Работа литнегром. Как я попала на галеры

В общем, уже пару раз меня в комментариях просили рассказать про свою работу литературным негром (далее - литнегром). Работа необычная и довольно интересная, поэтому, пожалуй, поделюсь. Сразу хочу оговориться, что в моих рассказах вы не услышите никаких имен и названий (думаю, объяснять не нужно, почему), а все перечисленное ниже - мой субъективный опыт.


Что ж, поехали... Первый пост будет посвящен тому, как я вообще попала в эту замечательную профессию.


* Небольшое отступление. Если кто-то не знает, литературный негр  (литературный раб, книггер, автор) - это человек, который сидит в темном подвале и пишет книгу под дулом пистолета за определенный гонорар пишет произведение (рассказ, повесть, книгу и т.д.), которое затем будет публиковаться под другим именем. Когда-нибудь задавались вопросом, как один и тот же писатель может выпускать по 3-4 романа в месяц? Ну, вот вам и ответ...


Как я стала писать?


Любой писатель, "настоящий" и не очень, имеет в запасе захватывающую историю своего литературного пути. Возможно, когда я буду старая, умудренная опытом и утомленная славой, я придумаю что-то увлекательное на это тему, но пока все банально. С детства я была ебанутой любительницей сочинять истории. Мои куклы жили в полном страстей и драмы мире, который я активно продумывала. Первое "произведение" я написала лет в 10-11, это была небольшая пьеса про двойку для школьного театра. Почему именно пьеса? Понятия не имею, с тех пор я пьесы не писала, да и театр я не очень люблю. Тем не менее пьеса с успехом шла на школьных подмостках два или три года подряд.


В подростковом возрасте я открыла для себя мир фанфиков. О, какая это была площадка для моих фантазий! Наконец-то я смогла найти среду, где я могла бы с чистой совестью реализовывать все свои "автор, ты дурак, так не должно было быть!". Фанфики я писала довольно долго, разной степени адекватности. Постепенно, лет в 16-17 к фанфикам подключились небольшие рассказы, повести и т.д., так как писать про сопли-слюни мне не нравилось особо, а среди читателей фиков в моем фандоме было не так много тех, кто мог оценить литературную сторону произведения, а не его содержание (не сочтите за оскорбление читателей, возможно, я не там публиковалась). Я не претендовала и не претендую на звание талантливого или даже хорошего писателя (решать не мне), но уже тогда мне хотелось обсудить с читателями построение сюжета, интересный ход, стиль, психологию персонажей, основной и скрытый конфликты произведения и подобные вещи. Поэтому я стала писать свое. Часть из авторских произведений я публиковала в сети, часть до сих пор лежит у меня в столе.


Меня долгое время мучило ощущение, что я какая-то неполноценная, ведь у меня нет моей "работы жизни", я не способна полностью от и до продумать свой собственный мир произведения, со всеми деталями и т.д. Я нагружала свою голову этой мыслью несколько лет подряд, пока в 20 с небольшим меня не осенило - вот она, моя идея! С тех пор я неторопливо работаю над собственным крупным романом-антиутопией. У меня есть в голове свой мир, свои персонажи и все такое. Конечно, параллельно все еще пишу рассказы и другие мелкие формы.


Зачем я так подробно это описала? Для того, чтобы каждый смог понять, что я не какой-то гений, с юных лет претендующий на звание "писателя тысячелетия". Я не выигрывала в 10 лет литературные конкурсы, ко мне не пришла мировая слава после публикации моего первого рассказа и так далее. Мой путь писателя вполне обычный, как и у многих моих знакомых литнегров. То есть, литнегром может стать каждый. Это не значит, что мы все плохо пишем, возможно, среди нас (может и даже во мне) спит гений, но это не имеет слабое отношение к профессии литнегра.


Как я стала литнегром?


А вот теперь самое интересное. Вы уже подумали, что мой первый "агент" нашел меня на сайте фанфиков? А вот и нет. Он нашел меня на...форуме. И даже не ролевом! Мне было около 19 лет, я сидела на одном форуме, где, среди прочего, рассказывала о том, как я играю в одну компьютерную игрушку. В какой-то момент мне в личку пришло сообщение от человека, который написал, что давно следит за мной на форуме и ему нравится мой слог. Не хотела бы я попробовать себя в роли литнегра? Вот так вот просто и в лоб. Нигде на форуме я не упоминала, что пишу, не давала ссылки, человек ориентировался только на мои сообщения.


Мы долго переписывались по почте. Я знала про такое явление, как литературное рабство, но очень долго не могла поверить, что мне выпал такой шанс. Не просто написать, да еще и за деньги! Я послала пару своих рассказов - они устроили. Мне предложили написать роман, сразу целый роман, мне одной! Выдали синопсис, спросили, устроит ли меня такой сюжет, нравится ли мне идея, готова ли я взяться? Господи, конечно, да! Это же целый роман! Для меня! За деньги!


Если серьезно, то я не верила до последнего, что это не какой-то развод. Усложняло ситуацию то, что человек находился в другом городе (издательство там же), поэтому мы даже по телефону не говорили, только электронная почта. Сейчас бы я сказала "ой, да ну, наверняка попытаются номер карты выведать!". Но тогда я еще верила в чудо. Конечно, становясь литнегром, ты понимаешь, что свое имя ты под написанным не поставишь никогда, но дело было не в славе, я боялась, что мои тексты просто украдут. Я напишу, отправлю, а мне не заплатят. Стоимость на тот момент была довольно высока, как для студентки, которой я являлась, так и в принципе для того времени.


И...мне заплатили! Даже не так. Агент (я называла и называю его редактором с тех пор, коим он и является по сути) сказал, что готов выдать мне аванс. Прямо сейчас переслать по Вестерн Юнион. Я согласилась, мы обговорили детали. Я шла за авансом на ватных ногах, поверить не могла, что все это - правда. Только когда мне на руки выдали деньги, я поняла, что, кажется теперь я - литературный негр. Взаправдашний!


В общем, с тех пор началась моя карьера литраба, с этим издательством мы написали несколько книг, со временем я стала работать и частным образом, как фрилансер-литнегр. Но обо всем этом - в другой раз.


Надеюсь, кому-то это будет полезно и интересно. Пишите ваши вопросы и идеи для следующих постов.

Лига Писателей

3.6K постов6.4K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
67
Автор поста оценил этот комментарий

Сразу видно, что человеку за знаки платят) можно было только последние абзацы запостить

раскрыть ветку (42)
44
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А вот не угадали, не за знаки! ) на самом деле я осознанно написала простыню про "свой путь", так как 90% вопросов, которые я слышала в свой адрес на эту тему, были в стиле - ой, да понятное дело у тебя связи, так и попала, да? Нам, простым авторам, не попасть в эту сферу! Конечно, надо иметь изданные произведения, чтобы тебя взяли литрабом. Нет, нет и нет. Просто я хочу, чтобы это было ясно и в дальнейшем к этому не возвращаться. )))

раскрыть ветку (41)
58
Автор поста оценил этот комментарий

Из текста непонятно что литрабы это какая-то закрытая каста. Читал и недоумевал откуда такие восторги и что в этом необычного, так как я сам никак не пересекался с этой сферой, то с моей колокольни казалось что литрабы это какой-то низший уровень писателя который пишет по 200 книг в месяц для Донцовой.

Только из комментариев понял что видимо так сходу литрабом не стать.

раскрыть ветку (36)
21
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Восторги скорее от того, что это не среднестатистическая профессия, в целом, необычная для большинства людей. Ее место в литературной среде да, ниже среднего, но этот вопрос можно обсуждать бесконечно. Лично я считаю, что для писателя работа литнегром - это огромный и важный опыт, который дает неплохой старт в своей карьере.

Попасть сюда непросто по той причине, что стараются все это дело не очень открыто проявлять. Вряд ли вы найдете на хедхантере вакансию "литературный негр", обычно попадают в среду через третьих лиц.

раскрыть ветку (34)
21
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, строго говоря, литнегр - это хороший копирайтер. С той или иной степенью свободы. Иногда надо писать по четкому синопсису (и это самое легкое), иногда - лишь по общим чертам.
Мне кажется, что мифичность и типа таинственность этой профессии связана с остаточной сакральностью профессии писателя. Ну как у наших бабушек "ааа, он работает в тиливизире!".
А так... ну работа как работа.

раскрыть ветку (30)
15
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Я согласна. Я думаю, что играет роль и тот факт, что творческие профессии сильно ушли в массы с развитием сети. Раньше в принципе было творческим людям сложнее, не было такого количества площадок, многие профессии и правда были сакральными, как вы сказали.

раскрыть ветку (29)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Вот скажите, вы как литнегр можете мне чуть-чуть подсказать? Я уже давно подумываю о писательстве, в голове есть такая называемый "рассказ мечты", но каждый раз как я берусь за то, чтобы написать его, у меня появляются тревожные мысли, что он получится плохой, и лучше я сделаю это попозже. На данный момент у меня на компьютере лежит 3 версии первой главы, и я до сих пор не могу начать писать четвёртый, конечный вариант. Можно ли как-то поднатоскаться в этом, чтобы рассказ не вышел убогим? И если да, то что надо делать?
раскрыть ветку (17)
16
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Эм. И первый, и второй и третий выйдет убогим. Твой вопрос в стиле "хочу прокатиться на велосипеде, но боюсь что буду ездить плохо". Вариант только один - писать.

12
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Знаете, что самое интересное? Вы сами вряд ли сможете с точностью сказать, убогий он или нет) Погоня за совершенством в самом начале пути - это и хорошо, и плохо.С одной стороны, вы вдумчиво работаете, стараетесь все аспекты предусмотреть и т.д. С другой, вы стремитесь к совершенству, которого нет, просто потому что для оценки качества произведения нужны время и читатели. Вас должно "отпустить", вы должны понять, что нет ничего страшного в том, чтобы написать рассказ "не очень", такое бывает даже у опытных авторов. Я бы посоветовала вам начать публиковаться анонимно в сети. Просто пишите какие-то небольшие рассказы, не рассказ мечты, слушайте критику, учитесь воспринимать реакцию читателей. Заодно вам подскажут ваши слабые и сильные места. Со временем вы научитесь более здраво оценивать свое творчество и не бояться ошибок в нем

раскрыть ветку (8)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Блин, а ведь есть ещё одна проблема- в голову ничего кроме него не лезет. Не могу понять почему. Возможно, если буду придумывать предыстории чего-нибудь из этого рассказа, то может и получится. И, я так понимаю, на каком-нибудь лайв журнале публиковать их?
раскрыть ветку (7)
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

может, вам попробовать фанфики, если свое не лезет? ниже правильно сказали, главный совет - писать, писать и писать.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ладно, придумаю что-нибудь небольшое, и буду писать разное. Вроде даже была такая вещь-каждый день писать по одному маленькому рассказу, тратя минут 30 со всего дня.
Автор поста оценил этот комментарий

я писал на конкурсы в интернете. Есть заданная тема, правила - эти рамки в некотором смысле упрощают задачу. Есть куча злых критиков, которые обольют рассказ дерьмом с ног до головы. Но если читать внимательно и без эмоций можно найти то, над чем стоит поработать.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Злые критики - очень плохой вариант. Я совался по конкурсам разным. Кое-где даже занимал места. Так вот кпд от злых критиков крайне низок. Потому что я и сам бывал злым критиком (слава анонимности! даёт +100 к смелости) и помню, как под плохое настроение хотелось вытирать ноги об МТА. Но это позже, когда подрос и загрубел. А вначале пришлось переживать много обидок, потому что ты рассказ растил бережно, как цветочек, а его сапогами кованными в грязь втаптывают. Хочется карать, мстить и ругаться в ответ.

Если не хочешь в дерьме ковыряться, пытаясь выковырять картошку, то лучше найти компетентного друга/родственника/знакомого/волонтёра который бы тебе выдал честной критики.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Извините, что вклиниваюсь, но у меня есть для вас очень хорошая рекомендация.

Джулия Кэмерон "Право писать". Автор больше известна по книге "Путь художника", но там в целом про творчество, а "Право" конкретно про писанину. Полистайте, очень поможет именно по вашему вопросу.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо, почитаю
1
Автор поста оценил этот комментарий

Пиши не первую главу, а все целиком. Выйдет конченное говнище, которое потом и будешь редактировать/переписывать, восстанавливать логические цепочки или создавать заново там, где их не было ранее.

Фишка в том, что сейчас ты напишешь первую главу идеально раза с седьмого, а потом столкнешься с тем, что нужно написать вторую и третью, и так далее. И с каждой новой главой будет все сложнее и сложнее.

Гораздо проще и правильнее написать все сразу. Криво и косо, на уровне второклассника, да. Но потом ты начнешь связывать написанное между собой и обогащать деталями тогда, когда ты уже сможешь оценить произведение комплексно и в целом. Потому что ты его уже написал! Осталось отредактировать.

Сравни свою работу с работой скульптура. Ведь перед ним изначально стоит огромный бесформенный кусок мрамора. Этот кусок мрамора - это задумка. То, что у тебя в голове.

Отсекая "лишнее" от этого куска мрамора, скульптор создает обрубовку. Общий вид. Если отойти подальше, то можно оценить будет ли конечный результат интересным или нет. И если картина даже в таком рубленном варианте выглядит интересно, то нужно продолжать. Сделал скульптуру детализированее - оцени снова. И так из раза в раз.


А если зацикливаться на одном куске, то выйдет как на картинке с глазом:

Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий

у меня так была книга мечты)) но я понял, что не осилю и начал писать рассказы. Потом и книгу написал другую) А книга мечты так и валяется в виде на треть исписанной 90 листовой тетрадки. Текст там никуда не годится, да и разбирать свой почерк 15-и летней давности нет никакого желания. А идеи и персонажи из той книги мечты уже не лучше и не хуже двух десятков других идей и персонажей...

Автор поста оценил этот комментарий

Выход один - понять для себя, что если он получится плохой, да и пох. Главное - сделать. А потом можно его будет сколько угодно редактировать.
Чтобы не вышел убогим, можно натаскиваться на разнообразных местечковых конкурсах. У вас фантастика?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Что-то вроде техно-фентези, я пока не обрисовал цельную картину.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Приходите на форум фантастов, там можно на конкурсы текст подать, чтобы обкатать, да и просто его запостить. Сильно злых критиков там нет, народ достаточно дружелюбный, говнами не кидается.

1
Автор поста оценил этот комментарий
На счёт массовости творческих процессов готов поспорить. Шутка про то, что если человек решил посмотреть фильм под винишко, то откупоритвать бутылку можно только после окончательного выбора фильма - уже не шутка, а проза жизни. Как и с книгами. Можно весь вечер убить на поиск в интернете чего-то, что будет интересно читать, психануть и начать перечитывать старую книгу.
раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

Вы так говорите, как будто раньше было лучше.

раскрыть ветку (9)
2
Автор поста оценил этот комментарий
А уж сообщества нач.писов... Там вообще полный мрак.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Плавали, нюхали, тошнило. Но надо понимать, что это лягушатник.

Чем больше этих головастиков там копошится сейчас, тем выше шанс, что один из них однажды эволюционирует в прямоходящего.


И да, в мире стало больше гениальных красивых фотографий. Если бы вы ходили не по ванильным инстаграмчикам, а по более специализированным местам, то осознали бы, какое огромное количество фотохудожников сейчас творит офигительную красоту.

Автор поста оценил этот комментарий
Качественного контента было столько же, а вот говна меньше было. Не было возможности массовой реализации пнепризнанных гениев. Сейчас у ребёнка лет 10 может быть свой блог в ЖЖ, страницы в ВК и Инстаграме и видеоблог в ютубе. Качество этого творчества объяснять не нужно
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

чем больше людей занимаются чем-либо тем выше уровень лучших из них... говно, увы, побочный продукт..

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Иногда начинает казаться, что говно - основной продукт, а нормальное случайно получается. Вот ТС, например, штампует чтиво в промышленных масштабах. Уровень книг там - чтобы заказчики не докопались. Откуда там качество будет?
раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий
"...старт в своей карьере"... Венец карьеры - на обложке твои имя-отчество, а написано неграми?
1
Автор поста оценил этот комментарий

А в чем огромность и важность опыта? Вас курируют более опытные коллеги? Вам помогают повышать качество работы? Или вы просто нарабатываете связи в издательствах и заранее разочаровываетесь во всей кухне, чтобы гармоничнее встроиться в тесные ряды "прославленных" авторов современного ширпотреба?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати хороший вопрос, если проводить аналогии, то литнегр это фрилансер. На фрилансе очень тяжело расти, заказчику обычно хватает какого-то минимального уровня и каждый день выдавая это минимальный уровень ты так и останешься днищем. Надо постоянно себя контролировать и сознательно прокачиваться, прикладывать к этому силы, в общем самоконтроль и дисциплина.

Аналогия с фрилансером программистом, у нас обычно если человек начал с фриланса, он остаётся на очень низком уровне, в компании, особенно в айти компании, всегда будут матёрые программисты которые будут тебя бессознательно/сознательно тянуть на свой уровень. Всегда вокруг люди которые могут тебе аргументированно рассказать почему твой код говно.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Да нет, не сказать, что низший. Качество-то текста все равно должно быть хорошим. Да и стилизацией надо владеть, чтобы не делать все книги на один мотив.

3
Автор поста оценил этот комментарий
А мне наоборот понравилось. С интересом прочитала все. Так что всем не угодишь.))
ещё комментарии
Автор поста оценил этот комментарий

Да всем насрать на твой путь, людям нужны скандалы, интриги, расследования!

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку