Рабочее место пилота Ту-144

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Как выглядело рабочее место капитана сверхзвукового пассажирского лайнера в условиях технологий 60-х годов прошлого века?


За исключением перевода большинства приборов на экраны - практически так же, как и сегодня. Компоновка, расположение рычагов и приборов сформировались уже тогда.

Посмотрим в подробностях кресло КВС и его окрестности на примере борта СССР-77106, первого, совершившего пассажирский рейс - из Домодедово в Алма-Ату 26 декабря 1975 года.


Потрогать фюзеляж вживую можно каждый день в Центральном музее Военно-Воздушных Сил РФ в Монино. А вот попасть в кабину - лишь два раза в год.

Ищите дни открытых дверей (обычно 9 мая и середина августа).

Начинаем с огромного кожаного кресла, не чета нынешним:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Такой обзор будет весь крейсерский полет, носовая стойка поднята:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Садимся:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Пульт автоматической бортовой системы управления (АБСУ). Внушительно, зато просто и понятно. Не уверен, что TO/GA удобнее иметь на штурвале, чем на РУД, но как есть. Второй пилот лишен большей части радостей АБСУ.


АБСУ имеет следующие режимы:

- режим штурвального управления;

- режим захода на посадку по планкам положения;

- режим стабилизации и управления приборной скорости.

Кнопки и назначение:
- <значок штурвала> - переход на штурвальное управление в продольном и боковом каналах, на левой и правой половинах;

- В <высота> - стабилизация барометрической высоты;

- С <скорость> - стабилизация и управление приборной скоростью (черзе тягу двигателей);

- ПРОДОЛ. - стабилизация и управление углом тангажа;


- БОК - стабилизация и управление курсом (разворот);

- ЗК - стабилизация и управление заданным курсом;


- ГЛИС + <вправо> - автоматический заход на посадку в продольном канале;

- ЗАХОД + <влево> - автоматический заход на посадку в боковом канале;


- ГЛИС + <значок штурвала> - директорный заход на посадку в продольном канале;

- ЗАХОД + <значок штурвала> - директорный заход на посадку в боковом канале;


- УХОД/ВЗЛЕТ - TO/GA, контроль тяги во время ухода на второй круг или взлета;

- ПРИЗЕМ и КРУГ - неизвестно, не упоминаются в РЛЭ.

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

В центре внимания - авиагоризонт, высота, горизонтальная и вертикальная скорость:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Слева от штурвала - указатель числа маха, уточненный указатель скорости, угол атаки и перегрузок, указатель поворота, рулей направления и высоты, выключатели гидроусилителей и соответствующие манометры:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

На месте MCP, который появится пару десятилетий спустя, светомузыка:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Показания двигателей:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

РУДы, кнопки отключения автоматов тяги и автопилота, триммированиие:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Навигационно-пилотажный комплекс НПК-144.


Карта записана на пленке и проецируется на манер диафильма. Во время полета ее, насколько мне известно, передвигали вручную:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Система позиционирования (напоминаю, на дворе год появления аудиокассеты и бытового видеомагнитофона, первый спутник отправится на орбиту через четыре года):

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Управление носовым обтекателем, шасси и автопилотом:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Отображение положения носового обтекателя, передних крыльев, шасси и хвостовой пяты (даже по схеме видно, где у борта сосредоточена масса):

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Обогревы, огни, управление радионавигационной системой и вот куда перекочевал MCP.

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

А вот тут подскажите, что это :)

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Рабочее место второго пилота:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Кресло от максимальной комплектации, а опцию "мультиштурвал" не докупили (сэкономил Аэрофлот):

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Бонус - рабочее место пассажира :) В/Г/Д нажать не догадался, но возможно, не просто обозначение места, но также дублирование вызова стюардессы на конкретное место:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Салон первого класса. Места много:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Не лишним будет упомянуть, что самолет был оставлен на долгие годы и разобран на части вандалами, особенно кабина пилотов и пассажирский салон.


Волонтеры Монино годами собирали его из пепла, за что выражаю им лично низкий поклон. И, конечно же, занес денег (реквизиты и историю восстановления легко найти).


Обязательно съездите в Монино, если давно собирались, так как есть вероятность распиливания борта на части для перевозки на вечную стоянку в парк Патриот...

Да, этот борт привести в летную годность сложно, но почему-то меня не воодушевляет мысль резать на части легенду.


Спасибо за внимание!

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
16
Автор поста оценил этот комментарий
Довелось студентом сидеть в кабине такой, возили всю группу на аэродром, где стоял один из списанных Ту-144. Но нам ничего не обьясняли, просто позволили посидеть в кресле пилота и понажимать любые кнопки. Питание было, индикаторы работали, информатор женским голосом повторял "тангаж выше нормы". Впечатлило. Если не ошибаюсь, кому-то из нас даже удалось опустить "острый нос" вниз, удачно что-то нажав или потянув.
раскрыть ветку (18)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Хотел бы и я в «живом» посидеть) В этом, кстати, носовой обтекатель починили - но руками трогать не дают)
раскрыть ветку (10)
17
Автор поста оценил этот комментарий
В Ульяновске наиболее "живой" стоит - в отраслевом музее гражданской авиации, б/н 77110
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (9)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Был там! Но в кабину не пустили. Все таки круто там сделали. Всем рекомендую посетить. Экскурсию вел бывший пилот по ту-154 правда, всё рассказывал.
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вот:( одно время каждая третья свадьба в этот музей ездила. И шампанское на территории можно было, и кабину в платьях лазели, и на крыле плясали. А как экскурсия, так нельзя, обидно:(

Автор поста оценил этот комментарий

То, что он наиболее "живой" - сомнительно. Его тоже разграбили.

Скорее всего, самый целый - самарский 77108. Его в этом году поставили под ток и прогнали работу механизации.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

О, ЭГУ-17/210...

Как же я тебя ненавижу, тварь шишЫжная...

Автор поста оценил этот комментарий
Насколько мне известно, у Жуковского на постаменте стоит самый живой, Ту-144ЛЛ. Уже с двигателями от Ту-160. По крайней мере, плотно летал последний раз он.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

77114 не самый "живой", а только лишь последний летавший. Двигатели с него сняли сразу по окончании испытаний в 1999 году, а большую часть оборудования - перед подготовкой для установки на постамент.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Это муляжи двигателей?
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Сзади у самолёта торчат жаропрочные сопла, но самих двигателей за ними нет. Сопла оставили, видимо, потому, что они уже израсходовали свой ресурс.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Понял, спасибо за информацию)
Автор поста оценил этот комментарий

В Ульске?

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий
нет, в Самаре
раскрыть ветку (5)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Смышляевка)

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Что там на летном поле значки Митсубиси сделаны?😁

Автор поста оценил этот комментарий
о, точно! Он и сейчас там стоит?
раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Хз) лет десять назад стоял

Автор поста оценил этот комментарий

стоит

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку