Рабочее место пилота Ту-144

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Как выглядело рабочее место капитана сверхзвукового пассажирского лайнера в условиях технологий 60-х годов прошлого века?


За исключением перевода большинства приборов на экраны - практически так же, как и сегодня. Компоновка, расположение рычагов и приборов сформировались уже тогда.

Посмотрим в подробностях кресло КВС и его окрестности на примере борта СССР-77106, первого, совершившего пассажирский рейс - из Домодедово в Алма-Ату 26 декабря 1975 года.


Потрогать фюзеляж вживую можно каждый день в Центральном музее Военно-Воздушных Сил РФ в Монино. А вот попасть в кабину - лишь два раза в год.

Ищите дни открытых дверей (обычно 9 мая и середина августа).

Начинаем с огромного кожаного кресла, не чета нынешним:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Такой обзор будет весь крейсерский полет, носовая стойка поднята:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Садимся:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Пульт автоматической бортовой системы управления (АБСУ). Внушительно, зато просто и понятно. Не уверен, что TO/GA удобнее иметь на штурвале, чем на РУД, но как есть. Второй пилот лишен большей части радостей АБСУ.


АБСУ имеет следующие режимы:

- режим штурвального управления;

- режим захода на посадку по планкам положения;

- режим стабилизации и управления приборной скорости.

Кнопки и назначение:
- <значок штурвала> - переход на штурвальное управление в продольном и боковом каналах, на левой и правой половинах;

- В <высота> - стабилизация барометрической высоты;

- С <скорость> - стабилизация и управление приборной скоростью (черзе тягу двигателей);

- ПРОДОЛ. - стабилизация и управление углом тангажа;


- БОК - стабилизация и управление курсом (разворот);

- ЗК - стабилизация и управление заданным курсом;


- ГЛИС + <вправо> - автоматический заход на посадку в продольном канале;

- ЗАХОД + <влево> - автоматический заход на посадку в боковом канале;


- ГЛИС + <значок штурвала> - директорный заход на посадку в продольном канале;

- ЗАХОД + <значок штурвала> - директорный заход на посадку в боковом канале;


- УХОД/ВЗЛЕТ - TO/GA, контроль тяги во время ухода на второй круг или взлета;

- ПРИЗЕМ и КРУГ - неизвестно, не упоминаются в РЛЭ.

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

В центре внимания - авиагоризонт, высота, горизонтальная и вертикальная скорость:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Слева от штурвала - указатель числа маха, уточненный указатель скорости, угол атаки и перегрузок, указатель поворота, рулей направления и высоты, выключатели гидроусилителей и соответствующие манометры:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

На месте MCP, который появится пару десятилетий спустя, светомузыка:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Показания двигателей:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

РУДы, кнопки отключения автоматов тяги и автопилота, триммированиие:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Навигационно-пилотажный комплекс НПК-144.


Карта записана на пленке и проецируется на манер диафильма. Во время полета ее, насколько мне известно, передвигали вручную:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Система позиционирования (напоминаю, на дворе год появления аудиокассеты и бытового видеомагнитофона, первый спутник отправится на орбиту через четыре года):

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Управление носовым обтекателем, шасси и автопилотом:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Отображение положения носового обтекателя, передних крыльев, шасси и хвостовой пяты (даже по схеме видно, где у борта сосредоточена масса):

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Обогревы, огни, управление радионавигационной системой и вот куда перекочевал MCP.

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

А вот тут подскажите, что это :)

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Рабочее место второго пилота:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Кресло от максимальной комплектации, а опцию "мультиштурвал" не докупили (сэкономил Аэрофлот):

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Бонус - рабочее место пассажира :) В/Г/Д нажать не догадался, но возможно, не просто обозначение места, но также дублирование вызова стюардессы на конкретное место:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Салон первого класса. Места много:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Не лишним будет упомянуть, что самолет был оставлен на долгие годы и разобран на части вандалами, особенно кабина пилотов и пассажирский салон.


Волонтеры Монино годами собирали его из пепла, за что выражаю им лично низкий поклон. И, конечно же, занес денег (реквизиты и историю восстановления легко найти).


Обязательно съездите в Монино, если давно собирались, так как есть вероятность распиливания борта на части для перевозки на вечную стоянку в парк Патриот...

Да, этот борт привести в летную годность сложно, но почему-то меня не воодушевляет мысль резать на части легенду.


Спасибо за внимание!

Авиация и Техника

9.2K постов17.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
32
Автор поста оценил этот комментарий

Пару раз в неделю он над нами пролетал в Алма-Ату и обратно в Москву. В отличие от других гражданских самолетов коридора видно его не было - зато как было слышно! Прохождение звуковой было сродни выстрелу из гигантской пушки! В классе кто-нибудь обязательно говорил: "Опять без объявления войны напали!")) К началу 80-х эти громоподобные звуковые эффекты прекратились (кроме 144-го местные Су-15 и Миг-31 немного добавляли).

раскрыть ветку (20)
11
Автор поста оценил этот комментарий
Стёкла не выбивало? Стаканы дребезжали? Всегда было интересно, как звуковой удар с земли ощущается. Школа далеко от аэропорта?
раскрыть ветку (17)
44
Автор поста оценил этот комментарий

Школа находилась в 500 км от Москвы. Борт, думается, к тому времени уже был на верхнем эшелоне, так что расстояние до него было в пределах 25 км (с учетом того, что до воздушного коридора 15 км и он летел на высоте 20 км). Стекла не лопались, но дребезжали, посуда нет. У жителей т.н. "щитовых" домов поселка были случаи самопроизвольного открывания дверей - если дверь была вывешена с уклоном в сторону открывания. Вторник и, кажется, четверг были рабочими днями, Ту-144 пролетал "туда" поздним утром, поэтому, придя зимой домой на обед часть работяг заставала свои жилища выстуженными. "Обратно" он пролетал уже после обеда. Матерились, "Лёньку" ругали, а сделать двери нормально мало кто заботился. Сосед, помню, ставил под дверь, уходя, двухпудовую гирю. Вечером о нее, в темноте, пьяный и спотыкался. Звуковой удар был как мощный взрыв, но не глухой. Потом раскатывалось эхо, как при громе и далее был слышен звук работы реактивных двигателей в течение минуты или около того. Но как-то привыкали и даже не замечали. Видимо, по той причине даже не обратили внимания на землетрясение в 3-4 балла весной 77-го - ну, позвенели люстры и всё, обычное дело.

раскрыть ветку (12)
33
Автор поста оценил этот комментарий
Это потрясающая история. Оксюморон и парадокс)) «Проблемы эксплуатации сверхзвукового самолета - сосед спотыкался о гирю»
раскрыть ветку (8)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Могу поднакидать еще тем на экспертный совет, например, инструкцию из опыта срочной службы: "Особенности охраны Як-28 в зимнее время. 1. Маршрут часового на стоянке подразделения должен быть построен так, чтобы избежать столкновения с фюзеляжем самолета, особенно в состоянии борьбы со сном во избегание примерзания к нему губами. 2. Если примерзания избежать не удалось, вызвать караул одиночным выстрелом вверх, предварительно убедившись, что в направлении выстрела отсутствуют части самолета, в том числе и многострадальные бортовые аэронавигационные огни. 3. Категорически запрещается производить стрельбу, если часовой понимает, что происходящее является осознанным сном и предпринять попытки к пробуждению и продолжению выполнения боевой задачи по охране и обороне объекта".

раскрыть ветку (7)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Вы не подумайте, что я глупенькая, но это реальная инструкция, или вы сарказничаете? Если реальная - Я В ВОСТОРГЕ
раскрыть ветку (6)
8
Автор поста оценил этот комментарий

В отличие от многих других самолетов Як-28 имет шасси так называемого велосипедного типа - одно спереди, второе в хвостовой части, которая очень низко опущена. Именно "хвост" нередко целовали мои сослуживцы из роты охраны. Причем и в нехилые дальневосточные морозы. Причина всего этого - сон на ходу, бич караулов. Стоянка эскадрильи освещена и проверяющий может, не подходя, издалека видеть, как "тащит службу" часовой такого-то поста такой-то смены и впоследствии предъявить ему, что он стоял, а не двигался по периметру стоянки. Поэтому приходилось двигаться и нести на себе не только автомат, но и белье нижнее, белье теплое, полушерстяные брюки и гимнастерку, ватные штаны, бушлат, шинель, шапку, подшлемник от обморожения, рукавицы (с "пальчиком" для стрельбы, хотя где там)), носки хлопчатобумажные, носки шерстяные, валенки подшитые и его величество караульный тулуп. В отличие от всего другого, тулуп всю зиму находился на посту и его передавали вместе со сменой. С течением времени на нем постепенно нарастала наледь и он становился практически неподъемным. Но носить это все было обязательно по форме одежды - на Дальнем Востоке погода зимой в течении ночи и даже двухчасовой смены может поменяться с минус 10 до минус 30. При очень большой влажности. Таким образом, во время движения часовому порой становилось так тепло, что он впадал в состояние полусна - вроде бы движешься, все спокойно и вдруг бац - перед тобой, откуда не возьмись стоит начальник караула. А это залет! Но залет обычный, все через это проходили. И вдруг представьте - приходит смена на пост, а там никого! Разводящий обходит стоянку и вдруг валится, как подкошенный. Очередная смена подбегает и тоже валится с ног. И не от пуль, а от хохота - часовой и хвост "Яка" слились в страстном поцелуе! Оказывается, заснул на ходу, "как старый мерин в упряжке", сбился с маршрута, подшлемник сполз, целуем хвост. То-то смеху было в караулке! Самое интересное было то, что ребята, став по двое с боков, пытались его "отдышать" и в это время примерз и сержант. Он и выстрелил, попав БАНО(огни бортовые). Двое в санчасти, "борт" поврежден... Потом был "разбор полетов". Спустя какое-то время еще один бедолага примерз - напасть какая-то! Командиры пытались как-то решить проблему - например, смены по часу и без тулупа. Но через неделю опять на два перешли, так как разводящие дальних постов заматывались - длина взлетки две пятьсот да и простудные пошли. Вот и сочинили мы в бодрствующую смену как-то ночью что-то подобное. Так, что это сарказм, но отчасти не мой. События происходили зимою 84/85, номер части - военная тайна.

раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий
у меня молодой человек - канадец. спрашивает чего я ржу как полковая лошадь. постаралась ему как могла суть поста перевести и ваши комментарии. Вскинул бровь с «А потом ты обижаешься на стереотипные шутки про русских». Порадовали :)
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Рад, что поднял настроение)

1
Автор поста оценил этот комментарий
Прекрасная история! Ну-с, современные проблемы требуют современных решений)
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Когда я учился в школе, такие истории назывались былью) И почему-то ждал, что что-то подобное покажут в сериале "Солдаты". Но там только показали страшный сон почти каждого отслужившего "срочку".

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
В каждом роду войск свой набор)
15
Автор поста оценил этот комментарий
"Сосед, помню, ставил под дверь, уходя, двухпудовую гирю. Вечером о нее, в темноте, пьяный и спотыкался. Звуковой удар был как мощный взрыв, но не глухой." Какой сосед громкий.
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ор дяди Вити был соразмерен - стекла тоже тряслись))

10
Автор поста оценил этот комментарий
Познавательно, спасибо) Народ, конечно, веселый)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Живу в рязанской глубинке, здесь ту-22м3 с дягилевского аэродрома петлю делают и иногда со сверхзвуком. Стекла слава богу не выбивает и стаканы не колятся, но ощутимое раскатистое "бу-бууууум" может заставить понервничать))

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Понял, спасибо :)
Автор поста оценил этот комментарий

Некоторое время в Канищево жил, вот реально бумкают на весь район, когда керосин дают на полетать.
Вроде и хорошо - всё норм, летают, учатся.
Но, блин, бумкают так, что весь район знает, что керосин выдали.

3
Автор поста оценил этот комментарий
Очень похоже на выстрел из танковой пушки или гаубицы. Только более протяжный гул удаляющийся гул после хлопка.
Несколько раз ощущал на себе, но это точно небольшие самолёты были-истребители. И бывал на танковом биатлоне-выстреоы наблюдал и ощущал. Похоже.
На Ютубе по поиску Concorde sonic boom есть видос, как граждане вышли в море под трассу суперсоника чтобы его послушать. Весьма показательно
2
Автор поста оценил этот комментарий

Как- то поехал за грибами с товарищем, и так получилось, что бродили мы в лесу, надо которым военные самолеты летают, аэродром в 100км от этого лесочка, я был поражен громкостью, пролетающих сушек (метров 300-500 высота), не представляю, что был бы за звук, если самолет двигался бы со сверхзвуком.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

На таких высотах, боюсь сверхзвук может раскалить обшивку. Хотя, Беленко, угоняя МиГ-25 уходил между сопок на сверхзвуке - местные жители приняли звуковой удар за взрыв. Но этот самолет - стратосферник, у него обшивка из термостойких материалов, как и у Ту-144.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку