Работа литнегром. Заказчики и все-все-все

К предыдущему моему посту было много вопросов относительно "технической" стороны работы: как происходит взаимодействие с редактором, в каком формате я получаю ТЗ и так далее. Я на них обязательно отвечу, но для начала просто необходимо отдельно обозначить типы заказчиков у литраба. Почему? Потому что все технические подробности работы напрямую зависят от того, кто заказывает у тебя текст. Иногда различия очень, нет, ОЧЕНЬ велики.


Типы заказчиков у литературного негра. Поехали... *длиннопост*


Издательства. На мой личный взгляд, издательства - самый "благодарный" заказчик, какой только может быть у литнегра. Издательство - это хорошо налаженный конвейер, в котором литраб является частичкой четкого и понятного механизма. Здесь все максимально приближено к "обычной" работе: ТЗ, сроки, наличие иерархии (автор-издательство-редактор-литраб), цели/задачи и так далее. Самые четкие ТЗ - от издательств. Самая понятная система оплаты - от издательств. Самые детально обговоренные условия работы - от издательств. Почему так происходит? Потому что издательства не работают по принципу "что-то захотелось написать роман", они работают над конкретным медийным продуктом (личность - автор), есть выстроенная маркетинговая стратегия, "фишечки" для конкретного автора, есть понятный бюджет, налаженный механизм взаимодействия и так далее.


Я постоянно работаю с одним издательством. Там у меня есть "личный" редактор, через которого я взаимодействую. Когда есть работа, мне присылают краткий запрос в духе "есть задание на детектив про робота-пришельца, интересно?". Если я говорю "да", то мне высылают синопсис и оговаривают сроки и стоимость. После финального согласования я начинаю работу. Все четко и ясно.


По опыту своих друзей могу сказать, что 80% работы литнегры получают именно от издательств. Условия сотрудничества могут отличаться, но незначительно. Я дала обобщенную картину.


P.S. В отдельную категорию выделять не буду, но скажу, что есть еще посредники - люди, которые работают с несколькими издательствами или рекламными конторами и занимаются поиском литрабов для разных проектов. В 99% случаев процесс взаимодействия ничем не отличается, так как ТЗ в конечном итоге все равно идет от издательства или формируется под контролем издательства. Личность-автор может быть один, а можно работать для разных проектов.


Цена работы - средняя или высокая (от 40.000 за произведение). Риск - низкий.


Авторы - индивидуалы. Некоторые авторы предпочитают миновать издательства и прочих посредников и искать себе литрабов самостоятельно. Причины, по которым автору может понадобиться литраб, разные. У кого-то нет времени на написание очередного романа (например, есть основная работа), у кого-то нет желания (есть ленивые задницы, не в обиду авторам), а кто-то просто пытается зарабатывать писательством и ставит романы "на поток". В этой категории заказчиков можно столкнуться как с опытным автором, у которого уже есть контракт с издательством и выпущенные на рынок произведения, так и с новичком, который только-только выходит на рынок.


Авторы-индивидуалы, как правило, являются новичками на рынке. Крупные фигуры рано или поздно приходят к работе через издательство или посредника. Основное отличие в работе с индивидуалами - литраб не работает в команде, а взаимодействует непосредственно с автором-заказчиком (в издательстве, например, я ни разу не общалась с "итоговым" автором произведения). Здесь нет команды поддержки в виде корректоров, ТЗ более размытое. Работа с индивидуалом - это лотерея. Иногда она может быть более выгодной и приятной, если автор готов хорошо платить, с интересом относится к произведению, помогает тебе обсуждать сюжетные ходы, подкидывает идеи и т.д. Иногда получается так, что автор постоянно "ставит палки в колеса", критикует каждое предложение и забраковывает все твои идеи. В работе с индивидуалом у литраба меньше свободы творчества, больший контроль конкретно самого текста. Срок работы с индивидуалом обычно больше, процесс длится несколько месяцев, а то и год из-за отсутствия прямого взаимодействия с издательством.


В целом, работа с индивидуалом очень похожа на работу копирайтера с заказчиком-ИП. Это либо может стать началом прекрасного сотрудничества, либо принесет тебе геморрой и седые волосы.


Интересно отметить, что автором-заказчиком в этой категории может быть как, собственно, писатель, так и человек, который никогда в жизни ремеслом не интересовался, но ему захотелось добавить себе в резюме строчку "пишу книги". Моей знакомой даже предлагали писать фанфики за деньги, человек хотел получить репутацию и лайки на всем известном портале фанфиков.


Цена работы - низкая и средняя (от 20.000 за произведение). Риск - средний.


Интернет-сайты, порталы с произведениями и т.д. Встречается не так часто и больше для малых форм. Самый яркий пример - порталы с эротическими рассказами (или рассказами из категории "жизненные истории"), порталы стихов и т.д. Работа подойдет для новичка в литрабстве, так как писать надо не целое произведение, а рассказ на 2-10 страниц. Работа похожа на работу с издательством, но в light-версии: есть интернет-персонаж-автор, для которого литрабы пишут рассказы. Цензура не такая строгая, главное, чтобы подходил текст под запросы ЦА. Я бы назвала таких заказчиков - посредниками между работой вебрайтера и работой литнегра. Уже не коммерческие и информационные тексты, но еще не литература.


Сюда же я бы отнесла журналы, которые не только публикуют присланные им рассказы читателей, но и работают с "постоянными" авторами. Это не совсем литрабство, так как имя автора-литраба часто публикуется вместе с рассказом.


Цена работы - низкая и средняя (от 1.000 за рассказ). Риск - низкий.


Коммерческие компании и т.д.  Литрабы не всегда пишут чисто художественные произведения, часто заказывают корпоративные книги, биографии, информационно-исторические брошюры и так далее. Коммерческие заказчики (корпорации, заводы, общественные организации и т.д.) готовы хорошо платить, но литрабу нужно сразу быть готовым к тому, что от него будут требовать предоставить идеальный материал. Это значит, что вопросы поиска редактора и корректора будут лежать на вас, заказчика такие мелочи волновать не будут. В корпоративных книгах "о компании" еще часто необходим рекламный элемент, поэтому нужны навыки копирайтера, маркетолога и т.д. На мой взгляд, это - самый тяжелый тип работы, так как он требует компетенции сразу в нескольких областях.


Цена работы - средняя и высокая (от 30.000). Риск - низкий.


Заказчики-читатели. Моя любимая категория, хоть и встречается очень и очень редко. За мою карьеру - всего два раза. Заказчики-читатели - это люди, которые платят тебе деньги не для того, чтобы потом это произведение издать, а для того, чтобы его...прочесть. И все. Вот хотелось человеку всю жизнь прочитать роман про робота-пирата с Марса, который колонизирует Самарскую область, но никто такого не писал. А прочесть то хочется! А тут у него появились  лишние деньги, он нашел литраба и сидит в предвкушении литературного оргазма. Работать с такими заказчиками - это всегда полный треш в хорошем смысле этого слова. Идеи бывают просто отбитые, так как у вас двоих нет никаких рамок и ограничителей в виде издательства (произведение то не публикуется).


Главная сложность с такими заказчиками - "попасть в настроение". У литраба в этом случае нет никакой свободы, так как он должен на 100% написать то, что человек хочет прочесть, вплоть до мельчайших деталей.  С другими заказчиками всегда можно надавить на то, что "это классный ход, но издательство такое не пропустит", а тут нельзя. Хочет человек, чтобы ты каждую главу уделял 30 страниц эротическим сценам с единорогами (а само произведение при этом про Николая Второго), то ты в лепешку разбейся, но напиши, иначе не заплатят. Однажды я переписывала рассказ 10 раз.


Работа с заказчиками-читателями самая сложная, но я считаю, что попробовать должен каждый литраб. Если вы переживете это, то никакие издательства вам уже не страшны! К тому же, прекрасно развивает воображение.


Цена работы - низкая и средняя (от 10.000). Риск - высокий.


Вот, пожалуй, и все. Если кого-то забыла - пишите в комментарии. В следующий раз поговорим про ТЗ - в какой форме приходят, что туда вписывают и т.д.


*добавила тег "работа литнегром", чтобы вы могли заигнорить меня.

Лига Писателей

3.6K постов6.4K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
35
Автор поста оценил этот комментарий

Напишу рассказ за плюсики! Предлагайте ТЗ.

раскрыть ветку (57)
50
Автор поста оценил этот комментарий
Что-то типа апокалипсиса/пост-апокалипсиса.
Изобрели люди машину времени, правда только одностороннюю - свалить можно на любое время вперед, а вот вернуться уже никак. Понастроили их в разных странах и принялись изучать эффект перемещения.
А жизнь в мире становилась все печальнее и печальнее - голод, перенаселение, войны. Сначала в счастливое будущее валили "богатые и знаменитые", потом "ученые и изобретатели", затем начали бежать уже разные примкнувшие, а когда весь обслуживающий персонал покинул экспериментальные установки, не выходя из зданий, то в прекрасное далеко валом повалили все желающие, устанавливая каждый свой срок перемещения...
Только самые хитрые, дальновидные и ленивые остались. Но ленивые быстро перемёрли, а вот остальные создали свое общество - собрали знания, технику, оружие, вкалывали, как проклятые, чтобы выжить на руинах полупустого мира... Теперь их потомки встречают в тщательно охраняемом периметре свежепереместившихся людей из прошлого, желавших прийти на все готовенькое, разоружают, забирают прихваченное с собой добро, выдают одинаковые робы и определяют "неграми на плантации". Ибо нефиг было!
Хэппи энд
раскрыть ветку (10)
12
Автор поста оценил этот комментарий

но выже сами уже написали

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

вот тоже думаю... ТС!! Ау, скиньте образец ))
ща мы закажем ))

4
Автор поста оценил этот комментарий

Ииии, уже есть :D
за авторством Каганова

https://lleo.me/arhive/fan2006/mne_povezet.shtml

Очень близко, как по мне

3
Автор поста оценил этот комментарий

Я на тебя подписался, чтоб писал!!!

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Э-э! Я-то тут причем?! Чукча не писатель, чукча - читатель :D

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да пофиг, я уже жду! Если что должооооок за тобой)

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я тут никаких не даю! Это все @procxela! :р

Автор поста оценил этот комментарий

как я тебя понимаю ))))

Автор поста оценил этот комментарий

...за плюсики )).. ща выяясним кто покупает идеи и .. каааак попрёт ))

Автор поста оценил этот комментарий

Супер.

Классная идея.

28
Автор поста оценил этот комментарий
Надоели эти попаданцы, которые поднимаются по новой жизни (в названиях книг серии особенно ярко выражено: ученик, воин, полководец, граф, император), дайте попаданца, который все прос*ал. 
Обычного такого среднестатистического человека со среднестатистическими данными, общими неконкретными знаниями и представлениями о прошлом.
И попадает он в околосредневековый/эпохо-возрожденческий мир сразу на высокую должность, начинает осваиваться, пытается применять знания - и лажает на каждом ходу из-за самоуверенности, отсутствия конкретики в знаниях, излишней доверчивости, незнания этикета и политических раскладов, и так далее.
И вот он теряет деньги, теряет земли, теряет уважение окружающих, скатывается все ниже, пока не оказывается на своем уровне - расторопного приказчика, или там садовника, или повара. Он понимает, что все его прежние проблемы до-попаданческие и после, связаны с тем, что он постоянно замахивался не на свое дело и не на свое место. Примиряясь с нынешним незавидным положением он становится хорошим спецом в своем деле, получая как раз то, чего искал и не находил, на высоких должностях, куда рвался: уважение, признание и награду за умения. 
раскрыть ветку (6)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Есть похожее, "Трактирщик". Герой-попаданец не замахивается на графа-героя-убиватора, решает заняться тем, что поможет ему не сдохнуть и не оказаться в рабстве (средневековье же). Так что этап "герой падает на дно" практически отсутствует.

Ну пара приключений есть, да, герой два раза подрался (не на мечах, упаси боже), плюс изобретение лодки-вилки-салфетки-пуговиц-отопления, но в целом - у каждого почти есть эти знания и не надо быть Сайресом Смитом.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ложки-пуговицы - изобретения столь давние, что чуть ли не из каменного века, салфетки - младшие сестры полотенец, это и не изобретение, отопление - тоже давно делали, только дорого и голова нужна математическая для расчетов, так что отопительные системы были для богатых особняков и дворцов (хотят тут герой молодец, если его трактир в полном составе не угорел из-за недостаточно высоты трубы или не вовремя закрытой вьюшки). А вот к примеру - стекло, его делали еще в дофига каком веке до нашей эры, казалось бы, чего сложного. Но как задумаешься - подходит ведь не любой песок, а как узнать нужный? И там еще добавки какие-то должны быть, а какие и в каком соотношении? Плюс нужна высокая температура, а как ее обеспечить? Куча мелочей, каждая из которых может испортить результат до полного непотребства. И так с любыми более-менее технологичными вещами.

Автор поста оценил этот комментарий

Прошу прощения, но про "изобретение лодки-вилки-салфетки-пуговиц-отопления" я ничего не писал. (Вилки есть - но не изобретённые, а всего лишь - модернизация - в рамках наличия христианских суеверий о чертях с вилами в Богемии) Вероятно Вы перепутали "Трактирщика" с какой-либо другой книгой.
Что же касается редкости драк - так ежедневно дерутся только спортсмены, занимающиеся определёнными видами, да ещё, возможно, прыщавое хулиганьё допризывного возраста (и то далеко не всё).
В литературе же хорошая драка должна быть замотивирована.
За интерес же Ваш к похождениям Макса Белова в альт-Средневековье - сердечно благодарю. Приятно.
С уважением - автор "Трактирщика"

3
Автор поста оценил этот комментарий

Янки при дворе короля Артура? :)

вроде похоже, но давно читал :(

1
Автор поста оценил этот комментарий
В "не время для драконов" (Лукьяненко/Перумов) есть такой персонаж эпизодический
Автор поста оценил этот комментарий

Почти такое - хроники дебила

17
Автор поста оценил этот комментарий
Хочется историю про маньяка-убийцу, ежегодно жутко-ритуально расправляющегося с жертвами, "который был прав!".
Чтобы его искали, охотились, собирали улики, пытались понять принцип подбора жертв, обнаруживали все новых. Маньяк старательно уходил от погони, появлялся в неожиданных местах, скрывался, пропадал из поля зрения закона на годы.
Потом его все-таки схватили над очередной жертвой и ритуал не был завершён. Маньяк вырывался, кричал, что должен все закончить, иначе конец света наступит, его, конечно, не слушали.
А потом мертвые вдруг восстали из могил. Или активизировались все вулканы по всему миру. Или прилетели инопланетянены со словами "вы просрочили плату по ипотеке за эту солнечную систему, выметайтесь на... так, стоп, а где рептилоиды?! почему тут только обезьянки, которых они завели ради фана?"
раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Из серии "маньяк был прав"  -  Образцов "Молот ведьм": там маньяк жестоко убивал женщин, а потом ГГ выяснила, что эти женщины все были ведьмами и устраивали шабаши с жертвоприношениями младенцев

Автор поста оценил этот комментарий

похоже на фильм "Хижина в лесу" про студентов, которых правительство приносит в жертву старым богам, чтобы они не проснулись.

Автор поста оценил этот комментарий
Начало про скрывающегося маньяка, это один в один - четвертая часть манги/аниме jojo's bizarre adventure, а конец - про конец света (извините за каламбур), где злодей пытается пересоздать мир - это уже часть 6. Только там были ожившие персонажи из разных фильмов и комиксов, манипуляция погодой, и махинации со временем.
7
Автор поста оценил этот комментарий
Инопланетяне похищают человека для своего зоопарка. У них считается, что разумные создания неспособны на убийство - себе подобных или любого живого существа, - а раз человеки способны, значит они дикие звери, пусть развлекают своей ужасностью наших мирных граждан. 
Человек не согласен, человек пытается доказать, что он - разумный, что в жизни никого не убивал и не собирается, хоть в принципе на это и способен. Но, сидя в клетке, трудно кому-то что-то доказать, и человек сбегает, и... 
Концовка на откуп автору - человек вернётся домой; докажет разумность и будет жить среди инопланетян; разбегаясь в ужасе от дикого зверя, инопланетянены поубиваются, и люди будут признаны самыми страшными монстрами - им даже лично убивать не надо, разумные вокруг и так мрут; человек съедет с катушек на фоне невозможности доказать свою мирность-разумность и начнет убивать, ибо нефиг!..
раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Чувак, твои ТЗ отменны.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Пихаю их всюду, а так до сих пор ни одно не описали даже в виде рассказа :'(

Автор поста оценил этот комментарий
Что то похожее есть у Кира Булычева, "Любимец"
5
Автор поста оценил этот комментарий

Перемещение разума в искусственное тело. Экспансия.

Сроки: месяц.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Фильм "Превосходство".
7
Автор поста оценил этот комментарий

Создать расу разумных существ подчиняющихся иным законам логики, чуждым человеку. Смоделировать ситуацию контакта от лица представителей этой расы с существующим человечеством. Всё должно быть написано от первого лица представителей иной расы.

Срок: два месяца.

Оплата: по итогам выполненной работы.

раскрыть ветку (6)
11
Автор поста оценил этот комментарий

"Чужак в стране Чужой". Хайнлайн.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Как я безмерно рад видеть человека, который пишет это название именно так

3
Автор поста оценил этот комментарий

Космические жуки прилетают на землю. Видят щенят, котят и цыплят и блюют от отвращения.

Потом они видят что людишки не общаются друг с другом как разумные существа (никаких химических сигналов) и решают занять планетку для себя.

Можно из игры эндера натырить куски

1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

"Сами боги" Айзек Азимов, 2ая треть книги про энергетические формы жизни, мне очень понравилось.

Автор поста оценил этот комментарий
Роберт Шекли, "Охота"
Автор поста оценил этот комментарий
"Тройной контакт" Юдковский
9
Автор поста оценил этот комментарий

Или вот: парнишка (можно аутист) когда что-то делает и испытывает эмоции слушит музыку в своей голове, когда видит что-то хорошее - нежную, плохо ему - плохую.
И . каждое его действие всегда играет шарманка в его голове.
ему больно от печальной музыки, и хорошо от веселой, однажды он нечаянно убивает,  и .. уже не понимает, музыка играет от его действий, или музыка управляет его действими.
срок - месяц

раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Лукьяненко, Дозоры (арка про Зеркало)
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

мне нравится ваша идея....)))

раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий

а идеи кто-нибудь покупает?))))

раскрыть ветку (4)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

у меня - нет!) Если серьезно, то даже не знаю, не сталкивалась с таким в своей работе

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

предложите мои ))
у меня .. много в голове разнообразного...

3
Автор поста оценил этот комментарий

Куплю ещё пару ваших идей за пару плюсиков.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

ты это отработай ))))

Автор поста оценил этот комментарий
Блин, а я реально почти постоянно слышу музыку в голове. Правда связи с реальным миром или настроением нет, просто как радио повторяет то, что я недавно слышал, или иногда достает что-то что я слышал достаточно давно, помогает скрашивать время.
8
Автор поста оценил этот комментарий

Неудавшийся розыгрыш, детектив.
одного мужика разыгрывают (ну там, дочь похищают), а он думает что это всё серьёзнщо и начинает их мочить направо и налево.
ТВ в шоке, но мужик чует не ладное и пытается выявить "заказчика",  выясняется что это под пранк его убийство заказали.
действие - хз какой будущее.
..

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Почти есть, юмористический детектив, года так 2000-2005, страниц 200-300, там герою помогала девушка из спецслужб. Парень (обычный додик планктон) стал свидетелем инсценированного ограбления и кинулся помогать даме.


Найду на днях в библиотеке, скину.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

а ..трупы, трупы )?? Сталлоне там..

Автор поста оценил этот комментарий

Почти как самый лучший фильм три.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

эм.. как напишет - мы будем почитать )

9
Автор поста оценил этот комментарий
Магический мир, в котором каждый владеет силой в той или иной мере. Всё кругом работает на магии от самого сложного до самого простого. 
Испытания нового оружия/спелла заканчивается тем, что значительная территория оказывается накрыта антимагическим куполом. К счастью это территория над лесистым заповедником, к несчастью именно в это время над ним находился летающий аппарат с важными людьми (принц со свитой, дочка герцога с приближенными, штаб по испытаниям со всей военной верхушкой...). Важных людей надо спасать, но снять антимагический купол не удается, а обходится без магии никто в этом мире не умеет. Поэтому из немагического мира выдергивают специалиста по лесам и выживанию.
Спасителем оказывается пятнадцатилетний пацан - опытный турист-разрядник, который как раз в полной экипировке шел на вокзал. После коротких, но жарких объяснений, обещаний и угроз, пацан уходит в лес - спасать. 
Дальше процесс вывода из леса группы покоцанных новичков, не умеющих работать руками от слова совсем. И их отношение к пацану - от презрительного (делать все без магии, руками, как животное) до восхищённо (оказывается, и так можно, магия - не единственная движущая сила прогресса).
В общем, все заканчивается хорошо, спасённые радуются, а спасителя с горячей благодарностью возвращают на Родину. 
Но на этом история не заканчивается - хотелось бы еще немного о чувствах и мыслях пацана, который пару недель был серьезным, взрослым, самостоятельным, принимающим решения и отвечающим за других, а тут снова стал обычным школьником, живущим обычной скучной жизнью.
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Огонь. Респект. Нужен "вкладной сюжет" - пацан в в дебрях находит сгенерированный экспериментом амулет, позволяющий задавить антимагией всю планету. Юзает и, муухаахаа - весь мир теперь полигон для так любимого выживания нах. Спустя годы, маги-диссиденты пытаются бороться с собственоручно вытащенным в свой мир Темным Властелином....

Автор поста оценил этот комментарий

Самолет президента падает на остров-тюрьму. Фильм такой был

8
Автор поста оценил этот комментарий
Параллельная фэнтези-вселенная. Когда-то давным-давно была война между ангелами и демонами. В ходе этой войны демоны похители ангельского ребёнка, а те, в отместку, демонического. Война закончилась, дети росли. Ангел, соответственно, у демонов, демон - у ангелов. А потом произошло открытие границ, ангелы и демоны начали работать вместе, и эти двое встретились.
раскрыть ветку (4)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Почти половина (ну ладно, треть) романов про оборотней-вампиров, особенно с любовной-эротической линией.

2
Автор поста оценил этот комментарий

У пратчетта и гейлмана было похожее.

Благие намерения. Только там перепутали

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Точно, нужно будет читануть
Автор поста оценил этот комментарий

По-моему, это сюжет какой-то из частей диабло)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку