Работа литнегром. Заказчики и все-все-все

К предыдущему моему посту было много вопросов относительно "технической" стороны работы: как происходит взаимодействие с редактором, в каком формате я получаю ТЗ и так далее. Я на них обязательно отвечу, но для начала просто необходимо отдельно обозначить типы заказчиков у литраба. Почему? Потому что все технические подробности работы напрямую зависят от того, кто заказывает у тебя текст. Иногда различия очень, нет, ОЧЕНЬ велики.


Типы заказчиков у литературного негра. Поехали... *длиннопост*


Издательства. На мой личный взгляд, издательства - самый "благодарный" заказчик, какой только может быть у литнегра. Издательство - это хорошо налаженный конвейер, в котором литраб является частичкой четкого и понятного механизма. Здесь все максимально приближено к "обычной" работе: ТЗ, сроки, наличие иерархии (автор-издательство-редактор-литраб), цели/задачи и так далее. Самые четкие ТЗ - от издательств. Самая понятная система оплаты - от издательств. Самые детально обговоренные условия работы - от издательств. Почему так происходит? Потому что издательства не работают по принципу "что-то захотелось написать роман", они работают над конкретным медийным продуктом (личность - автор), есть выстроенная маркетинговая стратегия, "фишечки" для конкретного автора, есть понятный бюджет, налаженный механизм взаимодействия и так далее.


Я постоянно работаю с одним издательством. Там у меня есть "личный" редактор, через которого я взаимодействую. Когда есть работа, мне присылают краткий запрос в духе "есть задание на детектив про робота-пришельца, интересно?". Если я говорю "да", то мне высылают синопсис и оговаривают сроки и стоимость. После финального согласования я начинаю работу. Все четко и ясно.


По опыту своих друзей могу сказать, что 80% работы литнегры получают именно от издательств. Условия сотрудничества могут отличаться, но незначительно. Я дала обобщенную картину.


P.S. В отдельную категорию выделять не буду, но скажу, что есть еще посредники - люди, которые работают с несколькими издательствами или рекламными конторами и занимаются поиском литрабов для разных проектов. В 99% случаев процесс взаимодействия ничем не отличается, так как ТЗ в конечном итоге все равно идет от издательства или формируется под контролем издательства. Личность-автор может быть один, а можно работать для разных проектов.


Цена работы - средняя или высокая (от 40.000 за произведение). Риск - низкий.


Авторы - индивидуалы. Некоторые авторы предпочитают миновать издательства и прочих посредников и искать себе литрабов самостоятельно. Причины, по которым автору может понадобиться литраб, разные. У кого-то нет времени на написание очередного романа (например, есть основная работа), у кого-то нет желания (есть ленивые задницы, не в обиду авторам), а кто-то просто пытается зарабатывать писательством и ставит романы "на поток". В этой категории заказчиков можно столкнуться как с опытным автором, у которого уже есть контракт с издательством и выпущенные на рынок произведения, так и с новичком, который только-только выходит на рынок.


Авторы-индивидуалы, как правило, являются новичками на рынке. Крупные фигуры рано или поздно приходят к работе через издательство или посредника. Основное отличие в работе с индивидуалами - литраб не работает в команде, а взаимодействует непосредственно с автором-заказчиком (в издательстве, например, я ни разу не общалась с "итоговым" автором произведения). Здесь нет команды поддержки в виде корректоров, ТЗ более размытое. Работа с индивидуалом - это лотерея. Иногда она может быть более выгодной и приятной, если автор готов хорошо платить, с интересом относится к произведению, помогает тебе обсуждать сюжетные ходы, подкидывает идеи и т.д. Иногда получается так, что автор постоянно "ставит палки в колеса", критикует каждое предложение и забраковывает все твои идеи. В работе с индивидуалом у литраба меньше свободы творчества, больший контроль конкретно самого текста. Срок работы с индивидуалом обычно больше, процесс длится несколько месяцев, а то и год из-за отсутствия прямого взаимодействия с издательством.


В целом, работа с индивидуалом очень похожа на работу копирайтера с заказчиком-ИП. Это либо может стать началом прекрасного сотрудничества, либо принесет тебе геморрой и седые волосы.


Интересно отметить, что автором-заказчиком в этой категории может быть как, собственно, писатель, так и человек, который никогда в жизни ремеслом не интересовался, но ему захотелось добавить себе в резюме строчку "пишу книги". Моей знакомой даже предлагали писать фанфики за деньги, человек хотел получить репутацию и лайки на всем известном портале фанфиков.


Цена работы - низкая и средняя (от 20.000 за произведение). Риск - средний.


Интернет-сайты, порталы с произведениями и т.д. Встречается не так часто и больше для малых форм. Самый яркий пример - порталы с эротическими рассказами (или рассказами из категории "жизненные истории"), порталы стихов и т.д. Работа подойдет для новичка в литрабстве, так как писать надо не целое произведение, а рассказ на 2-10 страниц. Работа похожа на работу с издательством, но в light-версии: есть интернет-персонаж-автор, для которого литрабы пишут рассказы. Цензура не такая строгая, главное, чтобы подходил текст под запросы ЦА. Я бы назвала таких заказчиков - посредниками между работой вебрайтера и работой литнегра. Уже не коммерческие и информационные тексты, но еще не литература.


Сюда же я бы отнесла журналы, которые не только публикуют присланные им рассказы читателей, но и работают с "постоянными" авторами. Это не совсем литрабство, так как имя автора-литраба часто публикуется вместе с рассказом.


Цена работы - низкая и средняя (от 1.000 за рассказ). Риск - низкий.


Коммерческие компании и т.д.  Литрабы не всегда пишут чисто художественные произведения, часто заказывают корпоративные книги, биографии, информационно-исторические брошюры и так далее. Коммерческие заказчики (корпорации, заводы, общественные организации и т.д.) готовы хорошо платить, но литрабу нужно сразу быть готовым к тому, что от него будут требовать предоставить идеальный материал. Это значит, что вопросы поиска редактора и корректора будут лежать на вас, заказчика такие мелочи волновать не будут. В корпоративных книгах "о компании" еще часто необходим рекламный элемент, поэтому нужны навыки копирайтера, маркетолога и т.д. На мой взгляд, это - самый тяжелый тип работы, так как он требует компетенции сразу в нескольких областях.


Цена работы - средняя и высокая (от 30.000). Риск - низкий.


Заказчики-читатели. Моя любимая категория, хоть и встречается очень и очень редко. За мою карьеру - всего два раза. Заказчики-читатели - это люди, которые платят тебе деньги не для того, чтобы потом это произведение издать, а для того, чтобы его...прочесть. И все. Вот хотелось человеку всю жизнь прочитать роман про робота-пирата с Марса, который колонизирует Самарскую область, но никто такого не писал. А прочесть то хочется! А тут у него появились  лишние деньги, он нашел литраба и сидит в предвкушении литературного оргазма. Работать с такими заказчиками - это всегда полный треш в хорошем смысле этого слова. Идеи бывают просто отбитые, так как у вас двоих нет никаких рамок и ограничителей в виде издательства (произведение то не публикуется).


Главная сложность с такими заказчиками - "попасть в настроение". У литраба в этом случае нет никакой свободы, так как он должен на 100% написать то, что человек хочет прочесть, вплоть до мельчайших деталей.  С другими заказчиками всегда можно надавить на то, что "это классный ход, но издательство такое не пропустит", а тут нельзя. Хочет человек, чтобы ты каждую главу уделял 30 страниц эротическим сценам с единорогами (а само произведение при этом про Николая Второго), то ты в лепешку разбейся, но напиши, иначе не заплатят. Однажды я переписывала рассказ 10 раз.


Работа с заказчиками-читателями самая сложная, но я считаю, что попробовать должен каждый литраб. Если вы переживете это, то никакие издательства вам уже не страшны! К тому же, прекрасно развивает воображение.


Цена работы - низкая и средняя (от 10.000). Риск - высокий.


Вот, пожалуй, и все. Если кого-то забыла - пишите в комментарии. В следующий раз поговорим про ТЗ - в какой форме приходят, что туда вписывают и т.д.


*добавила тег "работа литнегром", чтобы вы могли заигнорить меня.

Лига Писателей

3.6K поста6.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Млин.. я думала это тыщ.. 150..300 стоит )))

раскрыть ветку (12)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Может у известных и крупных авторов столько платят, я не знаю. Мой потолок был 60.000 за произведение. Видела предложения по 200.000 за коммерческую книгу, но сама не писала. Тут, вроде, есть коллеги моя, они могут поправить меня с цифрами, я писала на основании своего опыта)

раскрыть ветку (11)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да уж, ну и расценки. Придумывать, творчески выкладываться, формировать сюжет, править, корректировать все 2 месяца каждый день и получить всего 20-30 тыс. руб. в месяц, которые можно получить подметая улицы? Прямо обидно за отрасль.

раскрыть ветку (1)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

в писательстве уже давно не крутятся большие деньги. Я думаю, что даже у таких личностей, как условная Донцова литнегры не получают много. От своих издателей я слышала, что сейчас с финансами в литературе полный зад, даже крупные издательства сильно просели по прибыли. Литрабство никогда не было моей основной работой, приносящей доход

1
Автор поста оценил этот комментарий

Сколько по времени заняло?

раскрыть ветку (2)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Роман на 12-20 авторских листов (1 авторский лист - 40.000 знаков) - около 2-х месяцев

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

А в среднем сколько получается в месяц/год?

Автор поста оценил этот комментарий
Это за книгу? Я думала за авторский лист... Наивная девочка
раскрыть ветку (3)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Люди переоценивают прибыльность писательства)))

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Да я скорее больше с точки зрения - заплатить как работодатель. Мне казалось исполнение своей мечты дороже бы стоило.

А в целом, сколько занимает написание стандартной книги? (12 а.л)

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Книга, как исполнение мечты, встречается не так уж часто среди людей с доходом, чаще обращаются люди со средним доходом, простые менеджеры и условные работяги. Да, они готовы заплатить за мечту, но это не астрономические суммы.


Ну....можно написать за месяц, если писать каждый день по 4-5 часов. Это с учетом времени, которое тратится на "сижу перед белым листом и не знаю, как составить слова в предложения). Можно за неделю, если в голове уже все сформировано, у меня был такой опыт. Я просто садилась утром и начинала писать, до вечера. неделя и готово. Но это тяжело физически

Автор поста оценил этот комментарий

а если честное соавторство?
предлагали?

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Предлагали, но я отказывалась, не моя тематика.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку