТЗ, сроки, наличие иерархии (автор-издательство-редактор-литраб), цели/задачи и так далее. Самые четкие ТЗ - от издательств. Самая понятная система оплаты - от издательств. Самые детально обговоренные условия работы - от издательств. Почему так происходит? Потому что издательства не работают по принципу "что-то захотелось написать роман", они работают над конкретным медийным продуктом (личность - автор), есть выстроенная маркетинговая стратегия, "фишечки" для конкретного автора, есть понятный бюджет, налаженный механизм взаимодействия и так далее.


Я постоянно работаю с одним издательством. Там у меня есть "личный" редактор, через которого я взаимодействую. Когда есть работа, мне присылают краткий запрос в духе "есть задание на детектив про робота-пришельца, интересно?". Если я говорю "да", то мне высылают синопсис и оговаривают сроки и стоимость. После финального согласования я начинаю работу. Все четко и ясно.


По опыту своих друзей могу сказать, что 80% работы литнегры получают именно от издательств. Условия сотрудничества могут отличаться, но незначительно. Я дала обобщенную картину.


P.S. В отдельную категорию выделять не буду, но скажу, что есть еще посредники - люди, которые работают с несколькими издательствами или рекламными конторами и занимаются поиском литрабов для разных проектов. В 99% случаев процесс взаимодействия ничем не отличается, так как ТЗ в конечном итоге все равно идет от издательства или формируется под контролем издательства. Личность-автор может быть один, а можно работать для разных проектов.


Цена работы - средняя или высокая (от 40.000 за произведение). Риск - низкий.


Авторы - индивидуалы. Некоторые авторы предпочитают миновать издательства и прочих посредников и искать себе литрабов самостоятельно. Причины, по которым автору может понадобиться литраб, разные. У кого-то нет времени на написание очередного романа (например, есть основная работа), у кого-то нет желания (есть ленивые задницы, не в обиду авторам), а кто-то просто пытается зарабатывать писательством и ставит романы "на поток". В этой категории заказчиков можно столкнуться как с опытным автором, у которого уже есть контракт с издательством и выпущенные на рынок произведения, так и с новичком, который только-только выходит на рынок.


Авторы-индивидуалы, как правило, являются новичками на рынке. Крупные фигуры рано или поздно приходят к работе через издательство или посредника. Основное отличие в работе с индивидуалами - литраб не работает в команде, а взаимодействует непосредственно с автором-заказчиком (в издательстве, например, я ни разу не общалась с "итоговым" автором произведения). Здесь нет команды поддержки в виде корректоров, ТЗ более размытое. Работа с индивидуалом - это лотерея. Иногда она может быть более выгодной и приятной, если автор готов хорошо платить, с интересом относится к произведению, помогает тебе обсуждать сюжетные ходы, подкидывает идеи и т.д. Иногда получается так, что автор постоянно "ставит палки в колеса", критикует каждое предложение и забраковывает все твои идеи. В работе с индивидуалом у литраба меньше свободы творчества, больший контроль конкретно самого текста. Срок работы с индивидуалом обычно больше, процесс длится несколько месяцев, а то и год из-за отсутствия прямого взаимодействия с издательством.


В целом, работа с индивидуалом очень похожа на работу копирайтера с заказчиком-ИП. Это либо может стать началом прекрасного сотрудничества, либо принесет тебе геморрой и седые волосы.


Интересно отметить, что автором-заказчиком в этой категории может быть как, собственно, писатель, так и человек, который никогда в жизни ремеслом не интересовался, но ему захотелось добавить себе в резюме строчку "пишу книги". Моей знакомой даже предлагали писать фанфики за деньги, человек хотел получить репутацию и лайки на всем известном портале фанфиков.


Цена работы - низкая и средняя (от 20.000 за произведение). Риск - средний.


Интернет-сайты, порталы с произведениями и т.д. Встречается не так часто и больше для малых форм. Самый яркий пример - порталы с эротическими рассказами (или рассказами из категории "жизненные истории"), порталы стихов и т.д. Работа подойдет для новичка в литрабстве, так как писать надо не целое произведение, а рассказ на 2-10 страниц. Работа похожа на работу с издательством, но в light-версии: есть интернет-персонаж-автор, для которого литрабы пишут рассказы. Цензура не такая строгая, главное, чтобы подходил текст под запросы ЦА. Я бы назвала таких заказчиков - посредниками между работой вебрайтера и работой литнегра. Уже не коммерческие и информационные тексты, но еще не литература.


Сюда же я бы отнесла журналы, которые не только публикуют присланные им рассказы читателей, но и работают с "постоянными" авторами. Это не совсем литрабство, так как имя автора-литраба часто публикуется вместе с рассказом.


Цена работы - низкая и средняя (от 1.000 за рассказ). Риск - низкий.


Коммерческие компании и т.д.  Литрабы не всегда пишут чисто художественные произведения, часто заказывают корпоративные книги, биографии, информационно-исторические брошюры и так далее. Коммерческие заказчики (корпорации, заводы, общественные организации и т.д.) готовы хорошо платить, но литрабу нужно сразу быть готовым к тому, что от него будут требовать предоставить идеальный материал. Это значит, что вопросы поиска редактора и корректора будут лежать на вас, заказчика такие мелочи волновать не будут. В корпоративных книгах "о компании" еще часто необходим рекламный элемент, поэтому нужны навыки копирайтера, маркетолога и т.д. На мой взгляд, это - самый тяжелый тип работы, так как он требует компетенции сразу в нескольких областях.


Цена работы - средняя и высокая (от 30.000). Риск - низкий.


Заказчики-читатели. Моя любимая категория, хоть и встречается очень и очень редко. За мою карьеру - всего два раза. Заказчики-читатели - это люди, которые платят тебе деньги не для того, чтобы потом это произведение издать, а для того, чтобы его...прочесть. И все. Вот хотелось человеку всю жизнь прочитать роман про робота-пирата с Марса, который колонизирует Самарскую область, но никто такого не писал. А прочесть то хочется! А тут у него появились  лишние деньги, он нашел литраба и сидит в предвкушении литературного оргазма. Работать с такими заказчиками - это всегда полный треш в хорошем смысле этого слова. Идеи бывают просто отбитые, так как у вас двоих нет никаких рамок и ограничителей в виде издательства (произведение то не публикуется).


Главная сложность с такими заказчиками - "попасть в настроение". У литраба в этом случае нет никакой свободы, так как он должен на 100% написать то, что человек хочет прочесть, вплоть до мельчайших деталей.  С другими заказчиками всегда можно надавить на то, что "это классный ход, но издательство такое не пропустит", а тут нельзя. Хочет человек, чтобы ты каждую главу уделял 30 страниц эротическим сценам с единорогами (а само произведение при этом про Николая Второго), то ты в лепешку разбейся, но напиши, иначе не заплатят. Однажды я переписывала рассказ 10 раз.


Работа с заказчиками-читателями самая сложная, но я считаю, что попробовать должен каждый литраб. Если вы переживете это, то никакие издательства вам уже не страшны! К тому же, прекрасно развивает воображение.


Цена работы - низкая и средняя (от 10.000). Риск - высокий.


Вот, пожалуй, и все. Если кого-то забыла - пишите в комментарии. В следующий раз поговорим про ТЗ - в какой форме приходят, что туда вписывают и т.д.


*добавила тег "работа литнегром", чтобы вы могли заигнорить меня.

Лига Писателей

3.6K постов6.4K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Я подпишусь на ТС, чтобы читать грамотные тексты и безумные идеи в комментариях

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку